Что нужно для проигрывателя винила. Новый или винтаж? На что обратить внимание при покупке проигрывателя

Вы купили проигрыватель винила или близки к такому решение и наверное обратили внимание,

что довольно много предложений выглядит так, как на картинке ниже:


В данном примере отчетливо видно, что проигрывателю не хватает шела. Т.е. продают аппарат без шела

и соответственно без картриджа. Но начнем по порядку.

Что такое шел.

Шел - это держатель картриджа, некая конструкция к которой прикручивается картридж.

Выглядит он примерно вот так:

Вот шел лежит с уже прикрученным к нему картриджем.

Шел в конечном итоге устанавливается на тонарм - такая длинная прямая или S-образная палка с

Помощью специального удобного крепления находящегося на тонарме.

В данном разделе (Винил для начинающих) мы не станем вдаваться в подробности уровня шел,

используемых на нем проводовю Это уже для продвинутыж виниловодов и имеет такое же

влияние, как межблочные провода, аккустические кабеля.

Бывает проигрыватель с S-образным тонарм (соответственно со съёмным шел типа-sme)

Со снятым шел


С шел прикрученным


И с прямым тонарм:



На данной модели нет шел, он является единым целым с тонарм и съемным является тонарм,

для удобства замены картриджа.

Так же есть аппараты с прямым тонарм и съемным шел, в таких моделях свой шел под

прямой тонарм.

Ведется много споров, какой тонарм лучше? Прямой!? S-Образный!?

Да не важно это! В любом варианте мы имеем точку А-начало тонарм и Б-его окончание.

Он не изменяет свою форму при движении по пластинке! S-образный тонарм для увеличения эффективной

длинны, не увеличивая глубину аппарата, чтоб вместить прямой тонарм

Мы говорим о первом опыте использования винила, поэтому пропустим подробности.

финансовая возможность!

Автомат (все управляется с кнопок, нажали пуск -тонарм сам встанет на начало пластинки-отыграв-

поднимется и вернется на место, двигатель остановится)

Полуавтомат

Полностью ручной

Яркий и не дорогой пример Автомат , но хороший: Victor QL-Y44F


Автомат который и в авто режиме выставляет нулевой-балланс, немного дороже

и вот его представитель Victor QL-Y55F

Автомат, который одним крутиком, выставляет и прижимную силу и антискейтинг.


полуавтомат? (мы руками ставим тонарм на начало пластинки-нажимаем пуск-нажимает микролифт

опускание тонарм-отслушав пластинку, аппарат поднимет тонарм и остановит двигатель, далее руками

мы ставим тонарм на место)

Pioneer PL-30Lll


Полностью ручной (все делаем руками, ни какой электроники)

Это уже легендарный Techncis SL-1200, есть несколько модификаций, их отличают мелочи!

по сути это все один аппарат! Сильно распиарен из за своей надежности, в быту это перебор,

нам не надо тормозить диск руками, крутить его в обратном направлении, как диджеи

Это возможно из за особенности его прямого привода.

Для домашнего использования любой из перечисленных надежен, красив, точен!

Здесь каждый выбирает для себя в силу удобства использования! Не что не повлияет на

работоспособность, звук!! Некоторые аппараты интересны и дорогие, скорее уже имея коллекционную ценность.

Настроить их и получить высого уровня звук сложнее и к этому необходимо пройти путь

Как пример MICRO BL - 91 -это модель на пасике.


Выбираем аппарат тот, что вам удобнее использовать!!

Каждый для себя выбирает, что больше нравиться!? Проснуться утром и заводить наручные часы в ручную,

либо это механические часы, но уже с автоподзаводом, либо кварц!

Это скорее идет от внутренних ощущений и желания!

Вот еще одна точка предкновения споров! Что взять? Что лучше?!

- Пасиковый, как MICRO BL-серии или старый Thorens

- или РОЛИК??

Все это так же является внутренним ощущением! Не важно это! Кому что греет душу!

Удобство использования (например пасик порвался! Это поиск, покупка!) Ролик-это более

частое обслуживание и тд!

При использовании аппаратов приличного класса можно и как первый купить в любом исполнении.

прямой привод (Direct Drive, DD) для начинающего проще удобней!

И так шел у вертушки есть, но многие предлагают вертушки без картриджа.

Что такое картридж?

Картридж, или головка звукоснимателя - это устройство преобразующее механическую энергию

(трение иглы о виниловый диск) в электрическую (звук).

Картриджи внутри бывают с подвижным магнитом (ММ, самые популярные и дешевые) и

с подвижной катушкой (МС).

Приведу выдержку с сайта audiomania.ru:

«Звукосниматель (картридж) MM-типа вырабатывает сигнал значительно большей амплитуды

, чем MC-головка. Но ввиду того, что игла в нем механически связана с более тяжелым магнитом,

ММ обладает худшими динамическими и частотными характеристиками.

По принципу действия звукосниматели делятся на головки с подвижным магнитом (MM)

и подвижной катушкой (MC).

Соответственно, в первом случае игла связана с магнитом, который перемещается внутри катушки

индуктивности, а во втором - с катушкой, которая движется в поле постоянного магнита.»

Картриджи MC стоят дороже, требуют сложный фонокорректор. Особенность их работы аналогично

я приведу с определения сайта audiomania.ru:

«MC-головки существенно сложнее в изготовлении. Кроме того, MM-звукосниматели обычно оснащаются

сменной иглой, что значительно удешевляет их обслуживание, в то время как иглу в звукоснимающих головках

типа MC из-за его конструкции самостоятельно заменить нельзя.»

В любом случае, если вы решили выбрать картридж МС высокого класса

(а дешевые МС врятли превзойдут хорошие картриджи типа ММ),

то должны озаботится тем фактом, что ваш усилитель должен обладать фонокорректором поддерживающим

MC-тип картриджей (стандартно массово поддерживается ММ тип

Хотя многие популярные усилители, например Pioneer A-717, поддерживают этот тип картриджей).

Другой вариант купить внешний фонокорректор с заведомо лучшим качеством.

Скорее всего ваш выбор будет в области картриджей ММ-типа.

таких картриджей довольно много - их выпускает или выпускали множество фирм.

Т.е. если вы купили винтажную вертушку с рук, то это не значит, что вам нужно искать именно старый картридж,

тем более там может оказаться задубевший амортизатор кантилевера.

Что такое кантилевер - по простому - это металическая палочка к которой приварен кончик иглы.

Кончик иглы может быть металлическим или алмазным.

Алмазный разумеется более долговечный. так же кончик иглы может быть в виде конуса

(самый плохой), в виде овала и шарообразный (лучшие варианты).

Кантилевер под микроскопом

Я так понимаю вам будет немного непонятно, поэтому приведу наглядные картинки:

Довольно популярны дешевые современные картриджи Audio-techinca AT-91

При цене около 2000 руб они успешно заменяют и звучат не хуже советских всем известных картриджей ГЗМ.

Более дорогие картриджи дают лучший звук, так как чем лучше работает магнит в таком картридже,

тем разнообразней по нюансам звучание вы получаете:

Один из самых интересных ММ в бюджете (не остаться без штанов) имеет отличное звучание это:

Картридж Audio Technics AT150mlx


Картриджи Grado

Картриджи Ortofon

Вот так выглядят при желании разработчика картриджи МС:

В общем это отдельная темя для поиска размышления и выбора!

смысл вроде понятен.

Как уже отмечалось у картриджей ММ можно менять иглы.

Это важно, так как игла стирается со временем, и через некоторое время,

в зависимости от частоты использования (в среднем год-два) вы отметите ухудшение звучания,

станет меньше высоких частот, звук будет более грязным и крикливым - причина этого

Сточившаяся игла. Вам нужно будет заменить иглу. Самое простое, как это сделать

Купить вставку именно для вашего картриджа. Эта вставка с иглой надевается просто на картридж.

Выглядит это вот так:

Сама вставка так же может быть прикрыта как съемным защитным колпачком, так и сдвигаемым вверх.

Думаю ясно, что каждому картриджу нужна его уникальная вставка с иглой.

Некоторые вставки подходят к разным картриджам.

Итак, у вас есть шел, у вас есть картридж со вставкой, нужно его закрепить на шел.

Это делается вот так:

Прежде чем закрепить картридж на шеле, нужно сперва правильно подключить 4 проводка.

Они подключаются, по крайней мере в тех моделях, что у меня были, следующим образом:



Т.е если смотреть на картридж сверху и держать его так, что игла от вас как можно дальше, то

справа сверху - синий (земля левого канала)

слева сверху - зеленый (земля правого канало)

Справа снизу - белый L-канал (левй)

Слева снизу - красный провод. R-канал (правый)

В любом случае это просто и на картридже есть либо метки цветов по проводам,

либо подписано!

Постарайтесь как можно качественнее закрепить - контакт в этой области важен.

Или например вы купили проигрыватель с картриджем, а звук барахлит - очень возможно,

что именно плохой контакт в этой области - отсоедините, протрите контакты спиртом или

контакткленом и соедините назад. если картридж исправен, то проблемы пропадут.

Когда вы подключили проводки, вам нужно закрепить картридж на шеле.

Обычно от тонарма до кончика иглы должно быть расстояние 5 см.

Выставьте 5 см отмерив линейкой и закрутите болтики. Если у вас нет таких болтиков с гаечками,

то вы немного попали. Так как это не простые болтики, а изготовленные из немагнитных материалов,

чтобы они не мешали работе электромагнита внутри картриджа.

Вам нужно поискать немагнитные болтики и гаечки. Их продают на зарубежных аукционах

Но так же посмотрите в хозтоварах, есть такие планочки креплений для электропроводки,

на них могут быть немагнитные болтики с гаечками. Проверить это легко - поднеся магнит,

магнитится не должно.

Когда вы крепите картридж еще важно, чтобы игла была абсолютно перпендикулярна плоскости

(это называется установка азимута), смотрите картинку:

а данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным картриджем/шелом.

Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек, которые стоило провести на этой фазе,

но если это вам нужно, вы найдете информацию сами, моей информации вполне достаточно-Мы

рассматриваем НАЧАЛО, Первое преобретение ХОРОШЕГО ПРОИГРЫВАТЕЛЯ!

для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.

На следующем шаге мы будем настраивать тонарм по высоте, противовесы и антискейтинг.

Следующим шагом станет выставление высоты тонарма.

При опущенной игле трубка тонарма должна принимать горизонтальное положение,

Проходить точно параллельно виниловой пластинке. Настройку можно произвести на глаз,

А можно воспользоваться линейкой или транспортиром, поставив их для лучшей ориентировки на

Неподвижный диск проигрывателя.

Для этого изначально ослабили зажимные шестигранники см фото


или


Подняв или наоборот опустив тонарм, обратно затягиваем!

На некоторых моделях нет таких закрепляющих винтов, а например ключ рожек,

как на Yamaha GT-750 , который мы так же ослабили-выставили тонарм-затянули!

см. фото


Так же есть вариант, как на Technics sl-1200 , у котороко основание тонарм с резьюой и крутив его

В одну из сторон мы либо поднимаем или опускаем тонарм.

вот на фото под тонарм большой круг, который имеет резьбу и может соотвествено поднимать или

опускать тонарм:


В общем варианты реализации разные, но суть понятна.

Регулировка прижимной силы – это самое простое: при помощи противовеса производится

Балансировка тонарма с прикрепленным звукоснимателем (защитный колпачок с иглы предварительно снять).

Груз поворачивается до тех пор, пока трубка тонарма не придет в равновесное состояние.

Вот на фото видно, что тонарм находится в равновесии и не клонится ни в одну из сторон

относительно своего крепления. (как механические весы)



Затем в соответствии со значениями, которые указывает производитель звукоснимателя,

выставляется прижимная сила. Для этого предусмотрена шкала точной настройки.

Как пример, для большинства 1,5-2гр, Для AT-150mlx рекомендованная прижимная сила 0,75гр

Последний критический параметр настройки, который можно оптимизировать

при помощи тестовой записи, это anti-skate (система антискатывания).

Так называемая сила скатывания является вектором силы, направляющей тонарм к центру пластинки,

когда головка располагается под углом к трубке тонарма, сила скатывания постепенно меняется вдоль

поверхности записи, вот пружинка закрепленная к нашему регулятору так же постепенно все более

растягивается по мере перемещения тонарм к центру пластинки и все более компенсирует

скатывающуюся силу.

На проигрывателях она может быть в виде регулятора со шкалой

Вот на Denon DP-55L справа от тонарм крутик со шкалой:


На Victor QL-A75 это черный круг со шкалой в районе основания тонарм:


Суть их одна, на пружинке, растягивая ее компенсировать скатывающуюся к центру пластинке

силу.

Есть еще вариант борьбы со скатывающей силой.

Это грузик на леске закрепленный к тонарм, по мере движения тонарм, грузик поднимется, тем самым создавая

все большее сопротивление.

Такая реализация применяется на многих Mikro Seici, на Yamaha GT-750, вот пример фото.


На данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным,

картриджем/шелом. Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек,

Которые стоило провести на этой фазе, но если это вам нужно, вы найдете информацию сами,

Моей информации вполне достаточно для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.

Часть I: а это вообще нужно? Когда речь заходит о виниле, в первую очередь всегда встаёт вопрос о том, а нужен ли вообще этот очевидно архаичный носитель в век современных цифровых медиа. И если честно, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Чем же хорош и чем плох винил? Начну, пожалуй, с минусов: В наш век интернет-радио и автоматически генерируемых списков воспроизведения необходимость каждые 20 минут подходить к проигрывателю и переворачивать (или менять) пластинку выглядит очень странно. Однако именно этим вам и придётся заниматься, если вы будете слушать музыку на виниле. При этом вы не сможете одним нажатием на кнопку прыгать от одной композиции к другой или от одного альбома к другому. Вопреки распространённому мнению, качество звука на виниле не лучше «цифры», оно просто другое. Если в случае с цифровым звуком понятно, что такое «верное воспроизведение», то в случае с винилом существует бесконечное количество вариаций проигрывателей, тонармов, игл, картриджей и корректоров, и каждая комбинация будет звучать по-своему. Это заложено в самой природе носителя и аппаратуры для его проигрывания. Стоит понимать, что в случае с винилом для получения хорошего звука придётся повозиться. Более того, иногда совершенно на ровном месте возникают проблемы, приводящие к полной невозможности полноценного воспроизведения пластинок. Например, недавно я помогал знакомому выяснить, почему у него начинает прыгать игла на внутренних дорожках. Причин такого поведения на самом деле может быть множество (неправильно выставленная прижимная сила, неправильный азимут, игла не выставлена по шаблону, слишком сильная или слишком слабая компенсация скатывающей силы и т.п.), поэтому подобные проблемы могут довести неподготовленного - а иногда и подготовленного - человека до белого каления. При всём этом стоимость виниловых пластинок значительно превышает стоимость компакт-дисков, не говоря уже о цифровых загрузках. Так что, возможно, имеет смысл покупать проигрыватель только в том случае, если вы точно знаете, что вам не жалко денег на пластинки или если у вас уже есть большая коллекция винила (доставшаяся от дедушки, например). В отличие от цифровых носителей, винил - это хобби, которое требует постоянных инвестиций, поскольку иглы стираются, пассики в проигрывателях растягиваются и т.п. Все эти проблемы требуют время от времени тратить деньги на ТО аппаратуры. Каковы же плюсы винила? На мой взгляд, винил возвращает нас назад в те времена, когда музыка была не просто фоном для повседневной деятельности, а серьёзным интеллектуальным хобби. Поверьте мне, ничто так не располагает к наслаждению музыкой, как ритуал извлечения пластинки из конверта, установки её на проигрыватель, протирания пыли... Сюда же можно отнести и невозможность легкого переключения между треками и альбомами: уж если я поставил пластинку, то я, как правило, слушаю её полностью, что опять же способствует целостному восприятию музыки. Особенности пластинки как физического носителя приводят к тому, что музыку для винила сводят по-другому. Последние 30 лет музыкальная индустрия шла по пути повышения громкости записанной музыки и компрессии её динамического диапазона. Обработанные таким образом записи лучше звучат по радио и на дешёвых «бумбоксах», но при проигрывании на качественном оборудовании кажутся плоскими и монотонными. К счастью, на виниловую пластинку просто нельзя записать настолько компрессированную музыку, поскольку в противном случае игла будет постоянно выскакивать из дорожки. Поэтому многие издания на пластинках имеют более широкий динамический диапазон и звучат лучше, чем аналогичные цифровые издания. (Мой любимый пример: альбом Amy Winehouse - Back To Black. Просто сходите по ссылке и сравните динамический диапазон релизов на виниле и других носителях.) Многие (и я в их числе) склоняются к тому, что именно винил, в силу своей аналоговой природы, способен лучше передать аутентичное звучание музыки, записанной с 50-х по 80-е годы прошлого века (а это весь золотой фонд джаза и рока). Если вас не пугают перечисленные выше минусы и привлекают плюсы, тогда вам, наверное, стоит попробовать винил. 2015-06-29 |

Благодаря стремительному росту популярности грампластинок среди любителей хорошо записанной музыки как производители аппаратуры, так и рекорд-лейблы радостно подсчитывают дополнительную прибыль. А вот покупатели отнюдь не всегда оказываются в выигрыше. Ведь если для проигрывателей и головок звукоснимателя существуют уже устоявшиеся критерии выбора и некая принятая иерархия, то покупатели грампластинок зачастую оказываются беззащитны перед широчайшим выбором как новых альбомов, так и современных переизданий старых пластинок. Не говоря уже об оригинальных изданиях 1960-80-х годов.

Наши статьи призваны помочь новичкам сориентироваться в море винила, и дать им простые и понятные правила, которым нужно следовать при покупке разных видов грампластинок.

Решаемся

Для начала вам необходимо твердо решить, действительно ли вы хотите начать собирать коллекцию пластинок. Даже если вам очень нравится звучание винила, необходимо понимать следующее: любые, даже новые пластинки всегда будут обладать повышенным уровнем собственных шумов по сравнению с "цифрой". Кроме того, довольно часто встречаются неустранимые дефекты печати, приводящие к специфическим искажениям сигнала. А уж если вы планируете приобретать исключительно оригинальные издания, то вам очень часто придется мириться с их неидеальным состоянием. На сегодняшний день оригинальные издания классических альбомов в состоянии "как из магазина" стали весьма редки, а стоимость их окончательно перестала оправдываться лучшим, по сравнению с поздними прессами, качеством звука. Короче говоря, увлечение винилом - дело хлопотное и очень затратное, хотя и интересное.

Если же ваше решение твердо и непоколебимо, то приступим к делу. Прежде всего разделим пластинки на несколько категорий, для каждой из которых мы будем давать отдельные рекомендации. Это: а) новые альбомы, б) переиздания старых альбомов, в) оригинальные издания. Итак, тема данной статьи:

Новые альбомы

Несмотря на многочисленные жалобы на общий кризис и закат индустрии звукозаписи, наши любимые артисты продолжают выпускать новые грампластинки, причем это касается не только динозавров рока, джаза и других направлений, но и молодых исполнителей. Еще десять лет назад при выпуске очередного альбома лишь небольшая часть артистов требовала издавать свои творения на виниле, сегодня же практически 100% новой музыки выходит в аналоговом виде. И если вашим приоритетом является высокое качество звука, то каждый альбом любого артиста придется рассматривать под микроскопом, чтобы понять, нужно ли покупать его на виниле. Поясним этот тезис конкретным примером. Последняя работа Metallica...Hardwired to Self-Destruct вышла во всех мыслимых форматах, включая два виниловых издания - обычное на черной массе и . Помимо этого, существует и несколько вариантов цифровых версий альбома. В отношении данного релиза известно, что для цифровых и аналоговых изданий был сделан разный мастеринг, причем для винила его делал известный звукоинженер Bernie Grundman. После анализа записи на компакт-диске и на пластинке в программе SoundForge было выявлено существенное превосходство в динамическом диапазоне в пользу винила - 11,5 дБ против 6 дБ. То есть в данном случае покупка альбома на виниле будет совершенно оправдана. К сожалению, именно так дело обстоит далеко не всегда, да и не для каждого из альбомов можно найти историю его записи и сведения. Поэтому вот несколько простых правил, которым нужно следовать при выборе новых пластинок как известных, так и не очень исполнителей.

Цифра или аналог

Сперва попытаемся установить, был ли альбом записан на жесткий диск или на магнитную ленту. Для этого нужно отдавать себе отчет в том, что сегодня практически все современные исполнители записывают новые альбомы в цифровом виде - так удобнее и проще. И если какая-то группа все-таки решает, несмотря на более высокую стоимость и сложность процесса, записать пластинку в аналоге, то об этом она постарается раструбить на весь свет. Поэтому упоминание об этом вы обязательно встретите в Интернете, и уж на упаковке пластинки об этом точно будет заявлено. Если же никаких упоминаний об аналоговой записи на упаковке нет, то с вероятностью 99% исходная запись была сделана в цифре. Что, само по себе, ничего не говорит о качестве звука данной пластинки, поскольку в дело вступают дополнительные критерии.

Мастеринг

Следующий этап для определения качества звука - был ли для данного альбома сделан отдельный мастеринг для винилового издания и кем он производился? К сожалению, информацию о этом можно найти только в Интернете, гораздо реже - на вкладке с выходными данными в самой пластинке. Учитывая не самую низкую цену виниловых пластинок в наши дни, есть смысл потратить полчаса на поиск этой информации в сети. Правда, чаще всего доступна она только на английском языке. Сам факт отдельного мастеринга обычно означает, что качество звука на виниле важно для артиста и, скорее всего, для печати использовались цифровые исходники с высоким разрешением. Правда, бывают и неприятные исключения, недавний пример - альбом Death Magnetic группы Metallica. Там даже изначальная запись была сделана в аналоге, однако итоговый результат получился просто чудовищным. Тем не менее в большинстве случаев факт дополнительных усилий по подготовке специального мастеринга для винилового издания свидетельствует о более высоком качестве звука конкретного издания. Также можно смело доверять именам таких инженеров, как Bob Ludwig, Kevin Gray, Steve Hoffman, Chris Bellman, уже покойных George Marino и Doug Sax, и т.д.

180 граммов или нет?

Еще некоторое время назад 180-ти граммовые пластинки были атрибутом малотиражных изданий для аудиофилов, сегодня же практически все новые альбомы издаются именно на таких пластах. Так что искать специально такие издания практически не нужно, и даже если вам попадется пластинка на обычном виниле весом 140 граммов - ничего страшного. Критического влияния на качество звука этот фактор не оказывает, хорошо записанная и сведенная пластинка одинаково здорово звучит в любом случае.

Рекорд-лейбл

К настоящему времени уже стало ясно, что разные звукозаписывающие компании имеют несколько разные представления о том, как должен звучать хороший винил. И далеко не все они готовы предпринимать дополнительные усилия для обеспечения высокого качества звука без специального на то запроса со стороны артиста. Общее правило при выборе можно сформулировать следующим образом - чем менее известен лейбл, тем больше шансов купить хорошо звучащую пластинку. Конечно, существует множество исключений из этого правила, однако факт остается фактом - маленькие независимые компании, хоть и имеют меньше технических и финансовых возможностей, стремятся предложить более высокое качество звука. Подчеркнем - речь идет именно о новых альбомах, в области переизданий дело обстоит несколько иначе.

Во второй части статьи (

Когда речь заходит о виниле, в первую очередь всегда встаёт вопрос о том, а нужен ли вообще этот очевидно архаичный носитель в век современных цифровых медиа. И если честно, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос.

Чем же хорош и чем плох винил?

Начну, пожалуй, с минусов :

    В наш век интернет-радио и автоматически генерируемых списков воспроизведения необходимость каждые 20 минут подходить к проигрывателю и переворачивать (или менять) пластинку выглядит очень странно. Однако именно этим вам и придётся заниматься, если вы будете слушать музыку на виниле. При этом вы не сможете одним нажатием на кнопку прыгать от одной композиции к другой или от одного альбома к другому.

    Вопреки распространённому мнению, качество звука на виниле не лучше «цифры», оно просто другое. Если в случае с цифровым звуком понятно, что такое «верное воспроизведение», то в случае с винилом существует бесконечное количество вариаций проигрывателей, тонармов, игл, картриджей и корректоров, и каждая комбинация будет звучать по-своему. Это заложено в самой природе носителя и аппаратуры для его проигрывания.

    Стоит понимать, что в случае с винилом для получения хорошего звука придётся повозиться. Более того, иногда совершенно на ровном месте возникают проблемы, приводящие к полной невозможности полноценного воспроизведения пластинок. Например, недавно я помогал знакомому выяснить, почему у него начинает прыгать игла на внутренних дорожках. Причин такого поведения на самом деле может быть множество (неправильно выставленная прижимная сила, неправильный азимут, игла не выставлена по шаблону, слишком сильная или слишком слабая компенсация скатывающей силы и т.п.), поэтому подобные проблемы могут довести неподготовленного - а иногда и подготовленного - человека до белого каления.

    При всём этом стоимость виниловых пластинок значительно превышает стоимость компакт-дисков, не говоря уже о цифровых загрузках. Так что, возможно, имеет смысл покупать проигрыватель только в том случае, если вы точно знаете, что вам не жалко денег на пластинки или если у вас уже есть большая коллекция винила (доставшаяся от дедушки, например).

    В отличие от цифровых носителей, винил - это хобби, которое требует постоянных инвестиций, поскольку иглы стираются, пассики в проигрывателях растягиваются и т.п. Все эти проблемы требуют время от времени тратить деньги на ТО аппаратуры.

Каковы же плюсы винила?

    На мой взгляд, винил возвращает нас назад в те времена, когда музыка была не просто фоном для повседневной деятельности, а серьёзным интеллектуальным хобби. Поверьте мне, ничто так не располагает к наслаждению музыкой, как ритуал извлечения пластинки из конверта, установки её на проигрыватель, протирания пыли... Сюда же можно отнести и невозможность легкого переключения между треками и альбомами: уж если я поставил пластинку, то я, как правило, слушаю её полностью, что опять же способствует целостному восприятию музыки.

    Особенности пластинки как физического носителя приводят к тому, что музыку для винила сводят по-другому. Последние 30 лет музыкальная индустрия шла по пути повышения громкости записанной музыки и компрессии её динамического диапазона. Обработанные таким образом записи лучше звучат по радио и на дешёвых «бумбоксах», но при проигрывании на качественном оборудовании кажутся плоскими и монотонными. К счастью, на виниловую пластинку просто нельзя записать настолько компрессированную музыку, поскольку в противном случае игла будет постоянно выскакивать из дорожки. Поэтому многие издания на пластинках имеют более широкий динамический диапазон и звучат лучше, чем аналогичные цифровые издания. (Мой любимый пример: альбом

ТEКСТ: Gorbatov 28 июня 2017, 09:10

Винил - один из самых непростых носителей. Посудите сами: пластинки бывают разного качества и степени «убитости» и требуют ухода, а проигрыватель совмещает в себе механическую и электронную часть, и тоже требует присмотра и настройки. Поэтому я решил сделать большой цикл статей, в котором отвечу на 100 вопросов о виниле. Для первых двух частей по десять вопросов задал мне - новичок в этом деле, он живо интересуется винилом и порой подумывает обзавестись аналоговой системой. А дальше я буду смотреть на вопросы в комментариях к этим материалам. Итак, в путь!

1

- Я бы хотел начать наш разговор не с техники, а с философии. В чем смысл существования винила в современной реальности, действительно ли он дает что-то большее в сравнении с цифрой?

Однозначно на этот вопрос ответить сложно, каждый сам для себя выбирает те параметры, по которым винил ему интересен или не интересен.

Сам носитель несовершенен - это факт, и разобраться со всеми вопросами, от выбора пресса, пластинки, ее состояния, до постройки своего, подходящего под задачи винилового тракта объективно сложно (слишком уж много неизвестных и переменных).

Для начала расскажу о своих приоритетах. В первую очередь это возможность приблизиться к первоисточнику насколько это возможно. За счет чего? За счет того, что многие записи из прошлого выпущены изначально на виниле. Конечно, кто-то скажет, что мастер-лента ближе, и ее копия, например, в DSD - это очень здорово. Конечно. Но сколько мастер-лент и их копий нам доступно? Очень мало. На фоне общего массива музыки 20 века эта величина практически ничтожна.

Намного больше записей, которые или в цифре не выходили вовсе, или были изданы так, что качество звучания CD-версии не выдерживает никакой критики. И это далеко не обязательно редкие альбомы, вовсе нет - примеры можно найти во всех жанрах. И переизданий никогда не будет, потому что в этом нет необходимости, это же не The Beatles или Pink Floyd в очередной раз переиздавать.


Коллекционер винила Энди Карти, известный как мистер Шруфф

Следующий момент - возможное качество звучания винила как носителя. Если построить приличный тракт, выбрать качественную пластинку, то можно получить объективно очень хороший звук. Впрочем, я не люблю споры о форматах как таковых: в моей системе прекрасно уживается и винил, и CD, и файлы с хайрезом. Но винил, даже при всем имеющемся несовершенстве, может звучать очень качественно. По моим наблюдениям большую детальность способна дать или пленка на 38-й скорости, или цифра высокого разрешения. Но тут мы возвращаемся к тому, что огромному количеству записей прошлых лет в хайрезной цифре просто неоткуда взяться. В виде сохранных мастер-лент тоже, многое безвозвратно утеряно.

Также некоторым нравится тактильно-визуальный процесс собирания и воспроизведения пластинок. Почему бы и нет? Интересное хобби! Кто-то выискивает редкие и ценные пластинки по своим направлениям и критериям - своего рода коллекционирование. Ничего дурного в этом не вижу. Что такое азарт поиска и те же аукционы, я и сам прекрасно знаю. И хотя не могу причислить себя к азартным людям, понимаю, найти интересную пластинку или купить что-то в несколько раз дешевле средней рыночной цены - очень даже приятно. Дальше можно найти еще множество причин интереса, но это уж личное дело каждого.

2

- Технику не покупают ради самой техники. Нередки случаи, когда человек сначала покупал себе пластинку, например, на концерте любимого музыканта, а потом уже решал приобрести и проигрыватель. Отсюда второй вопрос: исходя из твоего опыта и опыта твоих друзей, возможно ли вообще собрать фонотеку на пластинках, и какие трудности при этом возникают?

Собрать фонотеку вполне реально, будь то новодельный винил, или оригиналы прошлых лет, вопрос в первую очередь в понимании процесса. Даже не в деньгах, а именно в понимании. Обычно первое, что делает человек, пришедший к винилу, - накупает всякого хлама. Причем происходит это совершенно бессистемно. А это на 90% деньги, выброшенные на ветер.

Второе, что меня очень удручает - вечное нытье о трудностях покупки чего-либо в других странах. Хотите покупать в Москве? Готовьтесь или переплачивать (я встречал случаи, когда переплата требовалась и в 20-30 раз), или покупать мусор. Да, интересные предложения бывают и тут, но редко. Даже если речь идет о самых ординарных пластинках, то и они часто расходятся по своим. Я, например, не размещаю объявлений, когда прореживаю фонотеку. Просто рассылаю списки по почте некоторому количеству знакомых. Соответственно, я знаком с коллекционерами, у которых можно приобрести что-то дельное за адекватную цену. Но это все чаще непубличные процессы. Встретить на массовых площадках объявления о продаже хороших пластинок в достойном состоянии и по адекватной цене - большое везение. Найти хорошего продавца, у которого можно покупать регулярно, а не разово - тем более. Впрочем, такие продавцы есть, только одни из них продают немного и больше по своим, другие же предпочитают сдать весь ценный «улов» магазинам, а там будет совсем другая цена.


Бразилец Зеро Фреитас - владелец самой большой в мире частной коллекции, насчитывающей более пяти миллионов записей

То, что продают магазины - чаще всего или очень дорого, или хлам. Увы, так сложился наш рынок: много десятилетий пластинки издавались и ходили по миру, а у нас был железный занавес и мизерные поступления винила, которые к тому же запиливались паршивыми советскими проигрывателями. Эту специфику нужно учитывать. Вот что точно у нас стоит приобретать - издания классической музыки на «Мелодии». Пожалуй, это единственный пример, когда в нашей стране можно купить пластинку за 100 рублей, в то время как в мире за нее готовы отдать подчас в десятки раз больше.

Если же говорить о покупках - здесь перед вами открыт весь мир: поисковые, платежные системы, переводчики для тех, кто не дружен с другими языками, помогут решить массу проблем. Даже российская почта сейчас работает гораздо лучше.

Покупка на вторичном рынке - всегда лотерея, но выиграть в нее можно. Исследуйте рейтинги продавцов, обращайте внимание на качество описаний, насколько заявленное совпадает с увиденным. А главное - не бойтесь задавать вопросы. Рано или поздно вы обязательно найдете свой круг продавцов, с кем-то подружитесь, и уже станет значительно легче. Так же как поможет и круг коллег по увлечению - это и обмен информацией и например, то, что покупка в одном магазине пластинок на несколько человек позволит сократить расходы на пересылке, и снизить риски - стопку пластинок проще надежно упаковать чем одну-две, стоимость пересылки на каждую пластинку будет ниже, да и коробка покрупнее менее вероятно потеряется.

С новоделом и магазинами все проще: есть масса сайтов, на которых можно заказывать современные пластинки. Выбор действительно огромный, пакуют хорошо, отправляют быстро. Только в отношении новодельных пластинок надо понимать, что не все они одинаково полезны. Когда на виниле издается калька с цифры, я бы предпочел купить файлы для скачивания. Однако не стоит верить на все сто громким жалобам аудиофилов, все не так плохо: и сегодня выпускаются очень качественные, полностью аналоговые издания.

Мой интерес охватывает далеко не все жанры, но если раньше из новодела я заказывал пяток пластинок в месяц, то сейчас столько всего интересного, что купить и десятую часть нет никакой возможности. Случается и такое, что в 21-м веке музыканты выпускают альбомы исключительно на виниле. Да и коллекционную составляющую никто не отменял, но вот чего бы я точно делать не стал - так это гнаться за буклетами с красивыми коробками, а тем более дисками с картинками. А купить пластинку, пойти с ней на концерт, подписать у музыкантов - дело хорошее!

Практический совет. Где посмотреть и поискать пластинки и информацию о них:

При обращении с проблемными пластинками;

В котором кроме конкретики о нескольких моделях можно найти сведения о принципах и подходах, использовать которые можно даже для того, чтобы собрать свою машинку самостоятельно;

Который опять же, можно рассматривать не только применительно к конкретике, но и в более широком смысле.

6

- Раритеты и старые пластинки, имеет ли смысл гоняться за ними, или это чисто коллекционные вещи. Т.е. если я куплю оригинальный диск 50-х годов, будет ли он лучше его репринта 90-хх или вообще 2000-хх, если я его просто хочу послушать, а не перепродать в будущем.

Бывает по-разному. Вплоть до случаев, когда первый пресс - вообще бракованный. И звук здесь вторичен, важна коллекционная составляющая. Или тираж был крошечным, а пластинка считается интересной. Или пластинок было много, но это культовый диск. Вариантов очень много, лучше изучать историю предметно.

Что касается изданий и переизданий, обычно «водораздел» лежит между делением «до цифры» и «после цифры». Переиздания аналоговых времен играют очень прилично, а иногда даже лучше первопрессов. Например, если первый тираж выходил в моно, хотя записывался альбом изначально в стерео, то звук стерео переиздания вероятно будет лучше. Это частный случай, но вообще, если выбирать между ранним стерео и моно, я лично предпочту моно-издание. Или более позднее переиздание. Чего стоит избегать, так это всевозможных квадро-версий, они обычно звучат посредственно, мне ни один приличный вариант не попадался.


Относительно недавнее переиздание альбома Pink Floyd «The Division Bell» - издание интересно не только коллекционными бонусами и неплохим звуком, но и не вошедшими в первое издание треками

Могу и из личного опыта привести примеры. Например, я хотел купить первопресс альбома Sonny Rollins «Saxophone Colossus». В идеальном состоянии цена получается внушительной. Я купил более позднее переиздание в состоянии нового. Сравнивали звук с первопрессом - разница в нюансах, ее вообще можно счесть несущественной. А разница в цене получилась раз в пятнадцать.

То же самое с альбомами Pink Floyd - слушаю я их редко (и так наизусть знаю), но для тестов использую. В коллекции первые японские прессы, когда-то обошедшиеся мне в 20-30 долларов. А первые английские оцениваются совсем другими цифрами. Разница в звуке есть, но не стоит, на мой взгляд, за нее платить. Хотя тут каждый решает сам - я скорее предпочту купить полсотни новых пластинок, а не выслушивать дотошно, как же на записи кружится вертолет. К музыке все это имеет весьма опосредованное отношение.

С современными («после цифры») переизданиями все сложнее. Как и что конкретно готовили, следует изучать отдельно. Что-то качественно перенесли с оригинальных лент и оно звучит лучше первопресса, а возьмешь другой релиз - там звука вообще может не быть. Изучать приходится конкретно каждое издание, единого рецепта, увы, нет.

В первую очередь советую настороженно относиться к массовым переизданиям, которые можно чуть ли не на полках «Ашана» встретить. Чаще всего такие пластинки по качеству звука годятся разве что для украшения стен. Но и малотиражка бывает иногда провальной. Так что одного-единственного правильного ответа на вопрос нет и быть не может.

7

- Если покупать пластинки «на вторичке», как понять, насколько изношен диск? Какие обозначения (классификация) есть, насколько стоит верить продавцу и как проверить его?

Безоговорочно верить никому нельзя, мы же скорее о бизнесе говорим. Следует доверять проверенным продавцам, и то с оговоркой. И не только по рейтингу, я сталкивался с тем, что продавцы с крутым рейтингом присылали откровенный хлам. Особенно в этом засветились почему-то торговцы из Англии. В кулуарах слышал, что у некоторых вполне нормальным считается выставить на торги пластинку и если ее выиграл американец или европеец - выслать все, как положено. А если «русский Ваня» - то ему можно послать пластинку и в мусорном состоянии. Покупатель, мол, далеко, язык знает плохо, рад будет и этому. И мне потом такие «продавцы» возвращали деньги.

Впрочем, рынок глобализуется и профессиональные продавцы такие вещи себе не позволяют. И не следует бояться. Случаи надувательства скорее единичные, и они никак не перекрывают выгоды от дистанционных покупок. Сейчас более рискованными могут быть покупки пластинок у продавцов, которые распродают «коробки с дедушкиного чердака». Продавца тоже можно понять, если он пластинки разве что в руках держал, и проигрывателя у него нет, то и дать объективную оценку или описание издания он не может. Но при наличии риска можно иногда приобрести очень редкие вещи, и в том числе дорогие, за символическую цену. Иногда у продаваемой пластинки толком нет описания, одно название, да и то с ошибками, и только по фото можно угадать что это за издание.


Внешний вид пластинки может лишь отчасти указывать на ее хорошее состояние. Даже если не рассматривать случаи заводского брака, запилить пластинку не сделав видимых повреждений, например при неисправном проигрывателе, совсем не сложно

В сообществе профессиональных продавцов и коллекционеров больше распространена официальная классификация по Record Collector. При описании сначала дается состояние конверта, а потом диска.

SEALED. Запечатанный диск в заводском полиэтилене. В какой-то мере это лотерея, потому как диск может и приедет запечатанным, но за возможный брак пресса или покоробленную пластинку продавец ответственности никакой не несет.

MINT (MINT - 100%). Новая пластинка в идеальном состоянии, без поверхностных царапин и каких бы то ни было дефектов и искажений звука. Конверт и сопутствующие вложения (при наличии) также находятся в идеальном состоянии без дефектов.

NEAR MINT (NM 90%–100%). Практически идеальное состояние. Пластинка может иметь следы хранения, не искажающие звучание, возможны редкие поверхностные царапины, не влияющие на звук. Шумы в паузах практически отсутствуют. Конверт новый, может иметь незаметные потертости и помятости от хранения.

EXCELENT (EX 70%–90%). Пластинка в отличном состоянии, имеет следы проигрывания и легкие поверхностные царапины, не искажающие звук. В паузах может быть слышен незначительный песок. На конверте, как правило, есть трещинки, легкие потертости и помятости от длительного хранения.

VERY GOOD (VG 50-70%). Пластинка в хорошем состоянии, имеет следы многократного использования, без искажения звучания. Допускается наличие видимых царапин. Возможны редкие щелчки без заедания. На конверте допускаются потертости, незначительные надрывы, трещины без серьезных изъянов.

GOOD (GD 30%–50%). Пластинка в рабочем состоянии, многократно проигрывалась, допускаются незначительные звуковые искажения, в звуке присутствует песок и прослушиваемые царапины без заеданий и проскакиваний. Конверт имеет потертости, следы износа по краям, допускаются надрывы, срывы поверхности и выцветание красок.

FAIR (FR 20%–30%). Пластинка в плохом состоянии, многократно проигрывалась, допускаются незначительные звуковые искажения, в звуке присутствует песок и прослушиваемые царапины без заеданий и проскакиваний. Конверт имеет потертости, следы износа по краям, допускаются надрывы, срывы поверхности и выцветание красок.

POOR (10%–20%). Пластинка сильно изношена и не может воспроизводить запись из-за многочисленных царапин. Конверт сильно испорчен или отсутствует.

BAD (0%–10%). Пластинка не проигрывается, может иметь сколы. Данная позиция представляет интерес только для коллекционеров

Но эта классификация подразумевает, что продавец выставляет состояние пластинки по результатам ее полного прослушивания. Так делают далеко не все, многие используют обозначения, но выставляют их только по внешнему виду. И почти всегда пластинки не помыты. На практике же это означает, что вы можете получить и отслушанную, но немытую пластинку VG, которая после чистки окажется NM, так и то, что пластинка окажется хуже ожидаемого.

Но даже если учесть, что продавец ставит рейтинг по прослушиванию и моет пластинки, не факт, что у вас совпадет оценка - многое может еще зависеть и от технологии чистки и от используемого картриджа. Разные головки по-разному критичны к состоянию и различным типам дефекта пластинок.

А чтобы картина не была такой мрачной я могу привести собственную статистику. Плохими из моих приобретений оказываются только 2-3 процента пластинок, и то, половину из них можно отнести случаи, когда мне очень хочется добыть определенную пластинку, и я готов рискнуть, купить что-то наобум. Или речь идет об очень редких записях, которые появляются в продаже раз в несколько лет и ценны в любом состоянии, кроме непригодного для прослушивания.

8

- Существует ли какая-то зависимость между выбором проигрывателя и типом пластинок, которые я планирую покупать. Понятно, что есть скорость (например, 78 оборотов), отличается ли вертушка, которая играет шеллаковые диски или наоборот, подойдет ли старый проигрыватель новым пластинкам?

Если не брать шеллак и 78 оборотов, думаю, что особой зависимости нет. Можно слушать современный эмбиент на кастомной сборке с роликовым Commonwealth в качестве привода. Можно слушать джаз или классику 57 года издания на современнейшем проигрывателе за несколько сотен тысяч долларов.


Проигрыватель Acoustical-systems Apolyt весит немногим меньше 400 кг, примерная цена - около четверти миллиона Евро. О том, существует ли аппарат более, чем в единственном экземпляре мне ничего не известно. Впрочем, и ценность столь весомых и сложных решений для достижения качества звучания несомненно подлежит изучению

И если типы привода - это скорее философия, то подбор головок и тонарма под определенные записи - это практика. И здесь есть две составляющие. Первая - техническое согласование. Выбор профиля иглы, исходя из возраста и состояния пластинок. Выбор тонарма согласно таким параметрам головки, как податливость, или наоборот, подбор головок под эффективную массу тонарма. Выбор тонарма, наиболее сочетающегося с типом и конкретной реализацией привода. Но это только формальная логика - есть еще и сродство по звуку. Все с ним, так или иначе, бьются, но это наша странная реальность - далеко не всегда формально по параметрам. Компоненты согласуются еще и по звуку. Впрочем, с теми же акустикой и усилителями история ровным счетом такая же.

9

- И собственно, перейдем к проигрывателям. Вот смотри, я совсем новичок, бюджет у меня средний, то есть могу взять и недорогую, и довольно дорогую вертушку, если пойму что в этом есть смысл. Поэтому сначала мне нужно разобраться в том, какие виды их вообще существуют. Какая есть основная классификация проигрывателей винила?

Средним бюджетом распоряжаться сложнее всего. При маленьком толком ничего не купить, все равно решение почти всегда будет компромиссное, при большом - можно позволить себе ошибиться. Как и с любой другой техникой, цена проигрывателя далеко не всегда говорит о его свойствах. А от определенного уровня цена - это вообще не формальные свойства, а скорее черты характера. Во всем, начиная от функционала и звука, и заканчивая дизайном.

Поэтому прежде чем потратиться, нужно определиться, за какие же составляющие стоит платить в каждом конкретном случае, а за какие нет.

Надо понимать, что соотношение конструкции, функционала и стоимости у разных производителей очень разные. Но есть и характер. Например, если у проигрывателя в конструкции заложен привод при помощи не просто пассика, а при помощи слабо натянутого пассика, и к этому добавлены обычный подшипник, без магнитной разгрузки и подобных изысков, то динамики от этого проигрывателя ожидать не стоит. Все что угодно, только не нормальный скоростной звук. Если вам он и не нужен, а нужен звук ласковый, мягкий и убаюкивающий - все отлично. О вкусах не спорят. Но если звук нужен другой, как бы вы не переставляли тонармы и не меняли головки, характер динамики не изменится. Это я к тому, что свойства «стола» - конструкция, материалы, привод - некоторая константа для проигрывателя. Как хлеб для бутерброда - намазать и положить на него можно что угодно, но если хлеб белый, то он никогда не станет черным.

Попробовать классифицировать проигрыватели можно по многим критериям, но более всего распространена классификация по типу привода: пассик, прямой привод, ролик, ролик в сочетании с пассиком. Вариантов реализации множество, и если привод построен грамотно, то в слепом тесте вы скорее всего не отличите одно от другого. Да, каждый тип привода имеет свою характерную картину влияния на звук. Но это скорее стереотипы - при грамотной реализации разница будет в нюансах, и опознать конкретный привод будет очень сложно. Но учитывать тот же тип привода важно, подбирая все остальные компоненты, чтобы получить цельное звучание, а не разброд и шатание.

10

- Есть ли смысл гнаться за оригинальной конструкцией проигрывателя, или лучше предпочесть традиционный вариант?

А какую конструкцию считать оригинальной? Есть масса проигрывателей, которые при внешне консервативной конструкции, внутри себя содержат необычные решения, подчас уникальные и дорогие. Или уникальные и дорогие, но скорее бесполезные - так тоже бывает. Тут и варианты развязки стола, и материалы стола и реализация привода и подшипника и материал диска. Тонармы с головками вовсе отдельная тема - масса проигрывателей продается в варианте конструктора, когда можно заказать стол, выбрать под него тонарм, подобрать головку. И это только механическая часть, мы не затрагивали вопрос коррекции, а фонокорректор - это необходимая составляющая тракта. Ориентироваться лучше на функционал, на конструкцию, на звук, подбирая все это под свои задачи и предпочтения. Как? Вопрос сложный, попробуем и с ним разобраться. Но это уже в следующей части.

продолжение следует...

Вопросы приветствуются, все отзывы будут систематизированы и в той или иной мере войдут в качестве вопросов или суждений (подлежащих обсуждению) в последующие части.