Почему в центре не работает gps. Почему Кремль во Внукове: Григорий Бакунов о московской беде GPS

О проблеме стало известно этим летом. Сначала на Красной площади и прилегающих территориях владельцам GPS-навигаторов показывало, что они находятся в аэропорту Домодедово, недавно навигаторы начали показывать аэропорт Внуково.

"Сегодняшнее утро я потратил на то, чтобы разобраться в странной и неприятной ситуации с GPS в Москве. В районе Кремля (и некоторых других) иногда возникают аномалии, которые заставляют все устройства с GPS думать, что они во Внуково. Аномалии эти возникают с июня и появляются без какой-либо системы. Есть простое объяснение: это спуфинг (попросту подмена) GPS. О гипотезах "зачем" мы поговорим чуть позднее. Дисклеймер: я не профессионал ни в GPS, ни в спуфинге, ни в журналистике, но я регулярно страдаю от сломанного сигнала GPS. Так как об этом все еще не написали профессионалы и мобильные аналитики, мне пришлось попытаться разобраться в происходящем самому.

Что я, собственно, сделал: я взял с собой несколько разных GPS и GLONASS приемников, анализатор частот и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра. Кстати, 3 часа рассекать по городу на сигвее при температуре порядка 2 градусов цельсия - то еще удовольствие.

Следующим постом будет картинка, на ней красные области - зона покрытия "ложным" сигналом (чем краснее - тем сильнее сигнал), синим - замеры на направление источника сигнала, а желтая звездочка - моя гипотеза о том, где же именно в момент замеров находился источник.

Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это "гражданский" диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации. Подробности о GPS читайте в Википедии.

Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. Скорее всего один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже.

Обратите внимание, зона покрытия передатчика очень некруглая. Обычно это значит, что часть сигнала отражается и перекрывается зданиями вокруг. В силу этого "пятно зшумления" простирается от Солянки до ХХС и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной.

Я также пытался понять более точное расположение источника сигнала. Очевидно, что это не спутник:) Точное расположение передатчика конечно же не было моей целью, но на картинке хорошо видно, где его можно поискать

Интересно то, что подмененный сигнал "пересылает" в центр аэропорта Внуково. Можно придумать много конспиративных теорий, почему именно туда. Самая популярная среди меня версия - борьба с видео-дронами DJI и им подобными. Во всех современных серийных дронах есть GPS и карта зон, где полеты запрещены. К таким зонам относятся все аэропорты мира. Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно.

Другая теория - использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и Аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы. И в эту версию я тоже верю, конечно.

Еще одна загадка - почему подмена сигнала то включается, то выключается. Ответа у меня нет, единственное, что я могу придумать - систему еще только разрабатывают и внедряют. Или есть какие-то события, которые инициируют временное включение "глушилки".

Итого: где-то в районе Кремля установлено стационарное или передвижное устройство, задача которого - иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских.

В силу частотных характеристик сигнал довольно быстро затухает, и для разных устройств количество искажений разное. Скажем, андроидные устройства страдают чуть меньше айфонов, так как они реже используют геолокацию по GPS. Обычно данные о GPS они получают по wifi и триангуляции базовых станций. Но, безусловно, проблемы при навигации это создает всем. Страдают пользователи всех приложений с навигацией, страдает качество прогнозов и пробок. У всех поставщиков информации о заторах в районе Кремля регулярно образуется некоторая каша.

Что можно сделать, чтобы временно не страдать? Если у вас Андроид - выключить GPS. Если у вас iOS - смириться. Если у вас дрон от известных производителей - летать в других местах".

Новое «обострение» странного недомогания автомобильных навигаторов в машинах и гаджетах вновь наблюдается в центре столицы сейчас. Навигационные устройства разных марок и моделей, работающих на базе разных операционных системам, в окрестностях начинают массово «путаться в показаниях». Происходит это примерно по такому сценарию: стоите вы в вялотекущем заторе на Кремлевской набережной. Бросаете взгляд на экран бортовой навигационной системы или смартфона, закрепленного в кронштейне, и удивляетесь: оказывается, электроника считает, будто вы с ней вдруг очутились в районе аэропорта «Домодедово» или «Внуково». На худой случай — в Лужниках.

— Скорее всего, в районе спецслужбы применяют метод подмены сигнала спутниковых навигационных систем. Грубо говоря, излучается практически такой же сигнал, как со спутников, но слегка измененный и гораздо более мощный. Это, кстати, объясняет, почему автонавигаторы вблизи Кремля якобы оказываются в одних и тех же точках — в аэропортах. Выбор таких координат для дезинформирования GPS- и ГЛОНАСС-премников дает основание предположить, что это делается для борьбы со всевозможными гражданскими беспилотными летательными аппаратами. Дело в том, что многие из них оснащены GPS-модулями для автоматического возврата в точку старта — на случае потери связи с оператором. Вот их и отправляют с помощью подмены сигнала — в «мозгах» обычно дронов заложен запрет на полеты в зоне аэропортов", — прокомментировал нам ситуацию на условиях анонимности бывший офицер подразделения радиоэлектронной борьбы.

Зачем кому-то требуется разгонять гражданские беспилотники над Кремлем тоже понятно. Видимо, охране не нравится, когда за президентом или за какими-нибудь «спецмероприятиями» на территории Кремля с помощью дронов могут подглядывать не только представители чуждых спецслужб, но и вообще все кому не лень. С другой стороны, любой желающий за вполне бюджетные деньги может приобрести квадрокоптер в районе 1−2 килограмма. Для опытного человека соорудить взрывное дистанционно-управляемое устройство весом в килограмм и подвесить его к дрону проблем не составит. Дальше объяснять, думается, не нужно.

В пользу последней версии говорит также то, что странности с GPS-ориентированием наблюдались, например, в окрестностях ВДНХ, когда летом прошлого года Владимир Путин приезжал туда полюбоваться новеньким океанариумом. Подобные проблемы знакомы и обитателям окрестностей Усово на шоссе в Подмосковье, поскольку поблизости расположена резиденция «Ново-Огарево». Безопасность первых лиц государства — это замечательно, но грозит неприятностями для граждан. Дело не только в проблемах с вызовом таксомотора в точку на карте мобильного приложения. Машины экстренных служб оборудованы ГЛОНАСС-трекерами, позволяющими диспетчеру видеть их положение и оперативно направлять по вызову. Получается, что обман «навигатора» скорой помощи может привести к опозданию врачей к умирающему пациенту или чему-то подобному. Но это ведь ерунда, главное — вражеские дроны не пройдут!

Ранее радиостанция «Говорит Москва» сообщала, что пользователи «Яндекс. Навигатора» жалуются на ошибочное определение местоположения: навигаторы «перемещают» москвичей от Кремля во Внуково.

Радиостанция проверила другие приложения, включая «Google Карты» и Apple Maps. Они выдавали ту же ошибку, перемещая пользователей во Внуково.

Позже блогер Григорий Бакунов , известный как Bobuk, опубликовал объяснение навигационной аномалии.

По его словам, причина сбоя - спуфинг (подмена) GPS.

Используя несколько разных GPS и GLONASS приемников, Бакунов проанализировал частоты в районе Кремля в отрезок времени с 9 до 12 утра.

Его исследование показало, что «где-то внутри Кремля стоит, а возможно и передвигается мощный передатчик, который имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5».

Блогер поясняет, что частота L1 — это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации.

«Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства — ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже», - пишет Бакунов.

Из-за того, что сигнал отражается и перекрывается окружающими зданиями, «пятно зашумления» простирается от Солянки до Храма Христа Спасителя и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной.

Исследователь указывает, что, очевидно, источник сигнала - не спутник, а его местоположение можно увидеть на представленной схеме.

Ранее пользователи соцсетей выдвигали теорию о «глушилках» на территории Кремля, которые меняют геолокацию на «Внуково» для того, чтобы там не могли подняться в воздух дроны. Поясним: в схемах видео-дронов стандартно «прошиты» координаты мест, где полёты запрещены. В число таких зон входят все мировые аэропорты.

Исследователь также указывает, что для разных устройств количество искажений геолокации разное.

«Скажем, андроидные устройства страдают чуть меньше айфонов, так как они реже используют геолокацию по GPS. Обычно данные о GPS они получают по Wi-Fi и триангуляции базовых станций», - пишет Бакунов.

Добавим, что в силу частотных характеристик сигнал довольно быстро затухает, а «подмена» сигнала то включается, то выключается. Однако и это создаёт проблемы с навигацией, и как следствие - страдает качество прогнозах о пробках в центральном районе Москвы.

Начиная с лета 2016 года владельцы устройств со встроенными GPS приемниками начали жаловаться на некорректное определение позиционирования в некоторых точках Москвы. Наиболее распространена и заметна эта проблема у пользователей Яндекс.Навигатора, поскольку с ним работают таксисты и просто водители. Впрочем, затронуты также все прочие картографические приложения, а также сервисы и игры, работа которых основана на геолокации. Проблема заключается в том, что после приближения к определенным местам города пользватель внезапно оказывается в аэропорту Внуково, а реже - в Домодедово. Такой сбой в работе геолокационных служб нельзя назвать критичным и блокирующим работу навигационных приложений, однако приятного все-таки мало. Чаще всего жалобы поступают на аномальное поведение смартфонов возле Кремля, реже у других важных государтсвенных учреждений. В конце концов, разобраться с этой проблемой и выстроить теории о возможных причинах решили директор по развитию технологий в Яндекс и ведущий подкаста «Радио-Т» Григорий Бакунов, известный под ником Bobuk, а также Дмитрий Дружбин, основатель компании The CLU.

«Аномалии эти возникают с июня и появляются без какой-либо системы» - начинает свой рассказ Григорий - «Есть простое объяснение: это спуфинг (попросту подмена) GPS». Чтобы проверить эту версию Григорий Бакунов отправился в центр Москвы к Кремлю, вооружившись несколькими разными GPS и GLONASS приемниками и анализатором частот. Красные области на картинке ниже - предполагаемая зона покрытия «ложным» сигналом, синие полосы - замеры на направление источника сигнала, а желтая звездочка - гипотеза о том, где же именно в момент замеров находился источник.

Григорий Бакунов (полный текст ):

Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации. Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже.

Интересно то, что подмененный сигнал «пересылает» в центр аэропорта «Внуково». Можно придумать много конспиративных теорий, почему именно туда. Самая популярная среди меня версия - борьба с видео-дронами DJI и им подобными. Во всех современных серийных дронах есть GPS и карта зон, где полеты запрещены. К таким зонам относятся все аэропорты мира. Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами, подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно. Другая теория - использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и Аэропорты. Как вы понимаете, «Внуково» - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы. И в эту версию я тоже верю, конечно.

Итого: где-то в районе Кремля установлено стационарное или передвижное устройство, задача которого - иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских.


Дмитрий Дружбин, в свою очередь, поделился мнением о проблеме после того, как во время обычной поездки по Хамовникам навигатор в очередной раз отправил его в московский аэропорт, в самый его центр. Дмитрий подтверждает, что проблема лежит вовсе не на уровне отдельных приложений. В момент сбоя само устройство и его операционная система уверены, что пользователь находится во Внуково или Домодедово. Можно подумать, что причина сбоя лежит в мобильных операторах, которые в рамках технологии Assisted GPS предоставляют устройствам список спутников, по которым должно осуществляется позиционирование. Однако понимание работы AGPS рушит эту теорию на корню - во многих мобильных устройствах для навигации используется сразу несколько различных технологий, к тому же при попадании «в аэропорт» отметка на карте находится строго в одном месте и не движется, что говорит об очень высокой точности и силе сигнала. Более правдоподобная версия заключается о том, что ФСБ подменяет сигнал GPS при помощи мощного передатчика, что согласуется с версией Григория Бакунова. Однако теорию «дефолтных значений» Дмитрий отвергает. Дело в том, что из разных районов Москвы (Росатом на Полянке, Академия генштаба в Хамовниках, Кремль) ложный сигнал отправляет пользователей не только во Внуково, но также в Домодедово.

Дмитрий Дружбин (

Телепортация из Кремля во Внуково: почему GPS-навигация в центре Москвы работает со сбоями

Жители Москвы обратили внимание на сбои в работе GPS-навигации: при приближении к Кремлю некоторые устройства либо теряли связь со спутником, либо показывали, что их владельцы находятся в Московской области, преимущественно во Внуково. Странное поведение GPS вызывает трудности у водителей, клиентов такси, бегунов и фанатов игры Pokemon Go. В социальных сетях предполагают, что ответственные за охрану президента службы умышленно устраивают помехи возле Кремля. «Медуза» рассказывает, что известно о странных сбоях навигации.

Сбои GPS-навигации в центре Москвы начались летом 2016 года. Первые сообщения о неполадках появились в социальных сетях. Некоторые владельцы устройств сообщали о полном затухании сигнала, а другие говорили , что навигатор определяет их местоположение в нескольких десятках километров от реального - часто во Внуково или Домодедово. Как правило, GPS выходил из строя в окрестностях Кремля. Сбои продолжались от нескольких минут до нескольких часов в день. С тех пор на странную работу навигаторов жаловались достаточно часто. Например, участники Московского марафона, прошедшего 25 сентября 2016 года рассказывали , что у них «отрубился трекер».

Источник «Медузы» в крупной телекоммуникационной компании, анализировавший ситуацию с GPS, сообщил, что первые сбои были зафиксированы 22 июня 2016 года.

Вокруг Кремля второй раз за день не работает gps. Даже с выключенным wi-fi и сетью перекидывает во Внуково!
Как это? pic.twitter.com/QZi9dC7uKp

Сбои повторяются в среднем каждые десять дней. Об этом рассказал источник «Медузы» в телекоммуникационной компании. «Но бывает, что два дня подряд телепортирует. А бывает, что таких проблем не возникает долго - например, в августе был перерыв. „Телепорт“ обычно длится два-три часа, обычно во второй половине дня - в 15:00–16:00. Потом все восстанавливается», - рассказал собеседник «Медузы».

Он уточнил, что чаще всего сбои возникают в пределах Бульварного кольца (то есть не только в окрестностях Кремля), но в отдельные дни могут происходить и на юго-западных участках Третьего транспортного кольца (от пересечения с Варшавским шоссе до Шмитовского проезда). По словам источника, с техническими трудностями сталкиваются до 3% пользователей картографических сервисов.

Неполадки возникают и с GPS, и с ГЛОНАСС. Собеседник «Медузы» говорит, что сбои случается на самых разных моделях мобильных устройств. От системы навигации - GPS или ГЛОНАСС - тоже ничего не зависит.

Сбои навигации доставляют много разных неудобств. Люди, которые совершают пробежки в центре Москвы, жалуются, что из-за сбоев не могут отслеживать результаты своих занятий.

Вот так вблизи Кремля искажается сигнал GPS. А бежал вообще по набережным, сначала с одной стороны реки, потом - с другой.pic.twitter.com/jBdtpyO7Vi

Mamaev Alexander (@alxmamaev) July 14, 2016
Трудности в работе возникают и у водителей такси. «Вез вчера девушек с Таганки до Охотного за 199 р. Около Кремля глюканул GPS. Начал капать межгород. Оба гаджета считали, что мы во Внуково (!)», - пишет в твиттере один из таксистов.

В пресс-службе российского отделения такси-сервиса Uber «Медузе» сообщили, что компании известно об этих сбоях. «В случае такой ошибки клиент обращается в службу поддержки, которая делает ему пересчет. Проблема не носит массовый характер, никаких особых трудностей она нам не создала», - сообщила «Медузе» сотрудница пресс-службы Евгения Шипова. О причинах проблем с GPS Шипова не знает.

Лучше всего в сбоях разобрался директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов. 19 октября он рассказал в своем телеграм-канале, как попытался разобраться в причинах сбоев:

«Я взял с собой несколько разных GPS- и ГЛОНАСС-приемников, анализатор частот - и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра».



Григорий Бакунов
Программист предположил, что на территории Кремля находится источник радиоволн, который с помощью специальных программно-аппаратных комплексов имитирует работу спутника навигационных систем и отправляет сигналы на частотах, которые чаще всего используют бытовые навигаторы. Сделав замеры на направление источника сигнала (синие области на карте) в разных точках вокруг Кремля, Бакунов предположил, где конкретно может находиться «глушилка» (на карте обозначено звездой).

«Телепортация» во Внуково, по мнению Бакунова, связана с необходимостью задавать конкретные поддельные координаты, которые устройство будет сообщать навигатору: «Их можно ввести напрямую или выбрать из списка, который предлагает производитель. Так сложилось, что в списке для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», - пояснил Бакунов (Домодедово, очевидно, также находится в начале списка).

Самая популярная версия о причине сбоев - помехи спецслужб. Точного ответа на вопрос о том, из-за чего возле Кремля возникают трудности с навигацией, у нас нет. Многие считают, что службы вроде ФСО умышленно «глушат» GPS-навигацию - из соображений безопасности президента. Блогер Илья Варламов предположил, что это делается для того, чтобы пресечь полеты дронов с камерами над Кремлем: «Прямо за Петровской башней находится вертолетная площадка, которой регулярно пользуется Путин. Современные бытовые беспилотники без GPS обычно не летают. Кроме того, когда вы подойдете к Кремлю, то вас перекинет в Домодедово или Внуково. В большинстве современных дронов есть запрет на взлет около аэропортов, и он просто не взлетит в этой зоне».

Опрошенные «Медузой» специалисты по информационной безопасности отказались комментировать ситуацию. Один из них в разговоре с корреспондентом издания заявил: «Кто знает [в чем дело], тебе не скажет, а кто не знает - будет лапшу на уши вешать. И не надо поднимать этот вопрос». В пресс-службе Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе ГЛОНАСС также отказались дать оперативный комментарий. Связаться с пресс-службой ФСО «Медузе» не удалось.