Учимся объединять режимы наложения. Режимы наложения

В прошлых уроках мы рассмотрели режим наложения слоев «Умножение», который затемняет изображения и отлично подходит для придания резкости теням и работы с пересвеченными снимками. Мы также рассмотрели режим наложения слоев «Экран», который осветляет изображения и является незаменимым помощником при работе с недодержанными снимками и снимками, где требуется добавить яркость светлым участкам. Следующим нашим шагом будет изучение третьего важного режима наложения, который одновременно и усиливает глубину темных областей изображения, и добавляет яркость светлым областям - режима наложения «Перекрытие».

В начале нашего курса мы изучили, что режим наложения «Перекрытие» (Overlay) входит в группу режимов контраста, наряду с такими режимами, как «Мягкий свет» (Soft Light), «Жесткий свет» (Hard Light), «Яркий свет» (Vivid Light), «Линейный свет» (Linear Light) и т.д. Каждый из этих режимов направлен на усиление контрастности изображения, но наиболее популярным и широко используемым является режим «Перекрытие», и вам его следует знать.

Давайте еще раз вернемся к нашему простому рисунку, состоящему из двух слоев, чтобы понять, как работает режим «Перекрытие». Итак, у нас есть слой заднего фона, залитый голубым цветом, и вышележащий слой, на котором расположена горизонтальная черно-белая градиентная заливка и три квадрата - черный, белый и серый (50%-ный серый):

Наш документ с простым рисунком, состоящим из двух слоев

Как мы уже говорили до этого, все выглядит без изменений, потому что у верхнего слоя «Градиент и квадраты» (Gradient and Squares) в настоящее время установлен режим наложения «Нормальный» (Normal):

На панели слоев отражены оба слоя, у верхнего из которых выбран режим наложения «Нормальный»

Давайте быстро вспомним материал прошлых уроков. Когда мы изменили режим наложения слоя «Градиент и квадраты» на «Умножение», все стало темнее. Белые области перестали быть видимыми, черные области не изменились, а области серого цвета смешались с голубым цветом слоя заднего фона и стали темнее. Когда мы изменили режим наложения на «Экран», все стало светлее. Все черные области на слое исчезли, все белые области остались без изменения, а все остальные области смешались с голубым цветом и стали светлее.

Режим наложения «Перекрытие» одновременно и усиливает глубину темных областей изображения, и добавляет яркость светлым областям, таким образом, темные области становятся темнее, а светлые области - светлее. Области серого цвета перестают быть видимыми. Это придает изображению дополнительный контраст. Вот почему при обработке фотографий этот режим часто применяют для быстрого усиления контраста на блеклых снимках. Давайте посмотрим, что произойдет, когда я поменяю режим наложения слоя «Градиент и квадраты» на «Перекрытие»:

Меняем режим наложения слоя «Градиент и квадраты» на «Перекрытие»

Исходя из того, что я говорил раньше, при выборе режима наложения «Перекрытие» 50% серый квадрат и область градиентной заливки в центральной части между белым и черным краями должны полностью исчезнуть. Все, что темнее нашего серого оттенка должно стать еще более темным, а все, что светлее - еще более светлым. Давайте посмотрим на наш рисунок и увидим, что получилось:

Документ после изменения режима наложения слоя «Градиент и квадраты» на «Перекрытие»

Как мы и предполагали, серый квадрат и область градиентной заливки в центральной части градиента исчезли, левая часть градиента смешалась с голубым цветом под ним и стала темнее, а правая часть градиента смешалась с голубым цветом и стала светлее.

Что же странного мы видим на рисунке? Возможно, вы ожидали, что черный и белый квадрат, наряду с черным и белым краем градиента не изменятся, черное останется черным, а белое - белым, так как я говорил, что режим «Перекрытие» одновременно и усиливает глубину темных областей изображения, и добавляет яркость светлым областям. Когда мы рассматривали режим наложения «Умножение», черные области оставались черными, а когда мы изучали режим «Экран», белые области оставались белыми. И тогда это выглядело логичным - так как невозможно было сделать темнее черный цвет и светлее - белый. Но не в случае применения режима «Перекрытие». Черный квадрат и черный край градиента слева в действительности стали немного светлее и приобрели темно-синий оттенок, в то время как белый квадрат и белый край градиента стали немного темнее и приобрели голубоватый оттенок. Почему же это произошло?

Причина случившегося - в так называемом «фаворитизме». Да-да, это слово относится не только к семейным и служебным взаимоотношениям. Оно также используется и в программе «Фотошоп». Когда вы выбрали режим наложения «Перекрытие», программа по умолчанию предпочла нижележащий слой/слои слою, к которому вы применили этот режим. Иными словами, в нашем случае, программа менее важным сделала слой «Градиент и квадраты» с выбранным режимом наложения «Перекрытие» и более важным - нижележащий слой с голубой заливкой. Вот почему голубой цвет «возобладал» над черным и белым цветами.

Давайте посмотрим, что же случится, если я поменяю порядок слоев на панели таким образом, чтобы слой «Градиент и квадраты» оказался снизу, а слой с голубой заливкой - над ним. В настоящий момент, программа «Фотошоп» не позволяет нам перемещать слой заднего фона, поэтому я его сначала переименую. Для этого, я нажму и удержу клавишу Alt / Option и дважды кликну мышкой по названию слоя «Задний фон» (Background) на панели слоев, в результате чего слой переименуется на «Слой 0» (Layer 0). Поскольку теперь слой не называется «Задний фон», я могу его свободно перемещать. Что я и сделаю, переместив слой с голубой заливкой над слоем «Градиент и квадраты». Также я собираюсь поменять режим наложения слоя «Градиент и квадраты» обратно на «Нормальный», а у слоя с голубой заливкой установить режим наложения «Перекрытие»:

Слой с голубой заливкой теперь расположен над слоем «Градиент и квадраты» и у него выбран режим наложения «Перекрытие».У слоя «Градиент и квадраты» в свою очередь опять установлен режим наложения - «Нормальный»

На этот раз, поскольку режим наложения «Перекрытие» выбран у слоя с голубой заливкой, программа отдала предпочтение нижележащему слою «Градиент и квадраты». Это означает, что черные и белые области на слое «Градиент и квадраты» должны остаться неизменными. Давайте посмотрим, так ли это:

Черные и белые области на слое «Градиент и квадраты» должны остаться неизменными, поскольку программа сделала слой с голубой заливкой менее важным

Действительно, всё изменилось так, как мы и предполагали. Черные области остались черными, а белые области - белыми, в то время как серые области исчезли из вида. Поменяв порядок слоев и применив режим наложения «Перекрытие», мы еще больше усилили контраст на рисунке. Как мы видим, режим наложения остался тем же, но поскольку мы изучили, что программа всегда делает более важным слой, который расположен ниже слоя с режимом наложения «Перекрытие», мы смогли сделать контраст сильнее.

Скорее всего, в большинстве случаев при применении режима наложения «Перекрытие», вам не придется сталкиваться с понятием «фаворитизм», но знать о нем не помешает.

Применение режима наложения «Перекрытие» в реальной жизни

Давайте посмотрим, как можно с легкостью применить режим наложения «Перекрытие» для усиления контраста на изображении. Ниже представлена еще одна старинная фотография, которая выцвела со временем - не видно ни четких теней, ни ярких бликов:

Старинная фотография, которая выцвела со временем и потеряла яркость

Как и в случае с режимом наложения «Умножение», и с режимом наложения «Экран», сначала я собираюсь добавить корректирующий слой «Уровни», нажав на значок «Новый корректирующий слой» (New Adjustment Layer) в нижней части панели слоев и выбрав из списка появившихся корректирующих слоев «Уровни» (Levels):

Добавляем на изображение корректирующий слой «Уровни»

Снова, нам не нужно делать никаких изменений в появившемся диалоговом окне слоя «Уровни», поэтому я просто нажму ОК, чтобы его закрыть. Программа действует на свое усмотрение и располагает корректирующий слой «Уровни» над слоем заднего фона. Как вы знаете, по умолчанию Фотошоп у всех новых слоев устанавливает режим наложения «Нормальный», поэтому я изменю режим наложения корректирующего слоя «Уровни» на «Перекрытие»:

Меняем режим наложения корректирующего слоя на «Перекрытие»

И теперь, если мы посмотрим на изображение, то увидим, что, просто добавив корректирующий слой «Уровни» и изменив его режим наложения на «Перекрытие», мы значительно усилили контрастность снимка. Темные области стали еще темнее, а светлые области - светлее:

После изменения режима наложения корректирующего слоя на «Перекрытие» контрастность снимка увеличилась

Я думаю, мы можем еще усилить контрастность снимка, и сделаем это, просто создав копию корректирующего слоя. Нажмем сочетание клавиш Ctrl+J / Command+J, в результате чего появится копия корректирующего слоя «Уровни». У нее, как и у исходного корректирующего слоя, установлен режим наложения «Перекрытие»:

На панели слоев отражена копия корректирующего слоя «Уровни», у которой также установлен режим наложения «Перекрытие»

И теперь, если мы опять посмотрим на изображение, то увидим, что оно стало еще более контрастным. В действительности, со вторым корректирующим слоем изображение выглядит чересчур контрастным. Некоторые детали на снимке в самых ярких и темных местах теряются:

После дублирования корректирующего слоя изображение выглядит чересчур контрастным

Чтобы достичь нужной степени контрастности, мне просто нужно уменьшить непрозрачность (Opacity) копии корректирующего слоя. В моем случае, я уменьшу непрозрачность до 60%:

Уменьшаем непрозрачность копии корректирующего слоя «Уровни»

И вот как выглядит фотография с нужной степенью контрастности после уменьшения непрозрачности слоя:

Конечный результат после восстановления теней и бликов на изображении с помощью применения режима наложения «Перекрытие»

Мы научились с легкостью восстанавливать тени и блики на изображении и усиливать контрастность снимка, всего лишь используя корректирующий слой «Уровни» (или два слоя) и режим наложения «Перекрытие». Третий режим наложения, который необходимо знать при обработке, ретуши и реставрации фотографий, нами изучен. В следующем уроке мы рассмотрим четвертый режим наложения, который не воздействует ни на тени, ни на блики, ни на степень контрастности, но от этого не менее важный - режим «Цветность» (Color)!

Перевод: Ксения Руденко

Спонсор материала.
На сегодняшний день, приобретение детского автомобильного кресла зачастую является главной покупкой для недавно родившегося малыша. Ведь первоочередная задача родителей забрать малыша из родильного дома и привезти его на автомобиле домой. Детское автокресло купить вы можете в интернет-магазине АКБkids. Бесплатная доставка по Украине.

Добрый день друзья, я уже публиковал статьи-мануалы по фотошопу ( и описание всех ).

Сейчас я хочу начать цикл постов, в которых я буду описывать все основные возможности окна Layer Styles или «стили слоя» по-русски.


Эти все стили и эффекты являются наверно самые используемые у любого веб-дизайнера, поэтому знания всех основных возможностей – просто необходима, особенно для новичков. Как вы видите на скриншоте, стилей довольно много и по каждому я постараюсь сделать отдельный подробный пост, всего по моим подсчётам, получится 10 – 11 постов, начиная от Drop Shadow и заканчивая Stroke. Может быть, что-то совмещу или наоборот разделю, будет видно в будущем, а пока первый пост из цикла про Color Overlay . Поехали!

Хочу сразу заметить — я всегда использую английскую версию Фотошопа и поэтому все мои скриншоты выполняю в таком виде и переводить название стилей на русский я не собираюсь. Кстати, я всегда говорил и буду говорить – работайте на английской версии, потому что все хорошие мануалы, исходники и документация создаётся именно под англоязычные версии. Так проще учится новому, так как в рунете толковой информации почти нет.

Использование Color Overlay

Color Overlay дословно переводиться с английского как «цветовое наложение» или «цветовое смешивание», из названия уже понятно, что основная функция этого стиля – работа с цветом, различное смешивание цветовой гаммы слоя с фоном и.т.п.

Стиль Color Overlay довольно простой в использовании и имеет всего две настройки — Blend Mode и Opacity.

Blend Mode — является собой основной возможностью Color Overlay, он обладает 25 режимами смешивания цвета, используюя которые, мы можем создавать различные цветовые эффекты.

Все «режимы смешивания» разбиты на основные типы воздействия на слои и цвета:

Режимы Значение Тип Режимов
Normal Обычное, нормальное состояние Базовые (Basic Modes)
Dissolve Комбинация верхнего слоя с нижним, за счёт спец. узора. Если верхний слой обладает 100% непрозрачности, то эффекта видно не будет.
Darken Сравнивает два слоя и затемняет светлые пиксели у одного, тёмными другого слоя Группа затемнения (Darken Modes)
Multiply Умножает пикселя верхнего слоя с соответствующим числом пикселей нижнего слоя. В результате получается изображение темнее.
Color Burn Создаёт более тёмное изображение с повышенным уровнем контрастности. Если верхний слой белого цвета, то изменений не будет видно.
Linear Burn Более «мощный» микс режимов наложения Color Burn и Multiply, основная часть тёмных пикселей преобразуются в чёрный цвет.
Darker Color В видимой части изображения остаются только тёмные пиксели
Lighten Полная противоположность режиму наложения Darken Группа осветления (Lighten Modes)
Screen Умножает фон двух слоёв в сторону светлых пикселей. Эффект похож на одновременное проектирование нескольких фотографических слайдов.
Color Dodge Осветляет слой. Если верхний слой имеет чёрный цвет, то эффекта не будет.
Linear Dodge (Add) Это смесь режимов Color Dodge и Screen. Светлые пиксели преобразуются в ещё более светлые.
Lighter Color Сравнивает цветовые режимы всех слоёв и отображает самые светлые пиксели.
Overlay этот режим одновременно осветляет светлые пиксели (режим Screen) и затемняет тёмные пиксели слоёв (Multiply). Контраст (Contrast Modes)
Soft Light Смесь режимов Burn и Dodge. Конрастность изображения увеличивает чуть более чем режим Overlay.
Hard Light Более сильная разновидность Overlay.
Vivid Light Всё зависит от цвета верхнего слоя. Если он светлее на 50% серого цвета,
то уменьшается контраст (Color Burn), если наоборот то увеличивается контраст
Linear Light Принцип действия похож на Vivid Light, только вместо контрастности происходит увеличение или уменьшение яркости
Pin Light Комбинация стилей наложения Lighten и Darken, которые заменяют цвета пикселей.
Hard Mix Тяжелый микс цветов — светлые затемняються, тёмные осветляются.
Difference Похожие пиксели объединяет в один цвет Режимы сравнения (Comparative Modes)
Exclusion Подобен Difference, только меньше контрастности у преобразованных слоёв.
Hue Совмешает насыщенность (Saturation) и свечение (Luminance) нижнего слоя с цветовой палитрой верхнего. Компонентные режимы (Composite Modes)
Saturation То же самое что и Hue, только сравнивается насыщенность (Saturation) верхнего слоя.
Color Совмещает насыщенность и тон верхнего слоя с уровнем свечения нижнего слоя
Luminosity Полная противоположность режиму смешивания «Color»

В примере ниже, вы можете увидеть как меняется смешивание верхнего слоя с фоном, в зависимости от выбранного режима.

22.07.15 6.3K

Если вы раньше уже использовали Photoshop , то наверняка знаете о режимах наложения (Blend Mode )– простой и эффективной настройке того, как два или более слоев накладываются друг на друга, и взаимодействуют друг с другом.

Режимы наложения можно использовать для создания креативных эффектов, но они также часто применяются в ретушировании фотографий. Например, режим «Экран » (Screen ) позволит осветлить недоэкспонированный снимок, а «Умножение » (Multiply ) применяется для затемнения фотографий. Режим «Перекрытие » (Overlay ) мгновенно увеличивает контраст на изображениях, где нужно сделать акцент на деталях.

Возможно, вам даже доводилось использовать функцию объединения слоев в Photoshop . Объединение слоев имеет несколько весомых преимуществ, так как помогает сохранять порядок слоев в панели, и уменьшает вес финального документа. Также объединение слоев иногда может понадобиться перед тем, как продолжить редактирование изображения.

Но временами происходят странные вещи, особенно если мы пытаемся объединить несколько слоев с разными режимами наложения. В результате получается абсолютно иное изображение, чем было до объединения. В сегодняшней статье мы познакомимся с этой проблемой, разберемся, почему она возникает, и научимся обходить ее!

Трудности в объединении режимов наложения

Чтобы проблема была наглядной, я быстренько создал композицию, используя три разных фотографии и несколько режимов наложения. Если взглянуть на мою панель слоев, то можно увидеть, что я уже добавил все три фотографии в документ, и для каждой из них используется отдельный слой:

Панель слоев, на которой каждая фотография находится на отдельном слое

Давайте просмотрим все фотографии, начиная с нижней. Я отключаю видимость двух верхних слоев:

Временно скрываем два верхних слоя в документе

Эта процедура позволяет нам увидеть только нижний слой. Это та фотография, которую я буду использовать в качестве отправной точки в процессе создания композиции:

Изображение из самого нижнего слоя

Так как это самый последний слой в композиции, я оставляю его режим наложения «Обычный » (Normal , стандартный режим ):

Оставляем «Обычный » режим наложения на нижнем слое

Кликаем по иконке видимости на втором слое (Layer 2)

Вот наша вторая фотография. Чтобы сэкономить время, я уже обрезал ее и расположил так, чтобы она сочеталась с нашей композицией:

Фотография с центрального слоя

Сейчас режим наложения этого слоя также выставлен на «Нормальный », поэтому он полностью перекрывает нижележащее изображение. Чтобы две эти фотографии нормально взаимодействовали друг с другом, для начала нужно кликнуть по «Layer 2 » на панели слоев.

Затем, нужно изменить режим наложения с «Нормальный » на «Умножение » (Multiply ). Кроме того, следует уменьшить «Непрозрачность » (Opacity ) до 60%:

Изменяем режим наложения на «Умножение » и уменьшаем «Непрозрачность » до 60%

Таким получился результат смешения двух слоев:

Эффект смешивания Слоя 1 и Слоя 2

Теперь давайте перейдем к третьему изображению (в самом верхнем слое ). Возвращаем его на рабочую поверхность, кликая по иконке видимости:

Нажимаем по иконке видимости у Слой 3

Вот наше верхнее изображение. Для экономии времени я заранее его обрезал и поместил на рабочую поверхность:

Изображение с верхнего слоя

Чтобы объединить эту фотографию с теми, что расположены ниже, кликните по «Layer 3» для его выделения, а затем измените режим наложения с «Нормальный » на «Перекрытие » (Overlay ):

Изменяем режим наложения верхнего изображения на «Перекрытие »

Вот что получается при смешивании всех трех слоев. Не так уж и плохо, учитывая то, что для достижения такого эффекта нам пришлось лишь пару раз изменить режимы наложения и снизить уровень непрозрачности центрального слоя:

Результат смешивания всех трех изображений

Мы уже сейчас довольны результатом, но нужно внести кое-какие корректировки. Перед тем как сделать это, объединим слои вместе. Теперь, вы можете подумать, что все, что нам осталось сделать, это просто объединить два верхних слоя, так как только у них изменены режимы наложения. Давайте проверим, что получится, если объединить только два верхних слоя.

Есть несколько способов объединить их. Один из них – команда «Объединить с предыдущим » (Merge Down ), которая объединяет текущий выделенный слой с тем, что расположен ниже. Давайте выделим верхний слой (Layer 3 ), а затем перейдем в меню «Слои » (Layers ) и выберем пункт «Объединить с предыдущим »:

Слои > Объединить с предыдущим (Layer > Merge Down)

Такой результат у нас получается после объединения верхнего слоя, режим наложения которого выставлен на «Перекрытие » со слоем пониже (с режимом наложения «Умножение» ). Как видно, что-то пошло не так. Картинка сразу же потеряла контраст, и стала гораздо темнее, чем была раньше:

Результат после применения команды «Объединить с предыдущим »

Давайте взглянем на панель слоев, и попробуем выяснить, что же случилось. Можно увидеть, что два верхних слоя объединились в один «Layer 2 », но что же случилось с режимом наложения «Перекрытие »? Он исчез! Все, что осталось, это эффект от режима «Умножение ». Это объясняет, почему изображение стало темней:

Режим смешивания «Перекрытие» исчез. Остался лишь режим «Умножение»

Ну что ж, этот метод не сработал, поэтому я грустно нажимаю Ctrl+Z (Win ) или Command+Z (Mac ), чтобы отменить последнее действие. Еще один способ объединить слои заключается в команде «Объединить слои » (Merge Layers ). Выделив самый верхний слой, я нажимаю клавишу Shift и кликаю по среднему слою. Это позволяет одновременно выделить оба слоя:

Выделяем оба слоя с разными режимами наложения

Затем переходим в меню «Слои » в самом верху экрана, и кликаем по пункту «Объединить слои » (Merge Layers ):

Меню Слои > Объединить слои (Layers > Merge Layers)

Но это тоже не сработало. Конечно же, результат отличается от того, что был в прошлый раз, но это все равно не то. Два верхних изображения объединились вместе, но что же случилось с третьим изображением (на самом нижнем слое )?
Оно вообще исчезло:

Результат, после применения команды «Объединить слои »

Взглянув на панель слоев, можно увидеть, что Photoshop снова объединил два верхних слоя, но на этот раз он самостоятельно отменил выставленные режимы наложения, и вернул их в исходное положение (режим наложения «Обычный» ). Поэтому полученный слой полностью блокирует изображение, расположенное под ним:

Команда «Объединить слои» отменила режимы наложения на обоих слоях

Почему не получается объединить режимы наложения

Так что же происходит? Почему мы не можем просто объединить слои с разными режимами наложения без изменений общей композиции? Хороший вопрос. Он настолько хороший, что вынуждает найти как минимум три хорошие причины, почему эти методы не работают.

Первая причина заключается в том, что именно делают режимы наложения в Photoshop , или точнее, чего они не делают. Режимы наложения не изменяют пиксели изображения. Они просто изменяют то, как пиксели разных слоев взаимодействуют между собой. После изменения режима наложения мы видим не что иное, как предварительный просмотр этого взаимодействия. Сами пиксели не изменяются.

Чтобы наглядно это объяснить, нажмем Ctrl+Z (Win ) / Command+Z (Mac ) и отменим последнее действие. Затем, изменим режим смешивания верхнего слоя (Layer 3 ) с «Перекрытие » обратно на «Обычный »:

Выставляем режим смешивания верхнего слоя обратно на «Обычный»

«Обычный » означает, что слой вообще не будет взаимодействовать с остальными слоями. Поэтому мы видим, что картинка на слое не изменилась. Изменяя режим смешивания на «Перекрытие », я изменял лишь то, как пиксели этого слоя будут взаимодействовать с пикселями слоя, расположенного под ним. Если выставить другой режим смешивания, то результат будет иным, но все равно изменения будут лишь на поверхности.

Исходное изображение в слое никогда не изменяется:

Режимы наложения не изменяют самого изображения

Вторая причина заключается в том, что слой в Photoshop может иметь только один режим наложения. Каждый режим отвечает за то, как именно пиксели слоя будут себя вести, но при этом можно использовать лишь один режим. Режим смешивания «Перекрытие », к примеру, увеличивает контраст изображения, режим «Умножение » затемняет его. Нужно выбирать один из множества. Не получится, чтобы один и тот же слой одновременно был и затемнен и имел повышенный контраст.

Третья причина, почему нельзя объединить режимы наложения слоев, заключается в том, что сама композиция – это результат не только объединения этих двух слоев. Результат получен от взаимодействия всех трех слоев, включая самый нижний, режим наложения которого выставлен на «Нормальный ». Помните, что эти слои смешиваются не только между собой, но и с последним, третьим слоем. Это значит, что если вы хотите сохранить такой же результат после объединения, то нужно объединять все слои.

Скрытый клавиатурный трюк

На самом деле, нельзя сделать то, что я изначально пытался сделать. Я могу объединить слои с «Перекрытием » и «Умножением », но это повлияет на внешний вид изображения. Теперь мы хотя бы понимаем, почему так происходит! Проблема заключалась в том, что мы всегда забывали о последнем слое. Результат формируют не только два верхних слоя, а комбинация всех трех слоев. Чтобы получить результат, нужно объединять все три слоя.

Единственное, чего я совсем не хочу делать, это сводить изображение. Я хочу, чтобы все слои были доступны. К счастью, в Photoshop есть скрытый «клавиатурный трюк », который позволит нам сделать именно это! Для начала, выделите верхний слой на панели слоев.

Слои в фотошопе имеют два важных атрибута: режимы наложения слоев и прозрачность. Благодаря этим атрибутам слои не просто накладываются друг на друга, как в аппликации, но и смешиваются по разным алгоритмам. Это позволяет быстро и гибко управлять цветом изображения, регулировать прозрачность слоя, а значит, создавать новые образы и воплощать самые смелые идеи.

Управление режимами наложения слоев и прозрачностью

Часть атрибутов доступна непосредственно в палитре Layers (Слои). В первую очередь, это режим наложения и прозрачность.

Прозрачность регулируется двумя инструментами. Fill (Заливка) влияет на прозрачность только пикселей слоя, а вот Opacity (Непрозрачность) влияет на непрозрачность пикселей и эффектов слоя.

В нижней части панели расположены следующие инструменты:

  • Создание связи между слоями – вы можете связать два и больше слоев или групп друг с другом. В отличии от выбора нескольких слоев, связанные слои сохраняют свою связь пока вы её не отмените.
  • Применение эффектов к слоям – открывает панель параметров наложения.
  • Добавление маски к слою – создается обычная, белая маска, а если зажать Alt и нажать на кнопку, создается непрозрачная маска.
  • Создание корректирующего слоя – в отличии от обычной коррекции, скажем Curves – корректирующий слой можно изменить в любой момент.
  • Создание папки для слоев – очень удобно когда работаете с большим количеством слоев, группировать их.
  • Создание нового слоя.
  • Удаление слоя.

Как работают режимы наложения слоев

Давайте рассмотрим, как работают режимы наложения слоев в трех разных ситуациях:

  1. Накладывается дубликат слоя
  2. Накладывается цвет
  3. Накладывается другое изображение, например, текстура

Normal (Нормальный)

Пиксели верхнего слоя непрозрачны и потому закрывают нижний слой. Изменение прозрачности верхнего слоя сделает его полупрозрачным и заставит смешаться с другим слоем. В этом примере прозрачность верхнего слоя 100%, кроме надписи — там 50%.


Dissolve (Растворение)

Комбинирует верхний слой с нижним, используя пиксельный узор. Эффекта не будет, если верхний слой имеет 100% непрозрачность. Уменьшите прозрачность для проявления эффекта.


Группа затемнения

Сравнивает два источника и заменяет значения светлых пикселей значениями темных. В этом режиме рассматривается информация цвета в каждом канале, и в качестве результирующего выбирается основной или совмещенный цвет в зависимости от того, какой из них темнее. Пикселы с цветом, более светлым по сравнению с совмещенным, заменяются, а пикселы с цветом, более темным по сравнению с совмещенным, остаются неизменными.


Затемняет все изображение. Полезен для увеличения плотности светов и средних тонов. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.

В этом режиме рассматривается информация цвета в каждом канале, и значение основного цвета умножается на значение совмещенного цвета. Результирующий цвет всегда представляет собой более темный цвет. В результате умножения значения любого цвета на значение черного цвета вырабатывается черный цвет. В результате умножения значения любого цвета на значение белого цвета цвет остается неизменным. При рисовании цветами, отличными от черного или белого цвета, подряд идущие штрихи, накладываемые с помощью инструмента рисования, создают все более темные цвета. Этот эффект аналогичен рисованию изображения с помощью нескольких маркеров.


Позволяет получить более темное изображение с увеличенной контрастностью. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.


Более “сильная” комбинация режимов наложения Multiply и Color Burn, темные пиксели преобразуюся в черные. Если верхний слой белый – изменений не произойдет.

Сравнивает суммарную величину значений всех каналов для совмещенного и основного цветов и отображает цвет с наименьшим значением. В режиме «Темнее» третий цвет не создается.


Группа осветления

Режим противоположный режиму Darken, затемняет темные пиксели более светлыми.


Осветляет все изображение. Используйте его для осветления темных областей изображения, а так же для проявления деталей в недодержанных изображениях.


Действие похоже на Screen (Экран), но заметно сильнее в светлых областях за счет проявления более насыщенных и контрастных цветов нижнего слоя. Имитирует недодержку в фотографическом процессе.


Комбинация режимов Screen и Color Dodge; светлые значения преобразуются в белые. Если верхний слой черный – эффекта не будет.


Группа увеличения контрастности

Затемняет темные пиксели (Multiply) и осветляет (Screen) светлые, что приводит к увеличению контрастности без усечения теней и светов. Если верхний слой 50% серый – эффекта не будет.


Комбинация режима Dodge, который осветляет светлые пиксели, и режима Burn, который затемняет темные пиксели. Увеличивает контрастность чуть меньше чем режимы Overlay и Hard Light.


Использует тот же метод, что и режим Overlay, но эффект более сильный.


Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через уменьшение контраста (Color Burn), а если темнее – то затемняется через увеличение контраста (Color Dodge).


Похож на режим Vivid Light. Если верхний слой светлее 50% серого, то верхний слой осветяется через увеличение яркости (Linear Burn), а если темнее – то затемняется через уменьшение ярокости (Linear Dodge).


Комбинирует режимы Darken и Lighten для замены значений пикселей. Если верхний слой светлее чем 50% серый, пиксели осветляются через режим Lighten, а если темнее 50% серого – затемняются режим Darken.


Осветляет светлые пиксели и затемняет темные пиксели до пороговых значений. Это приводит к чрезвычайной постеризации. Свечение верхнего слоя смешивается с цветом нижнего.


Группа сравнения

Представляет идентичные пиксели как черные, похожие – как темно-серые, а противоположные – как инвертированные. Если верхний слой черный – изменений не будет.


Похоже на режим Difference, однако обеспечивает меньшую контрастность. Наложение на черный цвет не приводит к каким-либо изменениям, а наложение на белые пиксели – к инверсии сравниваемых значений, что приводит к их отображении серым цветом.


Группа компонентов изображения

Комбинирует свечение (Luminance) и насыщенность (Saturation) нижнего слоя с цветовым тоном (Hue) верхнего.


Комбинирует свечение (Luminance) и цветовой тон (Hue) нижнего слоя с насыщенностью (Saturation) верхнего слоя.


Color (Цветность)

Комбинирует тон (Hue) и насыщенность (Saturation) верхнего слоя и свечение (Luminance) нижнего слоя.

По мере погружения в мир пейзажной фотографии, все чаще начинают встречаться слова «осветление» и «затемнение». Профессионалы раскрывают эту тему во многих видеоуроках и часто упоминают о ней в подкастах. Я слышал, как некоторые говорят, что разница между хорошим и отличным фотографом заключается в умении осветлять и затемнять. С уверенностью можно сказать, что это навык, над которым стоит работать, если вы хотите повысить свой профессионализм.

Другие статьи о режимах наложения:

Давайте же начнем.

Что такое осветление и затемнение?

Эти техники возвращают нас к временам, когда еще нужно было проявлять пленку. Они использовались, чтобы осветлить или затемнить определенные части снимка. Великие первопроходцы фотосъемки применяли их и с постепенным отходом от пленки техники начали терять популярность. Когда были созданы такие цифровые фотолаборатории, как Photoshop, осветление и затемнение снова вернулись в строй. Затем появились фотографы, которые хотели получить более точный контроль над тенями и бликами. Таким образом, этот процесс получил новую жизнь. Сейчас многие профессионалы и любители пользуются им при обработке своих фотографий.

Что же такое Осветление и Затемнение (или как их называют в английском Dodge и Burn - прим. переводчика )? Я много о них говорил, но никогда толком не объяснял. Dodging: Процесс осветления участка фотографии. Burning: Процесс затемнения участка фотографии.

При работе с этой техникой в Photoshop создается новый серый слой с определенным режимом наложения. Это может быть Перекрытие (Overlay) или Мягкий свет (Soft Light). Но что они из себя представляют и когда используется каждый из них?

Что такое Перекрытие?

Вот, что говорят сами Adobe: «Цвета умножаются или осветляются в зависимости от основного цвета. На существующие пиксели накладываются узоры или цвета, светлые и темные участки основного цвета при этом не затрагиваются. Базовый цвет не заменяется, а смешивается с совмещенным цветом, чтобы отразить наличие светлых или темных участков основного цвета».

Не знаю, как вы, а я мало что понял из этого текста. Давайте разберем его немного детальнее. «Цвета умножаются или осветляются» - здесь говорится о контрасте и том, как данный режим наложения повысит контраст цветов, особенно между светлыми и темными. Если не верите мне, возьмите любую фотографию, создайте над ней слой, заполненный нейтральным серым цветом с режимом наложения Перекрытие, затем используйте черную и белую кисти и посмотрите на результат. Дальше мы видим «на существующие пиксели накладываются узоры или цвета, светлые и темные участки основного цвета при этом не затрагиваются». Это означает, что, если вы будете рисовать поверх своей фотографии, блики, тени и цвета останутся, даже если вы используете цвет, отличный от белого или черного. Однако, цвета при этом не смешиваются. То есть, если вы рисуете синим по желтому, желтый приобретет немного синевы.

У этого режима наложения есть пара особенностей. Перекрытие отдает предпочтение слою, находящемуся прямо под ним. Я никогда не видел в этом проблемы, но, теоретически, при совмещении фотографий с разным фокусным расстоянием, верхняя и нижняя часть кадра могут по-разному выглядеть, если работать с этим режимом наложения. Самый простой способ этого избежать - объединить слои после совмещения, а затем уже осветлять и затемнять.

Когда же его лучше использовать? Скажем, я хочу осветлить часть снимка, но при этом сохранить контраст. В такой ситуации осветляющий слой с режимом Перекрытие отлично подойдет. Отрегулируйте непрозрачность по своему усмотрению и можете начинать. Это сохранит цвет и контраст участка, но при этом его осветлит. Именно по этой причине фотографы используют Перекрытие чаще, чем Мягкий свет.

Что такое Мягкий свет?

Примечание переводчика - в официальной документации Adobe этот режим наложения называют «Рассеянный свет», но в русифицированной версии Photoshop его перевели как «Мягкий свет».

Adobe описывает его следующим образом: «Затемняет или осветляет цвета в зависимости от совмещенного цвета. Эффект похож на расплывчатый свет прожектора. Если совмещенный цвет (источник света) светлее, чем 50% серый, изображение становится светлее, как после осветления. Если совмещенный цвет темнее 50% серого, изображение становится темнее, как после затемнения. Закрашивание черным или белым цветом создает отчетливо более темный или светлый участок, но не влияет на чисто черные и белые участки».

Этот режим наложения намного проще понять. По сути, слой с режимом наложения Мягкий свет больше похож на инструменты Осветлитель (Dodge Tool) и Затемнитель (Burn Tool) самого Photoshop. Одно из отличий - нельзя осветлить участок до абсолютно белого или затемнить до черного, он станет значительно светлее или темнее, но не приблизится к одному из краев гистограммы. Еще одна особенность - работая с осветляющим/затемняющим слоем, вы вносите не деструктивные коррекции.

В каких ситуациях лучше подходит Мягкий свет? Я предпочитаю применять его, если нужно обработать облака или очень маленький кусочек фотографии. Поскольку Мягкий свет имеет свойство уменьшать контрастность, я стараюсь не использовать его для важных участков кадра. Если вы просто хотите добавить немного теней или яркости облакам, это - отличное решение.

Поскольку, как уже упоминалось, Мягкий свет ухудшает контраст, его можно использовать, чтобы слегка подкрасить небо и создать атмосферу. В итоге вы можете получить эффект легкой дымки.

Теперь, когда я объяснил принцип их работы, вы должны увидеть всё сами, чтобы понять разницу. Пример выше демонстрирует действие каждого из режимов. Непрозрачность кисти была установлена на 100%, чтобы можно было наглядно продемонстрировать, что происходит с фотографией после применения каждой коррекции. Верхняя 1/5 фотографии осталась нетронутой. Ниже представлен оригинал той же фотографии.

Следующий кусочек - затемнение с режимом Перекрытие. Вы можете заметить, что этот эффект довольно сильно влияет на изображение. Всё, что близко к черному, стало черным, а светлые участки безжалостно затемнены. Всё из-за того, что этот режим призван повышать контраст, особенно в темных участках. Он заставляет участки фотографии, близкие к черному, сильно смещаться в его сторону.

Дальше идет осветление с Перекрытием. Так же, как в случае с затемнением, большая часть светлых участков становятся белыми, а тени при этом сильно слабеют. Посмотрите на кусты. В финальной версии фотографии они были немного недоэкспонированы. Поскольку они - не самая важная деталь, я особо не беспокоился об их тенях. При осветлении кусты выглядят довольно хорошо. Это - отличный пример того, как Перекрытие помогает спасти темные участки без какого-либо ущерба для фотографии. Если бы я сделал это при постобработке, кусты выглядели бы очень опрятно.

Мягкий свет, как вы можете видеть, намного слабее влияет на светлые и темные участки. Именно поэтому я предпочитаю его, так как с ним следы вмешательства не так видны. Поскольку я не работаю с сильным осветлением и затемнением фотографий, для меня такой вариант подходит лучше.

Мягкий свет работает будто прожектор, направленный на фотографию. При затемнении он создает ощущение недоэкспонированной фотографии. Однако, в отличие от настоящего недоэкспонирования, Мягкий свет не превратит светлый участок в черную точку. Он затемнит его и сделает тени черными, если они достаточно темные. Если посмотреть на пример выше, видно, что затемнение с Мягким светом достаточно сильное, но ему очень далеко до Перекрытия. Это делает его идеальным решением, когда нужно немного затемнить тени и сделать фотографию контрастнее, не выходя при этом за рамки.

Осветление с Мягким светом хорошо подойдет, если нужно осветлить участки, но при этом не засвечивать их. Однако, у него есть свойство сильно сокращать контрастность. Я предпочитаю использовать его для светописи и обработки облаков. Поскольку у них и так слабый контраст, Мягкий свет прекрасно подходит. Что касается светописи, используйте тот же метод осветления и затемнения (выбираете основной цвет и рисуете), чтобы добавить фотографии немного атмосферы.

Пример:

Я хочу показать пример того, что такое светопись. Посмотрите на фотографию выше и постарайтесь обнаружить места, над которыми я поработал в Photoshop.

Если чутье укажет вам на верхний правый угол, где лучи солнца подсвечивают камень - вы правы. В исходном RAW-файле сияние выглядело очень привлекательно, но даже после глобальных коррекций не было достаточно заметным. Мне нравилась эта подсветка, но было чувство, будто ей нужно больше внимания. Поэтому, чтобы добавить ей дополнительной яркости, я создал слой осветления/затемнения и выбрал в качестве источника для светописи сияющий камень. Затем я использовал режим наложения Мягкий свет, уменьшил непрозрачность и закрасил кусочек камня. Это немного сократило контраст и создало светящуюся дымку. В итоге получилась прекрасная атмосфера сияния. Это - сила режимов наложения и светописи.

Не стесняйтесь делиться своим мнением. Хорошо ли я справился с темой или вы бы хотели узнать больше?