C виртуальные функции вызов базового. Виртуальная функция

Полиморфизм времени исполнения обеспечивается за счет использования производных классов и виртуальных функций. Виртуальная функция - это функция, объявленная с ключевым словом virtual в базовом классе и переопределенная в одном или в нескольких производных классах. Виртуальные функции являются особыми функциями, потому что при вызове объекта производ­ного класса с помощью указателя или ссылки на него С++ определяет во время исполнения про­граммы, какую функцию вызвать, основываясь на типе объекта. Для разных объектов вызываются разные версии одной и той же виртуальной функции. Класс, содержащий одну или более вир­туальных функций, называется полиморфным классом (polymorphic class).

Виртуальная функция объявляется в базовом классе с использованием ключевого слова virtual. Когда же она переопределяется в производном классе, повторять ключевое слово virtual нет не­обходимости, хотя и в случае его повторного использования ошибки не возникнет.

В качестве первого примера виртуальной функции рассмотрим следующую короткую программу:

// небольшой пример использования виртуальных функций
#include
class Base {
public:

cout << *Base\n";
}
};

public:
void who() { // определение who() применительно к first_d
cout << "First derivation\n";
}
};
class seconded: public Base {
public:

cout << "Second derivation\n*";
}
};
int main()
{
Base base_obj;
Base *p;
first_d first_obj;
second_d second_obj;
p = &base_obj;
p->
p = &first_obj;
p->
p = &second_ob;
p->who(); // доступ к who класса second_d
return 0;
}

Программа выдаст следующий результат:

Base
First derivation
Second derivation

Проанализируем подробно эту программу, чтобы понять, как она работает.

Как можно видеть, в объекте Base функция who() объявлена как виртуальная. Это означает, что эта функция может быть переопределена в производных классах. В каждом из классов first_d и second_d функция who() переопределена. В функции main() определены три переменные. Первой является объект base_obj, имеющий тип Base. После этого объявлен указатель р на класс Base, затем объекты first_obj и second_obj, относящиеся к двум производным классам. Далее указателю р при­своен адрес объекта base_objи вызвана функция who(). Поскольку эта функция объявлена как виртуальная, то С++ определяет на этапе исполнения, какую из версий функции who() употребить, в зависимости от того, на какой объект указывает указатель р. В данном случае им является объект типа Base, поэтому исполняется версия функции who(), объявленная в классе Base. Затем указате­лю р присвоен адрес объекта first_obj. (Как известно, указатель на базовый класс может быть ис­пользован для любого производного класса.) После того, как функция who() была вызвана, С++ снова анализирует тип объекта, на который указывает р, для того, чтобы определить версию фун­кции who(), которую необходимо вызвать. Поскольку р указывает на объект типа first_d, то ис­пользуется соответствующая версия функции who(). Аналогично, когда указателю р присвоен адрес объекта second_obj, то используется версия функции who(), объявленная в классе second_d.

Наиболее распространенным способом вызова виртуальной функции служит использование параметра функции. Например, рассмотрим следующую модификацию предыдущей программы:

/* Здесь ссылка на базовый класс используется для доступа к виртуальной функции */
#include
class Base {
public:
virtual void who() { // определение виртуальной функции
cout << "Base\n";
}
};
class first_d: public Base {
public:
void who () { // определение who() применительно к first_d
cout << "First derivation\n";
}
};

public:
void who() { // определение who() применительно к second_d
cout << "Second derivation\n*";
}
};
// использование в качестве параметра ссылки на базовый класс
void show_who (Base &r) {
r.who();
}
int main()
{
Base base_obj;
first_d first_obj;
second_d second_obj;
show_who (base_ob j) ; // доступ к who класса Base
show_who(first_obj); // доступ к who класса first_d
show_who(second_obj); // доступ к who класса second_d
return 0;
}

Эта программа выводит на экран те же самые данные, что и предыдущая версия. В данном при­мере функция show_who() имеет параметр типа ссылки на класс Base. В функции main() вызов виртуальной функции осуществляется с использованием объектов типа Base, first_d и second_d. Вызываемая версия функции who() в функции show_who() определяется типом объекта, на кото­рый ссылается параметр при вызове функции.

Ключевым моментом в использовании виртуальной функции для обеспечения полиморфизма времени исполнения служит то, что используется указатель именно на базовый класс. Полимор­физм времени исполнения достигается только при вызове виртуальной функции с использовани­ем указателя или ссылки на базовый класс. Однако ничто не мешает вызывать виртуальные функ­ции, как и любые другие «нормальные» функции, однако достичь полиморфизма времени исполнения на этом пути не удается.

На первый взгляд переопределение виртуальной функции в производном классе выглядит как специальная форма перегрузки функции. Но это не так, и термин перегрузка функции не приме­ним к переопределению виртуальной функции, поскольку между ними имеются существенные раз­личия. Во-первых, функция должна соответствовать прототипу. Как известно, при перегрузке обычной функции число и тип параметров должны быть различными. Однако при переопределе­нии виртуальной функции интерфейс функции должен в точности соответствовать прототипу. Если же такого соответствия нет, то такая функция просто рассматривается как перегруженная и она утрачивает свои виртуальные свойства. Кроме того, если отличается только тип возвращаемо­го значения, то выдается сообщение об ошибке. (Функции, отличающиеся только типом возвра­щаемого значения, порождают неопределенность.) Другим ограничением является то, что вирту­альная функция должна быть членом, а не другом класса, для которого она определена. Тем не менее виртуальная функция может быть другом другого класса. Хотя деструктор может быть виртуальным, но конструктор виртуальным быть не может.

В силу различий между перегрузкой обычных функций и переопределением виртуальных фун­кций будем использовать для последних термин переопределение (overriding).

Если функция была объявлена как виртуальная, то она и остается таковой вне зависимости от количества уровней в иерархии классов, через которые она прошла. Например, если класс second_d получен из класса first_d, а не из класса Base, то функция who() останется виртуальной и будет вызываться корректная ее версия, как показано в следующем примере:

// порождение от first_d, а не от Base
class second_d: public first_d {
public:
void who() { // определение who() применительно к second_d
cout << "Second derivation\n*";
}
};

Если в производном классе виртуальная функция не переопределяется, то тогда используется ее версия из базового класса. Например, запустим следующую версию предыдущей программы:

#include
class Base {
public:
virtual void who() {
cout << "Base\n";
}
};
class first_d: public Base {
public:
void who() {
cout << "First derivation\n";
}
};
class second_d: public Base {
// who() не определяется
};
int main()
{
Base base_obj;
Base *p;
first_d first_obj; ,
second_d second_obj;
p = &base_obj;
p->who(); // доступ к who класса Base
p = &first obj;
p->who(); // доступ к who класса first_d
p = &sepond_ob;
p->who(); /* доступ к who() класса Base, поскольку second_d не переопределяет */
return 0;
}

Эта программа выдаст следующий результат:

Base
First derivation
Base

Надо иметь в виду, что характеристики наследования носят иерархический характер. Чтобы проиллюстрировать это, предположим, что в предыдущем примере класс second_d порожден от класса first_d вместо класса Base. Когда функцию who() вызывают, используя указатель на объект типа second_d (в котором функция who() не определялась), то будет вызвана версия функции who(), объявленная в классе first_d, поскольку этот класс - ближайший к классу second_d. В общем случае, когда класс не переопределяет виртуальную функцию, С++ использует первое из определений, которое он находит, идя от потомков к предкам.

Виртуальные функции - специальный вид функций-членов класса. Виртуальная функция отличается об обычной функции тем, что для обычной функции связывание вызова функции с ее определением осуществляется на этапе компиляции. Для виртуальных функций это происходит во время выполнения программы.

Для объявления виртуальной функции используется ключевое слово virtual . Функция-член класса может быть объявлена как виртуальная, если

  • класс, содержащий виртуальную функцию, базовый в иерархии порождения;
  • реализация функции зависит от класса и будет различной в каждом порожденном классе.

Это функция, которая определяется в базовом классе, а любой порожденный класс может ее переопределить. Виртуальная функция вызывается только через указатель или ссылку на базовый класс.

Определение того, какой экземпляр виртуальной функции вызывается по выражению вызова функции, зависит от класса объекта, адресуемого указателем или ссылкой, и осуществляется во время выполнения программы. Этот механизм называется динамическим (поздним) связыванием или разрешением типов во время выполнения .

Указатель на базовый класс может указывать либо на объект базового класса, либо на объект порожденного класса. Выбор функции-члена зависит от того, на объект какого класса при выполнении программы указывает указатель, но не от типа указателя. При отсутствии члена порожденного класса по умолчанию используется виртуальная функция базового класса.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

#include
using namespace std;
class X
{
protected :
int i;
public :
void seti(int c) { i = c; }
virtual void print() { cout << endl << "class X: " << i; }
};
class Y: public X // наследование
{
public :
void print() { cout << endl << "class Y: " << i; } // переопределение базовой функции
};
int main()
{
X x;
X *px = &x; // Указатель на базовый класс
Y y;
x.seti(10);
y.seti(15);
px->print(); // класс X: 10
px = &y;
px->print(); // класс Y: 15
cin.get();
return 0;
}

Результат выполнения

В каждом случае выполняется различная версия функции print() . Выбор динамически зависит от объекта, на который ссылается указатель.

Если в строке 9 (см. код выше) убрать ключевое слово virtual , то результат выполнения будет уже другим, т.к. связывание функций будет происходить на этапе компиляции:

В терминологии ООП «объект посылает сообщение print и выбирает свою собственную версию соответствующего метода». Виртуальной может быть только нестатическая функция-член класса. Для порожденного класса функция автоматически становится виртуальной, поэтому ключевое слово virtual можно опустить.

Пример : выбор виртуальной функции

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

#include
using namespace std;
class figure
{
protected :
double x, y;
public :
figure(double a = 0, double b = 0) { x = a; y = b; }
virtual double area() { return (0); } // по умолчанию
};
class rectangle: public figure
{
public :
rectangle(double a = 0, double b = 0) : figure(a, b) {};
double area() { return (x*y); }
};
class circle: public figure
{
public :
circle(double a = 0) : figure(a, 0) {};
double area() { return (3.1415*x*x); }
};
int main()
{
figure *f;
rectangle rect(3, 4);
circle cir(2);
double total = 0;
f = ▭
f = ○
total = f->area();
cout << total << endl;
total += f->area();
cout << total << endl;
cin.get();
return 0;
}

Результат выполнения


Чистая виртуальная функция

Базовый класс иерархии типа обычно содержит ряд виртуальных функций, которые обеспечивают динамическую типизацию. Часто в самом базовом классе сами виртуальные функции фиктивны и имеют пустое тело. Определенное значение им придается лишь в порожденных классах. Такие функции называются чистыми виртуальными функциями .

Чистая виртуальная функция - это метод класса, тело которого не определено.

В базовом классе такая функция записывается следующим образом.

Виртуальные методы, свойства и индексаторы

Полиморфизм предоставляет подклассу способ определения собственной версии метода, определенного в его базовом классе, с использованием процесса, который называется переопределением метода (method overriding) . Чтобы пересмотреть текущий дизайн, нужно понять значение ключевых слов virtual и override.

Виртуальным называется такой метод, который объявляется как virtual в базовом классе. Виртуальный метод отличается тем, что он может быть переопределен в одном или нескольких производных классах. Следовательно, у каждого производного класса может быть свой вариант виртуального метода. Кроме того, виртуальные методы интересны тем, что именно происходит при их вызове по ссылке на базовый класс. В этом случае средствами языка C# определяется именно тот вариант виртуального метода, который следует вызывать, исходя из типа объекта, к которому происходит обращение по ссылке, причем это делается во время выполнения. Поэтому при ссылке на разные типы объектов выполняются разные варианты виртуального метода. Иными словами, вариант выполняемого виртуального метода выбирается по типу объекта, а не по типу ссылки на этот объект.

Так, если базовый класс содержит виртуальный метод и от него получены производные классы, то при обращении к разным типам объектов по ссылке на базовый класс выполняются разные варианты этого виртуального метода.

Метод объявляется как виртуальный в базовом классе с помощью ключевого слова virtual, указываемого перед его именем. Когда же виртуальный метод переопределяется в производном классе, то для этого используется модификатор override . А сам процесс повторного определения виртуального метода в производном классе называется переопределением метода. При переопределении метода - имя, возвращаемый тип и сигнатура переопределяющего метода должны быть точно такими же, как и у того виртуального метода, который переопределяется. Кроме того, виртуальный метод не может быть объявлен как static или abstract.

Переопределение метода служит основанием для воплощения одного из самых эффективных в C# принципов: динамической диспетчеризации методов , которая представляет собой механизм разрешения вызова во время выполнения, а не компиляции. Значение динамической диспетчеризации методов состоит в том, что именно благодаря ей в C# реализуется динамический полиморфизм.

Если при наличии многоуровневой иерархии виртуальный метод не переопределяется в производном классе, то выполняется ближайший его вариант, обнаруживаемый вверх по иерархии.

И еще одно замечание: свойства также подлежат модификации ключевым словом virtual и переопределению ключевым словом override. Это же относится и к индексаторам.

Давайте рассмотрим пример использования виртуальных методов, свойств и индексаторов:

// Реализуем класс содержащий информацию о шрифтах // и использующий виртуальные методы, свойства и индексаторы using System; using System.Collections.Generic; using System.Linq; using System.Text; namespace ConsoleApplication1 { // Базовый класс class Font { string TypeFont; short FontSize; public Font() { TypeFont = "Arial"; FontSize = 12; } public Font(string TypeFont, short FontSize) { this.TypeFont = TypeFont; this.FontSize = FontSize; } public string typeFont { get { return TypeFont; } set { TypeFont = value; } } public short fontSize { get { return FontSize; } set { FontSize = value; } } // Создаем виртуальный метод public virtual string FontInfo(Font obj) { string s = "Информация о шрифте: \n------------------\n\n" + "Тип шрифта: " + typeFont + "\nРазмер шрифта: " + fontSize + "\n"; return s; } } // Производный класс 1 уровня class ColorFont: Font { byte Color; public ColorFont(byte Color, string TypeFont, short FontSize) : base(TypeFont, FontSize) { this.Color = Color; } // Переопределение для виртуального метода public override string FontInfo(Font obj) { // Используется ссылка на метод, определенный в базовом классе Font return base.FontInfo(obj) + "Цвет шрифта: " + Color + "\n"; } // Создадим виртуальное свойство public virtual byte color { set { Color = value; } get { return Color; } } } // Производный класс 2 уровня class GradientColorFont: ColorFont { char TypeGradient; public GradientColorFont(char TypeGradient, byte Color, string TypeFont, short FontSize) : base(Color, TypeFont, FontSize) { this.TypeGradient = TypeGradient; } // Опять переопределяем виртуальный метод public override string FontInfo(Font obj) { // Используется ссылка на метод определенный в производном классе FontColor return base.FontInfo(obj) + "Тип градиента: " + TypeGradient + "\n\n"; } // Переопределим виртуальное свойство public override byte color { get { return base.color; } set { if (value

Как отмечалось ранее, виртуальные функции в комбинации с производными типами позволяют языку С++ поддерживать полиморфизм времени исполнения. Этот полиморфизм ва­жен для объектно-ориентированного программирования, поскольку он позволяет переопреде­лять функции базового класса в классах-потомках с тем, чтобы иметь их версию применительно к данному конкретному классу. Таким образом, базовый класс определяет общий интерфейс, кото­рый имеют все производные от него классы, и вместе с тем полиморфизм позволяет производным классам иметь свои собственные реализации методов. Благодаря этому полиморфизм часто опре­деляют фразой «один интерфейс - множество методов».

Успешное применение полиморфизма связано с пониманием того, что базовые и производные классы образуют иерархию, в которой переход от базового к производному классу отвечает пере­ходу от большей к меньшей общности. Поэтому при корректном использовании базовый класс обес­печивает все элементы, которые производные классы могут непосредственно использовать, плюс набор функций, которые производные классы должны реализовать путем их переопределения.

Наличие общего интерфейса и его множественной реализации является важным постольку, поскольку помогает программистам разрабатывать сложные программы. Например, доступ ко всем объектам, производным некоторого базового класса, осуществляется одинаковым способом, даже если реальные действия этих объектов отличаются при переходе от одного производного класса к другому. Это означает, что необходимо запомнить только один интерфейс, а не не­сколько. Более того, отделение интерфейса от реализации позволяет создавать библиотеки клас­сов, поставляемые независимыми разработчиками. Если эти библиотеки реализованы корректно,
то они обеспечивают общий интерфейс, и их можно использовать для вывода своих собственных специфических классов.

Чтобы понять всю мощь идеи «один интерфейс - множество методов», рассмотрим следую­щую короткую программу. Она создает базовый класс figure. Этот класс используется для хране­ния размеров различных двумерных объектов и для вычисления их площадей. Функция set_dim() является стандартной функцией-членом, поскольку ее действия являются общими для всех произ­водных классов. Однако функция show_area() объявляется как виртуальная функция, поскольку способ вычисления площади каждого объекта является специфическим. Программа использует класс figure для вывода двух специфических классов square и triangle.

#include
class figure {
protected:
double x, y;
public:
void set_dim(double i, double j) {
x = i;
у = j;
}
virtual void show_area() {
cout << "No area computation defined ";
cout << "for this class. \n";
}
};

public:
void show_area() {
cout << "Triangle with height ";
cout << x << " and base " << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * 0.5 * у << ". \n";
}
};

public:
void show_area() {
cout << "Square with dimensions ";
cout << x << "x" << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * у << ". \n";
}
};
int main ()
{


square s;
р = &t;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area();
p = &s;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area ();
return 0;
}

Как можно видеть на основе анализа этой программы, интерфейс классов square и triangle явля­ется одинаковым, хотя оба обеспечивают свои собственные методы для вычисления площади каж­дой из фигур. На основе объявления класса figure можно вывести класс circle, вычисляющий пло­щадь, ограниченную окружностью заданного радиуса. Для этого необходимо создать новый производный класс, в котором реализовано вычисление площади круга. Вся сила виртуальной функции основана на том факте, что можно легко вывести новый класс, разделяющий один и тот же общий интерфейс с другими подобными объектами. В качестве примера здесь показан один из способов реализации:


public:
void show_area() {
cout << "Circle with radius ";
cout << x;
cout << "has an area of ";
cout << 3.14 * x * x;
}
};

Прежде чем использовать класс circle, посмотрим внимательно на определение функции show_area(). Обратим внимание, что она использует только величину х, которая выражает ради­ус. Как известно, площадь круга вычисляется по формуле π R 2 . Однако функция set_dim(), опре­деленная в классе figure, требует не одного, а двух аргументов. Поскольку класс circle не нужда­ется во второй величине, то как же нам быть в данной ситуации?

Имеются два пути для решения этой проблемы. Первый заключается в том, чтобы вызвать set_dim(), используя в качестве второго параметра фиктивный параметр, который не будет ис­пользован. Недостатком такого подхода служит необходимость запомнить этот исключительный случай, что по существу нарушает принцип «один интерфейс - множество методов».

Лучшее решение данной проблемы связано с использованием параметра у в set_dim() со значе­нием по умолчанию. В таком случае при вызове set_dim() для круга необходимо указать только радиус. При вызове set_dim() для треугольника или прямоугольника укажем обе величины. Ниже показана программа, реализующая этот подход:

#include
class figure {
protected:
double x, y;
public:
void set_dim (double i, double j=0) {
x = i;
y = j;
}
virtual void show_area() {
cout << "No area computation defined ";
cout << "for this class .\n";
}
};
class triangle: public figure {
public:
void show_area() {
cout << "Triangle with height ";
cout << x << " and base " << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * 0.5 * у << ". \n";
}
};
class square: public figure {
public:
void show_area() {
cout << "Square with dimensions ";
cout << x << "x" << y;
cout << " has an area of ";
cout << x * у << ". \n";
}
};
class circle: public figure {
public:
void show_area() {
cout << "Circle with radius ";
cout << x;
cout << has an area of ";
cout << 3.14 * x * x;
}
};
int main ()
{
figure *p; /* создание указателя базового типа */
triangle t; /* создание объектов порожденных типов */
square s;
circle с;
р = &t;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area ();
p = &s;
p->set_dim(10.0, 5.0);
p->show_area ();
p = &c;
p->set_dim(9. 0) ;
p->show_area ();
return 0;
}

Этот пример также показывает, что при определении базового класса важно проявлять максималь­но возможную гибкость. Не следует налагать на программу какие-то ненужные ограничения.