Юзабилити – истоки возникновения и основы юзабилити. Общение с пользователем. Когда начинать работу над оптимизацией юзабилити

17.11.14 2.8K

Кликнуть по ссылке – посмотреть – закрыть страницу – искать еще. Такие действия мы выполняем ежедневно, посещая сотни сайтов, практически не задумываясь. Некоторые ресурсы пролетают «как фанера », другие же добавляются в закладки. Кажется, что этот процесс трудно осмыслить, просто одним везёт, а другим нет.

Если ввести в поиске какой-либо запрос, то в результате можно получить огромное количество сайтов с подходящей информацией. Но популярностью почему-то пользуются одни и те же ресурсы, оставляя конкурентов далеко позади.

Еще более явно такое превосходство проявляется в сфере услуг, когда одни интернет-магазины продают много и дорого, а у других покупают только ближайшие родственники.

Так почему же к одним люди идут и надолго остаются, а от других бегут как от огня? Ответ на этот вопрос такой же, как на «А почему вы купили этот диван, а не тот?». Потому что удобнее:

Удобство дивана выражается в мягкости посадки, легкости транспортировки, неподверженности загрязнениям и «Как же он подходит к цвету твоих глаз !». За подобные факторы в веб-разработке отвечает юзабилити сайта, и человек, работающий в сфере интернет-бизнеса, обязан понимать основные принципы обеспечения удобства пользователей ресурса.

Что такое юзабилити

Под юзабилити следует понимать не только конкретные технические моменты, с помощью которых обеспечивается удобство и простота использования сайта. Также учитывается применимость в той среде, для которой разрабатывался проект. Иными словами, требования к сайту спортивных новостей и к видео хостингу будут совершенно разными.

Для того чтобы разобраться в непростом вопросе пользовательских предпочтений, стоит выделить основные принципы юзабилити веб-сайтов.

  • Контент. Информационное наполнение ресурса – это основа, стержень, без которого сайт не имеет смысла. Посетителям важно с легкостью воспринимать текст и извлекать из него всю необходимую информацию. Если же этого не происходит – человек не будет лишний раз ломать голову и отправится на поиски чего-то более понятного;
  • Функционал. Тот, кто написал в жизни пару программ, с уверенностью может сказать, что сразу ничего не работает. Ошибки могут быть очевидны, а могут затаиться и обнаружить себя в самый ответственный момент. Во время работы сайта, особенно на первых этапах, постоянно выявляются недочеты, и для разработчиков очень важно вовремя на них реагировать. Если же какая-то функция сайта не выполняется (или выполняется некорректно ) в течение длительного времени – даже самые преданные пользователи такого не поймут и будут беспощадны;
  • Кроссбраузерность и независимость от платформ. Если вы думаете, что ваш любимый Internet Explorer – единственный и неповторимый, то попросите у Билла Гейтса пирожок с полки:


Важно обеспечить корректное отображение сайта во всех наиболее популярных браузерах. Что касается операционных систем, то тут стоит вспомнить о чем-то кроме Windows или насладиться вторым пирожком.

Существуют, конечно, знатные извращенцы, способные воспринимать красный текст на зеленом фоне, но большинство посетителей от такого удовольствия откажутся. Помимо цветовых решений, дизайн сайта подразумевает взаимное размещение «строительных блоков » страницы, таких как меню, логотип, поле для текста и так далее.

Важно понимать, что посетитель способен положительно оценить оригинальность, но в разумных пределах. Дизайн должен подчеркивать информацию, а не выходить на первый план.

  • Навигация. Посетители хотят знать свое местоположение, а также понимать: куда следовать дальше. Наличие участков, до которых сложно или невозможно добраться, существенно ограничивает возможности ресурса.
  • Структурирование информации. Всё в мире подчинено логике, и информационные ресурсы не должны становиться исключением. По мере продвижения вглубь сайта, пользователь должен получать всё больше деталей по рассматриваемому вопросу. К примеру, посетитель ищет «Каким мясом кормить овец », тогда отправной точкой должен стать раздел «Млекопитающие », а конечной – подзаголовок «Что любят овечки на полдник ».

Почему это так важно

Несмотря на то, что интернетом пользуются люди, многие сайты создаются не для того, чтобы открыть для человека что-то новое или расширить уже имеющуюся информацию. Все жаждут денег, и конструируют свои ресурсы для размещения рекламы.

Казалось бы, зачем же следовать нормам юзабилити, если сайт создаётся не во благо человечества, а исключительно как источник дохода?

  • Юзабилити влияет на конверсию. Если страница создана для того, чтобы пользователь совершил какое-либо действие, то он должен найти, понять, подумать, выполнить и всё это сделать быстро. Если же посетитель растеряется хоть на секунду, это может заставить его покинуть сайт;
  • Юзабилити влияет на посещаемость. Если во время посещения вашего ресурса пользователь получил положительные впечатления, он не забудет приятный опыт. Сайт, где всё понятно, а действия совершаются быстро, станет популярным. Если же находиться на страницах ресурса некомфортно, а совершать действия неудобно – вы будете довольствоваться разовыми посещениями и плохой репутацией;
  • Добавление рекламы не должно снижать посещаемость. Правила юзабилити предусматривают грамотное размещение объектов на странице. Если сайт дорос до первых рекламодателей, то баннеры должны гармонично сочетаться с основным наполнением ресурса.

Не следует забывать, что даже если сайт создаётся для получения прибыли – без посещений денег не будет. Поэтому необходимо создавать максимальные удобства для пользователей, чтобы они выбрали именно ваш ресурс.

Как добиться удобства

Если говорить о конкретных рамках юзабилити, в которые должен вписываться сайт, то необходимо учитывать функциональные требования, предъявляемые посетителями к страницам ресурса. Следует отметить некоторые немаловажные практические моменты.


Интернет-магазин

Когда сайт должен что-то продавать – помимо общих норм, существуют свои особенности. Рассмотрим основные правила юзабилити интернет-магазинов.

  • Качественная визуализация товаров. Когда человек тратит свои деньги, он должен знать – на что. Хорошие фотографии помогут разбудить в посетителе покупательский интерес. Но стоит помнить, что изображение должно соответствовать реальному предмету;
  • Как можно более быстрая загрузка страниц. Если человек решил купить – важно, чтобы его ничего не остановило;
  • Чем больше покупатель знает о товаре, тем лучше. Следует тщательно проработать описание всех деталей, тогда доверие посетителей значительно повысится. К примеру, покупателям будет очень полезно знать, имеется ли товар в наличии;
  • Помогайте посетителю найти нужный продукт. Достаточно сложно создать удобную навигацию при обилии категорий. Когда пользователь просматривает информацию о конкретном товаре, следует ненавязчиво предлагать ему похожие. Возможно, таким образом, человек найдет то, что ему нужно или подумает «А не купить ли мне и то, и другое ?»;
  • Элементы, отвечающие за выполнение целевых действий, должны быть четко обозначены. Кнопка «Купить » обязана сразу же бросаться в глаза, ведь именно покупки вы и добиваетесь от посетителя.

Требуется аудит

Аудит юзабилити сайта – это комплексное исследование, с помощью которого можно выявить проблемы ресурса с точки зрения удобства использования. Такую работу можно проделать самостоятельно, однако лучше доверить дело компетентным в этой области людям.

Они определят потребности пользователей и составят подробный отчёт, в состав которого будут входить:

  • Анализ аудитории, на которую рассчитан ресурс;
  • Задачи, которые выполняет сайт;
  • Полное описание и анализ функционала;
  • Анализ структурной организации и рекомендации по её улучшению;
  • Некоторые советы по привлечению рекламодателей;
  • Технические параметры сайта;
  • Анализ структуры и содержания контента.

Также применяется количественная оценка быстродействия пользовательского интерфейса. При подсчете учитывается:

  • время, которое пользователь тратит на решение о совершении действия;
  • время нажатия на кнопку;
  • переход от одного устройства ввода к другому;
  • время, потраченное на поиск элемента на экране.

Как протестировать юзабилити

Чтобы получить наиболее полные данные для дальнейших улучшений проекта, необходимо провести тестирование юзабилити сайта. Оно заключается в субъективной пользовательской оценке отдельных страниц или всего ресурса в целом.
Можно заняться подбором респондентов самому, а можно воспользоваться услугами специальных организаций. Также существуют онлайн-сервисы, которые помогут в проведении качественного тестирования.

Ниже представлены некоторые из них:




Таким образом, анализ юзабилити ресурса позволяет определить основные проблемы с точки зрения удобства пользователей.

Тестирование сайта можно доверить экспертам, провести самостоятельно или воспользоваться помощью онлайн-сервисов.
Для интернет-сайтов пользователи – это клиенты, а клиент всегда прав.

Хорошо Плохо

Доброго дня вам, уважаемые читатели моего блога. Популярным инструментом продаж услуг и товаров в интернете является сайт. Как сделать так, чтобы пользователи не просто заходили полюбоваться красивыми картинками, но делали именно то, что вам нужно: совершали покупки, оформляли подписку на материалы?

Поведением пользователя на сайте можно управлять. Для этого существует юзабилити, основные принципы которого мы рассмотрим в статье.

Но даже если у вас нет своего сайта, понимание основ юзабилити можно превратить в источник неплохих денег. Интересно? Тогда читайте дальше.

Проблема большинства владельцев сайтов одинакова. В веб-разработку вложены большие деньги, но инструмент не работает!

Пользователи не совершают тех действий, которые ждет от них продавец. Не покупают, не подписываются на обновления, быстро уходят, низкий процент повторных обращений. В чем дело?

А ответ на поверхности – сайт для пользователя неудобный!

Что это значит? Например, чтобы найти информацию об оплате и доставке пользователю нужно пролистать несколько страниц. Никто не хочет тратить лишние усилия на поиски. Поэтому нужно предлагать простые решения.

Принципы юзабилити в интерфейсе

Есть несколько важных правил в дизайне, которые нужно учитывать при его разработке.

Первое правило носит название «Правило 7». Основано оно на особенностях работы человеческой кратковременной памяти.

Охватить вниманием человек способен от 5 до 9 объектов, в среднем это Не нужно перегружать страницы обилием объектов среди которых легко потеряться, ограничьтесь семью.

Второе правило – это правило двух секунд. Никто не хочет ждать пока прогрузится сложная, забитая графикой и флеш-заставками страница. Поэтому стоит подумать много раз, прежде чем так поступать.

Возможно, это сделает сайт визуально более привлекательным, но пользоваться им не будут.

Следующее правило звучит как правило трех кликов. Это значит, что пользователь должен совершить максимум три перехода до того момента, как найдет нужную информацию. Такие сайты любят не только посетители, но и поисковые роботы.

Правило Фиттса. Суть его в том, что не нужно делать крупные предметы еще более крупными, человек их и так заметит.

Принцип перевернутой пирамиды . Это значит, что посетитель должен сначала получать самую важную информацию и постепенно переходить к менее значимой. Такой подход экономит время на поиски, что вызывает у пользователей положительные эмоции.

Тестирование интерфейса

Даже если вы уверены в том, что выполнили все правильно, интерфейс нуждается в обязательном тестировании. Для этого нужно собрать группу людей, которые будут принимать участие в тесте и подготовить список самых востребованных задач, которые пользователь должен решить при помощи вашего сайта.

Допустим, найти товар, оформить заказ, оплатить, поменять товар в корзине, получить информацию о доставке и другие.

Все всплывающие в ходе тестов ошибки нужно фиксировать письменно, даже самые незначительные. Устранить все недочеты. Шаги повторять до тех пор, пока не будет получен необходимый результат.

Чужими руками или самостоятельно?

Разработка интерфейса может быть выполнена самостоятельно или руками привлеченных специалистов.
Например, на этой бирже weblancer.net можно заказать услуги по разработке дизайна и верстке сайта. Вложенные средства окупятся очень быстро.

Также вы можете пройти обучение мастерству создания работающих сайтов. Например, здесь вы найдете много качественных, работающих курсов.

Эти программы могут быть полезны не только владельцам сайтов, но и людям, которых интересует хорошо оплачиваемая работа в интернете.
Пройдя обучение, вы становитесь специалистом, который может помочь качественно в интернете, сделать его более прибыльным.

Такие специалисты востребованы на рынке труда и могут рассчитывать на хорошую оплату.

Обучающие курсы содержат видеоматериалы от ведущих специалистов российского интернета, практические материалы, чек-листы и интеллект-карты. Изучить информацию вы можете в удобное для вас время.

Например, на курсе «Проведение аудита юзабилити сайтов » вы научитесь видеть и исправлять ошибки, которые приводят к потере больших сумм денег, сможете обеспечить попадание в топ-10 только за счет того, что исправите эти ошибки.

Принципы юзабилити контента

Говоря о юзабилити, не стоит упускать из виду важность контента. Каким бы удобным ни был сайт с точки зрения дизайна, главное, зачем приходит человек – это качественная информация, контент.

Признаки качественного контента:
логичность информации;
простота подачи;
наличие структуры.

Текст, написанный простыней, не воспринимается. Такие статьи закрывают, даже не пытаясь в них вчитываться. Поэтому в любой статье должна быть четкая структура: подзаголовки, списки, врезки, выделенные основные мысли.

Все это позволяет пользователю экономить время на поиске нужной информации.
Где брать такие тексты? Можно писать их самостоятельно, привлекать для работы профессиональных копирайтеров или покупать готовый контент на бирже, например, здесь — textsale.ru

Юзабилити сайта – это такой этап разработки, которым в Рунете почти никогда и никто не занимается. Ни верстальщик, ни программист, ни дизайнер. И только если владелец сайта перед разработкой задастся вопросом удобства своего будущего проекта и опишет пожелания в техническом задании – иногда получится что-то приличное. Но, это скорей исключения, т.к. владелец сайта в 100% случаев полагается на интуицию, а она очень часто подводит.

У меня каждую неделю несколько стандартных писем: «разработчики сделали сайт, рекламщики запустили рекламу, клики есть – продаж нет. Почему?».

В этой статье я не буду рассматривать случаи технической невозможности эффективной рекламы, когда товар или услуга невостребованна вообще или имеет малый спрос в интернете или тема в контексте заоблачно дорогая для начинающего и т.д.

Гораздо чаще, причины неуспеха сайта в более простых вещах: например, если пользователь не увидел в правой части шапки контакты фирмы – владелец теряет около 20% возможной прибыли. Если забыли в главном экране (без прокрутки) указать, чем конкретно фирма занимается (это не фантастика, такие случаи сплошь и рядом) – отминусуйте ещё 20 процентов прибыли. Несколько таких косяков в оформлении и все усилия по разработке сайта пошли прахом. Большинство принципов юзабилити для простого сайта-визитки предельно просты, просто почти никто про них не знает.

Потому я постараюсь написать кратко и просто, а Вы пройдитесь по своему сайту и сверьтесь, что на нём есть, а чего нет:).

Что такое юзабилити сайта?

Для посетителя - это удобство в достижении цели, с которой он пришел на сайт. А для хозяина сайта - это увеличение посещаемости и конверсии, один из ключевых факторов, влияющих на поведение пользователя сайта. Мало того, юзабилити оценивается даже поисковыми системами и влияет на место в выдаче. Давайте рассмотрим, что именно делает сайт удобным.

Удобство или красота?

Начнем с очевидных вещей, которые, однако, нужно сказать. Просто великолепно, если ваш сайт и удобен, и красив одновременно, но, если для улучшения юзабилити сайта требуется пожертвовать красотой и дизайнерским замыслом, - ими следует пожертвовать. Пользователь всегда предпочтет красивому сайту удобный.

Корректная верстка

Если вы смотрите на сайт, и он прекрасно выглядит и работает, это, увы, еще не значит, что так будет у всех. Существует множество людей, которые всегда будут пользоваться Internet Explorer, а также фанатичные любители любого другого браузера. Потому сайт абсолютно необходимо протестировать для них всех, иначе, какими бы прекрасными услугами и товарами вы его не наполнили, кто-то просто не сможет ими воспользоваться.

F-образный шаблон – один из главных «секретов» юзабилити

Исследования говорят, что приходя на сайт, человек осматривает страницу по F-образному шаблону. Наибольшее внимание концентрируется в левом верхнем углу, а тому, что расположено в правом нижнем, его уделяется минимум. Посетитель просматривает информацию слева направо, потом переводит взгляд вниз, потом снова слева направо и так далее. Получается траектория похожая на букву F.

Вообще, правая сторона привлекает пользователя намного меньше, чем левая. Если речь, конечно, идет о человеке, который пишет слева направо (создавая сайт, например, на арабском, эти рекомендации следует читать с точностью до наоборот). Потому важные смысловые элементы не должны размещаться в правой колонке.

Если же по центру страницы разместить яркое и крупное изображение (например, фото товара), то первоначально взгляд посетителя будет привлечен именно им. В дальнейшем он начнет сканировать страницу по той же F-образной траектории, но информация левого верхнего угла будет уже безвозвратно пропущена. Если в левой колонке вы расположили какие-то важные элементы, лучше, чтобы яркое изображение находилось выше них.

Ну и конечно, целевое действие страницы - например, кнопка заказа услуги или отправления товара в корзину - должно находиться на траектории просмотра.

Ориентация на местности

Посетитель далеко не всегда начинает просмотр сайта с главной страницы. Очень многие приходят с поисковых серверов или с рекламы. Потому никогда не надо думать, что с какой-то информацией пользователь уже ознакомился раньше, информация, важная для понимания о том, где он находится, должна дублироваться на каждой странице.

Обязательные элементы:

  • логотип компании
  • название компании
  • слоган, хотя бы частично поясняющий, что на этом сайте предлагается
  • контактные данные компании
  • цепочка ссылок до главной страницы («хлебные крошки») – возможно, но необязательно

В 95% случаях, когда я делаю аудит юзабилити – на сайтах отсутствует один или несколько из вышеперечисленных элементов. А это очень важно для эффективных конверсий.

Для юзабилити сайта очень важно сочетание цветов

На этот счёт есть простые и чёткие принципы юзабилити. О них можно прочитать в статье

Прокрутка (скроллинг)

Горизонтальной прокрутке просто следует отказать. Огромная часть посетителей, столкнувшись с ней, покинет сайт сразу.

Вертикальная же прокрутка не раздражает, но на первом видимом экране непременно должно быть что-то, что заинтересует пользователя. Он не должен покинуть сайт, даже не начав прокручивать.

Поля и отступы

Они должны быть обязательно. Текст без полей будет прочитан быстрее, но его смысл во многом ускользнет от посетителя - он будет просмотрен «по диагонали».

Шапка

Не стоит делать ее огромной, ведь кто-то просматривает ваш сайт с небольшого экрана нетбука или планшета. Да и на полноценном мониторе это редко выглядит красиво. Большинство посетителей, увидев одну шапку вместо контента, уже не станут его искать.

Кроме того есть стандартная информация, которую человек ожидает здесь увидеть - как минимум все те же логотип, название и контактные данные. Кстати, все также привыкли, что логотип является ссылкой, ведущей на главную страницу сайта.

Меню - горизонтальное или вертикальное?

Меню - основной инструмент навигации по сайту, потому оно не должно быть сложным. Идеальное меню - горизонтальное и одноуровневое.

Безусловно, огромное количество сайтов использует вертикальное меню. И это хороший выбор, если вам жизненно необходимо использовать в нем множество пунктов, и особенно, если количество этих пунктов будет увеличиваться. Но нередко можно увидеть вертикальное меню из трех-четырех пунктов в левой колонке. Место под ним тогда, зачастую, используют под рекламу. Делая так, вы отдаете рекламе самое ценное место своего сайта. Если вы не планируете расширять меню, лучше сделать его горизонтальным, а вместо левой колонки сразу начать знакомить пользователя с контентом, на котором вам нужно удержать его внимание.

Также, вместо вертикального, можно использовать и такой интересный вариант оформления меню, когда основные ссылки выделяются более ярким и крупным шрифтом, а второстепенные располагаются под ними.

Выпадающее меню тоже вполне можно использовать, но было бы неплохо предупредить посетителя об этом: внезапное мельтешение на экране, когда ничего не предвещало, может раздражать. Лучше всего обозначить это простым маркером вроде треугольника острием вниз около соответствующего пункта меню.

Если предполагается, что содержимое страницы будет длинным и пользователю придется прокручивать его, то горизонтальное меню для ускорения навигации можно продублировать в футере. С вертикальным меню такой номер не пройдет.

Пункты меню

Люди всегда хорошо реагируют на знакомые и привычные элементы интерфейса. Приходя на сайт, он ожидает увидеть в меню что-то вроде «О нас», «Услуги», «Контакты» и так далее. Если такие повсеместно используемые пункты меню будут названы иначе, посетитель просто может не обратить на них внимание.

Форма поиска, входа, регистрации и тому подобное

Как правило, такие формы располагаются вверху справа, и это, опять-таки, привычно для посетителя. Не следует заставлять его искать их по всей странице. Все эти второстепенные формы лучше размещать именно там, связывая с остальными элементами навигации.

(Но, конечно, не стоит полагаться на поиск, как на замену обычной навигации по сайту. Если пользователь не может найти что-то через меню, в большинстве случаев он этого вообще никогда не найдет.)

Ссылки должны быть выделены цветом и подчеркнуты при наведении, чтобы они не сливались с остальным контентом. Лучше, если посещенные и непосещенные ссылки будут разных цветов, - никому не нравится по ошибке ходить по ссылкам несколько раз. Приоритетный цвет ссылок синий и, если цветовая гамма сайта позволяет, стоит использовать для ссылок именно его.

Анимация

В общем случае, анимация имеет право на жизнь, но ей не следует злоупотреблять. Не стоит развешивать по всему сайту падающие снежинки и мерцающие звезды. Слайдер непременно привлечет внимание посетителя, но излишнее мельтешение вызовет только головную боль и желание немедленно покинуть страницу. В любом случае лучше ограничиться одним анимированным объектом на странице.

Звук

Лучше вообще не использовать: кто-то музыку слушает, у кого-то дети спят, а кому-то начальник голову оторвет. При необходимости можно вставить на страницу плеер, который посетитель сможет включать и выключать самостоятельно.

Мне кажется это, в целом, довольно несложные рекомендации. Тем не менее, соблюдение этих простых правил может очень помочь вам в деле достижения хорошей конверсии вашего проекта.

Якоб Нильсен

Юзабилити это качественный признак, который определяет, насколько интерфейс пользователя легок в использовании. Слово «юзабилити» также обозначает набор методов, служащих для улучшения интерфейса во время процесса его разработки.

У юзабилити есть пять количественных составляющих:

* Обучаемость: насколько легко пользователи могут выполнить основные задачи, впервые встретившись с незнакомым им интерфейсом?

* Эффективность: после того, как пользователи ознакомятся с дизайном, как быстро они могут выполнить то же задание?

* Запоминаемость: После того, как пользователь снова вернется к интерфейсу через определенный промежуток времени, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с данным интерфейсом?

* Ошибки: сколько ошибок делает пользователь, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить эти ошибки?

* Удовлетворенность: насколько пользователю приятно пользоваться данным интерфейсом?

Помимо юзабилити существует еще множество других важных качественных признаков дизайна. Один из ключевых - полезность, который описывает функциональность дизайна и отвечает на вопрос: является ли интерфейс тем, что пользователю нужно? Юзабилити и полезность одинаково важны: какой толк в программе, пусть даже и удобной в использовании, если она не делает то, что вам нужно? Плоха и та программа, которая гипотетически делает то, что вам нужно, но вы не можете с ней работать из-за ее сложного интерфейса. Для изучения полезности программы вы можете пользоваться теми же методами, что и при изучении качества ее юзабилити.

В Web-е юзабилити является необходимым условием выживания. Если с веб-сайтом трудно работать, посетители просто уходят с него. Если главная страница сайта не заявляет четко и ясно, чем занимается компания, и что какие задачи сайт позволяет выполнить, посетители уходят. Если сайт запутанный, посетители уходят. Если информация на сайте трудна для восприятия и не отвечает на ключевые вопросы посетителей, они уходят. Не бывает таких посетителей, которые внимательно изучают «справочное руководство по работе с сайтом» или тратят свое время на освоение его интерфейса. В Web-е полным полно других сайтов, поэтому уйти с сайта - первое побуждение, возникающие у посетителей, когда они наталкиваются на трудность.

Первое правило e-комерции гласит: если посетители не могут найти товар, они никак не смогут его купить.

Сегодняшний опыт показывает, что примерно 10% бюджета проекта должно тратиться на юзабилити. В среднем это поможет увеличить качество веб-сайта более чем в два раза, и чуть меньше чем в два раза В среднем это поможет увеличить качество веб-сайта более чем в два раза, и чуть меньше чем в два раза, качество интранет-сайта. Что касается ПО и других продуктов, степень улучшения качества, как правило, немного ниже, но все равно значительна.

При разработке продуктов для внутреннего пользования считайте, что улучшение юзабилити в 2 раза означает сокращение времени на обучение пользователей в два раза, позволит удвоить объем продаж, количество зарегистрированных пользователей и заказов, и вообще, увеличить в 2 раза тот результат, которые вы ожидаете получить от проекта.

Существует множество методов изучения юзабилити, но самый основной и самый полезный - это тестирование вашего дизайна пользователями.

Оно состоит из трех элементов:

Выберите пользователей, наиболее типичных для вашего проекта/продукта, например, посетителей коммерческих сайтов или сотрудников вашей компании, которые часто пользуются интернетом (в последнем случае должны быть выбраны те, кто не работает в вашем отделе);
- Попросите их выполнить наиболее типовые задачи;
- Следите за тем, что делают пользователи, где у них все получается, где возникают сложности с интерфейсом. Молчите и слушайте, что они скажут.

Самое важное - проводить тестирование с каждым пользователем. Пускай каждый из них самостоятельно решает проблемы, которые возникают перед ним.

Если вы будете им помогать или привлекать внимание к какому-то определенному элементу на экране, вы испортите результаты теста.

Для выявления наиболее серьезных проблем с юзабилити, достаточно привлечь к тестированию 5 пользователей. Вместо того, чтобы тратиться на большое дорогое исследование, лучше всего провести несколько мелких тестов и вносить изменения в дизайн после каждого из них: так вы сразу сможете исправить выявленные ошибки. Этот метод постепенного дизайна лучше всего позволяет улучшить качество конечного продукта. Чем больше версий и идей вы откатаете на пользователях, тем лучше.
Юзабилити играет свою роль на каждом этапе реализации проекта. Оценка качества интерфейса на каждом этапе - лишь одна причина по которой я рекомендую проводить многократные быстрые и дешевые тесты. Вот как это выглядит:

Перед началом разработки нового дизайна, проведите тестирование старого дизайна, чтобы выявить в нем хорошие моменты, которые надо оставить или усилить, и плохие моменты, которые вызывают затруднения у пользователей.

В случае если вы работаете не над интранет-проектом, исследуйте дизайн ваших конкурентов, чтобы за дешево получить данные о возможных вариантах интерфейса, имеющих те же функции, что и ваш.

Проведите тестирование в реальных условиях, чтобы оценить, как работают с интерфейсом пользователи в обстановке своего рабочего места.

Создайте бумажные прототипы одного или нескольких вариантов дизайна и испытайте их на пользователях. Чем меньше времени вы потратите на реализацию той или иной идеи, тем лучше, так как вам все равно придется менять дизайн по результатам тестов.

Отшлифуйте идеи, которые дают лучшие результаты по нескольким тестам. Постепенно продвигайтесь от схематичного дизайна на бумаге к более подробному и детальному на компьютере. Проводите тесты на каждом этапе внесения изменений.

Проверьте дизайн на соответствие общепринятым правилам юзабилити.

После того, как вы приняли решение по окончательному варианту и реализуете его, протестируйте его еще раз. На этапе реализации всегда находятся мелкие ошибки.

Не откладывайте тестирование дизайна на пользователях до самого последнего момента. Если вы поступаете так, большинство критических ошибок, которые будут найдены во время теста, будет уже невозможно исправить. Многие из этих ошибок будут носить структурный характер, и для их исправления придется переделать все заново.

Единственный способ получить качественный пользовательский интерфейс - начать тестировать с самого начала развития проекта и продолжать проводить тесты на каждом этапе.

Закажите аудит вашего сайта в Webcom Performance, сотрудники проведут вам детальный анализ всех параметров сайта и предоставят вам подробный отчёт с рекомендациями по исправлению ошибок на сайте, улучшению структуры и его функциональности.

О юзабилити" url="http://marketnotes.ru/about-usability/usability-principls/">

Читая про эвристические методики оценки дизайна и юзабилити, я обратил внимание, что все ссылаются на некие общепринятые принципы юзабилити, однако, никто не пишет какие. Тут два варианта: или они настолько понятны и естественны, что о них даже и не стоит говорить, или же толком никто не знает, что же это за принципы. Проанализировав статьи, которые на них ссылаются, да и просто подумав обе поисковые системы, я пришел к неутешительному выводу: толком никто ничего не знает, а все статьи – это неточные копии одной из статей Якоба Нельсона. Некоторые даже оставили ссылку на эти самые общепринятые принципы.

Увы, я не нашел ни одной статьи на русском (или украинском) языке, где бы они раскрывались. А посему, я решил, что стоит все-таки перевести и немного расшифровать эти самые принципы.

Итак, 10 общепринятых принципов юзабилити. Рассмотрим их более подробно.

1. Видимость статуса системы.

Этот принцип означает, что пользователь ВСЕГДА должен знать, что происходит и на каком участке пути он остановился. Если это сложная регистрация, указывайте, что это 2 шаг из 3. Если что-то закачивается или работает какой-то скрипт – выводите % обработки. И т.д.

Простой пример – уверен что каждый сталкивался с ситуацией, когда вы по какой-то иконке кликнули, но ничего не происходит. Судя по тому, как активно крутиться винт и мигает монитор – что-то все-таки происходит, и через несколько минут открывается окно программы, например (у меня так до сих пор открывается ИЕ). А что делать в интернете, когда все грузиться не на вашем компьютере, а на сервере в другой стране. Большинство пользователей просто несколько раз нажимают на кнопку «отправить», загружают одни и те же файлы несколько раз и т.п. А все потому, что отсутствует эта самая связь между пользователем и системой.

Следует внимательно следить за тем, чтоб система всегда четко и однозначно реагировала на действие пользователя. Есть такой момент – между действием и реакцией должно пройти максимум 1 секунда – это не причуда юзабилистов. Научно выяснено, что это именно то время, которое наш мозг держит причинно-следственную связь, типа сделал-получил. Если же реакция на ваше действие идет позже, чем через секунду – мозг воспринимает это как отдельное действие, лишь отдаленно связанное с предыдущим.

И еще одна граничная цифры – 10 секунд. Пользователь должен получить то, что он хочет в течении 10 секунд после своего действия (например, просматривая результаты поиска, пользователь открыл 5 окно. Затем быстро просматривает каждое из них. Если после того как он открыл окно в течении 10 секунд он туда не вернулся – считайте что он для вас потерян).

(цифры сам не проверял и не придумывал, взято с книги).

(это пример из Контакта. При загрузке фотографий вы видите процесс и оцениваете, сколько еще осталось ждать).

Следующий принцип говорит нам о том, что ваш сайт должен быть сделан под определенную аудиторию и вы должны общаться с ней на ее языке, используя ее обозначения и уровень подготовленности.

Буквально пару дней назад я смотрел два сайта компьютерной тематики с довольно похожей структурой и дизайном. НО! Один был посвящен особенностям настройки операционной системы, а второй – компьютерные курсы для начинающих.
Как вы понимаете, это две совершенно разные аудитории, и фраза «кликните 35 строку в реестре» будет более чем понятна для аудитории первого сайта, 99% пользователей второго сайта повергнет в шок.

Поэтому, всегда учитывайте свою аудиторию, и делайте сайт всегда для нее. Это касается не только текстов, но и структуры, помощи, дизайна, визуального восприятия информации и т.д.

(уже с первого взгляда понятно, на кого направлена информация на этом сайте. Новичок даже читать не будет что там. Уже по оформлению понятно, что она для программистов).

3. Пользовательское управление (свобода выбора)

Пользователь всегда должен контролировать ситуацию, так сказать держать руку на пульсе (ну или как минимум у него должно создаваться такое впечатление). Что это означает на практике? Например, при заполнении формы обязательно должна быть кнопка «очистить форму». Если форма предусматривает несколько шагов – пользователь должен вернуться на предыдущий шаг, или наоборот, по возможности – пропустить какой-то, чтоб попозже вернуться к нему.

Такая ситуация создаст у пользователя впечатление, что именно он «всем рулит», его не пытаются обмануть и запутать. И усложнение на первый взгляд интерфейса при правильном подходе станет упрощением. Ведь людям гораздо проще сделать 2-3 простых действия, чем одно сложное (здесь штука в том, что пока пользователь заполняет второй шаг, он еще думает что может отменить первый, но уже задумывается и о третьем).

(при создании проекта в Сеолибе, вы видите, на каком этапе находитесь, сколько еще осталось. Так же вы можете вернуться к предыдущему шагу, или пойти дальше, пропустив этот).

4. Последовательность и стандарты.

Еще один принцип, который кажется очевидным, но увы – так редко используемый на практике. Скажите, вы легко можете в интерфейсе любой Офисной программы Микрософт можете создать новый документ? Сохранить его? Отцентрировать текст? А ведь это не всегда такие простые операции…

Все дело в том, что кампания Микрософт в своих продуктах придерживается этого принципа (хотя часто и нарушает многие другие). У них во всех продуктах одни и те же иконки находятся в одних и тех же местах и выглядят одинаково.

В интернете уже есть определенные устоявшиеся обозначения и стандарты (например, вид корзины, контакты в верхнем углу и т.д.). Тем ни менее, если вы посмотрите, сколько разных видов корзин (по Яндекс или Гугл картинкам), вы поймете, что неопытный пользователь может серьезно заблудиться среди всех этих тележек, электронных корзин, ультра-модных пакетиков и т.д.).
Что же касается последовательности – то выбрав какой-то определенный стиль – соблюдайте его везде. Это касается и шрифтов, и картинок, и текста и верстки.

Я много раз видел, как расположение товара и верстка страницы отличалась в разных разделах. Создатели сайта считают это «креативной фишкой». Если они делают его для себя – то можно так и оставить, но если вы делаете это для пользователя, то как вы ему объясните, почему дизайн страницы при выборе принтера должен так сильно отличаться от дизайна страницы выбора оперативной памяти (в рамках одного и того же магазина)?

(как видно в этом примере, все иконки совершенно одинаковые в Ворде, Экселе и PP. Осваивая какой-либо новый продукт компании Микрософт, минимум половина функций вам сразу будет понятна).

5. Профилактика ошибок.

Этот принцип гласит, что ошибку проще предупредить, чем исправить. Везде, где можно упростить выбор и убрать ненужные, случайные действия – следует убрать.
На практике это может быть: подсказка при вводе с клавиатуры чего бы то ни было (города/страны например).

Это касается и кнопок. Например, ПРИНЯТЬ, обычно делают крупнее и ярче, чем Очистить форму. Если вам что-то известно о вводимой информации – подсказывайте ее пользователю (формат телефона или код региона) и т.д.

(в данном случае, пользователь не может пройти дальше, пока не разберется с этими настройками и не выберет хотя бы один вариант анализа сайта. Это намного удобней, чем потом сообщать пользователю что-то типа “выберите хотя бы один вариант, или неверно заданы параметры.)

Максимально упрощайте жизнь пользователю, делайте ему подсказки, запоминайте вводимую ранее им информацию (не только на предыдущей странице, но и с его прошлых посещений сайта).
Например, если у вас опять же многошаговая форма регистрации, показывайте ему уже заполненные поля, если они могут понадобиться в дальнейшем.

Кроме того, постарайтесь минимизировать количество текстовых полей, где пользователь должен что-то вводить сам. Давайте ему варианты (подсказки), чтоб он мог выбрать из уже имеющихся вариантов.

(подсказка региона выскакивает при вводе хотя бы одной буквы. И если пользователь не знает, как правильно пишется город – он просто кликает по одному из предложенных вариантов).

7. Гибкость и эффективность использования.

Одна из самых больших проблем – это как соединить простоту интерфейса и его функционал? Как сделать так, чтоб один и тот же интерфейс был понятен и удобен как профессиональному пользователю, так и новичку?

Этот принцип гласит, что интерфейс должен быть гибким, настраиваемым и с расчетом на ту аудиторию, которая преобладает. Делайте основной упор на простоту из расчета на простого пользователя. Элементы для продвинутых можно сделать значительно меньше и поставить в менее заметные части экрана, т.к. он их найдет везде.

Ярким примером является Карта сайта. Согласитесь, что новичок туда вообще не полезет, а опытный пользователь найдет внизу экрана мелким шрифтом эту «карту сайта», или маленькую иконку где-то сбоку.
Другой пример – кликеры/тайперы. Т.е. на каждую страницу можно попасть или из меню, кликая по навигации, или с помощью поиска по сайту. Оба варианта должны поддерживаться и в конечном итоге приводить к одинаковому результату.

(мы видим простой поиск для большинства пользователей, а так же расширенный, для продвинутых. При этом функции расширенного поиска спрятаны довольно далеко и только опытный пользователь может их найти, т.е. по сути только тот, кому он и нужен).

8. Эстетический и минималистический дизайн

Этот принцип гласит – в интерфейсе не должно быть информации, которая не нужна пользователю или которая может понадобиться ему в редких случаях. Аналогичным образом и в формах: вы не должны у пользователя спрашивать ту информацию, которая вам не нужна, или нужна в каких-то исключительных случаях.

К сожалению, этим принципом практически никто не пользуется. В 90% случаев при регистрации вас спрашивают и домашний телефон, и мобильный, и адрес и e-mail, и даже дату рождения. А все для того – чтоб поздравить вас с новым годом и днем рождения.

Все дополнительные данные вы сможете уточнить позже, при необходимости. А изначально, при регистрации например, или при оформлении заказа спрашивайте только ту информацию, которая вам действительно необходима.

Точно так же, на сайте (или в программе, эти принципы универсальны), не стоит выводить пользователю ту информацию, которая может быть когда-нибудь ему понадобиться. Например, возьмем тот же Микрософтовский Ворд. Скажите, как часто вы пользуетесь функцией «навигатор» или в вставкой Дата-Время? А тем ни менее, эти кнопки всегда на виду в тулбаре (в зависимости от версии кнопки могут быть разными, но я уверен что если вы посмотрите на них, вы найдете минимум 40% иконок, которыми вы НИКОГДА не пользовались, и даже не знаете что они делают).

(вот типичный пример. При регистрации Озон спросил меня и Имя и Фамилию. При этом, единственное где используется мое имя – это заголовок к письму. Фамилию вообще ни разу не видел, чтоб использовали. И спрашивается – зачем им эти данные? Ведь есть ник. Т.е. форму можно сократить вдвое легко…).

9. Помочь пользователю понять и исправить ошибку.

Скажите, что означает ошибка базы данных в строке 433? Или длинные жуткие ошибки в строке памяти LXR-XXX-5438645?
Все эти системные сообщения должны сохраняться в логах для администратора сайта/системы. Пользователю же пишите нормальным языком, в чем конкретно ошибка. Более того, пользователя по сути интересует только одно: виноват он или система? И можно ли что-то сделать?

Уверен, что у вы сталкивались с тем, что заполняете форму, нажимаете отправить, а вам в ответ какая-то ошибка базы данных. И ты сидишь и мучаешься двумя главными вопросами: кто виноват и что делать? Ушла ли форма? Если да, то вся ли информация? Или попробовать отправить еще раз?

Хотя все же такие серьезные ошибки встречаются все реже. Но другой вариант бесит еще больше – ты заполняешь довольно длинную форму, нажимаешь отправить и видишь красную надпись (или всплывающее окно) – внимательно заполните все поля, отмеченные звездочкой.
И снова ты сидишь и думаешь – какие поля? Какой звездочкой? Вроде бы я все заполнил, внимательно просмотрел… а потом оказывается что там номер телефона надо написать с пробелами, а не дефисом.