Чтение в контексте развития информационного общества. Становление информационного общества: международный опыт и украинский контекст. Изменения в сфере образования

В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.

Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов

Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям.

Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации данной программы, - Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова.

Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы - «Информация для всех» - говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая, а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель - человек.

Основной предмет Программы - это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными: странами, социальными группами, отдельными людьми.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО - повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ.

В 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также социальных институтов общества с использованием ИКТ.

Сегодня в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Сегодня главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

На основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека - медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

Чтение и информационная культура личности

Одной из задач подготовки будущих граждан к жизни в информационном обществе является обучение школьников основам информационной культуры.

Становление информационного общества: международный опыт и украинский контекст

Социальные, культурные, экономические и прочие последствия современного технологического переворота, происходящие в мире по пути к информационному обществу, начинают осознаваться и изучаться только тогда, когда они проявляются на уровне повседневности, уровне обычной жизни. Не будучи теоретически осмыслены, социальные и культурные процессы, связанные с информатизацией и «интернетизацией», во многом остаются вне поля видимости, и мы сталкиваемся только с их последствиями.

Поэтому столь важно попытаться осмыслить феномены информации и Интернета именно сейчас, когда по своей значимости и влиянию на развитие человечества и научно-технического прогресса они стали знаковыми символами нашего времени эпохи наступающего информационного общества и культуры постмодерна.

Замечу, что в XX веке формирование глобальных информационных сетей и систем, появление новейших коммуникационных технологий впервые в истории человечества создали условия связать буквально каждого с каждым, объединить информационные ресурсы нашей цивилизации и обеспечить доступ к ним практически любому. Естественно, что эти процессы несут с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах жизни общества .

Целью данной работы стало теоретическое осмысление процессов становления информационного общества в Украине, и выявление специфики перехода к данному типу общества в условиях социальных трансформаций и перемен, происходящих на постсоветском пространстве.

На настоящий момент существуют две действующие и «испытанные» на мировой практике модели вхождения стран в информационное общество: калифорнийская (США), где ведущую роль играет бизнес, и финская, основанная на взаимодействии бизнеса, гражданского общества и государства.

Опыт Финляндии в области успешного взаимодействия государства, гражданского общества и бизнеса по переходу к новым информационным технологиям, открывает возможность иной (по сравнению с калифорнийской), более сбалансированной модели эффективной информационной трансформации. Считается, что финская модель (М. Беек, П. Химанен) для развивающихся стран является более эффективной при переходе к информационному обществу . Финская модель рассматривается как более социально ориентированная, и в связи с этим более приемлема для стран СНГ (и в т.ч. для Украины). Е.А. Путилова пишет, что государство, будучи общественным институтом, не ориентированным напрямую на прибыль, стимулирует и обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала, финансируя сферы образования, научные и инновационные центры - т.е. сферы социального роста, а также поддерживает необходимый уровень экономической, структурной, коммуникационной и информационной равномерности в обществе. В свою очередь, бизнес является ключевой фигурой при реализации, обмене и распространении готовых информационных продуктов и технологий, эффективным каналом связи между потребителями и производителями, важным средством конкурентного развития. При этом в непосредственную задачу общества и его институтов входит разработка и формирование политических рамок взаимодействия государства и бизнеса. Благодаря этой выработанной концепции Финляндия стала на сегодняшний день одним из лидеров глобального информационного общества.

В 1993 г. правительство США опубликовало план о перспективе развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action), который предусматривал создание рабочей группы (Information Infrastructure Task Force) по изучению проблем, связанных с НИИ. Этот план содержал основополагающие принципы для развития НИИ. К ним относились мероприятия по поощрению частных инвестиций, разработка концепции универсального доступа к НИИ, содействие технологическим инновациям и создание технопарков, обеспечение интерактивного доступа к сети и государственной информации, представленной в сети, создание мер по защите личной жизни, безопасности и надежности сетей, прав интеллектуальной собственности; улучшение управления спектром радиочастот; координации государственных усилий относительно НИИ. Правительство США поставило развитие НИИ и глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ) приоритетом развития страны.

Европа также старалась не отстать от Америки и в июле 1994 года Комиссией Европейского сообщества была принята программа «Европейский путь в информационное общество» (Europe"s Way to the Information Society: An Action Plan), обеспечивающая быстрое вхождение стран ЕС в информационное общество. В 1995 комиссия ЕС учредила Форум по проблемам становления информационного общества.

С этого времени по всей Европе начинается разработка национальных программ построения информационного общества. С учетом уже достигнутого, перед европейскими странами возник рад новых задач. Прежде всего, нужно было улучшить условия для бизнеса с помощью эффективной и согласованной программы либерализации телекоммуникаций и создать необходимые условия для внедрения электронной торговли.

Также актуальной стала разработка образовательной концепции «обучение всю жизнь» (lifelong learning) и вскоре была запущена особая программа «Обучение в информационном обществе».

Замечу также, что при разработке европейских программ по вхождению в информационное общество на первое место была поставлен человеческий фактор. Например, в так называемой Зеленой книге «Жизнь и работа в информационном обществе: сначала люди» было предложено вначале разработать программу по всестороннему обеспечению прав человека, и, прежде всего, его права на труд.

В 1996 1998 году появляется ещё одна программа «Обучение в информационном обществе. План действий по европейской образовательной инициативе» (Learning in the Information Society. Action Plan for European education initiative). Её основная цель ускорить вход школ в информационное общество с помощью предоставления им новых средств общения, поощрения распространение мультимедиа в педагогической практике и расширения культурных контактов и лингвистического разнообразия. Для достижения этой цели предлагалось:

  • поощрять взаимосвязь региональных и национальных сетей школ на уровне ЕС;
  • стимулировать развитие и распространение образовательного европейского материала;
  • обеспечить обучение и переподготовку для учителей средней и высшей школы;
  • информировать об образовательных возможностях, которые дают аудиовизуальное оборудование и мультимедийные продукты.

Вслед за образовательной инициативой ЕС многие страны приняли соответствующие инициативы. Например, с 1995 г. в Англии стала работать программа Великобритании «Супермагистрали в образовании - путь вперед», в США - «Вызов технологической грамотности», в Германии - «Школы в сети» [Там же, С. 26].

Одним из самых важных шагов, предпринятых ЕС по переходу его стран к европейскому сообществу стало составление списка приоритетных для Европы программ, имеющих международное значение и демонстрирующих потенциал информационного общества. Эти программы включали такие направления деятельности:

  • разработка и составление глобального перечня информации в электронно-доступном мультимедийном формате;
  • обеспечение всестороннего взаимодействия в развитии широкополосных сетей (организация международных связей между различными высокоскоростными сетями);
  • усиление межкультурного обучения и образования (применение инновационных подходов к изучению языков, особенно для студентов и представителей малого бизнеса);
  • создание цифровых коллекций, баз данных, библиотек, музеев и галерей, а также информационных ресурсов в области экологии, окружающей среды и природных ресурсов.
  • разработка единой информационной сети для управления ситуациями, связанными с чрезвычайными мерами и рисками;
  • разработка и применения информационно коммуникационных технологий в здравоохранении;
  • разработка концепции «Электронного правительства» (e-government), обеспечивающая использование новых информационных технологий для осуществления административной деятельности и электронного взаимодействия между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами;
  • создание и развитие среды открытого и свободного обмена информацией и предоставления глобальных торговых услуг в интересах малого и среднего бизнеса);
  • повышение конкурентоспособности всех морских видов деятельности за счет средств информационных и телекоммуникационных технологий [Там же, С. 27-28].

В 2000 году Европейской Комиссией было принята десятилетняя программа «Электронная Европа» (e-Europe), которая была призвана ускорить продвижение Европы к информационному обществу и цифровой экономике. Основными приоритетами этой программы стали:

  • деятельность по обеспечению каждого субъекта общества выходом в онлайновую среду; поддержка и распространение европейской культуры через создание цифровой литературы;
  • финансирование и развитие новых идей, и предоставление гарантий в области социальной направленности информационного общества;
  • увеличение доверия граждан к государству и укрепление социального согласия.

Если мы обратимся к Украине, то проведенный анализ показал, что в этой области наблюдается серьезное отставание от Европы или же России, как по формированию и темпам развития информационного общества, так и по его теоретическому осмыслению. В локальном гуманитарном знании практически отсутствуют, например, диссертационные исследования по проблемам информационного общества и Интернет-коммуникаций. По развитию ИКТ Украина находится на 78 месте, уступая как России, так и многим развитым странам мира .

Считается, что для Украины вступление в глобальную информационную цивилизацию началось с провозглашением государственной независимости . Так, после определения государственного суверенитета, наряду с другими областями законодательства на Украине стали разрабатываться национальное законодательство и подзаконные нормативные акты относительно государственного регулирования общественных информационных отношений, в том числе таких, которые непосредственно связаны с информатизацией, компьютеризацией и автоматизацией.

Крайне важным для информатизации украинского общества стала принятая Министерством образования и науки Украины Программа информатизации средней школы, а также разработка Верховной Радой Украины Законов «О телекоммуникации», «О деятельности в сфере информатизации», «О концепции информационной политики», «Об электронной цифровой подписи», «О внесении изменений в действующий Закон «Об информации» и др. На настоящий момент принято или находится в состоянии рассмотрения тридцать два закона в области информатизации страны .

Хотелось бы отметить, что проведенный анализ уровня развития информационного общества или готовности к построению такового показал, что Украина пока что не достигла статуса развитой страны и не стала одним из основных игроков мировой экономики, не означает, что она не имеет шансов на разработку и использование передовой стратегии. Ряд исследователей становления информационного общества на Украине полагают, что страна имеет значительный потенциал и глубокие традиции в области построения информационного общества, а также подготовленные и квалифицированные кадры, работающие в ИТ секторе: так, Украина входит в пятерку государств с наибольшим кадровым потенциалом специалистов по компьютерным наукам, а по уровню подготовки кадров, обслуживающих информационные технологии, Украина продолжает лидировать в Европе . Ежегодно в Украине высшие учебные заведения выпускают примерно 50 тысяч специалистов в области высоких технологий (включая математиков). Украина занимает четвертую позицию в мире после США (194 тыс.), Индии (145 тыс.) и России (68 тыс.) по количеству сертифицированных программистов (данные Международного агентства Брейн Бенч (Brain Bench));

особенностью украинского подхода, как указывают некоторые исследователи, к построению информационного общества, стала его заметная «интеллектуализация» . Разработанные на Украине такие направления, как искусственный интеллект, теория самоорганизации, системный анализ, новые подходы к разработке ЭВМ и т.п., характеризовались как новый качественный рубеж в мировой кибернетике. Они основывались на воспроизведении механизма деятельности мозга человека при решении сложных практических задач, и оказались одними из самых плодотворных для развития всей кибернетики . Именно в Киеве академиком Лебедевым была создана первая в СССР и третья в мире электронно-вычислительная машина, а в 1964 году основатель и первый директор Института кибернетики НАНУ, академик Виктор Глушков предложил советскому правительству проект Общегосударственной системы сбора и обработки информации для управления экономикой страны, которым, фактически, ввел понимание основ информационно-компьютерных технологий как важного инструмента для развития всего общества и государства .

Прекрасно осознавая все сложности становления и развития информационного общества, Верховная Рада Украины принимает ряд законов относительно информатизации всех сфер общественной жизни страны. Среди них приоритет был отдан:

  • информатизации правоохранительной деятельности;
  • развитию интернет-технологий и созданию надежного фундамента информационной безопасности человека, общества и государства;
  • обеспечению широкого доступа к сети Интернет рядовым гражданам государства;
  • представлению в сети Интернет всесторонней (правовой, политической, экологической и т.д.) информации об Украине;
  • развитию сервисных услуг через сеть Интернет.

В 2003 года была разработана Общегосударственная Программа «Электронная Украина». Однако ряд специалистов по информационным технологиям и изучению информационного общества сильно критикуют данный документ. Например, по мнению А.В. Колодюка, основной её недостаток состоит в отсутствии четко поставленных стратегических целей, которые должны быть согласованы с существующими программами социально-экономического развития страны, и в программе отсутствует мотивация для привлечения других секторов общества для ее реализации . Собственно, Программа является набором технологических проектов, которым целиком подошел бы статус части Плана Действий, разработанного на основе более широкого стратегического документа, и она может быть обречена разделить судьбу многих других программ, которые были приняты в Украине без заметных практических следствий .

Итак, если попытаться обобщить как западный, так и украинский опыт перехода к информационному обществу, то можно прийти к таким выводам.

Построение и развитие информационного общества в любой стране обеспечивается эффективным взаимодействием четырех субъектов информационной трансформации: государства, бизнеса, общественных институтов и отдельных индивидов.

При этом основной задачей в переходный период к информационному обществу является соблюдение баланса между социальной, политической, экономической и структурной составляющими информационного пространства.

Одними из наиболее существенных факторов, оказывающих непосредственное влияние на становление информационного общества, является уровень образования и переориентация сырьевого производства на наукоемкие и инновационные технологии.

Крайне важной составляющей в трансформационный период является и информационная политика государства, которая призвана осуществлять контроль по использованию имеющихся информационных потоков и их распределению. Регулирующая деятельность государства и его общественных институтов должна быть направлена не только на телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, но также должна охватывать всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией и передачей информации во всех ее формах .

При определении государством приоритетов и основных направлений области информационной политики, формировании задач для построения эффективной национальной модели

информационного общества, очень важно, в условиях растущих темпов технологического прогресса, не оставить без внимания влияние процессов информатизации на личность, ее «информационные» потребности и безопасность.

В период перехода к информационному обществу критическое значение получает человеческая составляющая: необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших и сверхбольших объемов информации, а также научить его современным средствам, методам и технологии работы с такими объемами. Человек должен иметь также определенный уровень культуры по работе с информацией.

Одной из первостепенных задач в переходной период к информационному обществу является анализ и предотвращение реальных и потенциальных негативных тенденций, возникающих в информационном обществе в области электронной безопасности как среды, так и личности, является разработка национальной стратегии развития информационного общества, которая призвана выполнить ряд задач, основные из которых:

  • увеличение уровня сознания общества, эффективное использование имеющихся ресурсов и вовлеченность общества, бизнеса и государства в активные действия по его построению;
  • консолидация общественных ресурсов для осуществления политических и институциональных реформ в информационном секторе;
  • четкое определение места и роли каждого сектору (государства, бизнеса общественности) в развитии партнерства между секторами;
  • сосредоточение ресурсов для развития ИТ в целях достижения национальных приоритетов, а также дополнительное привлечение в этот сектор инвестиций;
  • развитие экспортно-ориентированных областей экономики .
  • При этом практически все исследователи информационного общества считают, что все перспективные направления развития этого общества в огромной степени своим рождением и развитием обязаны Интернету. Именно с интенсивным развитием сети Интернет и связывается во многом дальнейшее успешное развитие информационного общества в Украине.

общество интернет трансформация постсоветский

Литература

  • 1. Филиппова, Т.В. Социальная роль Интернет. Интернет-публикация (2003) [Электронный ресурс]. Режим доступа www.isn.ru/sociology/filippova/Stat1.doc. Проверено 30.08.2007 г.
  • 2. Путилова, Е.А. Интернет как фактор формирования информационного общества: Дис. канд социол. наук [Текст] / Е.А. Путилова. Тюмень, 2004. 174 с.
  • 3. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе [Текст] /М.С. Вершинин. СПб.: Изд-во Михайлова, 2001. 253 с.
  • 4. Щербина, В.М. Образи інформаційного суспільства: соціологічна концептуалізація: Дис. доктор. соціол. наук [Текст] / В.М. Щербина. Київ, 2006. 407 с.
  • 5. Калашнікова, Л.В. Інтернет-сайти вищих навчальних закладів як інноваційні канали комунікацій в умовах формування інформаційного суспільства України: Дис. канд. соціол. наук [Текст] / Л.В. Калашнікова. Харків, 2005. 175 с.
  • 6. Коноплицький, С.М. Соціальні аспекти комунікації в мережі Інтернет: Феноменологічний аналіз: Дис. канд. соціол. наук [Текст] / С.М. Коноплицький. К., 2006. 157 с.
  • 7. The Global Information Technology Report. Интернетпубликация (2007) [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global % 20Info rmation % 20Technology % 20Report/index. Проверено 04.08.2007.

Одним из ключевых вопросов конца ХХ начала XXI веков является возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), образования, знаний, информации в развитии общества. Все чаще говорится о наступлении информационной эры, о том, что новые "способы информации" превалируют, что мы живем в "электронном обществе" и подходим к "виртуальной экономике", движущей силой которой стала информация, что мы уже существуем в условиях "глобальной информационной экономики", что происходит очередной этап технологической и мирной социальной революции – становление информационного общества.

Предметом спора стало то, что несет с собой эта революция:

    для одних она означает становление общества действительно профессионального и заботливого по отношению к своим членам;

    для других - усиление контроля над гражданами;

    для третьих она знаменует появление высокообразованного слоя, при том, что прочих захлестнет волна пустячных сообщений, сенсаций и сбивающей с толку пропаганды.

Поразительно, что при всей противоречивости этих точек зрения все ученые соглашаются в одном: информация есть нечто особенное. В огромном потоке литературы, где рассматриваются проблемы информационной эры, авторы редко соглашаются друг с другом относительно ее основных характеристик и общего смысла, однако они сходятся в том, что информация играет особую роль в современном мире. Исследования ученых могут быть весьма спорными, они исходят из принципиально различных посылок и приходят к столь же принципиально разным выводам, однако разногласий по поводу особой роли информации между ними нет.

Информационное общество – словосоче­тание, требующее расшифровки. Оно вхо­дит в употребление не только у специалистов – его широко используют в прессе, с ним связывают будущее состояние общества. Но кроме фраз, в которых говорится о возрастающей роли информационных технологий в развитии общества, дело пока особенно не продвинулось. Каждый, кто употребляет термин "информационное общество", понимает его по-своему и от того, как люди смогут его принять и интерпретировать, зависит характер развития современного общества.

Понятие "информационное общество" появилось во второй половине 1960-х гг. Наряду с ним использовались такие термины, как "технотронное общество", "общество знания", "постиндустриальное общество". Представление об информационном обще­стве связаны также с концепцией "трех волн" Э. Тоффлера.

Сначала была "первая волна", которую Тоффлер называет "сельскохозяйственной цивилизацией". От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в чем испытывала нужду. Триста лет назад - плюс-минус полстолетия - произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, - "вторая волна" - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов.

К середине XX века силы "первой волны" были разбиты и на земле воцарилась "индустриальная цивилизация". Однако всевластие ее было недолгим, ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая - третья по счету - "волна" (постиндустриальная), несущая с собой новые институты, отношения, ценности.

Термин "информационное общество" впервые появился в Японии в 1966 году. Он стал основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Т. Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы – самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим необходимо развивать новую отрасль экономики – информационную экономику. Постиндустриальная экономика – это экономика, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации. А.И. Ракитов в своих работах писал, что переход к информационному обществу означает, что важнейшим продуктом социальной деятельности становятся производство, эксплуатация и использование услуг и знаний, причем удельный вес знаний в этом сочетании возрастает. Подлинное информационное общество должно обеспечить правовые и социальные гарантии того, что каждый гражданин общества, находящийся в любом пункте и в любое время, сможет получить всю необходимую для его жизнедеятельности и решения стоящих пе­ред ним проблем информацию. Информационное общество – это общество, где все средства информационной технологии, т.е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная, спутниковая и другая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные исследования нацелены на то, чтобы сделать информацию общедоступной и активно внедряемой в производство и жизнь.

О.А.Финько и Ю.М.Нестеров описывают информационное общество как общество, в котором:

    персональный компьютер, подключенный к трансгранич­ным информационным сетям, входит в каждый дом;

    каждый член общества имеет возможность своевременно получать с помощью трансграничных информационных сетей полную и достоверную информацию любого вида и назначения из любого государства, находясь при этом практически в любой точке географического пространства

    предоставляется возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами вне зависимости от места нахождения на Земном шаре;

    трансформируется деятельность СМИ по формам создания и распространения информации, технологически стыкуясь с информационными компьютерными сетями;

    "исчезают" географические и геополитические границы государств в рамках информационных сетей, происходит "столкновение" информационных законодательств стран, возникает необходимость гармонизации законодательств;

    появляются новые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование, медицина.

Обобщая все написанное социологами по поводу информационного общества, можно следующим образом представить базовые черты этого типа социальной организации:

    Определяющим фактором общественной жизни в целом является научное знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль;

    Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, в ту пору как неинформированные – это "новые бедные". Соответственно очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов;

Инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют "симбиоз". Общество вступает в "технетронную эру" (З. Бжезинский), когда социальные процессы становятся программируемыми.

Стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в результате научно-технического прогресса (YNG) приобретает сегодня характер беспрецедентной по своим масштабам информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, науку и другие сферы жизнедеятельности обществакак в рамках национальных границ, так и в мире в целом. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним - одним из основных факторов социально-экономического развития. Постоянно усиливающаяся роль этого фактора как средства ускорения темпов глобальной интеграции в экономике и инструмента воздействия на массовое сознание, культуру и международные отношения позволяет говорить о появлении объективных предпосылок для движения к так называемому "глобальному информационному обществу".

Набирающая силу информационная революция быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во многих сферах. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими в скором будущем, эта революция несет с собой и принципиально новые проблемы и противоречия. Среди них - цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, соблюдение свободы слова, вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях и др.

Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую роль в современную эпоху, нужно четко различать сообщение (или послание), интер­претацию (или восприятие) и коммуникацию. Сооб­щение – это "вещь", то есть передавае­мый продукт интеллектуальной деятельности чело­века; интерпретация – это "мысль", то есть приоб­ретаемое знание; коммуникация – это лишь операция передачи, трансляции. Но в современном нам обществе, именно эта операция трансляции – определяющее, доминирующее звено в триаде сооб­щение – коммуникация – интерпретация.

Сегодня создается ничуть не больше интеллек­туальной продукции или знания, чем в Античности или Средневековье. Принципиальная разница заключается в ином – сейчас неизмеримо больше коммуникаций .

Тиражирование интеллек­туального продукта, передача сведений о нем по­средством печатных изданий, телеграфа, радио, те­левидения, лекций и семинаров в рамках системы всеобщего образования, сети Интернет – вот что коренным образом отличает со­временное общество как информационное. И за сло­вом "информация" кроется именно коммуникация, а не знание. Современный более информированный чело­век – это не тот, кто больше знает, а тот, кто уча­ствует в большем числе коммуникаций.

Итак, информация - это коммуникация, опе­рация трансляции символов, побуждающая к действию. Если определить информацию подоб­ным образом, станет понятным, почему главным фе­номеном компьютерной революции стал Интернет, а не гигантские электронные банки данных или ис­кусственный интеллект. В глобальной сети Интернет не создается никакого знания, но зато многократно увеличиваются возможности осуществления комму­никаций.

Информационное общество, таким образом, ока­ зывается фантомом постиндустриальной эпохи.

Тех­нологические сдвиги, с которыми связывали форми­рование такого рода социальной организации, нали­цо, а ожидаемые перемены институциональной структуры не происходят.

Список использованных источников и литературы

          В.Л. Иноземцев Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы – М.: Логос, 2000 стр.19-22.

          В.Г. Хорос, В.А. Красильщиков Постиндустриальный мир и Россия – М.: Эдиториал УРСС, 2001 стр. 3-7, 251-259

          А. Лактионов Информационное общество: Сб. – М.: ООО Издательство И74 АСТ, 2004 стр. 355-426,428-507

          И.С. Мелюхин Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития – М.: Издательство МГУ, 1999

          Ф.Уэбстер Теории информационного общества Перевод с английского М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной под редакцией доктора филологических наук, проф. Е. Л. Вартановой - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004, стр.5

          Чернов А.А. Проблемы и противоречия формирования глобального информационного общества/ИЗДАНИЕ № 2

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Чтение в контексте развития информационного общества

В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.

Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов

Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям.

Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации данной программы, - Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова.

Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы - «Информация для всех» - говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая, а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель - человек.

Основной предмет Программы - это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными: странами, социальными группами, отдельными людьми.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО - повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ.

В 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также социальных институтов общества с использованием ИКТ.

Сегодня в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Сегодня главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

На основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека - медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

Чтение и информационная культура личности

Одной из задач подготовки будущих граждан к жизни в информационном обществе является обучение школьников основам информационной культуры.

Одна из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению и основам информационной культуры личности на протяжении всего периода обучения в школе. К сожалению, у нас в стране произошла подмена понятий: понятие информационной грамотности отождествили с понятием компьютерной грамотности. Вместе с тем, в реализуемом в большинстве школ обучении информационной культуре не учитывается тот важный компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации. У нас до сих пор нет в школах учителей чтения и информационной культуры (не компьютерной грамотности, которая, безусловно, совершенно необходима школьнику), в результате чего школьники недостаточно умеют работать с информацией, а также не могут грамотно оформлять свои информационные материалы.

Информационная культура, с точки зрения ряда специалистов, может быть охарактеризована следующим образом. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.

В одном из подходов, развиваемых специалистами - зарубежными экспертами, при освоении ресурсов школьной библиотеки и развитии у школьника информационной грамотности им последовательно осваиваются ее компоненты в ряде следующих задач:

Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности);

Куда мне обратиться? (выявление и оценка вероятностных источников);

Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов);

Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов);

Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов);

Что следует записать? (фиксация и сортировка информации);

Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка);

Как ее представить? (представление, коммуникация)

Каков результат? (оценка).

Эти этапы последовательно осваиваются все, а также в их взаимоотношениях друг с другом. Обучение начинается с младших и средних классов[i]

Одной из причин неудовлетворительных результатов обучения школьников в области информационной культуры является практически полное отсутствие в структуре знаний и умений технологического компонента - совокупности знаний и умений, связанных с ответом на вопрос «Как делать?» Между тем, от школьников требуется уметь самостоятельно подготовить аннотации, рефераты, дайджесты, обзоры, доклады и т.п., занимающих все большее место в учебном процессе. При этом в сознание школьника закладывается ошибочное представление о простоте деятельности по аналитико-синтетической переработки информации.

При поддержке ЮНЕСКО, Минкультуры России и Администрации Кемеровской области на базе Кемеровской государственной академии культуры и искусства был создан Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы. Цель этого проекта - изучение проблемы, создание методологии и методики воспитания информационной культуры человека с самого детства, привитие потребностей в информации, навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования информации, критической её оценки, умения её создавать в традиционном и в электронном виде. В рамках проекта выполнено первое в своем роде базовое исследование “Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.

Коллективом ученых под руководством Н.И.Гендиной в КемГАКИ был разработан новый курс «Основы информационной культуры личности», основная цель которого – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их в учебной деятельности, что достигается в ходе решения следующих задач:

Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими входе обучения задачами;

Овладение методиками формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки информации;

Изучение и практическое использование технологии результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовки сочинений, рефератов, обзоров).

Согласно позиции авторов, практическая направленность курса позволит им более рационально работать с учебной и научной литературой, иметь представление о потенциале новых информационных технологий и многое другое. Курс ориентирован на старшеклассников, и преподавать его должны специально подготовленные специалисты - учителя, библиотекари.

Библиотекари-педагоги

Мы хотим подчеркнуть, что именно школьные и детские библиотекари в последнее время создают для школьников программы, где интегрируются основные компоненты для развития у школьников читательской и информационной культуры. Например, в младших классах идет помощь учителям в развитии у школьников основ читательской культуры (помощь в рекомендации программ внеклассного чтения, организация экскурсий в детские библиотеки и др.), в средних классах – обучение основам библиотечно-библиографических знаний, умению работать с информацией, в старших классах – обучение школьников основам информационной культуры в тех аспектах, которые заложены в приведенном выше подходе. Хорошей иллюстрацией данного подхода является опыт многих школьных библиотекарей. Так, например, в Муниципальной гимназии №1 Новосибирска в библиотеке гимназии школьники получают знания и навыки информационной грамотности: для учащихся 1-8 класса – это курс Библиотечно-библиографической грамотности, для учащихся 9 класса – «Основы информационной культуры», разработанные в КемГАКИ. Так многие библиотекари стремятся на практике участвовать в обучении школьников основам читательской и информационной культуры.

Однако сегодня абсолютно необходимо изменение отношения к культуре чтения и информационной культуре на всех уровнях: теоретическом, методическом, организационном; нужно готовить учителей и библиотекарей(как библиотекарей-педагогов, и прежде всего – школьных, детских и юношеских библиотекарей), которые смогут помогать учителям и также участвовать в процессе обучения школьников основам культуры чтения и информационной культуры.

Мировое сообщество идет по пути укрепления роли библиотек и информационных служб в качестве путей выхода на информационные магистрали, опираясь, прежде всего, на публичные и школьные библиотеки в качестве эффективных средств расширения доступа к образованию, культуре и знаниям.

Два года назад Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) разработала «Манифест ИФЛА об интернет». В нем говорится: «Библиотеки и информационные службы обеспечивают важные пути доступа к Интернет. Для одних пользователей они предлагают условия, руководство и помощь, для других они являются единственной точкой доступа к информации. Они предоставляют механизм, способный преодолеть препятствия, создаваемые различиями в ресурсах, технологии и обучении».

В России библиотеки пока что недостаточно включены в процессы развития информационного общества. Опасно недопонимание роли библиотек различных типов и уровней, которые могут и должны стать опорой инфраструктуры строящегося в России информационного общества, и особенно опасно недопонимание роли библиотек, работающих с детьми – школьных, детских, юношеских (и других).

Одной из ключевых сегодня становится задача интенсификации включения всех типов библиотек, работающих с детьми, в программы развития интернета, в развитие информационно-образовательного пространства; задача технического переоснащения библиотек, работающих с детьми, повышения квалификации детских, школьных, юношеских библиотекарей для работы с новыми информационными технологиями. Иначе разрыв между детьми (и подростками) и взрослыми - библиотекарями будет постоянно возрастать. Библиотекари могут и должны взять на себя задачи помощи учителям в подготовке юных к жизни в обществе знаний; но необходимо, прежде всего, изменение к отношения к ним со стороны государства и общества.

Еще раз – об учителях чтения

Выше мы остановились только на одном ракурсе проблемы: роли чтения в процессе работы с информацией. Но это лишь часть проблемы взаимодействия

Похожие рефераты:

Новые возможности в образовании. Изменение ролей учащихся и преподавателей в образовательном процессе. Новые информационные технологии и высшее образование. Чем отличается дистанционное образование от заочного?

Целесообразность применения информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим.

Роль чтения в формировании интеллектуальной, образованной и социально ценной личности. Значение среды в формировании ребёнка-читателя. Принципы изучения читателя-ребенка в библиотеке. Взгляды педагогов, теоретические основы формирования читателя.

Информационный век проявляет и определяет себя в новых наукоемких технологиях, социальных, экономических и геополитических изменениях. Вместе с этим изменяется и парадигма образования от "образования на всю жизнь" до осмысления необходимости.

В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и гласность разбирательства дел судами общей юрисдикции.

Несмотря на бурное развитие технологий, которые преобразили весь процесс создания, поиска и доставки информационных продуктов, за последние годы значительно возросло количество посетителей в библиотеках, потребность в библиотечных фондах.

Эффективность современного профессионального образования базируется на самостоятельной деятельности людей и находится в прямой зависимости от двух факторов: уровня информационной культуры и доступности информационных ресурсов.

Как подготовить информационно образованного учителя

Одно из перспективных направлений развития образования – процесс его информатизации, предполагающий использование новых информационных технологий, их методов и средств для реализации идей оптимизации образовательного процесса.

Инновационное развитие: элемент общего развития библиотеки как общественного института. Направления методического обеспечения функционирования библиотек: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное. Новшества в современных библиотеках.

Начиная с середины века, но особенно в 80-е годы в западных странах прошел процесс осознания феномена функциональной (вторичной) неграмотности, который иногда называется "кризисом чтения".

Предмет изучения информационной инноватики. Зависимость восприятия информации от объема тезауруса. Упорядочение знаний в универсальные классификаторы. Структура информационных потоков. Гиперпространство как потенциальное хранилище памяти цивилизации.

Характеристика этапов информатизации системы российского образования: факторы влияния, основные стратегии и результаты. Изучение понятия информатизации образования - обязательного условия создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества.

В 1999 году была разработана Концепция развития информационного общества в РФ. Ее цель состоит в определении пути построения коммуникационной системы, основных приоритетов, положений и условий государственной политики в сфере связи. В документе обосновывались социально-экономические, культурные и прочие предпосылки для формирования отдельных элементов и установления их взаимосвязи в единой структуре.

История развития информационного общества

Она делится на четыре этапа. На каждом из них общество переходит на качественно новый уровень своего развития. Эти этапы определяют переломные моменты в существовании всего мира. История развития информационного общества началась с появления письменности. Она обусловила качественный скачок в становлении цивилизации. У людей появилась возможность накапливать знания в письменном виде, чтобы передавать их будущим поколениям. На этом этапе возникли качественно новые методы и средства сбора и обобщения данных. История развития информационного общества тесно связана с книгопечатанием. В середине XVI в. начался новый этап, в рамках которого происходили глубокие изменения в культуре цивилизации, организации человеческой деятельности. Книгопечатание считается одной из первых коммуникационных технологий. Люди не просто получили новые средства сбора, накопления, систематизации сведений. Благодаря массовому распространению печатных изданий стали общедоступными. Это, в свою очередь, способствовало более активному целенаправленному и самостоятельному развитию личности. Значение этого этапа состоит в появлении более совершенного способа хранения знаний.

Переломные этапы

В конце XIX столетия было изобретено электричество. Благодаря этому появилось радио, телеграф и телефон. Эти средства позволили оперативно передавать сведения в любом объеме. Четвертый этап связан с появлением микропроцессорной технологии и созданием персональных компьютеров. На смену электрическим и механическим средствам преобразования данных пришли электронные. Это способствовало миниатюризации устройств, узлов, машин, приборов, появлению программно-управляемых процессов. История развития информационного общества, таким образом, представляет собой достаточно продолжительный процесс, начавшийся еще в далекой древности. На последнем этапе человечество получило средство усиления своей в качестве которого выступает компьютер.

Ситуация в РФ

Развитие информационного общества Российской Федерации началось сравнительно недавно. В течение последних нескольких десятилетий были четко осознаны реальные пути и предпосылки для формирования и совершенствования коммуникационной системы в стране. Развитие информационного общества в России отличается глобальным характером. Оно предполагает неизбежное присоединение государства к мировой коммуникационной системе. Использование духовных и материальных информационных благ может обеспечить гражданам страны достойную жизнь, необходимые условия для совершенствования личности, экономическое процветание. Государство должно присоединиться к развитым державам на правах равного участника с сохранением своей политической независимости, культурных традиций, национальной самобытности. Основные признаки и черты, а также направления развития информационного общества в РФ будут окончательно сформированы до конца первой четверти 21-го века.

Особенности

Развитие информационных технологий и информационного общества в РФ должно осуществляться в сопровождении с:

  1. Формированием единого коммуникационного пространства в стране как части мировой системы.
  2. Полноправным участием государства в экономической и информационной интеграции народов, регионов и развитых держав.
  3. Становлением и доминированием впоследствии новых основывающихся на массовом применении перспективных программ, средств ВТ и телекоммуникаций.
  4. Созданием и совершенствованием рынка знаний и информации как производственных факторов, дополняющих рынки природных ресурсов, капитала и труда.
  5. Усилением роли коммуникационной инфраструктуры в рамках массового производства.
  6. Повышением качества образования, культурного и научно-технического развития на основе расширения возможностей систем коммуникаций на международном, региональном и национальном уровнях.
  7. Формированием эффективной системы по обеспечению прав социальных институтов и отдельных граждан на свободный доступ, распространение и использование публичных данных как важнейшего условия демократизации.

Все процессы развития информационного общества в РФ должны проходить при непрерывном участии и поддержке государства.

Предпосылки

Изобретение компьютера - далеко не последний период развития. Информационное общество проходит множество этапов, длительность которых и скорость различна. Необходимость в качественно новых преобразованиях в сфере коммуникации обуславливается изменением характера влияния НТП на человеческую жизнь. К концу XX века существенно увеличилась скорость смены технологического уклада в производстве, технологий предоставления услуг и продукции, управления этими процессами. В начале или даже в середине столетия такие перемены происходили в течение временных промежутков, по своей длительности существенно превышавших продолжительность жизни 1-2 поколений людей, то сегодня эти периоды существенно сократились. Переход на каждый последующий уровень сопровождается кардинальными изменениями образа жизни подавляющего большинства граждан, социально-психологической модели поведения в целом.

Глобализация коммуникационной сферы

В течение нескольких последних десятилетий в России сформировались определенные факторы, которые можно рассматривать как ключевые предпосылки к становлению информационного общества в стране. К ним в первую очередь относят глобализацию коммуникационной системы. Информация в последнее время выступает как общественный ресурс развития. Она используется в таких масштабах, которые вполне сопоставимы с применением традиционных ресурсов (сырья, энергии и пр.). Таким образом, страна вышла на достаточно высокий уровень развития информационного общества за относительно короткий срок.

Рынок телекоммуникаций

Специалисты отмечают, что в России он сформировался и вполне эффективно развивается. Несмотря на спад в экономике, наблюдается расширение парка ЭВМ, ускоренное совершенствование средств и систем телекоммуникаций. Достаточно интенсивно растет число и абонентов открытых мировых систем. Велико в России количество пользователей Интернета. Кроме этого, отмечается успешная телефонизация населения, расширение рынка средств сотовой связи.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

Основными целями в сфере коммуникации и связи выступают:

  1. Интеграция страны в Это должно обеспечить значительное повышение качества жизни граждан, социально-политическую устойчивость всего государства.
  2. Формирование развитой информационной среды в стране.

В ближайшее время переход к новой коммуникационной системе должен рассматриваться в качестве необходимого условия выхода государства из сложившегося экономического кризиса. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации предполагает создание и внедрение инструментов для эффективного преодоления сложностей, имеющих место в духовной, социальной и политической жизни. Формирование коммуникационной среды выступает в качестве фактора интеграции сознания людей вокруг гуманистических ценностей, национальных традиций. Качественно новая система должна стать инструментом укрепления государства, социально-экономического выравнивания качества жизни в регионах страны.

Участие власти

Информационная стадия развития общества не может быть эффективной в отсутствие поддержки со стороны государства. Правительство страны играет ключевую роль в эффективном обеспечении процедуры становления единой коммуникационной системы. Государство:

  1. Координирует работы разных участников процесса информатизации.
  2. Обеспечивает совершенствование демократических институтов в стране.
  3. Сохраняет политические, правовые, экономические механизмы, регламентирующие порядок деятельности участников.
  4. Создает нормативную базу, методы и формы административного регулирования, адекватные современным условиям и способствующие притоку инвестиций, формированию справедливой конкуренции.
  5. Предоставляет свободу выбора деятельности предпринимательским структурам, которые заинтересованы в развитии производства и расширении отечественного рынка.

При отсутствии у государства эффективных финансовых механизмов, способных обеспечить переход к единой системе, стратегия развития информационного общества реализуется за счет формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения в сфере коммуникации и связи.

Инструменты регулирования

Стратегия развития информационного общества в РФ наделяет государство ролью катализатора происходящих перемен. Для этого правительство:

Важный момент

Стратегия построения информационного общества требует активной пропагандистской и психологической поддержки населения. Гражданам должны быть понятны ее программные мероприятия и базовые положения. Населению необходимо разъяснять социальную направленность перехода. Люди должны понимать необходимость построения качественно нового информационного общества. Для этого ее необходимо обосновать и довести до населения через СМИ. При реализации стратегии необходимо также учитывать отечественный и зарубежный опыт, анализировать программно-целевые методы организации деятельности в сфере коммуникации и связи. Все мероприятия должны обладать интегрирующим характером, ориентироваться на объединение различных коммерческих и ведомственных проектов.

Заключение

Стратегия обладает общегосударственным надведомственным характером. За счет этого обеспечивается возможность для координации усилий всех субъектов, участвующих в этом глобальном переходе. Немаловажно обеспечить смещение процессов от центра страны к периферии. Необходимо широкое привлечение муниципальной и региональной власти к реализации целевых коммуникационных программ.