Смотреть страницы где упоминается термин метод венгерский. Венгерский метод решения задачи о назначениях

Специфические особенности задач о назначениях послужили поводом к появлению эффективного венгерского метода их решения. Основная идея венгерского метода заключается в переходе от исходной квадратной матрицы стоимости С к эквивалентной ей матрице С э с неотрицательными элементами и системой п независимых нулей, из которых никакие два не принадлежат одной и той же строке или одному и тому же столбцу. Для заданного п существует п допустимых решений. Если в матрице назначения X расположить п единиц так, что в каждой строке и каждом столбце находится только по одной единице, расставленных в соответствии с расположенными п независимыми нулями эквивалентной матрицы стоимости С э, то получим допустимые решения задачи о назначениях.

Алгоритм венгерского метода рассмотрим па примере решения задачи по заданной матрице стоимости

Следует иметь в виду, что для любого недопустимого назначения соответствующая ему стоимость условно полагается равной достаточно большому числу М в задачах на минимум. Если исходная матрица не является квадратной, то следует ввести дополнительно необходимое количество строк или столбцов, а их элементам присвоить значения, определяемые условиями задачи, возможно, после редукции, а доминирующие альтернативы, дорогие или дешевые, исключить.

А. Решение задач на минимум затрат

1. Проводим редукцию матрицы по строкам и столбцам, как и в методе ветвей и границ


  • 2. Методом проб и ошибок проводим поиск допустимого решения, для которого все назначения имеют нулевую стоимость. Поскольку расположение нулевых элементов в матрице не позволяет образовать систему из четырех независимых нулей, то решение недопустимое.
  • 3. Проводим модификацию матрицы. Вычеркиваем строки и столбцы с возможно большим количеством нулевых элементов - строки 2 и 3, столбец 1, и получаем сокращенную матрицу

Минимальный элемент сокращенной матрицы (2) вычитаем из всех ее элементов и складываем его с элементами, расположенными на пересечениях вычеркнутых строк и столбцов: 12 + 2 = 14; 3 + 2 = 5 редуцированной матрицы. В результате получаем эквивалентную матрицу

4. Метолом проб и ошибок определяем матрицу назначения X, которая позволяет по аналогично расположенным элементам исходной матрицы (в прямоугольниках) вычислить минимальную стоимость назначения

В. Решение задач на максимум прибыли

1. Модифицируем матрицу умножением всех элементов на (-1) и затем сложением их с максимальным элементом матрицы (17) так, чтобы матрица не содержала бы отрицательных элементов:


2. Редуцируя матрицу по строкам и столбцам, получим эквивалентную матрицу

3. Методом проб и ошибок строим матрицу назначения X и но ней вычисляем максимальную (в исходной матрице значения в прямоугольниках) прибыль:

Пример 4.6. Распределить производство трех видов товара Т|, Т 2 , Т3 среди пяти предприятий П|, П 2 , П:(, П 4 , П-, с целью получения максимальной прибыли от продажи товаров по следующим данным:

Издержки производства с,у единицы товара (долл.)

Годовой спрос (шт.) и цепа товара (долл.)

Формируем матрицу годовой прибыли с учетом спроса (тыс. долл.)

2. Модифицируем матрицу умножением всех элементов на (-1) и сложением с максимальным числом матрицы (8000) и для устранения дисбаланса вводим два вида Т 4 , Т Г) фиктивной продукции с нулевой прибылью, поскольку матрица должна быть квадратной:

3. Редуцируем матрицу по строкам и столбцам:


4. Модифицируем матрицу путем исключения строк 4, 5 и столбцов 3, 4, получим сокращенную матрицу

Затем определяем в ней минимальный элемент 180, вычитаем его из всех элементов этой матрицы и суммируем его с элементами, находящимися на пересечениях исключаемых строк и столбцов редуцированной матрицы (выделена в прямоугольниках), объединяем результаты и получаем эквивалентную матрицу


по которой строим матрицу назначения

и по ней, наложив на матрицу исходных данных, определяем максимальное значение прибыли

Таким образом, венгерским методом можно решать многие задачи коммерческой деятельности. Следует заметить, что наиболее сложной и тонкой работой является постановка задач, связанных с вычислением элементов матрицы стоимости претендентов по должностям. Затем необходимо определить каким-либо методом эффективность проявления личности на каждой вакантной должности, например бухгалтера, менеджера, коммерсанта или финансиста. При этом можно воспользоваться сравнением требуемого перечня необходимых и достаточных должностных качеств - эталона (табл. 4.18), например коммерсанта, и фактически имеющихся качеств у претендента. Вычислить элемент матрицы с,у как разность интегральных критериев эталона и личности с учетом еще и отрицательных качеств претендента.

Таблица 4.18

Должность

Качества

Директор

Ответственность, организатор, образование, опыт работы, воля, здоровье, интуиция, энтузиазм, коммуникабельность, самокритичность, уравновешенность, объективность, умение разбираться в людях, бесконфликтность, знание этикета

Менеджер

Образование, опыт, коммуникабельность, уравновешенность, работа с людьми, интуиция, целеустремленность, находчивость, сообразительность, активность, консультативное^, реакция

Экономист

Образование, аналитичность, опыт, коммуникабельность, уравновешенность, работа с людьми, интуиция, пунктуальность, бесконфликтность, умение предвидеть, уверенность, умение составлять бизнес-план, практичность

Бухгалтер

Образование, стаж, внимательность, усидчивость, любовь к счету, четкость, пунктуальность, исполнительность, ответственность, целеустремленность, умение вести контроль, неподкупность, логичность, практичность, самообладание, аналитичность, формализм, бюрократизм

Коммер

сант

Коммуникабельность, бесконфликтность, энтузиазм, практичность, вежливость, умение убеждать, активность, кругозор в товарных группах, обязательность, исполнительность, начитанность, конкурентоспособность, находчивость, чувство юмора

Для примера в качестве претендентов воспользуемся такими известными литературными персонажами, как Гобсек, Чичиков, Собакевич, Плюшкин, Остап Бендер, положительные и отрицательные качества которых описаны в известных произведениях (табл. 4.19).

Таблица 4.19

Ум, хитрость, уравновешенность, твердость, практичность, осторожность, сдержанность, проницательность, образованность, ловкость, деловитость, педантичность, недоверчивость, организованность, умение разбираться в людях, ответственность, целеустремленность, умение вести контроль, логичность, энтузиазм, воля, интуиция, объективность, знание этикета, реакция, сообразительность, находчивость, воля,здоровье

Жадность, бесчувственность, ехидство, жесткость, лукавство, мстительность, скряжничество, эгоистичность, скупость, некоммуникабельность, конфликтность

Предприимчивость, находчивость, оптимизм, коммуникабельность, изобретательность, ловкость, чувство юмора, неприхотливость, напористость, приспособляемость, уравновешенность, умение работать с людьми, интуиция, целеустремленность, сообразительность, активность, консультативность, быстрая реакция, энтузиазм, здоровье, организатор, воля, умение разбираться в людях, знание этикета, внимательность, контроль, логичность, самообладание, аналитичность

Корыстолюбие, небрежность, беспринципность, жуликоватость, дерзость, меркантильность, плутовство, фантазерство, нахальство, азартность

Аккуратность, усидчивость, педантичность, расчетливость, целеустремленность, бережливость, практичность, предприимчивость, самообладание, терпение, интуиция, ловкость, работоспособность, осторожность, образование, уравновешенность, умение работать с людьми, коммуникабельность, активность, консультативность, быстрая реакция, ответственность, энтузиазм, здоровье, организатор, объективность, умение разбираться в людях, знание этикета, внимательность, умение вести контроль, логичность, аналитичность, формализм, бюрократизм

Подхалимство, чинопочитание, жадность, меркантильность, воро- ватость, непорядочность, взяточничество, увертливость, скользкость, неуравновешенность

Хозяйственность, деловитость, основательность, хваткость, умение торговаться, точность в делах, недоверчивость, обязательность, внимательность, четкость, исполнительность, умение вести контроль, практичность, здоровье, интуиция, объективность, умение разбираться в людях, целеустремленность, кругозор в товарных группах, конкурентоспособность, аналитичность, опыт, интуиция

Неуклюжесть, грубость, невежество, плутовство, подозрительность, бескультурье, нетерпимость к людям, конфликтность, безволие

Бесхозяйственность, отсутствие кругозора в товарах, жадность, отсутствие коммерческой жилки, скупость, невнимательность, скопидомство, непрактичность, неуравновешенность

Решение начинаем с определения веса - значимости должностных качеств (см. табл. 4.18) методом парных сравнений (см. п. 1.3), начиная с директора (табл. 4.20).

Определяем правильность заполнения матрицы:

Вес качеств определяем по формуле М; = 5,-/и 2 , результаты заносим в табл. 4.20.

Затем, сравнивая необходимые качества должности директора (см. табл. 4.20) с качествами претендентов (табл. 4.21), строим матрицу наличия качеств директора у претендентов (см. табл. 4.21) и вычисляем значения коэффициентов эффективности Су.

Наиболее подходящим кандидатом на эту должность является Гобсек, Су = 0,6224.

По результатам сравнения определяем коэффициенты эффективности су и заносим в табл. 4.22.

Аналогичным образом проводим операции сравнения по другим должностям, а полученные значения Су представим в виде матрицы эффективности (см. табл. 4.22).

Решая полученную матрицу венгерским методом на максимум, получим матрицу оптимального распределения претендентов по должностям (табл. 4.23).

Следует заметить, что должность менеджера остается вакантной. Можно продолжить решение задачи с учетом влияния отрицательных качеств претендентов, которые уменьшают значения коэффициентов эффективности.

Таблица 4.20

Качества

директора

Качества директора

1. Ответственность

2. Образование

3. Энтузиазм

4. Здоровье

5. Организатор

7. Интуиция

8. Опыт работы

9. Коммуникабельность

10. Самокритичность

11. Уравновешенность

12. Объективность

14. Знание этикета

Качества директора

Претендент

1. Ответственность

2. Образование

3. Энтузиазм

4. Здоровье

5. Организатор

7. Интуиция

8. Опыт работы

9. Коммуникабельность

10. Самокритичность

11. Уравновешенность

12. Объективность

13. Умение разбираться в людях

14. Знание этикета

Таблица 4.22

В настоящее время разработано множество различных алгоритмов решения Т.з. распределительный метод , метод потенциалов, дельта-метод, венгерский метод, метод дифференциальных рент , способ двойного предпочтения , различные сетевые методы. Они относительно просты, по ним составлены десятки программ для различных вычислительных машин . Во многих снабженческих, транспортных и других организациях во всем мире с их помощью рассчитываются маршруты доставки материалов на строительные площадки, планы длительного прикрепления поставщиков металлопроката к потребителям, планы перевозок топлива. Задачи эти часто усложняются разного рода дополнительными условиями напр., в них включается расчет не только себестоимости перевозок, но и себестоимости производства продукции (производственно-транспортная задача), оптимизируется совместно доставка взаимозаменяемых видов продукции (скажем, различных кровельных материалов), оптимизируется доставка грузов с промежуточными базами (складами). Кроме того, следует учитывать, что экономико-математическая модель Т.з. позволяет описывать множество ситуаций, весьма далеких от проблемы перевозок, в частности, находить оптимальное размещение заказов на производство изделий с разной себестоимостью.  


Полученные с помощью этого алгоритма сбалансированные планы поставок ресурсов и услуг могут быть в дальнейшем оптимизированы стандартными методами (потенциалов, венгерским и др.)  

Венгерский метод в классическом варианте применим только для замкнутой модели транспортной задачи. Поэтому при разработке алгоритмов решения транспортной задачи с открытой или полуоткрытой системой ограничений исследовались и были определены эффективные методы предварительного построения замыкания исходной модели с последующим применением венгерского метода. В общем случае схема решения такой задачи представляет собой двухэтапную процедуру, где на первом этапе определяется замыкание модели, а на втором по замыканию модели отыскивается оптимум задачи.  

Описание алгоритма венгерского метода  

После конечного числа построений очередной первый этап обязательно закончится переходом на второй этап и количество независимых нулей увеличится на единицу, т. е. (к + 1)-я итерация будет завершена. Обоснование отдельных этапов алгоритма венгерского метода для задачи выбора приведено в .  

Количество возможных вариантов назначений равно факториалу числа работ и ресурсов и огромно даже в небольшой задаче. Поэтому для нахождения оптимального варианта применяют специальные алгоритмы. Среди них особенно эффективен при решении 3. о н. вручную т.н. венгерский метод.  

Оптимизация цены, объема выпуска и постоянных затрат предприятия при освоении нового продукта чисто математически может быть осуществлена на основе постановки следующий оптимизационной задачи , которая, будучи выражена линейными уравнениями выручки, переменных и совокупных издержек предприятия, а также зависимости между располагаемыми инвестициями и максимально возможным объемом выпуска продукта, обусловленным созданием на средства этих инвестиций соответствующих новых производственных и торговых мощностей. Эта задача поддается решению методами линейного целочисленного программирования (например, симплекс-методом или так называемым венгерским методом)  

Известны различные способы решения этой задачи - распределительный, венгерский, метод потенциалов и др. Как правило, для расчетов применяется ЭВМ.  

В то же время в книге изложено немало организационных решений , с успехом применяемых на венгерских промышленных предприятиях , представляющих интерес и для наших условий. К таким решениям можно отнести обоснование механизма выявления новых назревших организационных проблем, подлежащих решению процедуру разработки вариантов организационной концепции при подготовке проектов рационализации организационных систем обоснование многофакторного подхода при выборе форм и методов организации производства применение гибких методов организации и диверсификации производства и др.  

Венгерские специалисты разработали методики комплексного исследования рынка для новых товаров как производственного назначения, так и народного потребления. Различие методов обусловлено назначением товаров, в силу чего, например, точнее можно определить круг потребителей изделий производственного назначения, так как покупателями являются определенные предприятия. А это, в свою очередь, говорит производителю о довольно ограниченном объеме выпуска. Маркетинг изделий производственного назначения характерен и тем, что практически возможен опрос всех будущих потребителей, т. v процедура выяснения запросов покупателей проще, чем в случае потребительских товаров.  

Рассматриваемый метод получения ацетилена успешно изучался венгерскими и румынскими химиками в Венгрии и Румынии были построены не только лабораторные, но и опытно-промышленные установки, на которых проводились интенсивные работы по промышленному освоению метода. Промышленные установки, работающие по этому методу, имеются также в ФРГ и в Канаде.  

Существует много частных способов (например, способ Фогеля, методы потенциалов, дифференциальных рент , способ Лебедева - Тихомирова, венгерский метод и др.), а также универсальных методов (например, алгоритм симплекс-метода) решения задач линейного программирования с такого рода условиями. Представляет интерес, как сам результат вычисления, так и его интерпретация.  

Корнай (Kornai) Янош (р. 1928), венгерский экономист-математик, академик АН Венгерской республики. Окончил Будапештский университет (1955), работал в АН, Институте текстильной промышленности , вычислительном центре Академии наук с 1967 г. - профессор и руководитель отдела АН Венгрии, с 1986 г. - профессор экономики в Гарвардском университете. В конце 50-х гг. вместе с Т. Липтаком разработал метод решения задач блочного программирования - метод планирования на двух уровнях (см. Корнай-Липтака метод). Исследовал проблемы функционирования экономики в условиях неравновесия, взаимоотношения между дефицитом и инфляцией. Был одним из идеологов венгерской экономической реформы конца 60-х гг. Иностранный член Британской, Шведской, Финляндской академий наук , почетный член Американской академии искусств и наук, Американской экономической ассоциации почетный доктор университетов многих стран мира . Государственная премия ВНР - 1983 г.  

Большинство конфликтов является ситуациями для торга, сделки, но существуют и такие, в которых возможность выигрыша одной строны в значительной степени зависит от поведения и принимаемых решений другой стороны. Это возможно продемонстрировать на примере, приведенном венгерским социологом Э. Ханкишем. Последний назвал этот метод дилеммой арестанта. Суть его в том, что, добиваясь признания от двух подозреваемых, следователь ставит следующие условия  

Особое место в программе уделяется методам, чувствительным к разладке технологического процесса , в частности, методу регулирования с предупреждающими границами и методу кумулятивных сумм . В программу включены документы по контрольным картам кумулятивных сумм для средних арифметических значений, дисперсий и размахов, числа дефектов и дефектных единиц продукции. По предложению Венгерской Народной Республики в программу внесено общее методическое руководство по применению контрольных карт . Разработка методов регулирования предусмотрена на основе использования критерия проверки гипотез Кеймана-Пирсона или, когда критерий Неймана-Пирсона оказывается неприемлемым, принципа

Методы принятия управленческих решений

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О НАЗНАЧЕНИЯХ

Задачу о назначениях можно сформулировать следующим образом: имеется n исполнителей и n работ, задана - эффективность выполнения каждой работы каждым исполнителем (таблица, в которой содержатсяn 2 чисел, характеризующих эффективность, называется n xn - или n 2 -матрицей). Задача заключается в том, чтобы назначить каждому исполнителю одну и только одну работу таким образом, чтобы оптимизировать заданную функцию эффективности. Математическая модель выглядит следующим образом:

Алгоритм решения задачи о назначениях

(венгерский метод)


, (
, что
.

Шаг 1 . Получение нулей в каждой строке

Выберем в каждой строке минимальный элемент и запишем его значение в правом столбце. Вычтем минимальные элементы из соответствующих строк. Переход к шагу 2.

Шаг 2. Получение нулей в каждом столбце.

В преобразованной таблице найдем минимальные значения в каждом столбце (графе) и запишем их в нижней строке. Вычтем минимальные элементы из соответствующих столбцов. Переход к шагу 3.

Шаг 3 . Поиск оптимального решения

Сделаем назначения. Для этого просматривают строку, содержащую наименьшее число нулей. Отмечают один из нулей этой строки и зачеркивают все остальные нули этой строки и того столбца, в котором находится отмеченный нуль. Аналогичные операции последовательно проводят для всех строк. Если назначение, которое получено при всех отмеченных нулях, является полным (число отмеченных нулей равно n ), то решение является оптимальным. В противном случае переходят к шагу 4.

Шаг 4. Поиск минимального набора строк и столбцов, содержащих все нули.

Для этого необходимо отметить:

    Все строки, в которых не имеется ни одного отмеченного нуля;

    Все столбцы, содержащие перечеркнутый нуль хотя бы в одной из отмеченных строк;

    Все строки, содержащие отмеченные нули хотя бы в одном из отмеченных столбцов.

Действия 2) и 3) повторяются поочередно до тех пор, пока есть что отмечать. После этого необходимо зачеркнуть каждую непомеченную строку и каждый помеченный столбец.

Цель этого шага – провести минимальное число горизонтальных и вертикальных прямых, пересекающих по крайней мере один раз все нули.

Шаг 5 . Перестановка некоторых нулей.

Взять наименьшее число из тех клеток, через которые не проведены прямые. Вычесть его из каждого числа, стоящего в невычеркнутых столбцах и прибавить к каждому числу, стоящему в вычеркнутых строках. Эта операция не изменяет оптимального решения, после чего весь цикл расчета повторить, начиная с шага 3.

ПРИМЕР

руководитель,

Время выполнения i -м научным руководителем

j

В венгерском методе используется следующий принцип: оптимальность решения задачи о назначениях не нарушается при уменьшении (увеличении) элементов строки (столбца) на одну и ту же величину.

Решение считается оптимальным , если все измененные таким образом затраты
, (
) и можно отыскать такой набор, что
.

Выберем в каждой строке минимальный элемент и запишем его значение в правом столбце.

руководитель,

Время выполнения i -м научным руководителем

j -го исследовательского проекта

Минимальное

Вычтем минимальные элементы из соответствующих строк, перейдем к новой таблице, в которой найдем минимальные значения в каждом столбце (графе) и запишем их в нижней строке.

руководитель,

а ij

Минимальное

время по графе

Вычтем минимальные элементы из соответствующих столбцов.

Сделаем назначения

руководитель,

а ij

руководитель,

а ij

руководитель,

а ij

Число отмеченных (желтым цветом) нулей равно 3, т.е. назначение не является полным (3<4).

Найдем минимальный набор строк и столбцов, содержащий все нули.

руководитель,

а ij

руководитель,

а ij

руководитель,

а ij

В оставшихся клетках минимальный элемент равен 2.

руководитель,

а ij

Вычтем минимальный элемент равный 2 из каждого числа (каждой клетки) невычеркнутых (1,2,4) столбцов. Получим таблицу.

руководитель,

а ij

Прибавим минимальный элемент равный 2 к каждому числу вычеркнутых строк в преобразованной таблице. Получим таблицу.

руководитель,

а ij

Вновь сделаем назначение, отметив по порядку нули в таблице.

руководитель,

а ij

Это назначение является полным, так как число отмеченных (желтым цветом) нулей равно 4.

Время выполнения всех (четырех) проектов:

Т =3х1+4х1+2х1+8х1=17.

Данное назначение не единственное. Если во второй строке сначала отметить не второй, а четвертый нуль, получим следующее назначение.

руководитель,

а ij

Время на выполнение всех проектов не изменилось:

Т =3х1+5х1+2х1+7х1=17.

Таким образом, получены два оптимальных назначения, которым соответствует минимальное время выполнения проектов равное 17 месяцам.

При обсуждении постановки задачи о назначениях было отмечено, что эта задача является частным случаем классической транспортной задачи и, как следствие, является задачей транспортного типа. Применительно к задаче о назначениях симплексный метод не эффективен, так как любое ее допустимое базисное решение является вырожденным. Специфические особенности задачи о назначениях позволили разработать эффективный метод ее решения, известный как венгерский метод.

Частным случаем транспортной задачи является задача о назначениях, в которой число пунктов производства равно числу пунктов назначения, т.е. транспортная таблица имеет форму квадрата. Кроме того, в каждом пункте назначения объем потребности равен 1, и величина предложения каждого пункта производства равна 1. Любая задача о назначениях 2может быть решена с использованием методов линейного программирования или алгоритма решения транспортной задачи. Однако ввиду особой структуры данной задачи был разработан специальный алгоритм, получивший название Венгерского метода.

Венгерский метод является одним из интереснейших и наиболее распространенных методов решения транспортных задач.

Рассмотрим основные идеи венгерского метода на примере решения задачи выбора (задачи о назначениях), которая является частным случаем Т-задачи, а затем обобщим этот метод для произвольной Т-задачи.

Постановка задачи. Предположим, что имеется различных работ и механизмов, каждый из которых может выполнять любую работу, но с неодинаковой эффективностью. Производительность механизма при выполнении работы обозначим, и = 1,...,n; j = 1,...,n. Требуется так распределить механизмы по работам, чтобы суммарный эффект от их использования был максимален. Такая задача называется задачей выбора или задачей о назначениях.

Формально она записывается так. Необходимо выбрать такую последовательность элементов из матрицы

чтобы сумма была максимальна и при этом из каждой строки и столбца С был выбран только один элемент.

Введем следующие понятия.

Нулевые элементы матрицы С называются независимыми нулями, если для любого строка и столбец, на пересечении которых расположен элемент, не содержат другие такие элементы.

Две прямоугольные матрицы С и D называются эквивалентными (C ~ D), если для всех i,j . Задачи о назначениях, определяемые эквивалентными матрицами, являются эквивалентными (т.е. оптимальные решения одной из них будут оптимальными и для второй, и наоборот).

ВЕНГЕРСКИЙ МЕТОД

Венгерский метод является одним из интереснейших и наиболее распространенных методов решения транспортных задач.

Рассмотрим сначала основные идеи венгерского метода на примере решения задачи выбора (задачи о назначениях), которая является частным случаем Т-задачи, а затем обобщим этот метод для произвольной Т-задачи.

Венгерский метод для задачи о назначениях

Постановка задачи. Предположим, что имеется различных работ и механизмов , каждый из которых может выполнять любую работу, но с неодинаковой эффективностью. Производительность механизма при выполнении работы обозначим , и = 1,...,n; j = 1,...,n . Требуется так распределить механизмы по работам, чтобы суммарный эффект от их использования был максимален. Такая задача называется задачей выбора или задачей о назначениях.

Формально она записывается так. Необходимо выбрать такую последовательность элементов из матрицы

чтобы сумма была максимальна и при этом из каждой строки и столбца С был выбран только один элемент.

Введем следующие понятия.

Нулевые элементы матрицы С называются независимыми нулями, если для любого строка и столбец, на пересечении которых расположен элемент , не содержат другие такие элементы .

Две прямоугольные матрицы С и D называются эквивалентными (C ~ D ), если для всех i,j . Задачи о назначениях, определяемые эквивалентными матрицами, являются эквивалентными (т.е. оптимальные решения одной из них будут оптимальными и для второй, и наоборот).

Описание алгоритма венгерского метода

Алгоритм состоит из предварительного этапа и не более чем (n -2) последовательно проводимых итераций. Каждая итерация связана с эквивалентными преобразованиями матрицы, полученной в результате проведения предыдущей итерации, и с выбором максимального числа независимых нулей. Окончательным результатом итерации является увеличение числа независимых нулей на единицу. Как только количество независимых нулей станет равным n , проблему выбора оказывается решенной, а оптимальный вариант назначений определяется позициями независимых нулей в последней матрице.

Предварительный этап. Разыскивают максимальный элемент в j - м столбце и все элементы этого столбца последовательно вычитают из максимального. Эту операцию проделывают над всеми столбцами матрицы С . В результате образуется матрица с неотрицательными элементами, в каждом столбце которой имеется, по крайней мере, один нуль.

Далее рассматривают i - ю строку полученной матрицы, разыскивают ее минимальный элемент a i и из каждого элемента этой строки вычитают минимальный. Эту процедуру повторяют со всеми строками. В результате получим матрицу С 0 (С 0 ~ C ), в каждой строке и столбце которой имеется, по крайней мере, один нуль. Описанный процесс преобразования С в С 0 называется приведением матрицы.

Находим произвольный нуль в первом столбце и отмечаем его звездочкой. Затем просматриваем второй столбец, и если в нем есть нуль, расположенный в строке, где нет нуля со звездочкой, то отмечаем его звездочкой. Аналогично просматриваем один за другим все столбцы матрицы С 0 и отмечаем, если возможно, следующие нули знаком "*". Очевидно, что нули матрицы С 0 , отмеченные звездочкой, являются независимыми. На этом предварительный этап заканчивается.

(k +1)-ая итерация. Допустим, что k -я итерация уже проведена и в результате получена матрица С k . Если в ней имеется ровно n нулей со звездочкой, то процесс решения заканчивается. В противном случае переходим к (k +1) - й итерации.

Каждая итерация начинается первым и заканчивается вторым этапом. Между ними может несколько раз проводиться пара этапов: третий - первый. Перед началом итерации знаком "+" выделяют столбцы матрицы С k , которые содержат нули со звездочками.

Первый этап. Просматривают невыделенные столбцы С k . Если среди них не окажется нулевых элементов, то переходят к третьему этапу. Если же невыделенный нуль матрицы С k обнаружен, то возможен один из двух случаев: 1) строка, содержащая невыделенный нуль, содержит также и нуль со звездочкой; 2) эта строка не содержит нуля со звездочкой.

Во втором случае переходим сразу ко второму этапу, отметив этот нуль штрихом.

В первом случае этот невыделенный нуль отмечают штрихом и выделяют строку, в которой он содержится (знаком "+" справа от строки). Просматривают эту строку, находят нуль со звездочкой и уничтожают знак "+" выделения столбца, в котором содержится данный нуль.

Далее просматривают этот столбец (который уже стал невыделенным) и отыскивают в нем невыделенный нуль (или нули), в котором он находится. Этот нуль отмечают штрихом и выделяют строку, содержащую такой нуль (или нули). Затем просматривают эту строку, отыскивая в ней нуль со звездочкой.

Этот процесс за конечное число шагов заканчивается одним из следующих исходов:

1) все нули матрицы С k выделены, т.е. находятся в выделенных строках или столбцах. При этом переходят к третьему этапу;

2) имеется такой невыделенный нуль в строке, где нет нуля со звездочкой. Тогда переходят ко второму этапу, отметив этот нуль штрихом.

Второй этап. На этом этапе строят следующую цепочку из нулей матрицы С k : исходный нуль со штрихом, нуль со звездочкой, расположенный в одном столбце с первым нулем со штрихом в одной строке с предшествующим нулем со звездочкой и т.д. Итак, цепочка образуется передвижением от 0 " к 0 * по столбцу, от 0 * к 0 " по строке и т.д.

Можно доказать, что описанный алгоритм построения цепочки однозначен и конечен, при этом цепочка всегда начинается и заканчивается нулем со штрихом.

Далее над элементами цепочки, стоящими на нечетных местах (0 ") -, ставим звездочки, уничтожая их над четными элементами (0 *). Затем уничтожаем все штрихи над элементами С k и знаки выделения "+". Количество независимых нулей будет увеличено на единицу. На этом (k+ 1) -я итерация закончена.

Третий этап. К этому этапу переходят после первого, если все нули матрицы С k выделены. В таком случае среди невыделенных элементов С k выбирают минимальный и обозначают его h (h >0). Далее вычитают h из всех элементов матрицы С k , расположенных в невыделенных строках и прибавляют ко всем элементам, расположенным в выделенных столбцах. В результате получают новую матрицу С " k , эквивалентную С k . Заметим, что при таком

преобразовании, все нули со звездочкой матрицы С k остаются нулями и в С " k , кроме того, в ней появляются новые невыделенные нули. Поэтому переходят вновь к первому этапу. Завершив первый этап, в зависимости от его результата либо переходят ко второму этапу, либо вновь возвращаются к третьему этапу.

После конечного числа повторений очередной первый этап обязательно закончится переходом на второй этап. После его выполнения количество независимых нулей увеличится на единицу и (k+ 1)- я итерация будет закончена.

Пример 3.4. Решить задачу о назначениях с матрицей

При решении задачи используем следующие обозначения:

Знак выделения "+", подлежащий уничтожению, обводим кружком; цепочку, как и ранее, указываем стрелками.

Предварительный этап. Отыскиваем максимальный элемент первого столбца - 4. Вычитаем из него все элементы этого столбца. Аналогично для получения второго, третьего, четвертого и пятого столбцов новой матрицы вычитаем все элементы этих столбцов от п"яти, трех, двух и трех соответственно. Получим матрицу С " (C " ~C ). Так как в каждой строке С " есть нуль, то С " = С 0 и процесс приведения матрицы заканчивается. Далее ищем и отмечаем знаком "*" независимые нули в С 0 , начиная с первой строки.

Первая итерация . Первый этап. Выделяем знаком "+" первый, второй, и четвертый столбцы матрицы С 0 , которые содержат 0 * .

Просматриваем невыделенный третий столбец, находим в нем невыделенный нуль С 23 = 0, отмечаем его штрихом и выделяем знаком "+" вторую строку. Просматриваем эту строку, находим в ней элемент С 22 = 0 * и уничтожаем знак выделения второго столбца, содержащего 0 * . Затем просматриваем второй столбец - в нем нет невыделенных элементов. Переходим к последнему невыделенному столбцу (пятому), ищем в нем невыделенные нули. Поскольку невыделенных нулей нет, то переходим к третьему этапу.

Третий этап. Находим минимальный элемент в невыделенной части матрицы С 0 (т.е. элементы, которые лежат в столбцах и строках, не отмеченных знаком "+"). Он равен h = 1.

Вычтем h = 1 из всех элементов невыделенных строк (т.е. всех, кроме второго) и прибавим ко всем элементам выделенных столбцов (первого и четвертого). Получим матрицу С " 1 и перейдем к первому этапу.

Первый этап. Перед его началом вновь выделяем знаком "+" первый, второй и четвертый столбцы. Просматриваем невыделенный третий столбец, находим в нем невыделенный нуль С 23 = 0, отмечаем его знаком штрих. Поскольку во второй строке есть 0 * (элемент С 22), то выделяем знаком "+" вторую строку, далее уничтожаем знак выделения второго столбца, где лежит 0 * . Потом просмотрим второй столбец, находим в нем невыделенный нуль С 12 = 0, отмечаем его знаком штрих. Поскольку в первой строке есть нуль со звездочкой С 14 = 0 * , то выделяем его знаком "+", и уничтожаем знак выделения четвертого столбца, где находился этот знак 0 * . Затем пересматриваем четвертый столбец и находим в нем невыделенный нуль С 54 = 0. Так как в строке, где он находится, нет нуля со звездочкой, то отметив этот 0 штрихом, переходим ко второму этапу.