Типографика в веб-дизайне: основы и правила использования. Сочетание шрифтов с засечками и без засечек. Типографика и информационный посыл

Типографика — важный элемент в процесс создания веб-дизайна сайта, но чаще всего, на него закрывают глаза. Отчасти это происходит из-за недостатка времени, срочности работы, да и клиенты практически никогда всегда обращают на этот аспект дизайна. Как правило, шрифты и оформление текста сайта используется стандартное, без особых изысков, максимум, что делается это выделение заголовков в тексте и некоторых других элементах сайта. Те же, кто уделяет достаточно внимания веб типографике могут лишь за счет одних шрифтов получить шедевреальный дизайн сайта, сделать его необычным, ярким и креативным.

В данном разделе блога будут публиковаться статьи про основы типографики, уроки и советы начинающим дизайнерам при создании веб типографики и т.п. Также вы сможете найти лучшие примеры использования типографики, яркие дизайны сайтов, программы и сервисы для веб типографики и все, что понадобится для освоения этого направления веб дизайна.

Типографика – это стиль, расположение и внешний вид печатных букв/текстов на странице. В настоящее время она уже стала неотъемлемым элементом веб-дизайна. Множество интересных статей по теме найдете в соответствующем разделе нашего блога, который пополнился сегодня еще одной публикацией. Рассмотрим актуальные для данного направления тенденции дизайна, что появились и закрепились в 2018 году. Материал будет отличным дополнением записи о веб-типографике. Пост является переводом этой заметки. Цель любого сайта – привлечь…

Продолжаем обновлять старые заметки блога, наполняя их новым содержимым — сегодня рассмотрим оригинальные картинки на рабочий стол со словами и текстами. Обои однозначно понравятся всем, кто любит красивую типографику в различных ее проявлениях. Чем-то они отдаленно напоминают абстрактную тематику, однако по стилистике здесь встречаются абсолютно разные реализации: тут вам и демонстрация необычных шрифтов, и креативные текстовые композиции из трехмерных объектов; светлые, яркие, темные изображения; минималистичные…

После рассмотрения мини-тренда с летающими логотипами хотим познакомить вас с еще одной актуальной темой, о которой недавно написали в Medium. Речь пойдет про весьма оригинальный способ выделения текста с помощью фоновой «подложки» в виде цветной жирной линии. Ниже в статье найдете парочку примеров данной техники. Само по себе решение вызывает достаточно неоднозначную реакцию у сообщества. Еще со времен зарождения классического «однопиксельного» подчеркивания некоторых дизайнеров смущает…

Google Fonts — один из самых крупных архивов реально бесплатных шрифтов с сотнями гарнитур. Учитывая его универсальный характер и всеобщую доступность, теряется практически любой смысл использования обычных шрифтов по умолчанию. С помощью сервиса вы сможете реализовать разные нестандартные примеры типографики. В данной статье найдете подборку из 10-ти бесплатных шрифтов Google Fonts, которые идеально подойдут для оформления заголовков сайта. Они установлены во многих веб-проектах по всему миру. Материал…

Современные веб-технологии позволяют легко использовать нестандартные шрифты для оформления текстов на сайте, тем не менее, им все равно далеко до возможностей фотошопа. Создавать эффектные иллюстрации и картинки с использованием шрифтов дизайнеру помогут специальные стили для фотошопа. В блоге я уже рассматривал разные эффекты для текстов в фотошопе, сегодня пост будет на ту же тематику, но с куда бОльшим выбором полезных материалов. Перед тем, как перейти…

CSS3 дарит просто удивительные возможности оформления текста. Теперь в арсенале веб-мастера (или веб-дизайнера) появляются такие типографские приемы и уровень контроля о которых раньше можно было только мечтать. Все это как нельзя лучше демонстрирует руководство с блога EchoEnduring перевод которого я вам и предлагаю. В итоге получается просто нереально интересное оформление текста и даже не верится, что все это сделано посредством CSS стилей, воистину сейчас интернет…

Это пост будет интересен тем кто в данный момент думает над типографикой сайта. Если разрабатываете какой-то новый проект с нуля или затеяли редизайн, вам могут пригодится два интересных сервиса с которыми я хочу вас познакомить. Первый сервис поможет вам заполнить макет подстановочным текстом (он же «рыба»), второй - определиться с его стилем. Когда «колдуешь» над новым макетом обычно содержимого еще нет, в то время как…

Типографика для веб сайта — достаточно важный элемент дизайна, который в рунете выражен как-то не очень сильно. Данный вопрос чаще поднимается на англоязычных зарубежных дизайнерских блогах, у нас внимание ему практически не уделяется. Нет, конечно при создании макета большинство дизайнеров думает о шрифтах, оформлении, но уж очень скромно и мало. Потому, наверное, в рунете можно по пальцам посчитать количество проектов с яркой креативной и нестандартной…

Мир веб-дизайна пережил длительный процесс по внедрению в сайты эффектов для типографики. Такие эффекты несколько лет назад были либо невозможны, либо поддерживались одним-двумя браузерами. К счастью, ситуация изменилась, и мы наслаждаемся творческим взрывом в использовании типографикик на сайтах. При этом ресурсы остаются доступны и корректно отображаются. Последние несколько лет шрифтов становится больше, стили оформления, эффекты наложения, иконки и эмодзи в тексте делают текст разнообразнее, богаче, выразительнее.

Большие шрифты

Использование больших, жирных шрифтов — тренд. Он придает тексту индивидуальности и постепенно вытесняет изображения с главных позиций. Типографика занимает лидирующие роли, заменяя изображения и видео, которые сильно теряют в эффектности на экранах мобильных устройств.

Засечки возвращаются

Шрифты с засечками — это хорошо забытое старое, которое в последнее время стало настолько популярным, что превратилось в совершенно новое. Большие шрифты с засечками — символ 2018 года! Так что доставайте с полки всеми забытый Clarendon, он вам еще пригодится!

Типографика за рамками стандартных макетов

Тенденции говорят о том, что шрифты, нарисованные кистью теряют в популярности. Мир веба завоевывают 3D -начертания, иллюстрированные шрифты, анимированные, более живые буквы. Дизайнеры без раздумий отказываются от макетов с классической сеткой. Тексты на сайтах все больше походят на типографику в издательском дизайне. Скажем «Спасибо!» прогрессивной стандартизации Flexbox и CSS Grids и появлению переменных шрифтов.

Первые роли тексту

Тексты на сайте выполняют не только эстетическую функцию. Типографика — способ выражения личности продукта, его голос и интонация. Для усиления этого эффекта в ход идут все возможные инструменты: иконки, эмодзи, пиктограммы, аудио и наложение изображений. Текст сейчас пользуется таким уважением, что обычных текстовый параграф может быть одним из главных элементов, иногда даже соперничая с заголовком.

Оформление текста

Существует множество типичных (и совершенно нетипичных) способов оформит текст. В одном абзаце могу соседствовать классические подчеркивания и курсивы разных размеров. Так мы ставим акценты, усиливаем посыл. По тексту разбросаны множество эффектов наведения мыши, красочные эффекты подчеркивания, обведенные шрифты, изменения типографики, смена шрифтов с засечками и без (иногда в одном предложении), пиктограммы, эмодзи. Все это преследует как декоративные, так и семантические цели. А главная задача — сделать текст максимально динамичным. Сочетания способов оформления бесконечны, и многие являются результатом экспериментов в модных сегодня направлениях — брутализме и максимализме.

Эволюция абзаца

Размер шрифта и длина абзацев в последнее время растут удивительно быстро. Авторы статьи не сдержались и сделали небольшой график о том, как развивались абзацы в истории веб-дизайна.

Типографические тренды 2018

Вот немного о том, какие типографические тренды царят в 2018 году:

Чтобы прояснить путаницу, которая может возникнуть, нужно сразу прояснить значение некоторых ключевых терминов. Первый важный набор ключевых слов определяют понятия «шрифт» и «гарнитура».

Шрифт — набор символов определенного размера и рисунка. Гарнитура точно так же определяет семейства стилей шрифтов.Ключевым словом здесь является стили, которые отделяют различные шрифты в группы или семьи. Например, это могут быть шрифты с засечками, без засечек, рукописные, акцидентные, моноширинные и другие. Можно сказать, что гарнитурой называется комплект шрифтов разных начертаний и размеров, объединенных общим стилем исполнения. Как видим, шрифт-это более узкое понятие.

При создании макета веб-страницы очень важным является выбор шрифта. Естественно, лучше всего использовать шрифты из стандартного набора Windows или Mac. Но порой этого набора не хватает что бы воплотить в жизнь задумку дизайнера, и тут вся нагрузка ложится на плечи верстальщика. К счастью, Google Web Fonts предлагает очень элегантное решение этой проблемы.

Еще существуют такие термины, как «вес» и кернинг. Все они могут изменяться с помощью средств CSS и быть применены к абзацам, заголовкам или другим элементам текста. Свойство «вес» шрифта определяет степень толщины линий при начертании. Это ряд значений от 100 до 900, где каждый номер указывает вес, соответствующий жирности начертания. Нормальный шрифт "normal" соответствует номеру 400, полужирный "bold" — 700. Кернинг - изменение интервала между буквами в зависимости от их формы. Это процесс правильного размещения символов, регулируя расстояния между ними, в результате которого должна быть достигнута гармония. Хотя на кернинг многие особого внимания не обращают, именно мелочи помогают достичь очень хороших результатов.

Нарушение норм

Вполне разумным будет обсудить необходимость создания новых шрифтов. За последнее время многие веб-сайты устарели. На них используются стандартные шрифты, которые уже достаточнго нам надоели.

Сегодня существуют сотни шрифтов, но различные операционные системы предлагают свои собственные пакеты. И только немногие из шрифтов включены в эти пакеты. Если вы выберете шрифт, который у кого то в в системе может отсутствовать, то шрифт будет заменен на шрифт по умолчанию. По этим причинам рекомендуется использовать базовые шрифты. Но иногда базовые шрифты не могут полностью отобразить воображение дизайнера. Поэтому, если вы твердо уверены, что специальный шрифт необходим вашему дизайну, вы можете превратить ваш специальный шрифт в изображение и загрузить его на свой сайт. Сделайте ваши заголовки, шапки или меню графикой и используйте её.

Обязательно нужно следить, чтобы заголовки соответствовали темам сайта. Они могут включать в себя различную цветовую гамму, подчеркивание, фоновые иконки или графический текст. В конечнем счете, решение остается за вами.

Кроме того, нужно следить, чтобы все текстовые ссылки имели один и тот же шрифт на сайте. Использование ссылок разного шрифта и оформления доставит пользователю значительных трудностей в навигации.

Правильный выбор шрифта

Нужно также заметить, что различные гарнитуры шрифтов могут по-разному влиять на настроение читателей. Как правило, шрифты с засечками лучше подходят для печатных материалов. Засечки помогают создать пространство между буквами, а также отделить один знак от другого. Часто, шрифты с засечками дают ощущение личного, они выражают уважение, интеллект и профессионализм.

Для веб-страниц лучше подходят шрифты без засечек. Низкое разрешение экранов способствует тому, что засечки будут выглядеть размытыми и, в свою очередь, плохо восприниматься. Шрифты без засечек, как правило, выражают чувства рациональности, стильности, молодости и современности.

Например, выбор засечек дает чувство профессионализма и авторитетной информации. Это часто можно увидеть в основных медиа-ресурсах, например New York Times. В небольших блогах можно использовать шрифт без засечек с большой высотой строки. Это дает пользователям возможность быстро просматривать текст блога.

Нужно всегда думать о том, какую информацию вы пытаетесь донести посетителю. Выбирая шрифт, нужно помнить, что счастливые сообщения должны сопровождаться легким, воздушным и мягкими формами шрифтов, в то время как сообщения каких-то более мрачных тем, например, Хэллоуин, лучше было бы сопровождать шрифтами с более жесткими краями.

Разборчивость

Типографика, а чаще именно неразборчивая, может очень резать глаза. Существуют, конечно, некоторые исключения, когда можно использовать Funky или другие неразборчивые шрифты, например для акций ночного клуба.

Но все же, если у вас возникло желание использовать, например, Soda , Bored or Akka , то от этой идеи лучше отказаться. Если желание все же достаточно велико, то эти шрифты нужно применять умерено. Например, в качестве заголовка. Но потом основной текст должен быть более разборчивым. Это может помочь создать динамику в вашем сайте. И обязательно нужно помнить, что использование таких шрифтов должно быть достоинством дизайна, а не недостатком.

Информативность

Дизайн должен дополнять вашу информацию. Пользователю не нужно выяснять, что именно имел в виду дизайнер. Неправильный выбор типографики может поспособствовать неправильному представлению пользователя о компании и ее услугах.

В дизайне для бизнес-проектов нужно применять в основном традиционные гладкие шрифты. Это нужно учитывать и в том случае, если у вас не официальный дизайн. Особенно, если вы хотите, чтобы люди воспринимали ваш сайт всерьез.

Размещение и размеры

Очень важно для эффективного дизайна — в каких местах нужно размещать текст, и какие его размеры. Никто не хочет напрягать глаза, чтобы прочитать информацию или наблюдать на сайте неимоверно огромные слова. Целью создания хорошего дизайна является нахождение баланса. И первым шагом к этому будет выяснение, какая информация будет более важной.

Как правило, слова, на которые нужно обратить внимание, нужно сделать немного больше. Либо наоборот — незначительные должны быть меньшими. Все зависит от важности. Другими словами, нужно создать иерархию слов.

Что касается размещения шрифта, постарайтесь сделать его сбалансированным. Не нужно разбрасывать части текста по четырем углам. Это может значительно отвлечь пользователей.

Цвет

Это один из самых легких аспектов. Нужно выбирать цвет, с помощью которого текст будет выделяться из фона и оставаться читаемым.

Вашими помощниками будут контрастные цвета, а также использование эффектов, таких как strokes (обводка) и glows (свечение). Это поможет сделать сайт более привлекательным и легким для чтения. Нужно выбрать цвет, который заставит людей остановиться и посмотреть, а информацию сделать доминирующей частью дизайна.

Заключение

Использование шрифтов в Photoshop значительно отличается от применения их в веб-страницах. Это объясняет, почему некоторым дизайнерам так сложно работать с типографикой. Типографика в веб — достаточно обширная тема и требует множество исследований. Всегда нужно помнить, что очень важно найти подход использования типографики, который соответствует настроению и эстетике дизайна. Не бойтесь смешивать и сочетать различные типы шрифтов, просто убедитесь, что они удачны.

От автора: приветствую Вас, друзья! Мы продолжаем разбирать тонкости профессионального веб-дизайна, и сегодня на очереди очень актуальная тема - веб-типографика. К сожалению, многие разработчики не знают даже самых основ и правил этого направления. Может, просто не заморачиваются и не хотят на это тратить время, а может, не до конца понимают ее значения. В общем, моя цель: донести до вас, что типографика в веб-дизайне - основа основ, и без нее будет очень трудно двигаться дальше.

Типографика и информационный посыл

Предназначение любого интернет-ресурса - информационный посыл к целевой аудитории. На что посетители вашего сайта будут обращать внимание в первую очередь? Конечно, на текст! (естественно, если его не забивает беспорядочная реклама и множество бестолковых баннеров). От текста, и только от текста, в конечном итоге будет зависеть успех вашего проекта.

Давайте разбираться, на что реально влияет типографика в веб-дизайне.

Во-первых, имидж веб-ресурса. Качественную разработку видно невооруженным глазом, и не надо быть мега-специалистом, чтобы оценить, сколько по времени хочется задержаться на сайте. Кривой нечитаемый текст - первая причина, по которой посетитель покинет вашу ссылку через 10–15 секунд после входа.

Во-вторых, уникальность веб-ресурса. С учетом того, что при сегодняшних темпах прогрессивного развития интернет-пространства, найти абсолютно уникальный контент - задача просто нереальная, ваша задача заключается в уникализации подачи этого контента. В битве конкурирующих сайтов всегда побеждает тот, кто не пренебрегает простыми правилами разработки, а наоборот - эффективно их применяет и извлекает максимум пользы.

Основы типографики в web-дизайне

Шрифты в web-дизайне

Типографика в web дизайне имеет вполне закономерные законы и правила. Начнем со шрифтов. Правильный выбор шрифтов во многом определит концепцию вашей разработки и повлияет на общее восприятие ресурса.

Еще совсем в недавнем прошлом, хотя кому-то о тех временах известно немногое, дизайнеры могли использовать только те шрифты, которые сопровождали операционную систему. Все отличные версии были не чем иным, как изображением или флэшем. Обходные пути были, но доставляли немало заморочек.

Внедрение свойства @font-face CSS просто развязало дизайнерам руки. Прописал ссылку на любой файл шрифта, и вот он уже используется на страницах сайта. Есть в этой теме некоторые недовольства со стороны разработчиков, но и это оказалось вполне решаемой проблемой.

Отмечу, что далеко не все шрифты подходят для грамотного web-дизайна. В основном, из-за их нечитаемости и трудного восприятия с экрана. Некоторые шрифты оказываются слишком тяжелыми и тормозят работу ресурсов - обязательно обращайте на это внимание. Еще добавлю техническую особенность при работе с шрифтами: их отображение в разных браузерах - есть такая проблема обработки файла или даже целого семейства.

Макро- и микротипографика

Как вы наверняка уже поняли из названия этих терминов:

макроуровень - строит общую структуру текста, определяет размещение контента относительно дизайна;

микроуровень - уделяет внимание мельчайшим деталям, пробелам, интервалам, отступам и т. д.

Задача макротипографики глобальная - сделать текстовые блоки живыми, активными, но при этом гармоничными и цельными. У микротипографики задача попроще, но от этого не менее важная, - обеспечить читаемость. В интернете масса примеров удачного и провального решения этих задач.

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

Построение целостной композиции, в первую очередь, кроется в понимании пространства. Веб-дизайнер обязан видеть картину целиком, но при этом грамотно раскладывать ее на детали. Незначимых элементов тут нет: заголовок, абзац, вертикальные расстояния между элементами, регистры, толщина…

Шрифты для веб-дизайна желательно указывать в относительных единицах (% или «em»), это способствует адаптивности и гибкости контента. Более привычные пиксели «px» имеет смысл использовать для неадаптивных контейнеров, когда при изменении размера экрана двигаются блоки, а шрифт остается стабильным.

Оформление текста

Важный раздел типографики - символьный компьютерный набор. Сюда относятся: расстановка знаков препинания, употребление скобок, дефиса и тире, точки, пробелы и т. д.

Такие ошибки, на первый взгляд, не несут в себе особой угрозы содержанию или уникальности контента, однако, запомните: ни один уважающий себя ресурс не допустит примитивных ошибок в текстах. Помните об имидже, в нем мелочей нет!

Теперь о верстке. Здесь есть свои правила:

Блок с текстом должен ограничиваться 40–50% ширины страницы.

Между абзацами должен быть 1,5 интервал.

Контраст фона и текста должен укладываться в 75–90%.

Комфортный для глаз шрифт - 12–16 px, но даже самый мелкий блок не должен быть меньше 10 px.

Межстрочный интервал выдерживается относительно величины шрифта и измеряется в процентах, в идеале - 140–150% будет достаточно.

Крайне дурным тоном считается выравнивание текста по центру или по ширине. Рваные интервалы между словами, также как и рваные края абзацев снижают восприятие, а чаще всего просто раздражают.

Стили CSS

Стиль CSS - инструмент в работе со шрифтами в веб-дизайне. С освоения стилей CSS начинается любой обучающий курс. Для чего они нужны? Для обобщения всей типографики ресурса! CSS приводит в единое целое станицы и блоки, контролирует любые отклонения от основного курса. Как вы понимаете, одной задумки мало, для ее воплощения вам понадобятся знания и навыки.

В одной крутой статье я как-то прочитал, что веб-дизайн на 95% состоит из типографики. Верить этому или нет, каждый решит для себя сам. Но текст, который нельзя прочитать, это продукт без цели. Мой вам совет, начинайте уделять внимание качеству подачи информации сразу, не затягивайте. На этом у меня все. Подписывайтесь на обновления, и вы не пропустите самое интересное! Пока-пока!

Современные тенденции и подходы в веб-разработке

Узнайте алгоритм быстрого роста с нуля в сайтостроении

Правильно взаимодействовать с типографикой важно для каждого веб-дизайнера. Ведь текстовый контент составляет около 90% от общего содержимого сайта. Текст управляет вниманием пользователей неся не только информационную, но и эстетическую нагрузку. Поэтому основным аспектам современной веб-типографики стоит уделять достаточно времени, заимствуя лучшие идеи, применяя их на практике.

Шрифты

Типографика в веб-дизайне подчиняется определенным законам и правилам. Многие из них касаются шрифтов как основы формирования любого текстового контента. Правильный выбор в данном случае определяет концепцию проекта в целом влияет на восприятие ресурса пользователями.

Не так давно в распоряжении дизайнеров было всего несколько видов шрифтов которые шли в нагрузку к операционной системе. Все остальное имело формат флэша или изображения. Определенные обходные пути в этом вопросе были. Однако они доставляли немало головной боли.

Новая эра в веб-дизайне стартовала с появления правила @font-face. По сути, оно развязало дизайнерам руки, предоставив практически неограниченное поле деятельности. Тем не менее далеко не все шрифты стоит использовать в веб-дизайне. Одни из-за плохой читабельности, вторые по причине тяжеловесности.

Выравнивание

Выравнивание по ширине, посередине и по правому краю - наиболее неудачные примеры. В первом случае между словами образуются неравномерные пробелы, второй и третий вариант дают рваный неровный фронтальный край, который ухудшает читабельность. У взгляда нет опорной точки, а когда он рассеивается информация воспринимается плохо.

Хорошим вариантом для выравнивания является ориентация текста по левому краю. Такой формат уместен в 99% случаев.

Макро и микрографика

Макроуровень отвечает за общую структуру текста в пределах сайта, расположение относительно других элементов дизайна. Его цели глобальны - сделать текст целостным, гармоничным и в то же время «живым».

Микроуровень ответственен за область мельчайших деталей: интервалов, пробелов, отступов и т. д. Он формирует такое понятие как читабельность. Исключите его и текст превратиться в сплошное полотно из букв и знаков препинания.

Для обозначения шрифтов в веб-дизайне лучше использовать относительные значения «em» или %. Это позволяет сделать контент адаптивным, гибким. Пользоваться пикселями рекомендуется в отношении неадаптивных контейнеров, когда в случае изменений размера экрана в движение приходят блоки, в то время как шрифт не изменяется.

Блоки текста

Абзацы и блоки из длинных предложений усложняют восприятие информации. Гораздо удобней, когда строка включает не больше 70-ти символов, но не менее 30-ти. В зависимости от ширины строки текста варьируется межстрочный интервал. Для удобства пользователей он не должен быть меньше пробела между словами.

Начертание

Работая над типографикой, не обойтись без вариаций начертания букв. При умелом использовании эта возможность превращается в мощное акцентное оружие. Так, например, курсив придает тексту некую торжественность, жирное начертание указывает на важность информации, а свойство font-variant: small-caps придает определенной изысканности.

С засечками или без

Многие дизайнеры считают, что шрифт без засечек идеален для заголовков и подзаголовков. В то время как основной массив стоит формировать шрифтом с засечками. Это негласное правило, актуальность которого уже исчерпала себя.

Обратите внимание, что использование рубленого шрифта (Sans Serif) все же оправдано:

  • Когда читатели - дети.
  • При яркой акцентной цветовой палитре.
  • Если текст узкий или слишком маленький.