Самолетное переговорное устройство спу 8 электрическая схема. Раздел второй - И. Е. Бондарчук, В. И. Харин. Назначение и классификация средств авиационной связи
НАЗНАЧЕНИЕ, КОМПЛЕКТ И РАЗМЕЩЕНИЕ
СПУ-7 предназначено для внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа, для выхода их на внешнюю связь, для прослушивания сигналов специального назначения.
Для членов экипажа, имеющих абонентские аппараты с выходом на внешнюю связь, переговорное устройство СПУ-7 обеспечивает:
- двустороннюю телефонную связь между абонентами в двух сетях;
- циркулярный вызов любого абонента (вызов производится голосом);
- прослушивание внешней связи с пониженной громкостью при работе на внутреннюю связь;
- прослушивание внутренней связи с пониженной громкостью при работе на внешнюю связь;
- пуск радиостанций и ведение передачи;
- быстрый переход с внешней связи на внутреннюю, нажимая выносную кнопку «СПУ»;
- плавное регулирование уровня громкости речи, передаваемой по внутренней и внешней сетям связи.
Кроме того, в сеть СПУ-7 на телефоны поступают сигналы от радиовысотомера, радиокомпасов, станции СЗМ, а также могут прослушиваться сигналы наземных маяков аппаратуры РСБН-2С.
Для абонентов, не имеющих выхода на внешнюю связь, переговорное устройство СПУ-7 обеспечивает:
- двустороннюю телефонную связь со всеми абонентами в двух сетях;
- циркулярный вызов любого абонента (вызов производится голосом);
- плавное регулирование уровня громкости речи по внутренней телефонной связи.
Основные ТТД:
- Питание, В -………………….27;
- Потребляемая мощность, Вт -…………………………30;
- Диапазон усиливаемых частот, Гц -…………………….300 -3500;
- Выходное напряжение на шести парах телефонов типа ТА-56М, В -………45 — 70;
- Коэффициент усиления по напряжению -……………100;
- Масса комплекта, кг -………………………….15.
В комплект СПУ-7 входят:
— четыре абонентских аппарата с выходом на внешнюю связь — размещены на рабочих местах членов экипажа (фото 1);
Фото 1
— три упрощенных абонентских аппарата – бортового техника — на верхнем щитке летчиков (фото 2),
Фото 2
оператора — в грузовой кабине шп. 10-11 справа, выпускающего — в грузовой кабине шп. 33 справа (фото 3);
Фото 3— два усилителя низкой частоты, размещены — один на этажерке по правому борту шп.7, на рабочем месте ВР (фото 4),
Фото 4
Второй — на стенке шп. 7 за креслом штурмана (фото 5).
Фото 5
— выносные кнопки СПУ и РАЦИИ (ПК2С-2В, ПК2Э-2В) — у летчиков на штурвалах (фото 6,7),
Это слайд-шоу требует JavaScript.
у штурмана и радиста в качестве кнопки РАЦИЯ используются ножные тангенты (фото 8),
Фото 8Кнопка СПУ размещена на приборной доске, у остальных членов экипажа имеются только выносные кнопки
Для абонента, находящегося при наземной отработке оборудования в хвостовой части самолета, на этажерке за шпангоутом 40 установлены розетка и кнопка СПУ для подсоединения абонентской гарнитуры и ведения связи (фото).
СПУ (у бортового техника – фото 9);
Фото 9Для подключения внешнего кабеля СПУ-7 на левом борту самолета между шпангоутами 1-1а (у радиоотсека) предусмотрен лючок СПУ (фото 11).
Фото 11
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
На передней панели абонентского аппарата СПУ-7 (фото 1) размещены:
- переключатель на два положения СПУ — РАДИО — служит для включения гарнитуры абонента в сеть внутренней или внешней связи;
- переключатель радиосвязей на шесть положений - для подключения гарнитуры абонента к установленным на самолете радиостанциям и радиокомпасам: УКР — для р/ст Р-863 №1 (Р-802В); СР — не задействовано; КР — для р/ст «МИКРОН»; ДР -для р/ст Р-863 №2 (Р-832М); РК-1 — для АРК-11 №1; РК-2 — для АРК-11 №2, АРК-УД, РСБН-2С;
- ручка ОБЩАЯ — для регулировки громкости сигналов основной связи, на которую установлен переключатель СПУ — РАДИО;
- ручка ПРОСЛ. — для регулировки громкости сигналов второстепенной связи, прослушиваемых с пониженной громкостью;
- кнопка ЦВ — обеспечивает ведение передачи по сети внутренней связи , прослушиваемой всеми абонентами с полной громкостью;
- переключатель СЕТЬ 1-2 — для подключения гарнитуры в первую или вторую сеть внутренней связи.
Кнопка РАЦИЯ — для включения передатчика, на который установлен переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7, и подключения к этому передатчику микрофона абонента при условии, что переключатель СПУ-РАДИО на абонентском аппарате установлен в положение РАДИО. Когда этот переключатель находится в положении СПУ, микрофон при нажатии кнопки подключается к усилителю СПУ, т.е. при помощи кнопки можно вести передачу по внутрисамолетной сети связи. Эта передача будет прослушиваться абонентами, ведущими радиосвязь, с пониженной громкостью.
Кнопка СПУ — для быстрого включения гарнитуры абонента в сеть внутрисамолетной связи, т. о., передачу по внутрисамолетной сети связи можно вести с помощью кнопок СПУ, ЦВ или РАЦИЯ. В последнем случае нужно предварительно установить переключатель СПУ-РАДИО в положение СПУ.
Для ведения радиосвязи необходимо переключатель СПУ-РАДИО установить в положение РАДИО и вести передачу при помощи кнопки РАЦИЯ.
ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Для включения СПУ:
- включить АЗС СПУ-7 на щите A 3 C радиста;
- включить выключатели СПУ 1, СПУ 2 на приборной доске радиста;
- установить переключатель СЕТЬ 1-2 в положение 1.
Для ведения внутрисамолетной связи:
- установить, переключатель СПУ-РАДИО на абонентском аппарате в положение СПУ;
- установить ручкой ОБЩАЯ на абонентском аппарате желаемую громкость сигнала;
- для ведения передачи нажать кнопку СПУ (РАЦИЯ), для приема отпустить ее.
Для циркулярного вызова нажать кнопку ЦВ на абонентском аппарате, вызвать нужного абонента на связь и отпустить кнопку. Для приема сигналов навигационных устройств:
- установить переключатель радиосвязей на абонентском аппарате в положение, соответствующее выбранному навигационному устройству;
- установить ручкой ПРОСЛ на абонентском аппарате желаемую громкость принимаемых сигналов.
Для выхода на радиосвязь по радиостанциям диапазонов MB , ДМВ и KB :
- установить переключатель СПУ-РАДИО на абонентском аппарате в положение РАДИО;
- переключатель радиосвязей на абонентском аппарате установить соответственно в положение УКР (ДР, КР);
- установить ручкой ОБЩАЯ на абонентском аппарате желаемую громкость сигналов;
- для ведения передачи нажать кнопку РАЦИЯ, для приема отпустить ее.
При ведении внешней радиосвязи и прослушивании навигационных сигналов громкость сигналов внутрисамолетной связи регулировать ручкой ПРОСЛ.
При ведении внутрисамолетной связи громкость прослушивания сигналов радиосвязи также регулируется ручкой ПРОСЛ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПОЛЕТЕ
СПУ-7 необходимо включать перед запуском двигателей и выключать только после выключения двигателей.
С помощью ручки ОБЩАЯ, расположенной на абонентском аппарате СПУ, регулируется громкость сигналов, прослушиваемых в телефонах с полной громкостью но от ее положения зависит также уровень сигналов, прослушиваемых в телефонах с пониженной громкостью. В связи с этим, перед полетом нужно сначала ручкой ОБЩАЯ установить требуемую громкость связи, на которую установлен переключатель СПУ-РАДИО, а затем ручной ПРОСЛ. отрегулировать уровень сигналов связи, прослушиваемых с пониженной громкостью.
Перед полетом и в полете не следует ручку ПРОСЛ поворачивать против часовой стрелки до крайнего левого положения, т.к. при этом сигналы связи пониженной громкости в телефонах могут совсем не прослушиваться. В дальнейшем это приведет к тому, что при необходимости установить внутрисамолетную связь с таким абонентом его нужно будет вызывать при помощи кнопки ЦВ и другие абоненты не смогут в это время вести радиосвязь.
Абонентам, которые в полете ведут радиосвязь, рекомендуется устанавливать переключатель СПУ-РАДИО на все время полета в положение РАДИО, а внутрисамолетную связь вести при помощи кнопки СПУ. Если абонент, вызываемый на связь при помощи кнопки СПУ, не отвечает, нужно вызвать его с помощью кнопки ЦВ.
Основные технические данные
Напряжение питания, В 27±10%
Потребляемый ток, А:
электродвигателем 0,15
двумя лампами 5
Частота проблесков маяка, проблеск/мин. . до 90±13 Максимальная сила света каждой лампы маяка,
кв. св, не менее 1500
Полный угол рассеяния маяка в вертикальной
плоскости, град, не менее 15
Сигнальный маяк включается автоматом защиты сети «Маяк» на правом электрощитке.
Аэронавигационные огни АНО служат для обозначения самолета в воздухе при ночных полетах и для определения с земли направления полета самолета.
Бортовые аэронавигационные огни БАНО-45 установлены на концах отъемных частей крыла. На левой отъемной части установлен БАНО-45 с красным светофильтром, на правой - с зеленым. В БАНО-45 применена лампа СМ22-28. Арматура БАНО-45 (рис. 98) состоит из основания 6 с патронодержате-лем 1, резиновой прокладки 5 и светофильтра 3.
Основание имеет кронштейн с резьбой под винт 4 светофильтра. В патронодержатель впрессована гильза патрона. Хвостовой огонь ХС-39 устанавливается на задней кромке руля поворота. Лампа ХС-39 (рис. 99) состоит из корпуса 1, двухконтактного патрона 2, белого рифленого стекла 8 и конусного кольца 6 крепления стекла. Патрон крепится в корпусе винтами 3. Конусное кольцо соединяется с корпусом арматуры штыковым затвором с винтами 5.
Между торцовой частью корпуса и стеклом имеются фибровые прокладки 9, обеспечивающие плотное прилегание стекла.
Аэронавигационные огни включаются автоматом защиты сети «АНО», расположенным на правом электрощитке.
Рис- 98. Арматура БАНО-45:
/ - штыковой патрон; 2 - лампа с зеркальным отражателем; 3 - светофильтр; 4 - винт светофильтра; 5 - резиновая прокладка; 6 - основание
Освещение кабины. Приборная доска самолета освещается с помощью светильников красного света АПМ, СВ и СТ. Светильники АПМ служат для подсвета надписей, выполненных на светопроводе. В АПМ установлена одна лампа СМ-37. Светильники всех щитков
Рис. 99. Хвостовой огонь ХС-39:
1 - корпус; 2 - двухконтакт-тактный штыревой патрон; 3, 4 и 5- винты лампы; 6 - конусное крепление стекла; 7 -лампа; 8 - белое рифленое стекло; 9 - фибровая прокладка
управления включаются автоматом защиты сети «Освещение основное». Щелевой вертикальный светильник СВ служит для освещения магнитного компаса КИ-13К. В нем применена одна лампа СМ-37.
Светильники СТ предназначены для освещения приборов, щитков управления, панелей пультов и приборных досок. В корпусе светильника крепятся две лампы СМ-37, закрытые красным светофильтром. Схема предусматривает основное и аварийное освещение. При аварийном освещении горят лишь два светильника. Включаются СТ двумя автоматами защиты сети «Освещение основное» (061) и «Авар.» (060), расположенными на правом электрощитке. В этом случае горят все СТ. Регулировка освещения осуществляется потенциометром «Регулировка освещения», расположенным на правой панели приборной доски (см. рис. 1). Электрическая схема освещения представлена на рис. 100.
Кабина освещается плафоном, который установлен вверху задней части кабины. Для подсвета карты имеется светильник на штанге. Плафон и светильник включаются с помощью переключателя на три положения, расположенного на центральном пульте. Переключатель подключен непосредственно к аккумулятору, минуя переключатель «Аккум».
Внутренняя сигнализация. В ее состав входят: сигнализация положения шасси; табло сигнализации; лампы сигнализации «Опасная скорость» и «Отказ ПТ-200».
Рис. 100. Схема освещения
Сигнализация положения шасси состоит из трех ламп с красным светофильтром, трех ламп с зеленым светофильтром (убранного и опущенного положения шасси) и трех ламп внешней сигнализации СМ28-10, установленных в стойках шасси. Лампы внутренней сигнализации установлены на левой па-
нели приборной доски. Фидер сигнализации шасси (см. рис. 96) обеспечивает световую сигнализацию выпущенного и убранного положения шасси, а также световую сигнализацию положения тормозного щитка и триммера руля высоты.
При включенной бортовой сети и выпущенном шасси концевые выключатели С21, С19 и С12 замыкают цепи питания сигнальных ламп С30, С26 и С34 с зеленым светофильтром. При убранном шасси концевые выключатели С20, С18 и С22 замыкают цепи питания сигнальных ламп с красным светофильтром С23, С24 и С32. Проверка ламп сигнализации положения шасси осуществляется при нажатии кнопки КП2 с помощью реле С46 и С48 при включенном автомате зашиты сети «Сигн. шасси», расположенном на левом электрощнтке. При этом горят все шесть ламп сигнализации.
Лампы внешней сигнализации положения шасси С55, С54 и С53 получают питание через автомат защиты сети «Сигн. шасси» С35, нормально разомкнутые контакты концевых выключателей С21, С19 и С12 и контакты 2 -3, 5 -6, 8 -9 реле С56. Реле С56 срабатывает при включении автомата защиты сети «АНО» С36.
При выпущенном положении тормозного щитка концевой выключатель С78 замыкает контакты и подает напряжение на сигнальную лампу С79 «Щиток выпущ.». При нейтральном положении триммера руля высоты концевой выключатель С38 контактами 3 -4 замыкает цепь сигнальной лампы «Тримм. нейтр.» С16.
При достижении скорости, заданной сигнализатором опасной скорости ССА-0,7-2,2, Р25 замыкает свои контакты. При этом питание через нормально замкнутые контакты реле С90 подается на сигнальную лампу «Опасная скорость» Р24. Одновременно включается звуковая сигнализация. Отключение звукового сигнала производится выключателем «Опасная скорость» Р27, расположенным на правом электрощитке. Проверка ламп сигнализации на табло осуществляется кнопкой КП1 при включении автомата защиты сети «Приборы двигат. и ЭУП».
Сигнализатор «Стружка в двигателе». Фильтр-сигнализатор служит для раннего обнаружения дефектов, связанных с износом или разрушением деталей. Он состоит из фильтрующей и сигнализирующей частей. В сигнализатор входят стойка-контакт, блок пластин, регулировочные кольца, текстолитовая втулка, металлическая шайба. Весь пакет крепится на стойке при помощи гайки. На стойку-контакт устанавливается наконечник. Блок пластин состоит из 17 латунных пластин, разделенных между собой картонными секторами-изоляторами (по три сектора между пластинами). Секторы-изоляторы крепятся к пластинам при помощи эпоксидной смолы.
Фильтр-сигнализатор включен в электрическую сеть постоянного тока напряжением 27 В. Электрический ток от источника питания поступает на клемму наконечника и проходит через стойку-контакт, блок пластин, корпус, далее на корпус маслоотстойника. Когда зазор между пластинами заполняется стружкой, электрическая цепь замыкается и загорается лампа на табло сигнализации в кабине пилота. Таким образом повышается надежность контроля за работой авиационного двигателя.
ГЛАВА V РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Самолетное переговорное устройство СПУ-9
Назначение. Самолетное переговорное устройство СПУ-9 предназначено для двусторонней внутрисамолетной телефонной связи между двумя членами экипажа, выхода членов экипажа на внешнюю связь по радио через радиостанцию, прослушивания сигналов радиокомпаса, а также сигналов «Опасная высота» радиовысотомера РВ-5, «Маркер» маркерного радиоприемника и «Опасная скорость».
Самолетное переговорное устройство работает с авиационной гарнитурой АГ-2 (ГСШ-А-18), содержащей высокоомные телефоны ТА-56М и электродинамический микрофон ДЭМШ-1, или с авиационным шлемофоном, содержащим высокоомные телефоны ТА-4 и ларингофоны ЛА-5.
Конструкция самолетного переговорного устройства СПУ-9 обеспечивает не менее 90% словесной разборчивости речи при приеме и передаче в акустическом шуме уровнем до 120 дБ при работе с ларингофонами и телефонами ТА-56М.
Устройство СПУ-9 на самолете Як-18Т обеспечивает:
одновременное прослушивание каждым обонентом со 100%-ной громкостью передач, ведущихся по сети внешней и внутренней связи, а также сигналов: радиокомпаса (при установке переключателя «РК-Вык.» в положение «РК» на абонентском щитке), «Опасная высота» от радиовысотомера, маркерного приемника (при установке аппаратуры посадки «Ось-1» - маркерного и курсового приемников), «Опасная скорость»;
внутрисамолетную телефонную связь между двумя членами экипажа при нажатии одной из кнопок «СПУ», расположенных на штурвале, любым из членов экипажа;
пуск и модулирование радиопередатчика командной радиостанции при нажатии одной из кнопок «Радио», расположенных на штурвалах;
прием членами экипажа сигналов радиокомпаса;
отключение ларингофонов второго абонента от входа радиостанции при выходе на передачу через эту же радиостанцию первого абонента;
возможность резервирования разделительных усилителей обоих абонентов переключением телефонов первого абонента на выход разделительного усилителя второго абонента параллельно его телефонами, или, наоборот, при установке переключателя «Рез-Выкл.», расположенного на абонентском щитке, в положение «Рез.»;
Рис. 101. Комплект устройства СПУ-9: 1 - блок усилителей; 2-абонентский щиток
плавное раздельное регулирование громкости речи, передаваемой по сети внутренней связи регулятором громкости СПУ, а по сети внешней связи - регулятором громкости РАД. Сигналы, поступающие в СПУ от радиокомпаса АРК-9 (или АРК-15), маркерного приемника МРП-56П, радиовысотомера РВ-5 и «Опасная скорость» в систему СПУ регулировки не имеют. Регулировка громкости сигналов МРП «Опасная высота» и «Опасная скорость» осуществляется потенциометром, расположенным на щитке реле радиооборудования. Щиток установлен в отсеке радиооборудования между шпангоутами № 12 и 13.
В комплект СПУ-9 (рис. 101) входят: усилительный блок, установленный в носовой части фюзеляжа за приборной доской (см. рис. 2); два абонентских щитка, установленные на левой и правой панелях приборной доски (см. рис. 1); две кнопки СПУ; две кнопки «Радио» на штурвалах.
Основные технические данные СПУ-9
Выходное напряжение усилительного тракта вну
тренней связи при нагрузке на высокоомные
телефоны и подаче на вход усилителя вну
тренней связи сигнала, напряжением 0,5 В и
частотой 1000 Гц, В 50-75
Частотный диапазон, Гц 300-3400
Максимальная потребляемая мощность, Вт:
блоком усилителей по сети питания. . . 13,5 щитками абонентов по сети подсвета... 3
Масса комплекта, кг 2,5
Принцип работы. На рис. 102 приведена структурная схема устройства СПУ-9. Телефоны ТА-56М каждого абонента подключены постоянно к своему индивидуальному разделительному усилителю. К входу каждого разделительного усилителя подключены постоянно: выход усилителя внутрисамолетной телефонной связи; выход приемника АРК; выход приемника командной радиостанции и выходы устройств сигналов специ-
ального назначения. Благодаря такому включению каждый из абонентов имеет возможность одновременно прослушивать до пяти различных видов звуковых сигналов без их взаимного шунтирования и влияния друг на друга.
Тракт внутрисамолетной телефонной связи СПУ-9 состоит из ларингофонов ЛА-5, усилителя внутрисамолетной телефонной связи, раздельного усилителя и телефонов ТА-56М.
Для ведения передачи по сети внутрисамолетной телефонной связи абоненту необходимо нажать кнопку СПУ. При этом ларингофоны абонентов подключаются к выходу усилителя. Сигнал внутренней связи на телефоны абонентов поступает непрерывно независимо от положений тумблеров на абонентских щитках при нажатии одной из кнопок СПУ.
Для регулировки громкости передачи внутрисамолетной связи на щитке каждого абонента имеется регулятор громкости СПУ. С регулятора громкости сигнал подается на вход соответствующего разделительного усилителя.
Тракт внешней радиосвязи СПУ-9 состоит из ларингофонов ЛА-5, входной цепи радиостанции, выходной цепи приемника радиостанции, разделительного усилителя и телефонов ТА-56М. Сигналы приемника радиостанции «Ландыш-5» (или «Бак-лан-5») поступают на телефоны абонента непрерывно. Для регулировки громкости передачи, принимаемой по радиосвязи, на каждом щитке абонента имеется регулятор громкости «Рад», с которого сигнал подается на вход разделительного усилителя. Для ведения передачи по радио необходимо нажать кнопку «Радио» на штурвале. При этом ларингофоны абонента подключаются К входу передатчика радиостанции «Ландыш-5» (или Баклан-5»).
Сигнал радиокомпаса поступает на вход каждого усилителя через разделительный резистор. С помощью переключателя «РК-Вык.», расположенного на каждом щитке абонента, выход
Рис. 102. Структурная схема самолетного переговорного устройства СПУ-9
радиокомпаса может включаться или отключаться от входа разделительного усилителя.
Передняя панель абонентского щитка СПУ-9 представлена на рис. 101. Абонентский щиток служит для подключения телефонов к выходному усилителю радиокомпаса, переключения телефонов с выхода своего разделительного усилителя (в случае выхода его из строя) на выход разделительного усилителя второго абонента, регулировки уровня сигналов.
Работа с устройством СПУ-9 осуществляется следующим образом: необходимо включить автомат защиты сети СПУ, расположенный на левом электрощитке. Сигнал внутренней связи на телефоны абонентов подается непрерывно независимо от положения переключателей на абонентских щитках. Для регулирования громкости внутрисамолетной связи на щитке каждого абонента есть регулятор громкости СПУ. Для ведения передачи по сети внутренней связи необходимо нажать одну из кнопок «СПУ» на штурвале, для выхода на внешнюю связь - соответствующую кнопку «Радио» на штурвале.
Проверка работоспособности СПУ-9 производится следующим образом:
переключатель «Аккум. - Выкл. - Аэр. пит.» установить в положение «Аккум.» или «Аэр. пит.»;
включить автоматы защиты сети «СПУ», «УКВ», «ПО-250» и «АРК»;
проверить наличие телефонной связи между курсантом и инструктором при нажатии кнопок СПУ, расположенных на штурвалах;
в режиме внешней радиосвязи проверить СПУ совместно с АРК-9 (или АРК-15) и УКВ-радиостанцией. Громкость принимаемой передачи регулировать регулятором громкости «Радио» на абонентских щитках;
поставить переключатель «Рез.- Вык.» на абонентском щитке курсанта в положение «Рез.». Передачи, прослушиваемые инструктором, прослушать в телефонах курсанта;
поставить переключатель «Рез.- Вык.» на абонентском щитке инструктора в положение «Рез.». Передачи, прослушиваемые курсантом, прослушать в телефонах инструктора;
нажать кнопку «Радио» на штурвале курсанта, счет раз, два, три прослушать в телефонах курсанта и инструктора;
нажать кнопку «Радио» на штурвале инструктора, счет раз, два, три прослушать в телефонах инструктора и курсанта;
ларингофоны курсанта во время передачи инструктора отключаются.
Все неисправности, возникающие в процессе эксплуатации самолетного переговорного устройства, устраняются на земле. Для улучшения разборчивости речи, передаваемой по сети внутрисамолетной телефонной связи, рекомендуется нажимать только одну кнопку «СПУ».
2. Командная радиостанция «Ландыш-5»
Назначение, комплект и размещение. Ультракоротковолновая приемопередающая радиостанция «Ландыш-5» предназначена для телефонной связи с наземными и бортовыми радиостанциями других самолетов, находящихся в воздухе. Наличие кварцевой стабилизации частоты обеспечивает беспоисковую связь и исключает необходимость периодической подстройки. Радиостанция позволяет производить быстрый набор любого канала связи в пределах рабочего диапазона частот без предварительной настройки. Набор требуемого канала связи производится переключением двух ручек установки волны на пульте дистанционного управления.
Радиостанция работает с авиационной гарнитурой АГ-2 ГСШ-А-18) содержащей высокоомные телефоны ТА-56М и электродинамический микрофон ДЭМШ-1. Возможна работа с авиационным шлемофоном, содержащим высокоомные телефоны ТА-4 и ларингофоны ЛА-5. Подключение гарнитуры (шлемофона) производится через абонентские щитки СПУ-9.
В комплект радиостанции «Ландыш-5» (рис. 103) входит приемопередатчик, установленный в отсеке радиооборудования между шпангоутами №11 и 13 слева от продольной оси самолета пульт дистанционного управления, установленный на средней панели антенна УКВ-АРК, установленная в верхней части фюзеляжа между шпангоутами № 14 и 15. Приемопередатчик подключается высокочастотным кабелем РК-50-7-11 высоко-
частотному разъему на корпусе антенного фильтра АФ-1С и через
конденсатор, установленный в фильтре, к объединенной
Рис. 103. Комплект радиостанции «Ландыш-5»: 124 6. Оборудование стоянки самолета 126 ГЛАВА 10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТА ЯК -18Т ... на самолете Як -18Т применяется хлопчатобумажная авиационная ткань... приборов и блоков радиоэлектронного оборудования . После полета...
Оао " аэрофлот - российские авиалинии" юр адрес 119002 г москва ул арбат дом 10 место пр деятельности г москва аэропорт шереметьево действует до 21 02 2013
ДокументМи-8Т (для авиационного и радиоэлектронного оборудования Ф2, выполняемая через... выполняемые после попадания самолета в условия обледенения Як -40 с температурой окружающего... модификации, Як -18Т доработки по бюллетеням промышленности Як -42 текущий...
Рассмотрим работу и назначение отдельных узлов функциональной схемы СПУ-7 (рис.2) при выходе абонента на различные виды связи.
Выход абонента на внешнюю связь. Для выхода абонента на внешнюю связь необходимо на абонентском аппарате переключатель «СПУ-Радио» установить положение «Радио», а переключатель радиосредств - в положение требуемой радиостанции. При этом телефоны авиагарнитуры абонента подключаются к выходу приемника выбранной радиостанции через обмотку 4-8 трансформатора ТрЗ, контакты 3- реле Р20 и контакты галеты в переключателя радиосредств Пр9. Сигнал приемника будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно телефоны подключаются к выходу усилителя СПУ через контакты переключателя «Сеть», контакты 3-5 реле Р2 и понижающий трансформатор ТрЗ. Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с пониженной громкостью и регулироваться потенциометром R5 «Прослушивание»..
При передаче сообщения ларингофоны абонента подключаются к входу передатчика выбранной радиостанции через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--4 переключателя «СПУ - Радио» и контакты галеты а переключателя радиосредств. По этой же цепи из схемы радиостанции на ларингофоны подастся напряжение питания 3-7,5 В.
Одновременно напряжение -27 В через контакты 1-3 переключателя «СПУ-Радио», контакты 2 кнопки «Радио» и контакты галеты б переключателя радиосредств подается в пусковую цепь выбранной радиостанции и она переводится в режим передачи.
Выход абонента в сеть внутренней связи. Для выхода абонента в сеть внутренней связи переключатель «СПУ-Радио», устанавливают в положение «СПУ», а переключатель «Сеть» - в положение требуемой сети («1» или «2»). При этом напряжение - 27 В подается на реле Р2 и Р20 через контакты 1-5 переключателя «СПУ-Радио» и реле включаются. Телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 3 - 4 реле Р20 и контакты переключателя «Сеть». Сигнал внутрисамолетной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью и регулироваться потенциометром R4 «Общая». Одновременно на телефоны подается сигнал с выхода приемника радиостанции или навигационного устройства (в зависимости от положения переключателя радиосредств) через контакты галеты в переключателя радиосредств ПР9, контакты 3-4 реле Р2 и трансформатор ТрЗ. Этот сигнал прослушивается с пониженной громкостью и регулируется потенциометром R5 «Прослушивание».
При передаче сообщения нажимается кнопка «Радио» и ларингофоны абонента подключаются к входу усилителя СПУ выбранной сети через контакты 1 кнопки «Радио», контакты 2--6 переключателя «СПУ-Радио» и контакты переключателя «Сеть». По этой цепи из схемы усилителя СПУ на ларингофоны подается напряжение питания 4,5 В. Последние подключаются к входу усилителя СПУ через ограничительные резисторы R1 и Rl3 (180 ом), которые служат для ограничения величины тока, протекающего через ларингофоны, и для уменьшения шунтирующего действия включенных ларингофонов других абонентов.
Переход абонента с внешней на внутреннюю связь с помощью кнопки «СПУ». Кнопка «СПУ» обеспечивает быстрый переход с внешней на внутреннюю связь независимо от положения переключателя рода работ «СПУ-Радио». Поэтому кнопка устанавливается обычно только у пилотов.
При нажатии кнопки «СПУ» ларингофоны абонента подключаются через контакты 1 кнопки к входу усилителя СПУ (той сети, в положении которой установлен переключатель «Сеть»).
Через контакты 2 кнопки «СПУ» напряжение -27 В подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны абонента к выходу усилителя СПУ и через трансформатор ТрЗ, к выходу приемника радиостанции или навигационного устройства. Как и в случае выхода в сеть внутренней связи с помощью кнопки «Радио» сигнал внутренней связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи - с пониженной громкостью.
Циркулярный вызов. Циркулярная связь осуществляется путем нажатия кнопки «ЦВ» и обеспечивает передачу сигнала вызова или других сообщений всем членам экипажа независимо от того, какому виду связи соответствует положение переключателей на их абонентских аппаратах.
При нажатии кнопки «ЦВ» напряжение + 27 В подается через контакты 2 кнопки на реле Р8, Р21 и общий провод циркулярной связи, К которому подключены реле Р8 и Р21 всех абонентских аппаратов СПУ -7. При этом во всех абонентских аппаратах срабатывают реле Р8, Р21. При этом напряжение - 27 В через контакты 3-4 реле Р21 подается на реле Р2 и Р20, которые срабатывают и подключают телефоны всех членов экипажа к выходам усилителей СПУ и через понижающие трансформаторы ТрЗ к выходам приемников радиостанций или навигационных устройств. Сигнал циркулярной связи будет прослушиваться с номинальной громкостью, а сигнал внешней связи с понижение громкостью. Контакты 3-4 реле Р8 соединяют параллельно входы обеих усилителей СПУ.
Ларингофоны абонента, нажавшего кнопку «ЦВ», подключаются к входам обоих усилителей СПУ через контакты 1 кнопки «ЦВ», контакты переключателя «Сеть» и контакты 3-4 реле Р8. Этим обеспечивается прослушивание сигнала циркулярной связи в обоих сетях внутренней связи. Кнопка «ЦВ» должна удерживаться нажатой до окончания передачи сообщения.
Цепь сигналов специального назначения. В переговорном устройстве СПУ -7 предусмотрена возможность подачи непосредственно на телефоны абонентов сигналов специального назначения, например опасной высоты, отметки времени и др. Эти сигналыI прослушиваются с максимальной громкостью одновременно с сигналами внешней и внутренней связи.
Сигнал специального назначения подается на абонентские аппараты через разделительный трансформатор. При этом напряжение сигнала, поступающее на телефоны, не должно превышать 40 В, а выходное сопротивление разделительного трансформатора должно бьпь не менее 1 О 000 Ом на частоте 1000 Гц. Трансформатор в комплект СПУ -7 не входит и является принадлежностью устройства, которое служит источником сигнала специального назначения. Выходное устройство сигнала специального назначения должно подключаться к схеме СПУ на время подачи сигнала.
Усилитель СПУ-7
Усилитель СПУ -7 (рис. 3) состоит из двух каскадов, которые выполнены по двухтактной схеме с общим эмиттером и трансформаторной связью между каскадами. Такая схема имеет большой коэффициент усиления и к.п.Д., вносит небольшие нелинейные искажения и обеспечивает устойчивую работу усилителя при изменении температуры окружающей среды в широких пределах.
Первый каскад усилителя собран на маломощных германиевых транзисторах ПП12 и ПП14 типа МП14Б. Напряжение звуковой частоты от ларингофонов подается на базы транзисторов первого каскада через входной трансформатор Тр8, усиливается и через переходной трансформатор Тр21 поступает на второй каскад. Переходный трансформатор согласует большое выходное сопротивление (десятки кОм) первого каскада с малым входным сопротивлением (десятки Ом) второго каскада. Последний собран на мощных германиевых транзисторах ПП26 и ПП27 типа МП4Б. Со второго каскада сигнал подается в схему СПУ через выходной трансформатор Тр35 и контакты 3---4 разъема. для поддержания постоянства выходного напряжения усилителя при изменении величины нагрузки оба каскада охвачены отрицательной обратной связью по напряжению. Напряжение обратной связи подается с трансформатора Тр35 на эмиттеры транзисторов первого каскада через резисторы RЗ1, RЗ2. для уменьшения нелинейных искажений в температурной стабилизации режима транзисторов в обоих каскадах введена глубокая отрицательная обратная связь по току (R17, R18, R29 и R30). Резисторы R13 и R28 несколько уменьшают отрицательную обратную связь по току. Переменный резистор R11 позволяет производи плавную регулировку входного напряжения и шунтирует вторичную обмотку входного трансформатора, уменьшая влияние разброса параметров трансформатора на характеристики усилителя. Резистор
R1 обеспечивает симметрирование плеч схемы и более плавную регулировку усиления, аналогичные функции выполняет резистор R25. Конденсаторы С9, С19 и С34 осуществляют подъем частотной характеристик:", усилителя в области 2200--3000 Гц. Резистор R15 и конденсаторы С16, С38 уменьшают глубину отрицательной обратной связи в области высоких частот, т. е. обеспечивают дополнительный подъем частотной характеристики усилителя. Стабилитрон Д4 является источником напряжения питания ларингофонов (4,5 В). Напряжение с диода Д4 подается на ларингофоны через обмотку 1-3 входного трансформатора, контакт 1 разъема и схему СПУ. Дроссель Др2 и конденсатор СЗ образуют фильтр в цепи питания усилителя. Диод Д1 обеспечивает защиту транзисторов усилителя от случайного изменения полярности напряжений сети питания.
Назначение. Самолетное переговорное устройство СПУ-9 предназначено для двусторонней внутрисамолетной телефонной связи между двумя членами экипажа, выхода членов экипажа на внешнюю связь по радио через радиостанцию, прослушивания сигналов радиокомпаса, а также сигналов «Опасная высота» радиовысотомера РВ-5, «Маркер» маркерного радиоприемника и «Опасная скорость».
Самолетное переговорное устройство работает с авиационной гарнитурой АГ-2 (ГСШ-А-18), содержащей высокоомные телефоны ТА-56М и электродинамический микрофон ДЭМШ-1, или с авиационным шлемофоном, содержащим высокоомные телефоны ТА-4 и ларингофоны ЛА-5.
Конструкция самолетного переговорного устройства СПУ-9 обеспечивает не менее 90% словесной разборчивости речи при приеме и передаче в акустическом шуме уровнем до 120 дБ при работе с ларингофонами и телефонами ТА-56М.
Устройство СПУ-9 на самолете Як-18Т обеспечивает:
одновременное прослушивание каждым обонентом со 100%-ной громкостью передач, ведущихся по сети внешней и внутренней связи, а также сигналов: радиокомпаса (при установке переключателя «РК-Вык.» в положение «РК» на абонентском щитке), «Опасная высота» от радиовысотомера, маркерного приемника (при установке аппаратуры посадки «Ось-1» - маркерного и курсового приемников), «Опасная скорость»;
внутрисамолетную телефонную связь между двумя членами экипажа при нажатии одной из кнопок «СПУ», расположенных на штурвале, любым из членов экипажа;
пуск и модулирование радиопередатчика командной радиостанции при нажатии одной из кнопок «Радио», расположенных на штурвалах;
прием членами экипажа сигналов радиокомпаса;
отключение ларингофонов второго абонента от входа радиостанции при выходе на передачу через эту же радиостанцию первого абонента;
возможность резервирования разделительных усилителей обоих абонентов переключением телефонов первого абонента на выход разделительного усилителя второго абонента параллельно его телефонами, или, наоборот, при установке переключателя «Рез-Выкл.», расположенного на абонентском щитке, в положение «Рез.»;
Рис. 101. Комплект устройства СПУ-9: 1 - блок усилителей; 2-абонентский щиток
плавное раздельное регулирование громкости речи, передаваемой по сети внутренней связи регулятором громкости СПУ, а по сети внешней связи - регулятором громкости РАД. Сигналы, поступающие в СПУ от радиокомпаса АРК-9 (или АРК-15), маркерного приемника МРП-56П, радиовысотомера РВ-5 и «Опасная скорость» в систему СПУ регулировки не имеют. Регулировка громкости сигналов МРП «Опасная высота» и «Опасная скорость» осуществляется потенциометром, расположенным на щитке реле радиооборудования. Щиток установлен в отсеке радиооборудования между шпангоутами № 12 и13.
Абонентская гарнитура обеспечивает внутрисамолетную телефонную связь, ведущуюся через СПУ-7, а также внешнюю радиотелефонную связь через установленные на самолете радиостанции.
В состав абонентской гарнитуры АГ-2 входят микрофон ДЭМШ-1А с микрофонным усилителем и комплект из двух телефонов типа ТА-56М.
Микрофонный усилитель собран на полупроводниковых триодах и усиливает напряжение звуковых частот, создаваемое микрофоном. Усилитель питается от той радиоаппаратуры, через которую ведется связь.
Гарнитура подсоединяется к абонентскому аппарату СПУ посредством шнура (электропроводов) и четырехштырькового полуразъема.
Назначение, состав и принцип действия СПУ-7. Самолетное переговорное устройство СПУ-7 предназначено для ведения внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа и подключения их гарнитур к установленным на самолете радиостанциям.
При помощи СПУ-7 члены экипажа могут осуществлять:
двустороннюю телефонную связь;
запуск радиостанций и двустороннюю связь через эти станции; прослушивание радиокомпасов;
прослушивание звукового сигнала достижения заданной высоты снижения, поступающего на телефоны от радиовысотомера при любых положениях органов управления СПУ;
прослушивание с пониженной громкостью внешней связи при работе на внутреннюю связь;
прослушивание с пониженной громкостью внутренней связи при работе на внешнюю связь;
плавное регулирование громкости в телефонах по внутренней и внешней сетям связи;
ведение связи с использованием выносного кабеля при обслуживании самолета на земле с абонентом, находящимся вне самолета.
На самолете в состав СПУ-7 входят: один или два усилителя; три или четыре абонентских аппарата;
кнопки «Радио» и кнопки «СПУ» - по одной с каждым абонентским аппаратом;
две соединительные колодки.
Усилитель СПУ служит для усиления напряжения низких (звуковых) частот, поступающего от микрофонных усилителей гарнитур при ведении абонентами передачи по внутрисамолетной сети связи. Он собран на полупроводниковых триодах. Один или два усилителя установлены на этажерке радиооборудования у шпангоута № 7. На абонентском аппарате СПУ-7 (рис. 25) размещены следующие органы управления и регулировок:
переключатель на два положения «СПУ - Радио» для включения гарнитуры абонента в сеть внутренней или внешней связи;
переключатель радиосвязей (галетный) на шесть положений для подключения гарнитуры абонента к установленным на самолете радиостанциям и радиокомпасам;
ручка реостата «Общая для регулировки громкости прослушивания связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Радио»;
ручка реостата «Проел.» для регулировки громкости прослушивания связи, на которую не установлен переключатель «СПУ- Радио», т. е. связи, прослушиваемой с пониженной громкостью;
кнопка «ЦВ» («Циркулярный вызов»), которая обеспечивает по сети внутренней связи ведение передачи, прослушиваемой всеми абонентами с полной громкостью;
переключатель «Сеть 1-2», положение которого на самолете не имеет значения.
Когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», телефоны абонента подключаются к выходу усилителя СПУ, поэтому связь, ведущаяся по внутрисамолетной сети, прослушивается абонентом с повышенной громкостью, регулируемой при помощи ручки «Общая». Одновременно телефоны абонента через трансформатор абонентского аппарата подсоединены к выходу приемника, на который установлен переключатель радиосвязей, вследствие чего в телефонах этот приемник прослушивается с пониженной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Прослушивание». Включить передатчик станции, т. е. вести радиопередачу, абонент не может.
При установке переключателя «СПУ - Радио» в положение «Радио» телефоны абонента подключаются к выходу приемника, на который установлен переключатель радиосвязей, и через трансформатор- к выходу усилителя СПУ. В результате этого в телефонах приемник прослушивается с полной, а связь внутренней сети - с пониженной громкостью (при условии, что передача по внутренней сети ведется не с помощью кнопки «ЦВ»). Громкость сигналов приемника и внутренней связи регулируют соответственно ручками «Общая» и «Прослушивание». Одновременно подготавливаются цепи включения соответствующего передатчика и подключения к нему микрофона абонента с помощью кнопки «Радио».
При нажатии кнопки «ЦВ» микрофон абонента подключается к входу усилителя СПУ, а телефоны всех абонентов - к выходу этого усилителя и одновременно через трансформаторы - к приемникам, на которые установлены переключатели радиосвязей абонентских аппаратов. Все абоненты прослушивают ведущуюся по внутренней сети передачу с полной громкостью и не могут вести радиопередачу. Таким образом, когда хотя бы одним абонентом нажата кнопка «ЦВ», то для всех абонентов это равнозначно тому, что переключатели «СПУ - Радио» их абонентских аппаратов установлены в положение «СПУ».
Абонентские аппараты размещены по одному на вертикальных панелях левого и правого пультов и на приборной доске радиста. При наличии на самолете четырех аппаратов один из них устанавливается у рабочего места штурмана.
Кнопка «Радио» предназначена для включения передатчика, на который установлен переключатель радиосвязей абонентского аппарата, и подключения к этому передатчику микрофона абонента при условии, что переключатель «СПУ - Радио» абонентского аппарата установлен в положение «Радио». Когда этот переключатель находится в положении «СПУ», микрофон при нажитии кнопки подключается к усилителю СПУ, т. е. при помощи, кнопки можно вести передачу по внутрисамолетной сети связи. Эта передача будет прослушиваться абонентами, ведущими радиосвязь с пониженной громкостью.
Кнопка «СПУ» предназначена для быстрого включения гарнитуры абонента в сеть внутрисамолетной связи. При ее нажатии происходят те же подключения, что и во время нажатия кнопки «Радио», когда переключатель «СПУ - Радио» находится в положении «СПУ», но уже независимо от положения этого переключателя. Таким образом, передачу по внутрисамолетной сети связи можно вести с помощью кнопок «СПУ», «ЦВ» или «Радио». В последнем случае нужно предварительно установить переключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ».
Для ведения радиосвязи необходимо переключатель «СПУ - Радио» установить в положение «Радио» и вести передачу при помощи кнопки «Радио». Кнопки «Радио» установлены по одной на штурвалах и в ножных тангентах под столиками радиста и штурмана, а кнопки «СПУ» - по одной на штурвалах, на приборной доске радиста и возле абонентского аппарата СПУ штурмана.
Соединительные колодки служат для электрического соединения усилителей и абонентских аппаратов СПУ, а также для подсоединения СПУ-7 к установленным на самолете радиоустройствам. Они расположены на потолке кабины экипажа слева, у шпангоута № 7.
Для подсоединения выносного кабеля при ведении связи на земле с абонентом, находящимся вне самолета, на правом борту самолета между шпангоутами № 1 и 2 в лючке установлен четырехштырьковый полуразъем.
С целью обеспечения связи по СПУ при обслуживании оборудования, расположенного в хвостовом негерметичном отсеке, в этом отсеке на этажерке радиооборудования установлен четырехштырьковый полуразъем, предназначенный для подсоединения абонентской гарнитуры.
Питание СПУ-7 осуществляется электроэнергией постоянного тока от аварийной шины приборной доски радиста. Цепи питания защищены двумя АЗС-2 «СПУ», которые расположены на этой приборной доске, а на самолетах последних выпусков - на верхнем щитке летчиков. СПУ-7 потребляет ток около 0,6 А.
Включение, предполетная проверка, использование СПУ-7. Самолетное переговорное устройство СПУ-7 необходимо включать перед запуском двигателей и выключать только после полета. Для его включения нужно включить АЗР-6 «Аварийная шина приборной доски радиста» и АЗС-2 «СПУ».
Для проверки работоспособности СПУ-7 следует переключатель «СПУ - Радио» на абонентском аппарате установить в положение «Радио» и с помощью кнопки «СПУ» установить связь с другим абонентом. Затем необходимо убедиться, что громкость этой связи плавно регулируется ручкой «Прослушивание». После этого следует установить двустороннюю связь при помощи кнопки «ЦВ» и удостовериться, что сигналы этой связи прослушиваются с повышенной громкостью, которая регулируется с помощью ручки «Общая». Во время проверки внутрисамолетной связи переключатель радиосвязей должен находиться в положении, которое соответствует включенному в работу радиоприемнику. Сигналы этого приемника должны с надлежащей громкостью прослушиваться в телефонах.
Проверка выхода на внешнюю радиосвязь через СПУ-7 и установленные на самолете радиоустройства осуществляется одновременно с предполетной проверкой этих устройств.
Положения переключателя радиосвязей на абонентском аппарате СПУ-7 соответствуют следующим радиоустройствам самолета:
«УКР» - УКВ-радиостанция № 1;
«СР» - средневолновая радиостанция;
«КР» - коротковолновая радиостанция;
«ДР» - УКВ-радиостанция № 2; .
«РК-1» - радиокомпас № 1;
«РК-2» - радиокомпас № 2.
Установив переключатель «СПУ-Радио» на абонентском аппарате в положение «Радио», следует проверить включение передающих и прослушивание приемных устройств.
С помощью ручки «Общая», расположенной на абонентском аппарате СПУ, регулируется в основном громкость сигналов связи, прослушиваемых в телефонах с полной громкостью. Но от ее положения зависит также уровень сигналов, прослушиваемых в телефонах с пониженной громкостью. В связи с этим перед полетом нужно сначала ручкой «Общая» установить требуемую громкость связи, на которую установлен переключатель «СПУ - Радио», а затем ручкой «Прослушивание» отрегулировать уровень сигналов связи, прослушиваемых с пониженной громкостью.
Перед полетом и в полете не следует ручку «Прослушивание» поворачивать до крайнего положения против хода часовой стрелки, так как при таком ее положении сигналы связи пониженной громкости в телефонах могут совсем не прослушиваться. В дальнейшем это приведет к тому, что при необходимости установить внутрисамолетную связь с. таким абонентом его нужно будет вызывать при помощи кнопки «ЦВ», и другие абоненты не смогут в это время вести передачу по сети внешней радиосвязи.
Абонентам, которые в полете ведут радиосвязь, рекомендуется устанавливать переключатель «СПУ - Радио» на все время полета в положение «Радио», а внутрисамолетную связь вести при помощи кнопки «СПУ». Если абонент, вызываемый на связь с помощью кнопки «СПУ», не отвечает, нужно нажать кнопку «ЦВ» и вызвать его.
Абонент, получивший циркулярный вызов, должен ручкой «Прослушивание» увеличить громкость в телефонах или установить переключатель «СПУ - Радио» в положение «СПУ», после чего он будет с достаточной громкостью прослушивать передачу, ведущуюся другими абонентами по внутрисамолетной сети при помощи кнопок «СПУ».