Презентация на тему: Роль информационной деятельности в современном обществе. Лекция: Роль информационной деятельность в современном обществе Роль информационной деятельности в современном обществе экономической

Введение …………………………………………………………………...3

Роль и значение информации в обществе…………….……………..…...4

Человек в информационном пространстве………………………………9

Заключение …………………………………………………….…............11

Используемая литература ………………………………….………….....12

ВВЕДЕНИЕ

Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда.

Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появилась возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот.

Величайшими изобретениями человечества стали типографский станок и регулярные почтовые сообщения. Они породили два главных признака цивилизации - человек должен иметь возможность регулярно переписываться с любым количеством респондентов и читать свежие новости в газетах.

Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.

Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

1) переход от механических и электрических средств преобразования

информации к электронным;

2) миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

3) создание программно - управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку “пост-”, т.е. “после -”, словно их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество. Именно поэтому было так важно найти принципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало придуманное Тоффлером “информационное общество”.

Таким образом, “информационное общество” - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека.

Понятие “информационного ресурса общества” является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Информационный ресурс общества может быть определен как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”. Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс. Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс. Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

В будущем информационным обществе решающее значение будут иметь глобальные информационные коммуникации. Основой для таких коммуникаций может стать международная компьютерная сеть Internet. Родина Internet - Соединенные Штаты Aмерики. Internet стала развитием военных технологий. Прародительницей выступила сеть ARPAnet (Advanced Research Project Agency net - сеть Управления перспективных исследований), разработанная и развернутая еще в 1969 г по заказу Министерства обороны США. Будучи экспериментальной, ARPAnet создавалась для поддержки научных исследований в военно-промышленной сфере. В частности, изучались методы построения сетей, которые были бы устойчивы к частичным повреждениям, например, при бомбардировке авиацией, - и сохраняли бы способность нормально функционировать в столь экстремальных условиях.

Модель APRAnet предусматривала постоянную связь между компьютером-источником и компьютером- приемником (станцией назначения) - сеть, по условию предполагалась ненадежной всякая часть ее могла исчезнуть в любой момент. Не только на сеть в целом, но и на связывающиеся компьютеры возлагалась ответственность обеспечивать налаживание и поддержание связи. Основной принцип состоял в том, что любой компьютер мог связаться как равный с равным с любым другим компьютером, подключенным к сети.

По мере роста ARPAnet развивались и другие сети, для связи между которыми задействовали так называемые шлюзы, которые позволяли информации беспрепятственно попадать из одной сети в другую.

Стандарт, согласно которому могла развиваться сеть Internet, установили в 1983г. И с этого момента стало возможно добавлять шлюзы и подсоединять к ней новые сети, в то время как первоначальное ядро оставалось неизменным. Большинство аналитиков считают, что именно 1983г. - настоящая дата возникновения Internet, когда изначальная ARPAnet была разделена на сеть MILNET предназначавшуюся для использования в военных целях, и собственно ARPAnet, ориентированную на продолжение исследований в сетевой области. Сама ARPAnet прекратила свое существование в июне 1990г. а ее функции постепенно перешлю к более разветвленной структуре Internet. Может быть, именно тогда удалось впервые продемонстрировать надежность Internet как средства коммуникации, поскольку закрытие и соответственно выключение ARPAnet - родоначальницы Internet - никак не сказалось на работе сети в целом. В 1985г. количество подключенных к Internet сетей приблизилось к сотне, к 1987г. их число удвоилось, а в 1989-м - достигло пятисот. На сегодняшний день Internet состоит из более чем 12 тыс. объединенных между собой сетей.

Путь, проложенный Internet, предопределит многие элементы будущей магистрали. Internet - прекрасная, жизненно важная разработка, один из компонентов конечной системы, но в ближайшие годы он существенно изменится. Современному Internet недостает безопасности и системы учета, (billing system). Технологии, которые воплотят идею всеобщей информационной магистрали, должны еще развиться до должного уровня. Это будет единая высоко-пропускная сеть – соединение компьютерных и других коммуникаций.

ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Представления авторов концепции “информационного общества” о жизни человека в новом социуме являются слегка сказочными и утопичными. Таковы идиллические мечтания и воздушные замки Дж. Мартина и некоторых других, не процитированных здесь авторов. Они руководствуются идеей о том, что можно сделать человека счастливым, решив все его материальные проблемы, избавив от работы и обеспечив продолжительный досуг. Как уже неоднократно было доказано, это совершенно неверная точка зрения.

С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека и его материальное бытие.

Проблема существования и бытия человека в полностью “технизированном” и “информатизированном” мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию “информационного” общества. Ни один из философов, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения.

Проблемы современного мира широко известны: экология, локальные войны, экономическая пропасть между Западом и странами “третьего мира” и т.д. Иного рода проблемы поджидают нас при переходе к “информационному обществу” - такому, как его идеализированно понимают авторы концепции. Кроме того, неясен вопрос о перестройке сознания людей для нового типа мышления. Что же касается проблем “информационного общества”, то здесь несколько глобальных являются причиной более мелких. Первая из них - принципиальная неопределенность сущности информации, как материальной, так и с философской точки зрения. Другая - взаимодействие техники и природы - является ли первая продолжением второй или ее антиподом. Наконец, третья - взаимоотношения техники, информации и человека - должен ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозить развитие и поискать иной путь.

К сожалению, авторы концепции “информационного общества” не уделяли достаточно места для рассмотрения вопроса о том, какие последствия его наступления принесет для культурной жизни человечества. Этот вопрос был специально разработан лишь Тоффлером в его книгах “Третья волна” и статьях о будущем труда. В связи с грядущим наступлением “информационного века”, основной задачей становится максимально ускорить и упростить передачу информации между людьми и повысить ее “усвояемость”. Именно поэтому она стандартизируется и классифицируется с тем, чтобы как можно сильнее ускорить процесс обработки информационного потока. Этот процесс воздействует на культуру двояко: с одной стороны, максимально сближаются духовная и материальная стороны жизни человека, ибо в культуре необходимым образом присутствует подвергающийся вышеописанным трансформациям информационный элемент, а с другой стороны, происходит резкое разграничение эмоционального и информационного аспектов культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

Информация - это, во-первых, знание относительно нового типа, пригодное для дальнейшего использования, а во-вторых, знание, производство, хранение и применение которого действительно становится все более важной для общества деятельностью, порождает соответствующие ему технико-организационные структуры. Возрастающая роль информации и информационных систем - исторический факт, лежащий в основании концепций информационного общества. Другой факт - быстрое, поистине революционное воздействие «информационного разума» на производство, управление, всю жизнь людей».

Сегодня по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное “надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата.

Имеют политические партии, ... общества . В различных системах положение, средств массовой информации различно: если в демократических обществах средства массовой информации ... с помощью усиления роли карательных органов...

  • Роль и место образования в обществе

    Реферат >> Социология

    Кафедра социологии Роль и место образования в обществе Выполнила: Черницина... детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. ... Роль образования в эко­номике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, инфор­мации ...

  • Информационная деятельность играет огромную роль в современном мире и очень тесно связано с понятием и . С появлением информационных технологий, а точнее их улучшением, ведь книги или даже клинопись вместе с речью являются ИД, и развитием интернета как эффективного канала связи многое в нашей жизни изменилось, благодаря более простому обмену знаниями между людьми.

    Определение и характеристика

    Давайте теперь рассмотрим, что подразумевается под информационной деятельностью (далее ИД). ИД — это сбор, хранение, распространение и также создание ресурса и предоставление неограниченного доступа к нему. Простой пример — вот этот сайт. Наполнение сайта информацией и размещение его в сети интернет, это и есть ИД. Давайте рассмотрим (рис. 1) каждый пункт и кратко опишем каждый из них:

    • Первое сбор , подразумевает собой комплекс мер по добыче, отбору и в некоторых случаях даже анализу .
    • Второе, — организация надежного способа консервации для будущего доступа.
    • И последний, распространение — это возможность реализации публично оглашаемой или же задокументированной информации.

    Рис. 1, Сбор хранение и распространение информации в современном обществе

    Цель информационной деятельности

    Информационная деятельность имеет следующую цель , удовлетворить потребность физических или юридических лиц в необходимой им информацией.

    Таким образом можем сформировать определение:

    Цель информационной деятельности в удовлетворении потребности в информации групп людей

    В вышеуказанной деятельности есть несколько направлений в следующих областях:

    • Образование
    • Экономика
    • Наука и техника
    • Политика
    • Вопросы социального характера

    Каждое из этих направлений вносит свою лепту в развитие современного общества.

    С приходом более совершенного вида ИД (более технологичного) на замену учебников и голоса в образование, снизилась нагрузка учителя и преподавателя. К примеру школьник или студент может с помощью персонального компьютера и интернета получить любое необходимое знание по учебной программе.

    Примеры ИД в разных отраслях

    1. В экономике — информационная деятельность позволяет обеспечивать спрос на товары, благодоря рекламе.
    2. В науке, научные статьи доступны почти любому интересующемуся человеку и в следствии растет популярность науки и увеличивает количество заинтересованных, которые в дальнейшем могут стать учеными, что в дальнейшей перспективе позволяет двигать научно — прогресс вперед.
    3. В политике, видом ИД является СМИ которое позволяет освещать актуальные вопросы в государстве, позволяет формировать хоть и одностороннюю, но всё же связь с массами.

    Информационная деятельность в вопросах соц. характера помогают привлечь внимание к социальным группам которые нуждаются в помощи. Позволяют привлечь волонтеров, или средства для улучшение условий таких людей. что позволяет изменить общество в лучшую сторону.

    Урюпинский филиал государственного автономного

    профессионального образовательного учреждения

    “Волгоградский медицинский колледж”

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

    Учебное пособие

    по дисциплине “Информатика”

    ____________________________

    (ФИО студента)

    ____________________________

    (группа)

    Специальность

    34.02.01 Сестринское дело

    Урюпинск, 2019

    Пояснительная записка.

    Рабочая тетрадь по дисциплине “Информатика” разработана с учётом требований Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) и рабочей программой учебной дисциплины по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

    Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Актуальность использования рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки студентов с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности.

    Рабочая тетрадь используется при изучении нового материала и его закрепления. Изучение нового материала осуществляется на основе информационного комплекса, составленного для каждой темы. В ходе изучения материала у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Преподавателем рабочая тетрадь используется для текущего контроля знаний и умений студентов, необходимых для последующего выполнения письменных контрольных и практических лабораторных работ.

    Задания в рабочей тетради выполняются в разнообразных формах: самостоятельное изучение материала и заполнение табличных форм, решение задач, составление алгоритмов и блок-схем, написание программ.

    Теоретический материал, дополняет лекционный курс и необходим для выполнения учебных заданий. В начале каждого задания даётся инструкция по выполнению. Ответы решения задач вносятся в специальное свободное место или таблицу после каждого задания.

    Можно выделить основные достоинства рабочей тетради:

    1. экономия учебного времени занятий за счет выполнения работы непосредственно на страницах тетради;

    2. возможность самостоятельного решения большего числа задач.

    В заключении можно отметить, что рабочие тетради являются современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности обучающихся, проверка полученных знаний, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются, повышение познавательной самостоятельности у студентов. Листы рабочей тетради позволяют заметить ошибки в момент их свершения. Таким образом, рабочая тетрадь является одним из немало важных атрибутов обучения.

    Рабочая тетрадь создана для удобной и комфортной работы на занятиях информатики и во внеурочное время.

    Инструкция для студентов

    В рабочей тетради задания представлены по разделам и темам в соответствии с образовательной программой дисциплины “Информатика”.

    После изучения материала на учебном занятии студентам необходимо выполнить самостоятельную работу по каждой теме в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «Информатика». Для выполнения практической работы на компьютере, задания необходимо выполнить заранее и прийти на занятие с полученными результатами.

    В зависимости от тематики задания представлены в разнообразных формах: - самостоятельное изучение материала по указанным источникам литературы (имеются в библиотеке колледжа) или по электронным учебным пособиям (расположены на сайте преподавателя https://infourok.ru/user/bagrova-galina-georgievna),

    Заполнение табличных форм,

    Решение учебных и контрольных задач,

    Написание алгоритмов;

    Составление блок-схем,

    Разработка программ.

    Ответы вносятся в свободное поле или в таблицу задания.

    Каждое задание оценивается преподавателем и является обязательным для выполнения по ФГОС СПО, учебному плану колледжа и рабочей программе дисциплины “Информатика”. За выполненное задание выставляется отметка в учебный журнал. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (см. таблица 1).

    Таблица 1.

    Внимание! Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

    Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

    Содержание
    1. Пояснительная записка Стр. 2
    2. Инструкция для студентов Стр. 3
    3. Тема 1.1. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах. Занятие 1. Введение. Основные этапы развития информационного общества. Стр.5
    4. Тема 1.2. Понятие, представление и измерение информации. Занятие 2. Основные подходы к определению понятия «информация». Стр.10
    5. Занятие 3. Представление информации в двоичной системе счисления. Стр.17
    6. Тема 1.3. Организация информации на компьютере. Занятие 4. Файлы и файловая система. Занятие 5. Файловые менеджеры. Архиваторы. Стр.22
    7. Тема 1.4. Информационные процессы и их реализация. Занятие 6. Основные информационные процессы. Классификация информационных процессов. Занятие 7-8. Методы поиска информации. Архив информации. Стр.27 Стр.31
    8. Тема 1.5. Программные поисковые сервисы. Проводная и беспроводная связь. Занятие 9. Поиск информации с использованием компьютера. Проводная и беспроводная связь. Стр.36
    9. Тема 1.6. Защита информации, антивирусная защита. Занятие 10. Защита информации в компьютерных системах. Занятие 11-12. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы (полифаги, ревизоры, блокировщики). Стр.44 Стр.47
    10. Тема 1.7. Правовые нормы в информационной сфере. Занятие 13. Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Занятие 14.Лицензионные и свободно распространяемые информационные ресурсы. Стр.56 Стр.63
    11. РАЗДЕЛ 2. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Тема 2.1. Компьютер: внутренние и внешние устройства Занятие 15. Архитектура компьютеров. Стр.68
    12. Занятие 16. Периферийные устройства. Клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик. Стр.74
    13. Занятие 17-18. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Компьютерные болезни и их профилактика Стр.79
    14. Занятие 19. Компьютер и программное обеспечение. Стр.84
    15. Занятие 20. Операционная система и графический интерфейс пользователя. Стр.
    16. Занятие 21. Информационные системы. Классификация информационных систем Стр.

    РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

    Тема 1.1. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах.

    Занятие 1. Введение. Основные этапы развития информационного общества.

    Задание №1. Заполните таблицу характеристик информационных этапов развития общества.

    Задание №2. Перечислите основные критерии развитости информационного общества.

    · ___________________________________________________________;

    · ___________________________________________________________;

    · ___________________________________________________________.

    Задание №3. Дайте определение понятию «информатизация».

    Под информатизацией общества понимают _________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Задание №4. Заполните таблицу “Поколения ЭВМ и ВТ

    Задание №5. Дайте определение следующим понятиям.

    5.1. Информационная технология (ИТ) -___________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    5.2. Телекоммуникации - ________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________.

    5.3. Информационное общество - _________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    Задание №6. Выделите характерные черты информационного общества:

    · ________________________________________________________________;

    · ________________________________________________________________;

    · ________________________________________________________________;

    · ________________________________________________________________;

    · ________________________________________________________________;

    · ________________________________________________________________;

    · ________________________________________________________________;

    Задание №7. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 8. Соблюдение информационной культуры должно проявляться в выполнении следующих требований

    Задание № 9

    Вопросы Варианты ответов
    1 Основным носителем информации в социуме на современном этапе является: а) бумага б) кино и фотопленка в) магнитная лента г) дискета, жесткий диск д) лазерный компакт-диск
    2 Появление возможности эффективной автоматизации обработки и целенаправленного преобразования информации связано с изобретением: а) письменности в) книгопечатания б) абака г) электронно-вычислительных машин д) телефона, телеграфа, радио, телевидения.
    3 Первым средством дальней связи принято считать: а) радиосвязь б) телефон в) телеграф г) почту д) компьютерные сети.
    4 ЭВМ второго поколения: а) имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродействием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах б) имели в качестве элементной базы полупроводниковые элементы; программировались с использованием алгоритмических языков в) имели в качестве элементной базы интегральные схемы; отличались возможностью доступа с удаленных терминалов; г) имели в качестве элементной базы большие интегральные схемы, микропроцессоры; отличались относительной дешевизной; д) имели в качестве элементной базы сверхбольшие интегральные схемы; были способны моделировать человеческий интеллект.
    5 Информатизация общества - это процесс: а) увеличения объема избыточной информации в социуме б) возрастания роли в социуме средств массовой информации в) более полного использования накопленной информации во всех областях человеческой деятельности за счет широкого применения средств информационных и коммуникационных технологий г) повсеместного использования компьютеров (где надо и где в этом нет абсолютно никакой необходимости д) обязательного изучения информатики в общеобразовательных учреждениях.
    6 Информационная революция - это: а) качественное изменение способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения б) радикальная трансформация доминирующего в социуме технологического уклада в) возможность человека получать в полном объеме необходимую для его жизни и профессиональной деятельности информацию г) изменение в способах формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала социума д) совокупность информационных войн.
    7 ЭВМ первого поколения: а) имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродействием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах б) имели в качестве элементной базы полупроводниковые элементы; программировались с использованием алгоритмических языков в) имели в качестве элементной базы интегральные схемы, отличались возможностью доступа с удаленных терминалов г) имели в качестве элементной базы большие интегральные схемы, микропроцессоры; отличались относительной дешевизной д) имели в качестве элементной базы сверхбольшие интегральные схемы, были способны моделировать человеческий интеллект.
    8 Первая отечественная ЭВМ, разработанная под руководством академика С. А. Лебедева, называлась: а) БЭСМ б) Стрела в) МЭСМ г) Урал д) Киев.
    9 Элементной базой ЭВМ третьего поколения служили: а) электронные лампы б) полупроводниковые элементы в) интегральные схемы г) большие интегральные схемы д) сверхбольшие интегральные схемы.
    10 Информационная культура человека на современном этапе в основном определяется: а) совокупностью его умений программировать на языках высокого уровня б) его знаниями основных понятий информатики; в) совокупностью его навыков использования прикладного программного обеспечения для создания необходимых документов г) уровнем понимания закономерностей информационных процессов в природе и обществе, качеством знаний основ компьютерной грамотности, совокупностью технических навыков взаимодействия с компьютером, способностью эффективно и своевременно использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении задач практической деятельности д) его знаниями основных видов программного обеспечения и пользовательских характеристик компьютера.
    11 Авторы проекта «Пятое поколение ЭВМ» пытались и пытаются разрешить проблему: а) моделирования человеческого интеллекта (создания искусственного интеллекта) б) создания дешевых и мощных компьютеров в) достижения производительности персональных компьютеров более 10 млрд. операций в секунду г) построения узлов ЭВМ в соответствии с иными физическими принципами д) создания единого человеко-машинного интеллекта.
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

    Оценка ____________

    Тема 1.2. Понятие, представление и измерение информации.

    Занятие 2. Основные подходы к определению понятия “информация” .

    Задание №1. Дайте определение понятию

    Информация – ___________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________.

    Задание № 2. Заполните схему “Виды информации ”.


    Задание № 3. Установите соответствие между свойствами информации и их описанием.

    Задание № 4. Каким свойством не обладает информация в следующих случаях 1-6:

    Задание № 5. Введите понятия.

    5.1. ___________________________ – это преобразование непрерывных изображений и звука в набор дискретных значений в форме кодов.

    5.2. Процесс представления аналоговой информации в дискретной форме называется_________________.

    5.3. Код – это ________________________________________________________________.

    5.4. _____________ - это процесс представления информации в виде кода.

    Задание № 6 . Дана кодовая таблица азбуки Морзе.


    Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами) ?

    _________________________________________________________________________

    6.2. ­­ ­­­ ·­·· ­­­­ ··­ ­­ ·· ­

    ____________________________________________________

    Задание № 7. Закодируйте с помощью азбуки Морзе:

    I am a happy child.

    _____________________________________________________________________________

    Задание № 8. Пользуясь таблицей кодировки символов ASCII , закодируйте с помощью шестнадцатеричных кодов следующий текст:

    Я изучаю информатику.

    _____________________________________________________________________________

    8.2. Good morning !

    _____________________________________________________________________________

    Таблица символов ASCII .


    Задание №9. Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО , названия улицы , по которой проживаете. Таблица символов отображается в редакторе MS Word с помощью команды: вкладка Вставка→Символ→Другие символы



    В поле Шрифт выбираете Times New Roman, в поле из выбираете кириллица. Например, для буквы “ А ” (русской заглавной) код знака– 192.

    Пример:

    Задание № 10. Решите задачи.

    10.1. Сколько информации можно записать в тетрадь на 12 листов? 1 строка = 31 байт, 1 лист = 40 строк.

    Ответ: _______________________________________

    10.2. Сколько информации можно напечатать на листе А4? 1 строка = 10 байт, 1 лист = 50 строк.

    Ответ: ________________________________________________

    10.3. Сколько бит в пословице “Без труда не выловишь и рыбку из пруда ”?

    10.4. Сколько Кбайт во фразе “Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один. ”?

    Ответ: _____________________________________________________

    10.5. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?

    Ответ: _____________________________________________________

    10.6. Алфавит племени содержит всего 8 букв. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?
    Ответ: _____________________________________________________

    10.7. Если вариант теста в среднем имеет объем 20 килобайт (на каждой странице теста 40 строк по 64 символа в строке, 1 символ занимает 8 бит), то количество страниц в тесте равно:


    10.8. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов. Второй текст в алфавите мощностью 256 символов. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?

    Ответ:_____________________________________________________

    Задание № 11 . Ответьте на вопросы теста.

    Вопрос Варианты ответов
    1. В технике под информацией понимают: А) воспринимаемые человеком или специальными устройствами сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; Б) часть знаний, использующихся для ориентирования, активного действия, управления; В) сообщения, передающиеся в форме знаков или сигналов; Г) сведения, обладающие новизной; Д) все то, что фиксируется в виде документов
    2. Информацию, не зависящую от чьего-либо мнения или суждения, называют: А) достоверной; Б) актуальной; В) объективной; Г) полезной; Д) понятной
    3. Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют: А) полезной; Б) актуальной; В) достоверной; Г) объективной; Д) полной.
    4. Зрительной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством органов (органа): А) зрения Б) осязания В) обоняния Г) слуха Д) восприятия вкуса
    5. Врач, пальпируя брюшную полость больного, получает информацию следующего вида : А) вкусовую; Б) визуальную; В) аудиальную; Г) тактильную; Д) обонятельную
    6. Известно, что наибольший объем информации человек получает при помощи : А) органов слуха; Б) органов зрения; В) органов осязания; Г) органов обоняния; Д) вкусовых рецепторов.
    7. К звуковой можно отнести информацию, которая передается посредством: А) переноса вещества Б) электромагнитных волн В) световых волн Г) звуковых волн Д) знаковых моделей
    8. Сигнал называют аналоговым, если А) он может принимать конечное число конкретных значений; Б) он непрерывно изменяется по амплитуде во времени; В) он несет текстовую информацию; Г) он несет какую-либо информацию; Д) это цифровой сигнал.
    9. Информационный объем сообщения: “Люблю грозу в начале мая” - равен… А) 20 байт Б) 192 бит В) 22 байт Г) 284 бит
    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Выполненную и правильно оформленную работу предоставить преподавателю.

    Оценка ____________

    Занятие 3. Представление информации в двоичной системе счисления .

    Задание №1. Заполните схему.

    Задание № 2. Запишите алфавиты следующих позиционных систем счисле­ния:

    Задание № 3. Заполните пустые места таблицы степеней числа 2.

    р 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
    2 р 1 2 4 8

    Задание № 4. Запишите в развернутой форме числа в десятичной, восьмеричной, двоичной и шестнадцатеричной системах счисления

    4.1. 25,341 _______________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    4.2. 1253,4 _______________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    ____

    _________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    4.3. 1,2534 ________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    Задание № 5. произвольной системы счисления в десятичную систему счисления.

    1.
    2.
    3.

    Задание № 6. Переведите в десятичную систему счисления числа:

    6.1. 100111100,1101 2 __________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    6.2. 775,11 8 __________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    6.3. 2В3,F4 16 _________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Задание № 7. Укажите последовательность перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.

    1.
    2.
    3.

    Задание № 8. Переведите числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную, восьмеричную и двоичную систему счисления (X 10 →16,8,2 )

    8.1. 354 10

    8.2. 75 10

    8.3. 24,32 10

    Задание № 9. Сравните данные числа.

    9.1. 29 16 ___ 1D 16

    9.2. 13 8 _____ 7 16

    9.3. 415 8 ____ 23B4 16

    9.4. 100001 2 ___ 27 8

    Задание № 10. Выполните операции сложения и умножения.

    10.1. 11001101+11011

    10.2. 1001*101

    10.3. 125,35 8 *25,47 8

    Выполненную и правильно оформленную работу предоставить преподавателю.

    Оценка ____________

    Тема 1.3. Организация информации на компьютере.

    Человечество, со дня своего выделения из животного мира, значительную часть своего времени и внимания уделяло информационным процессам.

    В наше время пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта.

    Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.

    В настоящее время круг людей, занимающихся обработкой информации, вырос до небывалых размеров, а скорость обмена стала просто фантастической, компьютеры применяются практически во всех областях жизни людей. На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информационные ресурсы -- это отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах. Иными словами, информационные ресурсы -- это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Информационные ресурсы страны, региона, организации все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

    Развитие мировых информационных ресурсов позволило превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность, сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг, повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

    В современном мире роль информации, средств ее обработки, передачи и накопления неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

    Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности общества.

    Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

    Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

    Новые условия для мирового человечества в особенной форме проявляются в России. Современная Россия еще не является информационным обществом. Прежде всего, потому, что часть информации недоступна широкому кругу пользователей или заменена дезинформацией. Однако информатизация отдельных сегментов социальной жизни, отдельных сфер политики и экономики рано или поздно создаст условия для появления подлинной социальной ткани нового типа, из которой способно вырасти информационное общество. Постиндустриальные тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями российской цивилизации.

    Информационное общество нередко называют массовым обществом и обществом потребления. Это связано с такими процессами информатизации как развитие сферы массовых коммуникаций. Глобальные и локальные компьютерные сети, средства сотовой связи, система телевидения и радиовещания, являясь компонентами информационной структуры общества, обеспечивают вместе с этим и коммуникацию между людьми. Массовая коммуникация - одно из важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии всяких технологий, информационных технологий в частности как внутри каждой страны, так и между странами. Зачастую процессам информатизации придается негативный оттенок, который присущ обществу потребления. Многие представители общественной и научной мысли видят в информатизации губительные для духовной сферы общества процессы и ассоциируют информационную цивилизацию с антиподом культуры и духовности.

    В области теоретического понимания происходящих процессов также до сих пор нет единого мнения относительно путей развития информационного общества, приоритетности того или иного его направления, ясности и четкости формулировок и понятий, выражающих происходящее в информационной сфере. Поэтому теоретическое исследование как концептуальных, так и практических (реальных) предпосылок понимания текущих информационных процессов остается актуальным.

    информация общество ресурс мировой

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1.2 Свойства информации

    1.4 Информационные процессы

    Заключение

    Список используемых источников

    ВВЕДЕНИЕ

    Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.

    С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях - из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась - каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом - человек научился управлять различными видами вещества и энергии.

    С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества - литературу, искусство, архитектуру и т.д.

    В современном обществе века роль информации в жизни человека является определяющей - чем большей информацией он владеет, тем выше его ценность в обществе.

    Цель настоящей работы - раскрыть понятие информации, и обозначить место информации в современном обществе.

    1. Информация и ее роль в современном обществе

    1.1 Понятие информации и ее виды

    Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией.

    В современном обществе невозможно представить существование человека отдельно от понятия «информация». Термин информация используется во многих науках и во многих сферах человеческой деятельности. Он происходит от латинского слова «informatio», что означает «сведения, разъяснения, изложение».

    Несмотря на привычность этого термина, строгого и общепринятого определения не существует. В литературе можно найти достаточно много определений этого термина, отражающих различные подходы к толкованию этого понятия.

    Так в Федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» дается следующее определение: «информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет понятие информация следующим образом: «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

    В информатике же наиболее часто используется следующее определение термина информация - это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения - это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.

    Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

    Графическая или изобразительная - первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

    Звуковая - мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г., ее разновидностью является музыкальная информация - для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

    Текстовая - способ кодирования речи человека специальными символами - буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

    Числовая - количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами - цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

    Видеоинформация - способ сохранения движущихся картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

    Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения - это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и другие виды, для которых современная наука даже не нашла признанных всеми терминов определения (например, экстрасенсорная информация).

    Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества - передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее - с использованием радиоволн.

    Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

    Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации.

    Постоянно совершенствуется программное обеспечение ведущих разработчиков (например, Microsoft Corporation), обеспечивающее коллективную работу с корпоративной информацией всех видов.

    1.2 Свойства информации

    Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенность информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информации.

    Наиболее важными свойствами информации являются ее общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

    Объективность информации. Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация - это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Например, сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 градуса по Цельсию» - объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

    Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

    Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

    Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

    Преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

    Искажение в результате воздействия помех и недостаточно точных средств измерений.

    Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

    Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления (погрешностью средства измерения).

    Актуальность информации - важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Иногда только вовремя полученная информация может быть полезна.

    Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

    Самая ценная информация - объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека.

    Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

    Имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

    Имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

    С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция - от лат; cumulatio - увеличение, скопление).

    Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) - медленнее.

    Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

    1.3 Понятие количество информации

    Свойство полноты информации негласно предполагает, что имеется возможность измерять количество информации. Количеством информации называют числовую характеристику информации, отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает после получения информации. Понятия «информация», «неопределенность», «возможность выбора» тесно связаны. Например, человек с утра предположил, что днем могут быть осадки, а могут и не быть, а если будут, то в виде снега или дождя, т.е. непонятно -- «то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег». Затем, выглянув в окно, увидел пасмурное небо и с большой вероятностью предположил -- осадки будут, т.е., получив информацию, снизил количество вариантов выбора. Далее, взглянув на наружный термометр, он увидел, что температура отрицательная, значит, осадки следует ожидать в виде снега. Таким образом, получив последние данные о температуре, человек получил полную информацию о предстоящей погоде и исключил все, кроме одного, варианты выбора.

    Получаемая информация уменьшает число возможных вариантов выбора (т.е. неопределенность), а полная информация не оставляет вариантов вообще.

    За единицу информации принимается один бит (англ. bit -- binary digit --двоичная цифра). Это количество информации, при котором неопределенность, т.е. количество вариантов выбора, уменьшается вдвое или, другими словами, это ответ на вопрос, требующий односложного разрешения -- да или нет.

    Бит -- слишком мелкая единица измерения информации. Напрактике чаще применяются более крупные единицы, например, байт, являющийся последовательностью из восьми бит. Именно восемь битов, или один байт, используется для того, чтобы закодировать символы алфавита, клавиши клавиатуры компьютера. Один байт также является минимальной единицей адресуемой памяти компьютера, т.е. обратиться в память можно к байту, а не биту.

    Широко используются еще более крупные производные единицы информации:

    1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,

    1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,

    1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт,

    1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт.

    1.4 Информационные процессы

    Получение информации тесно связано с информационными процессами. Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами. Существуют следующие виды информационных процессов.

    Сбор данных -- это деятельность субъекта по накоплению данных с целью обеспечения достаточной полноты. Соединяясь с адекватными методами, данные рождают информацию, способную помочь в принятии решения. Например, интересуясь ценой товара, его потребительскими свойствами, мы собираем информацию для того, чтобы принять решение: покупать или не покупать его.

    Передача данных -- это процесс обмена данными. Предполагается, что существует источник информации, канал связи, приемник информации, и между ними приняты соглашения о порядке обмена данными, эти соглашения называются протоколами обмена. Например, в обычной беседе между двумя людьми негласно принимается соглашение, не перебивать друг друга во время разговора.

    Хранение данных -- это поддержание данных в форме, постоянно готовой к выдаче их потребителю. Одни и те же данные могут быть востребованы не однажды, поэтому разрабатывается способ их хранения (обычно на материальных носителях) и методы доступа к ним по запросу потребителя.

    Обработка данных -- это процесс преобразования информации от исходной ее формы до определенного результата. Сбор, накопление, хранение информации часто не являются конечной целью информационного процесса. Чаще всего первичные данные привлекаются для решения какой-либо проблемы, затем они преобразуются шаг за шагом в соответствии с алгоритмом решения задачи до получения

    выходных данных, которые после анализа пользователем предоставляют необходимую информацию.

    1.5 Роль информации в современном обществе

    Человечество, со дня своего выделения из животного мира, значительную часть своего времени и внимания уделяло информационным процессам.

    В наше время пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта.

    Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.

    В настоящее время круг людей, занимающихся обработкой информации, вырос до небывалых размеров, а скорость обмена стала просто фантастической, компьютеры применяются практически во всех областях жизни людей. На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информационные ресурсы -- это отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах. Иными словами, информационные ресурсы -- это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Информационные ресурсы страны, региона, организации все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

    Развитие мировых информационных ресурсов позволило превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность, сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг, повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

    В современном мире роль информации, средств ее обработки, передачи и накопления неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

    Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности общества.

    Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

    Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

    Новые условия для мирового человечества в особенной форме проявляются в России. Современная Россия еще не является информационным обществом. Прежде всего, потому, что часть информации недоступна широкому кругу пользователей или заменена дезинформацией. Однако информатизация отдельных сегментов социальной жизни, отдельных сфер политики и экономики рано или поздно создаст условия для появления подлинной социальной ткани нового типа, из которой способно вырасти информационное общество. Постиндустриальные тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями российской цивилизации.

    Информационное общество нередко называют массовым обществом и обществом потребления. Это связано с такими процессами информатизации как развитие сферы массовых коммуникаций. Глобальные и локальные компьютерные сети, средства сотовой связи, система телевидения и радиовещания, являясь компонентами информационной структуры общества, обеспечивают вместе с этим и коммуникацию между людьми. Массовая коммуникация - одно из важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии всяких технологий, информационных технологий в частности как внутри каждой страны, так и между странами. Зачастую процессам информатизации придается негативный оттенок, который присущ обществу потребления. Многие представители общественной и научной мысли видят в информатизации губительные для духовной сферы общества процессы и ассоциируют информационную цивилизацию с антиподом культуры и духовности.

    В области теоретического понимания происходящих процессов также до сих пор нет единого мнения относительно путей развития информационного общества, приоритетности того или иного его направления, ясности и четкости формулировок и понятий, выражающих происходящее в информационной сфере. Поэтому теоретическое исследование как концептуальных, так и практических (реальных) предпосылок понимания текущих информационных процессов остается актуальным.

    информация общество ресурс мировой

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной работе было дано определение понятию информации, были рассмотрены ее виды, приведены основные свойства информации. Дано понятие количества информации. Рассмотрены основные виды информационных процессов. Описана роль и место информации в современном обществе. Цели работы выполнены.

    Подводя итог, хочется отметить, что на наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информация начинает играть главенствующую роль не только в традиционных для нее областях, но и в абсолютно новых. Общество переходит в новую информационную эпоху.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие и сущность информации. Развитие представлений об информации. Понятие и сущность информационного общества. Причины и последствия информационных революций. Возникновение и основные этапы развития информационного общества.

      курсовая работа , добавлен 15.05.2007

      Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

      реферат , добавлен 12.10.2010

      Роль информации в развитии общества. Почему появление письменности дало толчок развитию науки и культуры. Как связаны развитие технологий и информационное развитие общества. Какие новые информационные возможности открыли перед обществом средства связи.

      презентация , добавлен 27.09.2017

      Понятие теории постиндустриального общества, концепции и варианты вероятных развитий событий. Какие перспективы нам открывает это постиндустриальное общество, или "третья волна" Элвина Тоффлера. Проблемы увеличения давления информации на человека.

      реферат , добавлен 30.06.2011

      Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества. Виды социальной информации. Статистическая информация Госкомстата России. Информация, собираемая с помощью массовых опросов.

      курсовая работа , добавлен 10.01.2011

      Возрастание объема информации. Представление об информационном обществе и его опасностях. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования. Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.

      реферат , добавлен 19.05.2011

      Изучение роли средств массовой информации в современном обществе. Описание механизмов формирования общественного мнения. Исследование возможностей манипулирования общественным мнением СМИ в современном обществе на примере образовательного учреждения.

      курсовая работа , добавлен 16.04.2014

      Теоретические основы изучения методов сбора PR-информации. Основной обзор методов сбора и анализа PR-информации. Качественный анализ PR-информации – предварительный этап количественного исследования. Развитие образовательной деятельности в России.

      курсовая работа , добавлен 18.06.2012

      Единое социологическое знание науки об обществе. Поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. Комплексный характер методов сбора социологической информации.

      презентация , добавлен 19.10.2015

      Социальная система человеческого общества. Взаимодействие информации и общества. Изменение социальных регуляторов. Прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий. Основные этапы становления и модели информационного общества.