Очистка записи звука от шумов. Как удалить шум на аудио? Простые способы

Всем привет! Я вам сегодня хочу показать, как очень легко и просто убрать шум из аудио. Потому что любой, даже очень качественный микрофон может писать шум, если он есть.

Это ни в коем случае не профессиональная обработка аудио, это просто любительское удаление шума, которое даёт хорошие результаты. Я использую эту схему уже несколько лет и меня всё устраивает.

Но здесь ещё одна оговорка, смотря какие шумы вы собираетесь убирать. Если это жёсткий какой-то гул, шипение, клацанье, помехи и так далее, то вряд ли мой способ вам поможет. Тут лучше позаботиться о помещении, в котором вы записываете звук и возможно о замене микрофона. Я покажу как удалять несильные шумы.

Я звук записываю в программе и в ней же убираю шумы. Поэтому покажу всё на примере этой программы.

Первым делом мы записываем звук. Для этого на вкладке Запись , есть кнопка Запись .

В принципе если аудио у вас уже есть, вы его записали ранее в какой-то другой программе, то его легко можно открыть в AVS Audio Editor. Просто перетаскиваем аудиофайл в эту программу.

Сейчас нам нужно указать программе образец шума. Для этого нажимаем кнопку Получить профиль шума .

На своей аудиодорожке указываем программе 2-3 секунды шума. То есть выделяем область, на которой есть шум, но нет нашего разговора.

Выделили и нажимаем ОК .

Профиль шума загружен. Здесь есть ещё возможность выполнить некоторые настройки, но я обычно оставляю всё по умолчанию. Я ранее уже сказал, что это просто любительское удаление шума, поэтому здесь просто нажимаем ОК .

Но вы в свою очередь имейте в виду, что там есть Параметры удаления . При необходимости экспериментируйте с этими ползунками.

Через несколько секунд шумы будут удалены.

Остаётся проверить, что получилось.

Если всё окей, то жмём по аудио правой кнопкой и выбираем Сохранить как .

Подбираем подходящие настройки (если оригинал аудио был WAV, то его и выбираем ) и сохраняем копию уже обработанного файла.

Как успешно удалить шум?

В следующий раз, когда будете записывать звук, не забудьте записать шум. В начале записи помолчите несколько секунд, дайте микрофону записать возможный шум. Потом, при удалении шума, будет проще. Потому, как в начале аудио у нас уже будет тишина, с которого мы возьмём образец шума.

Проверка аудио

И напоследок, хочу вам сказать, чтобы вы при удалении шума использовали наушники. Когда уберёте из аудио шум, то перед сохранением дорожки, проверьте её именно в наушниках. Потому что именно в наушниках вы убедитесь, что со звуком нет проблем.

У меня однажды такое было, что я образец выбрал немного неправильно и аудио получилось с какими-то артефактами. Я проверял не в наушниках и сохранил как есть. Потом только на монтаже обнаружил косяки, но было уже поздно. У меня исходников не осталось. Пришлось аудио записывать заново! А всего то нужно было отменить изменения через Ctr+Z и указать другой образец шума!

Вот такие дела. На этом всё, спасибо за внимание. Всем пока!

Одна из наиболее частых проблем, возникающих при работе с аудиофайлами – это устранение различных шумов и помех. В большинстве случаев они появляются в процессе записи с микрофона, но улавливаются, как правило, уже по мере прослушивания. Это может быть следствием плохо настроенной аппаратуры. Чтобы очистить трек от нежелательных звуковых дефектов, необходимо воспользоваться качественной . Аудио редактор АудиоМАСТЕР от AMS Software – это наиболее оптимальное решение в данной ситуации.

Итак, сегодня речь пойдет о том, как убрать шумы с аудиозаписи с помощью программы АудиоМАСТЕР. Алгоритм действий прост: выполняйте указания инструкции ниже и вы без труда научитесь обрабатывать аудио.

ШАГ 1. УСТАНОВКА ПРОГРАММЫ

Перед началом работы нужно АудиоМАСТЕР себе на компьютер, а затем установить ее. Размер дистрибутива составляет 50 Мб. Помните, что скорость загрузки будет зависеть от скорости вашего интернет-подключения. По окончании скачивания, запустите Мастер Установки двойным щелчком мыши. Обязательно перенесите значок программы на рабочий стол, чтобы доступ к ней был легче.

ШАГ 2. ДОБАВЛЕНИЕ АУДИОЗАПИСИ

Нажмите кнопку «Открыть файл» в главном окне редактора. Это позволит вам загрузить необходимый аудио трек для его редактирования. АудиоМАСТЕР поддерживает самые популярные форматы аудио - MP3, WAV, WMA, OGG, FLAC. Помимо загрузки с ПК, вы можете сохранить музыку с CD, если диск находится в приводе. Через некоторое время музыкальный файл откроется.

ШАГ 3. УСТРАНЕНИЕ ШУМА

Теперь приступим к рассмотрению того, как быстро убрать шумы с аудиозаписи. АудиоМАСТЕР предлагает вам несколько вариантов:

Настройка эквалайзера . Эквалайзер служит для улучшения качества звучания трека путем регулирования его звуковых частот. В панели действий нажмите «Эквалайзер» и выберите пресет «Подавление шума» в столбце слева. Используя вертикальные ползунки, понижайте уровень определенной частоты до тех пор, пока шум не исчезнет. Регулировать процесс можно с помощью кнопки «Прослушать» . Чтобы применить настройки, кликните «Применить» .

Частотный фильтр . Частотный фильтр поможет выделить или удалить звук определенной частоты. Если вы хотите воспользоваться этой функцией, перейдите во вкладку «Частотный фильтр» в панели действий. Появится список доступных для изменения пресетов. В настройках укажите числовое значение выбранной частоты. Результат можно предварительно прослушать и затем применить, нажав на соответствующие кнопки.

ШАГ 4. СОХРАНЕНИЕ ФАЙЛА

Подводя итог работе, разберем два возможных способа сохранения обработанного файла. Первый способ стандартный – вы можете просто сохранить песню любом из предложенных аудио форматов. Для этого нажмите «Файл» > «Сохранить как» в главном меню. Из списка доступных расширений выберите нужное вам. После этого нажмите «Сохранить» . Второй вариант подойдет тем, кто хочет . Кликните в главном меню «Файл» > «Сохранить как рингтон» . В появившемся диалоге Мастер создания рингтона выставите время обрезки и нажмите «Сохранить» .

Совместимость

Программа поддерживает:
Windows 7, XP, Vista, 8, 8.1, 10

Ну, если рассказывать всё и обо всём, тогда рассказывать нужно долго и много, поэтому расскажу только о некоторых самых интересных функциях для очистки записи от шумов.

Предположим, что у нас уже открыт звуковой файл, из которого нужно убрать шипение ленты. Для этого выделяем фрагмент записи, в котором звучит только одно шипение ленты, без полезного сигнала. Это может быть пауза между песнями, или паузы в начале и конце записи. Поэтому не следует спешить с удалением пауз, они очень нам помогут при очистке записи от шумов. Для более точного и аккуратного выделения растягиваем изображение волны по горизонтали так, чтобы можно было увидеть выделяемый фрагмент во весь экран и сделать всё аккуратно, не захватив в выделение ничего лишнего. К сожалению, пока не разобрался, как можно это делать с помощью JAWS, если кто объяснит, буду очень признателен! Для изменения масштаба волны по горизонтали можно использовать колесико мыши или специальные кнопки масштабирования в окне Adobe Audition.

Теперь открываем меню "Effects" (Эффекты), выбираем пункт "Noise reduction" и в появившемся подменю снова пункт "Noise reduction". Откроется окно удаления шумов. В новых версиях Adobe Audition эта опция открывается через какие-то другие меню, но в версии 1.0, которой пользуюсь я, функция удаления шумов открывается именно так.

Несколько слов о настройках, значения которых я бы посоветовал изменить и установить в них другие значения, отличающиеся от установок по умолчанию.

Во-первых, это комбинированный список "FFT". Если значение в этом списке будет очень маленьким, при удалении шумов значительно пострадает и полезный сигнал. Если значение очень большое, обработка записи будет долгой, полезный сигнал не пострадает, но эффективность очистки будет ниже. Я советую устанавливать значение FFT 6000, так как в результате своих экспериментов с очисткой звука выяснил, что для очистки наиболее часто встречающихся шумов, таких как шипение ленты или шум от не слишком качественной звуковой карты, это оптимальный вариант.

Во-вторых, "Точность", по умолчанию там стоит 7, для стерео записи лучше поставить значение 14 или 15, это уже достаточно много, ставить больше, по-моему, нет смысла, так как кроме увеличения времени обработки, это ничего не даёт. И в-третьих, "Затухание спектра". В этой настройке по умолчанию стоит значение, по-моему, 56, я советую поставить там 0, так как чем больше это значение, тем менее эффективно удаление шумов. Исключение можно сделать в тех случаях, когда шипение ленты очень уж сильное, в сравнении с полезным сигналом. Тогда в затухании спектра можно попробовать увеличивать значение, чтобы избавиться от какого-то "металлического" перезвона, который остаётся после удаления такого сильного шума.

Итак, шум, который следует убрать из записи у нас выделен, окно удаления шумов открыто. Нажимаем в этом окне кнопку "Получить из выделения" и, некоторое время ждём. На экране появляется шкала, показывающая процент выполнения процесса. Когда шкала дошла до ста процентов и исчезла, всё готово, мы предоставили программе образец шума, который нужно убрать из всей записи.

В окне удаления шумов есть две кнопки, "Ok" и "Закрыть", Нажимаем "Закрыть", так как нажатие кнопки "Ok" приведёт к запуску процесса очистки, а нам этого пока не нужно. Не стоит также закрывать окно очистки шумов нажатием Alt+F4, щелчком мыши по крестику или нажатием кнопки "Отмена", так как это приведёт к отмене всего, что мы сделали в окне очистки шумов. После того, как окно закрыто, нам нужно выделить тот фрагмент записи, к которому будет применена очистка шумов.

Здесь хочу обратить внимание на то, что все функции Adobe audition применяются только к выделенному фрагменту записи. Если фрагмент не выделен, любая запускаемая операция будет применена только к той части фонограммы, которая в данный момент находится на экране. Поэтому, если мы хотим применить функцию очистки шумов ко всей записи, после закрытия окна очистки от шумов нажимаем комбинацию ctrl+a, чтобы выделить всю звуковую дорожку. После этого уже описанным выше способом открываем окно удаления шумов, нажимаем кнопку "test" и слушаем, наша запись зазвучит уже так, как она будет звучать после обработки. если нас всё устраивает, нажимаем кнопку "Ok" и ждём окончания процесса обработки.

Ещё важный момент: возможно, после первой очистки шум не будет удален полностью. У функции удаления шумов есть одно свойство: чем дальше мы уходим по записи от того места, где взяли образец шума, тем больше начинает проявляться этот самый шум, который мы удаляли. Не знаю, с чем это связано. Или шум со временем немного изменяется и уже не совпадает с полученным образцом, или у функции очистки шумов, чем дальше, тем больше происходит рассогласование с шумом. Поэтому, возможно, чтобы полностью избавиться от шума, вам придётся после обработки ещё раз выделить образец одного шума, в том месте, где он остался, и повторить всю операцию. Функция удаления шумов очень хорошо работает на однородном или циклически повторяющемся шуме. Для удаления же, например, треска грампластинки, я бы очень советовал сперва пользоваться функцией удаления треска и щелчков (Clip pop eliminator), а уже потом, удалять то, что останется с помощью функции удаления шумов.

Специально для удаления шипения в Adobe audition есть функция удаления шипения, но она, похоже, основана на применении каких-то частотных фильтров, при её использовании шипение особо не удаляется, а качество основного сигнала страдает. Поэтому если на фонограмме есть место, из которого можно получить образец одного шума без полезного сигнала, то для удаления шипения лучше пользоваться функцией удаления шумов по образцу, а не функцией удаления шипения. Если вы сделали запись, например, с кассеты или грампластинки, очень советую вырезать из неё по одной песне и обрабатывать каждую композицию в отдельности, а не всю большую запись сразу. Так вы добьётесь лучших результатов.

После того, как удаление шумов закончено, можно удалить все лишние паузы в начале и конце записи, применить ещё какие-то функции, если это нужно, например, иногда бывает очень полезно подправить частотные характеристики записи с помощью эквалайзера. И как завершающий этап обработки записи, можно выполнить нормализацию.

Нормализация

Немного о том, какие виды нормализации бывают и что это вообще такое.

Нормализация - это приведение уровня громкости записи к какому-то определённому значению, например, к максимально допустимому уровню громкости. После выполнения нормализации, во-первых, ваша запись не будет звучать тихо, вы, при желании, сможете включить её на любом компьютере или плеере и использовать все возможности его акустики по части громкости. А во вторых, если вы записали несколько треков и нормализовали их все до одинакового уровня громкости, они все будут звучать одинаково и не получится такого, что одна песня звучит громче, а другая тише.

Первый вариант нормализации - это пиковая нормализация. Принцип её действия такой. Программа анализирует всю запись и находит в ней те места, где громкость достигает максимального значения, а после этого, увеличивает громкость всей записи так, чтобы эти места достигли максимально допустимого значения.

Пиковая нормализация очень хорошо подходит для классической музыки. Но, есть у неё и минус. Например, в нашей музыкальной фонограмме есть, скажем, барабан, который, в какой-то момент долбанул так, что прозвучал на много громче всех остальных инструментов. Естественно, этот звук в записи самый громкий, пиковая нормализация сориентируется на него и увеличит громкость записи так, что этот долбанутый барабан достигнет максимально допустимого значения по громкости. Но все остальные инструменты звучат намного тише, в результате, запись получилась тихая, только этот самый барабан и долбанул один раз достаточно громко. Да, никаких искажений в звук такая нормализация не внесёт, но если попадётся такой барабанщик, получить желаемую громкость записи не получится, но, например, как я уже написал, для классической музыки это хороший вариант, так как он не внесёт никаких других изменений в звук, кроме как, изменение его громкости.

В Adobe audition воспользоваться пиковой нормализацией можно следующим способом: выделяем всю запись нажатием ctrl+a, открываем меню эффекты, выбираем в нём пункт "Amplitude", а в подменю этого пункта "Amplify". В появившемся окне, на вкладке "Constant amplification" есть один или два регулятора громкости, в зависимости от того, какая у нас запись, моно или стерео. Можно перемещать регуляторы в ручную, а можно нажать кнопку "Вычислить". Тогда программа проанализирует запись и сама установит регуляторы на значение, в данном случае необходимое для пиковой нормализации записи.

После этого останется только нажать кнопку "ok". Ещё стоит обратить внимание на галочку "Блок левый правый". Если галочка установлена, при вычислении уровня пиковой нормализации программа сориентируется на самый громкий звук в одном из двух каналов, но установит регуляторы громкости так, что не внесёт изменений в соотношение громкостей левого и правого каналов. Если галочка снята, каждый канал будет нормализован в отдельности.

Второй тип нормализации это. Эмм, прошу прощения, напряжёнка с терминами, забыл, как он называется. Но, суть его в том, что он не просто изменяет громкость, а, видимо, каким-то хитрым образом обрабатывает числовые значения нашей цифровой записи. Суть примерно такая. Играют, например, одновременно, балалайка и скрипка, играют одновременно, но, балалаечник балалаит так громко, что совсем заглушает скрипку. После нашего второго типа нормализации с забытым названием, :-) становится более менее слышно и балалайку, и нашу заглушённую скрипку. Теперь, наш "барабанщик" может барабанить как угодно громко, он уже не сможет заглушить всех остальных.

Лично мне такой способ кажется подходящим для большинства случаев и очень хорош для обработки оцифрованных концертных записей. Например, если кто-то громко крикнул в микрофон, этот крик, после нормализации, уже не покажется слишком резким и значительно более громким, чем все остальные. При этом, такая нормализация совсем не означает, что наружу выдут и все шумы, особенно в паузах. Совсем нет, этот тип нормализации не изменяет уровень громкости в разных местах записи, усиление записи одинаковое, на протяжении всей записи.

Хотя, если на записи есть шум, который раньше заглушался полезным сигналом и не был слышен, возможно, он и займёт более явное место на фоне громкости всех инструментов.

В Adobe audition такой нормализацией можно воспользоваться, выбрав в меню "Эффекты" пункт "Amplitude", а в подменю этого пункта, пункт "Normalize".

Третий тип нормализации, это, так называемое, строгое лимитирование. Действует по принципу АРУ (или АРУЗ), радиолюбители меня поймут. Этот тип нормализации меняет уровень усиления записи в зависимости от громкости исходного варианта в текущий момент. Например, если кто-то громко гавкнул в микрофон, программа понизит громкость в этот момент, а когда кто-то говорит тихо, программа увеличивает громкость, чтобы его было лучше слышно. Использовать такое для музыки, конечно, полное надругательство над фонограммой, а вот в тех случаях, когда говорят несколько человек, один сидит далеко от микрофона, другой - ближе, а третий - совсем рядом, такой способ нормализации может помочь, но, только при условии, что на записи нет шумов и собеседники разговаривают в тишине, иначе это тоже будет надругательством, так как в паузах между словами шум будет безжалостно вылезать на передний план (можно задать уровень входного сигнала, начиная с которого будет действовать этот вид коррекции амплитуды, и тем самым исключить шум из процесса, но тогда может "выпасть" и тихий голос одного из собеседников).

В Adobe Audition строгое лимитирование амплитуды можно применить, открыв меню "Эффекты" выбрав в нём пункт "Amplitude", а в его подменю пункт "Hard limiting". Настройки этой функции сделаны по аналогии с аппаратным устройством. "Уровень входного сигнала", "Скорость поиска" ("скорость нарастания") и "скорость угасания" ("скорость спада").

После того, как всё очищено от шумов, отредактировано, обработано другими эффектами и нормализовано, можно сохранять запись. Единственное, очистку от шумов, особенно, функцию удаления щелчков, нужно применять до выполнения нормализации.

Ну, вот вроде бы всё самое основное об очистке звука и приведении его к нормальному звучанию в Adobe Audition.

Не так давно мне понадобилось убрать шум из звука. Ранее таким я не занимался, поэтому полез в интернет откапывать способ, как это можно сделать с наименьшими потерями. Через 10 минут поисков выяснилось, что все тропинки ведут к Adobe Audition.

После получаса экспериментов выяснил, как лучше всего удалить шум. Сейчас вам представляю достаточно подробную инструкцию, как это сделать. Постараюсь собрать всю найденную информацию воедино, обобщить и написать доступным языком. Сразу оговорюсь, что будет только инструкция, а не описание кучи фильтров к этому монстру (Audition). Инструкция по типу “Есть проблема – вот вам решение”. А Audition по сути Photoshop в мире аудио.

Допустим, вы записали звук на микрофон, фотоаппарат, телефон. Зачастую данные устройства особым качеством не отличаются (в плане записи звука). И всегда будет присутствовать шум – какая-то постоянная составляющая. А если еще и генератор дополнительных шумов присутствует (например, гул кулеров в компьютере)... Вот наша задача в том, чтобы отделить ее от речи или музыки.

Тут есть два варианта:

  • В аудио присутствует запись атмосферы помещения или улицы без полезного сигнала. Т.е. в наличии запись шума без примесей. Например, вы собираетесь записать игру на гитаре вашего друга на компьютерный микрофон. В квартире достаточно тихо, соседей нет, на улице тоже никто не шумит (хм, достаточно идеализированная ситуация, не правда ли), но гадостный компьютер, которому сто лет в обед, да к тому же не чищенный от пыли со дня своего рождения, предательски гремит кулерами на всю ивановскую. Ну тут два варианта: записать изначально секунд 10-20 до того, как друг начнет играть и столько же после окончания. В этом случае у вас будет явно выраженный шум, который впоследствии можно будет отделить. Кстати, профессиональные журналисты по возможности так и делают. И второй вариант – почистить компьютер. Причем второй явно предпочтительнее.
  • В аудио нет отдельной записи шума. Т.е. ваш друг начал играть сразу же после начала записи, а после окончания вы мгновенно вырубили микрофон. Вот это наихудший вариант. Дело в том, что шум представляет совокупность определенных частот. Если есть чистый шум, то можно с уверенностью сказать, что эти частоты – шум, мусор и их можно удалить со всей дорожки. Если же параллельно с шумом идет какой-то полезный сигнал, то выбранные частоты уже не будут исключительно мусором. И, когда вы будете удалять их на всем треке, то потеряется какая-то часть полезного сигнала. А точнее музыка и голос приобретут металлический оттенок. Поэтому такую запись лучше перезаписать. Можно также попытаться найти участок, где полезного сигнала будет минимум, поставить не такие агрессивные настройки при чистке шума и смириться с металлическим отзвуком. А можно просто записать образец шума в отдельный файл, если вы конечно не за 1000 км от этого места

Имеется небольшой оригинальный файл размером в 5 секунд с явно выраженным фоновым шумом. Запись делалась на диктофон смартфона. И этот шум генерируется именно телефоном и при небольшой громкости источника сигнала отчетливо слышен.

Откуда скачать программу, я вам говорить не буду. Думаю, вы и без меня догадаетесь. Напомню, что с официального сайта Adobe можно скачать trial-версию. Пользоваться ею можно в течении 30 дней без ограничений.

Как известно, качество звукозаписи у современных смартфонов, планшетов и ноутбуков оставляет желать лучшего, мягко говоря. Что же делать, если вам нужна качественная аудиозапись, а в вашем распоряжении лишь трек с жужжанием, шипением и бубнёжем? Ответ прост: установить программу Audacity в Ubuntu и применить чудо-фильтр Noise Removal, который сделает всю работу за вас.

Как установить Audacity в Ubuntu

Apt-get install audacity

Как убрать шум

Запустите Audacity, откройте ваш аудиофайл для очистки. Вам потребуется найти в записи несколько секунд тишины. Они нужны для того, чтобы составить шумовой профиль записи. То есть, под тишиной понимается отсутствие внешних звуков (например, пауза между репликами). Именно в эти секунды на записи остается только так называемый белый шум, создаваемый самим звукозаписывающим девайсом и микрофоном. Именно этот белый шум и нужен для того, чтобы фильтр Noise Removal в Audacity мог составить математическую модель и «вычесть» посторонние звуки из основного потока.

Ну так вот, запаситесь несколькими секундами тишины и перейдите в меню Effect. Там найдите фильтр Noise Removal. Появится окно, в котором вам будет предложено создать шумовой профиль. Смело жмите кнопку Get Noise Profile и следуйте инструкциям. Далее можно переходить ко второму шагу очистки. Вам будет предложено настроить несколько параметров шумоподавления. Подбираются они экспериментальным путем. Пробуйте разные значения, нажимайте кнопку Preview, слушайте и ищите оптимальные настройки. Когда результат очистки будет вас устраивать, нажимайте клавишу OK. Готово.

Select rating 1 2 3 4 5