Понятие информации. Роль информации в развитии общества. Сущность информации и ее роль в современном обществе

Термин "информация" (в переводе с лат. "informatio") означает осведомление, сообщение о положении дел или о чьей-то деятельности, сведения о чем-либо. Вплоть до средины XX в. это понятие означало какие-либо сведения. Однако академик А. Колмогоров дал ему более широкое определение, рассматривая информацию как первооснову всех новых и перспективных отраслей науки и техники (кибернетики, теории организации и управления, системотехники и т. п.). На современном этапе проблему информации считают одной из наиболее актуальных и фундаментальных проблем, связанных с научно-технической революцией. Она характеризуется, в частности, передачей информационных функций от человека к машинам в самых широких масштабах.

За последние три десятилетия в обществе получил широкое распространение и другой, близкий по смыслу термин – "информатика", под которым обычно подразумевают информацию плюс автоматику. Лондонский институт информатиков дает этому понятно следующее определение: "Информатика занимается теорией, методикой и практикой представления информации преимущественно (но не исключительно) для поддержания профессиональной и академической деятельности. С этой целью она изучает информацию от ее создания до ее использования, а также ее передачу в различных формах и по различным каналам".

Поскольку распространяемая информация охватывает сотни миллионов людей, то она становится все более заметной материальной силой, которая воздействует не только на производство, технику, технологии, экономику, политику, социальную сферу, но и на характер современного мышления. Информационная революция, таким образом, представляет собой важнейшее звено в сложной сети общественных процессов и явлений современности.

Различные аспекты информатизации и роль информации в современном обществе изучали такие видные ученые, как Н. Винер, К. Шеннон, У. Эшби, Л. Бриллюэн, А. Берг, В. Глуш-ков, Н. Амосов, А. Колмогоров и др. Философский энциклопедический словарь содержит следующее толкование понятия информации: 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность как результат получения сообщения; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигнал в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы .

В этом контексте к наиболее важным свойствам информации следует отнести такие: а) адекватность – соответствие реальным процессам и объектам; б) релевантность – соответствие тем задачам, для решения которых она предназначена; в) правильность – соответствие способа выражения информации ее содержанию; г) точность – отражение соответствующих явлений с минимальным искажением или минимальной ошибкой; д) актуальность, или своевременность – возможность ее использования тогда, когда нужда в ней особенно велика; е) всеобщность – независимость от отдельных частных изменений; ж) степень подробности – детальность информации. Важно отметить также свойство информации отражать различные социальные объекты, явления и процессы, т. е. ее достоверность. В социологии и других социальных науках выделяют и множество других свойств информации, таких как надежность, репрезентативность, системность, качество и др.


Наряду с этим информацию можно изучать в трех основных ее аспектах: 1) прагматическом – с точки зрения ее полезности в достижении цели, для которой она предназначена; 2) семантическом – с точки зрения ее содержания и правильного толкования; 3) синтаксическом – в зависимости от техники ее представления и передачи. Немаловажным аспектом сущности информации, на наш взгляд, является технологический. В этом аспекте рассматривают систему различных технологий работы с информацией.

Необходимо учитывать, что информация может накапливаться, теряться, загрязняться и уплотняться. В этой связи она представляет собой важный ресурс общества, который имеет гораздо большее значение, чем другие ресурсы, например энергетические ресурсы или полезные ископаемые. Кроме того, в современном обществе информация выполняет весьма важные и многообразные функции. Во-первых, благодаря ей обществу свойственны социальная память, наследственность и преемственность развития. Во-вторых, она представляет собой основное средство (ресурс) социального управления. В-третьих, без информации невозможно формирование личности, ее социализация, обучение и воспитание. В-четвертых, она является носительницей всех форм и проявлений культуры.

С развитием общества в нем постоянно возрастает роль информационных ресурсов, в которых обобщаются и концентрируются все имеющиеся сведения о различных отраслях человеческой жизнедеятельности. Составляющими этого процесса являются, как правило, общий рост объемов информации, а также возрастание экономического, социального, политического и других эффектов от ее использования. Люди добывают и используют информацию для удовлетворения своих насущных жизненных потребностей. Ее экономический эффект зависит в основном от затрат ресурсов на ее получение. Принято выделять три варианта эффективности использования информации (рис. 27).

Для варианта А характерен рост эффективности информации пропорционально расходу ресурсов. В варианте Б эффективность быстро достигает пика и идет на спад. Наиболее интересен вариант В, который характеризуется экспоненциальным ростом эффективности использования информации.

Тенденцию к увеличению роли информации в жизни современного общества осмыслили Д. Белл, 3. Бжезинский, Г. Канн, А. Тоффлер и другие видные исследователи в рамках концепции постиндустриального развития современного общества. Реализация этой тенденции, по мнению этих ученых, должна в перспективе привести к формированию информационного общества, для которого характерно следующее:

В экономике – малые организационно-экономические формы, которые заменяют традиционные громоздкие корпорации;

В социальной сфере – появление информационных сообществ и обширная интеллектуализация деятельности людей, а также сосредоточение их в сфере производства и переработки информации;

В духовной сфере – повсеместная компьютерная революция, в результате которой возникнет единый мировой интеллект;

В сфере демократии – преодоление прежних форм отчуждения людей и возникновение новых противоречий между "умными" и "глупыми", образованными и необразованными, которые заменяют основное противоречие индустриального общества между бедными и богатыми.

Рис. 27. Варианты получения экономического эффекта от использования информации:

Э - эффективность информации; РР - расход ресурсов

В этой концепции переплетаются два начала: рациональное и иррациональное. Если попытаться отделить рациональные зерна от плевел иррационального, то становится ясным, что нарастающей тенденцией развития человеческого общества в ближайшие десятилетия XXI в. будет широкое развертывание и технологизация информационных процессов. Кроме того, в настоящее время очень быстро воплощаются в жизнь концепции информационного общества, особенно в высокоразвитых странах. В экономике этих стран утрачивают свое влияние гигантские корпорации, которые возникли на пике индустриального развития. Как отмечает в этой связи украинский исследователь Е. Марчук, стремительно сокращается количество занятых в тех корпорациях, которые еще продолжают удерживать и укреплять свои позиции. Например, доля занятых в промышленности США уменьшилась с 34 % от общего количества рабочей силы в 1950 г. до 15 % в настоящее время. Приблизительно треть этих людей – не промышленные рабочие, а специалисты, имеющие дело с информацией: бухгалтеры, менеджеры, дизайнеры и т. п. Расходы на информацию составляют в среднем три четверти добавленной стоимости современной продукции. Наряду с этим происходят такие динамические процессы, как стремительное сокращение промежутка времени между ключевыми этапами научно-техническо­го прогресса: открытием (изобретением), доведением его до стадии технологии и внедрением в производственный процесс; человеческий интеллект становится непосредственной и главной производительной силой общества; происходит "охота на интеллект" и его импорт в лидирующие страны; быстро развиваются образование, системы связи, базы данных, компьютерная техника .

Наблюдаемый ныне информационный взрыв был вызван научно-технической революцией во второй половине XX в., которая породила динамический процесс умножения научного знания, его экспоненциальный рост. Довольно высокими темпами в современном мире растут объемы научной, экономической, политической и социокультурной информации. Так, объем научной информации удваивается за 10-15 лет. Однако в различных отраслях науки, общественной и практической деятельности людей темпы производства информации далеко не одинаковы. Не случайно многие исследователи говорят о "мегабитовой бомбе".

Поэтому возникают реальные трудности в работе с информацией. Становится достаточно тяжело искать, производить, хранить, перерабатывать и использовать ее. Объем информации ныне так велик, что наступил кризис некоторых традиционных приемов информационной деятельности, складывавшихся на протяжении многих столетий. При этом усиленный рост объемов информации в современном обществе приводит к целому комплексу социальных проблем, наиболее важными среди которых являются следующие:

Быстро растет объем учебной и научной информации, что приводит к реальным трудностям социализации личности вообще и к усложнению ее образовательной и профессиональной подготовки в частности. Удлиняются сроки обучения людей, возрастают нагрузки, увеличиваются сроки вступления молодежи в активную трудовую деятельность;

Быстрыми темпами расширяется инфраструктура информации, которая существенно модифицирует все сферы жизнедеятельности и ставит современного человека перед "шоковой" ситуацией, выдвигая на первый план проблему адаптации людей к новым, непривычным условиям жизни, что, естественно, приводит к негативным для них последствиям (информационным перегрузкам, психическим заболеваниям и т. п.);

объем информации растет зачастую неуправляемо, стихийно, масштабно и всеохватывающе. По всей видимости, проблема информации – одна из ведущих глобальных проблем современной цивилизации.

Информация – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики.

1.2 Роль информационного ресурса в развитии современного общества

Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею. Недаром в Библии вначале было слово: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:1-5).

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество .

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению .

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения .

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции - повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой .

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации .

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях .

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет .

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства.

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация - это информация, а не энергия и не материя», - сказал Ноберт Винер - отец кибернетики. В его определении информация выступает как философская категория наравне с материей и энергией.

Понятно, что такое философские определение информации для права неприемлемо, как и неприемлемо, например, регулирование отношений по поводу энергии вообще или материи вообще. Информация как объект правоотношений должна быть конкретизирована, организована должным образом, «привязана» к ситуации и конкретному виду отношений, классифицирована по видам и тому подобным образом «подготовлена» для осуществления по ее поводу действий, регулируемых нормами права.

В практическом смысле, понятном каждому, определение информации дал С.И. Ожегов:

информация - это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

До середины 20-х гг. XX в. под информацией (в переводе с латыни - ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики.

В связи с развитием средств связи и телекоммуникаций, вычислительной техники и их использованием для обработки и передачи информации возникла необходимость измерять количественные характеристики информации. Появились разные теории, и понятие «информация» начало наполняться разным содержанием.

В 1949 г. К. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью «Математическая теория связи», в которой были предложены вероятностные методы для определения количества передаваемой информации. Однако такие методы описывают лишь знаковую структуру информации и не затрагивают заложенного в ней смысла (в сообщении, сведениях).

В 1948 г. Н. Винер предложил «информационное видение» кибернетики как науки об управлении в живых организмах и технических системах. Под информацией стали понимать не просто сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией.

Уже много лет развивается семантическая теория информации, которая изучает смысл, содержащийся в сведениях, полезность и ценность этих сведений для потребителя. В этой связи существенным становится субъективный подход, основанный и на априорной подготовленности субъекта к восприятию таких сведений или сообщений и с их новизной для субъекта и с их полезностью (или ценностью) для принятия им решений, направленных на достижение поставленных целей.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (ст. 2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого предмета, добавим: в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность «вывести» из понятия «информация» программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.

Жизнь - это тоже явление природы, хотя до сих пор и малоизученное. Одной из характерных особенностей организмов живой природы является происходящий в них непрерывный обмен веществ. Этот обмен тоже имеет энергетическую природу и происходит на уровне клеток и их структурных элементов. При прекращении обмена веществ прекращаются и жизненные процессы.

Человек, с одной стороны, это обычный материальный объект, и потому ему свойственно непрерывное энергетическое взаимодействие с другими объектами материального мира. В то же время он является организмом живой природы и в этом качестве обладает непрерывным внутренним обменом веществ. Эти два процесса могут взаимодействовать между собой. Результат такого взаимодействия мы воспринимаем как информационный обмен между живой и неживой природой.


Рис. 1.1. Информационный обмен в природе

Рассмотрим пример, известный из курса биологии. Если через органы чувств животное воспринимает окружающую среду как угрожающую, это приводит к изменению обмена веществ. В частности, в кровь выделяются специальные вещества, повышающие частоту дыхания, усиливающие сердцебиение и приводящие органы опорно-двигательной системы в состояние готовности к отражению угрозы. Иные по содержанию, но похожие по механизму процессы происходят в среде, которая воспринимается как успокаивающая. Все это результат информационного обмена, инициированного внешней средой.

Но информационный обмен не обязательно инициируется только внешней средой. Человеку достаточно лишь представить опасность (или иное состояние), чтобы в его организме начались физиологические реакции, связанные с изменением процесса обмена веществ. Здесь проявляется реакция на ранее зарегистрированные результаты предшествующего взаимодействия. На этом основаны механизмы вспоминания, воображения, логического мышления и другие. С их проявлениями мы сталкиваемся, например, в процессе творчества. То есть, в основе логического мышления и творчества тоже лежит информационный обмен.

Информационный обмен может не иметь материальную природу, но он с ней неразрывно связан. Он является промежуточным звеном между энергетическим обменом, свойственным материальным объектам, и обменом веществ, свойственным живым организмам. Информационный обмен развивается в виде информационных процессов. Если проследить информационный процесс от начала до конца, то на отдельных его этапах можно и не увидеть объектов живой природы, но в его начале или конце объект живой природы присутствует обязательно. Забегая вперед, укажем, что свойство отдельных этапов информационного процесса обходиться без объектов живой природы ныне широко используется в информационных технологиях. Оно лежит в основе функционирования автоматических систем обработки информации.

Любое взаимодействие материальных объектов имеет энергетическую природу. Космические тела взаимодействуют друг с другом через гравитационные поля. Взаимодействие заряженных частиц осуществляется через электрическое поле. Даже механическое взаимодействие твердых тел можно рассматривать как взаимодействие их кристаллических или молекулярных структур, в основе которого лежат электромагнитные взаимодействия между частицами, составляющими тела.

С точки зрения физики, любые изменения, происходящие во внутренней структуре вещества или в энергетических полях, сопровождаются образованием сигналов. Сигналы обладают способностью распространяться во времени и пространстве. Они затухают в результате взаимодействия с веществом.

Сигналы окружают нас на каждом шагу. Солнечный свет - это сигналы, образовавшиеся в результате термоядерных реакций, происходящих в веществе Солнца. Радиосигналы - результат электромагнитных процессов, происходящих в материале излучающей антенны передатчика. Сигналы, регистрируемые сейсмографом, - результаты сложнейших геофизических процессов, происходящих в веществе земной коры и в более глубоких областях планеты.

Как и все объекты материальной Природы, сигналы не возникают из ничего и не исчезают бесследно. Их распространение в пространстве всегда завершается взаимодействием с веществом физических тел. Такое взаимодействие в информатике рассматривается как регистрация сигналов.

Сигналы разной физической природы взаимодействуют с веществом по-разному. Например, мы знаем, что свет может оказывать давление на вещество и может выбивать электроны вещества. Световые сигналы могут вызывать долговременные химические изменения в составе вещества - в растительных организмах на этом основано явление фотосинтеза, а в технике - фотографические процессы.

Изменения магнитного поля могут быть зарегистрированы на ферромагнитном покрытии. На этом явлении основана магнитофонная звукозапись и видеозапись на магнитной пленке. Сигналы регистрируются и при механическом взаимодействии двух тел. Эта регистрация может происходить как деформация тел, как продолжительные упругие колебания и даже в виде образования поверхностного электрического заряда.

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. На современном этапе информация занимает все большее место, заставляя по-новому оценить ее значение во всех сферах жизнедеятельности. Распространение информации радикально изменило общество, сделало возможным приобщение к культурным ценностям больших слоев населения, позволило людям более оперативно общаться между собой. Информационные технологии широко внедряются в образование, здравоохранение, связь, транспорт, финансы, торговлю и т.д., порождая новые возможности для формирования информационного общества в России .

Современный этап развития общества можно охарактеризовать как переход от индустриального к информационному. Информация становится важнейшим элементом для развития всех сфер общественной жизни. Роль и место информации в жизни общества, воздействие информации на развитие личности, общества и государства существенно повысились. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные, финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Более того, информация превратилась в оружие, повсеместно ведутся информационные войны различного масштаба и различной интенсивности.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году Президент Российской Федерации отметил необходимость модернизировать государство, добиваясь соответствия его функций современному этапу развития России. Формирование единого информационного пространства Российской Федерации и развитие информационного общества является необходимым условием интеграции России в мировое сообщество не в качестве сырьевого придатка, а как равноценного партнера.

Информационное общество — общество, в котором информационные процессы осуществляются главным образом на основе использования информационно-коммуникационных технологий, а информационные ресурсы доступны всем слоям населения.

Превращение информации в важнейший ресурс развития современной цивилизации, осознание информации как товара, как средства управления личностью и обществом, как инструмента власти, как оружия в экономической и политической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационной техники и технологии — все эти факторы обусловили широкое распространение термина «информационное общество», отразившего суть изменений, связанных с возрастанием роли информации в жизни человечества.

«Информационное общество» — это новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитыми информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации. Переход к информационному обществу предполагает существенное изменение всей экономической системы государства. Он предполагает создание нового информационного управляющего фундамента развития общества, формирование принципиально новых социальных мотиваций и технологических возможностей, широкое практическое использование инноваций и знаний для интенсивного повышения производительности труда и на этой основе — улучшение качества жизни. Следует подчеркнуть, что переход к информационному обществу является важнейшим фактором изменения облика как отдельных стран, так и человеческой цивилизации в целом. Закономерной реакцией на этот процесс стало обсуждение проблем становления и раз-вития информационного общества на уровне глав государств в ходе Всемирного cаммита по информационному обществу.

Основные черты, присущие как информационному обществу:

информация и знания — главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы — это стратегические ресурсы общества;

глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий — основа новой экономики, экономики знаний;

новизна, быстротечность, ускорение — наиболее характерные черты жизни;

цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений;

непрерывное образование и способность к переквалификации — неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;

судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Становление информационного общества влечет за собой необходимость специальной подготовки личности в нем.

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии «новая парадигма образования». Новая образовательная парадигма — это своего рода стратегия «образования для будущего». Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:

смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

Проблема формирования информационной грамотности и информационной культуры личности получила большое развитие. Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Информационная культура личности — это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Общие условия задачи

Хлебозавод «Колобок» осуществляет деятельность, связанную с выпечкой и продажей хлебобулочных изделий. Данные, на основании которых выполняется калькуляция стоимости выпечных изделий, приведены на рис. 2 и 3.

    Построить таблицы по приведенным ниже данным.

    Результаты вычислений представить в виде таблицы содержащей расчет стоимости выпечных изделий (рис.), и в графическом виде.

    Организовать межтабличные связи для автоматического формирования калькуляции стоимости выпечных изделий.

    Сформировать и заполнить форму калькуляции стоимости (рис. 2.3).

    Компоненты выпечки

    Стоимость изготовления 1 кг компонента, руб.

    Бисквит

    15,00

    Тесто песочное

    7,00

    Крем сливочный

    25,0

    Крем масляный

    23,0

    Глазурь

    12,0

    Рис. 2 Данные о стоимости компонентов выпечных изделий

    Стоимости выпечных изделий

    Изделие

    Состав

    Количество компонента в изделии, кг

    Стоимость изготовления 1 кг. компонента

    Пирожное бисквитно-кремовое

    Бисквит

    0,30

    15,00

    4,50

    Крем масляный

    0,10

    15,00

    1,50

    Глазурь

    0,05

    15,00

    0,75

    Пирожное песочное

    Тесто песочное

    12,00

    2,40

    Крем сливочный

    0,10

    25,00

    2,50

    Рис. 3 Расчет стоимости выпечных изделий

    Расчетный период

    по

    20__

    20__

    Калькуляция стоимости выпечных изделий

    Изделие

    Состав

    Стоимость компонента в изделии, руб.

    Пирожное бисквитно-кремовое

    Бисквит

    4,50

    Крем масляный

    1,50

    Глазурь

    0,75

    ВСЕГО

    6,75

    Пирожное песочное

    Тесто песочное

    2,40

    Крем сливочный

    2,50

    ВСЕГО

    18,4

    Бухгалтер_____________________________

    Рис. 4. Форма калькуляции стоимости выпечных изделий

    2.2. Описание алгоритма решения задач

  1. Запустить табличный процессор MS Excel

    Создать книгу с именем «Инициатива»

    Лист 1 переименовать в лист с названием «Компоненты выпечки»

    На рабочем листе Компоненты выпечки MS Excel создать таблицу расход продуктов

    Заполнить таблицу расходов продуктов


    Рис.5. Расположение таблицы Расходы продуктов

    6. Лист 2 переименовать в Стоимость выпечных изделий

    7. На рабочем листе Стоимость выпечных изделий создать таблицу, в которой буду содержать наименование изделий.

    8. Заполнить таблицу со списком изделий.


    Рис. 6. Расположение таблицы Список выпечных изделий

    9. В таблице Стоимость выпечных изделий в столбец Е ввести формулы для автоматизации расчетов стоимости компонентов.

    10. Создать лист 3 и переименовать его в Калькуляция изделий.

    11. Организовать межтабличные связи и заполнить таблицу Форма калькуляции стоимости выпечных изделий на листе Калькуляции изделий.

    12. Результаты вычислений представим графически (рис. 9,10).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.2 Свойства информации

1.4 Информационные процессы

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.

С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях - из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась - каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом - человек научился управлять различными видами вещества и энергии.

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества - литературу, искусство, архитектуру и т.д.

В современном обществе века роль информации в жизни человека является определяющей - чем большей информацией он владеет, тем выше его ценность в обществе.

Цель настоящей работы - раскрыть понятие информации, и обозначить место информации в современном обществе.

1. Информация и ее роль в современном обществе

1.1 Понятие информации и ее виды

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией.

В современном обществе невозможно представить существование человека отдельно от понятия «информация». Термин информация используется во многих науках и во многих сферах человеческой деятельности. Он происходит от латинского слова «informatio», что означает «сведения, разъяснения, изложение».

Несмотря на привычность этого термина, строгого и общепринятого определения не существует. В литературе можно найти достаточно много определений этого термина, отражающих различные подходы к толкованию этого понятия.

Так в Федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» дается следующее определение: «информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет понятие информация следующим образом: «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

В информатике же наиболее часто используется следующее определение термина информация - это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения - это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

Графическая или изобразительная - первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

Звуковая - мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г., ее разновидностью является музыкальная информация - для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

Текстовая - способ кодирования речи человека специальными символами - буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

Числовая - количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами - цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

Видеоинформация - способ сохранения движущихся картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения - это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и другие виды, для которых современная наука даже не нашла признанных всеми терминов определения (например, экстрасенсорная информация).

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества - передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее - с использованием радиоволн.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации.

Постоянно совершенствуется программное обеспечение ведущих разработчиков (например, Microsoft Corporation), обеспечивающее коллективную работу с корпоративной информацией всех видов.

1.2 Свойства информации

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенность информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информации.

Наиболее важными свойствами информации являются ее общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

Объективность информации. Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация - это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Например, сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 градуса по Цельсию» - объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

Преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

Искажение в результате воздействия помех и недостаточно точных средств измерений.

Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления (погрешностью средства измерения).

Актуальность информации - важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Иногда только вовремя полученная информация может быть полезна.

Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация - объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека.

Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

Имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

Имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция - от лат; cumulatio - увеличение, скопление).

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) - медленнее.

Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

1.3 Понятие количество информации

Свойство полноты информации негласно предполагает, что имеется возможность измерять количество информации. Количеством информации называют числовую характеристику информации, отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает после получения информации. Понятия «информация», «неопределенность», «возможность выбора» тесно связаны. Например, человек с утра предположил, что днем могут быть осадки, а могут и не быть, а если будут, то в виде снега или дождя, т.е. непонятно -- «то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег». Затем, выглянув в окно, увидел пасмурное небо и с большой вероятностью предположил -- осадки будут, т.е., получив информацию, снизил количество вариантов выбора. Далее, взглянув на наружный термометр, он увидел, что температура отрицательная, значит, осадки следует ожидать в виде снега. Таким образом, получив последние данные о температуре, человек получил полную информацию о предстоящей погоде и исключил все, кроме одного, варианты выбора.

Получаемая информация уменьшает число возможных вариантов выбора (т.е. неопределенность), а полная информация не оставляет вариантов вообще.

За единицу информации принимается один бит (англ. bit -- binary digit --двоичная цифра). Это количество информации, при котором неопределенность, т.е. количество вариантов выбора, уменьшается вдвое или, другими словами, это ответ на вопрос, требующий односложного разрешения -- да или нет.

Бит -- слишком мелкая единица измерения информации. Напрактике чаще применяются более крупные единицы, например, байт, являющийся последовательностью из восьми бит. Именно восемь битов, или один байт, используется для того, чтобы закодировать символы алфавита, клавиши клавиатуры компьютера. Один байт также является минимальной единицей адресуемой памяти компьютера, т.е. обратиться в память можно к байту, а не биту.

Широко используются еще более крупные производные единицы информации:

1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,

1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,

1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт,

1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт.

1.4 Информационные процессы

Получение информации тесно связано с информационными процессами. Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами. Существуют следующие виды информационных процессов.

Сбор данных -- это деятельность субъекта по накоплению данных с целью обеспечения достаточной полноты. Соединяясь с адекватными методами, данные рождают информацию, способную помочь в принятии решения. Например, интересуясь ценой товара, его потребительскими свойствами, мы собираем информацию для того, чтобы принять решение: покупать или не покупать его.

Передача данных -- это процесс обмена данными. Предполагается, что существует источник информации, канал связи, приемник информации, и между ними приняты соглашения о порядке обмена данными, эти соглашения называются протоколами обмена. Например, в обычной беседе между двумя людьми негласно принимается соглашение, не перебивать друг друга во время разговора.

Хранение данных -- это поддержание данных в форме, постоянно готовой к выдаче их потребителю. Одни и те же данные могут быть востребованы не однажды, поэтому разрабатывается способ их хранения (обычно на материальных носителях) и методы доступа к ним по запросу потребителя.

Обработка данных -- это процесс преобразования информации от исходной ее формы до определенного результата. Сбор, накопление, хранение информации часто не являются конечной целью информационного процесса. Чаще всего первичные данные привлекаются для решения какой-либо проблемы, затем они преобразуются шаг за шагом в соответствии с алгоритмом решения задачи до получения

выходных данных, которые после анализа пользователем предоставляют необходимую информацию.

1.5 Роль информации в современном обществе

Человечество, со дня своего выделения из животного мира, значительную часть своего времени и внимания уделяло информационным процессам.

В наше время пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта.

Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.

В настоящее время круг людей, занимающихся обработкой информации, вырос до небывалых размеров, а скорость обмена стала просто фантастической, компьютеры применяются практически во всех областях жизни людей. На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информационные ресурсы -- это отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах. Иными словами, информационные ресурсы -- это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Информационные ресурсы страны, региона, организации все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность, сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг, повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

В современном мире роль информации, средств ее обработки, передачи и накопления неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности общества.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

Новые условия для мирового человечества в особенной форме проявляются в России. Современная Россия еще не является информационным обществом. Прежде всего, потому, что часть информации недоступна широкому кругу пользователей или заменена дезинформацией. Однако информатизация отдельных сегментов социальной жизни, отдельных сфер политики и экономики рано или поздно создаст условия для появления подлинной социальной ткани нового типа, из которой способно вырасти информационное общество. Постиндустриальные тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями российской цивилизации.

Информационное общество нередко называют массовым обществом и обществом потребления. Это связано с такими процессами информатизации как развитие сферы массовых коммуникаций. Глобальные и локальные компьютерные сети, средства сотовой связи, система телевидения и радиовещания, являясь компонентами информационной структуры общества, обеспечивают вместе с этим и коммуникацию между людьми. Массовая коммуникация - одно из важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии всяких технологий, информационных технологий в частности как внутри каждой страны, так и между странами. Зачастую процессам информатизации придается негативный оттенок, который присущ обществу потребления. Многие представители общественной и научной мысли видят в информатизации губительные для духовной сферы общества процессы и ассоциируют информационную цивилизацию с антиподом культуры и духовности.

В области теоретического понимания происходящих процессов также до сих пор нет единого мнения относительно путей развития информационного общества, приоритетности того или иного его направления, ясности и четкости формулировок и понятий, выражающих происходящее в информационной сфере. Поэтому теоретическое исследование как концептуальных, так и практических (реальных) предпосылок понимания текущих информационных процессов остается актуальным.

информация общество ресурс мировой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе было дано определение понятию информации, были рассмотрены ее виды, приведены основные свойства информации. Дано понятие количества информации. Рассмотрены основные виды информационных процессов. Описана роль и место информации в современном обществе. Цели работы выполнены.

Подводя итог, хочется отметить, что на наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информация начинает играть главенствующую роль не только в традиционных для нее областях, но и в абсолютно новых. Общество переходит в новую информационную эпоху.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и сущность информации. Развитие представлений об информации. Понятие и сущность информационного общества. Причины и последствия информационных революций. Возникновение и основные этапы развития информационного общества.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2007

    Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Роль информации в развитии общества. Почему появление письменности дало толчок развитию науки и культуры. Как связаны развитие технологий и информационное развитие общества. Какие новые информационные возможности открыли перед обществом средства связи.

    презентация , добавлен 27.09.2017

    Понятие теории постиндустриального общества, концепции и варианты вероятных развитий событий. Какие перспективы нам открывает это постиндустриальное общество, или "третья волна" Элвина Тоффлера. Проблемы увеличения давления информации на человека.

    реферат , добавлен 30.06.2011

    Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества. Виды социальной информации. Статистическая информация Госкомстата России. Информация, собираемая с помощью массовых опросов.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Возрастание объема информации. Представление об информационном обществе и его опасностях. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования. Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Изучение роли средств массовой информации в современном обществе. Описание механизмов формирования общественного мнения. Исследование возможностей манипулирования общественным мнением СМИ в современном обществе на примере образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Теоретические основы изучения методов сбора PR-информации. Основной обзор методов сбора и анализа PR-информации. Качественный анализ PR-информации – предварительный этап количественного исследования. Развитие образовательной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Единое социологическое знание науки об обществе. Поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. Комплексный характер методов сбора социологической информации.

    презентация , добавлен 19.10.2015

    Социальная система человеческого общества. Взаимодействие информации и общества. Изменение социальных регуляторов. Прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий. Основные этапы становления и модели информационного общества.

Человечество, со дня своего выделения из животного мира, значительную часть своего времени и внимания уделяло информационным процессам.

В наше время пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта.

Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.

В настоящее время круг людей, занимающихся обработкой информации, вырос до небывалых размеров, а скорость обмена стала просто фантастической, компьютеры применяются практически во всех областях жизни людей. На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информационные ресурсы -- это отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах. Иными словами, информационные ресурсы -- это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Информационные ресурсы страны, региона, организации все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность, сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг, повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

В современном мире роль информации, средств ее обработки, передачи и накопления неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности общества.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

Новые условия для мирового человечества в особенной форме проявляются в России. Современная Россия еще не является информационным обществом. Прежде всего, потому, что часть информации недоступна широкому кругу пользователей или заменена дезинформацией. Однако информатизация отдельных сегментов социальной жизни, отдельных сфер политики и экономики рано или поздно создаст условия для появления подлинной социальной ткани нового типа, из которой способно вырасти информационное общество. Постиндустриальные тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями российской цивилизации.

Информационное общество нередко называют массовым обществом и обществом потребления. Это связано с такими процессами информатизации как развитие сферы массовых коммуникаций. Глобальные и локальные компьютерные сети, средства сотовой связи, система телевидения и радиовещания, являясь компонентами информационной структуры общества, обеспечивают вместе с этим и коммуникацию между людьми. Массовая коммуникация - одно из важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии всяких технологий, информационных технологий в частности как внутри каждой страны, так и между странами. Зачастую процессам информатизации придается негативный оттенок, который присущ обществу потребления. Многие представители общественной и научной мысли видят в информатизации губительные для духовной сферы общества процессы и ассоциируют информационную цивилизацию с антиподом культуры и духовности.

В области теоретического понимания происходящих процессов также до сих пор нет единого мнения относительно путей развития информационного общества, приоритетности того или иного его направления, ясности и четкости формулировок и понятий, выражающих происходящее в информационной сфере. Поэтому теоретическое исследование как концептуальных, так и практических (реальных) предпосылок понимания текущих информационных процессов остается актуальным.

информация общество ресурс мировой

ТЕМА 1. Роль информации в обществе. Информация и право

1. Природа информации. Понятие информации.
2. Основные классификации информации.
4. Понятие информационного общества, его основные виды.

1. Природа информации. Понятие информации.

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) - сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.

Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия.

Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Чтобы правильно ориентироваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию). В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения (обрабатывает информацию), а в процессе общения с другими людьми -передает и принимает информацию. Человек живет в мире информации.

Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами .

Человеческое мышление можно рассматривать как процесс обработки информации. Человек является носителем очень большого объема информации в виде зрительных образов, знания различных фактов и теорий и т. д. Весь процесс познания является процессом получения и накопления информации. Для обмена информацией между людьми служат языки. Хранение информации осуществлялось с помощью книг, а в настоящее время для этого используются электронные носители.

Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека и общества, но и для техники. Человеком разработаны технические устройства, в частности компьютеры, которые специально предназначены для автоматической обработки информации. Создание глобальной компьютерной сети Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю.

Информация – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, условных обозначений)либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.).

В середине 20 века термин «информация» стал общенаучным понятием, включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом (ЭВМ), автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

2. Основные классификации информации.

Информация подразделяется по форме представления на 2 вида:

- дискретная форма представления информации - это последовательность символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся величину (количество дорожно-транспортных происшествий, количество тяжких преступлений и т.п.);

- аналоговая или непрерывная форма представления информации - это величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков (температура тела человека, скорость автомобиля на определенном участке пути и т.п.).

По области возникновения выделяют информацию:

- элементарную (механическую) , которая отражает процессы, явления неодушевленной природы;

- биологическую , которая отражает процессы животного и растительного мира;

- социальную , которая отражает процессы человеческого общества.

По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации:

- визуальную , передаваемую видимыми образами и символами;

- аудиальную , передаваемую звуками;

- тактильную , передаваемую ощущениями;

- органолептическую , передаваемую запахами и вкусами;

- машинную , выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.

Информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению можно разбить на три вида:

- личную , предназначенную для конкретного человека;

- массовую , предназначенную для любого желающего ее пользоваться (общественно-политическая, научно-популярная и т.д.) ;

- специальную , предназначенную для использования узким кругом лиц, занимающихся решением сложных специальных задач в области науки, техники, экономики.

По способам кодирования выделяют следующие типы информации:

- символьную , основанную на использовании символов - букв, цифр, знаков и т. д. Она является наиболее простой, но практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях. Примером может служить зеленый свет уличного светофора, который сообщает о возможности начала движения пешеходам или водителям автотранспорта.

- текстовую , основанную на использовании комбинаций символов. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, порядке следования. Так, слова КОТ и ТОК имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию. Благодаря взаимосвязи символов и отображению речи человека текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется в деятельности человека: книги, брошюры, журналы, различного рода документы, аудиозаписи кодируются в текстовой форме.

- графическую , основанную на использовании произвольного сочетания в пространстве графических примитивов. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки, играющие большое значение в деятельности человек.

Свойства информации можно рассматривать в трех аспектах: техническом - это точность, надежность, скорость передачи сигналов и т.д.; семантическом - это передача смысла текста с помощью кодов и прагматическом - это насколько эффективно информация влияет на поведение объекта.

3. Научно-технический прогресс и условия формирования информационного общества.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний.

Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

Увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

Возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

Нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

Эффективное информационное взаимодействие людей;

Их доступ к мировым информационным ресурсам;

Удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Одним из условий формирования информационного общества является развертывание единого для страны информационного пространства. В рамках информационного общества создается информационная экономика, связанная с автоматизированной обработкой, обменом по каналам связи и практическим использованием, прежде всего, формализованной информации. Эти требования обусловливают необходимость создания и ведения в стране, в рамках ее единого информационного пространства, его формализованного подпространства, или же - единого информационного пространства формализованных данных, когда локальные сети предприятий соединены в общую глобальную сеть информатизации.

Следующим условием формирования информационного общества является ведение и поддержания в актуальном состоянии единого информационного пространства формализованных данных России, так как без этого условия не может быть организовано и обеспечено практическое осуществление процесса информационного взаимообмена (в том числе межведомственного) между различными объектами и субъектами информационного взаимодействия формализованной информацией (пригодной для автоматизированной обработки на ЭВМ).

Третьим условием развития информационного общества являются информационно-коммуникационные технологии, реализующие информационный обмен между всеми элементами информационного общества, основой которых в современных условиях является глобальная информационная сеть Интернет.

Информационное общество в своем становлении и развитии базируется на знаниях, поэтому четвертым условием развития информационного общества является решение двух взаимосвязанных постоянных фундаментальных цивилизационных проблем:

Прогноз развития существующих знаний во всех областях человеческой деятельности, накопленных за предшествующие периоды социально-экономического развития;

Формирование новых знаний и их последующим практическим использованием в социально-экономической деятельности человека, в том числе с использованием технологии форсайт;

Прогрессирующая интеллектуализация товаров и услуг.

4. Понятие информационного общества, его основные виды.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Признаки информационного общества:
1) Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности чел овека.
2) Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
3) Информация является продуктом деятельности современного человека.
4) Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
5) Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
6) Безопасность информационного общества, информации.
7) Защита интеллектуальной собственности.
8) Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
9) Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
1) все большее влияние на общество средств массовой информации;
2) информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
3) существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
4) многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества;
5) существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.