Плюсы и минусы компьютера для человека. Плюсы и минусы компьютеризации и роботизации. Ноутбук: плюсы и минусы устройства

Давайте подумаем, что для современного человека компьютер? Рабочее место? Место для игр? Мультимедийная установка? Пожалуй, всё сразу, и это всё – персональный компьютер . Давайте вспомним, как развивается наша цивилизация: буквально десятка полтора-два назад, автомобиль был роскошью, сейчас это не роскошь, а средство передвижения. Вспомните, каким был ваш мобильный телефон лет семь назад (если он тогда вообще был у вас), и какой он сейчас. Прогресс явно на лицо, и сомнений тут никаких нет. Но так как наш сайт о компьютерах, то давайте сравним и компьютеры, но немножко подробнее.

Первые домашние компьютеры начали появляться ещё в семидесятых годах прошлого века. До этого конечно также создавались компьютеры, но предназначены они были в основном для каких либо специальных целей, а в 1977 году, произошло грандиозное событие. Совсем ещё молодая компания Apple Computer , выпустила первый персональный компьютер, который был рассчитан на массовое население, и имело это творение название Apple II . Пожалуй, именно это событие и стало переломным событием в истории компьютерных разработок.

Шли годы, компьютерные технологии развивались, но конечно не теми темпами, какими хотелось бы. И вот, в 1995 году, произошло ещё одно ключевое событие, которое вероятно многие из нас ещё даже помнят. Компания Microsoft анонсировала свою операционную систему, под кодовым названием Windows 95 . C той поры, компьютеры начали полностью «заселяться» в дома всех Землян, что стало свидетельством того, что обыкновенные люди также желают двигаться в ногу с прогрессом. С началом нового века, компьютерные технологии вновь поднялись на одну ступень выше, и началось это после выхода новой операционной системы Windows XP . Так, мелкими шажочками, словно ребёнок, который делает первые шаги, компьютерные технологии развивались и развиваются, по сей день. И сейчас, они достигли уже такой высоты, о которой ещё лет десять назад, и мечтать не приходилось: четырёхъядерные процессоры, жёсткие диски, с ёмкостью на несколько терабайт, беспроводные клавиатуры и мыши, в конце концов, огромные жидкокристаллические мониторы. Всё это говорит о том, что ничто так не развивается в этом мире, как компьютеры. Задумайтесь, колесу понадобились тысячи лет, чтобы оно смогло превратиться в автомобиль. Компьютерам же, понадобилось меньше полувека, чтобы из ЭВМ с мощностью процессора 1 мГц и оперативной памятью 16 кб, превратиться в мощнейшие вычислительные машины с гигабайтами оперативной памяти и восьмиядерными процессорами.

Итак, все вышеперечисленные факты говорят лишь о том, что человечеству в будущем попросту не обойтись без компьютеров. То же самое говорит и Всемирная ассоциация статистики , по заявлению которой, только в одном 2009 году, было продано более трёхсот(!) миллионов компьютеров по всему миру.

У покупателей наибольше популярностью пользуются два вида компьютеров, а именно ноутбуки и настольные компьютеры . Что такое ноутбук и обо всех его достоинствах и недостатках, можно прочитать , а сейчас речь пойдёт о настольных компьютерах, а именно обо всех их достоинствах и недостатках.

Если выделять все плюсы настольного компьютера, то в первую очередь стоит отметить то, что данный вид компьютеров достаточно производителен , по сравнению с ноутбуками и другими компьютерами. Ещё одним плюсом является то, что обслуживание настольных компьютеров, а также замена поломанных деталей может стоить вам гораздо дешевле , нежели в ноутбуке. Например, у вас в компьютере сгорела видеокарта и нужно заменить её на новую. Если вы владелец обыкновенного ПК, то заменить видеокарту вам не составить труда, главное, лишь знать, какой разъём под видеокарту в вашей материнской плате. Если рассматривать ноутбук, то заменить видеокарту в ноутбуке гораздо сложнее, а порой и вовсе не представляется возможным из-за своеобразности сборки. Также несомненным плюсом ПК является то, что стоят они гораздо дешевле, нежели ноутбуки, с такой же производительностью, а порой даже и менее мощные. Мониторы у настольных ПК имеют размер диагоналей намного больше, чем у ноутбуков. Сегодня мониторы размером 22-24 дюйма уже не редкость, а удобство работы у таких экранов, не идет ни в какое сравнение с маленькими экранами ноутбуков. И наконец, очередным плюсом настольного компьютера является то, что он имеет, гораздо, больше дополнительных выходов, для различных устройств, что делает настольный компьютер, ещё более универсальным .

Что касается минусов настольных компьютеров, то их также немало. Главным минусом является то, что ПК занимает по сравнению с ноутбуком гораздо больше места , кроме того, он не имеет такой мобильности: на нём нельзя работать где угодно, а только лишь на определённом рабочем месте, где и находиться компьютер. Ещё одним минусом является тот, факт, что настольные компьютеры достаточно шумные , особенно по сравнению с ноутбуками. Согласитесь, многих раздражает звук издаваемый блоком питания, жёстким диском или кулером. А когда это работает всё вместе, то действительно некоторым людям может быть очень неприятно. Ещё один факт, который говорит «нет» настольным компьютерам, это отсутствие дополнительных устройств , таких как микрофон или веб-камера, а также высокое энергопотребление . В наше время, когда люди наоборот начинают экономить ресурсы, в том числе и электричество, последняя проблема становиться крайне актуальной.

Итак, в конце, подводя итоги, можно сказать, что настольные компьютеры, конечно, могут казаться неудобными для кого то, а также иметь небольшую манёвренность, но всё-таки данные машины более мощные, нежели ноутбуки, а порой именно производительность и решает главную роль в выборе компьютера.

26.03.2012 13.04.2012 by Mnogoto4ka

Исходя из специфики моей работы, ко мне часто обращаются люди с просьбой помочь выбрать компьютер в магазине. И при покупке задают одни и те же вопросы. Что лучше ноутбук, настольный компьютер или же другие разновидности вычислительный техники (нетбук, моноблочный компьютер, планшетный компьютер)? На что обратить внимание при покупке? Какой производитель качественнее? Какими характеристиками можно пренебречь, а какими не стоит пренебрегать. Отвечая изо дня в день на эти вопросы, я изучил кучу материалов на эти темы и решил написать серию статей. Надеюсь, она будет полезна тем, кто хочет купить компьютер, а также интересна тем, кто и так разбирается в этом вопросе.


Настольный компьютер, ноутбук или другие варианты?

Итак, что же все-таки лучше? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим поподробнее плюсы и минусы каждого вида техники.

Ноутбук: плюсы и минусы устройства.

Плюсы стандартного ноутбука очевидны:

  1. компактность (одно устройство, способное работать без каких либо дополнительных частей, легко помещается в сумку),
  2. мобильность (ноутбук не привязан к розетке, может работать как от сети, так и от собственной батареи),
  3. один производитель всего устройства (это гарантирует однородность качества либо производитель качественный, либо не очень, тогда как настольный компьютер собирается из запчастей разных производителей и некоторые запчасти могут быть качественными, а остальные нет),
  4. отсутствие большого количества проводов , которые так и норовят запутаться,
    Еще одним плюсом я бы назвал встроенное оборудование (трекпад (замена мыши), модем для интернета, веб-камера, а также система беспроводной связи Bluetooth и wi-fi). С помощью wi-fi например имея дома беспроводной модем можно в любой точке квартиры сидеть в интернете, общаясь или, выполняя работу.

На этом плюсы ноутбука, пожалуй, и заканчиваются. Минусов у ноутбука не намного больше, но, на мой взгляд, они гораздо весомее. Я не буду говорить сейчас о цене, так как она примерно сравнялась с настольными компьютерами и падает с каждым днем. Поговорим вот о чем:

  1. Главный плюс ноутбука это мобильность, но его же можно назвать и минусом, так как заряда батареи в идеальных условиях хватает всего на 2-2.5 часа, а обычно и того меньше, к тому же при работе от батареи в целях экономии энергии падает производительность и экран становится менее ярким. В таких условиях, не о каких требовательных к ресурсам компьютера программах и играх не может быть и речи.
  2. Ресурс батареи не вечен, внутри нее находятся химически-активные вещества которые, со временем прекращают действовать. В связи с этим батарею нужно периодически менять, а это совсем не дешево (батарея стоит около 200 долларов).
  3. К небольшому минусу можно отнести не очень удобную клавиатуру, неудобный трекпад, а также слабый встроенный звук.
  4. Наиболее большое неудобство заключается в следующем моменте: сложный ремонт, и практически невозможная модернизация. В ноутбуке можно заменить лишь оперативную память и жесткий диск и то, с большими неудобствами, тогда как в настольном компьютере легко и быстро меняется все и, обладая совсем маленькими знаниями, можно самому быстро выявить поломку и заменить испорченный блок, а также подключить дополнительную память, заменить видеокарту и т.д.
  5. Хотелось бы сказать еще об одном существенном минусе ноутбука. Он очень сильно греется, особенно на мягкой поверхности, которая мешает вентиляции. Из-за перегрева ноутбук начинает зависать, выключаться без команды и даже выйти из строя.
  6. Ну и конечно так как ноутбук компактнее, его проще у Вас украсть. Ноутбук попросту могут отобрать грабители, которые без труда опознают его по специальной сумке.
  7. Плюс ко всему производители ноутбуков устанавливают на свои компьютеры множество программ ограничивающих работу и мешающих самостоятельно разбивать жесткие диски на разделы, ставить операционные системы и т.п. А также продают свои компьютеры, с уже установленной windows, тем самым не только повышая цену, продавая не всегда нужную лицензионную программу, но и лишая покупателя свободы выбора.
  8. Драйверы для ноутбука почти никогда не предоставляются, их нужно скачивать с интернета при необходимости переустановить себе операционную систему. А это требует не только скоростного интернета, но и умения искать информацию.
  9. Простая чистка клавиатуры от мусора и пыли может привести к неприятным последствиям. Я уж не говорю о внутренней чистке, ведь любой электрический прибор это большой пылесборник.

Настольный компьютер: плюсы и минусы устройства.

Начнем с минусов, которых, на мой взгляд, не так уж много.

  1. Настольный компьютер состоит из целой кучи устройств (системный блок, монитор, клавиатура, мышь и т.д. и т.п.), а как следствие и кучи проводов, в которых можно запутаться, и которые гораздо сложнее перенести с места на место.
  2. Компьютер привязан в электрической розетке, с ним нельзя поехать на дачу.
  3. Компьютер занимает много места, так как для него помимо необходимого оборудования нужен еще и постоянный стол.
  4. Большое по сравнению с ноутбуком энергопотребление (за свет платить придется больше).

Плюсы настольного компьютера неоспоримы.

  1. Производительность намного больше, по сравнению с ноутбуками и остальными устройствами (при достаточном вложении денег, разумеется)
  2. Легко самому заменить любую часть компьютера. Достаточно лишь знать, куда воткнуть провод или где найти нужный разъем. В ноутбуке этого не сделать.
  3. Вы сами можете выбрать для себя тип и размер монитора.
  4. Возможность самому (или с помощью продавца) собрать компьютер из тех комплектующих, которые по душе именно Вам, учитывая производителя, тогда как для ноутбука такая возможность отсутствует.
  5. Вам предоставляются все необходимые драйверы. Сравнивая с ноутбуками, где их не дают, это несомненное преимущество.

Кроме основных разновидностей компьютерной техники (ноутбуки и настольные компьютеры), понапридумано множество других интересных разновидностей компьютеров: это нетбуки(те же ноутбуки, только гораздо меньше) , планшетные компьютеры (маленькие ноутбуки без клавиатуры, управляются через сенсорный экран), моноблоки (монитор и системный блок объединённые в один большой корпус) . Все эти компьютеры конечно креативны, необычны, но заметно уступают как ноутбукам, так и настольным компьютерам по производительности. Знайте, покупая их, Вы выигрываете в креативности, но проигрываете в производительности и удобстве.

Прочитав нехитрый перечень плюсов и минусов ноутбука и настольного компьютера, Вам будет проще определиться, что же купить. Решайте сами, что же Вам нужнее, мобильность и компактность, или же мощь, удобство и простота модернизации и ремонта. Я уже сделал свой выбор в пользу Настольного компьютера

Компьютер – изобретение 20 века, изменившее жизнь людей. Сейчас мы уже не представляем без него жизни, а ведь раньше никто и подумать не мог, как далеко зайдет технический прогресс. Рассмотрим плюсы и минусы компьютера.

Компьютеры и наша жизнь

Появление персональных компьютеров стало прорывом в науке и технике. Рабочий процесс по многим специальностям приобрел новый формат. Бухгалтера отложили бумажные отчеты и смогли систематизировать все в программе.

Совершенствование компьютерных технологий упрощает нашу жизнь

Были вытеснены до этого необходимые пишущие машинки, калькуляторы, различные счетно-вычислительные аппараты. Теперь профессиональные навыки многих требуют знания и в работе с компьютером. Возникла необходимость в специалистах, знающих в совершенстве его работу. Так появилась новая специальность – программист. Ведь компьютерные технологии с каждым годом требуют всё новых и новых усовершенствований. В наши дни к ПК, пришедшему на смену ЭВМ, присоединились ноутбук, нетбук, планшет.

Компьютер перестал быть только рабочим предметом, сейчас это и средство связи, устройство для поиска информации и просто предмет для отдыха и развлечений. Таким техническим изобретением уже никого не удивить. А с развитием интернета, необходимость в компьютерных устройствах растет каждый год в геометрической прогрессии. Значит это, что такой элемент техники присутствует практически в каждом доме, у каждого человека, что уж говорить о рабочих местах многих людей.

Компьютер делает доступным многие отрасли нашей жизни

Начнем с плюсов. Бесспорным достоинством компьютера, как технического изобретения, является упрощение и усовершенствование работы во многих отраслях жизни. Главным образом – это рабочие процессы в науке, архитектуре, промышленности. Именно программы, разработанные с помощью компьютерных технологий, позволили сделать важные открытия в области медицины, химии, физики, создать чертежи и графические разработки промышленного оборудования, зданий и сооружений. Развитие нанотехнологий тесно связано с компьютерами.

«Бумажная работа» многих специалистов различных сфер деятельности была упрощена за счет появления ПК. Теперь нет необходимости хранить информацию в бумажном виде, создавая склады архивов, ведь есть электронные носители информации, подключаемые к компьютеру.

Поиск нужной информации

Поиск информации с появлением компьютера и интернета стал в разы удобнее и быстрее. Теперь, чтобы узнать последние новости из различных сфер жизни и любой точки планеты, нет необходимости слушать радио или ждать выпуска новостей по телевизору. Если вам захотелось приготовить особенное блюдо, не нужно бежать за рецептом к знакомым, достаточно зайти на любимый сайт с рецептами. Или же если вам захотелось прочесть какой-нибудь бестселлер, нужно просто включить компьютер и скачать книгу.

Легкость общения

Общение, коммуникации, поиск нужных людей стали доступнее, благодаря развитию интернета. Раньше, чтобы пообщаться с кем-то на расстоянии, требовалось совершать много лишних действий и ждать ответа. Письма же в электронном виде отправляются и доходят до адресата мгновенно. Знакомиться, заводить новые контакты также стало проще, интереснее и быстрее.

Когда нет возможности увидеться с человеком из-за большого расстояния, можно легко связаться с ним по скайпу, аське, в социальных сетях или по электронной почте. Это очень удобно, поскольку таким образом легко быть в курсе всех новых событий родных и близких

Универсальность

Компьютер всё чаще выполняет функцию аудио- и видеопроигрывателей. Что является плюсом, так это то, что количество техники в доме не увеличивается и происходит экономия места. Да и систематизированные аудио- и видеозаписи доступны в любой момент при включении компьютера. Памятные моменты с фотографий теперь тоже никуда не потеряются, ведь их удобно хранить на компьютере.

Развлечение

Развлекательную сторону работы за компьютером, как ни странно, можно отнести к плюсам. Компьютерные игры позволяют расслабиться и отвлечься на некоторое время или занять себя в дождливый день. А если ещё игры и развивающие, логические или аркадные, можно потренироваться в смекалке и ловкости. Про интернет можно даже не говорить, ведь именно благодаря ему вы сейчас читаете эту статью.

Минусы компьютера

Плюсы и минусы компьютераТакое количество плюсов и разнообразие возможностей компьютера, привело к тому, что всё больше людей проводят с ним всё рабочее время (у кого работа связана с компьютером) и весь досуг. Это неблагоприятно влияет на физическое состояние человека.

Проблемы со спиной

Долгое сидение за компьютером происходит, обычно, в неправильной, неудобной позе. Даже если изначально вы держите осанку, то уже через час, а то и раньше, начинаете сутулиться, выдвигая шею вперед или закидывая голову на спинку стула. При этом происходит искривление позвонков и передавливание сосудов. От этого чувствуется слабость, головокружение и даже боли в спине.

Влияние на зрение

Напряжение глаз, обращенных в экран монитора, дает о себе знать постепенным ухудшением зрения. Поэтому не ленитесь делать специальные упражнения для глаз, и не сидите за компьютером слишком долго.

Излучение

Хотя всё еще ходят споры о вреде излучения от компьютеров, влияние электромагнитных волн от работающей техники можно ощутить уже после нескольких часов беспрерывной работы — чувствуется общая слабость и нервное напряжение.

Потеря времени

И, конечно, такое чудо техники, как компьютер, отнимает ваше время, которое можно было бы провести с близкими, друзьями, семьей. Компьютер мешает нам лишний раз увидеться с друзьями и пообщаться с ними не по скайпу, а в реальности, друг напротив друга.

Несмотря на все плюсы и минусы компьютера, безусловно, он является важной частью современной жизни. Без него сложно представить себе работу и досуг.

Информатизация и компьютеризация образования – веление времени, факт, с которым надо считаться, который надо признать вне зависимости от того, нравится это или нет. Ведь когда появились железные дороги, тоже были разные мнения, но сам факт вхождения железнодорожного транспорта в жизнь человечества никто не отрицал. Информатизация и компьютеризация образования возникли не на пустом месте. Еще в 50-60-е гг. 20 в. было популярным т.н. "программированное обучение". Наша задача – трезво видеть плюсы и минусы информатизации и компьютеризации образования, чтобы не впадать в "шапкозакидательство", с одной стороны, и голый скептицизм, с другой, и помня о чувстве меры в любом деле.

Прежде всего, о терминах.

Под информатизацией образования будем понимать реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний в учебном процессе, удовлетворение спроса участников этого процесса на информационные продукты и услуги.

Под компьютеризацией образования будем понимать процесс внедрения компьютерных продуктов и услуг в учебный процесс, повышение общеобразовательного уровня обучаемых в применении компьютеров.

Поскольку знания, помимо нашей естественной памяти, хранятся в искусственной компьютерной памяти и на съемных компьютерных носителях, а информационные продукты и услуги реализуются, главным образом, через компьютерные технологии, не будем явно разграничивать информатизацию и компьютеризацию образования. Будем рассматривать их в совокупности.

Плюсы :

  1. Быстродействие и память исправного компьютера обеспечивают практически мгновенный (с точки зрения человека) доступ к значительным объемам информации (знаний). Доступ индивидуализирован в соответствии с потребностями (интересами) пользователя (обучаемого) и при необходимости находится под ненавязчивым контролем преподавателя. Контроль осуществляется посредством компьютера (автономного или через компьютерную сеть). В отличие от людей, исправный компьютер не устаёт.
  2. На компьютер можно возложить всю рутинную часть учебной и отчасти внеучебной работы преподавателя и учащегося. Тестирующие и контролирующие автоматизированные курсы (АК), охватывающие все этапы начального, промежуточного и итогового контроля, курсового и отчасти дипломного проектирования в вузе, выдача с помощью "генератора заданий" вариантов исходных данных для всех заданий, хранение в памяти правильных результатов расчетов для итогового контроля задач и проектов, курс – консультант, курс – лабораторная работа по любому предмету, запоминание, хранение и выдача учебной, отчетной и плановой информации с обработкой её по заданным показателям, поиск литературных и документальных источников, выдача аннотаций и справок по запросам пользователей, переложение части лекционной нагрузки на АК в часы самоподготовки студентов в пользу семинарских, лабораторных и практических занятий – все эти и другие виды рутинной и полурутинной работы участников учебного процесса могут выполнять компьютеры, компьютерные сети, информационные технологии. "Машина должна работать, человек – думать" (принцип IBM). Для реализации этого принципа нужна всеобъемлющая информатизация и компьютеризация образования, когда всё, что разумно делать на компьютере, должно на него и возлагаться. За человеком должна остаться творческая функция.

3. Информатизация и компьютеризация образования позволяют реализовать принципиально новые методы обучения, недоступные или требующие нерационально большого времени при традиционных методах обучения.


Это, прежде всего, диалоговая форма обучения, причем активность и содержание диалога с компьютером не ограничены ничем, кроме структуры автоматизированного курса. Именно периодический диалог педагога и ученика был во все времена наиболее интенсивной и глубокой формой обучения – более глубокой, чем самообучение по книге или путем пассивного прослушивания лекций. Именно диалоги (в сочетании) с действием как метод обучения лежали в основе большинства древнегреческих школ, физических школ Резерфорда, Бора, Капицы, Ландау. Именно диалоговая форма обучения поддерживает процветание репетиторства.

При автоматизированном обучении успешно реализуется адаптация АК к обучаемым, как по темпу выдачи информации (регулируется учащимся), так и по ее содержанию [регулируется учащимся и /или автоматически самим курсом по результатам анализа ответов обучаемого на контрольные вопросы (задания)].

Диалог и адаптация в сочетании с быстродействием и памятью компьютера позволяют в полной мере реализовать принцип индивидуального активного учебного процесса в условиях массового обучения.

На базе компьютеров реализуются математическое моделирование, деловые игры, вычислительные эксперименты в виртуальных лабораториях, что позволяет реализовать проблемный, деловой принцип обучения, максимально приблизить обучение к современным методам работы инженера-творца, ученого и руководителя производства, привить обучаемым навыки самостоятельной работы в учебе, науке и на производстве.

Совершенно новый смысл могут приобрести заочное и дополнительное обучение на расстоянии (дистанционное обучение, Интернет-образование), что позволит, на наш взгляд, поднять уровень этих форм обучения до уровня стационара (очного обучения) и привлечь в учебные заведения более широкий контингент специалистов-производственников, как для обучения, так и для преподавания. При дистанционном обучении в режиме off-line не требуется расписание занятий, определяющее место и время их проведения. Каждый участник дистанционного обучения (преподаватель-тьютор или обучаемый) может работать в удобное для себя время и в удобном месте, оснащенном компьютером. Это особенно важно для людей с ограниченными возможностями (инвалидов, больных).

  1. К разработке автоматизированных курсов могут быть привлечены лучшие педагогические и научные кадры. Будучи записанными на компьютерные (сетевые) носители (в базах данных, базах знаний, отдельных файлах), эти курсы могут тиражироваться во все заинтересованные учебные заведения. Это позволяет донести до каждого обучаемого передовые знания по преподаваемой дисциплине вне зависимости от того, в каком учебном заведении преподают эту дисциплину. Так реализуется принцип фундаментализации обучения (конечно, не полностью, а в определенной мере). Заметим, что именно фундаментальность образования была всегда выгодной чертой отечественного образования (по сравнению с внедряемой "Болонской" системой образования, имеющей прикладную направленность – по западным образцам).
  2. Компьютеру как техническому средству (инструменту) обучения свойственны универсальность и гибкость. На одних и тех же машинах (рабочих местах), в одной и той же классной локальной сети можно обучать практически всем преподаваемым дисциплинам, которые запрограммированы в виде автоматизированных курсов. Это создает предпосылки для быстрой окупаемости автоматизированных обучающих систем (АОС) при условии их широкого использования в учебном процессе.

Минусы :

  1. Внедрение АОС возможно только при соответствующей технической оснащенности учебных заведений. А это, как показывает отечественная практика, приводит к дифференциации учебных заведений на "богатые и бедные", "столичные и периферийные", "привилегированные и второстепенные", когда в одних заведениях – никаких проблем с ВТ, а в других – борьба за каждое рабочее место и за машинное время. Требуется и персонал инженеров, программистов, системных администраторов, операторов (для набора АК).
  2. Обучение на базе АОС не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучаемого на электронную шпаргалку (в том числе и через Интернет), притупляет его творческое мышление, не позволяет выявить талантливых людей ("натасканных", "смышленых" – да, талантливых – нет).
  3. Эффективность АОС находится в прямой зависимости от ее технических характеристик (по питанию, надежности и помехоустойчивости аппаратно-программных средств). Нередки случаи срыва занятий из-за отключения электропитания, "вирусной атаки" на файловую систему компьютеров или сети, сбоев в работе компьютеров и программ.

4. Излишняя автоматизация обезличивает учебный процесс, отчуждает друг от друга его участников. Никакие "hard" и "soft" не заменят живого общения учителя и ученика, живого общения самих учеников. Выхолащивается воспитательная функция образования – воспитание мышления.

Дело в том, что в современном образовании главное – "зажечь факел" мышления, а не "наполнить сосуд" памяти. Для этого нужно привить первичные навыки:

  • умение учиться (т.е. усваивать знания, оптимально используя свои психофизиологические возможности – внимание, память, мышление, интуицию);
  • умение общаться;
  • умение выбирать ценности.

Информатизация и компьютеризация не нацелены на развитие этих навыков. Может быть, искусственный интеллект развернется к ним лицом – остается надеяться с чувством сдержанного оптимизма.

5. Информатизация и компьютеризация образования в их современном виде приучают обучаемых к шаблонным, рутинным навыкам технологий и интерфейсов. Особая ученость, тем более, высшее образование для обучения таким навыкам не требуется, достаточно знаний в объеме средней школы. Подобная стандартизация "экономит" мышление, загоняя его в подчиненное отношение к действию. Но именно мышление должно предшествовать любому рациональному действию. Действие впереди мысли – это уже деградация homo sapiens.

Компьютеры и другая информационная техника, конечно, освобождают нас от рутины, ошибок ввода, бумаги и т.д., способствуя экономии нашего времени и комфортности труда. Но техника прерывает непосредственную физическую и духовную связь с природой, другими людьми, отчуждает мысль от смысла природных объектов, явлений, процессов. А смысл этот скрыт, и техника в лучшем случае помогает его объяснить, но не понять. Физическая внешняя информация объяснения стучит нам в уши и лезет в глаза, но это всего лишь грубая копия тонкой, внечувственной внутренней информации понимания вопрошаемого нами мира (о внешней и внутренней информации см. лекцию 3).

Информационный взрыв последних десятилетий – это лавинообразный рост количества внешней информации объяснения, но не качества внутренней информации понимания. До этого "взрыва" нам чаще приходилось думать, вместе с ним мы перестали думать. А что будет после? "Наш путь – путь мысли" (М. Хайдеггер).

Гуманизация технического образования в современном мире

Техническое образование во всем мире чрезвычайно развито. Технические колледжи, училища, институты, университеты выпускают техников и инженеров, "как блины пекут". В середине 19 в. возникло понятие "технические науки", после чего стали присваиваться ученые степени в области технических наук (в нашей стране – кандидаты и доктора технических наук). Наличие подготовленных кадров способствовало небывалому развитию техники буквально во всех сферах жизнедеятельности человечества. Но технике как рациональному продукту негуманизированного технического образования, сделанному "человеком ремесленным", но не "человеком разумным", чужды "любовь ко всякому живому существу" (Л.Н. Толстой), этика "благоговения перед жизнью" (А. Швейцер), " живая этика" (Е.И. Рерих), как и любая этика вообще. Требуется гуманизация технического образования, требуется техноэтика , регламентирующая этические (нравственные) пределы технического прогресса, подобно тому, как биоэтика и экоэтика регламентируют нравственные пределы проникновения человека в глубины живой природы и в целом всей природы.

Сами научно-технические исследования многим представляются этически нейтральными, а антигуманное использование их достижений, якобы, целиком и полностью обусловлено теми социальными силами, которые контролируют практическое применение результатов этих исследований. Но из этого отнюдь не следует, что с ученого и инженера снимается всякая ответственность за то, каким образом и каким анонимным "социальным силам" служат научно-технические достижения.

Юридический аналог: Нюрнбергский трибунал признал ответственными тех врачей и ученых, которые "во имя прогресса науки" проводили бесчеловечные эксперименты над узниками гитлеровских концлагерей и называли себя только орудием в руках нацистского режима.

В наш век глобальных проблем и кризисов ученым и инженерам не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодолении возникающих угроз, чтобы самим не оказаться причастными к возникновению тех или иных глобальных проблем и катаклизмов.

Но откуда взять нравственных ученых и инженеров? В первую очередь, из насквозь гуманизированного образования, и техническое образование – не исключение. Важнейшим образцом гуманизированного образования является ноосферное образование (о ноосфере см. лекцию 6).

Людям, склонным к технократическому мышлению, полезно настойчиво напоминать о духовных ценностях – гуманизме, человечности, совести, сострадании, о том, что искусственный мир техники, окружающий современного человека, не имеет права подавлять человеческое естество, дух человека: "сердце…не может жить в металлической среде" (Н.А. Бердяев). Машины должны помогать человеку, а не превращать его в своего раба и не заставлять человека оправдываться за содеянное машинами.

Информационные технологии в образовании играют всё более существенное значение. Разработчики средств обучения уже давно предложили учебным заведениям альтернативу рабочим тетрадям, учебным пособиям и обычной доске. Во многих работах уже присутствуют такие определения как компьютерные средства обучения (КСО), инструментальные компьютерные средства (ИКС), которые подразумевают компьютерные учебники, тренажеры, справочники, а так же различные контролирующие и тестирующие системы. И действительно, многие ученики знакомы с электронными учебниками, энциклопедиями, широко представленными на рынке. Но в силу различных обстоятельств, эти средства не используются учителями на уроках. Рассмотрим причины сложившегося противоречия. Для начала выделим преимущества КСО:

  • создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы с КСО, а так же темп учебного процесса;
  • более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (особенно в адаптивных КСО, способных настраиваться на текущий уровень подготовки обучаемого и области его интересов);
  • возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов(в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);
  • возможность представления и взаимодействия с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов;
  • возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и других);
  • возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;
  • возможность автоматической генерации большого числа не повторяющихся заданий для контроля знаний и умений;
  • возможности поиска информации в КСО и более удобного доступа к ней (гипертекст, закладки, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и другие);
  • создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик(игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, «погружение» в виртуальную реальность и так далее)

Так же выделяют ряд технологических преимуществ КСО:

  • повышение оперативности разработки;
  • более простое обновление и развитие;
  • легкое тиражирование;
  • более простое распространение (особенно при использовании internet)

Несмотря на все достоинства КСО, учителя не используют их на уроках. В любых средствах обучения есть как положительные, так и отрицательные стороны. К отрицательным сторонам КСО можно отнести:


К приведенным выше часто добавляются недостатки, вызванные неграмотным проектированием КСО и недочетами, допущенными их создателями. Целесообразно использовать КСО в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами.

Выделим четыре основные фактора, препятствующие массовому созданию и распространению КСО:

  • недостаточная готовность существующей системы образования к активному использованию КСО, интеграции их в учебный процесс и его организации на базе данной технологии;
  • дефицит квалифицированных разработчиков;
  • отсутствие развитой методологии, способностей послужить основой масштабных работ;
  • недостаток финансовых средств на создание и широкое внедрение большого числа КСО. Первичным из вышеперечисленных факторов, является методологический фактор.

Итак, потребность в КСО велика, и они уже достаточно широко представлены на рынке, но учителя не торопятся использовать их на уроках. Возможно потому, что для этого требуются элементарные навыки работы с ПК, или разработчики ещё не создали такие КСО, которыми было бы удобно пользоваться простому учителю на обычном уроке в привычной обстановке при необходимом оборудовании. Неудачных КСО, к сожалению, достаточно много. К примеру, встречаются такие средства, в которых для поиска нужной темы требуется длительное листание кадров или изложенный материал далеко отходит от школьной программы.

При разработке таких средств необходимо помнить, что КСО должно воплощать лучшие стороны традиционных средств и обязательно реализовывать новые качества. К тому же важна не только текущая обеспеченность КСО, но и готовность их разработчиков оперативно реагировать на изменения образовательных потребностей, то есть создавать и предоставлять на рынок качественные КСО.

  • Компьютерные инструменты в образовании №1.СПБ: 2005.
  • Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: 1988.
  • Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.:2003.
  • Сосновский В. И. Технические и аудиовизуальные средства обучения: принцип системности и практика. Новосибирск: 2004.
  • Энтина С. Б. Об одном довольно простом и полезном использовании ИКТ на уроке математики.
  • Барышкин А. Г. Шубина Т. В. Резник Н. А. Компьютерные презентации на уроке математики.