Кодировка unicode. Что такое Unicode

Стандарт предложен в 1991 году некоммерческой организацией «Консорциум Юникода» (англ. Unicode Consortium, Unicode Inc.). Применение этого стандарта позволяет закодировать очень большое число символов из разных письменностей: в документах Unicode могут соседствовать китайские иероглифы, математические символы, буквы греческого алфавита, латиницы и кириллицы, при этом становится ненужным переключение кодовых страниц.

Стандарт состоит из двух основных разделов: универсальный набор символов (англ. UCS, universal character set) и семейство кодировок (англ. UTF, Unicode transformation format). Универсальный набор символов задаёт однозначное соответствие символов кодам - элементам кодового пространства, представляющим неотрицательные целые числа. Семейство кодировок определяет машинное представление последовательности кодов UCS.

Стандарт Unicode был разработан с целью создания единой кодировки символов всех современных и многих древних письменных языков. Каждый символ в этом стандарте кодируется 16 битами, что позволяет ему охватить несравненно большее количество символов, чем принятые ранее 8-битовые кодировки. Еще одним важным отличием Unicode от других систем кодировки является то, что он не только приписывает каждому символу уникальный код, но и определяет различные характеристики этого символа, например:

Тип символа (прописная буква, строчная буква, цифра, знак препинания и т.д.);

Атрибуты символа (отображение слева направо или справа налево, пробел, разрыв строки и т.д.);

Соответствующая прописная или строчная буква (для строчных и прописных букв соответственно);

Соответствующее числовое значение (для цифровых символов).

Весь диапазон кодов от 0 до FFFF разбит на несколько стандартных подмножеств, каждое из которых соответствует либо алфавиту какого-то языка, либо группе специальных символов, сходных по своим функциям. На приведенной ниже схеме содержится общий перечень подмножеств Unicode 3.0 (рисунок 2).

Рисунок 2

Стандарт Unicode является основой для хранения и текста во многих современных компьютерных системах. Однако, он не совместим с большинством Интернет-протоколов, поскольку его коды могут содержать любые байтовые значения, а протоколы обычно используют байты 00 - 1F и FE - FF в качестве служебных. Для достижения совместимости были разработаны несколько форматов преобразования Unicode (UTFs, Unicode Transformation Formats), из которых на сегодня наиболее распространенным является UTF-8. Этот формат определяет следующие правила преобразования каждого кода Unicode в набор байтов (от одного до трех), пригодных для транспортировки Интернет-протоколами.


Здесь x,y,z обозначают биты исходного кода, которые должны извлекаться, начиная с младшего, и заноситься в байты результата справа налево, пока не будут заполнены все указанные позиции.

Дальнейшее развитие стандарта Unicode связано с добавлением новых языковых плоскостей, т.е. символов в диапазонах 10000 - 1FFFF, 20000 - 2FFFF и т.д., куда предполагается включать кодировку для письменностей мертвых языков, не попавших в таблицу, приведенную выше. Для кодирования этих дополнительных символов был разработан новый формат UTF-16.

Таким образом, существует 4 основных способа кодировки байтами в формате Unicode:

UTF-8: 128 символов кодируются одним байтом (формат ASCII), 1920 символов кодируются 2-мя байтами ((Roman, Greek, Cyrillic, Coptic, Armenian, Hebrew, Arabic символы), 63488 символов кодируются 3-мя байтами (Китайский, японский и др.) Оставшиеся 2 147 418 112 символы (еще не использованы) могут быть закодированы 4, 5 или 6-ю байтами.

UCS-2: Каждый символ представлен 2-мя байтами. Данная кодировка включает лишь первые 65 535 символов из формата Unicode.

UTF-16:Является расширением UCS-2, включает 1 114 112 символов формата Unicode. Первые 65 535 символов представлены 2-мя байтами, остальные - 4-мя байтами.

USC-4: Каждый символ кодируется 4-мя байтами.

Уникод или Юникод (от англ. слова Unicode ) является стандартом кодирования знаков-символов. Он даёт возможность быть представленными в кодировке почти всем письменным языкам.

В конце 1980-х роль стандарта закрепилась за 8-битными символами. 8-битные кодировки были представлены разными модификациями, число которых постоянно росло. Главным образом, это было результатом активного расширения спектра используемых языков. Имело место и стремление разработчиков придумать кодировку, претендующую хотя бы на частичную универсальность.

В итоге возникла необходимость заниматься решением нескольких проблем:

  • проблемы индикации документов в некорректной кодировке. Решить её было можно, либо последовательно внедряя методы указания применяемой кодировки, либо вводя единую кодировку для всех;
  • проблемы ограниченности пакета символов, решаемую либо путём переключения шрифтов в документе, либо внедряя расширенную кодировку;
  • проблемы трансформирования кодировки из одной в другую, которую представлялось возможным решить либо используя промежуточное преобразование (третья кодировка), включающую символы разных кодировок, либо составляя таблицы перекодировки для каждых двух кодировок;
  • проблемы дублирования отдельных шрифтов. Традиционно каждая кодировка предполагала наличие своего шрифта, даже когда кодировки полностью или частично совпадали в наборе символов. В какой-то мере проблема решалась с помощью «больших» шрифтов, из которых затем выбирались символы, нужные для конкретной кодировки. Но для того, чтобы определить степень соответствия, требовалось создать единый реестр символов.

Таким образом, на повестке дня встал вопрос о необходимости создания «широкой» единой кодировки. Используемые в Юго-восточной Азии кодировки с меняющейся длиной символа выглядели чересчур сложными в применении. Поэтому упор был сделан на использование символа, имеющего фиксированную ширину. 32-битные символы казались слишком громоздкими и победу в итоге одержали 16-битные.

Стандарт в 1991 году предложила интернет-сообществу некоммерческая организация «Консорциум Юникода» . Его использование даёт возможность закодировать большое количество символов разных видов письменности. В Unicode-документах не тесно в плотном соседстве ни китайским иероглифам, ни математическим символам, ни кириллице, ни латинице. При этом кодовые страницы в процессе работы не требуют никаких переключений.

Состоит стандарт из двух главных разделов: универсального набора символов (англ. UCS) и семейства кодировок (в английской интерпретации - UTF). Универсальным набором символов задаётся однозначная пропорциональность кодам символов. Коды в этом случае представляют собой элементы кодовой сферы, являющиеся неотрицательными целыми числами. Функция семейства кодировок - определение машинного представления последовательности UCS-кодов.

В Юникод-стандарте коды градированы по нескольким областям. Ареал с кодами, начиная с U+0000 и заканчивая U+007F, - включает символы комплекта ASCII с необходимыми кодами. Дальше находятся области символов разных письменностей, символов технических, знаков пунктуации. Отдельную партию кодов хранят в резерве для будущего применения. Под кириллицу определены следующие области символов с кодами: U+0400 - U+052F, U+2DE0 - U+2DFF, U+A640 - U+A69F.

Значение данной кодировки в веб-пространстве неумолимо растёт. Доля сайтов, применяющих Юникод, составляла в начале 2010 года почти 50 процентов.

Данная кодировка решает пользовательские проблемы (см. выше), но создает новые, технические проблемы: как пересылать символы в формате Unicode, используя 1 байт. 8-битные единицы являются наименьшими передаваемыми единицами в большинстве компьютеров, а также являющимися минимальными единицами, используемыми при сетевых соединениях на основе протокола TCP/IP. Использование 1-го байта для представления 1-го символа стало эпизодом истории (факт появления такой кодировки обусловлен тем, что компьютеры зародились в Европе и США, где долгое время обходились 96 символами).

Существует 4 основных способа кодировки байтами в формате Unicode:

UTF-8: 128 символов кодируются одним байтом (формат ASCII), 1920 символов кодируются 2-мя байтами ((Roman, Greek, Cyrillic, Coptic, Armenian, Hebrew, Arabic символы), 63488 символов кодируются 3-мя байтами (Китайский, японский и др.) Оставшиеся 2 147 418 112 символы (еще не использованы) могут быть закодированы 4, 5 или 6-ю байтами.

UCS-2: Каждый символ представлен 2-мя байтами. Данная кодировка включает лишь первые 65 535 символов из формата Unicode.

UTF-16: Является расширением UCS-2, включает 1 114 112 символов формата Unicode. Первые 65 535 символов представлены 2-мя байтами, остальные - 4-мя байтами.

USC-4: Каждый символ кодируется 4-мя байтами.

Получается, что 8 бит используются для кодирования европейских языков, а для китайского, японского и корейского языков много больше. Это может повлиять на объем занимаемого дискового пространства и на скорость передачи по сети. Для основных кодировок картина следующая (К (%) - увеличение дискового пространства и снижение скорости передачи по сети):

UTF-8: никаких изменений для американской ASCII, незначительное ухудшение (К = несколько %) для ISO-8859-1, К=50% для китайского, японского, корейского и К=100% для греческого и кириллицы.

UCS-2 и UTF-16: никаких изменений для китайского, японского, корейского; К=100% для американской ASCII, ISO-8859-1, греческого и кириллицы.

UCS-4: К=100% для китайского, японского, корейского; К=300% для американской ASCII, ISO-8859-1, греческого и кириллицы.

В итоге получается, что UTF-8 кодировка занимает меньше дискового пространства и позволяется передавать данные по сети с большей скоростью.

Unicode 3.0

Стандарт Unicode был разработан с целью создания единой кодировки символов всех современных и многих древних письменных языков. Каждый символ в этом стандарте кодируется 16 битами, что позволяет ему охватить несравненно большее количество символов, чем принятые ранее 7- и 8-битовые кодировки. Еще одним важным отличием Unicode от других систем кодировки является то, что он не только приписывает каждому символу уникальный код, но и определяет различные характеристики этого символа, например:

Тип символа (прописная буква, строчная буква, цифра, знак препинания и т.д.);

Атрибуты символа (отображение слева направо или справа налево, пробел, разрыв строки и т.д.);

Соответствующая прописная или строчная буква (для строчных и прописных букв соответственно);

Соответствующее числовое значение (для цифровых символов).

Весь диапазон кодов от 0 до FFFF разбит на несколько стандартных подмножеств, каждое из которых соответствует либо алфавиту какого-то языка, либо группе специальных символов, сходных по своим функциям. На приведенной ниже схеме содержится общий перечень подмножеств Unicode 3.0.

Рис. 6. Кодировка Unicode 3.0.

Формат UTF-8: Стандарт Unicode является основой для хранения и текста во многих современных компьютерных системах. Однако, он не совместим с большинством Интернет-протоколов, поскольку его коды могут содержать любые байтовые значения, а протоколы обычно используют байты 00 - 1F и FE - FF в качестве служебных. Для достижения совместимости были разработаны несколько форматов преобразования Unicode (UTFs, Unicode Transformation Formats), из которых на сегодня наиболее распространенным является UTF-8. Этот формат определяет следующие правила преобразования каждого кода Unicode в набор байтов (от одного до трех), пригодных для транспортировки Интернет-протоколами.

Диапазон Unicode Двоичный код символа Байты UTF-8 (двоичные)

0000 - 007F 00000000 0zzzzzzz 0zzzzzzzz

0080 - 07FF 00000yyy yyzzzzzz 110yyyyy 10zzzzzz

0800 - FFFF xxxxyyyy yyzzzzzz 1110xxxx 10yyyyyy 10zzzzzz

Здесь x,y,z обозначают биты исходного кода, которые должны извлекаться, начиная с младшего, и заноситься в байты результата справа налево, пока не будут заполнены все указанные позиции.

Формат UTF-16: Дальнейшее развитие стандарта Unicode связано с добавлением новых языковых плоскостей, т.е. символов в диапазонах 10000 - 1FFFF, 20000 - 2FFFF и т.д., куда предполагается включать кодировку для письменностей мертвых языков, не попавших в таблицу, приведенную выше. Для кодирования этих дополнительных символов был разработан новый формат UTF-16. Для базовой языковой плоскости, т.е. для символов с кодами от 0000 до FFFF, он совпадает с Unicode.

КОИ-8

КОИ-8 (код обмена информацией, 8 битов), KOI8 - восьмибитовая ASCII-совместимая кодовая страница, разработанная для кодирования букв кириллических алфавитов.

Существует также семибитовая версия кодировки, не полностью совместимая с ASCII - КОИ-7. КОИ-7 и КОИ-8 описаны в ГОСТ 19768-74 (сейчас недействителен).

Разработчики КОИ-8 поместили символы русского алфавита в верхней части кодовой таблицы таким образом, что позиции кириллических символов соответствуют их фонетическим аналогам в английском алфавите в нижней части таблицы. Это означает, что если в тексте, написанном в КОИ-8, убирать восьмой бит каждого символа, то получается «читабельный» текст, хотя он и написан латинскими символами. Например, слова «Русский Текст» превратились бы в «rUSSKIJ tEKST». Как побочное следствие, символы кириллицы оказались расположены не в алфавитном порядке.

Существует несколько вариантов кодировки КОИ-8 для различных кириллических алфавитов. Русский алфавит описывается в кодировке KOI8-R, украинский - в KOI8-U.

KOI8-R стал фактически стандартом для русской кириллицы в юникс-подобных операционных системах и электронной почте.

В Microsoft Windows KOI8-R присвоен код страницы 20866, KOI8-U - 21866.

Нижняя часть таблицы кодировки (латиница) полностью соответствует кодировке ASCII.

В приведённых таблицах числа под буквами обозначают шестнадцатеричный код буквы в Юникоде.

Рис. 7. КОИ8-R

Рис. 8. КОИ8-U

Задания:

1. Преобразуйте в десятичный вид целые числа:

2. Преобразуйте в десятичный вид вещественные числа:

1 00011100 10100000000000000000000

0 00001101 11001000000000000000000

101 110 99 111 100 105 110 103

234 238 228 232 240 238 226 234 224

203 207 196 201 210 207 215 203 193

5. Записать дату своего рождения (число, месяц, год) в виде короткого целого, длинного целого, упакованного десятичного числа. Записать соответствующие отрицательные числа. Проверить правильность записи.

6. Записать дату своего рождения в виде вещественного числа одинарной точности, двойной точности, расширенной точности. В качестве целой части числа взять год рождения, в качестве дробной – долю года, прошедшую до числа и месяца рождения. Записать соответствующие отрицательные числа.

7. Записать свою фамилию, имя, отчество в кодировке ASCII и КОИ8-R.


| | | 4 | | | | | |

Юникод (по-английски Unicode) - это стандарт кодирования символов. Проще говоря, это таблица соответствия текстовых знаков ( , букв, элементов пунктуации ) двоичным кодам. Компьютер понимает только последовательность нулей и единиц. Чтобы он знал, что именно должен отобразить на экране, необходимо присвоить каждому символу свой уникальный номер. В восьмидесятых, знаки кодировали одним байтом, то есть восемью битами (каждый бит это 0 или 1). Таким образом получалось, что одна таблица (она же кодировка или набор) может вместить только 256 знаков. Этого может не хватить даже для одного языка. Поэтому, появилось много разных кодировок, путаница с которыми часто приводила к тому, что на экране вместо читаемого текста появлялись какие-то странные кракозябры. Требовался единый стандарт, которым и стал Юникод. Самая используемая кодировка - UTF-8 (Unicode Transformation Format) для изображения символа задействует от 1 до 4 байт.

Символы

Символы в таблицах Юникода пронумерованы шестнадцатеричными числами. Например, кириллическая заглавная буква М обозначена U+041C. Это значит, что она стоит на пересечении строки 041 и столбца С. Её можно просто скопировать и потом вставить куда-либо. Чтобы не рыться в многокилометровом списке следует воспользоваться поиском. Зайдя на страницу символа, вы увидите его номер в Юникоде и способ начертания в разных шрифтах. В строку поиска можно вбить и сам знак, даже если вместо него отрисовывается квадратик, хотя бы для того, чтобы узнать, что это было. Ещё, на этом сайте есть специальные (и - случайные) наборы однотипных значков, собранные из разных разделов, для удобства их использования.

Стандарт Юникод - международный. Он включает знаки почти всех письменностей мира. В том числе и тех, которые уже не применяются. Египетские иероглифы, германские руны, письменность майя, клинопись и алфавиты древних государств. Представлены и обозначения мер и весов, нотных грамот, математических понятий.

Сам консорциум Юникода не изобретает новых символов. В таблицы добавляются те значки, которые находят своё применение в обществе. Например, знак рубля активно использовался в течении шести лет прежде чем был добавлен в Юникод. Пиктограммы эмодзи (смайлики) тоже сначала получили широкое применение в Япониии прежде чем были включены в кодировку. А вот товарные знаки, и логотипы компаний не добавляются принципиально. Даже такие распространённые как яблоко Apple или флаг Windows. На сегодняшний день, в версии 8.0 закодировано около 120 тысяч символов.

Юникод - это очень большой и сложный мир, ведь стандарт позволяет ни много ни мало представлять и работать в компьютере со всеми основными письменностями мира. Некоторые системы письма существуют уже более тысячи лет, причём многие из них развивались почти независимо друг от друга в разных уголках мира. Люди так много всего придумали и оно зачастую настолько непохоже друг на друга, что объединить всё это в единый стандарт было крайне непростой и амбициозной задачей.

Чтобы по-настоящему разобраться с Юникодом нужно хотя бы поверхностно представлять себе особенности всех письменностей, с которыми позволяет работать стандарт. Но так ли это нужно каждому разработчику? Мы скажем, что нет. Для использования Юникода в большинстве повседневных задач, достаточно владеть разумным минимумом сведений, а дальше углубляться в стандарт по мере необходимости.

В статье мы расскажем об основных принципах Юникода и осветим те важные практические вопросы, с которыми разработчики непременно столкнутся в своей повседневной работе.

Зачем понадобился Юникод?

До появления Юникода, почти повсеместно использовались однобайтные кодировки, в которых граница между самими символами, их представлением в памяти компьютера и отображением на экране была довольно условной. Если вы работали с тем или иным национальным языком, то в вашей системе были установлены соответствующие шрифты-кодировки, которые позволяли отрисовывать байты с диска на экране таким образом, чтобы они представляли смысл для пользователя.

Если вы распечатывали на принтере текстовый файл и на бумажной странице видели набор непонятных кракозябр, это означало, что в печатающее устройство не загружены соответствующие шрифты и оно интерпретирует байты не так, как вам бы этого хотелось.

У такого подхода в целом и однобайтовых кодировок в частности был ряд существенных недостатков:

  1. Можно было одновременно работать лишь с 256 символами, причём первые 128 были зарезервированы под латинские и управляющие символы, а во второй половине кроме символов национального алфавита нужно было найти место для символов псевдографики (╔ ╗).
  2. Шрифты были привязаны к конкретной кодировке.
  3. Каждая кодировка представляла свой набор символов и конвертация из одной в другую была возможна только с частичными потерями, когда отсутствующие символы заменялись на графически похожие.
  4. Перенос файлов между устройствами под управлением разных операционных систем был затруднителен. Нужно было либо иметь программу-конвертер, либо таскать вместе с файлом дополнительные шрифты. Существование Интернета каким мы его знаем было невозможным.
  5. В мире существуют неалфавитные системы письма (иероглифическая письменность), которые в однобайтной кодировке непредставимы в принципе.

Основные принципы Юникода

Все мы прекрасно понимаем, что компьютер ни о каких идеальных сущностях знать не знает, а оперирует битами и байтами. Но компьютерные системы пока создают люди, а не машины, и для нас с вами иногда бывает удобнее оперировать умозрительными концепциями, а затем уже переходить от абстрактного к конкретному.

Важно! Одном из центральных принципов в философии Юникода является чёткое разграничение между символами, их представлением в компьютере и их отображением на устройстве вывода.

Вводится понятие абстрактного юникод-символа, существующего исключительно в виде умозрительной концепции и договорённости между людьми, закреплённой стандартом. Каждому юникод-символу поставлено в соответствие неотрицательное целое число, именуемое его кодовой позицией (code point).

Так, например, юникод-символ U+041F - это заглавная кириллическая буква П. Существует несколько возможностей представления данного символа в памяти компьютера, ровно как и несколько тысяч способов отображения его на экране монитора. Но при этом П, оно и в Африке будет П или U+041F.

Это хорошо нам знакомая инкапсуляция или отделение интерфейса от реализации - концепция, отлично зарекомендовавшая себя в программировании.

Получается, что руководствуясь стандартом, любой текст можно закодировать в виде последовательности юникод-символов

Привет U+041F U+0440 U+0438 U+0432 U+0435 U+0442

записать на листочке, упаковать в конверт и переслать в любой конец Земли. Если там знают о существовании Юникода, то текст будет воспринят ими ровно так же, как и нами с вами. У них не будет ни малейших сомнений, что предпоследний символ - это именно кириллическая строчная е (U+0435), а не скажем латинская маленькая e (U+0065). Обратите внимание, что мы ни слова не сказали о байтовом представлении.

Кодовое пространство Юникода

Кодовое пространство Юникода состоит из 1 114 112 кодовых позиций в диапазоне от 0 до 10FFFF. Из них к девятой версии стандарта значения присвоены лишь 128 237. Часть пространства зарезервирована для частного использования и консорциум Юникода обещает никогда не присваивать значения позициям из этих специальный областей.

Ради удобства всё пространство поделено на 17 плоскостей (сейчас задействовано шесть их них). До недавнего времени было принято говорить, что скорее всего вам придётся столкнуться только с базовой многоязыковой плоскостью (Basic Multilingual Plane, BMP), включающей в себя юникод-символы от U+0000 до U+FFFF. (Забегая немного вперёд: символы из BMP представляются в UTF-16 двумя байтами, а не четырьмя). В 2016 году этот тезис уже вызывает сомнения. Так, например, популярные символы Эмодзи вполне могут встретиться в пользовательском сообщении и нужно уметь их корректно обрабатывать.

Кодировки

Если мы хотим переслать текст через Интернет, то нам потребуется закодировать последовательность юникод-символов в виде последовательности байтов.

Стандарт Юникода включает в себя описание ряда юникод-кодировок, например UTF-8 и UTF-16BE/UTF-16LE, которые позволяют кодировать всё пространство кодовых позиций. Конвертация между этими кодировками может свободно осуществляться без потерь информации.

Также никто не отменял однобайтные кодировки, но они позволяют закодировать свой индивидуальный и очень узкий кусочек юникод-спектра - 256 или менее кодовых позиций. Для таких кодировок существуют и доступны всем желающим таблицы, где каждому значению единственного байта сопоставлен юникод-символ (см. например CP1251.TXT). Несмотря на ограничения, однобайтные кодировки оказываются весьма практичными, если речь идёт о работе с большим массивом моноязыковой текстовой информации.

Из юникод-кодировок самой распространённой в Интернете является UTF-8 (она завоевала пальму первенства в 2008 году), главным образом благодаря её экономичности и прозрачной совместимости с семибитной ASCII. Латинские и служебные символы, основные знаки препинания и цифры - т.е. все символы семибитной ASCII - кодируются в UTF-8 одним байтом, тем же, что и в ASCII. Символы многих основных письменностей, не считая некоторых более редких иероглифических знаков, представлены в ней двумя или тремя байтами. Самая большая из определённых стандартом кодовых позиций - 10FFFF - кодируется четырьмя байтами.

Обратите внимание, что UTF-8 - это кодировка с переменной длиной кода. Каждый юникод-символ в ней представляется последовательностью кодовых квантов с минимальной длиной в один квант. Число 8 означает битовую длину кодового кванта (code unit) - 8 бит. Для семейства кодировок UTF-16 размер кодового кванта составляет, соответственно, 16 бит. Для UTF-32 - 32 бита.

Если вы пересылаете по сети HTML-страницу с кириллическим текстом, то UTF-8 может дать весьма ощутимый выигрыш, т.к. вся разметка, а также JavaScript и CSS блоки будут эффективно кодироваться одним байтом. К примеру главная страница Хабра в UTF-8 занимает 139Кб, а в UTF-16 уже 256Кб. Для сравнения, если использовать win-1251 с потерей возможности сохранять некоторые символы, то размер сократится всего на 11Кб.

Для хранения строковой информации в приложениях часто используются 16-битные юникод-кодировки в силу их простоты, а так же того факта, что символы основных мировых систем письма кодируются одним шестнадцатибитовым квантом. Так, например, Java для внутреннего представления строк успешно применяет UTF-16. Операционная система Windows внутри себя также использует UTF-16.

В любом случае, пока мы остаёмся в пространстве Юникода, не так уж и важно, как хранится строковая информация в рамках отдельного приложения. Если внутренний формат хранения позволяет корректно кодировать все миллион с лишним кодовых позиций и на границе приложения, например при чтении из файла или копировании в буфер обмена, не происходит потерь информации, то всё хорошо.

Для корректной интерпретации текста, прочитанного с диска или из сетевого сокета, необходимо сначала определить его кодировку. Это делается либо с использованием метаинформации, предоставленной пользователем, записанной в тексте или рядом с ним, либо определяется эвристически.

В сухом остатке

Информации много и имеет смысл привести краткую выжимку всего, что было написано выше:

  • Юникод постулирует чёткое разграничение между символами, их представлением в компьютере и их отображением на устройстве вывода.
  • Кодовое пространство Юникода состоит из 1 114 112 кодовых позиций в диапазоне от 0 до 10FFFF.
  • Базовая многоязыковая плоскость включает в себя юникод-символы от U+0000 до U+FFFF, которые кодируются в UTF-16 двумя байтами.
  • Любая юникод-кодировка позволяет закодировать всё пространство кодовых позиций Юникода и конвертация между различными такими кодировками осуществляется без потерь информации.
  • Однобайтные кодировки позволяют закодировать лишь небольшую часть юникод-спектра, но могут оказаться полезными при работе с большим объёмом моноязыковой информации.
  • Кодировки UTF-8 и UTF-16 обладают переменной длиной кода. В UTF-8 каждый юникод-символ может быть закодирован одним, двумя, тремя или четырьмя байтами. В UTF-16 - двумя или четырьмя байтами.
  • Внутренний формат хранения текстовой информации в рамках отдельного приложения может быть произвольным при условии корректной работы со всем пространством кодовых позиций Юникода и отсутствии потерь при трансграничной передаче данных.

Краткое замечание про кодирование

С термином кодирование может произойти некоторая путаница. В рамках Юникода кодирование происходит дважды. Первый раз кодируется набор символов Юникода (character set), в том смысле, что каждому юникод-символу ставится с соответствие кодовая позиция. В рамках этого процесса набор символов Юникода превращается в кодированный набор символов (coded character set). Второй раз последовательность юникод-символов преобразуется в строку байтов и этот процесс также называется кодирование.

В англоязычной терминологии существуют два разных глагола to code и to encode, но даже носители языка зачастую в них путаются. К тому же термин набор символов (character set или charset) используется в качестве синонима к термину кодированный набор символов (coded character set).

Всё это мы говорим к тому, что имеет смысл обращать внимание на контекст и различать ситуации, когда речь идёт о кодовой позиции абстрактного юникод-символа и когда речь идёт о его байтовом представлении.

В заключение

В Юникоде так много различных аспектов, что осветить всё в рамках одной статьи невозможно. Да и ненужно. Приведённой выше информации вполне достаточно, чтобы не путаться в основных принципах и работать с текстом в большинстве повседневных задач (читай: не выходя за рамки BMP). В следующих статьях мы расскажем о нормализации, дадим более полный исторический обзор развития кодировок, побеседуем о проблемах русскоязычной юникод-терминологии, а также сделаем материал о практических аспектах использования UTF-8 и UTF-16.