Готовый php mvc project. MVC: что это такое и какое отношение имеет к пользовательскому интерфейсу

Что такое MVC?

Итак, MVC - это про пользовательский интерфейс (UI). Не обязательно графический, голосовое управление тоже годится. Не забудем, что программа может не иметь пользовательского интерфейса, может иметь программный интерфейс (API) или вообще никакого не иметь и всё ещё быть полезной.

Но если у нас есть пользователь, значит должен быть пользовательский интерфейс. Что же такое интерфейс? Это смежная граница между двумя системами. В нашем случае: с одной стороны - программа, с другой - пользователь. Вот они.

Программа совершенно абстрактная, любой предметный код. Она умеет делать что-то полезное, и у пользователя есть нужды, которые можно удовлетворить с помощью этой программы. Тогда появляются кусочки логики, которые «знают», как, используя эту программу, сделать непосредственно то, что хочет пользователь. Кусочки - не предметные, предметная логика в программе. Они больше относятся к пользователю с его конкретными потребностями, и представляют собой комбинации вызовов и обращений к программе.

Юзкейсы

В качестве примера представьте терминал для торговли на бирже. Пользователь терминала выставляет заявку, в которой указывает, что он хочет купить акции компании «Светлый путь» в количестве 20 штук по цене 1500 рублей за акцию. Также указывает, что заявка действительна в течение четырёх часов, и с какого из его счетов списать деньги, в случае успешной сделки.

Ощутимое количество атрибутов. Проходит некоторое время, и он понимает, что по такой цене купить не удастся и готов поднять цену до 1550 рублей, оставив все остальные значения. Тогда он выбирает эту заявку, нажимает кнопку «изменить», указывает новую цену, да. Это удобно.

Но на бирже нельзя изменить заявку, в предметной области нет такого понятия. Заявку можно только выставить и отменить. Чтобы дать пользователю возможность в один клик менять заявку, надо запоминать старые значения, снимать заявку, давать редактировать то, что запомнили, и выставлять новую заявку. Такая комбинация. Но для пользователя она выглядит как одно простое действие: изменение заявки. Это называется - use case.

Дополним нашу диаграмму местом под юзкейсы.

Ещё пользователю надо дать возможность дёргать эти юзкейсы и получать результат. Это могут быть кнопки и другие графические элементы ввода-вывода, жесты, распознавание и синтез речи. Любой вариант обмена данными и командами. Вуаля:

Пользователь дёргает какой-то из юзкейсов, который, в свою очередь, производит манипуляции над программой. Программа публикует результат или изменения в её состоянии.

Так где же тут все-таки MVC?

Все, что осталось - это только раздать знакомые имена образовавшимся компонентам.

Когда модель публикует изменения, её не волнует для кого, она ничего не знает про View. Вместо или вместе со View на том конце может быть другая подсистема.

Теперь немного частностей.

Это был классический вариант MVC - Active Model. Бывает и так, что модель не оповещает об изменениях. Тогда эту обязанность берёт на себя контроллер. Он знает, какие манипуляции производит над моделью, и, очевидно, знает, какие изменения в состоянии модели могут последовать. Это Passive Model.

И ещё один момент. Деление кода на предметный и не предметный - условное и зависит от того, насколько педантично мы хотим смоделировать предметную область. Иногда это рациональное решение - включить какой-то юзкейс в модель. Возможно, это уменьшит количество кода в целом и упростит его.

За материал благодарим нашего подписчика Станислава Ильичева

Многие начинают писать проект для работы с единственной задачей, не подразумевая, что это может вырасти в многопользовательскую систему управления, ну допустим, контентом или упаси бог, производством. И всё вроде здорово и классно, всё работает, пока не начинаешь понимать, что тот код, который написан - состоит целиком и полностью из костылей и хардкода. Код перемешанный с версткой, запросами и костылями, неподдающийся иногда даже прочтению. Возникает насущная проблема: при добавлении новых фич, приходится с этим кодом очень долго и долго возиться, вспоминая «а что же там такое написано то было?» и проклинать себя в прошлом.

Вы можеть быть даже слышали о шаблонах проектирования и даже листали эти прекрасные книги:

  • Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидесс «Приемы объектно ориентированного проектирования. Паттерны проектирования»;
  • М. Фаулер «Архитектура корпоративных программных приложений».
А многие, не испугавшись огромных руководств и документаций, пытались изучить какой-либо из современных фреймворков и столкнувшись со сложностью понимания (в силу наличия множества архитектруных концепций хитро увязанных между собой) отложили изучение и применение современных интсрументов в «долгий ящик».

Представленная статья будет полезна в первую очередь новичкам. Во всяком случае, я надеюсь что за пару часов вы сможете получить представление о реализации MVC паттерна, который лежит в основе всех современных веб-фреймворков, а также получить «пищу» для дальнейших размышлений над тем - «как стоит делать». В конце статьи приводится подборка полезных ссылок, которые также помогут разобраться из чего состоят веб-фреймворки (помимо MVC) и как они работают.

Прожженные PHP-программисты вряд ли найдут в данной статье что-то новое для себя, но их замечания и комментарии к основному тексту были бы очень кстати! Т.к. без теории практика невозможна, а без практики теория бесполезна, то сначала будет чуть-чуть теории, а потом перейдем к практике. Если вы уже знакомы с концепцией MVC, можете пропустить раздел с теорией и сразу перейти к практике.

1. Теория Шаблон MVC описывает простой способ построения структуры приложения, целью которого является отделение бизнес-логики от пользовательского интерфейса. В результате, приложение легче масштабируется, тестируется, сопровождается и конечно же реализуется.

Рассмотрим концептуальную схему шаблона MVC (на мой взгляд - это наиболее удачная схема из тех, что я видел):

В архитектуре MVC модель предоставляет данные и правила бизнес-логики, представление отвечает за пользовательский интерфейс, а контроллер обеспечивает взаимодействие между моделью и представлением.

Типичную последовательность работы MVC-приложения можно описать следующим образом:

  • При заходе пользователя на веб-ресурс, скрипт инициализации создает экземпляр приложения и запускает его на выполнение.
    При этом отображается вид, скажем главной страницы сайта.
  • Приложение получает запрос от пользователя и определяет запрошенные контроллер и действие. В случае главной страницы, выполняется действие по умолчанию (index ).
  • Приложение создает экземпляр контроллера и запускает метод действия,
    в котором, к примеру, содержаться вызовы модели, считывающие информацию из базы данных.
  • После этого, действие формирует представление с данными, полученными из модели и выводит результат пользователю.
  • Модель - содержит бизнес-логику приложения и включает методы выборки (это могут быть методы ORM), обработки (например, правила валидации) и предоставления конкретных данных, что зачастую делает ее очень толстой, что вполне нормально.
    Модель не должна напрямую взаимодействовать с пользователем. Все переменные, относящиеся к запросу пользователя должны обрабатываться в контроллере.
    Модель не должна генерировать HTML или другой код отображения, который может изменяться в зависимости от нужд пользователя. Такой код должен обрабатываться в видах.
    Одна и та же модель, например: модель аутентификации пользователей может использоваться как в пользовательской, так и в административной части приложения. В таком случае можно вынести общий код в отдельный класс и наследоваться от него, определяя в наследниках специфичные для подприложений методы.

    Вид - используется для задания внешнего отображения данных, полученных из контроллера и модели.
    Виды cодержат HTML-разметку и небольшие вставки PHP-кода для обхода, форматирования и отображения данных.
    Не должны напрямую обращаться к базе данных. Этим должны заниматься модели.
    Не должны работать с данными, полученными из запроса пользователя. Эту задачу должен выполнять контроллер.
    Может напрямую обращаться к свойствам и методам контроллера или моделей, для получения готовых к выводу данных.
    Виды обычно разделяют на общий шаблон, содержащий разметку, общую для всех страниц (например, шапку и подвал) и части шаблона, которые используют для отображения данных выводимых из модели или отображения форм ввода данных.

    Контроллер - связующее звено, соединяющее модели, виды и другие компоненты в рабочее приложение. Контроллер отвечает за обработку запросов пользователя. Контроллер не должен содержать SQL-запросов. Их лучше держать в моделях. Контроллер не должен содержать HTML и другой разметки. Её стоит выносить в виды.
    В хорошо спроектированном MVC-приложении контроллеры обычно очень тонкие и содержат только несколько десятков строк кода. Чего, не скажешь о Stupid Fat Controllers (SFC) в CMS Joomla. Логика контроллера довольно типична и большая ее часть выносится в базовые классы.
    Модели, наоборот, очень толстые и содержат большую часть кода, связанную с обработкой данных, т.к. структура данных и бизнес-логика, содержащаяся в них, обычно довольно специфична для конкретного приложения.

    1.1. Front Controller и Page Controller В большинстве случае, взаимодействие пользователя с web-приложением проходит посредством переходов по ссылкам. Посмотрите сейчас на адресную строку браузера - по этой ссылке вы получили данный текст. По другим ссылкам, например, находящимся справа на этой странице, вы получите другое содержимое. Таким образом, ссылка представляет конкретную команду web-приложению.

    Надеюсь, вы уже успели заметить, что у разных сайтов могут быть совершенные разные форматы построения адресной строки. Каждый формат может отображать архитектуру web-приложения. Хотя это и не всегда так, но в большинстве случаев это явный факт.

    Рассмотрим два варианта адресной строки, по которым показывается какой-то текст и профиль пользователя.

    Приблизительный код обработки в таком случае:
    switch($_GET["action"]) { case "about" : require_once("about.php"); // страница "О Нас" break; case "contacts" : require_once("contacts.php"); // страница "Контакты" break; case "feedback" : require_once("feedback.php"); // страница "Обратная связь" break; default: require_once("page404.php"); // страница "404" break; }
    Думаю, почти все так раньше делали.

    С использованием движка маршрутизации URL вы сможете для отображения той же информации настроить приложение на прием таких запросов:
    http://www.example.com/contacts/feedback

    Здесь contacts представляет собой контроллер, а feedback - это метод контроллера contacts, отображающий форму обратной связи и т.д. Мы еще вернемся к этому вопросу в практической части.

    Также стоит знать, что маршрутизаторы многих веб-фреймворков позволяют создавать произвольные маршруты URL (указать, что означает каждая часть URL) и правила их обработки.
    Теперь мы обладаем достаточными теоретическими знаниями, чтобы перейти к практике.

    2. Практика Для начала создадим следующую структуру файлов и папок:


    Забегая вперед, скажу, что в папке core будут храниться базовые классы Model, View и Controller.
    Их потомки будут храниться в директориях controllers, models и views. Файл index.php это точка в хода в приложение. Файл bootstrap.php инициирует загрузку приложения, подключая все необходимые модули и пр.

    Будем идти последовательно; откроем файл index.php и наполним его следующим кодом:
    ini_set("display_errors", 1); require_once "application/bootstrap.php";
    Тут вопросов возникнуть не должно.

    Следом, сразу же перейдем к фалу bootstrap.php :
    require_once "core/model.php"; require_once "core/view.php"; require_once "core/controller.php"; require_once "core/route.php"; Route::start(); // запускаем маршрутизатор
    Первые три строки будут подключать пока что несуществующие файлы ядра. Последние строки подключают файл с классом маршрутизатора и запускают его на выполнение вызовом статического метода start.

    2.1. Реализация маршрутизатора URL Пока что отклонимся от реализации паттерна MVC и займемся мрашрутизацией. Первый шаг, который нам нужно сделать, записать следующий код в .htaccess :
    RewriteEngine On RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule .* index.php [L]
    Этот код перенаправит обработку всех страниц на index.php , что нам и нужно. Помните в первой части мы говорили о Front Controller?!

    Маршрутизацию мы поместим в отдельный файл route.php в директорию core. В этом файле опишем класс Route, который будет запускать методы контроллеров, которые в свою очередь будут генерировать вид страниц.

    Содержимое файла route.php

    class Route { static function start() { // контроллер и действие по умолчанию $controller_name = "Main"; $action_name = "index"; $routes = explode("/", $_SERVER["REQUEST_URI"]); // получаем имя контроллера if (!empty($routes)) { $controller_name = $routes; } // получаем имя экшена if (!empty($routes)) { $action_name = $routes; } // добавляем префиксы $model_name = "Model_".$controller_name; $controller_name = "Controller_".$controller_name; $action_name = "action_".$action_name; // подцепляем файл с классом модели (файла модели может и не быть) $model_file = strtolower($model_name).".php"; $model_path = "application/models/".$model_file; if(file_exists($model_path)) { include "application/models/".$model_file; } // подцепляем файл с классом контроллера $controller_file = strtolower($controller_name).".php"; $controller_path = "application/controllers/".$controller_file; if(file_exists($controller_path)) { include "application/controllers/".$controller_file; } else { /* правильно было бы кинуть здесь исключение, но для упрощения сразу сделаем редирект на страницу 404 */ Route::ErrorPage404(); } // создаем контроллер $controller = new $controller_name; $action = $action_name; if(method_exists($controller, $action)) { // вызываем действие контроллера $controller->$action(); } else { // здесь также разумнее было бы кинуть исключение Route::ErrorPage404(); } } function ErrorPage404() { $host = "http://".$_SERVER["HTTP_HOST"]."/"; header("HTTP/1.1 404 Not Found"); header("Status: 404 Not Found"); header("Location:".$host."404"); } }


    Замечу, что в классе реализована очень упрощенная логика (несмотря на объемный код) и возможно даже имеет проблемы безопасности. Это было сделано намерено, т.к. написание полноценного класса маршрутизации заслуживает как минимум отдельной статьи. Рассмотрим основные моменты…

    В элементе глобального массива $_SERVER["REQUEST_URI"] содержится полный адрес по которому обратился пользователь.
    Например: example.ru/contacts/feedback

    С помощью функции explode производится разделение адреса на составлющие. В результате мы получаем имя контроллера, для приведенного примера, это контроллер contacts и имя действия, в нашем случае - feedback .

    Далее подключается файл модели (модель может отсутствовать) и файл контроллера, если таковые имеются и наконец, создается экземпляр контроллера и вызывается действие, опять же, если оно было описано в классе контроллера.

    Таким образом, при переходе, к примеру, по адресу:
    example.com/portfolio
    или
    example.com/portfolio/index
    роутер выполнит следующие действия:

  • подключит файл model_portfolio.php из папки models, содержащий класс Model_Portfolio;
  • подключит файл controller_portfolio.php из папки controllers, содержащий класс Controller_Portfolio;
  • создаст экземпляр класса Controller_Portfolio и вызовет действие по умолчанию - action_index, описанное в нем.
  • Если пользователь попытается обратиться по адресу несуществующего контроллера, к примеру:
    example.com/ufo
    то его перебросит на страницу «404»:
    example.com/404
    То же самое произойдет если пользователь обратится к действию, которое не описано в контроллере.2.2. Возвращаемся к реализации MVC Перейдем в папку core и добавим к файлу route.php еще три файла: model.php, view.php и controller.php


    Напомню, что они будут содержать базовые классы, к написанию которых мы сейчас и приступим.

    Содержимое файла model.php
    class Model { public function get_data() { } }
    Класс модели содержит единственный пустой метод выборки данных, который будет перекрываться в классах потомках. Когда мы будем создавать классы потомки все станет понятней.

    Содержимое файла view.php
    class View { //public $template_view; // здесь можно указать общий вид по умолчанию. function generate($content_view, $template_view, $data = null) { /* if(is_array($data)) { // преобразуем элементы массива в переменные extract($data); } */ include "application/views/".$template_view; } }
    Не трудно догадаться, что метод generate предназначен для формирования вида. В него передаются следующие параметры:

  • $content_file - виды отображающие контент страниц;
  • $template_file - общий для всех страниц шаблон;
  • $data - массив, содержащий элементы контента страницы. Обычно заполняется в модели.
  • Функцией include динамически подключается общий шаблон (вид), внутри которого будет встраиваться вид
    для отображения контента конкретной страницы.

    В нашем случае общий шаблон будет содержать header, menu, sidebar и footer, а контент страниц будет содержаться в отдельном виде. Опять же это сделано для упрощения.

    Содержимое файла controller.php
    class Controller { public $model; public $view; function __construct() { $this->view = new View(); } function action_index() { } }
    Метод action_index - это действие, вызываемое по умолчанию, его мы перекроем при реализации классов потомков.

    2.3. Реализация классов потомков Model и Controller, создание View"s Теперь начинается самое интересное! Наш сайт-визитка будет состоять из следущих страниц:
  • Главная
  • Услуги
  • Портфолио
  • Контакты
  • А также - страница «404»
  • Для каждой из страниц имеется свой контроллер из папки controllers и вид из папки views. Некоторые страницы могут использовать модель или модели из папки models.


    На предыдущем рисунке отдельно выделен файл template_view.php - это шаблон, содержащий общую для всех страниц разметку. В простейшем случае он мог бы выглядеть так:
    Главная
    Для придания сайту презентабельного вида сверстаем CSS шаблон и интегририруем его в наш сайт путем изменения структуры HTML-разметки и подключения CSS и JavaScript файлов:

    В конце статьи, в разделе «Результат», приводится ссылка на GitHub-репозиторий с проектом, в котором проделаны действия по интеграции простенького шаблона.

    2.3.1. Создадаем главную страницу Начнем с контроллера controller_main.php , вот его код:
    class Controller_Main extends Controller { function action_index() { $this->view->generate("main_view.php", "template_view.php"); } }
    В метод generate экземпляра класса View передаются имена файлов общего шаблона и вида c контентом страницы.
    Помимо индексного действия в контроллере конечно же могут содержаться и другие действия.

    Файл с общим видом мы рассмотрели ранее. Рассмотрим файл контента main_view.php :
    Добро пожаловать!

    ОЛОЛОША TEAM - команда первоклассных специалистов в области разработки веб-сайтов с многолетним опытом коллекционирования мексиканских масок, бронзовых и каменных статуй из Индии и Цейлона, барельефов и изваяний, созданных мастерами Экваториальной Африки пять-шесть веков назад...


    Здесь содержиться простая разметка без каких либо PHP-вызовов.
    Для отображения главной странички можно воспользоваться одним из следующих адресов:

    Пример с использованием вида, отображающего данные полученные из модели мы рассмотрим далее.

    2.3.2. Создадаем страницу «Портфолио» В нашем случае, страница «Портфолио» - это единственная страница использующая модель.
    Модель обычно включает методы выборки данных, например:
  • методы нативных библиотек pgsql или mysql;
  • методы библиотек, реализующих абстракицю данных. Например, методы библиотеки PEAR MDB2;
  • методы ORM;
  • методы для работы с NoSQL;
  • и др.
  • Для простоты, здесь мы не будем использовать SQL-запросы или ORM-операторы. Вместо этого мы сэмулируем реальные данные и сразу возвратим массив результатов.
    Файл модели model_portfolio.php поместим в папку models. Вот его содержимое:
    class Model_Portfolio extends Model { public function get_data() { return array(array("Year" => "2012", "Site" => "http://DunkelBeer.ru", "Description" => "Промо-сайт темного пива Dunkel от немецкого производителя Löwenbraü выпускаемого в России пивоваренной компанией "CАН ИнБев"."), array("Year" => "2012", "Site" => "http://ZopoMobile.ru", "Description" => "Русскоязычный каталог китайских телефонов компании Zopo на базе Android OS и аксессуаров к ним."), // todo); } }

    Класс контроллера модели содержится в файле controller_portfolio.php , вот его код:
    class Controller_Portfolio extends Controller { function __construct() { $this->model = new Model_Portfolio(); $this->view = new View(); } function action_index() { $data = $this->model->get_data(); $this->view->generate("portfolio_view.php", "template_view.php", $data); } }
    В переменную data записывается массив, возвращаемый методом get_data , который мы рассматривали ранее.
    Далее эта переменная передается в качестве параметра метода generate , в который также передаются: имя файла с общим шаблон и имя файла, содержащего вид c контентом страницы.

    Вид содержащий контент страницы находится в файле portfolio_view.php .
    Портфолио

    Все проекты в следующей таблице являются вымышленными, поэтому даже не пытайтесь перейти по приведенным ссылкам.
    ГодПроектОписание


    Здесь все просто, вид отображает данные полученные из модели.

    2.3.3. Создаем остальные страницы Остальные страницы создаются аналогично. Их код досутпен в репозитории на GitHub, ссылка на который приводится в конце статьи, в разделе «Результат».3. Результат А вот что получилось в итоге:

    Скриншот получившегося сайта-визитки



    Ссылка на GitHub: https://github.com/vitalyswipe/tinymvc/zipball/v0.1

    А вот в этой версии я набросал следующие классы (и соответствующие им виды):

    • Controller_Login в котором генерируется вид с формой для ввода логина и пароля, после заполнения которой производится процедура аутентификации и в случае успеха пользователь перенаправляется в админку.
    • Contorller_Admin с индексным действием, в котором проверяется был ли пользователь ранее авторизован на сайте как администратор (если был, то отображается вид админки) и действием logout для разлогинивания.
    Аутентификация и авторизация - это другая тема, поэтому здесь она не рассматривается, а лишь приводится ссылка указанная выше, чтобы было от чего оттолкнуться.4. Заключение Шаблон MVC используется в качестве архитектурной основы во многих фреймворках и CMS, которые создавались для того, чтобы иметь возможность разрабатывать качественно более сложные решения за более короткий срок. Это стало возможным благодаря повышению уровня абстракции, поскольку есть предел сложности конструкций, которыми может оперировать человеческий мозг.

    Но, использование веб-фреймворков, типа Yii или Kohana, состоящих из нескольких сотен файлов, при разработке простых веб-приложений (например, сайтов-визиткок) не всегда целесообразно. Теперь мы умеем создавать красивую MVC модель, чтобы не перемешивать Php, Html, CSS и JavaScript код в одном файле.

    Данная статья является скорее отправной точкой для изучения CMF, чем примером чего-то истинно правильного, что можно взять за основу своего веб-приложения. Возможно она даже вдохновила Вас и вы уже подумываете написать свой микрофреймворк или CMS, основанные на MVC. Но, прежде чем изобретать очередной велосипед с «блекджеком и шлюхами», еще раз подумайте, может ваши усилия разумнее направить на развитие и в помощь сообществу уже существующего проекта?!

    P.S.: Статья была переписана с учетом некоторых замечаний, оставленных в комментариях. Критика оказалась очень полезной. Судя по отклику: комментариям, обращениям в личку и количеству юзеров добавивших пост в избранное затея написать этот пост оказалось не такой уж плохой. К сожалению, не возможно учесть все пожелания и написать больше и подробнее по причине нехватки времени… но возможно это сделают те таинственные личности, кто минусовал первоначальный вариант. Удачи в проектах!

    5. Подборка полезных ссылок по сабжу В статье очень часто затрагивается тема веб-фреймворков - это очень обширная тема, потому что даже микрофреймворки состоят из многих компонентов хитро увязанных между собой и потребовалась бы не одна статья, чтобы рассказать об этих компонентах. Тем не менее, я решил привести здесь небольшую подборку ссылок (по которым я ходил при написаниие этой статьи), которые так или иначе касаются темы фреймворков.

    Теги: Добавить метки

    Многие начинают писать проект для работы с единственной задачей, не подразумевая, что это может вырасти в многопользовательскую систему управления, ну допустим, контентом или упаси бог, производством. И всё вроде здорово и классно, всё работает, пока не начинаешь понимать, что тот код, который написан - состоит целиком и полностью из костылей и хардкода. Код перемешанный с версткой, запросами и костылями, неподдающийся иногда даже прочтению. Возникает насущная проблема: при добавлении новых фич, приходится с этим кодом очень долго и долго возиться, вспоминая «а что же там такое написано то было?» и проклинать себя в прошлом.

    Вы можеть быть даже слышали о шаблонах проектирования и даже листали эти прекрасные книги:

    • Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидесс «Приемы объектно ориентированного проектирования. Паттерны проектирования»;
    • М. Фаулер «Архитектура корпоративных программных приложений».
    А многие, не испугавшись огромных руководств и документаций, пытались изучить какой-либо из современных фреймворков и столкнувшись со сложностью понимания (в силу наличия множества архитектруных концепций хитро увязанных между собой) отложили изучение и применение современных интсрументов в «долгий ящик».

    Представленная статья будет полезна в первую очередь новичкам. Во всяком случае, я надеюсь что за пару часов вы сможете получить представление о реализации MVC паттерна, который лежит в основе всех современных веб-фреймворков, а также получить «пищу» для дальнейших размышлений над тем - «как стоит делать». В конце статьи приводится подборка полезных ссылок, которые также помогут разобраться из чего состоят веб-фреймворки (помимо MVC) и как они работают.

    Прожженные PHP-программисты вряд ли найдут в данной статье что-то новое для себя, но их замечания и комментарии к основному тексту были бы очень кстати! Т.к. без теории практика невозможна, а без практики теория бесполезна, то сначала будет чуть-чуть теории, а потом перейдем к практике. Если вы уже знакомы с концепцией MVC, можете пропустить раздел с теорией и сразу перейти к практике.

    1. Теория Шаблон MVC описывает простой способ построения структуры приложения, целью которого является отделение бизнес-логики от пользовательского интерфейса. В результате, приложение легче масштабируется, тестируется, сопровождается и конечно же реализуется.

    Рассмотрим концептуальную схему шаблона MVC (на мой взгляд - это наиболее удачная схема из тех, что я видел):

    В архитектуре MVC модель предоставляет данные и правила бизнес-логики, представление отвечает за пользовательский интерфейс, а контроллер обеспечивает взаимодействие между моделью и представлением.

    Типичную последовательность работы MVC-приложения можно описать следующим образом:

  • При заходе пользователя на веб-ресурс, скрипт инициализации создает экземпляр приложения и запускает его на выполнение.
    При этом отображается вид, скажем главной страницы сайта.
  • Приложение получает запрос от пользователя и определяет запрошенные контроллер и действие. В случае главной страницы, выполняется действие по умолчанию (index ).
  • Приложение создает экземпляр контроллера и запускает метод действия,
    в котором, к примеру, содержаться вызовы модели, считывающие информацию из базы данных.
  • После этого, действие формирует представление с данными, полученными из модели и выводит результат пользователю.
  • Модель - содержит бизнес-логику приложения и включает методы выборки (это могут быть методы ORM), обработки (например, правила валидации) и предоставления конкретных данных, что зачастую делает ее очень толстой, что вполне нормально.
    Модель не должна напрямую взаимодействовать с пользователем. Все переменные, относящиеся к запросу пользователя должны обрабатываться в контроллере.
    Модель не должна генерировать HTML или другой код отображения, который может изменяться в зависимости от нужд пользователя. Такой код должен обрабатываться в видах.
    Одна и та же модель, например: модель аутентификации пользователей может использоваться как в пользовательской, так и в административной части приложения. В таком случае можно вынести общий код в отдельный класс и наследоваться от него, определяя в наследниках специфичные для подприложений методы.

    Вид - используется для задания внешнего отображения данных, полученных из контроллера и модели.
    Виды cодержат HTML-разметку и небольшие вставки PHP-кода для обхода, форматирования и отображения данных.
    Не должны напрямую обращаться к базе данных. Этим должны заниматься модели.
    Не должны работать с данными, полученными из запроса пользователя. Эту задачу должен выполнять контроллер.
    Может напрямую обращаться к свойствам и методам контроллера или моделей, для получения готовых к выводу данных.
    Виды обычно разделяют на общий шаблон, содержащий разметку, общую для всех страниц (например, шапку и подвал) и части шаблона, которые используют для отображения данных выводимых из модели или отображения форм ввода данных.

    Контроллер - связующее звено, соединяющее модели, виды и другие компоненты в рабочее приложение. Контроллер отвечает за обработку запросов пользователя. Контроллер не должен содержать SQL-запросов. Их лучше держать в моделях. Контроллер не должен содержать HTML и другой разметки. Её стоит выносить в виды.
    В хорошо спроектированном MVC-приложении контроллеры обычно очень тонкие и содержат только несколько десятков строк кода. Чего, не скажешь о Stupid Fat Controllers (SFC) в CMS Joomla. Логика контроллера довольно типична и большая ее часть выносится в базовые классы.
    Модели, наоборот, очень толстые и содержат большую часть кода, связанную с обработкой данных, т.к. структура данных и бизнес-логика, содержащаяся в них, обычно довольно специфична для конкретного приложения.

    1.1. Front Controller и Page Controller В большинстве случае, взаимодействие пользователя с web-приложением проходит посредством переходов по ссылкам. Посмотрите сейчас на адресную строку браузера - по этой ссылке вы получили данный текст. По другим ссылкам, например, находящимся справа на этой странице, вы получите другое содержимое. Таким образом, ссылка представляет конкретную команду web-приложению.

    Надеюсь, вы уже успели заметить, что у разных сайтов могут быть совершенные разные форматы построения адресной строки. Каждый формат может отображать архитектуру web-приложения. Хотя это и не всегда так, но в большинстве случаев это явный факт.

    Рассмотрим два варианта адресной строки, по которым показывается какой-то текст и профиль пользователя.

    Приблизительный код обработки в таком случае:
    switch($_GET["action"]) { case "about" : require_once("about.php"); // страница "О Нас" break; case "contacts" : require_once("contacts.php"); // страница "Контакты" break; case "feedback" : require_once("feedback.php"); // страница "Обратная связь" break; default: require_once("page404.php"); // страница "404" break; }
    Думаю, почти все так раньше делали.

    С использованием движка маршрутизации URL вы сможете для отображения той же информации настроить приложение на прием таких запросов:
    http://www.example.com/contacts/feedback

    Здесь contacts представляет собой контроллер, а feedback - это метод контроллера contacts, отображающий форму обратной связи и т.д. Мы еще вернемся к этому вопросу в практической части.

    Также стоит знать, что маршрутизаторы многих веб-фреймворков позволяют создавать произвольные маршруты URL (указать, что означает каждая часть URL) и правила их обработки.
    Теперь мы обладаем достаточными теоретическими знаниями, чтобы перейти к практике.

    2. Практика Для начала создадим следующую структуру файлов и папок:


    Забегая вперед, скажу, что в папке core будут храниться базовые классы Model, View и Controller.
    Их потомки будут храниться в директориях controllers, models и views. Файл index.php это точка в хода в приложение. Файл bootstrap.php инициирует загрузку приложения, подключая все необходимые модули и пр.

    Будем идти последовательно; откроем файл index.php и наполним его следующим кодом:
    ini_set("display_errors", 1); require_once "application/bootstrap.php";
    Тут вопросов возникнуть не должно.

    Следом, сразу же перейдем к фалу bootstrap.php :
    require_once "core/model.php"; require_once "core/view.php"; require_once "core/controller.php"; require_once "core/route.php"; Route::start(); // запускаем маршрутизатор
    Первые три строки будут подключать пока что несуществующие файлы ядра. Последние строки подключают файл с классом маршрутизатора и запускают его на выполнение вызовом статического метода start.

    2.1. Реализация маршрутизатора URL Пока что отклонимся от реализации паттерна MVC и займемся мрашрутизацией. Первый шаг, который нам нужно сделать, записать следующий код в .htaccess :
    RewriteEngine On RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule .* index.php [L]
    Этот код перенаправит обработку всех страниц на index.php , что нам и нужно. Помните в первой части мы говорили о Front Controller?!

    Маршрутизацию мы поместим в отдельный файл route.php в директорию core. В этом файле опишем класс Route, который будет запускать методы контроллеров, которые в свою очередь будут генерировать вид страниц.

    Содержимое файла route.php

    class Route { static function start() { // контроллер и действие по умолчанию $controller_name = "Main"; $action_name = "index"; $routes = explode("/", $_SERVER["REQUEST_URI"]); // получаем имя контроллера if (!empty($routes)) { $controller_name = $routes; } // получаем имя экшена if (!empty($routes)) { $action_name = $routes; } // добавляем префиксы $model_name = "Model_".$controller_name; $controller_name = "Controller_".$controller_name; $action_name = "action_".$action_name; // подцепляем файл с классом модели (файла модели может и не быть) $model_file = strtolower($model_name).".php"; $model_path = "application/models/".$model_file; if(file_exists($model_path)) { include "application/models/".$model_file; } // подцепляем файл с классом контроллера $controller_file = strtolower($controller_name).".php"; $controller_path = "application/controllers/".$controller_file; if(file_exists($controller_path)) { include "application/controllers/".$controller_file; } else { /* правильно было бы кинуть здесь исключение, но для упрощения сразу сделаем редирект на страницу 404 */ Route::ErrorPage404(); } // создаем контроллер $controller = new $controller_name; $action = $action_name; if(method_exists($controller, $action)) { // вызываем действие контроллера $controller->$action(); } else { // здесь также разумнее было бы кинуть исключение Route::ErrorPage404(); } } function ErrorPage404() { $host = "http://".$_SERVER["HTTP_HOST"]."/"; header("HTTP/1.1 404 Not Found"); header("Status: 404 Not Found"); header("Location:".$host."404"); } }


    Замечу, что в классе реализована очень упрощенная логика (несмотря на объемный код) и возможно даже имеет проблемы безопасности. Это было сделано намерено, т.к. написание полноценного класса маршрутизации заслуживает как минимум отдельной статьи. Рассмотрим основные моменты…

    В элементе глобального массива $_SERVER["REQUEST_URI"] содержится полный адрес по которому обратился пользователь.
    Например: example.ru/contacts/feedback

    С помощью функции explode производится разделение адреса на составлющие. В результате мы получаем имя контроллера, для приведенного примера, это контроллер contacts и имя действия, в нашем случае - feedback .

    Далее подключается файл модели (модель может отсутствовать) и файл контроллера, если таковые имеются и наконец, создается экземпляр контроллера и вызывается действие, опять же, если оно было описано в классе контроллера.

    Таким образом, при переходе, к примеру, по адресу:
    example.com/portfolio
    или
    example.com/portfolio/index
    роутер выполнит следующие действия:

  • подключит файл model_portfolio.php из папки models, содержащий класс Model_Portfolio;
  • подключит файл controller_portfolio.php из папки controllers, содержащий класс Controller_Portfolio;
  • создаст экземпляр класса Controller_Portfolio и вызовет действие по умолчанию - action_index, описанное в нем.
  • Если пользователь попытается обратиться по адресу несуществующего контроллера, к примеру:
    example.com/ufo
    то его перебросит на страницу «404»:
    example.com/404
    То же самое произойдет если пользователь обратится к действию, которое не описано в контроллере.2.2. Возвращаемся к реализации MVC Перейдем в папку core и добавим к файлу route.php еще три файла: model.php, view.php и controller.php


    Напомню, что они будут содержать базовые классы, к написанию которых мы сейчас и приступим.

    Содержимое файла model.php
    class Model { public function get_data() { } }
    Класс модели содержит единственный пустой метод выборки данных, который будет перекрываться в классах потомках. Когда мы будем создавать классы потомки все станет понятней.

    Содержимое файла view.php
    class View { //public $template_view; // здесь можно указать общий вид по умолчанию. function generate($content_view, $template_view, $data = null) { /* if(is_array($data)) { // преобразуем элементы массива в переменные extract($data); } */ include "application/views/".$template_view; } }
    Не трудно догадаться, что метод generate предназначен для формирования вида. В него передаются следующие параметры:

  • $content_file - виды отображающие контент страниц;
  • $template_file - общий для всех страниц шаблон;
  • $data - массив, содержащий элементы контента страницы. Обычно заполняется в модели.
  • Функцией include динамически подключается общий шаблон (вид), внутри которого будет встраиваться вид
    для отображения контента конкретной страницы.

    В нашем случае общий шаблон будет содержать header, menu, sidebar и footer, а контент страниц будет содержаться в отдельном виде. Опять же это сделано для упрощения.

    Содержимое файла controller.php
    class Controller { public $model; public $view; function __construct() { $this->view = new View(); } function action_index() { } }
    Метод action_index - это действие, вызываемое по умолчанию, его мы перекроем при реализации классов потомков.

    2.3. Реализация классов потомков Model и Controller, создание View"s Теперь начинается самое интересное! Наш сайт-визитка будет состоять из следущих страниц:
  • Главная
  • Услуги
  • Портфолио
  • Контакты
  • А также - страница «404»
  • Для каждой из страниц имеется свой контроллер из папки controllers и вид из папки views. Некоторые страницы могут использовать модель или модели из папки models.


    На предыдущем рисунке отдельно выделен файл template_view.php - это шаблон, содержащий общую для всех страниц разметку. В простейшем случае он мог бы выглядеть так:
    Главная
    Для придания сайту презентабельного вида сверстаем CSS шаблон и интегририруем его в наш сайт путем изменения структуры HTML-разметки и подключения CSS и JavaScript файлов:

    В конце статьи, в разделе «Результат», приводится ссылка на GitHub-репозиторий с проектом, в котором проделаны действия по интеграции простенького шаблона.

    2.3.1. Создадаем главную страницу Начнем с контроллера controller_main.php , вот его код:
    class Controller_Main extends Controller { function action_index() { $this->view->generate("main_view.php", "template_view.php"); } }
    В метод generate экземпляра класса View передаются имена файлов общего шаблона и вида c контентом страницы.
    Помимо индексного действия в контроллере конечно же могут содержаться и другие действия.

    Файл с общим видом мы рассмотрели ранее. Рассмотрим файл контента main_view.php :
    Добро пожаловать!

    ОЛОЛОША TEAM - команда первоклассных специалистов в области разработки веб-сайтов с многолетним опытом коллекционирования мексиканских масок, бронзовых и каменных статуй из Индии и Цейлона, барельефов и изваяний, созданных мастерами Экваториальной Африки пять-шесть веков назад...


    Здесь содержиться простая разметка без каких либо PHP-вызовов.
    Для отображения главной странички можно воспользоваться одним из следующих адресов:

    Пример с использованием вида, отображающего данные полученные из модели мы рассмотрим далее.

    2.3.2. Создадаем страницу «Портфолио» В нашем случае, страница «Портфолио» - это единственная страница использующая модель.
    Модель обычно включает методы выборки данных, например:
  • методы нативных библиотек pgsql или mysql;
  • методы библиотек, реализующих абстракицю данных. Например, методы библиотеки PEAR MDB2;
  • методы ORM;
  • методы для работы с NoSQL;
  • и др.
  • Для простоты, здесь мы не будем использовать SQL-запросы или ORM-операторы. Вместо этого мы сэмулируем реальные данные и сразу возвратим массив результатов.
    Файл модели model_portfolio.php поместим в папку models. Вот его содержимое:
    class Model_Portfolio extends Model { public function get_data() { return array(array("Year" => "2012", "Site" => "http://DunkelBeer.ru", "Description" => "Промо-сайт темного пива Dunkel от немецкого производителя Löwenbraü выпускаемого в России пивоваренной компанией "CАН ИнБев"."), array("Year" => "2012", "Site" => "http://ZopoMobile.ru", "Description" => "Русскоязычный каталог китайских телефонов компании Zopo на базе Android OS и аксессуаров к ним."), // todo); } }

    Класс контроллера модели содержится в файле controller_portfolio.php , вот его код:
    class Controller_Portfolio extends Controller { function __construct() { $this->model = new Model_Portfolio(); $this->view = new View(); } function action_index() { $data = $this->model->get_data(); $this->view->generate("portfolio_view.php", "template_view.php", $data); } }
    В переменную data записывается массив, возвращаемый методом get_data , который мы рассматривали ранее.
    Далее эта переменная передается в качестве параметра метода generate , в который также передаются: имя файла с общим шаблон и имя файла, содержащего вид c контентом страницы.

    Вид содержащий контент страницы находится в файле portfolio_view.php .
    Портфолио

    Все проекты в следующей таблице являются вымышленными, поэтому даже не пытайтесь перейти по приведенным ссылкам.
    ГодПроектОписание


    Здесь все просто, вид отображает данные полученные из модели.

    2.3.3. Создаем остальные страницы Остальные страницы создаются аналогично. Их код досутпен в репозитории на GitHub, ссылка на который приводится в конце статьи, в разделе «Результат».3. Результат А вот что получилось в итоге:

    Скриншот получившегося сайта-визитки



    Ссылка на GitHub: https://github.com/vitalyswipe/tinymvc/zipball/v0.1

    А вот в этой версии я набросал следующие классы (и соответствующие им виды):

    • Controller_Login в котором генерируется вид с формой для ввода логина и пароля, после заполнения которой производится процедура аутентификации и в случае успеха пользователь перенаправляется в админку.
    • Contorller_Admin с индексным действием, в котором проверяется был ли пользователь ранее авторизован на сайте как администратор (если был, то отображается вид админки) и действием logout для разлогинивания.
    Аутентификация и авторизация - это другая тема, поэтому здесь она не рассматривается, а лишь приводится ссылка указанная выше, чтобы было от чего оттолкнуться.4. Заключение Шаблон MVC используется в качестве архитектурной основы во многих фреймворках и CMS, которые создавались для того, чтобы иметь возможность разрабатывать качественно более сложные решения за более короткий срок. Это стало возможным благодаря повышению уровня абстракции, поскольку есть предел сложности конструкций, которыми может оперировать человеческий мозг.

    Но, использование веб-фреймворков, типа Yii или Kohana, состоящих из нескольких сотен файлов, при разработке простых веб-приложений (например, сайтов-визиткок) не всегда целесообразно. Теперь мы умеем создавать красивую MVC модель, чтобы не перемешивать Php, Html, CSS и JavaScript код в одном файле.

    Данная статья является скорее отправной точкой для изучения CMF, чем примером чего-то истинно правильного, что можно взять за основу своего веб-приложения. Возможно она даже вдохновила Вас и вы уже подумываете написать свой микрофреймворк или CMS, основанные на MVC. Но, прежде чем изобретать очередной велосипед с «блекджеком и шлюхами», еще раз подумайте, может ваши усилия разумнее направить на развитие и в помощь сообществу уже существующего проекта?!

    P.S.: Статья была переписана с учетом некоторых замечаний, оставленных в комментариях. Критика оказалась очень полезной. Судя по отклику: комментариям, обращениям в личку и количеству юзеров добавивших пост в избранное затея написать этот пост оказалось не такой уж плохой. К сожалению, не возможно учесть все пожелания и написать больше и подробнее по причине нехватки времени… но возможно это сделают те таинственные личности, кто минусовал первоначальный вариант. Удачи в проектах!

    5. Подборка полезных ссылок по сабжу В статье очень часто затрагивается тема веб-фреймворков - это очень обширная тема, потому что даже микрофреймворки состоят из многих компонентов хитро увязанных между собой и потребовалась бы не одна статья, чтобы рассказать об этих компонентах. Тем не менее, я решил привести здесь небольшую подборку ссылок (по которым я ходил при написаниие этой статьи), которые так или иначе касаются темы фреймворков.

    Теги:

    • php
    • framework
    • cmf
    • mvc
    • site
    Добавить метки

    Несмотря на то, что значение словосочетания "архитектура сайта" может быть вам интуитивно понятным, давайте попробуем изучить ряд определений , принадлежащих авторитетным источникам.

    Архитектура - это базовая организация системы, воплощенная в ее компонентах, их отношениях между собой и с окружением, а также принципы, определяющие проектирование и развитие системы .

    Архитектура программы или компьютерной системы - это структура или структуры системы, которые включают элементы программы, видимые извне свойства этих элементов и связи между ними [Басс (Bass)].

    Архитектура - это структура организации и связанное с ней поведение системы. Архитектуру можно рекурсивно разобрать на части, взаимодействующие посредством интерфейсов, связи, которые соединяют части, и условия сборки частей. Части, которые взаимодействуют через интерфейсы, включают классы, компоненты и подсистемы .

    Архитектура программного обеспечения системы или набора систем состоит из всех важных проектных решений по поводу структур программы и взаимодействий между этими структурами, которые составляют системы. Проектные решения обеспечивают желаемый набор свойств, которые должна поддерживать система, чтобы быть успешной. Проектные решения предоставляют концептуальную основу для разработки системы, ее поддержки и обслуживания .

    Так что же такое архитектура программы?

    Приведенные в предыдущем разделе определения слишком сухие для их восприятия неподготовленным читателем. Постараемся объяснить суть как можно проще.

    Когда программа становится достаточно большой, программист разбивает ее на несколько файлов. Если не задумываться над выделением групп похожих функций и вынесением их в отдельные модули, такое разбиение принесет мало пользы. Код нельзя будет использовать повторно, в нем будет трудно ориентироваться. Программу будет сложно расширять и изменять.

    Таким образом, назревает первый вопрос: как разбить программу на файлы. Файловая архитектура программы - это один из аспектов ее структуры.

    Выделяя модули системы, необходимо понимать, в каком отношении друг к другу они будут находиться. Например, модули доступа к базе данных и обработки графических изображений вряд ли должны знать что-либо о существовании друг друга. Но модуль пользовательского интерфейса будет знать о них обоих (а они о нем не будут).

    Отношения между компонентами системы также определяются ее архитектурой.

    В целом, все значимые решения, направленные на организацию программы, а не на проблемы, решаемые с ее помощью, можно отнести к архитектуре.

    Уровни абстракции

    При проектировании модулей (выбора групп функций и распределения их по файлам в случае процедурного подхода) важно выделять абстракции и пытаться их разложить по нескольким уровням.

    Модули низкого уровня максимально автономны, они не зависят от других частей программы. Хорошо спроектированные модули изолируют "внешний мир" от тонкостей решения поставленной перед ними задачи. Вызывающая сторона знает лишь интерфейс модуля (внешние функции), внутренняя часть для нее закрыта.

    Рассмотрим в качестве примера галерею фотографий. Информация об изображениях и пользователях хранится в БД, пользовательский интерфейс разделен на клиентскую часть и панель администратора.

    Структура программы могла бы быть такой, как на рисунке ниже:


    В этом примере прослеживаются три уровня абстракции .

    В любой программе, предназначенной для использования человеком, можно выделить, по крайней мере, два уровня: пользовательский интерфейс и модель. Модуль пользовательского интерфейса предназначен для представления и визуализации данных, обработки реакции пользователя. Модель заключает в себе логику решаемой задачи и не должна ни в коей мере быть зависимой от способа отображения данных. Модель должна быть легко переносима между разными типами пользовательского интерфейса.

    Архитектура MVC

    Сейчас популярен шаблон проектирования MVC . Он служит для отделения логики приложения от пользовательского интерфейса. Но сначала проясним, что такое шаблон проектирования.

    Это набор типовых решений проектирования, каркас архитектуры или ее фрагмента. Если библиотека - это пакет повторно используемого кода, то шаблон проектирования - это пакет повторно используемых решений.

    Что же предлагает нам MVC для отделения логики приложения от пользовательского интерфейса?

    Шаблон MVC позволяет разделить данные, представление и обработку действий пользователя на три отдельных компонента:

  • Модель (Model) . Модель предоставляет данные (обычно для Представления), а также реагирует на запросы (обычно от Контроллера), изменяя свое состояние;
  • Представление (View) . Отвечает за отображение информации (пользовательский интерфейс);
  • Контроллер (Controller) . Интерпретирует данные, введенные пользователем, и информирует модель и представление о необходимости соответствующей реакции.
  • На рисунке ниже показаны отношения между компонентами каркаса. Проиллюстрируем рисунок небольшим примером.


    Представьте форму, где можно ввести текст, нажать кнопку Edit и получить его транслитерацию:


    Повторим шаги, изображенные на схеме:

  • Пользователь нажимает кнопку Edit, при этом Представление (View) посылает сообщение Контроллеру (Controller): "Команда: edit"
  • Контроллер принимает сообщение и обращается к Модели (Model), вызывая метод Edit() .
  • В результате модель меняет свое состояние (запомненный в ней транслитерированный текст) и оповещает об этом представление: "Событие: changed".
  • Представление принимает сигнал и обращается к модели за новым значением результата, вызывая ее метод Get() .
  • Реализация MVC

    Реализация MVC предполагает объектно-ориентированный подход (ООП). Однако шаблон проектирования - это всего лишь набор решений. Адаптируем их для PHP без применения ООП. Упрощение делается для того, чтобы сконцентрироваться на сути разделения логики, а также для того, чтобы материал смог применить читатель, не знакомый с ООП.

    Рассмотрим снова пример с галереей фотографий .
    У нее есть два режима просмотра:

  • Режим просмотра уменьшенных изображений (всех сразу);
  • Режим просмотра фотографии полного размера (одной).
  • Также есть возможность загружать фотографии на сервер. Дополнительно реализуем поддержку типов визуализации, чтобы оценить гибкость каркаса.

    На сайте будут две точки входа :

  • index.php (просмотр галереи);
  • photo.php (просмотр полноразмерной фотографии).
  • Эти два файла будем считать Контроллерами .

    В качестве Модели будет выступать модуль, обеспечивающий работу с хранилищем изображений. Назовем его gallery.php и поместим в папку model .

    В роли Представления будут выступать HTML-шаблоны, они будут находиться в папке templates . Что такое шаблоны и для чего они нужны - будет видно дальше.

    Страницы просмотра галереи и просмотра фотографии будут иметь общую шапку и подвал страницы, отличаться будет только центральная часть.

    Просмотр галереи будет иметь два типа визуализации:

  • В виде таблицы (по умолчанию);
  • В виде списка.
  • Нам потребуются четыре шаблона:
  • main.php (каркас страницы);
  • content_index_table.php (табличный вид содержимого галереи);
  • content_index_list.php (списочный вид содержимого галереи);
  • content_photo.php (содержимое страницы просмотра фотографии).
  • Получается следующая структура сайта:


    Файловая структура разделена двумя горизонтальными чертами, образующими три секции. Файлы верхней секции относятся к Модели, файлы средней секции - к Представлению, файлы нижней секции - к Контроллеру.

    Модель

    Начнем с реализации Модели. В коде ниже приведен не полностью для минимизации и лучшей наглядности примера.

    Мы определили лишь интерфейс Модели, оставив реализацию пропущенной. Однако для примера реализации каркаса MVC она вовсе и не нужна.

    Представление

    Теперь рассмотрим шаблоны. Начнем с общего каркаса страницы:

    Вас не должно смущать, что в шаблоне используются непонятно откуда взявшиеся переменные $title и $content . Их подставит Контроллер. Но об этом позже.

    - это сокращенный вариант записи .

    Его удобно использовать в шаблонах. Также в шаблонах удобнее использовать альтернативные варианты записи конструкций if-else , foreach , for , while . Выглядят они так:

    If (): endif; foreach (): endforeach;

    Остальные шаблоны будут подставляться в main.php таким образом:

    В примерах ниже, приведен их код:

    Код templates/content_index_table.php

    Таблица | Список

    ">