Где детей научат программировать. «Кодабра»: как научить ребёнка программированию

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, - четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, - спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя - объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, - наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир », в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу - такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot - игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot - игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

CodeCombat - это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.

Программирование для детей на курсах или в форме игры может стать отличным хобби для младших и старших школьников. Этому искусству не так сложно научиться, как может показаться поначалу. Главное - сильное стремление и непоколебимая мотивация, не угасающая даже когда в коде возникают ошибки.

Что такое программирование

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с понятием программы. По структуре это алгоритм, четкая последовательность команд. Программирование - процесс написания цифровых приложений на компьютерных языках, которых разработано более 8000. Постоянно создаются новые виды или совершенствуются старые, а развитию сферы способствуют курсы программирования для детей и взрослых.

Чтобы стать программистом, нужно понять, что написание программ - тонкий процесс со своими нюансами, особенностями. Даже у опытных разработчиков немало времени занимает поиск ошибок в коде, мешающих стабильной работе программы или делающих запуск невозможным. Популярен стереотип, что качественная разработка приложений требует глубоких математических знаний, но большее влияние оказывает логика, которую можно развивать при помощи математики.

Визуальное­

Метод создания компьютерных программ путем управления визуальными элементами вместо прямого написания кода называется визуальной разработкой. Это способ разрабатывать приложения при помощи графических, символьных интерактивных объектов, пользуясь пространственным свойством элементов как частями синтаксиса программы. Языки, предназначенные для визуальной разработки, оперируют в работе фигурами и линиями, где первые выражают субъекты, события, а вторые – отражают отношения и взаимодействие внутри сцены.

Скриптовые языки

Этот тип компьютерных языков основывается на применении т.н. скриптов (сценариев). Скриптом называют последовательность операций, алгоритм, автоматизирующий выполняемую пользователем работу. Ранее сценарные языки называли языками пакетной обработки. По быстродействию различают предварительно компилируемые ЯП (яркий пример - Perl) и динамического разбора.

    Языки первой группы переводят программу в байтовый компьютерный код, а после приступают к ее выполнению.

    Динамические скриптовые языки постепенно получают алгоритм из файла, считывая дальнейший код только по мере необходимости.

Традиционные языки­

Эту группу языков можно назвать базисом разработки приложений. Благодаря сильной близости к стандартной машинной архитектуре, достигается повышенная эффективность работы. Традиционные ЯП могут использоваться для генерации новых инструментов. Основным минусом этой группы языков программирования считается ориентированность на численные алгоритмы, обуславливающие слабость в работе с символьными логическими массивами данных.

Языки программирования для детей

Какой язык лучше выбрать для обучения программированию детей? Он должен быть доступным, чтобы не напугать ребенка, но проще отталкиваться в выборе от количества подходящих обучающих материалов в свободном доступе. В этом плане лидируют следующие:

Scratch

Скретч - интерактивный учебный софт, среда, разработанная для обучения младших школьников. Создание компьютерных игр в Scratch напоминает конструктор LEGO, где программа составляется из многочисленных блоков-команд разного цвета. Скретч - объектно-ориентированная среда, где можно работать с различными элементами: видоизменять, задавать пути перемещения, заставлять взаимодействовать, поместив в визуальную среду.

Scratch относится к классу визуальных, разрабатывался под платформы Windows, GNU Linux и macOS для обучения детей азам программирования, а также прививания интереса к этому роду деятельности. Этим обуславливается простота - процесс работы сводится к добавлению и изменению спрайтов, которые состоят из нескольких кадров с определенным сценарием. Встроенный графический редактор упрощает изменение графической составляющей проекта.

Java

Это традиционный язык программирования, на котором можно выстроить методику обучения старших школьников. Спецификация Джава заключена в одном из ключевых достоинств - независимости от используемой платформы. Основой технологии Java стал не машинный, а байт-код, приложения поддерживаются любой системой, включающей виртуальную машину JVM. Ключевым достоинством Java считается относительная легкость в освоении, чему способствует обилие научных материалов на русском, английском языках.

Processing

Это скриптовый язык, основой которому послужил классический Java. Благодаря доступному для понимания синтаксису, эта среда разработки способна без труда создавать приложения, которые в контексте Processing называют скетчами. Обилие доступных в сети материалов, библиотек, мультиплатформенность, возможность использовать стороннее ПО (OpenGL) делают программирование для школьников очень доступным и не отпугивающим своей сложностью.

Как научить ребенка программировать

Поскольку детям гораздо интереснее обучаться на практике, стоит начать с нее, а не заставлять юного программиста читать «Искусство программирования» Д.Кнута. Это одна из лучших монографий по написанию программ, но ребенку будет слишком неинтересно, скорее всего, он забросит ее уже после прочтения первых страниц, испугавшись сложности. Рекомендуется разбить рабочий процесс на несколько этапов:

    Ознакомительный. Продемонстрируйте начинающему девелоперу классический софт (например, от Microsoft), покажите, как редактировать тексты, разобрав как все работает, и объясните почему разработчик сделал так. Дайте ему почувствовать подходы и требования к интерфейсу и качественным программам в целом. Расскажите о компьютерных технологиях, об алгоритмах и о том, как с ними работать.

    Базы данных. Не нужно рассказывать обо всех аспектах работы с базами данных, если юный программист слишком мал, чтобы справиться с такой информацией. Но стартовые знания (таблицы, SQL-запросы и процедуры) пригодятся для эффективного программирования и понимания того, как работают создаваемые программы.

    Обучающий софт. Сфера разработки в России только развивается, но уже разработаны обучающие приложения, игры, которые можно найти в интернете. Установите несколько и научите ими пользоваться. Вскоре будут освоены начальные знания - основы информатики, алгоритмизация, логическое мышление.

Программы для обучения

Одна из лучших программ для прививания начальных навыков программирования называется Скретч. Это среда, позволяющая создавать интерактивные приложения простейшими алгоритмами. Разработано множество мультивозрастных приложений на смартфоны, обучающих программированию в игровой или практической форме:

Курсы программирования

В вашем городе могут быть курсы программирования для школьников, интересующихся разработкой - стоит проверить тематические ресурсы в сети или объявления в соответствующих учреждениях. Еще стоит поискать в интернете онлайн-курсы, предоставляемые как университетами и школами, так и частными лицами, или же найти самоучитель и научиться основам - визуальному Scratch и текстовому Python или JavaScript вместе с ребенком.

Игры для обучения­

Пример игр в категории программирования - Colobot и Codespells. Первое - трехмерная обучающая стратегическая игра о космосе, дающая начальные навыки работы с Java и C/C++. Основная особенность – персонажи-роботы, которые программируются на выполнение монотонных действий вместо игрока. Второе - креативная игра в жанре «песочница о волшебниках». Обучающая часть заключается в создании заклинаний путем написания кода.

Популярная игра в категории «Обучение детей программированию» - Kodable, игра-лабиринт, в которой юный программист познакомится с циклами, условиями, функциями и отладкой на 105 легких и сложных уровнях. Доступность и качественная анимация - весомые достоинства этого приложения, приковывающие внимание детей надолго.

Программирование для детей онлайн

Один из путей обучения - школа программирования для детей онлайн. В сети предлагаются курсы для начинающих разработчиков, ориентированные на группы разных возрастов. Многие обучают детей от 7-8 лет, уроки проводятся по Skype. Еще один вариант - онлайн-сервисы вроде Codabra, предоставляющие курсы для детей от 9 лет, где обучение программированию происходит при помощи таких платформ, как Minecraft и Scratch.

Книги­

Одна из лучших книг в данной категории - «Программирование на Java для детей, родителей, дедушек и бабушек», выпущенная в 2011 году Яковом Файном. Это доступно написанный учебник по Java для детей возраста 11-18 лет, который можно использовать, чтобы организовать кружок программирования для школьников. Книгу нельзя назвать самодостаточным руководством, но для получения базовых знаний и пробуждения интереса к дальнейшему развитию она подойдет.

«Scratch для детей» - книга, предназначенная для обучения основам визуальной разработки детей старше 8 лет. По этому руководству, написанному М.Маржи, ребенок сможет начать свой путь программиста под чутким руководством своих родителей.

«Python для детей» - интересный самоучитель для детей от 10 лет. Книга актуальна по причине доступности и востребованности языка Python, который позволит юному программисту создавать все: от простых программ до крупных игровых вселенных.

Видео

В Академии ребенок не только определится с профессией в будущем, но и станет уверенным в себе айтишником, умеющим разрабатывать сайты, игры, снимать видео, создавать 3D-графику и анимацию, отлично знать дизайн, несколько языков программирования и многое другое. Компьютер перестанет быть для ребенка просто игрушкой, а превратится в инструмент творческого самовыражения и интеллектуального развития.
Программа обучения получила приз в области образования под эгидой ООН и ЮНЕСКО.
По каждому направлению обучения дети готовят свой собственный проект. В программу обучения входит: Курс современного пользователя компьютера, Школа блогера, Работа в фотостудии, WEB-разработка сайтов и много .

Центры молодежного инновационного творчества POLYCENT
От 5 до 15 лет
Запись

Студия на базе Политехнического музея работает более 20 лет. Ученики постоянно участвуют в различных олимпиадах, фестивалях, научных состязаниях. Один из учеников «Полицента», кстати, разработал проект перчатки для сурдоперевода, победил с ним во многих конкурсах, а в 17 лет стал членом команды Intel.
В «Политехе» более 15 курсов по направлению «информатика»: Создание приложение на Android; 2D/3D-анимация; 3D-MOVIE, где учат создавать трёхмерные мультфильмы; 3D-ВИДЕОМОНТАЖ; C# UNITY GAMES про создание игр; FLASH: АНИМАЦИЯ, СОЗДАНИЕ ИГР; MINECRAFT CREATOR; Веб-программирование; Визуальное программирование; Графический дизайн; Программирование SCRATCH; Программирование C#; Программирование DELPHI; Сайтостроение и веб-дизайн и многие другие.
В «Полиценте» ведут занятия выпускники и преподаватели МЭИ, СТАНКИНа, НИУ МЭИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана.


Школа «Кодабра»

От 6 до 17 лет
Запись


Детская школа создания компьютерных игр, сайтов и мобильных приложений обучает детей создавать свои собственные проекты: игры, мультфильмы, сайты и многое другое. Уровень подготовки не имеет значения. На занятиях ребята работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы.
Можно выбрать один из курсов: «Квест MINECRAFT» по культовой игре Minecraft (6-9 лет) проходит в офисе Mail.ru; Курс по созданию игр в детской среде разработки Scratch (7-9 лет); Minecraft программирование (10-14 лет); Курс по созданию профессиональных игр для компьютеров, приставок и мобильных устройств на платформе Unity 3D (10-14 лет / 15-17 лет).
Курсы длятся по 2-4 месяца.


Школа программирования для детей CODDY

От 5 до 14 лет
Запись

Школа CODDY своей задачей видит подготовку школьников в области программирования и проектного менеджмента с тем, чтобы ребятам было легче поступить в один из ведущих российских или западных ВУЗов, создать свой бизнес, работать в российской или международной ИТ-компании. Для этого в школе разработано более 15 курсов: Игровое 3D-моделирование с Blender, Создание сайтов в WordPress, на Wix, мультфильмов (Flash), Создание мобильных приложений, Программирование игр на PYTHON и другие.
Преподают в школе веб-разработчики, дизайнеры, программисты, имеющие большой опыт работы и создания собственных проектов.
Каждый курс рассчитан на 1 месяц , по окончании которого ребенок или продолжает углубленное изучение курса, или меняет его на другой, в зависимости от интересов и желания.
Занятия проходят по 8 адресам.


Международная школа программирования для детей «Алгоритмика»

От 5 до 14 лет

Запись

В «Алгоритмике» ученики работают в визуальной среде программирования, разработанной специально для детей. Написание кода устроено по принципу сборки конструктора или паззла.
Главный курс школы «Миссия «Коперник». Колонизация Марса» рассчитан на 32 занятия, к концу занятий каждый участник напишет свой первый полноценный IT-проект – например, игру уровня Flappy Bird или Тетриса. Обучение проходит в группах 8-12 человек на онлайн-платформе «Алгоритмики» на базе визуальных языков программирования, разработанных в Google и MIT.
Кроме основного курса программирования для детей от 8 до 12 лет, вы можете записать своего ребенка на курс программирования для дошкольников (набор от 5 до 7 лет), на робототехнику или программирование на Python.
Занятия проходят на 60 площадках Москвы. С полным списком вы можете ознакомиться на сайте «Алгоритмики».
Уроки ведут преподаватели школ и ВУЗов по информатике, математике, программированию и системному программному обеспечению, финансовому моделированию, и веб-разработчики.
Также каждую неделю в «Алгоритмике» проходят бесплатные уроки по программированию .

  • Перевод

Программирование сейчас очень популярно. По всему миру 36 миллионов детей принимают участие в мероприятиях движения «Час программирования». Цель этих мероприятий – помочь детям стать активными, а не пассивными пользователями технологий, а также получить знания, которые в будущем могут помочь устроиться на хорошую работу в нашем все более и более техническом мире.

Даже если ваши дети не хотят в будущем зарабатывать на жизнь программированием, базовое понимание принципов программирования развивает мышление и, в дальнейшем, ребенок лучше справляется с решением возникающих задач. Билл Гейтс когда-то сказал: «Если вы учитесь создавать программы, это развивает ваш разум, помогает вам лучше мыслить и создает образ восприятия вещей. В целом, я думаю, что человеку это будет полезно вне зависимости от сферы его деятельности».

Такие платформы, как Scratch и Alice позволяют детям (и взрослым) создавать собственные игры и анимации, используя упрощенные методы программирования. Однако не всем детям это интересно. И вот для таких детей существует множество игр, которые обучают базовым принципам программирования в веселой и доступной форме.


Мы отобрали несколько доступных вариантов, включая некоторые игры, которые до сих пор находятся в разработке, поэтому вам не придется их лихорадочно искать. Эти игры доступны на разных платформах – iOS, Android, ПК, Mac, есть даже настольные игры – при этом многие из них, и это огромный плюс, распространяются бесплатно.

Lightbot и Lightbot Jr.

Для кого: возраст 4-8 лет (Lightbot Jr), 9+ (Lightbot)
Платформа: Веб-браузеры, iOS, Android
Цена: Бесплатно (браузер), $3 (iOS/Android)
Больше информации: Браузерная игра, iTunes, Google Play

Экспертное мнение: «При кажущейся простоте, Lightbot освещает некоторые интересные аспекты продвинутого программирования» - Фритц Руэр, доцент компьютерных наук, Уилламеттский университет, Орегон.


Подпись: Во многих школах игра Lightbot используется для обучения основам программирования. Эта игра используется даже в некоторых университетах.

Lightbot – это игра-головоломка о программировании, созданная Дэнни Ярославским, канадским студентом. Цель игры – заставить робота подсветить все голубые плитки на 3D-решетке. Сложность состоит в том, что это нужно сделать в один подход, создав для робота серию команд.

Ярославский говорит, что Lightbot обучает планированию, тестированию, отладке, процедурам и циклам. Вашим детям точно понравится играть с симпатичным роботом, заставляя его подсвечивать все плитки в один подход.

Вы можете играть в бесплатную версию игры, в которой предлагается час игрового времени. Причем бесплатно можно играть как на компьютере, так и на вашем мобильном устройстве. А если этого недостаточно, то две полные версии Lightbot для разных возрастных групп сейчас продаются в iTunes и Google Play.

Code Monkey Island

Для кого: возраст 8+
Платформа: настольная игра
Цена: $40+
Больше информации: веб-сайт игры Code Monkey Island, Kickstarter
Экспертное мнение: «Code Monkey Island – это потрясающе веселая игра, которая знакомит детей с программированием» - педагог и активист по развитию технологий Фил Шапиро.


Подпись: Code Monkey Island не сделает из ваших детей программистов по мановению волшебной палочки, однако обучит их основам программирования.

Житель Бруклина Радж Сидху захотел объяснить детям основы программирования в увлекательной игровой форме. Он выбрал совершенно нетехническое решение для решения высокотехнической задачи и внедрил основы бинарной логики и условные команды в семейную настольную игру.

Играть в Code Monkey Island достаточно просто, да и времени игра занимает немного – всего лишь около 45 минут. Игроки используют карточки с инструкциями типа «Каждую обезьяну передвинуть на три клетки, НЕ наступая на скалы» для того, чтобы двигать свои отряды обезьян по острову.

Сидху выбрал формат настольной игры, потому что такие игры объединяют семью. «Я хотел создать что-то, во что могут играть дети, их родители, бабушки и дедушки. Однако при этом я хотел помочь детям через игру реализовать их способности к обучению», говорит он на своей странице Kickstarter.

Игра Code Monkey Island оказалась успешным проектом на Kickstarter. В августе эта игра должна уже получить распространение. Вы можете забронировать один экземпляр этой игры для себя, перечислив в фонд проекта на Kickstarter $40 или больше.

Kodable

Для кого: возраст 5-8 лет
Платформа: iOS
Цена: Бесплатно ($7 – Pro-версия)
Больше информации: веб-сайт игры Kodable, iTunes
Экспертное мнение: «Игра Kodable развивает навыки программирования, в результате чего программированию могут научиться даже маленькие детки. Для обучения им даже не нужно уметь читать» - Терри Эйкхольц, преподаватель программы K-5 для одаренных детей, Техас


Подпись: Соучредитель Грехен Хюбнер сообщает, что в Kodable могут играть даже двухлетние дети.

Kodable – это игра-лабиринт, в которой 105 уровней. Эта игра помогает обучать детей таким основам программирования, как условия, циклы, функции и отладка.

В игре совершенно не используется текст, поэтому в нее могут играть даже маленькие дети. Герои игры очень яркие, они похожи на забавных пришельцев и очень нравятся детям.

«Взрослые так боятся программирования, они считают программирование ужасным и сложным делом», говорит соучредитель игры Kodable Грехен Хюбнер в интервью TechRepublic. «Забавно, что многие взрослые недооценивают возможности своих детей. И то, что мы предлагаем детям возможность решать разные задачи в таком раннем возрасте, доказывает, насколько же дети умны».

В бесплатной версии Kodable 45 уровней. В самом приложении можно докупить разные уровни и конфигурации. В Pro-версии, которая стоит $7, также есть уроки по расширению словарного запаса и инструкции для обучения.

Robozzle

Для кого: возраст 6+ (и взрослые)
Платформа: веб-браузер, iOS, Android, Windows phone
Цена: Бесплатно (браузерная версия), $0-$2 (мобильная версия)
Больше информации: браузерная версия игры, iTunes, Google Play, Магазин приложений Windows
Экспертное мнение: «Игра Robozzle позиционируется как социальная игра-головоломка, но я воспринимаю ее как веселый и интересный способ обучения программированию. И, возможно, с помощью этой игры получится заинтересовать детей программированием» - Альфред Томпсон, учитель информатики в старшей школе.


Подпись: На первый взгляд игра Robozzle очень простая. Но вскоре игрок сможет убедиться, что все не так уж просто.

Если вы ищете занятие для детей постарше (или для себя), попробуйте поиграть в Robozzle. Это игра-головоломка, которую в свободное время создал программист компании Microsoft Игорь Островский.

Задача Robozzle – провести робота через лабиринты, используя ограниченные команды. Уровни сложности игры варьируются: некоторые уровни подходят для детей, а некоторые задачи заставят почесать голову даже опытных программистов.

В браузерную версию этой игры можно поиграть бесплатно (используя Silverlight), также игроки могут создавать, голосовать и комментировать новые уровни.

Игра Robozzle доступна на iOS, Windows Phone 7 и Android. Цены варьируются.

Cargo-Bot

Для кого: для детей от 5 лет и взрослых
Платформа: iOS
Цена: Бесплатно
Больше информации: iTunes
Экспертное мнение: «Отличное приложение для iPad для обучения программированию. С помощью него обучал своих двух детей» - Майк Лоуренс, преподаватель и соучредитель Google Teacher Academy.


Подпись: Игра Cargo-Bot для iPad была создана с помощью приложения Codea

Cargo-Bot – это первая игра, написанная специально для iPad. Простые уровни этой игры подходят для детей от 5 лет, однако дальше начинаются действительно сложные уровни.

Игроки должны передвигать коробки по заводу с помощью движущегося крана. При этом используются такие понятия программирования, как циклы, процедуры и отладка.

«Я хотел создать игру, смысл которой – перемещать коробки по заводу. Забудьте, что на самом деле вы программист», сказал разработчик игры Руи Виана в интервью Fast Company.

SpaceChem

Для кого: для детей от 10 лет и взрослых
Платформа: ПК, Mac, Linux, iOS, Android
Цена: Бесплатная демо-версия, $7 (Steam), $3 (iOS/Android)
Больше информации: веб-сайт игры SpaceChem, Steam, iTunes, Google Play
Экспертное мнение: «Я думаю, что SpaceChem – это лучшая из существующих игр по обучению программированию» - Нил Браун, исследователь в сфере компьютерного образования, Кентский университет, Великобритания.


Подпись: SpaceChem используют многие школы в образовательном процессе, но при этом это – игра.

Игра SpaceChem – это сочетание программирования и псевдохимии в условиях научной фантастики. Однако эта игра получила превосходные отзывы после ее выпуска в 2011 году.

Эта игра достаточно сложная, поэтому заставит подумать как учеников старшей школы, так и взрослых. Цель SpaceChem – построить механизм для борьбы с монстрами, используя такие понятия программирования, как исполнение заявок, циклы, переходы и подпрограммы. Компания-разработчик Zachtronics Industries пояснила, в чем же именно ценность этой игры.

«SpaceChem – это игра, которую я бы хотел дать себе в 12 лет, чтобы сходить с ума, решая головоломки», так написано в образовательном блоге Gaming to Learn. «Когда вы слышите, что люди говорят о важности обучения написанию кода – они говорят об этой игре. Такие игры учат игрока думать».

Robot Turtles

Для кого: 3-8 лет
Платформа: настольная игра
Цена: $25
Больше информации: веб-сайт игры Robot Turtles, Kickstarter
Экспертное мнение: «Начните учиться как можно раньше! Это потрясающе! Будущее теперь выглядит гораздо более вдохновляющим» - Джон Леджер, председатель правления, T-Mobile


Подпись: Игра в Robot Turtles.

Эта настольная игра, которая обучает детей программированию, в прошлом году собрала на Kickstarter $600000. При том, что сначала требовалось финансирование в $25000.

Игра оказалась востребованной. И это неудивительно, ведь Robot Turtles обучает основам программирования через карточки-инструкции, которыми управляется прохождение черепашек через лабиринт. Первоначальные 25000 копий игры были распроданы в один миг. Дети должны использовать ограниченный синтаксис, последовательность команд, а также проводить отладку при совершении ошибки. Создатель игры, Дэн Шапиро, говорит, что понимание, как играть, появляется за несколько секунд.

«Я очень верю в то, что программирование – это суперсила, которую вы можете предложить своим детям. Это путь к тому, что они не останутся в стороне от инноваций будущего», сказал Шапиро в интервью TechCrunch.

Игра Robot Turtles была недавно приобретена компанией по выпуску и продаже игр ThinkFun и уже в этом месяце стала доступна для массового рынка.

Code Combat

Для кого: 13+ (или младше при условии наблюдения/инструктажа)
Платформа: веб-браузер
Цена: Бесплатно
Больше информации: веб-сайт игры Code Combat
Экспертное мнение: «Очень креативный и захватывающий способ для обучения программированию через игру» - Джейсон Бэттлс, заместитель декана по разработке технологических библиотечных процессов и политик, Алабамский университет


Подпись: Code Combat – это забавное сочетание волшебников, воинов, огров и программирования.

Code Combat – единственная игра из нашего списка, в которой игроки должны использовать код в чистом виде (в настоящее время Javascript, экспериментальная поддержка CoffeeScript, Python, Clojure и Lua). Не позволяйте этому факту выбить вас из седла, так как игра Code Combat – это прекрасная возможность учиться с удовольствием.

Вы можете начинать с однопользовательских уровней этой игры в жанре «фэнтэзи», а потом применять ваши приобретенные знания программирования на других игроков.

Code Combat, как предполагается, останется бесплатной игрой, так как основной доход разработчиков – это предложение компаниям игроков высокого уровня. Да, действительно: играя в эту игру, вы можете получить работу.

Ludos (Puzzlets)
Для кого: 4-12 лет
Платформа: ПК, Mac, iOS
Цена: $100
Больше информации: Digital Dream Labs
Экспертное мнение: «Что выделяет Cloudboard (интерфейс панели Ludos) среди других доступных в настоящее время продуктов – это не только сочетание физического и цифрового мира, но и развитие навыков сотрудничества» - Терри Эйкхольц, преподаватель программы K-5 для одаренных детей, Техас


Подпись: В игре Ludos используются тайлы, поэтому для детей программирование становится тактильным.

Игра Ludos должна выйти в августе этого года. Цель игры – сделать программирование реальным практическим опытом для детей. Ludos позволяет игрокам размещать тайлы с командами непосредственно на сетке, программируя действия персонажей игры.

Cork the Volcano будет первой игрой Ludos с сильным акцентом на таких основах программирования, как планирование, последовательность и отладка. В дальнейшем в системе появятся и другие игры, ведь эта система является открытой платформой, и поэтому для нее каждый сможет создавать приложения.

Codemancer

Для кого: 9-14 лет
Платформа: ПК, Mac, iOS, Android
Цена: $20
Больше информации: веб-сайт Important Little Games, Kickstarter
Экспертное мнение: «Игра в жанре «фэнтэзи» с главной героиней, которая учит детей (и взрослых!) программированию? Мне нравится все в этой игре!» - Лоурен Скотт, веб-разработчик и младший инструктор, Dev Bootcamp


Подпись: Игра Codemancer собрала на Kickstarter в 4 раза больше денег, чем изначально было заявлено.

Разработчики Codemancer надеются, что после выпуска, который запланирован на лето следующего года, игре поможет выделиться ее интересный сюжет и героиня.

После запуска этого успешного проекта Kickstarter игроки будут использовать волшебные руны для управления действиями, помогая героине Авроре спасти жизнь ее отца. Создатель Роберт Локхарт надеется, что доступность игры разрушит все барьеры, которые препятствуют пониманию программирования детьми.

«Язык игры Codemancer очень доступен», говорит Локхарт на своей странице Kickstarter, «однако его также легко переводить на разные языки программирования. Программы становятся более сложными, когда мы внедряем такие понятия программирования, как переменные, условия и функции».

Machineers

Для кого: 8-14 лет
Платформа: ПК, Mac (версия для iPad в разработке)
Цена: Бесплатная демо-версия
Больше информации: веб-сайт игры Machineers
Экспертное мнение: «Кажется, что игра Machineers будет лучшим примером обучающей игры» - Пол Хайс, программист и разработчик игр


Подпись: Игра Machineers победила в номинации «Лучшая обучающая игра» на мероприятии Serious Games Showcase and Challenge во Флориде в 2012 году.

Игра Machineers – это игра в стиле adventure, в которой пользователи имеют дело со сломанными устройствами. Игроки должны починить устройства, используя принципы программирования и интерфейс drag-and-drop.

Энрике Лоде, член команды Danish Lohika Games, разработчиков Machineers, решил выпустить эту головоломку-приключение после того, как один ребенок-тестировщик пожаловался, что все развивающие игры похожи на «брокколи в шоколаде».

«Эта игра – подготовка к дальнейшему обучению», сказал Лоде в интервью Indie Statik. «В игре отсутствует какая-либо математика и код, поэтому дети не смогут научиться программировать. Однако игра развивает логическое мышление и то, что называется процессуальной грамотностью – умение читать и писать процессы».

Пока игра находится в разработке демо-версии Machineers для ПК и Mac можно скачать бесплатно. Lohika Games планирует запустить полноценную игру для iPad.

Bee-Bot

Для кого: 4-7 лет
Платформа: iOS
Цена: Бесплатно
Больше информации: iTunes
Экспертное мнение: «Не обращайте внимания на само устройство, просто пробуйте и ошибайтесь, выдвигайте гипотезы, проверяйте, тестируйте и добивайтесь успеха» - Дог Питерсон, сессионный преподаватель, факультет обучения, Виндзорский университет, Канада

Подпись: Многие школы используют игру Bee-Bot для обучения основам программирования

Разработчик обучающих игр TSS создал BeeBot для того, чтобы помочь детям разобраться с объектным языком программирования и последовательностью команд в программировании. Простое и доступное приложение имеет 12 уровней, ограниченных по времени выполнения, которые представляют собой лабиринты с постоянным повышением уровня сложности.

Для детей старше 7 лет существует дополнительное приложение под названием BeeBot Pyramid. Оно распространяется по цене $0,99.

Однако, если вы решите учить ребенка программированию, особенно в раннем возрасте, то с удивлением обнаружите, что выбор невелик. Отечественные софтверные гиганты, такие как «Яндекс» или «1С», делают упор на старшеклассников или даже на студентов. Школьные уроки информатики вряд ли помогут вам вырастить нового Цукерберга или Дурова. Если вам повезло, то где-нибудь рядом соседский папа-программист ведет кружок для своих детей и их друзей. Мы поймали основателя детской школы программирования и цифрового творчества Дарью Абрамову и поговорили с ней о том, как учить наших детей и превратить компьютерную игру в обучение.

Scratch мгновенно завоевал Америку, в Европе как-то не прижился, а вот российским школьникам пришелся по душе. Дети ласково называют Scratch царапкой, так как символом этого языка является котенок.

Царапка

Программистам во всем мире платят много потому, что их не хватает и будет не хватать еще больше. Следовательно, производить их нужно промышленным способом и желательно с младенчества. Первыми это поняли американские софтверные гиганты. Те же Google или Microsoft давно щедро спонсируют детское компьютерное обучение. Поэтому логично, что лучшие методики обучения и языки программирования для детей — оттуда. Например, это совместный проект «игрушечной» компании LEGO и MIT Media Lab, самого интересного подразделения Массачусетского технологического института, мирового лидера в научном и инженерном образовании. Ученым удалось адаптировать язык LabView, применяемый в реальном программировании промышленных роботов, к программированию образовательных робототехнических платформ LEGO. На нем дети, как из кубиков конструктора, собирают алгоритмы, заставляя двигаться собранных роботов. Система оказалась настолько интуитивно понятной, что ее используют даже в детских садах. Дальнейшим ее развитием стал визуальный объектно-ориентированный язык Scratch, разработанный для младшеклассников в том же MIT. Среда программирования оказалась столь понятной, что у детей уже после десяти минут занятий персонаж начинает двигаться и говорить. Само собой, дети программируют компьютерные игры — что может быть интереснее.

Scratch быстро завоевал Америку, в Европе как-то не прижился, а вот нашим школьникам пришелся по душе. Дети называют Scratch царапкой: символом этого языка является котенок. Хотя на самом деле молодые американские программисты, создававшие язык, вдохновлялись хип-хопом и диджейской техникой — стретчингом, когда пальцами крутят виниловые пластинки взад-вперед, смешивая музыкальные темы и закольцовывая мелодии. Но где сейчас винил?

Своя игра

«Кодабра» появилась в 2014 году как волонтерское движение. Даша Абрамова по образованию программист и как многие программисты горела желанием нести кодинг в детские массы. Вместе с партнерами она пересмотрела кучу западных инструментов и пришла к выводу, что Scratch доступен как для установки на компьютере, так и для работы в онлайне. Не нужно компилировать и, что очень важно, очень быстро, за 10−15 минут, можно получить готовый результат. Мало того, код можно писать, даже не зная языка, просто перетаскивая пиктограммы на рабочий стол.

«Изначально мы ориентировались на детей семи-восьми лет, задача была заинтересовать их IT, — вспоминает Дарья. — Мой партнер рассказал мне, что его интерес к программированию пришел от игр, — он очень любил SEGA, и мне показалось классной идеей создавать с детьми компьютерные игры на интуитивно понятном языке. Я сама его освоила мгновенно». Что делать и как преподавать, ребята не знали — они не педагоги. Стали через знакомых договариваться со школьными классами и учителями, приходили туда и на волонтерской основе проводили занятия.


Банановая республика

Один из центров «Кодабры» располагается в суперсовременном здании Mail.ru на Ленинградке, стиль которого навеян эстетикой офисов Google. В уютных комнатах со стеклянными дверями идут занятия. Двухмесячные курсы стоят 20 000 рублей и состоят из трехчасовых еженедельных занятий. Они могут проходить в один день с перерывами или разбиваться на все выходные.


В «Кодабре» понимают, что надолго внимание детей удержать трудно, поэтому длинных занятий не проводят. В одной из комнат сидят самые маленькие, на вид — первоклашки. Судя по всему, это одно из первых занятий, пишут классическую игру, где мартышка собирает бананы.

— Выигрываем, если наберем…

— Сто бананов! — радостный хор малышей.

— А проигрываем?

— Если не наберем совсем!

На экране мартышка продолжает собирать бананы, а из соседней комнаты слышится испуганный крик:

— У меня настала ночь!!!

— Не паникуй, ты просто источник света убрал.

Там дети постарше осваивают игровой движок Unity — инструмент для разработки трехмерных игр. На экранах носятся машины, которые исчезают в телепорталах, появляются не там где надо, а солнце по небу ходит по неправильной траектории. Наставник, который по внешнему виду не сильно отличается от учеников, терпеливо помогает исправлять ошибки.


Сейчас курсы «Кодабры» существуют только в Москве и Санкт-Петербурге. Дарья говорит, что они ориентируются не на вундеркиндов, а на массовость, поэтому после первого двухмесячного курса остается процентов 60 детей. Вместе с детьми растет и сложность занятий — добавляются новые модули, появляются курсы, «заточенные» под виртуальную реальность, мультипликацию, графический дизайн. Помимо них «Кодабра» организует выездные лагеря, проводит мастер-классы с родителями, устраивает квесты, где код встраивается в задания — дети что-то ищут в разных комнатах, находят код, соединяют, запускают ракету на экране, программируют двигатели.

Основные принципы «Кодабры» не меняются с тех пор, когда основатели волонтерили, пропустив через себя большое количество детей от первого до седьмого класса, разных школ и районов, включая детские дома. «Мы понимаем, что детям нужно давать информацию маленькими порциями, чтобы они постоянно видели результат, чтобы знали, к чему в конце занятия придут, — говорит Дарья. — В группах мы поддерживаем распределение ролей: сегодня один ребенок — системный администратор, а другой — HR, следит за посещаемостью. Завтра все поменялись местами».

Хочется детям привить любовь к созданию чего-то, а не потреблению, говорит напоследок Даша. И под этой фразой готовы подписаться все родители.