Диагностика звуковой карты. Как выбрать звуковую карту для компьютера и вообще – зачем она нужна? Нужна ли аудиокарта

Если говорить об объективных параметрах, которыми можно охарактеризовать качество, то конечно нет. Запись на винил или кассету всегда подразумевает внесение дополнительных искажений и шума. Но дело в том, что такие искажения и шум субъективно не портят впечатление от музыки, а часто даже наоборот. Наш слух и система анализа звуков работают достаточно сложно, то, что является важным для нашего восприятия, и то, что можно оценить как качество с технической стороны - это немного разные вещи.

MP3 - это вообще отдельная тема, это однозначное ухудшение качества с целью уменьшение размера файла. Кодирование MP3 подразумевает удаление более тихих гармоник и размывание фронтов, что означает потерю детализации, "замыливание" звука.

Идеальный вариант с точки зрения качества и честной передачи всего происходящего - это цифровая запись без сжатия, причем качество CD - 16 бит, 44100 Гц - это уже давно не предел, можно увеличивать как битность - 24, 32 бит, так и частоту - 48000, 82200, 96000, 192000 Гц. Битность влияет на динамический диапазон, а частота сэмплирования - на частотный. При том, что человеческое ухо слышит в лучшем случае до 20000 Гц и по теореме Найквиста должно вполне хватать частоты дискретизации 44100 Гц, но реально для достаточно точной передачи сложных коротких звуков, таких например, как звуки барабанов, лучше иметь частоту побольше. Динамический диапазон лучше тоже иметь побольше, чтобы без искажений можно было записать более тихие звуки. Хотя реально, чем больше увеличиваются эти два параметра, тем меньше можно заметить изменений.

При этом оценить все прелести качественного цифрового звука получится, если у вас есть хорошая звуковая карта. То что встроено в большинство PC вообще ужасно, в маках со встроенными картами получше, но лучше иметь что-то внешнее. Ну и вопрос конечно в том, где вы возьмете эти цифровые записи с качеством выше CD:) Хотя и самый отстойный MP3 на хорошей звуковой карте будет звучать заметно лучше.

Возвращаясь к аналоговым штукам - тут можно сказать, что люди продолжают ими пользоваться не потому, что они реально качественнее и точнее, а потому, что качественная и точная запись без искажений обычно не является желаемым результатом. Цифровые искажения, которые могут возникать от плохих алгоритмов обработки звука, низкой битности или частоты дискретизации, цифрового клиппирования - они конечно звучат намного противнее аналоговых, но их можно избежать. И окажется, что реально качественная и точная за цифровая запись звучит слишком стерильно, не хватает насыщенности. А если, например, записать барабаны на ленту - эта насыщенность появляется, и сохраняется, даже если потом эту запись оцифровать. И винил тоже звучит прикольнее, даже если на него записали треки сделанные целиком на компьютере. Ну и конечно в это все вкладываются внешние атрибуты и ассоциации, то, как все это выглядит, эмоции людей, которые этим занимаются. Вполне можно понять желание держать в руках пластинку, послушать кассету на старом магнитофоне, а не запись с компа, или понять тех, кто сейчас пользуется многодорожечными ленточными магнитофонами на студиях, хотя это намного сложнее и затратнее. Но в этом есть свой определенный fun.

Перед тем как заподозрить поломку звуковой карты на компьютере, с особой внимательностью осмотрите имеющиеся разъемы ПК на предмет внешних повреждений. Также следует проверить работоспособность сабвуфера с колонками или наушники, через которые воспроизводится звук – попробуйте подключить их к любому другому устройству. Возможно, причина неполадок состоит именно в используемой вами аппаратуре.

Вполне вероятно, что в вашей ситуации поможет переустановка операционной системы Windows, будь то 7, 8, 10 или версия Xp, так как просто-напросто могли сбиться необходимые настройки.

Переходим к проверке звуковой карты

Способ 1

Первым делом следует заняться драйверами устройства. Для этого необходимо:


После этого драйвера будут обновлены, и проблема будет решена.

Также данную процедуру можно провести при наличии актуальной версии программного обеспечения на съемном носителе. В этой ситуации нужно провести установку, указав путь к конкретной папке.

Если аудио карты вообще нет в диспетчере устройств, то переходите к следующему варианту.

Способ 2

В этом случае требуется полная её диагностика на предмет правильного технического подключения. Необходимо выполнить следующее в определенном порядке:


Учитывайте, что данный вариант подходит только для дискретных комплектующих, которые установлены отдельной платой.

Способ 3

Если после визуального осмотра и проверки колонок или наушников они оказались в рабочем состоянии, а переустановка ОС не принесла никаких результатов, двигаемся далее:


После того, как тест звуковой карты будет завершен, система сообщит вам о ее состоянии и если она окажется в нерабочем состоянии, вы это поймете исходя из результатов.

Способ 4

Еще один вариант, как быстро и просто проверить звуковую карту на ОС виндовс:


Таким образом, мы запустим диагностику неполадок звука на компьютере.

Программа предложит вам несколько вариантов неполадок, а также укажет подключенные аудиоустройства. Если , мастер диагностики позволит вам быстро выявить это.

Способ 5

Третий вариант как можно проверить, работает ли звуковая карта, представляет собой следующее:


Во вкладке «Драйвер» и «Сведения» вы получите дополнительные данные о параметрах всех устройств, установленных на вашем ПК, как интегрированных, так и дискретных. Также этот способ позволяет провести диагностику неполадок и быстро ее выявить путем программной проверки.

Теперь вы знаете, как быстро и просто проверить звуковую карту несколькими способами. Главное их преимущество в том, что для этого вам не нужен онлайн доступ к интернету, и все процедуры можно провести самостоятельно, не обращаясь в специализированный сервис.

Космос - это не однородное ничто. Между различными объектами есть облака газа и пыли. Они являются остатками после взрыва сверхновых и местом для формирования звезд. В некоторых областях этот межзвездный газ достаточно плотный, чтобы распространять звуковые волны, но они не восприимчивы для человеческого слуха.

Есть ли в космосе звук?

Когда объект движется - будь то вибрация гитарной струны или взрывающийся фейерверк - он воздействует на близлежащие молекулы воздуха, как бы толкая их. Эти молекулы врезаются в своих соседей, а те, в свою очередь, в следующие. Движение распространяется по воздуху подобно волне. Когда она достигает уха, человек воспринимает ее как звук.

Когда звуковая волна проходит сквозь воздушное пространство, его давление колеблется вверх и вниз, словно морская вода в шторм. Время между этими вибрациями называется частотой звука и измеряется в герцах (1 Гц - это одна осцилляция в секунду). Расстояние между пиками наивысшего давления называется длиной волны.

Звук может распространяться только в среде, в которой длина волны не больше среднего расстояния между частицами. Физики называют это «условно свободной дорогой» - среднее расстояние, которое молекула проходит после столкновения с одной и перед взаимодействием со следующей. Таким образом, плотная среда может передавать звуки с короткой длиной волны и наоборот.

Звуки с длинными волнами имеют частоты, которые ухо воспринимает как низкие тона. В газе со средней длиной свободного пробега, превышающей 17 м (20 Гц), звуковые волны будут слишком низкочастотными, чтобы человек смог их воспринять. Они называются инфразвуками. Если бы существовали инопланетяне с ушами, воспринимающими очень низкие ноты, они бы точно знали, слышны ли звуки в открытом космосе.

Песнь черной дыры

На расстоянии около 220 миллионов световых лет, в центре кластера из тысяч галактик, напевает самую низкую ноту, которую когда-либо слышала вселенная. На 57 октав ниже средней «до», что примерно на миллион миллиардов раз глубже, чем звук той частоты, которую человек может услышать.

Самый глубокий звук, который возможно уловить людям, имеет цикл около одного колебания каждые 1/20 секунды. У черной дыры в созвездии Персея цикл составляет около одного колебания каждые 10 миллионов лет.

Это стало известно в 2003 году, когда космический телескоп NASA «Чандра» обнаружил нечто в газе, заполняющем кластер Персея: концентрированные кольца света и темноты, похожие на рябь в пруду. Астрофизики говорят, что это следы невероятно низкочастотных звуковых волн. Более яркие - это вершины волн, где наибольшее давление на газ. Кольца темнее - это впадины, где давление ниже.

Звук, который можно увидеть

Горячий, намагниченный газ вращается вокруг черной дыры, похожий на воду, циркулирующую вокруг слива. Двигаясь, он создает мощное электромагнитное поле. Достаточно сильное, чтобы ускорить газ возле края черной дыры практически до скорости света, превращая его в огромные всплески, называемые релятивистскими струями. Они вынуждают газ повернуть на своем пути в сторону, и это воздействие вызывает жуткие звуки из космоса.

Они переносятся через кластер Персея в течение сотен тысяч световых лет от своего источника, но звук может путешествовать только до тех пор, пока достаточно газа для его перевозки. Поэтому он останавливается на краю газового облака, заполняющего Персея. Это значит, что невозможно услышать его звук на Земле. Можно увидеть только влияние на газовое облако. Это выглядит так, как если смотреть через пространство на звукоизолированную камеру.

Странная планета

Наша планета издает глубокий стон каждый раз, когда двигается ее кора. Тогда не остается сомнений: распространяются ли звуки в космосе. Землетрясение может создавать вибрации в атмосфере с частотой от одного до пяти Гц. Если оно достаточно сильное, то может посылать инфразвуковые волны через атмосферу в открытый космос.

Конечно, нет четкой границы, где атмосфера Земли заканчивается и начинается космос. Воздух просто постепенно становится тоньше, пока в конце концов не исчезает вовсе. От 80 до 550 километров над поверхностью Земли длина свободного пробега молекулы составляет около километра. Это означает, что воздух на этой высоте примерно в 59 раз тоньше такого, при котором была бы возможность слышать звук. Он способен лишь переносить длинные инфразвуковые волны.

Когда в марте 2011 года землетрясение магнитудой 9.0 потрясло северо-восточное побережье Японии, сейсмографы во всем мире зафиксировали, как его волны проходили сквозь Землю, а вибрации вызывали низкочастотные колебания в атмосфере. Эти вибрации прошли весь путь до того места, где корабль (Gravity Field) и стационарный спутник Ocean Circulation Explorer (GOCE) сравнивает гравитацию Земли на низкой орбите с отметкой 270 километров над поверхностью. И спутнику удалось записать эти звуковые волны.

GOCE обладает очень чувствительными акселерометрами на борту, которые управляют ионным двигателем. Это помогает поддерживать спутник на стабильной орбите. 2011 года акселерометры GOCE обнаружили вертикальное смещение в очень тонкой атмосфере вокруг спутника, а также волнообразные сдвиги в давлении воздуха, в момент распространения звуковых волн от землетрясения. Двигатели спутника скорректировали смещение и сохранили данные, которые стали подобием записи инфразвука землетрясения.

Эта запись была засекречена в данных о спутнике до тех пор, пока группа ученых, возглавляемая Рафаэлем Ф. Гарсией, не опубликовала этот документ.

Первый звук во вселенной

Если бы была возможность вернуться в прошлое, примерно в первые 760 000 лет после Большого Взрыва, можно было бы узнать, есть ли в космосе звук. В это время Вселенная была настолько плотной, что звуковые волны могли свободно распространяться.

Примерно тогда же первые фотоны начинали путешествовать в космосе в качестве света. После всё наконец охладилось настолько, чтобы конденсировались в атомы. До того, как произошло охлаждение, Вселенная была заполнена заряженными частицами - протонами и электронами - которые поглощали или рассеивали фотоны, частицы, составляющие свет.

Сегодня он достигает Земли как слабое свечение микроволнового фона, видимое только очень чувствительными радиотелескопами. Физики называют это реликтовым излучением. Это самый старый свет во вселенной. Он отвечает на вопрос, есть ли звук в космосе. Реликтовое излучение содержит запись древнейшей музыки вселенной.

Свет в помощь

Как свет помогает узнать, есть ли звук в космосе? Звуковые волны проходят сквозь воздух (или межзвездный газ) как колебания давления. Когда газ сжимается, становится жарче. В космических масштабах это явление настолько интенсивно, что образуются звезды. А когда газ расширяется, он остывает. Звуковые волны, распространяющиеся по ранней вселенной, вызывали слабые колебания давления в газовой среде, что, в свою очередь, оставляло слабые сбои температуры, отраженные в космическом микроволновом фоне.

Используя температурные изменения, физику Университета Вашингтона Джону Крамеру удалось восстановить эти жуткие звуки из космоса - музыку расширяющейся вселенной. Он умножил частоту в 10 26 раз, чтобы человеческие уши смогли его услышать.

Так что никто действительно не услышит крика в космосе, но останутся звуковые волны, движущиеся сквозь облака межзвездного газа либо в разреженных лучах внешней атмосферы Земли.

Вопрос: стоит ли покупать звуковую карту, если во втроенной звуковухе
есть оптический привод. Если передача через оптику, есть разница со
втроенной звуковухи, или с отдельной, крутой звуковой карты?
Ваш вопрос нужно разделить на две категории: программно-аппаратную и собственно качество звука.

1. Программно-аппаратная часть:

Если речь не идет о встроенных софтовых кодеках стандарта АС97 и HDaudio, то звуковая карта в ПК необходима в основном для реализации многочисленных звуковых алгоритмов вроде ЕАХ (компании Creative к примеру), добавляющих реализма, объема, учитывающих в реальном времени характеристики визуального окружения и корректирующие соответствующие им звуковые параметры. Например вы идете в какой-нибудь страшилке по коридору и звук соответствует характеристикам отражения от бетонных стен, буквально гуляет и осязаем. Затем выходите в большой зал и тут-же изменяется реверберация, смещаются характеристики эквализации и т.д. и т.п. Это не так заметно, как визуальные эффекты, но в играх с качественной звуковой дорожкой добавляет существенную долю драматизма. Специализированные игровые аудиокарты обрабатывают все эти эффекты на аппаратном уровне чипами типа EMU10K, EMU20K и т.п., освобождая CPU от дополнительных расчетов эффектов. Если игровой движок не обнаруживает такого девайса в вашем ПК, то выставляет упрощенную схему звуковых эффектов, которая может как и не отличаться по фактическим параметрам от EAX, так и сильно ей уступать. Решать надо-ли оно - Вам самому, хотя можно выводить звук в играх ч\з ЗК, а музыку ч\з внешний USB ЦАП, переключая в диспетчере звуковых устройств или прямо в софтовом проигрывателе (у некоторых есть такая возможность);

2. Качество звука. Современные топовые (и дорогие) ИГРОВЫЕ звуковые карты (есть еще категория профессиональных звуковых карт типа тех, что выпускают LYNX, M-AUDIO и т.п.) в принципе на музыкальном материале звучат на уровне дешевых внешних USB ЦАПов. В какой-то степени их спасают драйверы ASIO, если таковые есть для вашей модели звуковой карты, пускающие аудиопоток в обход программной мясорубки Windows (Asio4all - программный костыль, не решающий этой проблемы). Что касается вывода звука ч\з устаревшие оптические интерфейсы SPDIF (сонни-филипс интерфейс), TOSLINK (тошиба линк) и т.п., то единственное их преимущество - ограниченность и законченность любых вариантов. Как-бы правильнее это описать: "Вы можете купить продвинутый кухонный комбайн с кучей примочек и регулировок для пользования которыми необходимо как минимум понимание процесса, а можете все загрузить в одну чашку и нажать одну кнопку, где ножи покромсают ваши овощи в некую гарантированную массу, но о всяких аккуратных "кубиках", "соломке" можете сразу забыть". Фактически эти интерфейсы представляют из себя кондовый вариант подключения, гарантирующий, что до ЦАП дойдет цифровой поток, а количество потерь "по пути" будет сведено к минимуму. Этот тип подключения используется уже десятилетиями, все возможные проблемы решены уже давно и в общем он проще и дешевле в реализации. С ЦАП устаревшей конструкции или в ЦАП, где производитель сэкономил на качественном USB приемнике этот тип подключения иногда показывает лучший результат. Но есть очень большое НО: скорость этих оптических интерфейсов сильно ограничена и ни о каком DSD или серьезном хайрезе речь можно даже не вести (обычно скорость ограничена 24 бит 48 кГц). USB подключение имеет множество возможностей реализации, это тема на большую отдельную статью, на ПК с ОС Windows требует как минимум понимания процесса и некоторых действий пользователя по программной настройке интерфейса ПК-USB ЦАП для обеспечения т.н. качества передачи бит-в-бит (на некоторых ЦАП даже есть специальная индикация подтверждения достижения этого режима передачи). Немаловажно какой USB приемник установлен в ЦАП и от него зависит количество "выпадений" цифровых фрагментов по пути. Фишка в том, что именно аудио поток по USB передается в устаревшем формате PCM, в котором напрочь отсутствуют такие продвинутые фишки, как передача данных путем транзакции, передача контрольных сумм пакетов данных и т.п., а потому в данном случае есть смысл как в качественных USB приемниках, так и в качественных кабелях, способах реализации передачи данных (например у топовых материнских плат есть специализированные USB выходы для подключения к внешним ЦАП, в которых ОТКЛЮЧЕНА линия подачи эл. питания +5 Вольт, а размах сигнала логического ноля и единицы увеличен (фактически ноль и единица в USB отличаются лишь напряжением)). Что касается конкретно микросхем ЦАП, то на них стоит обращать внимание в самую последнюю очередь! Не важно стоит в вашем устройстве дешевая вольфсон WM8741 или топовая микросхема от Асахи Касеи, важна в первую очередь реализация и окружение, которые и характеризуют конечный саунд на 90%. Когда пишут о крутых ЦАП и о том, что "дешевка" A выдает жалкое соотношение сигнал\шум 107 Дб, а продвинутый ЦАП Б выдает аж 120 Дб, становится смешно, поскольку в большинстве цифровых мастеров все, что лежит ниже уровня 40 Дб попросту кастрировано! Т.е. в этой области вообще нет никакой музыкальной информации. Конечно это не касается качественных хайрезов сделанных с аналоговых носителей на качественном железе прямыми руками, но такие еще поискать надо. Конкретно Cambridge CXA80 достойный аппарат, звучащий в привычной интеллигентной "британской манере" (хотя это заблуждение и т.н. "британского звука" тоже много и самого разного), подразумевающей в общем понимании тембральную точность, максимально приближенную к звучанию оригинала, хорошие пространственные характеристики, обеспечиваемые качественной схемотехникой, приемлемые динамические и ритмические показатели. Cambridge и Arcam эдакие универсалы на "все времена", которые может и не будут вызывать каждой фонограммой бурю эмоций, но наслаждение от прослушивания доставят. USB ЦАП в этом усилке построен на чипе WM8740, который лет 10-15 назад был одним из самых массовых и получил много хороших отзывов (ИМХО заслуженных) в силу нейтральности, отсутствия цифровой резкости, к тому-же он в этом усилителе реализован как минимум по-человечески, а не как бедный родственник, которого только на похороны приглашают. Т.е. в сетапе на основе этого усилка он вполне пригоден для подключения и адекватен уровню аппаратуры. Хотите больше эмоций и драйва, меньшую универсальность - смотрите в строну Atoll 100SE. В нем нет ни ЦАП, ни фонокорректора, ни регуляторов тембра, но за свою цену это один из самых лучших по звуку усилителей на рынке. Можете поискать YBA - тоже отличные аппараты. Опять-же есть достойные конкуренты в лице Rega Elex, Naim 5si (я бы посоветовал Micromega, но цена на них сейчас просто какая-то больная на всю голову). Короче выбор довольно обширен. Из "япошек" можно обратить внимание на неплохой Denon 1520.

Звуковая волна представляет собой области повышенного и пониженного давления, воспринимающиеся нашими слуховыми органами. Эти волны могут проходить сквозь твердые, жидкие и газообразные среды. А значит, они легко проходят сквозь человеческое тело. Теоретически, если давление звуковой волны будет слишком высокое, она сможет убить человека.

Любая звуковая волна имеет свою определенную частоту. Человеческое ухо способно слышать звуковые волны частотой от 20 до 20 000 Гц. Уровень же интенсивности звука можно выразить в дБ (децибелах). Например, уровень интенсивности звука работы отбойного молотка составляет 120 дБ – стоящий рядом человек получит не самые приятные ощущения от страшного грохота в ушах. Но если сесть напротив колонки, играющей с частотой 19 Гц и установить интенсивность звука на 120 дБ, то мы ничего не услышим. Но звуковые волны и вибрации все будут воздействовать на нас. А через некоторое время вы и вовсе начнете испытывать различные видения и видеть фантомов. Все дело в том, что 19 гЦ – резонансная частота для нашего глазного яблока.

Это интересно: о том, что именно 19 гЦ – резонансная частота для нашего глазного яблока, ученые узнали при довольно интересных обстоятельствах. Американские астронавты при подъеме на орбиту жаловались на периодически возникающие видения. Подробные исследования феномена показали, что частота работы двигателей первой ступени ракеты совпадает с частотой работы глазного яблока человека. При необходимой интенсивности звука и возникают странные видения.

Звук частотой ниже 20 гЦ называют инфразвуком. Инфразвук может быть чрезвычайно опасен для живых существ, так как с инфразвуковыми частотами работают органы в организме человека и животных. Наложение определенных инфразвуковых частот друг на друга с необходимой интенсивностью звука вызовет сбои в работы сердца, зрения, нервной системы или мозга. Например, при воздействии на крыс инфразвуком 8 Гц 120 дБ вызывает у них повреждение мозга [wiki ] . При увеличении интенсивности до 180 дБ и сохранения частоты в 8 гЦ уже человек почувствует себя не лучшим образом – дыхание замедлится и станет прерывистым. Длительное воздействие таких звуковых волн вызовет смерть.

Это интересно: рекорд по самой громкой звуковой автомобильной системе принадлежит двум инженерам из Бразилии – Ричарду Кларку и Дэвиду Навоне, сумевшим установить в машине сабвуфер с теоретической громкостью звука в 180 дБ. Стоит ли говорить, что не следует использовать эту систему на полную мощность?

Во время испытаний сабвувер, приводящийся в движение при помощи электродвигателей и коленчатого вала, достиг интенсивности звука в 168 дБ и сломался. После данного происшествия систему решили не ремонтировать.