Решу егэ по информатике 15 задание

Министерство образования и науки РФ

Волжский государственный инженерно-педагогический университет

Кафедра математики и информатики

Контрольная работа №1

Выполнила: Проверил:

студентка доцент Данилов В.И.

группы Д-10-1

Воскресенская Е.Н.

Н.Новгород

Информатика как наука……………………………………………………………3

Предмет и задачи информатики. Структура современной информатики …….4

Информация. Виды информации..………………………………………………..5

Свойства информации. Единицы измерения количества информации................6

Общая характеристика процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации…………………………………………………………………………...…...7

Системы счисления………………………………………………………………...9

Двоичная система счисления…………………………………………………….10

Данные……………………………………..……………………………………...11

Носители данных (информации). Кодирование данных ……………………..12

Структура данных. Единицы хранения данных ……..……………………….13

Понятие о файловой структуре………………………………………………….15

Архитектура ЭВМ………………………………………………………………..16

Базовые устройства Персонального Компьютера……………..……………...17

Внутреннее устройство системного блока……………………………………...18

Периферийные устройства персонального компьютера……………………....23

Устройства ввода знаковых данных……………………………………………….24

Устройства вывода данных………………………………………………………25

Устройства хранения данных……………………………………………………26

Локальные компьютерные сети………………………………………………….27

Правила техники безопасности при работе с ПК………………………..…….29

Литература……………………………………………………….……………….30

Информатика как наука

Термин "информатика" (франц. informatique ) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Информатика - это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации - массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

Информатика - научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её основные направления:

  • разработка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
  • теория информации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;
  • методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать программы для решения задач, требующих определённых интеллектуальных усилий при выполнении их человеком (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);
  • системный анализ, заключающийся в анализе назначения проектируемой системы и в установлении требований, которым она должна отвечать;
  • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
  • средства телекоммуникации, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;
  • разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

Термином информатика обозначают совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств.

Теоретическую основу информатики образует группа фундаментальных наук, которую в равной степени можно отнести как к математике, так и к кибернетике: теория информации, теория алгоритмов, математическая логика, теория формальных языков и грамматик, комбинаторный анализ и т. д. Кроме них информатика включает такие разделы, как архитектура ЭВМ, операционные системы, теория баз данных, технология программирования и многие другие.

Предмет и задачи информатики

Предмет информатики составляют такие понятия:
аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
программное обеспечение средств вычислительной техники;
средства обеспечения аппаратной и программной составляющих;
средства взаимодействия человека с аппаратными и программными составляющими.
Как видно, в информатике большое внимание уделяется взаимодействию. Для этого используется специальное понятие – интерфейс. Согласно приведенным задач различают аппаратный, программный, программно-аппаратный интерфейсы и интерфейс пользователя.
Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

Задачи информатики:

·создание техники и технологий преобразования информации;

·решение проблем, возникающих при разработке и использовании информационных технологий и компьютерной техники;

·исследование информационных процессов

Структура современной информатики

Теоретическая информатика – часть информатики, включающая ряд математических разделов. Она опирается на математическую логику и включает такие разделы, как теория алгоритмов и автоматов, теория информации и теория кодирования, теория формальных языков и грамматик, исследование операций и другие. Этот раздел информатики использует математические методы для общего изучения процессов обработки информации.
Вычислительная техника – раздел, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных систем. Речь идет не о технических деталях и электронных схемах (это лежит за пределами информатики как таковой), а о принципиальных решениях на уровне так называемой архитектуры вычислительных (компьютерных) систем, определяющей состав, назначение, функциональные возможности и принципы взаимодействия устройств. Примеры принципиальных, ставших классическими решений в этой области – неймановская архитектура компьютеров первых поколений, шинная архитектура ЭВМ старших поколений, архитектура параллельной (многопроцессорной) обработки информации.
Программирование – деятельность, связанная с разработкой систем программного обеспечения. Здесь отметим лишь основные разделы современного программирования: создание системного программного обеспечения и создание прикладного программного обеспечения. Среди системного – разработка новых языков программирования и компиляторов к ним, разработка интерфейсных систем (пример – общеизвестная операционная оболочка и система Windows). Среди прикладного программного обеспечения общего назначения самые популярные – системы обработки текстов, электронные таблицы (табличные процессоры), системы управления базами данных. В каждой области предметных приложений информатики существует множество специализированных прикладных программ более узкого назначения.
Информационные системы – раздел информатики, связанный с решением вопросов по анализу потоков информации в различных сложных системах, их оптимизации, структурировании, принципах хранения и поиска информации. Информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы, гигантские современные глобальные системы хранения и поиска информации (включая широко известный Internet) привлекают внимание все большего круга пользователей. Без теоретического обоснования принципиальных решений в океане информации можно просто захлебнуться. Известным примером решения проблемы на глобальном уровне может служить гипертекстовая поисковая система WWW, а на значительно более низком уровне – справочная система, к услугам которой мы прибегаем, набрав телефонный номер 09.
Искусственный интеллект – область информатики, в которой решаются сложнейшие проблемы, находящиеся на пересечении с психологией, физиологией, лингвистикой и другими науками. Как научить компьютер мыслить подобно человеку? Поскольку мы далеко не все знаем о том, как мыслит человек, исследования по искусственному интеллекту, несмотря на полувековую историю, все еще не привели к решению ряда принципиальных проблем. Основные направления разработок, относящихся к этой области, – моделирование рассуждений, компьютерная лингвистика, машинный перевод, создание экспертных систем, распознавание образов и другие.

Информация

Информация – это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования (включая хранение, передачу и т.д.) и используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.

Виды информации

Виды информации по форме представления:

1. Числовая. Количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, площади лесов ит.д.

2. Текстовая. Всё, что напечатано или написано на любом из существующих языков.

3. Графическая информация. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии и т.д.

4. Звуковая. Всё, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин и т.д.

Будем решать задачу от обратного: будем последовательно у каждой вершины указывать, сколько из этой вершины существует путей в М. При этом мы будем пользоваться следующей логикой:

Допустим, у нас есть вершины А, Б, В и Г. И нам надо посчитать количество путей из А в Г. При этом из А есть дороги только в Б и В. При этом из Б в Г существует 5 маршрутов, а из В в Г — 7. Тогда количество маршрутов из А в Г равно количеству маршрутов из Б в Г плюс количество маршрутов из В в Г: 5+7=12.

Воспользуемся этим правилом:

Из К в М, очевидно, ведёт одна дорога. Равно как и из Л в М. Значит, из И в М будут вести две дороги: 1+1=2.

Из Ж есть путь только в И, поэтому кол-во маршрутов из Ж в М также равно 2. Следовательно, количество маршрутов из З в М равно 4, так как из З можно попасть в Ж (2 маршрута) или в И (2 маршрута): 2+2=4. Аналогично из Е: количество маршрутов равно также 4.

  • Теперь посчитаем количество маршрутов из точки В (Б и Г мы не можем посчитать из-за незнания маршуртов в точке В, а точку Д — из-за незнания точки Г).
  • Из точки В можно попасть в Е (4 маршрута), или в Ж (2 маршрута) или в З (4 маршрута), то есть 4+2+4=10 всего.
  • Значит, из Б будет 4 (точка Е) + 10 (точка В) = 14 маршрутов.
  • Из точки Г — 4 (точка З) + 10 (точка В) = 14 маршрутов.
  • Значит, из точки Д будет 14 (точка Г) + 4 (точка З) = 18 маршрутов.
  • Значит, из точки А будет 14 (Б) + 10 (В) + 14 (Г) + 18 (Д) = 56 маршрутов.

Для эффективной подготовки по информатике для каждого задания дан краткий теоретический материал для выполнения задачи. Подобрано свыше 10 тренировочных заданий с разбором и ответами, разработанные на основе демоверсии прошлых лет.

Изменений в КИМ ЕГЭ 2019 г. по информатике и ИКТ нет.

Направления, по которым будет проведена проверка знаний:

  • Программирование;
  • Алгоритмизация;
  • Средства ИКТ;
  • Информационная деятельность;
  • Информационные процессы.

Необходимые действия при подготовке :

  • Повторение теоретического курса;
  • Решение тестов по информатике онлайн ;
  • Знание языков программирования;
  • Подтянуть математику и математическую логику;
  • Использовать более широкий спектр литературы – школьной программы для успеха на ЕГЭ недостаточно.

Структура экзамена

Длительность экзамена – 3 часа 55 минут (255 минут), полтора часа из которых рекомендовано уделить выполнению заданий первой части КИМов.

Задания в билетах разделены на блоки:

  • Часть 1 - 23 задания с кратким ответом.
  • Часть 2 - 4 задачи с развернутым ответом.

Из предложенных 23 заданий первой части экзаменационной работы 12 относятся к базовому уровню проверки знаний, 10 – повышенной сложности, 1 – высокому уровню сложности. Три задачи второй части высокого уровня сложности, одна – повышенного.

При решении обязательна запись развернутого ответа (произвольная форма).
В некоторых заданиях текст условия подан сразу на пяти языках программирования – для удобства учеников.

Баллы за задания по информатике

1 балл - за 1-23 задания
2 балла - 25.
З балла - 24, 26.
4 балла - 27.
Всего: 35 баллов.

Для поступления в технический вуз среднего уровня, необходимо набрать не менее 62 баллов. Чтобы поступить в столичный университет, количество баллов должно соответствовать 85-95.

Для успешного написания экзаменационной работы необходимо четкое владение теорией и постоянная практика в решении задач.

Твоя формула успеха

Труд + работа над ошибками + внимательно читать вопрос от начала и до конца, чтобы избежать ошибок = максимальный балл на ЕГЭ по информатике.

Тема: «Передача информации»

Задача №1

Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512000 бит/с. Передача файла через это соединение заняла 16 секунд. Определите размер файла в килобайтах.

В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.

РЕШЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

Данную задачу способом через степени двойки сразу не решить. Все имеющийся четные числа не представлены в степенях двойках. Но каждое четное число можно разложить на множители, в которых есть степень двойки:

\(5120 = 80 * 64 = 80 * 2^6 \)

​\(24 = 3 * 8 = 3 * 2^3 \) ​

По условию задачи дано:

\(V_1 = 5120 бит/с \) ​

\(t_1 = 24 секунды \) ​

​\(t_2 = 15 секунд \) ​

\(I — ? \)
\(V_2 — ? \)

Для начала найдем объем файла I:

\(I = V_1 * t_1 = 80 * 2^6 * 3 * 2^3 = 240 * 2^9 \)

Затем находим скорость ​\(V_2 \) ​

\(\frac {\mathrm 240 * 2^9}{\mathrm 15}=16 * 2^9 \)

Представим число 16, как ​\(2^4 \) ​ и найдем окончательный результат:

\(2^4 *2^9 = 2^{13} = 8192 бит/с \)

Ответ: 8192

Задача №3

Файл размером 1,25 Кбайт передаётся через некоторое соединение 128 секунд. Сколько секунд будет передаваться файл размером 250 байт через это же соединение?

В ответе укажите одно число – длительность передачи в секундах. Единицы измерения писать не нужно.

Данный пример взят из открытого банка заданий по информатике на сайте http://fipi.ru

РЕШЕНИЕ

Как и в предыдущих задачах переводим числа в степени двойки, исходя ​\(1 Кбайт = 2^{13}, 1 байт = 2^3 \)

По условию задачи дано:

\(I_1 = 1,25Кбайт = 1,25 * 2^{13} \)

\(t_1 = 128 секунд = 2^7 \)

\(I_2 = 250 байт = 250 * 2^3 \)

\(V- ? \)
\(t_2 — ? \)

Для начала найдем скорость передачи файла:

\(V = \frac {\mathrm I_1}{\mathrm t_2}=\frac {\mathrm 1,25 * 2^{13}}{\mathrm 2^7} = 1,25 * 2^6 бит/с \)

Остается найти время ​\(t_2 \) ​ по формуле: ​\(t_2 = \frac {\mathrm I_2}{\mathrm v} = \frac {\mathrm 250 * 2^3}{\mathrm 1,25 * 2^6} = \frac {\mathrm 200}{\mathrm 2^3} = \frac {\mathrm 200}{\mathrm 8} = 25 секунд \)