Что такое информационный взрыв? Информатика — наука деловая

Тема 1. Введение. Современное информационное общество. Информационные ресурсы.

Сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Применительно к обработке данных на компьютерах - произвольная последовательность символов, несущих смысловую нагрузку.

1. Информационно-поисковая система.

2. Информация.

3. Каталог (директория, папка).

4. Интернет.

Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации называется

1. современным;

2. прогрессивным;

3. информационным;

4. гуманным.

Термин “информатизация общества” обозначает:

1. увеличение количества избыточной информации, циркулирующей в обществе;

2. целенаправленное и эффективное использования информации во всех областях человеческой деятельности, достигаемое за счет массового применения современных информационных и коммуникационных технологий;

3. увеличение роли средств массовой информации;

4. массовое использование компьютеров.

Информационные ресурсы – это продукт деятельности,

1. программистов

2. практически всех основных профессиональных групп

3. инженеров

4. программистов и инженеров

Основные ресурсы страны,

1. материалы и энергия

2. материалы и информация

3. материалы, энергия, информация

4. энергия и информация

Отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информацион­ных системах) называются

1. информационными базами данных;

2. информационными ресурсами;

3. информационными данными;

4. базами данных.

Именованная совокупность любых данных, размещенная на внешнем запоминающем устройстве и хранимая, пересылаемая и обрабатываемая как единое целое. Может содержать программу, числовые данные, текст, закодированное изображение и др.

2. Каталог (директория, папка)

4. Переменная

Тема 2.Информационные процессы.

Назовите процессы, относящиеся к информационным:

1. передача и хранение информации;

2. хранение и обработка инфор­мации;

3. сбор, передача, хранение и обработка инфор­мации;

4. получение и хранение информации.

Информационная технология – это

1. процесс, включающий совокупность способов хранения, обработки и передачи инфор­мации на основе применения средств вычислительной техники.

2. процесс, включающий совокупность способов сбора, хранения и передачи инфор­мации на основе применения средств вычислительной техники.

3. процесс, включающий совокупность способов сбора, хранения, обработки и передачи инфор­мации на основе применения средств вычислительной техники.

4. процесс, включающий совокупность способов сбора, хранения, обработки инфор­мации на основе применения средств вычислительной техники.

Что такое информационный взрыв?

1. ежедневные новости из горячих точек;

2. бурный рост потоков и объемов информации;

3. возросшее количество газет и журналов;

4. общение через Интернет.

Инструментариями информационной технологии могут быть:

1. текстовый процессор, электронные таблицы, системы управления базами данных, издательские системы;

2. системы управления базами данных, издательские системы, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, маркетинговые и пр.);

3. текстовый процессор, электронные таблицы, системы управления базами данных, издательские системы, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, маркетинговые и пр.), экспертные системы;

4. текстовый процессор, электронные таблицы;

Выберите события, которые можно отнести к информационным процессам:

1. упражнение на спортивном снаряде;

2. водопад;

3. перекличка присутствующих на занятии;

4. катание на карусели.

Примером процесса хранения информации может служить:

1. процесс ограничения доступа к информации лицам, не имеющим на это права;

2. процесс несанкционированного использования информации;

3. последовательность действий человека, направленных на сохранение структуры данных и их значений, представленных в той или иной форме на материальном носителе информации (бумаге, бересте, МЛ, МД и пр.);

4. процесс создания компьютерных банков данных и баз знаний.

Под поиском информации понимают:

1. передачу информации на большие расстояния с помощью компьютерных систем;

2. чтение художественной литературы;

3. получение нужной информации посредством наблюдения за реальной действительностью, использование каталогов, архивов, справочных систем, компьютерных сетей, баз данных и баз знаний и т.д.;

4. сортировку информации.

Слово “интерактивный” (от английского interaction - взаимодействие) означает:

1. возможность третьим лицам вмешиваться в процесс общения;

2. возможность изменять тему общения;

3. возможность активно вмешиваться в процесс общения, изменять его в ту или иную сторону, направлять в нужное русло;

4. отсутствие возможности вмешиваться в процесс общения.

Тема 3. Свойства информации. Виды и формы представления информации.

Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать:

1. актуальной;

2. полезной;

3. объективной;

4. понятной.

Информацию, отражающую истинное положение дел, называют:

1. понятной;

2. объективной;

3. достоверной;

4. полезной.

Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:

1. полезной;

2. объективной;

3. полной.

4. актуальной;

1. полезной;

2. актуальной;

3. понятной.

4. полной;

Информацию, достаточную для решения поставленной задачи, называют:

1. полезной;

2. актуальной;

3. полной;

4. понятной.

Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:

1. полной;

2. полезной;

3. достоверной.

4. понятной;

По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:

1. текстовую, числовую, графическую, табличную и пр.;

2. научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.;

3. визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;

4. математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.

Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством:

1. органами осязания (кожей);

2. органом обоняния;

3. органов зрения;

4. органами восприятия вкуса.

Аудиоинформацией называют информацию, которая воспринимается посредством:

1. органов зрения;

2. органами осязания (кожей);

3. органами слуха;

4. органами восприятия вкуса.

По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:

1. социальную, политическую, экономическую, техническую, религиозную и пр.;

2. обыденную, научную, производственную, управленческую;

3. текстовую, числовую, символьную, графическую, табличную и пр.;

4. визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую.

Примером текстовой информации может служить:

1. правило в учебнике родного языка;

2. иллюстрация в книге;

3. таблица умножения на обложке школьной тетради;

4. музыкальное произведение.

Примером хранения числовой информации может служить:

1. разговор по телефону;

2. иллюстрация в книге;

3. таблица значений тригонометрических функций;

4. текст песни.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

  • Сегодня на нашей планете ежедневно передается 183 млрд сообщений электронной почты (более 2 млн сообщений в секунду).
  • Каждый день пользователи делают 1,6 млн записей в блоги.
  • Каждую минуту в YouTube загружаются видеоматериалы общей продолжительностью в 20 часов.
  • На протяжении ближайших двух лет общий объем данных будет ежегодно увеличиваться в шесть раз, а объем корпоративных данных – в 50 раз.
  • За 210 лет своего существования крупнейшая в мире Библиотека Конгресса США накопила более 29 млн книг и периодических изданий, 4,8 млн карт, 2,7 записей и 57 млн манускриптов. Сегодня аналогичный объем цифровой информации генерируется за пять минут.
  • Объем информации, еженедельно публикуемой в газете "Нью-Йорк таймс", превышает объем данных, какой в XVIII веке человек получал за всю свою жизнь.

В 2015 году грядет "эксапотоп"

В 2015 году всего за 12 месяцев будет создан объем информации, равный 92,5 миллионам Библиотек Конгресса США:

  • корпоративный IP-трафик сгенерирует около 100 эксабайт;
  • еще 100 эксабайт сгенерируют загрузка фильмов и одноранговый пользовательский обмен файлами;
  • видеокоммуникации и виртуальные миры сгенерируют около 400 эксабайт.

В 1956 году, когда был создан первый жесткий диск, система хранения одного мегабайта информации стоила, по сегодняшним ценам (с поправкой на инфляцию), 78.000 долларов США, а «суперкомпьютер» с таким жестким диском весил более тонны.

в 2029 году всего за 100 долларов можно будет купить систему для хранения 11 петабайт данных. Петабайт равен одному квадриллиону байт, т.е. одному байту с 15 нулями, а 11 петабайт - это видеофильм, если б его непрерывно записывали на Flip камеру с 1492 года по сей день, причем в таком устройстве еще остался бы неиспользованный запас электронной памяти. Иными словами, емкость средств хранения растет, как на дрожжах, а их стоимость стремительно сокращается.

Грядут астрономические перемены и в области вычислительных технологий: к середине 2020-х годов появятся квантовые компьютеры. Сегодня вычислительная мощность ПК стоимостью около тысячи долларов составляет 2-3 процента мощности человеческого мозга, выполняющего примерно 100 триллионов вычислений в секунду. К 2050 году вычислительная мощность компьютера стоимостью в те же 1.000 долларов сравняется с вычислительной способностью всех 9 миллиардов людей, которые к тому времени будут населять нашу планету.

В информационной сфере мы наблюдаем быстрое распространение множества новых приложений, видеоклипов, музыкальных файлов, облачных вычислений, онлайновых операций резервирования, хранения и т.д. Все это создает то, что можно назвать "эксапотопом". Сегодня одно-единственное приложение Cisco TelePresence генерирует больше трафика, чем вся Всемирная сеть в начале нынешнего тысячелетия.

  • В скором времени к Интернету подключится более триллиона устройств. Это будут не только сотовые телефоны, но и множество офисных контроллеров – от температурных датчиков до устройств, считывающих электронные пропуска. Люди будут перепоручать сетям все больше интеллектуальных функций, и в результате сети приобретут множество новых возможностей, включая перевод с одного языка на другой.
  • Планшетные устройства вроде iPad получат более широкое распространение. Человек сможет свернуть компьютер и положить его в карман. Стеклянные окна приобретут функцию дисплеев.
  • Существующие ныне пикопроекторы к 2012 году станут использовать гигабитную технологию для беспроводной передачи данных, встроенную в мобильные устройства. В результате люди смогут пользоваться мобильными устройствами с высокоскоростным подключением и функциями демонстрации изображений в натуральном размере для организации видеоконференций в любом месте – дома, на борту самолета и т.д. Кроме того, с помощью пикопроектора человек сможет проецировать клавиатуру сотового телефона на свою ладонь и набрать на ней нужный номер. Вычислительным устройством сможет стать любая поверхность.
  • Дополненная реальность (Augmented Reality – виртуальные компьютерные изображения, увеличивающие размер реальных предметов) развивается семимильными шагами и лет через пять станет ведущей технологией в мире "белых воротничков". Представьте себе участников конференции, над головами которых висят "облака" с указанием их имен, открытых вопросов, нерешенных проблем и т.п. Такую же информацию через несколько лет можно будет видеть на линзах обычных очков, а еще лет через 10 – и на контактных линзах.
  • В офисах появятся "виртуальные помощники", способные отыскивать нужную информацию и справляться с информационным "эксапотопом". В скором времени сотрудники смогут общаться с такими "виртуальными помощниками", обмениваясь с ними электронными и голосовыми сообщениями. Это избавит работников во плоти и крови от целого ряда рутинных обязанностей, позволив им сосредоточиться на выполнении более творческих задач. Роботы уже сейчас обладают большей выносливостью и сообразительностью, чем живые люди, и поэтому мы будем все чаще видеть их на рабочих местах.
  • Интерфейсы "человек-машина". На рынке уже есть игра MindFlex стоимостью 80 долларов. Играющие в нее прикрепляют к своей голове небольшое устройство и силой мысли передвигают шарик по экранному лабиринту. Кроме того, люди используют силу мысли, чтобы управлять искусственными конечностями, причем такая конечность не обязательно должна физически прикрепляться к телу человека. А теперь представьте нью-йоркского врача, который в удаленном режиме оперирует человека на другом конце континента.
  • По данным главного футуролога консалтингового подразделения компании

Сорок пять лет назад футурологи предрекали, что к 2000 году человечество испытает застой в научном развитии, что приведет к краху цивилизации. Причиной столь невеселого прогноза стал назревающий "информационный взрыв".

Муравьи, ежедневно заглатывающие слона

Впервые об угрозе "информационного взрыва” ученые заговорили в 60-х годах XX века. Было подсчитано, что каждые десять лет в науке происходит удвоение новых результатов, в связи с чем поток информации каждые три-четыре года увеличивается вдвое - и в информационном перепроизводстве мы вскоре попросту утонем, будучи не в силах освоить поток новых сведений. А это неизбежно приведет к застою в научном развитии и в итоге - к краху цивилизации.

В научной среде издавна бытует шутка, что "человек есть существо, чьей самой лакомой пищей является информация". С этих позиций нашего современника можно сравнить с муравьем, которому приходится ежедневно заглатывать слона. Но 2000 год давно позади, и, если верить исследованиям, способная взорвать мир "критическая информационная масса" к моменту, когда мы читаем этот материал, уже увеличилась вчетверо. Где же кошмарные последствия "информационного взрыва", в эпицентре которого мы продолжаем жить? Неужели прогнозы оказались ошибочными?

Не будем спешить с выводами. Ведь и среди ученых сегодня нет общего мнения на этот счет. Одни утверждают, что проблемы лишь отодвинулись на некоторое время, а другие - что бедствие как раз в данный момент и происходит, просто мы еще не можем в полной мере оценить его печальных последствий. Кто прав?

Макулатурный фактор

Наша психика при всех ее уникальных возможностях имеет ограничения. Экспериментально доказано, что мозг обычного человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду (в одном слове средней длины содержится как раз 25 бит). При такой скорости поглощения информации человек за жизнь может прочитать не более трех тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц.
Самым упорным такая скорость когда-то позволяла освоить накопленные человечеством основные знания примерно к середине жизни. Сегодня это, увы, уже невозможно. Еще несколько десятилетий назад новое открытие или литературное произведение тут же привлекало внимание общественности. Теперь же только в научной сфере ежегодно появляется несколько миллионов книг. И даже если изучать исключительно свежую литературу, то на каждую прочитанную страницу будет приходиться 10 тысяч других, осилить которые нереально. Специалисты даже ввели определение "макулатурный фактор" - для литературы, пользующейся нулевым спросом (речь идет не только о художественных произведениях). Немецкие исследователи провели в одной из берлинских библиотек изучение спроса на находящиеся в ней 45 тысяч научных и технических изданий. И выяснилось, что "макулатурный фактор" сработал для 90 процентов этих книг! Это означает, что миллионы страниц, хранящих новейшие технические знания, никем так и не были прочитаны.

Словом, мы успеваем изучить лишь малую толику из постоянно накапливающейся информации - и это еще полбеды. Проблема в том, что полученная нами информация имеет свойство быстро устаревать и требует замены.

Период полураспада актуальных знании

Именно этот шутливый, но вполне научный термин обозначает промежуток времени, за который половина усвоенных нами сведений утрачивает ценность. И он становится все короче. Сегодня в области высшего образования этот период составляет примерно семь - десять лет, а в некоторых областях (например, в компьютерных технологиях) сократился до года. Это означает, что если вы в течение 12 месяцев будете учиться на компьютерных курсах, то к их окончанию половина полученной вами информации окажется бесполезной: она устареет. Все это напоминает ситуацию, когда человек карабкается вверх по опускающемуся эскалатору: лишь немногим, да и то ценой неимоверного напряжения, удается поддерживать необходимый "уровень", но стоит чуть сбавить темп - и...

Сегодня в лавине обрушивающейся на нас информации может ориентироваться лишь "энциклопедически полуобразованный человек", знающий обо всем, но не слишком глубоко, - и таких очень немного. В основном, желая не оказаться "на нижней ступеньке эскалатора", люди ищут спасение в "узкой специализации" - чем "уже", тем легче поддерживать уровень. В итоге все большее число людей живет все меньшими знаниями о мире...

В мире столько ерунды, что в голове не укладывается

Если мозг перенапряжен, он отбрасывает то, в чем нет насущной необходимости. Кто может похвастаться, что помнит логарифмы, законы Фарадея, химическую формулу целлюлозы или точную дату правления Владимира II Мономаха? А ведь мы все это учили в школе! Учили, но забыли - то есть вновь не знаем. Ситуацию усугубляет появление техники, рассчитанной "на дураков". Устройства, действующие по принципу "нажми на кнопку - получишь результат", создают иллюзию соответствия требованиям времени. Мы легко пользуемся техническими новинками, но подсознательное нежелание принимать новую информацию проявляется в своеобразном психологическом казусе: выбирая самый "навороченный" агрегат, редко кто пытается изучить все его возможности. В итоге новинка эксплуатируется в лучшем случае вполсилы...
Не знаю, заметили ли вы, что в передовых школах и институтах стала меняться психология преподавания? Раньше учеников и студентов заставляли все заучивать наизусть. Сегодня на это уже не нажимают столь рьяно - прекрасно, если человек помнит формулу или дату, но если он легко оперирует материалом, в котором ее можно найти, - это тоже очень неплохо. В таком подходе видится некое решение проблемы "информационного взрыва" (не говоря уже о спасении здоровья наших перегруженных детей): не обязательно все помнить, достаточно научиться логике мышления в разных областях знаний и умению быстро находить нужное, когда оно понадобится.

Ученые предлагают решения информационных проблем одно фантастичнее другого. Например, вживлять а мозг компьютерные микрочипы, которые могли бы хранить колоссальные объемы информации. Впрочем, такая ли уж это фантастика? С помощью вживленных микрочипов врачи уже сумели вернуть подвижность нескольким парализованным больным. Так что, не исключено, что и микрочипы с дополнительной памятью - дело не столь уж далекого будущего. Но что бы там ни придумали ученые, резервы нашего мозга все равно не безграничны.

Не исключено, что повальная алкоголизация - одно из последствий информационного стресса, который сегодня испытывает человечество. Об этом говорят результаты исследований, проведенных в НИИ мозга РАМН. Ученые пришли к выводу, что угроза алкоголизма подстерегает прежде всего тех, чей мозг подвергается информационным перезагрузкам.

Эксперименты, проводившиеся на крысах, показали, что зверьки, которым приходилось искать пищу в особо сложном лабиринте, в итоге предпочитали воде алкоголь... Над этим стоит задуматься.

Отбор естественный и... неестественный

Чтобы создать энциклопедию, которая способна охватить все знания человечества на каждый момент времени, ее "необходимо будет переиздавать как минимум ежегодно, каждый раз удваивая объем материала. И даже если "всем миром" решить эту задачу, то кто будет в силах прочитать все, что написано в такой книге?

Специалисты видят выход в жестком отборе и отсеве информации - и это уже происходит во всех областях знаний. Действительно, такой процесс до поры до времени в определенной степени смягчает последствия "информационного взрыва". Но кто сможет подсчитать, сколько бесценных фактов уже забыто и отброшено лишь потому, что они показались кому-то лишними? А главное, кто "заведует истиной"? Не следует забывать, что судьями в данном случае выступают обычные люди – в меру развитые, в меру ограниченные, со своими личными и ведомственными интересами...

Одновременно с таким искусственным отбором информации происходит процесс "естественного отбора". На смену культуре приходит поп-культура. На рынок выбрасываются Библия в комиксах и сокращенные варианты классических произведений. На телевидении появляется негласный запрет - не говорить ничего умного, выходящего за пределы знаний "среднего" зрителя. Тонкий юмор сменяется "хохмами", поэзия романсов - дешевыми "джаги-джаги", изысканная речь - сленгом. А радио- и телеведущие очень естественно поддерживают общий низкий уровень, путая падежи и теряя нить разговора...

Быть может, все это и назвали концом нашей цивилизации футурологи 60-х годов прошлого столетия?

Ускоренное развитие производства естественным образом сопровождалось соответствующим увеличением и обновлением суммы знаний, накопленных человечеством. Д. Мартин, один из крупнейших специалистов в области обработки информации, утверждает, что «...к 1800 году общая сумма человеческих знаний удваивалась каждые 50 лет, к 1950 году она удваивалась каждые 10 лет, а к 1970 году - каждые 5 лет». Некоторые аналитики считают, что в настоящее время этот период составляет всего 2-3 года. Лавинообразный рост информационных потоков, начавшийся в XIX веке, к середине XX века привел к тому, что люди потеряли возможность ориентироваться в море информации и эффективно ее обрабатывать, поскольку даже на простой поиск нужной информации приходилось затрачивать весьма значительные усилия. И это несмотря на то, что значительная доля людей уже оказалась вовлеченной в трудовой процесс, непосредственно связанный с обработкой информации. По данным ряда американских исследователей, к середине XX века в информационную сферу труда в США было вовлечено более 30% трудоспособного населения (бухгалтеры, почтовые служащие, банковские работники и т. д.). Возникшая ситуация получила в свое время название «информационный взрыв». К концу XX века основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран стала информация. И тенденция перекачивания трудовых ресурсов из материальной сферы в сферу, так или иначе связанную с обработкой информации, неуклонно укрепляется во всем мире.

Появление эвм

Итак, к середине XX века перед человечеством возникла проблема обуздания «разбушевавшейся» информационной стихии, когда информация становится недоступной только потому, что ее чрезвычайно много и отыскать нужные данные очень и очень непросто. К этому же времени (как по заказу) оказались созданными и технические условия для производства программно-управляемых вычислительных машин, которые были реализованы в упоминавшихся выше электромеханических вычислительных машинах. Однако механические перемещения - неотъемлемая часть реализации вычислительных операций в механических и электромеханических машинах - существенно ограничивали их быстродействие. Так, например, самая быстродействующая релейная машина «РВМ-1», которая была построена в 50-х годах XX века в СССР под руководством Н. И. Бессонова, выполняла операцию умножения за 0,05 с (20 умножений в секунду). То есть «РВМ-1» была только в 14 раз быстрее, чем машина «Марк-2». Такой уровень быстродействия не удовлетворял практическим потребностям даже того времени. Только полностью электронные, то есть исключающие механические перемещения в процессе вычислений и, следовательно, безынерционные устройства могли решить проблему быстродействия вычислительных машин.

Начало последнего на сегодняшний день электронного этапа в развитии средств обработки информации относится к сороковым годам XX века. В 1937-1942 годах в США под руководством Дж. Атанасова и К. Берри была построена первая полностью электронная машина «ABC» (Atanasoff-Berry Computer), содержавшая около 600 электронных ламп накаливания. Но эта машина могла выполнять только операции сложения и вычитания.

Первая в полном смысле этого слова ЭВМ i - универсальная программно-управляемая Электронная Вычислительная Машина (соответствующий термин англоязычного происхождения - компьютер) была разработана в 1943-1945 годах в Пенсильванском университете США под руководством Д. Маучли и П. Эккерта. Эта машина называлась «ENIAC» - Electronic Numerical Integrator And Computer - электронно-цифровой интегратор и вычислитель. Она весила 30 тонн, ее высота была 6 метров, а площадь -120 квадратных метров. Машина состояла из 18 тысяч электронных ламп накаливания и выполняла примерно 5 тысяч арифметических операций в секунду (сравните с 20 операциями в секунду у электромеханической машины «РВМ-1»),

Программа работы машины «ENIAC» задавалась вручную с помощью механических переключателей и гибких кабелей со штекерами, вставляемыми в нужные разъемы. Поэтому любые изменения в программе требовали много сил и времени. Выдающийся математик Джон фон Нейман, анализируя работу первых ЭВМ, пришел к выводу о необходимости хранения выполняющейся программы и обрабатываемых по этой программе данных внутри машины, в ее электронных схемах, а не вне нее - на перфокартах, перфолентах или разъемах со штекерами. Первой машиной с хранимой программой является компьютер «EDSAC» (Electronic Delay Storage Automatic Calculator), построенный М. Уилксом в Великобритании в 1949 году. С этой машины принято вести отсчет первого поколения ЭВМ.

В нашей стране первые ЭВМ создавались примерно в тот же самый период. В 1947-1951 годах под руководством академика Лебедева была пущена первая советская вычислительная машина - МЭСМ (Малая Электронно-Счетная Машина). Кроме того, выпускались машины «Стрела», «Минск», «Урал», БЭСМ (Большая Электронно-Счетная Машина), М-2, «Мир» и некоторые другие, разработанные под руководством крупных советских конструкторов и теоретиков И. С. Брука, М. А. Карцева, Б. И. Рамеева, В. М. Глушкова, Ю. А. Базилевского.

Новых функционально-поведенческих отличительных признаков в виде полезных навыков информационного взаимодействия. a - население Земли 7 млрд; b - грамотность; c - чтение-печатание - доступность всем грамотным; d - получение радио-, телевизионной информации (кол-во приёмников); e - информационная связь через телефоны, компьютеры, интернет (кол-во телефонов, компьютеров, пользователей Интернет)

Информационный взрыв - постоянное увеличение скорости и объёмов публикаций (объёма информации) в масштабах планеты . Лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе получило название «информационного взрыва» в 1975 году (Урсул А. Д.) [ ] . Станислав Лем описал эту проблему и вызываемую ей инфляцию культуры в книге «Сумма технологии » (1964) , повторяя позже неоднократно (например, сатирически - в «Перикалипсисе» из сборника «Абсолютная пустота », 1971).

Цивилизационные тренды развития информационного общества характеризуются тем, что в г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт). За пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объём информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт .

По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. По большей части (до 95 %) этот поток состоит из неструктурированных данных (лишь 5 % составляют различные базы данных - тем или иным образом структурированная информация).

Исследования вопроса

Развиваются: методология и статистика измерений в обществе информации и информационных нагрузок , регламентация федеральным законодательством безопасного содержания информации.

Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический . По Мальтусу , человечество как производитель отстаёт от себя же как потребителя, то есть речь идёт о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества всё же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстаёт от его же материальных потребностей, то ещё более отстаёт информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселённости, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить - но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?