Авто без эра глонасс. Эра глонасс на автомобили с пробегом. Могу ли я получить помощь при нападении на машину

Для обеспечения оперативной работы экстренных служб на российских автодорогах создана государственная система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Эта система реагирования на аварии и прочие чрезвычайные ситуации предназначена для быстрой передачи информации. Ведь от того, как быстро на месте происшествия окажутся врачи или пожарные, могут зависеть человеческие жизни.

Принцип действия системы

Для того чтобы оперативные службы быстро получили информацию о чрезвычайной ситуации, в автомобиле должна быть установлен терминал «ЭРА-ГЛОНАСС». Он представляет собой, по сути, простейший сотовый телефон, снабженный датчиками, и запрограммированный на единственный номер – службы «ЭРА-ГЛОНАСС».

При ДТП датчики удара и положения автомобиля срабатывают (устройство должно распознать задний удар, удар спереди и боковое столкновение), и терминал автоматически производит экстренный вызов через сеть GPRS, как обычный мобильный телефон. Для этих целей выделен диапазон кодов 941-949.

Сигнал передается через любого мобильного оператора, чей сигнал будет самым мощным. Расположенная на устройстве кнопка «SOS» дает возможность сделать это и вручную.

Подаваемый сигнал закодирован и содержит следующую информацию:

  • координаты автомобиля;
  • VIN автомобиля;
  • время вызова;
  • степень тяжести аварии.

Этот сигнал поступает в контакт-центр системы, где оператор вручную отсеивает ложные вызовы. Для этого он связывается с автомобилем, и если водитель или пассажиры не отвечают или просят помощи, то передает информацию в единый центр спасения. Там специалисты МЧС определяют, какие экстренные службы требуется выслать на место происшествия и координируют в дальнейшем их работу.

Для автомобилиста использование «ЭРА-ГЛОНАСС» не стоит ни копейки, финансирование всех работ по ее функционированию берет на себя государство.

Что включает в себя терминал

К основным компонентам, которые должны входить в состав терминала, техрегламент Таможенного союза относит следующие:

  • приемник навигационных сигналов (ГЛОНАСС и GPS);
  • коммуникационный модем GSM;
  • блок ручного экстренного вызова;
  • тональный модем;
  • микрофон и громкоговоритель;
  • блок связи;
  • датчик ДТП;
  • блок индикаторов;
  • антенна;
  • аккумулятор.


То, как эти устройства расположены в автомобиле, определяет его производитель. Если терминал выпускается как устройство для самостоятельной установки, то все они могут быть выполнены в одном корпусе – это техрегламентом не определяется.

Такие автономные блоки можно приобрести и установить в сертифицированном центре.

В каких автомобилях должна стоять система

Техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) устанавливает, что с 1 января 2017 года весь транспорт категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, выпускаемый в обращение в странах Таможенного союза, должен оборудоваться системой «ЭРА-ГЛОНАСС».


В этой фразе нужно обратить внимание на слова «выпускаемый в обращение». Они означают, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» должна стоять не только на произведенных в стране машинах, но и в каждом ввозимом автомобиле, независимо от того, кто его ввозит – официальный импортер, небольшая фирма или частное лицо. Ввезенный из-за границы автомобиль считается выпущенным в обращение, если он ранее не был в стране и ввозится на срок более полугода.

Запрет ввоза автомобиля без «ЭРА-ГЛОНАСС»

Запрета на ввоз автомобиля без «ЭРА-ГЛОНАСС» на самом деле нет. Ввезти в страну можно любой автомобиль. А вот успешно эксплуатировать возможно далеко не каждый. Для россиянина выпуск автомобиля в обращение означает выдачу на него ПТС. Таможня, действуя в соответствии с Техрегламентом Таможенного союза, ПТС на автомобиль без системы не выдаст. Дело в том, что с начала 2017 года в раздел «Особые отметки» ПТС обязательно вносится информация о наличии модуля вызова экстренных служб. Без такой отметки он уже не выдается.

Пока на ввезенном в страну после 1 января 2017 г авто не будет стоять терминал системы, эксплуатировать его нельзя – без ПТС машину невозможно поставить на учет и получить номера. Не получится его и продать – без заполненного ПТС это сделать невозможно.

То есть тот, кто приобретает такой автомобиль, будет вынужден увезти его на эвакуаторе, и решать вопрос об установке терминала самостоятельно.

Установка «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанный автомобиль


После введения в начале года запрета на эксплуатации машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» в таможенных терминалах страны начали скапливаться подержанные автомобили, владельцы которых не могли их забрать. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Приморье, где, в отличие от Центральной России, подержанных автомобилей ввозится очень много, и за январь и февраль 2017 года скопилось более полутора тысяч машин.


АО «Глонасс» в конце марта 2017 запустило упрощенную схему установки терминалов на подержанные машины и определило уровень цен – 10-30 тысяч рублей с учетом установки. После определения перечня сертифицированных предприятий, которые будут заниматься установкой, цены будут уточнены.

По этой схеме автовладелец должен действовать следующим образом:

  1. Приобрести устройство с обязательством установить его в машину.
  2. Оператор системы вносит в нее VIN-номер, номер кузова автомобиля и номер устройства.
  3. Получить сертификат безопасности конструкции транспортного средства.
  4. Получить на таможне ПТС, пройдя все положенные процедуры.
  5. В сертифицированной мастерской в течении 10 дней установить терминал и зарегистрировать машину в ГИБДД.

Конструктивно терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» для самостоятельной установки в автомобиль проще, чем то устройство, которое устанавливается на заводе в новые машины. Если новое авто получает систему, реагирующую на ДТП и автоматически отправляющую сигнал бедствия, то в устройстве, устанавливаемом на подержанный автомобиль, такого функционала нет. В любом случае кнопку SOS придется нажимать самостоятельно. Зато владельцы подержанных автомобилей избавляются от необходимости проводить краш-тест и сертификацию.

Проверить работу временной упрощенной схемы решено в Приморье. Первая партия терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» поступает туда 4 апреля, а к установке приступят 14 апреля.

Какой аппарат можно приобрести

На официальном сайте «ЭРА-ГЛОНАСС» размещен список фирм производителей, сертифицировавших свою продукцию для использования в системе в качестве дополнительного устройства:

  • MetaSystem (Италия/Россия);
  • МКБ «Компас» (Россия);
  • ГК «СКАУТ» (Россия);
  • ЗАО «СантэлНавигация» (Россия);
  • ЗАО «ЕвроГард» Цезарь Сателлит (Россия);
  • ЗАО «ШТРИХМ»;
  • ООО «БЗЭТ» (Россия);
  • ООО «Импо Групп» (Россия);
  • ООО «НТЦ «Измеритель» (Россия);
  • ООО «ЕвроМобайл»;
  • ООО «ФортТелеком» Fort-Telecom LLC (Россия);
  • ООО «СервисПартнер» (Россия).

Нужен ли сертификат безопасности конструкции транспортного средства

Сертификат безопасности конструкции транспортного средства (БКТС) обязательно необходим, чтобы получить ПТС. Официальные импортеры получают БКТС в прежнем порядке, обращаясь в спецлабораторию для проведения краш-тестов автомобилей с установленными терминалами.

Для покупателей подержанных машин установлен временный порядок получения БКТС, по которому он обращается в лабораторию, имея при себе следующее:

  • паспорт устройства и обязательство установить его на машину;
  • подтверждение от оператора «ЭРАГЛОНАСС» о регистрации автомобиля и терминала в системе.

Краш-тесты, естественно, для него не проводятся, а сразу выдается сертификат.

Можно ли приобретать за границей автомобиль без «ЭРА-ГЛОНАСС»

Пока разработана только временная схема установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на подержанные автомобили. Сколько она продержится, как будет работать и не останется ли как все «временное» навсегда – неизвестно. В любом случае, после вмешательства федеральных чиновников дело сдвинулось с «мертвой точки», и началась установка терминалов на первые иномарки, поступившие из-за границы.

Из всей этой ситуации можно сделать вывод: пока в ближайшем доступе от вас или таможенных терминалов не будут находиться пункты оформления «ЭРА-ГЛОНАСС», работающие в соответствии с временным порядком, покупка подержанного автомобиля за границей повлечет серьезные проблемы с его оформлением.

Обязательная установка ЭРА ГЛОНАСС с 2018 на авто с пробегом стала одной из достаточно популярных «страшилок» для автовладельцев. После принятия в 2017 году законопроекта о спутниковой системе экстренного реагирования появились слухи о том, что с 1 января 2018 абсолютно все автомобили нужно будет оборудовать «тревожными кнопками» за свой счет.

На самом деле ситуация радикально отличается от той, которую рисуют автомобилистам недобросовестные новостные агентства. Чтобы понять, на какие автомобили установка ЭРА ГЛОНАСС в 2018 году является обязательной, а кому не следует пока беспокоиться, стоит изучить эту статью.

ЭРА ГЛОНАСС: основные сведения о системе

ЭРА ГЛОНАСС - это система, которая устанавливается на автомобиль с целью максимально быстрого и полного информирования экстренных служб о ДТП. Оборудование использует возможности спутниковых и мобильных сетей, что повышает надежность работы системы.

Устроен аппаратный комплекс довольно просто:

  • На автомобиль устанавливается терминал с навигационным модулем ГЛОНАСС и блоком для связи с мобильной сетью.
  • В салоне монтируется «тревожная кнопка» и микрофон с динамиком, обеспечивающие связь с диспетчером.
  • Если автомобиль комплектуется системой ЭРА ГЛОНАСС в заводских условиях, то помимо этих элементов на машину также ставятся датчики, определяющие удар либо переворот.

Высокая эффективность системы ЭРА ГЛОНАСС обеспечивается простой схемой функционирования:

  • Активируется оборудование либо при нажатии кнопки «SOS» водителем или кем-то из пассажиров, либо при срабатывании датчика ДТП.
  • На пульт диспетчера по мобильной сети передается информация о срабатывании системы. В сообщении об аварии уже содержатся сведения об автомобиле, а также координаты места происшествия, полученные со спутника ГЛОНАСС.
  • Диспетчер предпринимает попытку связаться с водителем в голосовом режиме. Если ДТП подтверждается, или попытки связаться не приносят результата, то на место происшествия отправляются службы спасения.

Все это дает возможность сократить время реагирования на ДТП, а также снизить травматизм и смертность на дорогах.

Правила установки ЭРА ГЛОНАСС в 2018 году

Существующие нормативные документы делают обязательным оснащение системой ЭРА ГЛОНАСС автомобилей некоторых категорий:

  • Всех новых машин, которые выпускаются в обращение на территории Таможенного Союза. Это касается как автомобилей, произведенных в РФ, так и новой техники, импортируемой из других государств. В любом случае, транспортное средство должно быть оснащено оборудованием для спутникового позиционирования и информирования экстренных служб о ДТП. Такие требования содержит п. 5 приложения 4 технического регламента ТС 018/2011.

Обратите внимание! Это касается новой техники, которая получает ОТТС с начала 2017 года. Поскольку действует этот документ не более 3 лет, то до 2019 года возможна продажа новых авто, срок действия ОТТС которых еще не истек.

  • Грузовых автомобилей (категория N), которые задействуются для перевозки опасных грузов, и автобусов разной вместимости (категории М2 и М3). Требование это стало актуальным после подписания Постановления Правительства РФ № 153 от 15.02.2018 и его вступления в силу 15.04.2018.
  • Автомобилей с пробегом (т.е. подержанных), приобретаемых за границей и ввозимых на территорию РФ. Установка навигационного оборудования и идентификация его в системе ЭРА ГЛОНАСС являются обязательными для получения СБКТС, которое, в свою очередь, требуется для таможенного оформления ввезённой техники.

В первом случае оснащение автомобиля средствами для спутниковой навигации и оповещения о ДТП ложится на плечи производителя либо импортера. Во втором и третьем случае оснащать машину придется ее владельцу - юридическому либо физическому лицу.

Что касается обязательной установки ЭРА ГЛОНАСС с 2018 на все авто с пробегом, то такого требования не содержит ни один из принятых нас сегодняшний день нормативных документов. Потому, если ваше авто не принадлежит ни к одной из трех перечисленных выше категорий, решение о целесообразности оснащения его «тревожной кнопкой» вы можете принимать самостоятельно.

Санкции за отсутствие ЭРА ГЛОНАСС

Штрафные санкции, которые налагаются при отсутствии установленной системы ЭРА ГЛОНАСС, затрагивают только автомобили, используемые при коммерческих перевозках.

Сумма штрафа составляет от 2,5 тыс. рублей для водителя, осуществляющего управление ТС, до 500 тыс. рублей для юридического лица, отвечающего за обеспечение соответствия техники действующим регламентам.

Штрафов для частных лиц, использующих автомобили в личных целях, не предусмотрено.

Изменения в ПДД: данные ЭРА ГЛОНАСС и европротокол

Одной из причин, по которой информация об обязательном монтаже ЭРА ГЛОНАСС начала активно распространяться, стали изменения, вступающие в действие с 1 января 2018 года (Федеральный закон №223-ФЗ). Эти изменения затрагивали процедуру оформления ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие может быть оформлено по «европротоколу» при:

  • Минимальной сумме ущерба (для пилотных Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области — 400 тыс. рублей, для остальных регионов - 150 тыс. рублей).
  • Отсутствии пострадавших
  • Автоматической передаче данных о ДТП из системы ЭРА-ГЛОНАСС в систему ОСАГО.

При этом использование «тревожной кнопки» хоть и облегчает анализ аварии, но не является обязательным.

Где можно установить систему?

Если нормативы, касающиеся обязательной установки ЭРА ГЛОНАСС с 2018 на авто с пробегом, затрагивают и вас, стоит позаботиться о приведении техники в соответствие с требованиями регламентов. Самостоятельно решить эту задачу не получится, поскольку оборудовать машину системой навигации и информирования можно только в специализированном сервисном центре:

  • Владелец машины приобретает терминал для установки в авто и оплачивает услуги по его монтажу и настройке.
  • После выполнения всех необходимых операций оборудование идентифицируется в системе.
  • ID-номер установленного устройства заносится в СБКТС: это свидетельство можно получить после прохождения машиной экспертизы в сертифицированной лаборатории.

Чтобы гарантировать качественный монтаж оборудования и правильное оформление всех документов, стоит доверять выполнение работ специалистам только сертифицированных сервисных центров. В этом случае вы можете получить все необходимые консультации по подбору и использованию навигационного оборудования, а также сэкономите время на оснащение техники.

Немаловажным будет и то, что большой опыт установки ЭРА ГЛОНАСС на автомобили с пробегом позволяет сотрудникам таких сервисных центров учитывать ряд неочевидных нюансов, несоблюдение которых может стать поводом для штрафных санкций.

С января 2017 года вопрос о том, где установить систему ЭРА-ГЛОНАСС, а также стоимость такой услуги является наиболее острым для владельцев автотранспорта (ввозимого в РФ, как нового, так и подержанного).

При том, что сам запрет на ввоз на территорию РФ транспортных средств (легковых и грузовых) без установленной системы ЭРА-ГЛОНАСС с 01.01.2017, как таковой отсутствует, эксплуатация такого авто без тревожной кнопки запрещена. Наличие этой системы является обязательным для эксплуатации не только для РФ, но и для Стран ЕАЭС.

Как работает тревожная кнопка ЭРА-ГЛОНАСС?

Для передачи звонка в колл-центр ЭРА-ГЛОНАСС используется сеть сотовой связи (одна сеть из трех операторов, с лучшим сигналом). При передаче информации от терминала к диспетчеру колл-центра используется выделенный канал связи: До момента ДТП устройство находится в «спящем режиме». При аварии сигнал от терминала поступает в колл-центр . Диспетчер связывается с машиной, используя динамик, и если авария подтверждается водителем (или при отсутствии ответа) направляет на место ДТП «Скорую помощь».

Использование спутниковой системы навигации ГЛОНАСС позволяет определить координаты ТС при аварии с точностью до 15 м. При получении сигнала об аварии автоматически формируется пакет данных о ДТП. В него заносится информация о транспортном средстве (номер машины), о водителе и пассажирах.

Для вызова помощи можно включить терминал системы ЭРА самостоятельно, нажав кнопку «SOS». При этом действия диспетчера будут аналогичны тем, которые он предпринимает при автоматическом срабатывании тревожной кнопки.

Система ЭРА совместима с ее европейской подобной системой экстренного оповещения eCall. Важно то, что передача информации с терминала ЭРА-ГЛОНАСС возможна даже в том случае, автомобиль попадет в аварию на территории ЕС.

Установленная система ЭРА-ГЛОНАСС позволяет расширить функционал и подключить коммерческие услуги:

  • Контроль топлива;
  • Оценка вождения;
  • Вызов эвакуатора;
  • Доставка топлива;
  • И другие.

Таможенное оформление транспорта для ЭРА-ГЛОНАСС

Для перевозки и правильного документального оформления транспортного средства автовладельцу необходимо:

  • осуществить ввоз автомобиля на территорию РФ;
  • купить кнопку и терминал ЭРА-ГЛОНАСС;
  • получить СБКТС или ОТТС;
  • получить ПТС;
  • пройти процедуру таможенного оформления (растаможку);
  • установить систему ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиль;
  • встать на учет в ГИБДД.

Паспорт ТС можно получить только после того, как пройдете оформление свидетельства, подтверждающего безопасность конструкции автомобиля (СБКТС). Это свидетельство нужно предъявить при таможенном оформлении бывшего в употреблении ТС.

Для оформления СБКТС необходимо обратиться в компанию имеющее право выдачи сертификата. Данное свидетельство, подтверждает соответствие конструкции автомобиля требованиям технических регламента.

Сколько стоит установка ЭРА-ГЛОНАСС?

Цены на установку системы ЭРА-ГЛОНАСС зависят от модели автомобиля, его конструкции, монтируемого оборудования и дополнительных датчиков. Осуществлять деятельность по оборудованию ТС терминалами ЭРЫ могут только организации, имеющие соответствующую аккредитацию.

Стоимость оборудования автомобиля терминалом ЭРА-ГЛОНАСС с подключением к системе оповещения будет составлять ориентировочно 38000 рублей (чаще всего стоимость зависит от вида транспортного средства и типа устанавливаемого оборудования).

Где установить систему ЭРА-ГЛОНАСС?

Оборудование ЭРА-ГЛОНАСС может быть смонтировано на транспортном средстве: Производителем при выпуске. Дилером в ходе предпродажной подготовки. Представителями сторонней (сертифицированной) организации.

Абонентские терминалы системы экстренного оповещения о ДТП устанавливаются:

  • при производстве в РФ на ТС, которые изготавливаются на заводах РФ;
  • при производстве за пределами РФ на ТС, предназначенные для импорта в Россию;
  • в специализированных организациях на ТС в возрасте до 30 лет с момента производства, ввезенные в РФ с 1.01.2017.

Подержанный автотранспорт, проданный и ввезенный на территорию РФ до 01.01.2017, может быть оборудован системой ЭРА-ГЛОНАСС владельцем самостоятельно в сертифицированной компании.

Выбор модели и конфигурации системы (в рамках требований технических регламентов) определяется производителем или дилером. Для получения сертификата, допускающего установку выбранной модели терминала ЭРЫ на конкретную модель транспортного средства, проводятся краш-тесты. В рамках краш-тестов осуществляется настройка датчиков системы для их максимально корректной работы именно на этой модели автомобиля. Необходимость проведения краш-тестов приводит к повышению себестоимости автомобиля, и в результате его продажная цен возрастает.

При установке ЭРА-ГЛОНАСС в аккредитованной организации владелец сам определяет модель терминала и необходимость оборудования ТС дополнительными модулями (это влияет на итоговую стоимость).

Процесс установки ЭРА-ГЛОНАСС

Установить терминал и датчики системы экстренного оповещения самостоятельно нельзя. Выполнять работу по подключению, монтажу и регистрации оборудования должна организация, обладающая необходимыми разрешениями.

Сам процесс монтажа включает такие этапы:

  • Установка модуля ЭРА-ГЛОНАСС;
  • Установка кнопки «SOS»;
  • Подключение оборудования к системам автомобиля;
  • Настройка оборудования;
  • Тестирование работы системы.

Обратите внимание! Если терминал ЭРЫ ставится при производстве автомобиля в заводских условиях, то машина оборудуется датчиками удара и опрокидывания для автоматического срабатывания системы. При установке на подержанное транспортное средство ограничиваются монтажом тревожной кнопки, позволяющей активировать ЭРА-ГЛОНАСС в ручном режиме.

После того как ТС будет оборудовано системой ЭРА-ГЛОНАСС, документы передаются в сертифицированную компанию, осуществляющую выдачу СБКТС. ID системы в обязательном порядке записывается в свидетельстве.

Перспективы развития ЭРА-ГЛОНАСС

ЭРА-ГЛОНАСС это проект, который находится под пристальным контролем государства. Его внедрение позволяет сократить сроки реагирования экстренных служб на ДТП, обеспечивает быстрое прибытие Скорой помощи, МЧС, ГИБДД на место аварии, что способствует снижению травматизма и смертности.

Но этим сфера использования возможностей ЭРА-ГЛОНАСС не ограничивается. В 2017 году планируется расширение функционала системы за счет внедрения таких сервисов:

  • информационная поддержка (круглосуточная справочная служба);
  • удаленная техническая консультация;
  • служба аварийных комиссаров (ускорение оформления ДТП);
  • выездная техпомощь (шиномонтаж, подвоз топлива, запуск двигателя и т.д.);
  • эвакуация автомобиля с места ДТП.

Воспользоваться этими услугами смогут владельцы автомобилей с установленной и зарегистрированной системой ЭРА-ГЛОНАСС. Установить оборудование вы можете в аккредитованной организации. Стоимость установки необходимо согласовывать дополнительною поскольку она варьируется от ряда параметров: модели терминала, дополнительных функций и датчиков и т.д.


Нормативная правовая база

Коммерческие услуги











Задать вопрос

Общие вопросы

Что такое система «ЭРА-ГЛОНАСС» и для чего она создана?

«ЭРА-ГЛОНАСС» - это государственная система экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях на дорогах. Основная цель создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – сокращение времени доставки информации об аварии до экстренных оперативных служб, что позволит понизить смертность и травматизм водителей и пассажиров автотранспортных средств, попавших в ДТП или иную нештатную ситуацию на дороге. По оценкам экспертов система «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит ежегодно спасать около 4 тысяч человек за счет уменьшения времени реагирования на аварии.

18 сентября 2012 года Распоряжением Правительства РФ № 1732-р единственным исполнителем проекта создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС» определено Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС» – федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности.

В чем принцип действия системы? Как информация поступает в экстренные оперативные службы?

На автомобиль устанавливается навигационно-связной терминал системы «ЭРА-ГЛОНАСС». При аварии терминал в автоматическом режиме осуществляет экстренный вызов, который приоритетно обслуживается доступной сетью подвижной связи и передается в систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Предусмотрена возможность (в случае аварии или иной нештатной ситуации) экстренного вызова при нажатии водителем или пассажиром специальной кнопки SOS. При этом передается информация о точных координатах, времени и тяжести ДТП, а также VIN автомобиля.

После фильтрации ложных вызовов оператором контакт-центра системы «ЭРА-ГЛОНАСС» вызовы, требующие реагирования, и данные об аварии передаются в систему-112 или в дежурную часть МВД, которая, используя эту информацию, эффективно инициирует и координирует реагирование экстренных оперативных служб.

Для обеспечения надежности функционирования «ЭРА-ГЛОНАСС» предусмотрено резервирование работы всех элементов системы.

Сколько стоит услуга «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Для владельцев автомобилей услуга системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будет бесплатной в течение всего времени эксплуатации автомобиля, оборудованного терминалом.

Для чего нужны фильтрующие контакт-центры?

По статистике до 75% вызовов в существующие коммерческие (негосударственные) сервисы вызова экстренных оперативных служб являются ложными. С учетом перспектив оснащения автотранспорта терминалами, а также предоставленной возможности осуществлять экстренный вызов не только в случае аварии, но и в других нештатных ситуациях, нагрузка на систему-112 и экстренные службы в масштабе всей страны существенно выросли бы. Специализированные фильтрующие контакт-центры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволят снять нагрузку на операторов системы-112, на которых в этом случае переводятся только вызовы, требующие экстренного реагирования.

Сколько машин будет оснащено терминалами в 2015 году?

Количество автомобилей, оснащенных терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС», будет поятоянно увеличиваться в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». По оценкам экспертов, в первый год обязательного оснащения планиурется оснащение порядка 320 тысяч транспортных средств, оборудованных терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС».

Когда во всех автомобилях будет стоять терминал «ЭРА-ГЛОНАСС»?

В соответствии с изменениями в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятыми 30 января 2013 года, установлен порядок обязательного оснащения транспортных средств терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС».

Так транспортные средства категории М1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 94 и 95, а также категории N1, входящие в область применения Правил ЕЭК ООН № 95, должны оснащаться системой вызова экстренных оперативных служб:

  • с 1 января 2016 года – транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), выпускаемые в обращение на территории стран Евразийского экономического союза;
  • с 1 января 2017 года - ВСЕ транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Евразийского экономического союза.

Могу ли я самостоятельно установить терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» на свой автомобиль и подключится к услуге?

Владелец транспортного средства, находящегося в эксплуатации, имеет право и возможность по собственной инициативе подключиться к государственной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Для этого ему необходимо приобрести терминал и обратиться в сертифицированный установочный центр для его установки. Стоимость установки определяется установочным центром и регулируется в рамках рыночной конкуренции.

Могу ли я получить помощь при нападении на машину?

Водитель и пассажиры автотранспортного средства в случае нештатной или чрезвычайной ситуации на дороге, связанной с угрозой жизни и здоровья людей, имеют возможность в ручном режиме (нажатием специальной эргономичной кнопки) по каналам беспроводной связи в режиме приоритизации вызова связаться с оператором фильтрующего контакт-центра системы «ЭРА-ГЛОНАСС». При этом автоматически передаются данные о местоположении автотранспортного средства.

Оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС»

В чем сходство и различие между устройством и системой вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»?

По основным функциональным свойствам (определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, использование сетей подвижной радиотелефонной связи GSM/UMTS для передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме (посредством нажатия кнопки «Экстренный вызов»), а также для осуществления двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами) устройство и система вызова экстренных оперативных служб являются совершенно идентичными. Основное отличие системы вызова экстренных оперативных служб от устройства состоит в наличии у системы функции автоматического срабатывания при авариях. Автоматическое срабатывание может осуществляться по сигналам от датчиков подушек безопасности или других компонентов систем пассивной безопасности транспортного средства, а также от специальных датчиков, определяющих ускорение транспортного средства в момент аварии. Кроме того, системы вызова экстренных оперативных служб характеризуются большей степенью интегрированности в конструкцию транспортного средства и использования штатных компонентов транспортного средства для реализации возложенных на систему функций. Например, штатных динамиков и микрофона для обеспечения двухсторонней громкоговорящей связи с операторами экстренных оперативных служб.

С учетом имеющихся отличий различаются и категории транспортных средств , для оснащения которых предназначены системы и устройства вызова экстренных оперативных служб.

Что входит в комплект оборудования, устанавливаемый на автомобиль?

К числу основных компонентов систем/устройств вызова экстренных оперативных служб, реализующих их функциональные свойства, установленные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) относятся: навигационный модуль (приемник сигналов ГЛОНАСС и других ГНСС); коммуникационный модуль (модем GSM/UMTS); встроенная неснимаемая универсальная многопрофильная SIM/e UICC микросхема; тональный модем; антенны (антенна) ГНСС/GSM/UMTS; блок интерфейса пользователя с кнопкой «Экстренный вызов»; блок индикаторов состояния; управляющий контроллер; внутренняя энергонезависима память и оперативная память; резервный источник питания; датчик автоматической идентификации ДТП и др. Возможны различные варианты конструктивного объединения вышеуказанных компонентов, которые зависят от способа (конфигурации) установки системы/устройства вызова экстренных оперативных служб на транспортное средство (в виде дополнительного оборудования или штатная система/устройство) и в основном определяются требованиями, предъявляемыми к ним изготовителем транспортного средства (ТС).

Рекомендуемый комплект поставки систем/устройств, исполненных в конфигурации дополнительного оборудования, приведен в ГОСТ Р 54620-2011 (разделе 21.1). Комплект поставки для штатных систем определяется изготовителем ТС. Так, для обеспечения громкоговорящей связи (по решению изготовителя ТС) могут использоваться штатные микрофон и динамики ТС. Для определения местоположения ТС может использоваться навигационный модуль и внешняя антенна ГНСС (из состава штатной мультимедийной системы ТС). Однако в этих случаях указанные (штатные) компоненты ТС должны испытываться в составе систем/устройств вызова экстренных оперативных служб при подтверждении соответствия последних установленным требованиям.

Как работает оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС» в случае ДТП?

При аварии терминал в автоматическом режиме осуществляет экстренный вызов, который приоритетно обслуживается доступной сетью подвижной связи и передается в систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Предусмотрена возможность (в случае аварии или иной нештатной ситуации на дороге) экстренного вызова при нажатии водителем или пассажиром специальной кнопки SOS или «Экстренный вызов». При этом передается информация о точных координатах, времени и тяжести ДТП, а также VIN автомобиля. Кроме того, при экстренном вызове устанавливается голосовое соединение между лицами, находящимися в салоне (кабине) транспортного средства и операторами системы «ЭРА-ГЛОНАСС» или экстренных оперативных служб. После фильтрации ложных вызовов вызовы, требующие реагирования, и данные об аварии передаются в систему-112 или в дежурную часть регионального отделения МВД по месту аварии, которые, используя полученную информацию, эффективно инициируют и координируют реагирование, осуществляемое экстренными оперативными службами.

Кто производит оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Терминал, удовлетворяющий требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», что должно быть подтверждено сертификатом соответствия, устанавливается на транспортное средство перед выпуском его в обращение автопроизводителем на производстве, либо дилером при предпродажной подготовке. Автопроизводитель и/или дилер самостоятельно выбирают терминал «ЭРА-ГЛОНАСС», который будет установлен на транспортное средство.

Производством терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» занимаются десятки крупных компаний, как российских («Сантэл-Навигация», «СпейсТим», «Форт Телеком», «Итэлма» и другие), так и зарубежных (Continental, Denso, Valeo, Peiker и т.д.). Список производителей терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» содержится в специальном разделе сайта .

Нормативная техническая база

Чем предписывается обязательность оснащения транспортных средств автомобильными устройствами/системами вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Основным документом, устанавливающим требования по обязательному оснащению транспортных средств системами и устройствами вызова экстренных оперативных служб, а также требования к этим системам и устройствам, является технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

В соответствии с ТР ТС 018/2011 (в редакции с изменениями №1 от 30 января 2013 г.) установлены следующие сроки оснащения транспортных средств автомобильными системами и устройствами вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»:

Системами вызова экстренных оперативных служб оснащаются транспортные средства категории М1, входящие в область применения Правил ООН № 94 и 95, а также категории N1, входящие в область применения Правил ООН № 95;

  • с 1 января 2015 года – транспортные средства, ВПЕРВЫЕ проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента;
  • с 1 января 2016 года – транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров, специально предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), а также тягачи, используемые для буксировки прицепов, перевозящих опасные грузы, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза;

Устройствами вызова экстренных оперативных служб оснащаются транспортные средства категории М1, не входящие в область применения Правил ООН № 94 и 95; категории N1, не входящие в область применения Правил ООН № 95, а также категорий М2, М3, N2, N3.

  • с 1 января 2015 года – транспортные средства, ВПЕРВЫЕ проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента;
  • с 1 января 2017 года - ВСЕ транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза.

Какие технические требования предъявляются к автомобильным устройствам/системам вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»? Какие существуют стандарты?

Требования к транспортным средствам в отношении установки устройств и систем вызова экстренных оперативных служб изложены в соответственно в пунктах 16 и 17 приложения № 3 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.), вступившем в силу с 1 января 2015 года, установлено (статья 52), что для выполнения требований технического регламента Союза и оценки соответствия требованиям технического регламента Союза на добровольной основе могут применяться международные и региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия– национальные (государственные) стандарты государств-членов Союза.

Подробнее о нормативных технических документах в сфере навигации и применения ГЛОНАСС – в соответствующем разделе сайта.

В какой форме осуществляется подтверждение соответствия устройств/систем вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» установленным требованиям?

Подтверждение соответствия устройств/систем вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) осуществляется в форме обязательной сертификации по схеме 2с.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания типового образца продукции. После чего аккредитованный орган по сертификации систем менеджмента качества проводит сертификацию системы менеджмента качества изготовителя и выдает заявителю сертификат на систему менеджмента качества. Аккредитованный орган по сертификации продукции выдает заявителю сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию и осуществляет инспекционный контроль сертифицированной продукции.

Где проходить сертификацию? (устройство/система вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» и ТС, оснащенное устройством/системой вызова экстренных оперативных служб)

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) подтверждение соответствия систем/устройств вызова экстренных оперативных служб требованиям указанного технического регламента осуществляют органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в национальных системах аккредитации государств-членов Евразийского экономического союза и включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Евразийского экономического союза. Аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий проводят национальные органы по аккредитации в соответствии с национальным законодательством стран Евразийского экономического союза.

В 2014 году появилась первая лаборатория для сертификации устройств «ЭРА-ГЛОНАСС». Испытательная лаборатория «ЭРА» сертификационного центра «Связь-сертификат» завершила процесс аккредитации, по результатам которого Федеральным агентством по аккредитации был выдан соответствующий аттестат. Лаборатория «ЭРА» предназначена для проведения испытаний компонентов, обеспечивающих спутниковую навигацию и вызов экстренных оперативных служб.

Транспортные средства, оснащенные устройствами вызова экстренных оперативных служб, могут пройти сертификацию в Центре Испытаний «НАМИ». К настоящему моменту проведено более 15 успешных испытаний полнокомплектных автомобилей.

Нормативная правовая база

Какие нормативные документы регулируют работу системы «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в октябре 2009 года одобрено Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 28 февраля 2013 года N 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

В июле 2015 года были внесены изменения в Федеральный закон об «ЭРА-ГЛОНАСС», в соответствии с которыми созданная высокотехнологичная инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС» может использоваться для оказания коммерческих услуг и должна применяться при создании государственных и иных навигационно-информационных систем.

Ответ на вопрос, сколько стоит Эра-Глонасс для вашего автомобиля, очень прост — от 20 до 45 000 рублей в стандартном исполнении. Эра-Глонасс предназначена для оперативной помощи водителю и пассажирам в экстренных случаях, требующих помощи. В стоимость установки включается идентификация в системе и пожизненное (для автомобиля) обслуживание.

Особенности Эра-Глонасс

Эра-Глонасс контролирует зарегистрированные в ней транспортные средства при помощи спутникового слежения. Координаты автомобиля регистрируются с точностью до 15 метров. В случае аварии этого достаточно чтобы найти авто даже в условиях экстремальной непогоды.

Существует два способа реагирования на экстренные ситуации системой:

  • ручной – нажатием тревожной кнопки (возможна голосовая связь с оператором);
  • автоматический (от датчиков удара, срабатывания подушки безопасности и т.д.).

Сигнал передается сразу по двум стандартам связи: американской GPS и российской ГЛОНАСС. Это увеличивает надежность оповещения. Кроме того, как страхующая связь, используется виртуальная сеть MVNO, соединенная со всеми мобильными операторами Российской Федерации. Вызовы через MVNO имеют приоритетную связь перед другими операторами.

Вся речевая связь обеспечивается мобильными операторами, но в удаленных районах, где телефонная связь недоступна, можно использовать дополнительные спутниковые модули. То есть, если водитель терпит крушение в недосягаемой мобильными операторами зоне, он может надеяться, что связь обеспечит спутник.

Сообщение об аварийной ситуации или нападении на автомобиль формируется и поступает на пульт МЧС в течение 20 секунд. Если связь недоступна, модуль экстренной связи будет постоянно посылать сигналы бедствия. Норматив прибытия бригады скорой помощи составляет 20 минут, но трудно сказать насколько этот срок реален в условиях городских пробок или таежных дорог.

Кто может, обязан и должен установить оборудование Эра-Глонасс

Эра-Глонасс устанавливается в автомобили:

  • подержанные импортные (только с ручным вызовом экстренных служб);
  • новые автомобили, произведенные на территории РФ;
  • любые подержанные автомобили по желанию владельца.

Устанавливать самостоятельно систему в новый автомобиль, произведенный в России после 2018 года не нужно, это сделает завод производитель. Есть небольшое исключение. В некоторых случаях Росстандарт разрешает предприятиям выпускать автомобили без Эра-Глонасс до 2019 года, на время реконструкции производства. С другой стороны, это решение обязывает установить на автомобиль систему экстренной сигнализации собственными силами владельца. Так или иначе, придется заплатить, а цена зависит от комплектации и амбиций предприятия-установщика.

Стоимость установки тревожной кнопки и регистрация в системе обойдется в 20 000 рублей. Комплекты могут отличаться по наличию модулей, функциональности и цене.

Состав и функциональность системы Эра-Глонасс

Все требования к системе Эра-Глонасс обозначены в Госстандарте Р 54620–2011, также она полностью гармонизирована с европейской системой eCall.

Автомобили оснащаются:

  • навигационным приемником (ГЛОНАСС);
  • системой записи профиля ускорения;
  • интерфейсным блоком с тревожной кнопкой вызова;
  • индикатором состояния АС;
  • внутренним микроконтроллером;
  • оперативной и энергонезависимой памятью;
  • интерфейсом доступа к данным;
  • датчиками;
  • внутренней или внешней антенной ГНСС;
  • коммуникационными модулями GSM и UMTS
  • основным и резервным источником питания.

Эра-Глонасс автомобиля должна реагировать на следующие аварийные ситуации:

  • лобовое столкновение;
  • боковой удар;
  • столкновение сзади;
  • опрокидывание
  • падение;
  • пожар.

Некоторые интеграторы системы Эра-Глонасс могут потребовать дополнительных денег за функцию «удар сзади» — это опциональный датчик.

В комплекте системы Эра-Глонасс для установки на автомобиль должны присутствовать:

  • АС и механизмы крепления;
  • блок управления пользователя АС и механизмы крепления;
  • датчики автоматического определения события ДТП;
  • микрофон с кабелем подключения и креплением;
  • резервный аккумулятор;
  • кабель соединения питания;
  • динамик громкой связи.

ГОСТ позволяет использовать любую комбинацию устройств, и соответственно назначать цены в зависимости от комплекта модулей.

Как самостоятельно оснастить ввозимый автомобиль системой Эра-Глонасс

Если ввозится автомобиль без системы вызова оперативных служб, необходимо соблюсти следующую инструкцию:

  1. Приобрести абонентский терминал у официального партнера АО «ГЛОНАСС».
  2. Подать заявку в аккредитованную лабораторию, с договором о приобретении абонентского терминала.
  3. Подать документы в таможенные органы для выдачи паспорта автомобиля.
  4. Установить абонентский терминал в сертифицированном центре.
  5. Заполнить форму и предоставить требуемую информацию в ГАИС.
  6. Предоставить оборудованный Эра-Глонасс транспорт для регистрации в органы ГБДД.
  7. Получить все необходимые документы.

Стоимость подключения автоматической системы Эра-Глонасс

Наиболее простое решение оснащение авто системой Эра-Глонасс будет инсталляция минимального технического набора с тревожной кнопкой в удобном месте. Такой недорогой вариант обойдется приблизительно в 28-30 000 рублей. Это дешево, но не эффективно, ведь после аварии водитель может и не дотянутся до кнопки. А абонентский терминал «подумает», что была остановка для отдыха.

В минимальную стандартную комплектацию входит:

  • программируемый терминал – 27 111 руб.;
  • идентификация в системе – 1950 руб.;
  • монтаж терминала – 2800 руб.

Но не все выдерживают полугодичную очередь на установку системы, поэтому некоторые сервисы могут предложить срочную установку за 70-80 000 руб.

ВАЖНО! Руководство АвтоВАЗ утверждает, что автомобили, комплектуемые полноценной системой Эра-Глонасс, будут лишь на 40 000 рублей дороже предшественников.

Как работает Эра-Глонасс

В случае аварийной ситуации, после срабатывания одного из датчиков, система автоматически подает тревожный сигнал в кол-центр службы спасения. Если оператор не сможет связаться с терпящими бедствие он высылает группу спасателей по координатам определенными спутниковой системой.

ВАЖНО! Датчики срабатывают только при включенном зажигании и 60 секунд после отключения.

Оператор службы спасения в автоматическом режиме получает файл размером 140 байт с информацией:

  • географические координаты автомобиля;
  • номер VIN;
  • тип топлива.
  • скорость в момент аварии;
  • показатель силы ударных перегрузок;
  • цвет кузова.

Алгоритм взаимодействия с МЧС позволяет значительно ускорить приезд спасателей. Особенно это важно в тех случаях, когда состояние водителя и пассажиров не позволяет самостоятельно вызвать помощь. Российская статистика говорит о том, что только 3% пострадавших в ДТП погибают моментально и 56% не дождавшись своевременной помощи.

На видео о системе Эра-Глонасс

Коммерческая сторона Эра-Глонасс

С 2018 года система переходит под управление государственного АО ГЛОНАСС. В планах предприятия коммерциализация системы и включение дополнительной кнопки для заказа платных услуг. Среди них:

  • вызов эвакуатора;
  • вызов аварийного инспектора;
  • вызов техпомощи;
  • дистанционный запуск через встроенный модем;
  • количество пристегнутых пассажиров;
  • онлайн диагностика авто.

В настоящее время комплект Эра-Глонасс для установки не на сборочном конвейере производит единственная компания в РФ – Форт-Телеком. Стоимость самого комплекта невелика 6-12 000 рублей, но в конечную стоимость для потребителя входит сертификация и установка, поэтому в реальности стоимость системы Эра-Глонасс будет в 3-4 раза выше.