Как завести часы без заводной головки. Почему останавливаются механические часы с автоподзаводом

Если Вы впервые приобрели наручные часы, то сначала у Вас возникнет много вопросов, в первую очередь это будет касаться того, как правильно заводить часы. Первое, на что следует обратить внимание, это на тип Ваших часов, так как для каждого вида часов существует своя система завода. Помимо завода могут возникнуть вопросы по поводу хранения, все это чаще всего указывается в инструкции, которая дается к часам, но все же там не всегда все понятно и доступно написано.

Основными требованиями к заводу часов является то, что предварительно необходимо снять ходики с руки. Часы необходимо заводить в спокойном состоянии, так как в данном случае Вы исключите неравномерное давление на заводную коронку, которая является одним из самых уязвимых составляющих в часах.

Если Вы не знаете, как правильно заводить механические часы то их необходимо заводить в одно и то же время, производя вращения заводной коронки по часовой стрелке до упора. Многие задают такой вопрос: «Почему часы заводят утром?». Хотелось бы дать ответ, что часы будут работать в независимости от того, в какое время Вы их заведете, главное, чтобы процесс завода происходил в одно и то же время, а утро является наиболее удобным временем, когда человек собирается на работу или едет в общественном транспорте.

Что касается вопросов по поводу того, как заводить часы с автоподзаводом , то такие ходики рассчитаны на повседневное ношение и именно поэтому их не требуется заводить, но если Вы не надеваете их ежедневно, то заводить их рекомендуют через день после того, как Вы их сняли с руки. Модели часов с автоподзаводом значительно отличаются, в первую очередь это зависит от срока работы. Часы с автоподзаводом могут проработать в спокойном состоянии от 24 до 48 часов, но эти данные можно назвать справедливыми лишь в том случае, когда пружина полностью заведена, а при постоянном ношении данное условие не всегда выполняется.

Обратите внимание и на то, что для данного типа часов можно не бояться перекрутить пружину, так как в основном производитель устанавливает специальную защитную систему в механизм. При переводе времени на часах может возникнуть такой вопрос, а как часто заводить механические часы и нужно ли их заводить при переводе стрелок. Важно знать, что при переводе стрелок часы в заводе не нуждаются, если Вы их уже заводили в течении 24 часов. При переводе времени необходимо крутить стрелки вперед небольшими порциями, не нужно крутить головку одним непрерывным движением, так как это грозит опасностью для минутного триба. Если Вы устанавливаете дату, то делать это нужно тоже плавными медленными движениями, так как механизмы не рассчитаны на высокие скорости.

При возникновении вопроса, в какую сторону заводить часы, можно сказать, что завод осуществляется двумя способами – вращать головку только вперед или заводить часы, вращая головку туда-сюда. Первому способу доверяют больше, так как Вы не изнашиваете заводной триб и кулачковую муфту, но при этом способе все же рекомендуется переворачивать головку время от времени назад для того, чтобы произошло перераспределение смазки в механизме.

Все вышеперечисленные рекомендации касаются не только того как заводить наручные часы, также из данной статьи Вы узнали как правильно заводить механические часы, как заводить кварцевые часы, а также как заводить швейцарские часы, хотя принцип завода швейцарских и обычных часов практически ничем не отличается.

Если часы не являются самозаводящимися, то их необходимо заводить — вроде бы всё логично и понятно, на уровне очевидного. Тем не менее, очень часто в нашу мастерскую поступают на , чьи поломки и неисправности появились в результате неправильного завода.

Как такое возможно? Очень просто: нарушаются самые простые правила. Мы настоятельно рекомендуем придерживаться следующих рекомендаций:

  • заводите свои часы регулярно - каждый день. Даже если вы их не носите, не забывайте заводить - это не позволит загустеть смазке
  • не следует заводить часы каждые пять минут - достаточно раза в сутки, иначе пружина подзавода будет постоянно находиться в максимальном напряжении, что приведет к повышенному износу всех деталей часового механизма
  • заводите часы примерно в одно и то же время - это необходимо, чтобы суточная погрешность была минимальная (у большинства часов срок хода без подзавода не превышает 2-х суток, и в течение этого времени пружина ослабляется, что и приводит к отставанию стрелки часов)
  • количество оборотов заводной головки вычисляется по следующей простой формуле: количество оборотов до упора минус 2 (характерно для устройств без автоматического подзавода)
  • механизмы с автоматическим подзаводом нуждаются не более чем в 25-30 оборотах, а если носились менее 8- и часов за последние сутки - до 35. Обратной связи они не имеют, и почувствовать сопротивление при вращении не удастся
  • коронка может крутиться как по часовой стрелке, так и против нее
  • завод осуществляется плавно, без резких движений
  • на время завода часы снимаются с руки.

Регулировка точности хода и переведение даты и дня недели в часах лучше проводить в течение дня. Как правило, с 21:00 до 3:00 осуществляется автоматическое переключение дня недели и даты. Если заняться этим вручную в это время - возникает риск повреждения механизма. Для установления более точного время автоматического перевода - ознакомьтесь с инструкцией к своим часам.

Дело в том, что их несоблюдение в лучшем случае скажется спешкой или отставанием часов. Так, сильно напряженная пружина даст эффект спешки, а ослабленная без подзавода - отставания. В худшем случае возможна полная остановка и поломка механизма. Повышенный износ, высыхание смазки - это то, что может случиться с вашими часами в виду недостаточного внимания к соблюдению указанных правил.

Разумеется, любую поломку можно устранить - как раз этим и занимаются наши специалисты, часовые мастера. Но стоит ли этим заниматься, если неприятностей можно (и нужно!) избежать, особенно с учетом того, что сделать это проще простого.

Несмотря на сложность конструкции, механические часы остаются одним из самых надежных и долговечных механизмов, когда-либо изобретенных человеком. Сама история распорядилась таким образом, чтобы данный измерительный прибор сохранял точность в самых суровых условиях. Нет смысла вдаваться в обширный исторический экскурс в статье об уходе за механическими часами, но все же стоит заметить, что их появление тесно связано с одной из проблем морской навигации, в то время как хорошо знакомые всем наручные часы появились благодаря войнам конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Современные механические часы являются пускай и надежным, но при этом крайне сложным, а значит уязвимым для внешних воздействий механизмом, который требует определенного ухода.

Часы Vacheron Constantin без циферблата

Главным врагом любого хронометра, как и любого другого сложного устройства, является в первую очередь человек. Именно поэтому первым самым необходимым, потому что действенным, шагом для любого владельца часов, должно стать знакомство с инструкцией. Как бы банально не звучал этот совет, но именно он является самым верным. Большинство производителей снабжают свои изделия точной инструкцией, где подробно описаны конструктивные особенности ухода за механическими часами, перечислены возможные проблемы, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации, названы желательные сроки для профилактического осмотра, а также содержится полный список категорически неблагоприятных факторов. Словом, инструкция написана ровно с той целью, чтобы владелец мог самостоятельно понять, для чего его часы создавались в первую очередь, что с ними делать нежелательно, а что категорически нельзя. Поэтому всегда читайте инструкцию.

Если инструкции по каким-либо причинам под рукой не оказалось, ее всегда можно скачать с сайта производителя, однако в качестве ликбеза необходимо помнить следующие вещи.

Любые механические часы нуждаются в уходе, профилактическом ремонте . Выпускающая компания обычно называет (в инструкции!) точные сроки, но в среднем они варьируются в пределе от 3 до 5 лет. Лучше всего отнести часы в сервисный центр, который специализируется именно на часах вашей фирмы, так как часовой механизм требует довольно сложных в изготовлении деталей, и получить их можно только от непосредственного производителя. Кроме того любые часы нуждаются в периодической замене смазки и регулировке точности хода, то есть в тех работах, которые крайне не рекомендуется проводить самостоятельно, не обладая при этом специальными навыками.

В часах от Roger Dubuis используются сразу четыре балансировочных механизма. Такие часы лучше не ронять

Стоит так же учитывать, что хотя современные механические часы и разрабатывались с учетом военных нужд, тем не менее они чувствительны к сильным ударам и вибрации, их механизм уязвим к воздействию влаги, и на них крайне неблагоприятно влияют магнитные поля. Естественно, большинство производителей так или иначе стремятся обезопасить свои изделия от неблагоприятных факторов, например, делая балансировочные пружины из кремниевых материалов или помещая часовой механизм в водонепроницаемый корпус, но тут есть множество тонкостей.

Например, существует несколько стандартов водонепроницаемости, а именно iso 2281 и iso 6425. Первый свидетельствует о том, что часы выдерживают кратковременный контакт с водой, но не гарантируют исправную работу после длительного погружения в воду. Второй же стандарт разрабатывался как раз для часов, предназначенных для работы на глубине до 100 метров, однако и тут не все так просто, поскольку часы для дайвинга помимо соответствия определенному стандарту должны еще иметь определенную маркировку. Кроме этого существует еще несколько уточняющих характеристик водонепроницаемости, которые ко всему прочему могут несколько отличаться у разных производителей. Поэтому не будет лишним еще раз ознакомиться с инструкцией.


Часы Tag Heuer. Маркировка 300М означает, что с такими часами можно заниматься дайвингом

Механические часы так же плохо переносят вибрацию и резкие, сильные удары. Из чего следует, что их стоит снимать при работе, например, с отбойным молотком или кувалдой. Так же не рекомендуется заниматься в них экстремальными видами спорта. Хотя некоторые компании предлагают специальные спортивные модели с ударостойким корпусом и прочным стеклом, все же для подобного досуга лучше подходят кварцевые часы - легкие и надежные.

Что касается магнитных полей, то тут все намного проще. Достаточно не оставлять часы рядом с источником сильных магнитных полей, например, рядом с динамиками или микроволновой печью. Так же не рекомендуется класть их рядом с планшетом, но это больше похоже на излишнюю предосторожность, чем на действительное предупреждение.

Наконец, не стоит забывать, что часы крайне плохо переносят экстремальные температуры, особенно их резкие перепады. То есть в них категорически не рекомендуется ходить в баню или оставлять в печи, особенно если печь доменная. Очень низкие температуры в теории также неблагоприятно сказываются на работе механизма - может загустеть смазка, поэтому зимой, особенно в сильный мороз, часы лучше не снимать с руки и носить под рукавом теплой одежды.

Если с основными губительными факторами все более менее понятно, то стоит запомнить еще несколько простых правил, которыми не стоит пренебрегать любому владельцу механических часов.

Прежде всего стоит знать небольшую хитрость, о которой говорят практически все часовые компании. Никогда не настраивайте календарь, если стрелки находятся в промежутке между 9 и 3 часами, поскольку именно в этот временной интервал меняется календарная дата. На практике это означает, что вам нужно перевести стрелки в нижнюю часть циферблата, а только после этого установить точную дату на календаре. Не забывайте об этом.

Стрелки лучше всего вращать таким образом, чтобы они проходили наименьший путь. Если в часы встроен секундомер, то его лучше всего остановить перед сбросом. Никогда не вращайте коронку заводной пружины до упора - лучше всего оставить пару оборотов.


Механизм автоподзавода часов Breitling

Как правильно заводить механические наручные часы

Механические часы лучше всего заводить два раза в день - утром и вечером, и перед этим их следует снять с руки, так как в противном случае вы можете повредить заводной механизм. Также не рекомендуется использовать шкатулки автоподзавода, а если все же используете данное приспособление, то убедитесь, что оно совместимо с часами вашей марки. Владельцам механических часов с автоподзаводом следует понимать, что часы не заводят простым встряхиванием, хотя многие именно так и делают. Конечно, вы проверите механику автозавода, но при этом вы не заводите механизм должным образом - пружине просто не хватит энергии для полноценной работы. Всегда следите за тем, чтобы заводная коронка плотно прилегала к корпусу, так как именно через этот небольшой зазор внутрь сложного механизма чаще всего просачивается вода и попадает пыль.

Старайтесь ставить часы именно на заводную коронку. Благодаря этому нехитрому приему на ваших часах не будет мелких царапин и сколов, что особенно актуально для владельцев ювелирных хронометров, сделанных из золота и инкрустированных бриллиантами и прочими драгоценными камнями.


Часы Maurice Lacroix в корпусе из розового золота. Нужен особый уход

Некоторые часы можно мыть в проточной воде, счищая мелкую грязь при помощи зубной щетки, а некоторые категорически нельзя. Все зависит от марки часов, поэтому опять же не стоит забывать об инструкции, где как раз уточняются подобные тонкости, но любые часы не боятся зубочисток и мягкой ткани, поэтому их всегда можно использовать при уходе за браслетом и корпусом.

Итак, небольшое резюме для читателя. Всегда читайте инструкцию. Лучше всего это сделать перед тем, как завести часы в первый раз. Не забывайте, что механические часы не переносят вибрацию и чувствительны к сильным и резким ударам. В часах не стоит плавать или мыть посуду, если они для этого совершенно не предназначены. Не оставляйте часы рядом с источником сильного магнитного поля. Не оставляйте часы на сильном морозе и не посещайте с ними баню. Старайтесь показывать их специалисту хотя бы раз в пять лет. Не меняйте календарную дату в промежутке между 9 и 3 часами. Возьмите в привычку заводить их ежедневно, снимая перед этим с руки.

Все этим простые и понятные правила легко продлят срок службы и без того надежного механизма. Главное, не забывать об инструкции.

После приобретения механических часов важно взять в привычку следить за их заводом . Чтобы часы не останавливались в самый неподходящий момент и вам не приходилось узнавать точное время, чтобы заново его выставить, - просто следите за заводом. Большинство часов не имеют индикатора запаса хода, так что заводить часы надо самостоятельно.

Главный признак, по которому различаются часы в данном случае, - это наличие или отсутствие автоподзавода. Автоподзавод, как и следует из названия, автоматически «заводит» часы без вашего участия. Но он есть далеко не на всех моделях. И все таки, как правильно заводить механические наручные часы ?

Как завести механические часы без автоподзавода

Итак, следуйте простым правилам :

  1. Заводите часы только по часовой стрелке , предварительно сняв их с руки (таким способом минимизируется нагрузка на механизм).
  2. Если вы ещё не знаете, на какой срок хватает запаса хода (то есть насколько чувствительны часы), начните с 3–5 оборотов заводной коронки. Ориентиром должен служить момент, в который вы почувствуете, что часовой механизм явственно сопротивляется дальнейшему прокручиванию головки . Как только вы это ощутили, следует прекратить завод.
  3. Удобнее всего заводить часы утром и/или вечером . На самом деле, нет никакой традиции и никакого обязательного требования. Просто именно утром и вечером чаще всего есть время спокойно, без спешки, завести часы.

Как показывает практика , часы, которые регулярно заводят, работают стабильнее и идут точнее. Причина проста: механизм гораздо более стабилен, когда пружина находится в постоянно заведённом, а не в постоянно расслабленном состоянии.

Как завести механические часы с автоподзаводом

Автоподзавод обычно работает от естественного движения руки при ходьбе. Поэтому следуйте таким правилам :

  1. Если вы носите часы регулярно , их не надо заводить.
  2. Если вы больше суток не надевали часы , заведите их, сделав 3–4 оборота коронки по часовой.
  3. Если 3–4 оборотов по какой-то причине не хватает , можете делать больше. Обычно часы с автоподзаводом снабжены защитой от перегрузки, так что слишком сильный ручной завод им не повредит.

Обычно автоподзавод может обеспечить 24 часа безостановочного хода и более . Но часто это зависит ещё и от интенсивности движения руки при ходьбе.

Надо ли заводить часы при переводе времени и при хранении?

При переводе стрелок (настройка времени, переход на летнее или зимнее время) следуйте таким правилам :

  1. Если за последние сутки вы уже заводили часы хотя бы один раз , то снова заводить их не надо.
  2. Стрелки нужно продвигать только вперёд (то есть не против хода) и понемногу , а не одним продолжительным движением, чтобы не подвергать опасности минутный триб.

И не забывайте, что крутить коронку надо только вперёд . Тогда ни муфта, ни триб не выйдут из строя и не износятся. Иногда во время завода можно чуть-чуть прокручивать механизм в обратную сторону - это позволяет внутренней смазке лучше распределиться и предотвратить истирание подвижных частей.

Если вы по той или иной причине не носите часы долгое время, а просто храните их, то рекомендуется заводить их вручную не меньше раза в месяц . Благодаря этому, смазка не застаивается, а механизм не ветшает.

Для начала определимся с терминами:

*Переводная головка – головка, используемая для перевода времени и календаря в часах.

*Заводная головка – головка, используемая для завода часов.

* Головка или коронка – кому как удобней и больше нравитсяJ

Переводим календарь.

Очень важно помнить, что календарь в часах нельзя переводить в определенные часы времени, когда в механизме запускается автоматический перевод даты/дня недели. Точный период времени, в который не стоит трогать календарь, указан в инструкции по эксплуатации часов. Обычно это время с 22 до 3 часов ночи.

Как правильно заводить часы с ручным заводом?

Есть разные типы механизмов с ручным заводом. Наиболее распространены механизмы, в которых заводить пружину можно до упора, обычно это 20-30 оборотов. Лучше даже приноровиться к часам так, чтобы заводить не до самого упора, оставляя пару оборотов в запасе, чтобы случайно не порвать пружину.

Заметим, что есть швейцарские механизмы (среди элитных часов), в которых нет упора вообще. То есть пружина защищена дополнительным устройством.

Заводить часы с ручным заводом лучше в одно и то же время. Каким-то механизмам требуется ежедневный завод, каким-то раз в 3-4 дня, тут уже нужно смотреть конкретно по инструкции к часам.

Как правильно заводить часы с автоподзаводом?

Часы с автоподзаводом не стоит заводить вообще. Если Вы будете носить их минимум 8 часов в сутки, то они не остановятся. Часто случается, что проблемы с автоподзаводом возникают у владельцев, ведущих малоподвижный образ жизни, например, при работе в офисе. Им мы рекомендуем использовать . Если часы всё же останавливаются, то это говорит о том, что им пора делать . Чтобы запустить часы с автоподзаводом, достаточно сделать несколько потряхивающих движений для запуска ротора автоподзавода (только не слишком резких), и часы можно одевать на руку. Есть механизмы, которые допускают ручной подзавод (буквально, 2-3 вращения), а есть механизмы, которые этого не любят и ломаются. Поэтому мы не рекомендуем заводить часы с автоподзаводом вручную, если в инструкции не указано иное.

Отчего ломаются переводные головки?

Очень много обращений поступает со сломанными завинчивающимися переводными головками. Обусловлены эти поломки обычно излишним механическим воздействием – сорвана резьба переводной головки или на втулке (футоре) корпуса часов. Завинчивать головку нужно очень аккуратно, стараясь почувствовать резьбу. Не стоит вращать переводную головку, когда часы на руке. Оперировать переводной головкой следует только держа часы в руках. Завинчивающаяся головка очень хорошо защищает корпус от попадания влаги в корпус, но требует особенной аккуратности при эксплуатации. Следите также за тем, чтобы она всегда была плотно завинчена, и старайтесь меньше ей пользоваться, только по необходимости.

Часто обращаются в сервисный центр с часами вообще без головки. «Стал заводить часы, головка осталась в руках». Это касается и завинчивающихся головок и обычных, вставных. Дело в том, что переводная головка сопряжена с механизмом довольно тонким переводным валом, который при излишнем воздействии легко сломать. Бывает и так, что через открытую переводную головку в корпус часов попадает вода, и первым делом коррозия разъедает переводной вал, на котором держится головка, отчего и возникает поломка.

Стоит заметить, что поломка переводной головки является не гарантийным случаем. Вам помогут устранить этот дефект. Даже если не найдется оригинальной переводной головки, мы постараемся её изготовить или отреставрировать имеющуюся.