Воздушно-цинковые батарейки. Применение в слуховых аппаратах. Воздушно-цинковые элементы (Zinc-Air) – возможная альтернатива литию Воздушно цинковые батареи

Эти элементы отличаются самой большой плотностью из всех современных технологий. Причиной тому стали компоненты, используемые в этих аккумуляторах. В качестве катодного реагента в этих элементах используется атмосферный кислород, что нашло отражение в их названии. Для того чтобы воздух реагировал с анодом из цинка, в корпусе батарейки проделаны небольшие отверстия. В качестве электролита в этих элементах используется гидроксид калия, обладающий высокой проводимостью.
Первоначально созданные как неподзаряжаемые источники питания, цинково-воздушные элементы характеризуется долгим и стабильным сроком хранения, по крайней мере, если хранить их герметично от воздуха, в неактивном состоянии. В этом случае за год хранения такие элементы теряют около 2 процентов емкости. Как только воздух попадает в батарею, эти батарейки живут не дольше месяца, независимо от того, будете вы их использовать, или нет.
Некоторые производители начали использовать ту же самую технологию в подзаряжаемых элементах. Лучше всего такие элементы зарекомендовали себя при продолжительной работе в маломощных устройствах. Основным же недостатком этих элементов является высокое внутреннее сопротивление, означающее, что для достижения высокой мощности, они должны быть огромного размера. А это означает необходимость создания в ноутбуках дополнительных отсеков для батареек, по размеру сопоставимых с самим компьютером.
Но следует отметить, что такое применение они начали получать совсем недавно. Первый такой продукт - совместное творение Hewlett-Packard Co. и AER Energy Resources Inc. - PowerSlice XL - показал несовершенство этой технологии при использовании в портативных компьютерах. Эта батарейка, созданная для ноутбука HP OmniBook 600 весила 3,3 кг - больше, чем сам компьютер. Работы же она обеспечивала всего 12 часов. Компания Energizer также стала использовать эту технологию в своих маленьких пуговичных батарейках, используемых в слуховых аппаратах.
Подзарядка батарей - тоже не такое простое дело. Химические процессы очень чувствительны к электрическому току, подаваемому на батарейку. Если подаваемое напряжение будет слишком низким, то батарейка будет отдавать ток, а не принимать. Если напряжение будет слишком высоким, могут начаться нежелательные реакции, способные испортить элемент. Например, при поднятии напряжения обязательно будет повышаться и сила тока, в результате батарейка перегреется. А если продолжать заряжать элемент уже после того, как он будет целиком заряжен, в нем могут начать выделяться взрывоопасные газы и даже наступить взрыв.

Технологии подзарядки
Современные устройства для подзарядки - это довольно сложные электронные приборы с различными степенями защиты - как вашей, так и ваших батареек. В большинстве случаев для каждого типа элементов существует своё собственное зарядное устройство. При неправильном использовании зарядного устройства можно испортить не только батарейки, но и само устройство, или даже системы, питаемые батарейками.
Существует два режима работы зарядных устройств - с постоянным напряжением и с постоянным током.
Самыми простыми являются устройства с постоянным напряжением. Они всегда производят одно и то же напряжение, и подают ток, зависящий от уровня заряда батарейки (и от других окружающих факторов). По мере зарядки батареи, ее напряжение увеличивается, поэтому уменьшается разница между потенциалами зарядного устройства и батареи. В результате по цепи протекает меньший ток.
Всё что нужно для такого устройства - трансформатор (для уменьшения напряжения зарядки до уровня, требуемого батарейкой) и выпрямитель (для выпрямления переменного тока в постоянный, используемый для заряда батареи). Такими простыми устройствами подзарядки пользуются для заряда автомобильных и корабельных аккумуляторов.
Как правило, подобными же устройствами заряжаются свинцовые батареи для источников бесперебойного питания. Кроме того, устройства с постоянным напряжением используются и для подзарядки литий-ионных элементов. Только там добавлены схемы для защиты батареек и их хозяев.
Второй вид зарядных устройств обеспечивает постоянную силу тока и изменяет напряжение для обеспечения требуемой величины тока. Как только напряжение достигает уровня полного заряда, зарядка прекращается. (Помните, напряжение, создаваемое элементом, падает по мере разряда). Обычно такими устройствами заряжают никель-кадмиевые и никель-металлгидридные элементы.
Кроме нужного уровня напряжения, зарядные устройства должны знать, сколько времени нужно подзаряжать элемент. Батарейку можно испортить, если слишком долго подзаряжать её. В зависимости от вида батареи и от "интеллекта" зарядного устройства для определения времени подзарядки используется несколько технологий.
В самых простых случаях для этого используется напряжение, вырабатываемое батарейкой. Зарядное устройство следит за напряжением батарейки и выключается в тот момент, когда напряжение в батарейке достигает порогового уровня. Но такая технология подходит далеко не для всех элементов. Например, для никель-кадмиевых она не приемлема. В этих элементах кривая разряда близка к прямой, и определить уровень порогового напряжения бывает очень сложно.
Более "изощренные" зарядные устройства определяет время подзарядки по температуре. То есть устройство следит за температурой элемента, и выключается, или уменьшает ток заряда, когда батарея начинает нагреваться (что означает избыточность заряда). Обычно в такие элементы питания встраиваются термометры, которые следят за температурой элемента и передают зарядному устройству соответствующий сигнал.
"Интеллектуальные" устройства используют оба этих метода. Они могут перейти с большого тока заряда на малый, или же могут поддерживать постоянный ток с помощью специальных датчиков напряжения и температуры.
Стандартные зарядные устройства дают меньший ток заряда, чем ток разряда элемента. А зарядные устройства с большим значением тока дают больший ток, чем номинальный ток разряда батарейки. Устройство для непрерывной подзарядки малым током используют настолько небольшой ток, что он разве что не даёт батарейке саморазрядиться (по определению такие устройства и используются для компенсации саморазрядки). Обычно ток заряда в таких устройствах составляет одну двадцатую, или одну тридцатую номинального тока разряда батарейки. Современные устройства зарядки часто могут работать на нескольких значениях токов заряда. Сначала они используют более высокие значения тока и постепенно переключаются на низкие, по мере приближения к полному заряду. Если используется батарейка, выдерживающая подзарядку малым током (никель-кадмиевые, например, не выдерживают), то в конце цикла подзарядки устройство переключится в этот режим. Большинство зарядных устройств для ноутбуков и сотовых телефонов разработаны так, что могут быть постоянно подключены к элементам и не причинять им вреда.

Долгое время область применения воздушно-цинковых элементов питания не выходила за рамки медицины. Высокая емкость и длительный срок службы (в неактивном состоянии) позволили им беспрепятственно занять нишу одноразовых батареек для слуховых аппаратов. Но в последние годы наблюдается большой рост интереса к этой технологии у автопроизводителей. Некоторые считают, что нашлась альтернативу литию. Так ли это?

Воздушно-цинковая батарея для электромобиля может быть устроена следующим образом: в разделенную на отсеки емкость вставлены электроды, на которых адсорбируется и восстанавливается кислород воздуха, а также специальные съемные кассеты, заполненные расходным материалом анода, в данном случае гранулами цинка. Между отрицательными и положительными электродами прокладывается сепаратор. В качестве электролита может использоваться водный раствор гидроксида калия, либо раствор хлорида цинка.

Поступающий извне воздух с помощью катализаторов образует в водном растворе электролита гидроксильные ионы, которые окисляют цинковый электрод. В ходе данной реакции высвобождаются электроны, образующие электрический ток.

Преимущества

Мировые запасы цинка по некоторым оценкам составляют примерно 1.9 гигатонн. Если начать мировое производство металлического цинка сейчас, то уже через пару лет можно будет обеспечить сборку миллиарда воздушно-цинковых аккумуляторов емкостью 10 кВт*ч каждый. К примеру, для создания такого же количества при нынешних условиях добычи лития потребуется более 180 лет. Доступность цинка позволит еще и снизить цену на аккумуляторные батареи.

Очень важно и то, что воздушно-цинковые элементы, имея прозрачную схему рециклирования отработанного цинка, являются экологически чистыми изделиями. Используемые здесь материалы не отравляют окружающую среду и могут быть отработанны вторично. Продукт реакции воздушно-цинковых элементов питания (оксид цинка) также абсолютно безопасен для человека и его среды обитания. Не зря оксид цинка применяется в качестве основного компонента для детской присыпки.

Главным же преимуществом, благодаря которому электромобилестроители смотрят на эту технологию с надеждой, является высокая плотность энергии (в 2-3 раза выше, чем у li-ion). Уже сейчас энергоемкость Zinc-Air достигает 450 Вт*ч/кг, но теоретическая плотность может составлять 1350 Вт*ч/кг!

Недостатки

Раз мы не ездим на электромобилях с воздушно-цинковыми батареями, значит, есть и недостатки. Во-первых, такие элементы сложно сделать перезаряжаемыми с достаточным количеством циклов разряда/заряда. В ходе работы воздушно-цинковой батареи электролит попросту высыхает, либо проникает слишком глубоко в поры воздушного электрода. А поскольку осаждающийся цинк распределяется неравномерно, образуя разветвленную структуру, между электродами нередко происходят короткие замыкания.

Ученые пытаются найти выход. Американская компания ZAI решила эту проблему простой заменой электролита и добавлением свежих картриджей с цинком. Естественно, для этого потребуется развитая инфраструктура заправочных станций, на которых будет происходить смена окисленного активного материала в анодной кассете на свежий цинк.

И хотя экономическая составляющая проекта пока не проработана, производители утверждают, что стоимость такой «зарядки» будет существенно ниже заправки машины с ДВС. Кроме того, процесс смены активного материала потребует не более 10 минут. Даже сверхбыстрые за это же время смогут восполнить только 50% своего потенциала. В прошлом году корейская компания Leo Motors уже продемонстрировала воздушно-цинковые батареи ZAI на своем электрическом грузовике.

Работает над усовершенствованием Zinc-Air батареи и технологическая фирма из Швейцарии ReVolt. Она предложила специальные гелеобразующие и вяжущие добавки, контролирующие влажность и форму цинкового электрода, а также новые катализаторы, которые существенно улучшают работу элементов.

Все же инженерам обеих компаний так и не удалось преодолеть рубеж в 200 циклов разряда/заряда Zinc-Air. Поэтому говорить о воздушно-цинковых элементах, как об электромобильных батареях, пока рано.

Новинка обещает превзойти литиево-ионные батареи по энергоёмкости в три раза и при этом стоить в два раза дешевле.

Отметим, что сейчас воздушно-цинковые батареи выпускаются только в виде одноразовых элементов либо «перезаряжаемых» вручную, то есть при помощи смены картриджа. Кстати, этот тип батарей безопаснее литиево-ионных, так как не содержит летучих веществ и, соответственно, не может воспламениться.

Основная препона на пути создания перезаряжаемых от сети вариантов – то есть аккумуляторов — быстрая деградация устройства: электролит деактивируется, реакции окисления-восстановления замедляются и вовсе останавливаются всего после нескольких циклов перезарядки.

Чтобы понять, почему так происходит, надо для начала описать принцип работы воздушно-цинковых элементов. Батарея состоит из воздушного и цинкового электродов и электролита. Во время разрядки поступающий извне воздух не без помощи катализаторов образует в водном растворе электролита гидроксил-ионы (OH -).

Они окисляют цинковый электрод. В ходе этой реакции высвобождаются электроны, образующие ток. Во время зарядки аккумулятора процесс идёт в обратную сторону: на воздушном электроде продуцируется кислород.

Ранее в ходе работы перезаряжаемой батареи водный раствор электролита часто просто-напросто высыхал либо проникал слишком глубоко в поры воздушного электрода. Кроме того, осаждающийся цинк распределялся неровно, образуя разветвлённую структуру, из-за чего между электродами начинали происходить короткие замыкания.

Новинка лишена этих недостатков. Специальные гелеобразующие и вяжущие добавки контролируют влажность и форму цинкового электрода. Кроме того, учёные предложили новые катализаторы, которые тоже значительно улучшили работу элементов.

Пока наилучшие показатели прототипов не превышают сотни циклов перезарядки (фото ReVolt).

Исполнительный директор ReVolt Джеймс Макдугалл (James McDougall) полагает, что первые продукты в отличие от нынешних опытных образцов будут перезаряжаться до 200 раз, а в скором времени удастся достигнуть отметки в 300-500 циклов. Этот показатель позволит использовать элемент, например, в сотовых телефонах или ноутбуках.


Прототип новой батареи был разработан в норвежском исследовательском фонде SINTEF , ReVolt же занимается коммерциализацией продукта (иллюстрация ReVolt).

Компания ReVolt также разрабатывает воздушно-цинковые батареи для электрических транспортных средств. Такие изделия напоминают топливные элементы. Цинковая суспензия в них исполняет роль жидкого электрода, воздушный же электрод состоит из системы трубок.

Электричество вырабатывается при прокачивании суспензии через трубки. Образующийся оксид цинка затем сохраняется в другом отсеке. При перезарядке он проходит прежним путём, и оксид превращается обратно в цинк.

Такие батареи могут производить больше электричества, так как объём жидкого электрода может быть гораздо больше объёма электрода воздушного. Макдугалл полагает, что этот тип элементов сможет перезаряжаться от двух до десяти тысяч раз.

Технология батареек значительно усовершенство-валась за последние 10 лет, увеличивая ценность слуховых аппаратов и улучшая их характеристики. С тех пор, как на рынке СА господство завоевал цифровой процессор, индустрия батареек буквально рванулась вперед.

День ото дня растет количество людей, использующих в качестве источника питания для слуховых аппаратов воздушно-цинковые батарейки. Эти элементы питания экологически безопасны и, благодаря повышенной емкости, служат значительно дольше, чем другие виды батареек. Однако точный срок службы используемого элемента назвать сложно, он зависит от многих факторов. В определенные моменты у пользователей возникают вопросы и нарекания. <Радуга Звуков> постарается дать исчерпывающий ответ на очень важный вопрос: так от чего же зависит срок службы батарейки?

ДОСТОИНСТВА...

В течение долгих лет основным источником энергии для слуховых аппаратов служили ртутно-окисные батарейки. Однако в середине 90-х гг. стало ясно, что они окончательно устарели. Во-первых, они содержали ртуть - крайне вредное вещество. Во-вторых, возникли и начали бурно завоевывать рынок цифровые СА, предъявляющие принципиально иные требования к характеристикам элементов питания.

На смену ртутно-окисной пришла воздушно-цинковая технология. Она уникальна тем, что в качестве одного из компонентов (катода) химического элемента питания используется кислород окружающего воздуха, который поступает через специальные отверстия. Благодаря удалению из корпуса батарейки оксида ртути или серебра, которые до сих пор служили в качестве катода, в нем освободилось больше пространства для цинкового порошка. Поэтому воздушно-цинковая батарейка является более энергоемкой, если сравнивать между собой разные типы батареек одинакового объема. Благодаря этому остроумному решению воздушно-цинковая батарейка будет оставаться вне конкуренции до тех пор, пока ее емкость будет ограничиваться крохотным объемом современных миниатюрных СА.

На плюсовой стороне батарейки имеется одно или несколько отверстий (в зависимости от ее величины), в которые поступает воздух. Химическая реакция, в ходе которой генерируется ток, протекает довольно быстро и полностью завершается в течение двух-трех месяцев, даже без нагрузки на батарейку. Поэтому в процессе изготовления эти отверстия закрывают защитной пленкой.

Для подготовки к работе необходимо удалить наклейку и дать время активному веществу насытиться кислородом (от 3 до 5 минут). Если начать эксплуатацию батарейки сразу после вскрытия, то активация произойдет только в поверхностном слое вещества, что существенно скажется на сроке службы.

Важную роль играет размер батарейки. Чем он больше, тем больше в ней запасов активного вещества, а, значит, и больше накопленной энергии. Поэтому самой большой емкостью обладает батарейка 675 типоразмера, а самой маленькой - 5 типоразмера. Емкость батареек зависит и от фирмы-производителя. Например, для батареек 675 типоразмера она может варьироваться от 440 мАч до 460 мАч.

И ОСОБЕННОСТИ

Во-первых, напряжение, поставляемое батарейкой, зависит от времени ее работы, а точнее сказать, от степени ее разрядки. Новая воздушно-цинковая батарейка может давать напряжение до 1,4 В, но лишь на короткое время. Затем напряжение падает до 1,25 В, и держится продолжительное время. А под конец эксплуатации батарейки напряжение резко падает до величины менее 1 В.

Во-вторых, воздушно-цинковые батарейки функционируют тем лучше, чем теплее вокруг. При этом, конечно, не следует превышать максимальную температуру, установленную для данного вида батареек. Это относится ко всем батарейкам. Но особенность воздушно-цинковых батареек заключается в том, что их производительность зависит еще и от влажности воздуха. Протекающие в ней химические процессы зависят от наличия определенного количества влаги. Говоря проще: чем жарче и влажнее, тем лучше (это относится только к батарейкам для СА!). А то, что влажность отрицательно действует на другие компоненты слуховой системы - это уже другой вопрос.

В-третьих, внутреннее сопротивление батарейки зависит от ряда факторов: температура, влажность, время работы и технологии, используемой фирмой-производителем. Чем выше температура и влажность, тем меньше импеданс, что благотворно влияет на работу слуховой системы. У новой 675-й батарейки внутреннее сопротивление составляет 1-2 Ом. Однако в конце срока службы эта величина может возрасти до 10 Ом, а у 13-й батарейки - до 20 Ом. В зависимости от производителя, эта величина может значительно изменяться, что создает проблемы в случае, когда требуется максимальная мощность, записанная в техническом паспорте.

При превышении критической величины потребления тока конечная ступень или вся слуховая система отключается, чтобы батарейка могла восстановиться. Если после <дыхательной паузы> батарейка вновь начинает давать ток в количестве, достаточном для эксплуатации, СА снова включается. Во многих слуховых системах повторное включение сопровождается звуковым сигналом, тем же, который оповещает о падении напряжения в батарейке. То есть, в ситуации, когда СА отключается из-за высокого потребления тока, при его повторном включении звучит оповещающий сигнал, хотя батарейка может быть абсолютно новой. Эта ситуация обычно наблюдается в том случае, когда в слуховой аппарат поступает очень высокий входной УЗД, а сам аппарат настроен на полную мощность.

Факторы, влияющие на срок службы

Одна из основных задач, стоящих перед батарейками, это обеспечение постоянной подачи тока в течение всего срока службы батарейки.

В первую очередь срок службы батарейки определяется типом используемого СА. Как правило, аналоговые аппараты потребляют больший ток, чем цифровые, а мощные - больше, чем маломощные. Типичные значения потребляемого тока для аппаратов средней мощности составляют от 0.8 до 1.5 мА, а для мощных и сверхмощных аппаратов - от 2 до 8 мА.

Цифровые СА в целом проявляют большую экономичность, чем аналоговые СА той же мощности. Однако им присущ один недостаток - в момент переключения программ или автоматического срабатывания сложных функций обработки сигнала (подавление шумов, распознавание речи и пр.) эти аппараты потребляют существенно больший ток, чем в обычном режиме. Потребность в энергии может возрастать и снижаться в зависимости от того, какую функцию по обработке сигнала осуществляет в данный момент цифровая схема, и даже от того, требует ли коррекция потери слуха пациента разного усиления при разных входных УЗД.

Окружающая акустическая ситуация также сказывается на сроке службы батареек. В тихой обстановке уровень акустического сигнала обычно невысок - порядка 30-40 дБ. При этом сигнал, поступающий в СА, также невелик. В шумной обстановке, например в метро, электричке, на производстве или шумной улице уровень акустического сигнала может достигать 90 и более дБ (отбойный молоток - около 110 дБ). Это ведет к повышению уровня выходящего сигнала СА и, соответственно, повышенному току его потребления. При этом начинают сказываться и настройки аппарата - при большем усилении ток потребления также больше. Обычно окружающие шумы сосредоточены в низкочастотном диапазоне, поэтому при большем подавлении НЧ диапазона регулятором тембра ток потребления также снижается.

Ток потребления аппаратов средней мощности не слишком зависит от уровня входящего сигнала, но для мощных и сверхмощных СА разница достаточно велика. Например, при входящем сигнале интенсивностью 60 дБ (при которой и нормируется ток потребления СА) сила тока составляет 2-3 мА. При входящем сигнале 90 дБ (и тех же настройках СА) ток возрастает до 15-20 мА.

Методика оценки срока службы батарейки

Обычно срок службы батарейки оценивается с учетом ее номинальной емкости и расчетного тока потребления аппарата,указанного в технических данных (паспорте) на аппарат. Возьмем типичный случай: воздушно-цинковая батарейка 675 типоразмера типовой емкостью 460 мАч.

При использовании ее в аппарате средней мощности с током потребления 1.4мА теоретический срок службы составит 460/1.4=328 часов. При ношении аппарата в течение 10 часов в сутки это означает более месяца работы аппарата (328/10=32.8).

При питании мощного аппарата в тихой обстановке (ток потребления 2 мА) срок службы составит 230 часов, то есть, около трех недель при 10-часовом ношении. Но, если обстановка шумная, то ток потребления может достигать 15-20 мА (в зависимости от типа аппарата). В таком режиме срок службы составит 460/20=23 часа, т.е. менее 3 дней. Конечно, все 10 часов в такой обстановке никто не ходит, и реальный режим будет смешанным по току потребления. Так что данный пример просто иллюстрирует методику расчета, давая крайние значения срока службы. Обычно срок службы батареек в мощном аппарате располагается в диапазоне от двух до трех недель.

Применяйте элементы питания, предназначенные специально для слуховых аппаратов (имеющие маркировку или соответствующие надписи) известных производителей источников питания (GP, Renata, Energizer, Varta, Panasonic, Duracell Activair, Rayovac).

Не нарушайте защитную пленку батарейки (не вскрывайте) до момента установки в слуховой аппарат.

Храните батарейки в блистерах при комнатной температуре и нормальной влажности. Желание <сберечь> подольше батарейки в холодильнике может привести к прямо противоположному результату - СА с новой батарейкой вообще не заработает.

Перед установкой батарейки в аппарат выдержите ее без пленки 3-5 минут.

Выключайте СА, когда им не пользуетесь. На ночь вынимайте источники питания из аппарата и оставляйте открытым батарейный отсек.

Электрохимические технологии хранения энергии быстро развиваются. Компания NantEnergy предлагает бюджетный цинково-воздушный аккумулятор энергии.

Компания NantEnergy, возглавляемая калифорнийским миллиардером Патриком Сун-Шионгом (Patrick Soon-Shiong), представила цинково-воздушный аккумулятор энергии (Zinc-Air Battery), стоимость которого существенно ниже литий-ионных аналогов.

Цинково-воздушный аккумулятор энергии

Батарея, «защищённая сотней патентов», предназначена для использования в системах хранения энергии в энергетике. По утверждению NantEnergy, её стоимость ниже ста долларов за киловатт-час.

Устройство цинково-воздушной батареи отличается простотой. При зарядке электричество преобразует оксид цинка в цинк и кислород. В фазе разряда в ячейке цинк окисляется воздухом. Одна батарея, заключённая в пластиковый корпус, по размерам ненамного больше, чем портфель для бумаг.

Цинк не является редким металлом, и проблемы ограниченности ресурсов, обсуждаемые в связи с литий-ионными аккумуляторами, цинк-воздушные батареи не затрагивают. Кроме того, последние практически не содержат вредных для окружающей среды элементов, и цинк очень легко перерабатывается для вторичного использования.

Важно отметить, что устройство NantEnergy - это не прототип, а серийная модель, которая испытывалась в течение последних шести лет «в тысячах разных мест». Эти батареи обеспечивали энергией «более 200 тысяч жителей Азии и Африки и использовались в более чем 1000 башен сотовой связи по всему миру».

Столь низкая стоимость системы хранения энергии позволит «превратить электрическую сеть в работающую круглосуточно полностью безуглеродную систему», то есть основанную полностью на возобновляемых источниках энергии.

Цинк-воздушные батареи - это не новинка, они изобретены еще в XIX веке и широко применяются с 30-х годов прошлого века. Основная сфера применения этих источников питания - слуховые аппараты, портативные радиостанции, фототехника… Определенной научно-технической проблемой, обусловленной химическими свойствами цинка, являлось создание перезаряжаемых аккумуляторов. Судя по всему, данная проблема сегодня в значительной степени преодолены. NantEnergy достигла того, что батарея может повторять цикл заряда и разряда более 1000 раз без ухудшения характеристик.

В числе прочих параметров, указываемых компанией: 72 часа автономии и 20-летний срок службы системы.

К количеству циклов и прочим характеристикам, конечно, есть вопросы, которые надо уточнять. Впрочем, некоторые эксперты в области накопителей энергии верят в технологию. По результатам опроса GTM, проведённого в декабре прошлого года, восемь процентов респондентов указали на цинковые батареи, как на технологию, способную заменить литий-ион в системах хранения энергии.

Ранее, глава Tesla, Илон Маск сообщал, что стоимость литий-ионных элементов (cells), выпускаемых его компанией, может упасть ниже $100/кВт*ч в текущем году.

Часто приходится слышать, что распространение вариабельных ВИЭ, солнечной и ветровой энергетики, якобы тормозится (будет тормозиться) по причине отсутствия дешевых технологий хранения энергии.

Это, разумеется, не так, поскольку накопители энергии - лишь один из инструментов повышения маневренности (гибкости) энергосистемы, но не единственный инструмент. К тому же, как мы видим, электрохимические технологии хранения энергии развиваются высокими темпами. опубликовано

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .