Чем отличается хороший дисплей от плохого: методика тестирования экранов. Определяющие характеристики телевизоров

© 2013 сайт

Световые и экспозиционные числа (LV и EV) – это условные фотографические величины, характеризующие условия освещения и необходимые для съёмки в этих условиях, параметры экспозиции . Они позволяют указать как на яркость снимаемых объектов, так и на соответствующую этой яркости экспозицию не прибегая к конкретным значениям выдержки и диафрагмы, которые сами по себе (без учёта освещения) не имеют никакого смысла.

Световые числа

Световое число (LV – Light Value) однозначно характеризует яркость какого-либо объекта или сцены в целом. Световое число указывает на абсолютную, реальную яркость безотносительно экспозиции. Речь идёт именно о яркости, измеряемой в канделах на квадратный метр, а не об освещённости, измеряемой в люксах. Нас не интересует, сколько света падает на объект, для нас важно, сколько света объект отражает или излучает. Две кошки, белая и чёрная, греясь на солнце, получают одинаковое количество люксов, но отражают они свет по-разному, и потому яркость белой кошки будет выше яркости чёрной.

Когда говорят о световом числе какой-то сцены, имеют в виду усреднённую яркость всех её объектов.

Шкала световых чисел логарифмическая, т.е. каждое световое число обозначает яркость вдвое большую яркости предшествующего числа и вдвое меньшую яркости последующего. Например LV 11 означает яркость в 256 кд/м 2 , а LV 12 уже 512 кд/м 2 , т.е. в два раза больше.

Ниже приведены значения яркости и типичные фотографические ситуации для световых чисел от -8 до 18. Шкала световых чисел может быть продлена в обе стороны, однако фотограф на практике редко сталкивается со значениями LV меньше или больше значений, представленных в таблице.

Световое число (LV) Яркость, кд/м 2 Примеры
18 32 768 Блики, в т.ч. на поверхности воды и металлических предметах.
17 16 384 Белые объекты, освещённые солнцем
16 8 192 Светло-серые объекты, песок или светлая кожа, освещённые солнцем.
15 4 096 Серая карта в прямом солнечном свете. Диск яркой полной луны. Типичная экспозиция для фронтально освещённых полуденных сцен.
14 2 048 Сцены с боковым освещением в ясный солнечный день. Полупрозрачные облака или дымка. Диск Луны над горизонтом.
13 1 024 Лёгкая облачность.
12 512 Небо затянуто облаками. Объекты в тени ясным днём. Рассветы и закаты.
11 256 Тёмный, пасмурный день.
10 128 Грозовые облака.
9 64 Спустя 10 минут после заката.
8 32 Хорошо освещённая комната. Витрины магазинов.
7 16 Яркие сцены ночного города. Сцена театра. Лесная чаща днём.
6 8 Типичный свет в помещении.
5 4 Городские улицы ночью. Свет от костра.
4 2 Интерьер при свечах.
3 1 Фейерверк.
2 0,5 Слабоосвещённые городские сцены ночью. Разряд молнии.
1 0,25 Далёкие очертания ночного города.
0 0,125 Очень слабый искусственный свет. При чувствительности ISO 100 требуется выдержка в 1 с и диафрагма f/1 при массе фотоаппарата 1 кг и высоте штатива 1м.
- 1 0,063
- 2 0,031 Снег в ярком лунном свете.
- 3 0,016 Пейзаж, освещённый полной луной.
- 4 0,008
- 5 0,004 Пейзаж, освещённый низкой или неполной луной.
- 6 0,002
- 7 0,001
- 8 0,0005 Звёздное небо.

Экспозиционные числа

Экспозиционное число (EV – Exposure Value) указывает на необходимые для съёмки некой сцены параметры экспозиции (выдержку и диафрагму) при заданной чувствительности ISO.

Экспозиционное число определяется по формуле:

N = log 2 (L · S ⁄ K) , где

N – экспозиционное число (EV);

L – яркость объекта, S – чувствительность фотоматериала (ISO);

K – экспонометрическая постоянная, равная для фотоаппаратов Nikon и Canon 12,5.

Очевидно, что при чувствительности ISO 100 экспозиционное число равно световому числу. Это записывается следующим образом: EV 100 = LV.

При изменении чувствительности будет изменяться и EV. Например, при ISO 100 световому числу 14 соответствует экспозиционное число 14 (f/8*1/250 c). Если же чувствительность увеличить, скажем, до ISO 400, т.е. на два шага, то для получения прежней экспозиции следует взять экспозиционное число, соответствующее световому числу 16 (f/11*1/500 с), т.е. EV 400 = LV + 2. К счастью, сегодня вам не обязательно это помнить. Все необходимые вычисления экспонометр камеры совершает автоматически.

Обратите внимание, что чем больше число, тем выше яркость и, соответственно, тем меньше экспозиция. Таким образом, экспозиционные числа указывают на параметры, необходимые для получения нормальной экспозиции при любом освещении. Это значит, что при бездумном следовании указаниям экспонометра белый сервиз на белой скатерти может получиться на фотографии серым и столь же серой выйдет чёрная шляпа, если она занимает достаточно места в кадре. Следовательно, если основной объект съёмки должен быть светлее или темнее нейтрального тона, т.е. если требуется экспозиция, отличная от нормальной, необходимо использовать меньшие (для увеличения экспозиции) или большие (для уменьшения экспозиции) экспозиционные числа по сравнению с теми, что рекомендует экспонометр.

Кстати, в технических характеристиках фотоаппаратов экспозиционные числа (EV 100) используются для указания допустимого диапазона яркости, в котором возможна корректная работа экспонометра и автофокуса.

Важно помнить, что каждое экспозиционное число указывает не на конкретное сочетание диафрагмы и выдержки, а на все возможные эквивалентные сочетания, которые позволяют получить данную конкретную экспозицию.

EV 0 обозначает выдержку в 1 с при диафрагме f/1, однако, согласно закону взаимозаместимости, ту же экспозицию можно получить используя выдержку в 2 с и диафрагму f/1,4. Такая экспопара всё равно даст EV 0. Точно также EV 15 можно получить, используя f/16*1/125 с, f/11*1/250 с, f/8*1/500 с или любую другую эквивалентную комбинацию.

В приведённой ниже таблице показаны возможные сочетания выдержки и диафрагмы для различных экспозиционных чисел.

Выдержка, с Диафрагма
f/1 f/1,4 f/2 f/2,8 f/4 f/5,6 f/8 f/11 f/16 f/22 f/32
30 - 5 - 4 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5
15 - 4 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5 6
8 - 3 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5 6 7
4 - 2 - 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8
2 - 1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1/2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1/4 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1/8 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1/15 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1/30 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1/60 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1/125 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1/250 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1/500 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
1/1000 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1/2000 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1/4000 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
1/8000 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Голубым цветом обозначены экспопары, автоматически выбираемые фотоаппаратом в программном режиме определения экспозиции (режим P). Видно, что упираясь в предельные для данного объектива значения диафрагмы (f/1,4 – f/16), программа вынуждена регулировать экспозицию, меняя лишь выдержку, но, опять же, только в пределах диапазона скоростей затвора конкретного фотоаппарата (1/8000 – 30 с).

Выдержки длиннее 30 с обычно недоступны в автоматических режимах, но могут быть установлены вручную.

Внимательный читатель мог заметить, что на участке программной линии от EV 4 до EV 18 не хватает нечётных экспозиционных чисел. Разумеется, экспонометр через них вовсе не прыгает, а изменяет экспозицию плавно и последовательно. Просто в моей таблице для краткости указаны значения выдержки и диафрагмы с шагом в одну ступень, в то время как на деле, обе составляющие экспопары изменяются, как правило, с шагом в 1/3 ступени. Например, в диапазоне от EV 12 до EV 16 полная последовательность будет выглядеть так:

Выдержка, с Диафрагма
f/5,6 f/6,3 f/7,1 f/8 f/9 f/10 f/11
1/125 12 12,3 12,7 13 13,3 13,7 14
1/160 12,3 12,7 13 13,3 13,7 14 14,3
1/200 12,7 13 13,3 13,7 14 14,3 14,7
1/250 13 13,3 13,7 14 14,3 14,7 15
1/320 13,3 13,7 14 14,3 14,7 15 15,3
1/400 13,7 14 14,3 14,7 15 15,3 15,7
1/500 14 14,3 14,7 15 15,3 15,7 16

Для управления автоматическим определением экспозиции служит экспокоррекция, позволяющая выбирать большие или меньшие экспозиционные числа относительно предлагаемых автоматикой. Сдвиг же программы даёт возможность, оставаясь в пределах заданного экспозиционного числа, выбирать эквивалентные сочетания выдержки и диафрагмы отличные от стандартных.

Несложно понять, как работают прочие автоматические режимы определения экспозиции. В режиме приоритета диафрагмы (A или Av) вы устанавливаете нужную вам диафрагму, а экспонометр определяет экспозиционное число и выбирает соответствующую выдержку. В режиме же приоритета выдержки (S или Tv) вы устанавливаете скорость затвора, а камера выбирает подходящую диафрагму.

В цифровой фотографии закон взаимозаместимости действует безоговорочно, однако традиционная фотографическая плёнка, в отличие от цифровой матрицы, при длительных выдержках (свыше 1 с) подвержена явлению невзаимозаместимости или эффекту Шварцшильда, в результате которого увеличение экспозиции вдвое (т.е. на 1 ступень) может потребовать более чем двукратного увеличения выдержки. Чем длиннее выдержка, тем значительнее расхождение между показаниями экспонометра и выдержкой, необходимой в действительности. Это явление неодинаково для разных плёнок и должно учитываться при расчёте экспозиции.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

В современном мире характеристики телевизоров помогают сделать правильный выбор при покупке техники. Они также смогут помочь при настройке телевизора. Многие ошибочно полагают, что цена — главный критерий оценки продукции, но это далеко не так. Если просмотреть все стеллажи с телевизорами, то можно заметить существенное отличие в качестве изображения. Консультант включит один телевизор для его оценки и сложно будет найти дефекты, не сравнивая его с аналогами. Значит, при покупке любой техники необходимы знания о ключевых характеристиках. Статья содержит информацию о них.

Является одним из самых главных параметров телевизоров. Запас яркости картинки необходим для каждого типа экрана. Данный критерий отвечает за комфортный просмотр любимых фильмов при слабой или слишком сильной освещенности в помещении.

Рекомендуется подбирать телевизор со значением 250-400 кд/м². Это минимальный предел, который сможет обеспечить достойное качество. Яркость напрямую зависит от размеров диагонали экрана. Например, для девятнадцати дюймовых аппаратов приемлемая яркость составляет 250 кд/м², а для тридцати шести дюймов — 500 кд/м². Это стандартный минимум, которого стоит придерживаться.

Чтобы проверить яркость, необходимо во время воспроизведения видеозаписи при средней освещенности поднять значение показателя до максимума, а затем опустить до минимума. Если техника хорошего качества, то картинка потемнеет заметно для человеческого глаза. На LCD данного эффекта не получится увидеть. Самое главное — яркость картинки не должна превышать показатели нормы, чтобы глаза не болели во время просмотра. При максимальном показателе осветление также должно быть видно.

Углы обзора

Данный параметр имел большее значение несколько десятков лет назад. В жк-телевизорах качество цветопередачи корректируется углом демонстрации изображения, в отличие от советских кинескопов. В первых моделях типа LCD возможность просмотра под углом была вообще не предусмотрена. Несмотря на это, не стоит забывать проводить проверку со всех углов. Для того чтобы удостовериться в большом угле обзора, нужно отойти от экрана и взглянуть на него. Если вас устраивает качество, то можно покупать агрегат.

Производители современных телевизоров указывают данный показатель в градусах. Рекомендуется рассматривать модели с величиной угла не менее 175 градусов.

Пиксели

Стоит рассматривать число неработающих пикселей как обособленную характеристику. Это частицы изображения, которые не могут приобретать требуемый входящим сообщением цвет. В любом экране можно найти данные детали. Разработчики допускают появление нескольких нерабочих фрагментов. Так что, выбирая телевизор, рекомендуется детально изучить все его составляющие и подобрать модель без битых пикселей.

Возможности подключения

Технические характеристики телевизоров нередко достаточно высоки. Но для использования возможностей в полной мере необходимо подключение сторонних устройств. При выборе техники обратите внимание на количество разъемов и их расположение. На сегодняшний день наиболее распространенными подключаемыми устройствами являются:

  • проигрывающее устройство блю рей;
  • видео и фотокамера;
  • консоль для игр;
  • компьютер;
  • флеш-карта USB;
  • небольшой кинотеатр;
  • антенны.

Различают несколько типов разъемов:

  • скарт;
  • С-Видео;
  • компонентный;
  • тюльпан;
  • HDMI;

На данный момент последние из вышеперечисленных наиболее актуальны.

Длительность отклика матрицы

Этот параметр демонстрирует время смены расположения кристалла в точке для разнообразной способности пропускать цвета. Современные жидкокристаллические модели смогли добиться результата в несколько миллисекунд. Эта характеристика является определяющей для матричной платы жидкокристаллического телевизора. Разработчики пытаются максимально снизить данный параметр. Различные производители не имеют единого определения время отклика, поэтому нередки ситуации, когда телевизоры с разными показателями демонстрируют одно и то же качество.


Например, для получения маленького время отклика платы производители измеряют время трансформации пикселя из открывшегося состояния в закрывшееся, то есть из черного в белое. Такой результат обеспечивает наложение на пиксель большого напряжения, следовательно, быстрота смены положения кристаллов тоже увеличивается. Но при замерах длительности перехода между границами черно-белых красок это время перехода намного больше, что и происходит при замерах в условиях магазина.

Необходимо не только учитывать паспортные данные при подборе телевизора, но и проверять качество изображения самостоятельно. Данный показатель рекомендуется проверять при помощи быстрой смены кадров. Если за картинкой не наблюдается всяческих шлейфов, то время отклика нормальное.

Разрешение экрана

Сравнивать телевизоры по данным характеристикам необходимо. Параметр повествует о количестве точек, которые используются для создания просматриваемого изображения на экране. Обозначается в паспорте разрешение в виде соотношения двух цифр. Первая обозначает количество пикселей по горизонтали, а второе по вертикали. Если рассматривать экран детально, то можно разобрать три точки, которые являются его составляющими. Стоимость зависит от количества точек. Чем их больше, тем лучше четкость и цветопередача.

Помимо разрешения экрана телевизора, существует ещё и разрешение внешнего сигнала, который поступает на устройство. Поэтому в полной мере оценить характеристики телевизора получится лишь при просмотре высококачественного видеоматериала.

Например, на телевизор с разрешением 1920 на 1080 подается сигнал телевидения 72 на 756 точек. Результат получится хуже, чем у старого кинескопного телевизора. Но если сигнал будет таким же, как и экран телевизора, то на выходе будет великолепная четкость.

Сигнал 1920х1080 именуется HDTV, он же Full HD. Чтобы воспроизводить данное разрешение, требуется наличие блю-рэй проигрывателя и подходящих дисков. Также существуют экраны с разрешением 1366х768, но на сегодняшний день большая часть моделей поддерживает 3840 на 2160.

Диагональ телевизора

Чтобы подобрать хороший телевизор по параметрам и цене, необходимо заострить свое внимание на диагонали экрана. Её единицы измерения — дюймы, она содержится в техническом паспорте устройства. Название устройства содержит данное число. Чаще всего это двадцать один, тридцать два или тридцать семь. Выбирать следует, опираясь на следующий фактор. Расстояние, на котором будете смотреть устройство. Рекомендуемая дистанция равняется трем или четырем диагоналям дисплея. Но следует помнить, что чем ближе зритель к телевизору, тем ярче становятся недочеты изображения. Искажений становиться меньше, если разрешение увеличивается. Проще говоря, чем выше числовой показатель данного параметра, тем ближе просмотр допускается. Но не следует смотреть с такого расстояния, на котором придется поворачивать голову.

Контрастность картинки

Данный показатель демонстрирует, на сколько единиц одна часть картины превышает по контрастности другую. В техническом паспорте контрастность обычно указывается как 900:1. Это демонстрирует соотношение белого и черного уровней. Чтобы выбрать хороший жидкокристаллический телевизор, следует различать два вида контрастности:

  1. Динамическая. Изменяется в соответствии с характеристиками воспроизводимого изображения.
  2. Статическая. Соответствует параметру жидкокристаллической матрицы. Показывает, насколько наиболее светлая картинка будет ярче самой темной.

Прочитав данную статью, рядовой потребитель будет знать, по каким параметрам выбрать телевизор и что является определяющим фактором при его покупке.


Здесь были рассмотрены основные характеристики телевизоров, которые образуют его конечную стоимость. Стоит помнить, что приобретать технику, опираясь только на один показатель, глупо и нецелесообразно. Часто телевизоры из разных ценовых категорий обладают различными числовыми характеристиками. Они могут быть выше или ниже. Только комплексное рассмотрение параметров устройства позволит выбрать его на долгое время.

Также стоит обратить внимание на подбор телевизора по расширенным параметрам. Если сложно сделать выбор по стандартным показателям, всегда можно обратить внимание на детали, которые предают преимущество конкретной модели.

Жидкокристаллические мониторы пришли на смену уже привычным ЭЛТ-мониторам. С чем же это связано? Во-первых, с доступностью. Цены на сегодняшний день упали до невозможности. И, что раньше было шиком, сейчас норма комплектации компьютерного парка предприятий.

Жидкокристаллические мониторы пришли на смену уже привычным ЭЛТ-мониторам. С чем же это связано? Во-первых, с доступностью.

Цены на сегодняшний день упали до невозможности. И, что раньше было шиком, сейчас норма комплектации компьютерного парка предприятий. Подумайте сами.

Ведь еще два года назад, из-за ценовой разницы, мы, долго не думая (и не смотря на внушительные габариты) купили бы монитор с электронно-лучевой трубкой. Но рынок построен так, что производить стали больше, а покупать меньше. И, что же делают в таких случаях - снижают цены. Сегодня ЖК-мониторы стоят столько же, сколько и ЭЛТ.

Выбор ЖК-мониторов на сегодняшний день огромен (глаза разбегаются). Но, как говорится, «не все йогурты одинаково полезны». И монитор следует подбирать тщательно и не бояться спрашивать продавца о характеристиках интересующего вас монитора. Критериев отбора вполне хватает, начиная от цветовой гаммы и заканчивая техническими характеристиками.

Итак, давайте представим с вами, что вы пришли в магазин и вам нужен ЖК-монитор. Чем вы будите руководствоваться при выборе этого продукта?

Выбор ЖК-монитора по внешнему виду

  • Цвет

Классическая расцветка ЖК-монитора, которую вам смогут предложить: серебристый, черно-серебристый, черный, темно-синий. Маловато, вам не кажется? Но это стандартная заводская раскраска. Конечно, требовательный пользователь может заказать цветовую гамму, какую захочет сам (например, под цвет интерьера или компьютерного стола).

  • Диагональ

В настоящее время производители ЖК-мониторов предлагают модели от минимальных 15 дюймовых и до экземпляров, достигающих в размерах по диагонали 22 дюйма. От ваших потребностей зависит, с какой диагональю вам нужен монитор. Учтите, чем больше диагональ (как правило они имеют и большое разрешение), тем более детальное изображение на экране вы увидите.

Монитор с форматом экрана 16:10 (16:9). Да, не удивляйтесь, такие мониторы тоже есть в своем роде, которые по внешнему своему виду отличаются от более привычных мониторов формата 4:3 (5:4). Такие мониторы называют широкоэкранные.

На сегодняшний день цены на мониторы колеблются от 5200 руб. до 25000 руб., что не стесняет покупателя отталкиваться только от цены. Ведь он может купить как 19, так и 17 дюймовый монитор по одной цене. Цены на 17-дюймовые ЖК-мониторы от 5000 руб. до 9000 руб., цены на 19-дюймовые ЖК-мониторы от 5900 руб. до 13900 руб. То есть мы видим общий ценовой диапазон - от 5900 руб. до 9000 руб.

Но если цена для вас не главное (или играет не определяющую роль), значит, приступим к рассмотрению характеристик.

Характеристики ЖК-мониторов
Кроме внешнего вида покупаемого ЖК-монитора, конечно, важны и технические характеристики покупаемого товара, не бойтесь поинтересоваться о них у продавца-консультанта.

  • Яркость ЖК-монитора (кд/м2)

Это максимальный предел (т.е. самое яркое состояние изображения) яркости вашего монитора. Стандартная яркость равна 300 кд/м2. Яркость сыграет для вас хоть какую-то роль, если вы постоянно работаете с материалом изначально плохого качества, а именно недостаточно яркого.

В этом случае настройки монитора позволят вам увеличить уровень яркости и добиться желаемого результата. Но у яркости есть и минусы. Обратите внимание, что постоянно высокие параметры яркости могут быстро «подсадить» и испортить ваш монитор, то есть привести к его быстрой поломке. При работе старайтесь использовать умеренные показатели яркости - это на более долгое время сбережет ваш монитор от поломки.

  • Контрастность ЖК-монитора

Пропорциональное отношение самой яркой и самой темной точки экрана. Но не гонитесь за этим показателем, так как для чувствительных глаз этот показатель играет не последнюю роль. Контрастность можно регулировать через кнопки настройки на мониторе. Стандарт контрастности колеблется от 600:1 до 700:1.

Но лишь от вас зависит, как настроить контрастность, исходя от чувствительности ваших глаз. Как и яркость у контрастности есть свои минусы. При регулировании контрастности так же не забывайте возвращать настройки в умеренное положение. Контрастность, как и яркость, влияет на картинку монитора. И если постоянно выставлять контрастность на максимум и долгое время оставлять настройки, это может вывести из строя ваш монитор.

  • Угол обзора ЖК-монитора

Он бывает как горизонтальный, так и вертикальный. Горизонтальный угол обзора позволяет вам видеть изображение на мониторе (если вам позволит угол самого обзора), если вы сидите не напротив монитора, а чуть сбоку (справа или слева - вот самые крайние боковые точки и формирует данный угол - стандартный горизонтальный угол равен 160 градусам).

Вертикальный угол обзора - это угол между верхней точкой перед монитором и нижней (стандартный угол составляет 60 градусов, но чем больше, тем лучше). В отличие от ЭЛТ-мониторов, в которых картинка видима под любым углом обзора, кристаллическое содержание не позволяет ЖК-мониторам похвастать этим. Наибольший угол обзора для ЖК на сегодняшний день составляет 178 градусов и по горизонтали и по вертикали.

Конечно, данный критерий большой значимости не играет, если вы смотрите на него в одиночестве. Но теперь представьте большое количество народу, скопившееся перед экраном монитора, кто-то сидит, кто-то стоит, и всем хочется видеть то, что происходит на мониторе.

Позволит ли вам ваш ЖК-монитор утолить желание тех, кто, предположим, стоят сбоку или пытаются поверх всех голов хоть как бы, хоть что-то увидеть? Тогда и сыграет решающую роль угол обзора вашего монитора. Так, что чем больше угол обзора, тем больше ваших гостей останутся довольными, что ему удалось насладиться картинкой, несмотря на не самые лучшие места.

  • Максимальное разрешение ЖК-монитора

От этого показателя зависит плотность или, так сказать, наибольшая детализация изображения. Стандартное разрешение составляет 1280:1024, но опять же чем больше, тем качественнее изображение вас ожидает. С тех пор как 800:600 было ранее самым большим разрешением прошло не мало времени. Но пользователи, до сих пор привыкшие к такому разрешению, с раздражительностью относятся к более высокому разрешению.
Например, многие сетуют на распространенное разрешение ЖК-мониторов 1280:1024, объясняя это тем, что значки папок стали очень мелкие. А привыкать к этому никто и не собирается, особенно, если пользователь с неудовлетворительным зрением - будь то пожилые пользователи или действительно с пороком зрения. Но плюс в том, что на вашем рабочем столе появилось гораздо больше места под рабочие папки, и качество графических файлов (игр) стало на порядок больше из-за увеличения плотности.

  • Частота и время отклика ЖК-монитора

Время отклика - время «тормоза» между сменой картинки на экране, за данный показатель отвечает и частота обновления. У ЖК-мониторов частота составляет от 75 Гц, приблизительное время отклика может составлять 8 мс, но может быть и меньше, что не есть плохо. В совокупности наибольшей частоты и наименьшего времени отклика дают наилучший результат. Проведите тест.

Сидя перед монитором, отведите взгляд от монитора на какой-либо предмет, но так, чтобы боковым зрением вы видели состояние картинки на экране. Вы увидите небольшие колебания («подергивания») экрана, и это значит, что частота вашего монитора не достаточно высока и следует произвести соответствующие настройки. А при выборе монитора вам придется учитывать частоту данных колебаний. Соответственно, чем выше этот показатель, тем лучше.

  • Потребление электроэнергии

Значимый показатель при выборе монитора для экономных покупателей, ведь в дальнейшем потребление энергии сыграет свою роль при оплате счета за нее. Так чем экономичнее ваш ЖК-монитор, тем меньше вам придется платить за траты электроэнергии.

Для примера, мониторы потребляют от 30 Вт. В режиме экономии монитор потребляет 1-2 Вт. Так, что при покупке, сэкономив несколько сотен рублей, но, купив ЖК-монитор с наибольшим показателем потребления энергии, вы в последствии переплачиваете за лишние Ваты электроэнергии. Так что будьте внимательны, данный показатель является весьма значимым при окончательном выборе монитора.

Некоторые ЖК-мониторы имеют не только вышеперечисленные составляющие. Отдельные модели имеют возможность поворота экрана на разные углы, как по горизонтали и вертикали, так и в других плоскостях. Также в отдельных моделях ЖК-мониторов имеется возможность крепления к стене (кронштейном), на тот случай, если у вас нет места на рабочем столе, все завалено бумагами.

Крепление к стене является выходом из данной проблемы.
Не бойтесь интересоваться у продавца обо всех этих характеристиках ЖК-монитора. В то же время никогда не помешает взять с собой просто знающего специалиста в этой области, так как нам порой могут просто запудрить мозги и всучить кота в мешке.

Световой поток - мощность светового излучения, т. е. видимого излучения, оцениваемого по световому ощущению, которое оно производит на глаз человека. Световой поток измеряется в люменах.

Например лампа накаливания (100 Вт) излучает световой поток, равный 1350 лм, а люминесцентная лампа ЛБ40 - 3200.

Один люмен равен световому потоку, испускаемому точечным изотропным источником, c силой света равной одной канделе, в телесный угол, величиной в один стерадиан (1 лм = 1 кд·ср).

Полный световой поток, создаваемый изотропным источником, с силой света одна кандела, равен люменам.

Существует и другое определение: единицей светового потока является люмен (лм), равный потоку, излучаемому абсолютно черным телом с площади 0,5305 мм 2 при температуре затвердевания платины (1773° С), или 1 свеча·1 стерадиан.

Сила света - пространственная плотность светового потока, равная отношению светового потока к величине телесного угла, в котором равномерно распределено излучение. Единицей силы света является кандела.

Освещенность - поверхностная плотность светового потока, падающего на поверхность, равная отношению светового потока к величине освещаемой поверхности, по которой он равномерно распределен.

Единицей освещенности является люкс (лк) , равный освещенности, создаваемой световым потоком в 1 лм, равномерно распределенным на площади в 1 м 2 , т. е. равный 1 лм/1 м 2 .

Яркость - поверхностная плотность силы света в заданном направлении, равная отношению силы света к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную тому же направлению.

Единица яркости - кандела на квадратный метр (кд/м 2).

Светимость (светность) - поверхностная плотность светового потока, испускаемого поверхностью, равная отношению светового потока к площади светящейся поверхности.

Единицей светимости является 1 лм/м 2 .

Единицы световых величин в международной системе единиц СИ (SI)

Наименование величины Наименование единицы Выражение
через единицы СИ (SI)
Обозначение единицы
русское между-
народное
Сила света кандела кд кд cd
Световой поток люмен кд·ср лм lm
Световая энергия люмен-секунда кд·ср·с лм·с lm·s
Освещенность люкс кд·ср/м 2 лк lx
Светимость люмен на квадратный метр кд·ср/м 2 лм·м 2 lm/m 2
Яркость кандела на квадратный метр кд/м 2 кд/м 2 cd/m 2
Световая экспозиция люкс-секунда кд·ср·с/м 2 лк·с lx·s
Энергия излучения джоуль кг·м 2 /с 2 Дж J
Поток излучения, мощность излучения ватт кг·м 2 /с 3 Вт W
Световой эквивалент потока излучения люмен на ватт лм/Вт lm/W
Поверхностная плотность потока излучения ватт на квадратный метр кг/с 3 Вт/м 2 W/m 2
Энергетическая сила света (сила излучения) ватт на стерадиан кг·м2/(с 3 ·ср) Вт/ср W/sr
Энергетическая яркость ватт на стерадиан-квадратный метр кг/(с 3 ·ср) Вт/(ср·м 2) W/(sr·m 2)
Энергетическая освещенность (облученность) ватт на квадратный метр кг/с 3 Вт/м 2 W/m 2
Энергетическая светимость (излучаемость) ватт на квадратный метр кг/с 3 Вт/м 2 W/m 2

Примеры:

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК"
Под общей ред. профессоров МЭИ В.Г. Герасимова и др.
М.: Издательство МЭИ, 1998

Наша методика тестирования экранов смартфонов и планшетов состоит из четырёх сравнительно несложных тестов:

  • Измерение максимальной яркости чёрного и белого полей, а также вычисление контрастности по полученным значениям;
  • Определение цветового охвата и точки белого;
  • Измерение цветовой температуры;
  • Измерение гаммы дисплея по трём основным цветам (красный, зелёный, синий) и по серому цвету.

Результаты каждого из этих тестов характеризуют отдельные особенности экрана, поэтому при окончательной оценке качества дисплея стоит воспринимать все четыре теста сразу, а не какой-либо из них в отдельности.

Для определения каждого параметра используется колориметр X-Rite i1Display Pro и программный комплекс Argyll CMS. В этом материале мы расскажем про каждый тест, а также объясним, как читать и понимать полученные нами графики. Итак, поехали!

⇡ Определение максимальной яркости чёрного и белого полей, а также вычисление статической контрастности

На первый взгляд, этот тест кажется самым простым. Для того чтобы измерить яркость белого цвета, мы выводим на экран абсолютно белую картинку и измеряем яркость при помощи колориметра — полученное значение и будет называться яркостью белого поля. А для того чтобы измерить яркость чёрного, мы проделываем то же самое с абсолютно чёрной картинкой. Яркость белого и чёрного полей измеряется в кд/м 2 (канделах на квадратный метр). Контрастность узнаётся и того проще: поделив яркость белого поля на яркость чёрного, мы получаем искомое значение. Величина статической контрастности у практически идеального экрана смартфона или планшета составляет 1000:1, хотя результаты 700:1 и выше можно также назвать отличными.

К сожалению, простым этот тест можно назвать только с виду. В последние годы производители смартфонов пошли по тому же пути, что и производители телевизоров: они стали добавлять различные «улучшайзеры» изображения в прошивку аппаратов. Это не удивительно, а скорее закономерно, потому что почти все крупнейшие производители смартфонов занимаются разработкой телевизоров и/или мониторов.

В случае жидкокристаллических дисплеев (с OLED все ровно наоборот) эти «улучшайзеры» работают, как правило, следующим образом: чем меньше на дисплее светлых точек, тем ниже яркость подсветки. Сделано это, во-первых, для того, чтобы обеспечить большую глубину чёрного на тех изображениях, в которых много этого цвета. А во-вторых, чтобы не тратить зря электроэнергию: если изображение в основном тё мное, нет смысла светить подсветкой на полную катушку — логично её приглушить.

Проблема в том, что реальная контрастность от этого не повышается: при использовании «улучшайзера» светлые участки на тё мном изображении тоже станут чуточку темнее, так что соотношение яркости белого и чё рного в лучшем случае останется таким же, как и при полной подсветке. То есть если на дисплее, оснащё нном динамической оптимизацией подсветки, измерить светимости белого и чё рного полей, как описано выше, а потом просто поделить одно на другое, то получится не настоящее значение контрастности, а довольно абстрактная цифра. Чаще всего — очень заманчивая (вроде 1500:1), но не имеющая ничего общего с реальной контрастностью.

Для того чтобы обойти эту проблему, мы отказались от картинок, полностью залитых чёрным или белым цветом в пользу изображения, состоящего на 50% из белого и на 50% из чё рного. Таких картинок у нас две (50-50 и 50-50-2 на рисунке ниже), соответственно, мы измеряем значения светимости белого и чё рного полей как в верхней, так и в нижней частях дисплея — а вычисленные после деления этих чисел значения контрастности усредняем.

Полный набор тестовых изображений для измерения характеристик LCD-дисплеев

Оптимизация вносит изрядную погрешность в том числе и в измерение других параметров экрана — цветовой температуры и гамм. Поэтому для получения более корректных результатов мы и для этих тестов используем не полностью залитые цветом картинки, а квадраты, занимающие около 50% от площади экрана. Фон при этом заливается белым или чёрным цветом, чтобы соотношение светлых и тёмных точек на дисплее было более равномерным для всех тестовых изображений и динамическая подстройка подсветки вносила минимальные искажения в результаты.

Такой подход позволяет повысить реалистичность полученных значений контрастности и прочих параметров дисплея.

⇡ Измерение цветового охвата

Наш глаз способен воспринимать огромное количество цветов, тонов, полутонов и оттенков. Вот только самые современные дисплеи мобильных устройств — как и их «большие братья», экраны телевизоров и мониторов — пока ещё не способны воспроизвести всё это буйство цвета. Цветовой охват любого современного дисплея очень сильно уступает части спектра, видимой человеческим глазом.

На графике ниже представлен примерный диапазон видимой (оптической) области спектра, или «цветового охвата человеческого глаза». Белым треугольником на нём выделено цветовое пространство sRGB, которое было определено компаниями Microsoft и HP в не очень далёком 1996 году как стандартное цветовое пространство для всего компьютерного оборудования, предполагающего работу с цветом: мониторов, принтеров и так далее.

По сравнению со всей оптической областью спектра цветовой охват sRGB не так уж и велик. А уж по сравнению с полным спектром электромагнитного излучения (не показанном на графике) — и вовсе песчинка в песочнице

Если честно, в работе с цветом всё далеко не просто, крайне запутанно и не так хорошо стандартизировано, как того хотелось бы. Однако, пусть и с изрядной долей условности, можно сказать, что большая часть цифровых изображений рассчитана на использование цветового пространства sRGB.

Из этого есть такое следствие: в идеальном случае цветовой охват дисплея должен совпадать с цветовым пространством sRGB. Тогда вы будете видеть изображения именно такими, какими их задумали их создатели. Если цветовой охват дисплея меньше, то цвета теряют насыщенность. Если больше — то становятся более насыщенными, чем нужно. «Мультяшная» картинка с перенасыщенными цветами, как правило, выглядит наряднее, но это не всегда уместно.

Хорошими значениями цветового охвата можно считать показатели от 90 до 110% sRGB. Дисплеи, цветовой охват которых уже 90%, выдают слишком блеклую картинку. Экраны с более широким цветовым охватом могут ощутимо перенасыщать цвета и делать картинку излишне красочной.

Не очень удачными следует считать и такие настройки дисплея, когда треугольник цветового охвата по площади близок к sRGB, но сильно искажён: это означает, что, вместо предусмотренного стандартом цвета, на дисплее вы увидите какой-то существенно отличающийся от него цвет. Например, оливковый вместо зелёного или морковный вместо насыщенного красного.

Набор изображений для определения цветового охвата

Также во время измерения цветового охвата мы находим координаты точки белого и указываем её на графике. Более подробно о ней мы поговорим в следующем разделе.

⇡ Определение цветовой температуры

Идеальная цветовая температура белого цвета составляет 6500 кельвин. Это связано с тем, что именно такой цветовой температурой характеризуется солнечный свет. То есть такой белый цвет является наиболее естественным и привычным человеческому глазу. Более «тёплые» оттенки белого имеют температуру ниже 6500 К, например 6000 К. Более «холодные» — выше, то есть 8000 или 10000 К и так далее.

Отклонения как в ту, так и в другую сторону, в принципе, нежелательны. При меньшей цветовой температуре изображение на экране устройства приобретает красноватый или желтоватый оттенок. При более высокой — уходит в голубые и синие тона. Также следует иметь в виду, что точка белого у дисплея может в принципе не попадать на кривую Планка, определяющую именно белый цвет. На таком дисплее белый имеет совсем уж нежелательный зеленоватый (очень характерный недостаток ранних AMOLED-дисплеев) или пурпурный оттенок.

В идеале для всех градаций серого — которые по сути представляют собой тот же белый цвет, но меньшей яркости, — цветовая температура и координаты цвета должны быть одинаковыми. Если они отличаются в незначительных пределах, то ничего страшного в этом нет. Если же они резко меняются от градации к градации, то на таком дисплее разные участки чёрно-белых изображений приобретают разный оттенок и в целом получаются слегка «радужными». Это не очень хорошо.

Тестовые изображения, используемые для измерения цветовой температуры

Мы измеряем цветовую температуру для градаций 10, 20, 30 ... 100% от полностью белого цвета. В результате появляется график следующего вида:

⇡ Измерение гаммы дисплея по трём основным цветам (красный, зелёный, синий) и по серому цвету

Если не вдаваться в глубокую теорию, то графиками гамма-кривых можно назвать отношение входящего сигнала к измеренному сигналу, отображаемому монитором.

Набор изображений для измерения гаммы

К сожалению, идеальных дисплеев не существует, поэтому любой цвет на экране отображается с погрешностью, которую вносит ЖК-матрица. Именно эту погрешность мы и будем измерять. Для того чтобы наши измерения не оказались «сферическими в вакууме», на всех графиках гамма-кривых присутствует эталонная кривая, нарисованная чёрным цветом. За эталон принята гамма 2,2, которая используется в цветовых пространствах sRGB, Adobe RGB.

На примерах графиков видно, что полученные нами кривые далеко не всегда совпадают с эталонными. Если гамма-кривая проходит ниже эталонной, то это значит, что полутона на таком дисплее недосвечиваются, выглядят темнее нужного. При этом особенно могут страдать тёмные участки изображения — детали в них теряются. Если кривая идет выше эталонной — то полутона пересвечиваются и теряются уже детали в светлых частях изображения.

Также встречаются гамма-кривые s-образной и z-образной формы. В первом случае изображение получается более контрастным, при этом детали теряются как в светлых частях, так и в тёмных. Во втором случае — наоборот, контрастность занижается, хоть и с выгодой для детальности. Все случаи несоответствия гамм по-своему плохи, так как из-за них картинка на экране получается изменённой по сравнению с оригиналом.

⇡ Выводы

Для того чтобы отличить хороший экран от плохого, надо смотреть на все диаграммы и графики сразу, одной или пары здесь недостаточно.

С яркостью белого всё просто — чем она больше, чем ярче будет дисплей. Яркость на уровне в 250 кд/м 2 можно считать нормальной, а все значения выше — хорошими. С яркостью чёрного дела обстоят наоборот: чем она ниже, тем лучше. Что же касается контрастности, то про неё можно сказать почти то же, что и про яркость белого: чем выше величина статической контрастности, тем лучше дисплей. Значения около 700:1 можно считать хорошими, а около 1000:1 — и вовсе великолепными. Отметим, что у AMOLED- и OLED-экранов чёрный почти не светится — наш прибор просто не позволяет измерить столь малые значения. Соответственно, мы считаем их контрастность почти бесконечной, а на деле — если вооружиться более точным прибором — можно получить значения вроде 100 000 000:1.

С цветовым охватом дела обстоят немного сложнее. Принцип «чем больше — тем лучше» здесь уже не действует. Следует ориентироваться на то, насколько хорошо совпадает треугольник цветового охвата с цветовым пространством sRGB. Полностью идеальные в этом смысле дисплеи практически не встречаются в мобильных устройствах. Оптимумом же можно считать такой охват, который занимает от 90 до 110% sRGB, при этом очень желательно, чтобы форма треугольника была близка к sRGB. Также на графике цветового охвата стоит посмотреть на расположение точки белого. Чем она ближе к эталонной точке D65, тем лучше баланс белого у дисплея.

Ещё одной мерой баланса белого является цветовая температура. У отличного монитора она составляет 6 500 К у насыщенного белого цвета и почти не изменяется на разных оттенках серого. Если температура ниже, то экран будет «желтить» изображение. Если выше — то «синить».

С гамма-кривыми всё ещё проще: чем ближе измеренная кривая к эталонной, которую мы на графиках рисуем чёрным, тем меньше погрешностей в изображение вносит матрица дисплея. Мы прекрасно понимаем, что всё это так сходу запомнить непросто. Поэтому мы будем ссылаться на данный материал в будущих обзорах. Так что информация о том, как следует читать приводимые нами графики, всегда будет у вас под рукой.