Ребенок 2 месяца боится своих рук. Когда новорожденные перестают бояться своих рук


Девять месяцев в животе у матери ребенок пребывает в состоянии невесомости. Появившись на свет, о своем теле он пока не знает ничего. Неокрепшие мышцы находятся в своеобразном тонусе и не могут пока служить крохе в полной мере. В первые месяцы после рождения движения ребенка неосознанные и хаотичные. Конечности как будто не принадлежат ему, поэтому родители в этот период могут заметить, что новорожденный боится своих рук. Внезапные прикосновения ручками к телу, царапанье пугают ребенка. Он вздрагивает, просыпается и плачет.

Младенцы сначала осознают частью своего тела только рот, поскольку сосательный рефлекс имеется во внутриутробном состоянии и к рождению ребенка уже полностью сформирован. Освоение других частей тела происходит постепенно.

После рождения руки у детей почти все время сжаты в кулачки и расслабляются только во сне. И хотя присутствует безусловный хватательный рефлекс, примерно до 2-3 месяцев ребенок не владеет своими руками. До этого возраста хватательные движения малыша рефлексивны, ребенок хватает то, что прикасается к ладошке или находится вблизи от нее (рефлекс Робинзона). Это и объясняет наличие нескоординированных малышом действий: щипание, хватание, царапанье, которые так пугают ребенка.

Чем помочь крохе?

Днем, когда ребенок бодрствует, то пугается рук не часто, это происходит из-за того, что малыш себя нечаянно царапает и потом плачет от боли. Поэтому необходимо следить, чтобы ноготки были коротко подстрижены, и надевать антицарапки. Удобней, когда они приделаны к рукавам. Отдельные антицарапки многие малыши снимают.

Во время сна внезапные взмахи руками и хватания действительно пугают кроху. Для того чтобы он не бояться своих рук, новорожденного пеленают.


Современные педиатры советуют «свободное» пеленание, которое сохраняет естественное положение конечностей и возможность движения.

«Тугое» пеленание, которое использовали раньше, может тормозить развитие моторных, осязательных и других навыков малыша.

«Свободное» пеленание способствует более быстрому знакомству новорожденного со своими руками. Поэтому пеленать с ручками стоит не дольше первого месяца, а в дальнейшем, месяцев до трех, пеленать только ножки. После 3-х месяцев в пеленании смысла уже нет, так как с этого возраста начинается угасание безусловного хватательного рефлекса и формирование произвольного хватания.

Часто в советах для молодых родителей можно прочитать, что пеленание ребенка тормозит развитие у него осязания. Причем уверяют, что это мнение педиатров и детских психологов и именно психологи советуют не пеленать ребенка. Нам, как специалистам по уходу очень сомнительно, чтобы грамотный психолог не знал физиологию и возрастную психологию ребенка и мог так заблуждаться. Скорее всего, это неправильно интерпретированные рекомендации психолога. Удивление вызывает и постоянное описание пеленания, как процедуры насилия над личностью, эдакого «связывания» ребенка, который так хочет двигаться! Создается впечатление, что ребенок уже бегает, а его все пеленают и пеленают…Такую нелогичную картину могут себе рисовать только люди, которые совершенно не представляют, как выглядит новорожденный, как он себя ведет и зачем ему пеленка, а также когда и у каких народов она применялась.


Еще на 3 месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются координированные движения, и малыш на ощупь может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя таким образом свою кожную чувствительность и развивая осязание. К 32 неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его. Периодические сокращения стенок матки (так называемые сокращения Брекстона-Хиггса) дают ему опыт более сильных телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью воспоминаний о внутриутробном комфорте. На последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка чаще всего перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства - они плотно прижаты к телу и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.

После рождения ребенок оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими. Спецификой новорожденных являются резкие не скоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти специфические движения называют «вскидываниями». Во время «вскидываний» ребенок испытывает чувство паники и ужаса, если его руки и ноги, привыкшие упираться в стенки матки, болтаются в воздухе и не находят никакой опоры. Это очень хорошо видно, если понаблюдать за новорожденным. Он очень пугается при всяком движении своих рук и ног и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки или ножки своей рукой.

После рождения развитие осязания новорожденного происходит за счет накопления и дифференцирования информации, которую он получает извне. Также как и в утробе матери, стимулами для ребенка являются прикосновения ко всей поверхности его тела и, особенно, к его ручкам и ножкам. Стимулами для развития осязания ребенка является абсолютно все, к чему он может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие его осязания. Если конечности младенца оставлены свободными и их движения не ограничены тесными объятиями мамы или пеленки, то он будет «вскидываться», переживая испуг. Сильный испуг и последующая паника являются сильной реакцией, которая заглушает все остальные. Поэтому при наличии ничем не ограниченной свободы и частых «вскидываниях» развитие осязания существенно замедляется.

Таким образом, для того чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, необходимо, чтобы руки и ноги ребенка постоянно натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел «вскинуться» и испугаться.

Что из современных методов содержания и обращения с малышом этому способствует:

Ношение на руках

Когда мама носит малыша на руках или спит с ним вместе, она своими объятиями создает знакомые телесные ощущения. Рядом с матерью и у нее на руках ребенок спокойно спит без пеленки, поскольку, обнимая дитя, она препятствует «вскидываниям». Согретый теплом матери, ребенок не нуждается в большом количестве одежды, и может находиться с обнаженными ручками и ножками. Это позволяет, прикасаясь к различным поверхностям, получать максимум информации в комфортной ситуации.

Именно так обращаются с младенцами многие примитивные народы, до сих пор сохранившие различные приспособления для постоянного ношения ребенка на себе (различные держатели, перевязи, и т.д.). Однако следует учесть, что у этих народов обычно вообще нет никаких устройств, куда бы ребенка помещали отдельно от матери (типа колыбелек, гамачков и др.), поэтому ребенок находится на руках 24 часа в сутки, что вряд ли способны проделать современные родители.

Свободное пеленание


Если ребенок вынужден какое-то время находится без мамы, особенно во время сна, то наилучшим способом уберечь его от «вскидываний» и стимулировать развитие осязания является обычная пеленка. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. В данном случае речь идет не о тугом, а о свободном пеленании, позволяющем ребенку совершать движения руками и ногами.

Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше развивается осязание, потому что ребенок наталкивается ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Кроме этого пеленка обхватывает малыша и стимулирует осязание всей кожи, которая с ней соприкасается. Количество сенсорных стимулов в пеленке ничуть не меньше, чем у мамы на руках, потому что пеленка в разных местах нагревается по-разному, где-то натянута, где-то поддается и т.д. основное ее назначение - создавать иллюзию опоры, но не стеснять естественные движения, ограничивая их только в области плечевых суставов (как это и было в матке). Свободно спеленатый ребенок имеет возможность подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, как он и делал внутриутробно, сосать палец или кулачок, болтать ногами, и др. Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Это происходит примерно к 10-30 дню, и с этого времени малыши перестают будить себя резкими движениями. Однако часть детей сохраняют «вскидывания» до 3-6-ти месячного возраста и нуждаются в более продолжительном пеленании.

В свое время пеленка была придумана и использована у народов, живущих в зонах с умеренным и более холодным климатом, где температурные условия и обилие одежды не позволяло носить ребенка на себе постоянно во время обычной ежедневной работы. Одновременно с наличием пеленки у таких народов обязательно существовали какие-то специальные места, куда откладывали спеленатого ребенка, (типа зыбки, колыбельки, гамачка и др.), повторяющие форму пеленки, которые, как правило, еще можно было покачивать, для создания полной иллюзии того, что ребенок продолжает находиться на руках у взрослого.

Современные родители, часто не знающие, как правильно пеленать свободно, или считающие свободным пеленание «под ручки», совершенно не видят преимуществ в пеленании, потому что не умеют им пользоваться. Неумело, с трудом запеленав, свое «сопротивляющееся» чадо, мама через минуту видит, что оно вытащило руку из пеленки и сосет палец. Вместо того, чтобы оставить все как есть и позволить ребенку наслаждаться преимуществами свободного пеленания, она упорно перепеленывает его, добиваясь, чтобы он не смог вытащить руки. И невдомек ей, бедной, что так и должен делать ребенок, если ему уже больше 7 дней. И конечно, если спеленатого ребенка вместо удобного уютного покачивающегося «гнездышка» кладут на жесткую громадную кровать, он будет протестовать. А родители совершенно справедливый протест ребенка, переносят на свои неудачи в пеленании и воспринимают как протест против пеленки. Так кому же неудобна пеленка, ребенку или его бестолковым родителям?

Что не будет способствовать развитию осязания?

Распашонка с зашитыми ручками

Из множества осязательных стимулов такая распашонка дает только один - ощущение распашонки - всюду одна и та же тряпка, причем форма ее не меняется, она никуда не девается при усилении и ослаблении движений - то есть никакого разнообразия!

Такие распашонки придуманы якобы ради того, чтобы младенец не расцарапал себе лицо при беспорядочных движениях ручками. Однако, если младенец находится у мамы на руках - то он и так ничего себе не расцарапает, даже если будет совсем без распашонки. Если же младенец лежит без мамы, то любое беспорядочное движение ручек будет его пугать, и долго он так не пролежит, движения рук будут будить малыша и его сон будет беспокоен. Следовательно, руки в этом случае лучше запеленать - тогда он точно ничего себе не расцарапает. Когда же малыш перестает бояться своих рук, то он перестает и царапаться… Поэтому необходимость применения таких распашонок сильно преувеличена, и оправдать ее можно только в детской палате медучреждения.

Тугое пеленание
Сейчас даже в семьях, которые соблюдают традиции, среди городских жителей вы вряд ли встретите женщину, умеющую туго пеленать ребенка с использованием свивальника. В деревне тугое свивание ребенка использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей, травмированных во время родов, то есть как своеобразная лечебная процедура. Правильно использовать тугое свивание в современных городских условиях может только специалист, владеющий этим методом, способный оценить уместность и своевременность такой меры и способный научить этому родителей. Но в процессе забывания значения тугого свивания ребенка сложилось впечатление, что всех детей в деревне варварски туго пеленали. Сейчас чаще всего под «тугим» понимают просто более плотное пеленание с выпрямлением рук и ног ребенка. Именно так пеленали детей в российских роддомах и яслях лет 20-30 назад. Конечно, такое пеленание способствует более спокойному поведению во время «вскидываний», но оно же провоцирует более бурные реакции у просыпающегося ребенка. Безусловно, такое обращение никак не стимулирует развитие осязания. Количество сенсорных стимулов здесь минимально, ответных реакций на них еще меньше и советы «грамотных» бабушек «чтобы ножки были ровными» или «чтобы спал спокойнее» не могут служить оправданием для такого насилия. Более того, бездумное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями.

Полное отсутствие пеленания

Если новорожденный ребенок находится без мамы и без пеленки, то количество сенсорных стимулов опять-таки уменьшается. Ребенок беспомощно барахтается в огромном для него пространстве, испытывая панику и ужас, и даже задевая свое тело, не успевает адекватно реагировать, потому что как мы помним, состояние паники это самая мощная реакция, заглушающая все остальные. Раз нет реакций на сенсорные стимулы, не накапливается информация, развитие осязания тормозится! Замечено, что дети, которых содержат совсем без пеленки и оставляют подолгу лежать, размахивая руками и ногами, впоследствии гораздо медленнее приспосабливаются к своим рукам, чем те, кого знакомили с ручками постепенно. Ребенок становится более беспокойным, ему сложнее уснуть, а заснув он легко будит себя руками.

Из-за несовершенства терморегуляции малыша, оставляя его лежать без пеленок, родители вынуждены одевать на него различные костюмчики, штанишки, что опять таки обедняет возможности осязания ребенка, потому что свободными остаются только ладошки, а теплого тела - самого знакомого и развивающего стимула они как раз касаться практически не могут - все спрятано в многочисленных одежках.

Таким образом, для наилучшего развития осязания у новорожденного разумным будет сочетание двух взаимно дополняющих приемов - все время, что ребенок находится на руках у мамы или другого взрослого, он может быть минимально одет, потому что согрет теплом человеческого тела и получает максимум сенсорных стимулов; а когда ребенка откладывают, он должен быть свободно спеленут, и иметь возможность получать те же стимулы под защитой пеленки.

Возраст для прекращения пеленания каждого ребенка различен, одни благополучно прощаются с пеленкой в 3 недели, другие - в 6 месяцев. Критерием продолжительности пеленания может быть наличие или отсутствие «вскидываний». Если ребенок вскидывается - пеленка на время сна ему еще нужна, спит спокойно - необходимости нет.

Ребенок, вовремя расставшийся с пеленкой, обычно имеет уже уверенность и координацию движений, позволяющую по-разному реагировать на различные сенсорные стимулы. Причем кожа ног для него такой же источник информации, что и кожа рук. Главным условием продолжения развития осязания на этом этапе является отсутствие одежды на ногах, другими словами отсутствие штанов и ползунков. Ножки ребенка должны получать информацию об окружающем, также как и руки. Однако для нормального развития важно получать эту информацию всей поверхностью кожи, а не ограничиваться небольшим участком подошвы. Ребенок еще долго сохраняет способность получать информацию всей кожей, поэтому, чем большую поверхность кожи мы закроем, тем больше обедним его возможности воспринимать многочисленные сенсорные стимулы.

Подходящая одежда для малыша такого возраста - кофточка, рубашечка и больше ничего. Для тех мам, которые по-другому не умеют, берегут свою мебель или ковровое покрытие, необходим еще и памперс. Для детей, которых мамы много носят на себе, такая одежда проста и естественна, потому что так ребенок не перегревается и его легко переодевать. Дети оказываются предоставлены сами себе на очень небольшие промежутки времени, за которые не успевают замерзнуть даже зимой и после этого легко восстанавливают свое тепло, прижавшись к телу взрослого. А вот мамы, привыкшие регулярно и надолго откладывать бодрствующих детей, практически приходят к необходимости надевать на них штаны - так, мол, теплее и эстетичнее, да еще и носочки на каждую ножку, а то они мерзнут!

Если родители слишком рано отказываются от пеленания, они быстрее начинают злоупотреблять ползунками и носочками, потому что ребенок еще слишком мал, чтобы все время находится совсем без одежды, он мерзнет. Впоследствии, родители уже настолько привыкают следить «чтобы ножки были теплыми», что ребенок, которого не пеленали, как правило, в возрасте 3 месяцев, оказывается во время бодрствования одет дома гораздо теплее, чем его ранее пеленавшийся сверстник. Сокращая число внешних стимулов, мешая формированию соответствующих реакций, препятствуя накоплению полезной и нужной для его развития информации, родители часто искренне уверены, что подчиняются желаниям ребенка и ничем не насилуют его свободу!

Складывается парадоксальная картина. Прекрасная идея - давайте воспитывать ребенка без насилия и дадим ему максимум стимулов для развития. Однако, реализуя эту идею, взрослые прямолинейно переносят собственные чувства и переживания на внутренний мир ребенка, не учитывая ни его физиологических особенностей, ни его психологических потребностей. Считают пеленку насилием, а штаны, носки, памперсы и одиноко лежащего на огромной кровати маленького беспомощного человечка - проявлением свободы личности. Только за чью свободу здесь бьются? Родители, прикрываясь заботой о ребенке, стремятся побыстрей освободиться от неэстетичных пеленок, поскорее напяливают на него модные штанишки и костюмчики. Может не будем так быстро сбрасывать со счетов ни народный опыт, ни современные исследования и позаботимся о реальных потребностях ребенка.

Психолог-перинатолог, т.е. консультант по развитию ребенка
Майорская Мария Борисовна

Девять месяцев в животе у матери ребенок пребывает в состоянии невесомости. Появившись на свет, о своем теле он пока не знает ничего. Неокрепшие мышцы находятся в своеобразном тонусе и не могут пока служить крохе в полной мере. В первые месяцы после рождения движения ребенка неосознанные и хаотичные. Конечности как будто не принадлежат ему, поэтому родители в этот период могут заметить, что новорожденный боится своих рук. Внезапные прикосновения ручками к телу, царапанье пугают ребенка. Он вздрагивает, просыпается и плачет.

Почему младенец пугается своих рук?

Младенцы сначала осознают частью своего тела только рот, поскольку имеется во внутриутробном состоянии и к рождению ребенка уже полностью сформирован. Освоение других частей тела происходит постепенно.

После рождения руки у детей почти все время сжаты в кулачки и расслабляются только во сне. И хотя присутствует безусловный хватательный рефлекс, примерно до 2-3 месяцев ребенок не владеет своими руками. До этого возраста хватательные движения малыша рефлексивны, ребенок хватает то, что прикасается к ладошке или находится вблизи от нее (рефлекс Робинзона). Это и объясняет наличие нескоординированных малышом действий: щипание, хватание, царапанье, которые так пугают ребенка.

Чем помочь крохе?

Днем, когда ребенок бодрствует, то пугается рук не часто, это происходит из-за того, что малыш себя нечаянно царапает и потом плачет от боли. Поэтому необходимо следить, чтобы ноготки были , и надевать антицарапки. Удобней, когда они приделаны к рукавам. Отдельные антицарапки многие малыши снимают.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Во время сна внезапные взмахи руками и хватания действительно пугают кроху. Для того чтобы он не бояться своих рук, новорожденного пеленают.

Современные педиатры советуют «свободное» пеленание, которое сохраняет естественное положение конечностей и возможность движения.

«Тугое» пеленание, которое использовали раньше, может тормозить развитие моторных, осязательных и других навыков малыша.

«Свободное» пеленание способствует более быстрому знакомству новорожденного со своими руками. Поэтому пеленать с ручками стоит не дольше первого месяца, а в дальнейшем, месяцев до трех, пеленать только ножки. После 3-х месяцев в пеленании смысла уже нет, так как с этого возраста начинается угасание безусловного хватательного рефлекса и формирование произвольного хватания.

Все родители с трепетом относятся к здоровью своего малыша. Особенно внимательно они присматриваются к ребенку в первые недели и месяцы после его рождения: все ли в порядке? Если ребенок первый, то мамы и папы могут не знать о некоторых особенностях его развития, и иногда их удивляют или даже пугают самые обычные явления. Что же чаще всего беспокоит родителей новорожденного?

У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?

Да, это гипертонус — повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев.

Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах.

Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы. Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией — такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев.

К 3,5-4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает , движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции − движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо , но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.

Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?

У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам. Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне.

Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни. Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.

У ребенка дрожат руки, ноги, подбородок — может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?

Дрожание, или тремор, — это физиологическое явление, которое возникает у большинства детей в первые 3 месяца жизни.

Появляется тремор опять-таки из-за незрелости нервной системы. Дрожь обычно возникает во время плача или после какого-то напряжения (например, после купания), но иногда начинается совершенно внезапно, может быть, даже в покое. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки.

Тремор может быть симметричным (дрожат обе ручки) и несимметричным, когда разные части тела подрагивают по отдельности (например, одновременно дрожат подбородок и ручки или одна ручка и одна ножка).

Как только родители замечают, что у малыша появился тремор (а он может появиться не сразу после рождения, а даже спустя месяц), они очень беспокоятся. Однако, как мы уже говорили, это нормальное явление у маленьких детей. Тем не менее надо обратить внимание на следующие моменты: физиологический тремор длится недолго — всего несколько секунд; если тремор усиливается, эпизоды становятся чаще и продолжительнее, надо показать малыша неврологу.

Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?

Это проявление одного из врожденных рефлексов — так называемого рефлекса Моро (разведение рук с последующим сведением). Он сохраняется до 4-5 месяцев и возникает обычно в ответ на резкие звуки или при перемене положения тела. Родители называют этот рефлекс вздрагиванием.

Мамы и папы замечают, что если изменить положение малыша в пространстве (например, поднять его из кровати, а затем снова положить), ребенок вскинет чуть согнутые в локтях ручки вверх. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери). Иногда рефлекс Моро возникает спонтанно, то есть малыш вскидывает ручки без каких-либо раздражителей. Все эти явления совершенно нормальны для маленьких детей и не требуют какого-либо лечения . Единственное, за чем надо следить: рефлекс Моро не должен становиться более выраженным; после 4-5 месяцев он должен исчезнуть.

Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец). Может быть, он голодный, и ему не хватает молока?

У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс: именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша . Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3-4 годам.

Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2-4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения; хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2-3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой. Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.


Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?

— очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3-5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией , так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям.

Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем — всего 5-10 мл: вот почему нескольких капель бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно. Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное.

Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям. Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.

Малыш часто «таращит глаз». Врач сказал, что это симптом Грефе и лечить его не нужно. А что это за симптом, и почему он появляется у маленьких детей?

Симптом Грефе у младенцев называют белую полоску, которая остается между радужкой и верхним веком, когда ребенок опускает глаза вниз. Сам по себе симптом Грефе не свидетельствует о наличии у детей каких-либо проблем со здоровьем. Он часто наблюдается у здоровых ребятишек при перемене освещения или положения тела, а еще симптом Грефе может быть просто индивидуальной особенностью строения глаз малыша (он часто есть у детей с большими глазами).

Иногда этот симптом возникает из-за незрелости нервной системы ребенка. В этих случаях симптом Грефе лечить не надо, он обычно проходит в течение первых 6 месяцев жизни крохи. Но если кроме симптома Грефе у ребенка есть повышенная возбудимость, тремор, отставание в развитии, если он часто закидывает голову назад — это уже говорит о наличии у него неврологических проблем. Для точной постановки диагноза необходимо пройти ряд дополнительных исследований: нейросонографию, электроэнцефалографию.

Крошечный человечек, едва появившись на свет, практически ничего не умеет, его движения беспорядочны, ручки не могут схватить и удержать предмет, и кажется, что единственное, что малыш делает, — это только ест, спит и плачет. Но уже через пару месяцев он уверенно фиксирует взгляд на окружающих его предметах и лицах, может улыбнуться в ответ, а также хорошо удерживает голову. С каждым месяцем жизни ребенок постигает все новые и новые горизонты в своем развитии — остается только терпеливо дождаться этого времени.

Обсуждение

Комментировать статью "Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу"

Медицинские вопросы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. У меня сынок тоже так делает, еще одну ножку при этом выкручивает, если сидит. Спрашивали у врачей, сказали все нормально.

Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу. Были мы у невролога в Филатовке. узи головы и ээг показало что у нас всё ок %-) но Может в этой больнице как раз такие занимаются с детьми? проблемы у нас не ужасные, но...

Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу. У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно.

Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу. Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических Причинами обращения будущей мамы к неврологу может служить либо неврологическое либо с использованием специальных методов...

Советы невролога. Врачи, поликлиники. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых Посмотрите другие обсуждения: Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу.

добрый вечер! сходили сегодня к неврологу, нам 3 месяца и неделя. так вот нам сказали, что ребенок еще не переворачивается и не тянет к маме ручки, и это означает отставание в развитии. вот и появился у Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу.

Трясет ножками - это нормально или патология? Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу? Когда меня увидит, то начинает с таким остервенением дергать ножками, что такое ощущение, будто они оторвутся у...

Ребенок 2,5 месяца вздрагивает. Медицинские вопросы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание Привет, мы тут новенькие, примите и подскажите плиз: Ребенку 2,5 месяца где-то неделю стала замечать что ребенок вздрагивает - ручки в стороны...

Дрожь у грудного ребенка.. Медицинские вопросы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. У мальчика трех недель иногда при наряжении ручки или ножки возникает в ней дрожь. Подскажите с чем это может быть связано?

Колька мой четвертый день стал часто вздрагивать, пугаться и плакать. За вечер сегодня раз пять вздрагивал, а сейчас положила в кроватку, сразу заснул, пока возилась рядом-услышала его стон продолжительный, как затянувшийся испуг и громкий плач после.

Иногда спазмы сосудов (когда ручки - ножки холодными становятся) могут спровоцировать приступ. Надо их растирать до покраснения и согревать. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки.

Дрыгаем ножками. . Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Продолжительный плач и вообще плаксивость, частое сосание, срыгивания, вздрагивания или вскидывания рук и ног, плохой ночной (частые просыпания Но...

Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще тремор подбородка. Медицинские вопросы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Раздел: Заболевания (ребенок трясется при просыпании). доча дрожит как при паркинсоне. Кто сталкивался? У нас прошло само, без вмешательсва. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки.

Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери). Срыгивает он и когда производятся какие-либо манипуляции с ногами (велосипед, притягивание ножек к животу и т.п.). Плюс он...

Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу. У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Головой трясет!. Особенно это касается совсем маленьких детей. Посмотрите другие обсуждения: трясется во время кормления. 7 вопросов неврологу.

А ведь еще совсем недавно невропатологи назначали таким детям лечение. Да и сейчас еще во многих местах назначают. Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу. Раздел: -- посиделки (ребенок 7 месяцев вздрагивает и просыпается).

Срыгивает он и когда производятся какие-либо манипуляции с ногами (велосипед, притягивание ножек к животу и т.п.). Плюс он может срыгнуть и через некоторое время после еды, уже, как я понимаю, полупереварившимся молоком и тоже очень много. Продолжается это уже несколько...

Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу. Когда ребенку нужен невролог? Меланченко Елизавета. Часто после первого осмотра невропатолога в поликлинике или в роддоме малышу ставится диагноз перинатальная энцефалопатия.

У нас такое было, невропатолог сказала не создавать ситуаций, когда ребенок пугается. Новорожденный: лечить или пройдет? 7 вопросов неврологу. Но и с открытыми долго не спит, начинает вздрагивать, пугается и в крик.