Как убрать шум в Adobe Audition: несколько простых методов. Очистка от шумов и нормализация в Adobe Audition

Adobe audition: как убрать шум с аудиозаписи.
Для очередного конкурса написали и захотели ее озвучить. Для записи аудио воспользовались программой Adobe Audition 3.0, но прослушав ее обнаружили там слишком много посторонних шумов, т.е. запись была сделана на встроенный микрофон ноутбука. Решить эту проблему можно посредством этой же программы, Adobe Audition, сейчас я расскажу как.

Шум можно убрать инструментом «редактор шумов» или “Noise Reduction ”. Он поможет убрать шумы, сохраняя при этом качество звука. Максимальный эффект достигается на 16 и 32 битных записях. Инструмент поможет удалить шипение, фоновый шум от микрофона и т.д. (В конце статьи Вы найдете видео инструкцию).

Как удалить шумы из аудиозаписи?

1. Нам нужно показать программе пример шума, для этого выбираем кусок трека без Вашего голоса, который содержит лишь шум, желательно выбрать наиболее большой период. Хотя 2-3х секунд вполне хватит. Выделяем его мышкой.


Еще раз послушайте выделенный кусок, убедитесь, что там нет нужных элементов или частиц голос! Иначе это может испортить запись.


2. Заходим во вкладку «эффекты» (effects), выбираем «реставрацию» (restoration) и инструмент «редактор шума» (noise reduction). Как показано на картинке.


3. Жмем на кнопку «Capture profile «, наш шум выгружен. Появится подобная картинка, с графиком шумов.



Кнопка «Load from file» позволяет загружать ранее полученные профили шума, т.е. если у Вас однотипный шум, Вы можете его сохранить и потом применять. Или если Вы специально собрали более полный полный спектр шумов. Кнопка «Save», как раз и позволяет сохранить профиль шума. Мне эта функция не понадобилась.


Нажимаем кнопку «Close «, закрыть. Внимание именно «Close», не «Cancel».


4. После этого выделяем весь файл, для этого щелкаем по нему 2 раза мышкой или просто выделяем его, опять заходим в наш инструмент (Effects → Noise Reduction Process ).


С помощью настройки мы ищем подходящее сочетание шума/качества, прокручивая ползунок влево и в право. После чего нажимаем кнопку применить к файлу «Select Entire File «. С помощью кнопки «Preview » можно прослушивать предварительный результат. Когда результат Вас полностью устроит жмем ОК и наш файл готов.


Осталось только сохранить его! File Save. Вся операция не займет у Вас более 5-10 минут.


Я обычно после устранения шумов еще раз прослушиваю запись, убираю ненужные элементы, тишину, повторы слов и прочее, регулирую громкость.


Вот небольшой видео урок!

Для того, чтобы убрать шум нужно:

0. Выделите весь файл и запустите Effects\amplitude\amplify и выберите пресет "center wave".

1. Скопировать участки, которые содаржат шум в одно место (например, если была оцифрована кассета). Обычно достаточно одного участка; чуть лучше - брать участок с конца и с начала работы. Полученный фрагмент не должен быть меньше 1 секунды, норма - 10-20 секунд, а лучше - от пол минуты до нескольких минут. Чем больше участок чистого шума - тем выше качество убирания шума.

2. Выделите полученный или выбранный участок шума. Удостоверьтесь, что он не содержит лишних призвуков (листание текстов, удары микрофонов, щелчки от нажатий кнопок на магнитофоне).

3. Выберите Effects\noise\noise reduction.

4. Установите следующие параметры: кол-во семплов 9999 (если участок шума меньше 20 секунд) или 20000 - естественно, эти цифры приблизительные. Размер семпла - 24000 (самый большой). Точность - 9.

5. Подкорректируйте частотную характеристику шума. Если Вы знаете, что сигнал имеет верхнюю частоту среза, то за ней выставьте срезание шума на максимум. Для речи диапазон требуемых частот будет от 160 до 16000 герц.

6. Нажмите Close.

7. Выделите участок с сигналом (желательно взять достаточно тихое место) и поиграйтесь с общим уровнем шума. Снова вклюлчите Noise Reduction. Выставьте такой уровень, на котром шум существенно уменьшился, но звук еще не потерял своей естественности. Немного может помочь опция "оставить только шум" - послушайте и проверьте, чтобы в убиваемый шум не попадало слишком много сигнала. Не забудьте вернуть "Убрать шум".

8. Нажмите "select entire file" - в старых версиях программы эта кнопка не доступна, потому нужно будет нажать еще раз close и выделить весь файл ctrl+A.

9. Нажмите ОК и дождитесь, пока программа закончит работу.

10. Проверьте в разных местах качественность достижения результатов.

Spectral decay rate . Попробуйте поиграться с этой функцией. Мне она не понравилась, по этому я всегда выставляю этот параметр на 0%.
Применение этой функции уменьшает шум в тихих участках, оставляя его практически неизменным во время громкого звука - в результате шум как-бы повторяет ритмический рисунок звука. Также эта функция добавляет реверберации, что сковывает возможности по ее настройке.

И еще один общий совет: не увлекайтесь убиранием шума. На первом месте должно стоять не "сделать шум по-меньше", а "максимально убрать шум, минимально повредив сам сигнал". Для музыки остаточный шум часто не играет особо важной роли, даже немного придает реалистичности звучанию. А вот "невнятное бубнение в банку со съеденными тихими частями" - повредит звук гораздо сильнее.

Есть более профессиональная программа для работы с шумом: Dart XP pro (коммерческая). Она не позволяет выделить специфический шум, присущий именно Вашей аппаратуре, но гораздо более аккуратно работает со "стандартными" шумами и при одинаковом повреждении исходного сигнала обычно позволяет больше понизить шум, а также, благодаря функции dynamic noise, выровнять уровень остаточного шума одинаковым по всй записи.

Практически все пользователи, работающие с профессиональными и полупрофессиональным аудиоредакторами при записи вокала (голоса) или «живого» инструмента в домашних условиях, где для помещений необходимая звукоизоляция не предусмотрена, сталкиваются с проблемой удаления которые могут накладываться на записываемый материал. Далее будет рассмотрено, как убрать шум в Adobe Audition с использованием различных инструментов самой программы и с моделированием разных ситуаций, в которых такие действия могут потребоваться. Сразу стоит отметить, что рассматриваемое приложение берется исключительно в качестве примера, поскольку для аналогичных программ вроде Cool Edit Pro, которая является предшественницей программного пакета Audition, или редакторов наподобие Sound Forge и аналогичных, применяемых для редактирования шумов, действия практически одинаковы. Разница может состоять только в названиях встроенных средств.

Как убрать шум в Adobe Audition: основная методика

В принципе, в самой программе имеется минимум пять инструментов для автоматического или ручного шумоподавления. Однако наиболее предпочитаемым средством, позволяющим убрать шумы в Adobe Audition 3.0, а также в любых других модификациях (SC, CC и т. д.), большинство специалистов называет устранение помех на основе предварительно записанного их образца. Но предусмотреть абсолютно все не получится, поэтому иногда можно воспользоваться и стандартными предустановленными параметрами, применение которых позволяет избавиться от стандартных помех в электросети или чего-то подобного.

Как в Adobe Audition убрать шум микрофона или при записи партии «живого» инструмента автоматически?

Итак, для начала попробуем воспользоваться самым простым методом. После того как материал будет записан, пока его не подвергли обработке дополнительными плагинами, стоит воспользоваться инструментом Adaptive Noise Reduction, который можно вызвать в общем разделе шумоподавления из меню эффектов. Для выделенного фрагмента или для всего трека убрать шум в Adobe Audition CC или любой другой версии приложения можно за счет выбора имеющихся шаблонов. Использование сильного подавления помех (Heavy) после предварительного анализа удалит очень сильные шумы, снижая при этом и качество записанного материала.

В оптимальном варианте лучше воспользоваться шаблоном Light, хотя отредактировать установку нужных параметров можно и самостоятельно путем передвижения ползунков настройки в нужные позиции. Единственным недостатком такого метода можно назвать то, что в реальном времени прослушать не получится, а файл придется сохранять на жесткий диск.

Шумоподавление в ручном режиме на основе фрагмента помех

Теперь несколько слов о том, как в Adobe Audition убрать шум с использованием предварительного анализатора помех. Для этого можно выбрать инструмент под названием Noise Reduction (process).

Сначала нужно нажать кнопку «Capture Noise Print» с выбором текущего файла (Select Entire File), после чего можете прослушать удаляемые шумы (пункт Noise Only). Если вас что-то не устраивает, снимите галочку и подредактируйте параметры Noise Reduction и Reduce by. Сохраните отпечаток (Ctrl + Shift + P) и удалите помехи.

Примечание: если у вас есть предварительно записанный фрагмент шума, в качестве отпечатка можно загрузить и его. Если перед началом игры в треке и так был записан кусок шума, можно сделать его выделение, а затем произвести редактирование как раз на его основе.

Дополнительные инструменты

Теперь давайте посмотрим, как в Adobe Audition убрать шум, который можно отнести к стандартным наводкам. Например, при помощи инструмента Dhummer можно избавиться от гула электросети, выбрав шаблон, соответствующий частоте 50 Гц.

Для удаления щелчков, треска или чего-то подобного неплохо подойдут инструменты Auto Heal, DeClipper или DeClicker. Если к программе подключены дополнительные плагины, например, форматов VST или RTAS, для очистки вокала целесообразно применять эффект DeEsser. Кроме того, среди таких плагинов можно встретить и множество дополнительных «примочек» узконаправленного действия, скажем, для удаления шума звукоснимателей гитары, наводок на колонки при использовании слишком длинных шнуров, подавления всевозможных проявлений шумов при использовании эффектов Fuzz и Overdrive. В общем, на каждый случай можно найти несколько универсальных решений.

Примечание: чтобы упростить себе работу ввиду некоторой сложности описываемого приложения, начинающим пользователям можно порекомендовать воспользоваться программой Cool Edit Pro, на основе которой Audition, собственно, и был создан (по большому счету, весь пакет просто поменял вывеску, да еще немного пополнился набор инструментов для работы с аудио). Наконец, не стоит забывать о подключаемых сторонних плагинах. Среди них выбор нужного инструмента намного шире.

), не поленимся произвести его же качественную обработку. А это неминуемо влечет за собой "облагораживание" содержащейся в видео звуковой дорожки.

Особенно радует тот факт, что получить замечательный результат при обработке звука несоизмеримо проще, да и времени будет потрачено совсем немного, так что приступим. Для наших целей вполне подойдет программа Adobe Audition.

Звук от видео мы уже отделили при помощи программы VirtualDubMod. Хотя эту операцию можно провести и в Adobe Audition (File - Extract Audio from Video), но я бы не рекомендовал это делать, т.к. впоследствии возможна рассинхронизация полученного аудиофайла с видео.

Если в случае с обработкой видео нельзя указать однозначно, какие фильтры и с какими настройками использовать, то с обработкой звука все гораздо проще - в большинстве случаев будет достаточно применения описанных ниже действий для достижения приемлемого результата.

Чип Philips SAA7134 захватывает звук только в режиме 32000 Hz 16 bit Stereo, что для аналогового источника (эфир или VHS) вполне достаточно. Но в большинстве случаев с видеомагнитофона поступает сигнал в режиме Моно (да и в случае с телетрансляцией в Беларуси ситуация та же). То есть мы получим монозапись, записанную в режиме стерео. Преобразуем же ее обратно в моно, уменьшив размер конечного файла вдвое. Для этого нужно выбрать Edit - Convert Sample Type, частоту дискретизации (Sample rate) можно сразу изменить на 48 000 Гц (качество эта процедура не улучшит, но сделает нашу запись совместимой с форматом DVD). Разрядность (Resolution) нужно оставить такой же (то есть 16 бит), выбрать Mono и по 50% для левого и правого каналов (Left mix, Right mix).


1. Промежуточная обработка звука с 32-битным разрешением

Настоятельно рекомендуется проводить обработку звука в разрешении большем, чем разрешение конечного результата - это позволит повысить точность выполнения всех промежуточных преобразований и положительно скажется на качестве звука. В нашем случае для исходного материала и результата используется 16 бит, поэтому рекомендуется все промежуточные операции проводить с разрешением 32 бита. Для этого перед началом обработки звука нужно преобразовать его в формат 32 бита, а по окончании обработки - обратно в 16 бит. Сделать это можно при помощи Edit - Convert Sample Type, частоту дискретизации (Sample rate) и количество каналов (Mono/Stereo) оставляем такими же (обычно 48000 Гц и моно), а для разрядности (Resolution) выбираем 32 или 16 бит, соответственно.


2. Удаление постоянной составляющей

Следующий этап - удаление постоянной составляющей. Часто при записи звука аппаратура (это относится и к АЦП Philips 7134) добавляет в звуковой выход некоторую постоянную составляющую. Данное явление приводит к тому, что после записи "синусоида" оцифрованного звука смещена вверх или вниз от центра - нулевого уровня, что может создать сложности при дальнейшей обработке звука.

Чтобы убрать постоянную составляющую в звуковом файле, используется функция Effects - Amplitude - Amplify, примените сохраненную настройку (Preset) "Center Wave".


3. Удаление фонового шума

Наиболее важный этап, на мой взгляд, удаление фонового шума. Удаление шума состоит из двух этапов. Сначала нужно найти часть записи, в которой нет никаких звуков - только шум. Как правило, такие участки есть перед началом записи или в самом ее конце, можно также использовать паузу посреди записи. Далее нужно получить спектр шума: для этого выделяем участок, в котором содержится только шум, выбираем Effects - Noise Reduction - Noise Reduction и нажимаем кнопку Get Profile from Selection.

Adobe Audition проанализирует выделенную область и отобразит спектр шума. Профиль шума можно сохранить в файл при помощи кнопки Save Profile. Загрузить ранее сохраненный профиль можно при помощи кнопки Load Profile. Для закрытия окна можно нажать Cancel - тогда текущий профиль шума будет утерян, или Close - тогда текущий профиль шума будет сохранен на время редактирования текущего звукового файла.

Нужно быть внимательным при выборе части звукового файла, в которой только шум и нет никаких звуков. Дело в том, что если в этом фрагменте окажется какой-то звук, то Adobe Audition будет удалять все похожие звуки по всей записи. Это приведет к появлению неприятных "металлических" призвуков, особенно заметных на музыкальных фрагментах. Также вы можете судить о наличии таких звуков в вашем фрагменте по изломам и всплескам на спектре шума в окне Noise reduction. Обычно график спектра шума представляет собой плавно меняющуюся линию без резких изломов, возможно, с одним или несколькими всплесками в области высоких частот (справа) (в области высоких частот шумы в звуковом тракте видеотехники особо велики: свист и шипение). Если в результате удаления шума возникли такие призвуки, попробуйте отменить операцию (Edit - Undo noise reduction) и повторить все с самого начала, начиная с выделения фрагмента звука с шумом. Образец шума и очищаемый от шума звуковой фрагмент могут храниться в разных файлах, эти файлы могут иметь разную разрядность: необходимо только чтобы у этих файлов была одинаковая частота дискретизации и количество каналов.

Следующим этапом будет непосредственно удаление шума. Шум можно удалить как во всем файле, так и в его части. Для этого выделите ту часть звукового файла, в которой нужно убрать шум; или если его нужно убрать во всем звуковом файле, можно снять выделение вовсе и отобразить весь файл (кнопкой Select Entire File). Выберите Remove noise, первоначально установите уровень Noise Reduction Level на максимум (100). Прослушайте, как будет звучать ваш звуковой файл после удаления шума при помощи кнопки Preview, при этом вы можете изменять параметры процесса уменьшения шума и сразу же слышать результат - это очень удобно для подбора параметров. Ввиду того, что не всегда удается подобрать профиль шума без посторонних звуков, при выставлении максимального уровня шумоподавления могут появляться характерные металлические призвуки; в таком случае пробуйте уменьшать уровень шумоподавления до получения желаемого результата. После того, как нужные параметры установлены, запустите процесс удаления шума при помощи кнопки OK.

Функция подавления шума в Adobe Audition является универсальной и позволяет с легкостью удалять почти любые шумы. В результате файл, очищенный от шумов, звучит значительно лучше.


4. Нормализация

Последняя операция, которую необходимо выполнить с записанным звуком, это максимально увеличить его громкость. В противном случае при прослушивании каждой видеозаписи придется регулировать громкость: у всех записей будет различный уровень громкости. Для этого нужно воспользоваться функцией Effects - Amplitude - Normalize. И установите значение Normalize to равным 97%. В самом конце необходимо перевести звук снова в 16bit как было описано выше.

Ну и самая последняя операция - сохранение обработанного проекта. Если вы планируете создать свой собственный DVD-диск, то просто сохраните проект в формат Windows PCM, то есть несжатый WAV-файл, для дальнейшей работы с ним в программе DVD-авторинга. Если же необходимо создать видео в формате mpeg4, тогда звук необходимо сжать в формат mp3. В Adobe Audition встроен энкодер mp3 от автора этого формата - института Fraunhofer. Для этого в диалоговом окне File - Save As... выбираем формат сохранения (тип файла) mp3pro и для выбора дополнительных опций нажимаем кнопку Options. В открывшемся окне отмеченными по умолчанию являются значения CBR (Constant Bitrate) и mp3. Оставляем их как есть. Для нашей записи выбираем битрейт не ниже 64 kb/s. Использование Variable Bitrate, конечно, позволяет сэкономить некоторое количество мегабайт без потери качества в будущем фильме за счет более оптимального расходования битрейта (более простые участки и тишина трека сжимаются с меньшим битрейтом), однако, с таким файлом у нас могут возникнуть проблемы совместимости в программах обработки видео (хотя VirtualDubMOD поддерживает звук в формате VBR и никаких проблем быть не должно).


5. Пакетная обработка файлов

Если у вас есть несколько файлов, требующих обработки, стоит воспользоваться функцией пакетной обработки (Batch processing...). В свою очередь, для наиболее полного использования этой функции всю последовательность действий, производимой над файлом, желательно внести в специальный скрипт.

Открываем окно для работы со скриптами (Options - Scripts...). В поле Title указываем произвольное имя будущего скрипта, нажимаем кнопку Record. Совершаем все необходимые действия, описанные в данной статье, снова открываем окно Scripts, нажимаем кнопку Stop Current Script и для сохранения скрипта нажимаем Open/New Collection. После сохранения скрипт готов к употреблению. Теперь пора воспользоваться функцией Batch processing... Эта функция выполнена в виде мастера (File - Batch processing...), позволяющего на нескольких закладках установить необходимые параметры преобразования. При помощи кнопки Add files... указываем файлы, предназначенные для обработки. На закладке Run Script выбираем созданный нами скрипт. Далее на закладке New format выбираем желаемый формат будущих файлов и в самом конце - указываем директорию, в которую программа поместит обработанные файлы.

Вопросы и предложения по сотрудничеству направляйте по адресу: [email protected]

Андрей АЧИНОВИЧ

Для очередного конкурса написали сказку и захотели ее озвучить. Для записи аудио воспользовались программой Adobe Audition 3.0, но прослушав ее обнаружили там слишком много посторонних шумов, т.е. запись была сделана на встроенный микрофон ноутбука. Решить эту проблему можно посредством этой же программы, Adobe Audition, сейчас я расскажу как.

Шум можно убрать инструментом «редактор шумов» или “Noise Reduction ”. Он поможет убрать шумы, сохраняя при этом качество звука. Максимальный эффект достигается на 16 и 32 битных записях. Инструмент поможет удалить шипение, фоновый шум от микрофона и т.д. (В конце статьи Вы найдете видео инструкцию).

Как удалить шумы из аудиозаписи?

1. Нам нужно показать программе пример шума, для этого выбираем кусок трека без Вашего голоса, который содержит лишь шум, желательно выбрать наиболее большой период. Хотя 2-3х секунд вполне хватит. Выделяем его мышкой.

Еще раз послушайте выделенный кусок, убедитесь, что там нет нужных элементов или частиц голос! Иначе это может испортить запись.

2. Заходим во вкладку «эффекты» (effects), выбираем «реставрацию» (restoration) и инструмент «редактор шума» (noise reduction). Как показано на картинке.


3. Жмем на кнопку «Capture profile «, наш шум выгружен. Появится подобная картинка, с графиком шумов.


Кнопка «Load from file» позволяет загружать ранее полученные профили шума, т.е. если у Вас однотипный шум, Вы можете его сохранить и потом применять. Или если Вы специально собрали более полный полный спектр шумов. Кнопка «Save», как раз и позволяет сохранить профиль шума. Мне эта функция не понадобилась.

Нажимаем кнопку «Close «, закрыть. Внимание именно «Close», не «Cancel».

4. После этого выделяем весь файл, для этого щелкаем по нему 2 раза мышкой или просто выделяем его, опять заходим в наш инструмент (Effects → Noise Reduction Process ).

С помощью настройки мы ищем подходящее сочетание шума/качества, прокручивая ползунок влево и в право. После чего нажимаем кнопку применить к файлу «Select Entire File «. С помощью кнопки «Preview » можно прослушивать предварительный результат. Когда результат Вас полностью устроит жмем ОК и наш файл готов.


Я обычно после устранения шумов еще раз прослушиваю запись, убираю ненужные элементы, тишину, повторы слов и прочее, регулирую громкость.

Вот небольшой видео урок!