Педиатрические таблицы. Развитие ребёнка до года по месяцам — этапы развития, умения и навыки

Он растет и развивается по определенным законам.

Хотя принято считать возраст ребенка с момента его рождения боле правильно бы было считать его возраст с момента зачатия. В тот момент будущий ребенок представляет из себя одну единственную клеточку зиготу. В ядре зиготы хранятся все признаки, которыми будет обладать будущий человек рост, вес, цвет волос, кожи и т.д. и т.п.

Рост ребенка подчиняется определенным законам это прямое отражение процесса его развития. Увеличение длинны тела является очень важным показателем развития ребенка в целом (в частности на УЗИ возраст ребенка определяется по ряду показателей, одним из которых является рост (длина)).

На процесс роста влияет много факторов:

Питание (обеспечение организма белками, жирами, углеводами, минеральными солями, витаминами и многими другими веществами)

В значительной степени рост определяется наследственностью (т.е. практически напрямую он зависит от роста родителей)

Так же на рост влияют гормоны (щитовидной железы, гипофиза, инсулин, а так же половые гормоны андрогены надпочечников и половых желез)

Из внешних факторов на рост могут оказать влияние качество ухода, физические нагрузки , продолжительность сна, психологическая обстановка, окружающая ребенка. Прыжки и спортивные игры с прыжками (волейбол, баскетбол, теннис, бейсбол) стимулируют рост. А так же ребенок более интенсивно растет во время сна, особенно утреннего (если ребенок хронически недосыпает или рано просыпается по утрам это может негативно отразиться на его росте).

Так же рост ребенка

Большое влияние на рост ребенка оказывает пол ребенка (мальчики растут быстрее девочек, исключение составляет только подростковый период рывок роста наступает у девочек на 1-2-3 года раньше, чем у мальчиков; однако скоро мальчики "догоняют и перегоняют" девочек)

Чем меньше ребенок, тем интенсивнее он растет(за 9 месяцев внутриутробной жизни рост ребенка увеличивается в 25 000 раз)

Половое созревание так же влияет на рост - как только в организме юноши или девушки установится высокий уровень половых гормонов - рост прекращается (поэтому в большинстве случаев к 18 годам рост заканчивается)

Рост различных частей тела в течение жизни ребенка происходит неравномерно

На рост так же могут оказывать влияние климатогеографические условия

Как правильно измерить ребенка?

Определение роста. Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую ленту, а измерение производят на столе. Перед процедурой ленту надо растянуть и зафиксировать. Можно также пользоваться и длинной линейкой. Ребенка укладывают на стол так, чтобы макушка головы касалась стенки, где находится нулевая отметка измерительной ленты или линейки. Надо уложить ребенка ровно, лучше всего это сделать, когда он спокоен: выспался и накормлен. Аккуратно легким надавливанием на коленки распрямляют ножки малыша и приставленной к ступням линейкой отмечают длину рост.

При измерении роста у более старших детей можно использовать домашний ростомер специальную бумажную сантиметровую ленту. Ребенка босыми ногами ставят на пол спиной к линейке. Тело малыша должно быть выпрямлено, руки свободно опущены вдоль туловища, колени разогнуты, а стопы плотно сдвинуты. Голова ребенка должна находиться в положении, при котором край нижнего века и верхний край наружного слухового прохода располагаются в одной горизонтальной плоскости. Во время измерения ребенок должен легко касаться стенки тремя точками: спиной в области лопаток, ягодицами и пятками. К макушке прикладывают перпендикулярно ростомеру какой-либо плоский предмет и на шкале отмечают показания роста.

Определение веса - массы тела.

Массу тела измеряют с помощью весов (чаще всего электронных). Необходимо следить, чтобы ребенок находился в центре весов. В зависимости от возраста ребенка взвешивают в положении лежа, сидя или стоя. Маленьких детей укладывают на пеленку, после взвешивания малыша ее вес следует отнять от полученного результата.

Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.

Измерение окружности груди.

Проводится обычной сантиметровой лентой, которую накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают и соединяют концы ленты на уровне сосков и на фоне спокойного дыхания фиксируют результат измерения. У девочек с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудными железами в месте прикрепления железы к грудной клетке. Отмечают результат измерения.

Измерение окружности головы.

Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц

Центильные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В таблице, представленной на сайте эти показатели выделены красным цветом.

Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные.

Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования.

Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го низкий, 10-25-го ниже среднего, 25-75-го средний, 75-90-го выше среднего, 90-97 высокий и последних трех ребят очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие коридоры попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина 50 см, соответствует средним показателям.

Масса — 3800 г, соответствует оценке выше среднего».

Окружность груди — 37 см, соответствует оценке широкая

Окружность головы 36 см, соответствует средним величинам.

Соответствие массы длине тела ребенка умеренный избыток массы относительно длины, выше среднего.

Физическое развитие мальчиков от 0 до 17 лет

Средние квадратичные отклонения (о) средних показателей роста мальчиков

Оценка длимы тела/роста с использованием "о" произ-водится посредством расчета среднеквадратических отклонений от 50 % значений показателей роста дан-ной возрастной группы мальчиков. Оценка показателя
В пределах ± 1 о — рост средний
От ± 1 а до ± 2 о— рост ниже/выше среднего
От ± 2 о до ± 3 о Выход за пределы +/- Зо — рост низкий/высокий очень высокий (гигантизм)/(карликовость)

Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

Физическое развитие девочек от 0 до 17 лет

Средние квадратичные отклонения (а) средних показателей роста девочек

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор , в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это - зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го - низкий, 10-25-го - ниже среднего, 25-75-го - средний, 75-90-го - выше среднего, 90-97 - высокий и последних трех ребят - очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина - 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса - 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди - 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы - 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка - умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле, который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

Развитие ребёнка предопределено генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Рост обеспечивает генная регуляция, контролирующая синтез гормонов, регуляторов роста, рецепторов к ним.Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развитии эмбриона и плода. Факторы внешней среды могут оказывать как позитивные, так и негативные воздействия на растущий организм. К факторам, регулирующим рост плода, относится плацента. Гормоном роста считается хорионический соматомаммотропин. Со 2 половины беременности в регуляции роста и развития принимают участие гормоны плода (инсулин).

В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, является соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

Наиболее активно ребенок растет в первые 3 года. За 1 год в его рост увеличивается на 25 см, за 2 – на 12-13 см, за 3 год – 7-8 см, за первые 3 года – около 40-45 см.

Удвоение длины тела ребенка происходит к 4 годам.

Периоды «вытяжения» наблюдаются в возрасте 5-7 лет и 12-15 лет (есть отличия у мальчиков и девочек).

Масса тела удваивается к 4,5-5 мес., а к 9-10 мес. – утраивается.

Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 9 мес. – 3 лет и в пубертатный период. Параллельно с возрастом изменяются и пропорции тела, при этом наиболее интенсивно растут ноги, их длина увеличивается в 5 раз, туловища – в 3 раза, а голова – в 2 раза (рис. 1).

В результате нарушений нейро-гуморальной регуляции может развиться общая задержка роста и развития – нанизм (церебральный, гипофизарный, тиреогенный). В некоторых случаях наблюдаются наследственно-конституцитнальные отклонения роста и развития. К внешним факторам, оказывающим влияние на рост и развитие, относятся питание, воспитание, экология, наличие или отсутствие болезней. Неблагоприятное действие внешних факторов может проявиться соматогенным или психосоциальным нанизмом.

Оценка физического развития возможна разными методами. Наиболее современным из них является оценка по центильным таблицам. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центиля.

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружност головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты (табл. 2)

Таблица 2

Характеристика коридоров центильной шкалы

Область или «коридор»

Характеристика области

Встречаемость, тактика врача

Область «очень низких величин»

(до 3 центиля)

Не более 3 % здоровых детей, показано специальное консультирование, обследование

Область «низких величин»

(от 3 до 10 центиля)

Область «величин ниже среднего»

(от 10 до 25 центиля)

15 % здоровых детей

Область «средних величин»

(от 25 до 75 центиля)

50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерна для данной возрастно – половой группы

Область «величин выше среднего»

(от 75 до 90 центиля)

15 % здоровых детей

Область «величин высоких»

(от 90 до 97 центиля)

7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование

Область «очень высоких величин»

(от 97 центиля)

Не более 3 % здоровых детей. Вероятность патологических изменений достаточно высока, показано специальное консультирование, обследование

Определение соматотипа

проводится согласно сумме коридоров (длинна тела+Окр груди+масса тела).

3 соматотипа:

  1. микросоматический — ФР ниже среднего (сумма до 10)
  2. мезосоматический — ФР среднее (сумма от 11 до 15)
  3. макросоматический — ФР выше среднего (от 16 до 21)

Определение гармоничности

  1. Гармоничное — если разность коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1.
  2. Дисгармоничное — разность 2.
  3. Резко дисгармоничное — превышает 3.

Например:

Девочка Е., 7 лет. Рост -127 см — коридор 4, Масса тела — 27 кг — 4 коридор, Окр груди — 60 см — 4 коридор, их сумма равна 12 — макросоматический соматотип. Гармоничное развитие.

Оценка массы тела

Если в 3-5 коридор — норма. 1 и 2 коридор — дефицит массы. 6 и 7 коридор — избыток массы.

Заключение по центильным таблицам разберем на нашем примере:

Девочка е., дата измерения: 01.01.2017г. Возраст 7 лет. Рост — 127см(4), Масса тела — 27 кг(4), Окр груди — 60 см(4), Окр головы- 54см(4).
Мезосоматический тип, с нормальной массой, гармоничное развитие.

Эмпирические формулы и таблицы

Масса доношенного новорожденного ребенка — 2700-4000 г, длина — 46-56 см, окружность головы — 34-36см, окружность груди — 32-34 см.

В первые 4 дня происходит физиологическая потеря массы тела, в норме не превышает 6% от массы при рождении, происходит за счет преобладания катаболических процессов, дефицита жидкости, потерь воды с дыханием, через кожу, с меконием, мочой. К 7 дню происходит восстановление потерянной массы.

Прибавка массы тела и роста у детей первого года жизни определяем по таблице Кисляковской.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей первого года жизни

Окружность головы: в 6 месяцев составляет 43 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 1,5см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Окружность груди: в 6 месяцев составляет 45 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 2см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года

Длина тела от 1 до 10 лет:

  • Длина тела ребенка 4 лет — 100 см.
  • На каждый год до 4 лет по формуле 100 — 8(4-n)
  • Длина тела свыше 4 лет то 100 + 6(n — 4)

Длина тела от 11 до 15 лет:

  • Длина тела ребенка в 8 лет — 130 см.
  • На каждый год до 8 лет вычитается по 7 см.
  • На каждый год свыше 68 лет прибавляется по 5 см.

Масса тела от 2 до 11 лет:

  • 10,5 + 2 (n -1), где 10,5 кг средняя масса ребенка в 1 год.
  • Масса тела в 5 лет — 19 кг.
  • На каждый год до 5 лет вычитается по 2 кг.
  • На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 3 кг.

Масса тела от 12 до 15 лет: 5n — 20

Окружность груди от 2 до 15 лет:

  • В 10 лет — 63 см.
  • До 10 лет: 63 — 1,5 (10-n)
  • Старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10)

Окружность головы от 2 до 15 лет:

  • в 5 лет — 50 см
  • на каждый год до 5 лет вычитаем по 1 см
  • на каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см.

Оценка ФР недоношенных детей на первом году жизни

Используется таблицы сигмального и перцентильного типа.

По вертикали — показатели массы,дины, окружности головы и груди, по горизонтали — его гестационный возраст. Если точка пересечения этих линий располагается между кривыми Р25-50-75, по показатель соответствует норме, если Р10 — 25 и 75-90 — то показатели выше и ниже среднего.

Что такое центильные таблицы? Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го - как низкий, 10-25-го - как ниже среднего, 25-75-го - как средний рост. Рост 75-90-го оценивается как выше среднего, 90-97-го - как высокий и последних трех ребят - как очень высокий.

Какими таблицами пользуются российские врачи?

Центильные таблицы публикуются в учебниках и пособиях по педиатрии, справочниках педиатра и другой медицинской литературе. Я предлагаю вам ознакомиться с таблицами из «Справочника педиатра» под ред. В.О.Быкова (Ставрополь, 2004). Они соответствуют данным, приведенным в книгах «Пропедевтика детских болезней» под ред. А.В.Мазурина и И.М.Воронцова (СПб, 2000) и «Пропедевтика детских болезней» под ред. Н.А.Геппе (М., Гэотар-Медиа, 2008).

  • Центильные таблицы. Масса тела мальчиков и девочек от 0 до 17 лет.
  • Центильные таблицы. Рост мальчиков и девочек от 0 до 17 лет.
  • Центильные таблицы. Зависимость массы от роста у мальчиков и девочек.
  • Центильные таблицы. Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек от 0 до 17 лет.
  • Центильные таблицы. Окружность головы мальчиков и девочек от 0 до 16 лет.

Есть ли более современные центильные таблицы?

Да, они были составлены в 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР) , проведенного в 1997-2003 гг. Центильные таблицы всегда являются результатом исследования большого количества здоровых детей: данные веса, роста, окружности головы и др. тысяч малышей анализируются, статистически обрабатываются и заносятся в таблицы. Это могут быть дети, проживающие в одной стране или на одной территории, или же в разных регионах мира. Именно таким было последнее исследование ВОЗ. Его отличием от предыдущих стало то, что в нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Я предлагаю вам следующие таблицы ВОЗ:

Эти данные взяты с сайта Всемирной организации здравоохранения и адаптированы мною для удобства восприятия в таблицы с разноцветными столбцами.

Как правильно пользоваться таблицами ВОЗ:

  1. Найдите строку, которая соответствует возрасту ребенка.
  2. Определите, между какими величинами в данной строке находится вес /рост ребенка:
    - между показателями колонок -1 SD и 1 SD . Это область средних величин, половина здоровых детей данного возраста имеют такой же вес /рост;
    - между показателями колонок -3 SD и -1 SD, 1 SD и 3 SD . Это области пониженного или повышенного веса /роста, таких детей в популяции около 44%, и это тоже вариант нормы. Более низкий /высокий вес /рост может быть связан с генетическими особенностями (например, такими, как рост родителей, вес ребенка при рождении), особенностями конституции и обмена веществ;
    - величина веса (роста) выходит за показатели колонок -3 SD и 3 SD . Такие значения - повод обратиться к врачу для обследования ребенка и выяснения причин отставания /опережения в весе /росте. Хотя около 6% здоровых детей имеют такие же показатели.

ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ


Рис.3

ПЕРЦЕНТИЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА ДЛЯ ДЕВОЧЕК


Рис.4

На рисунках 3 и 4 показаны значения роста для мальчиков и девочек. Например, мальчику 6 лет и его рост 110 см. Вы отмечаете точку пересечения линии, проведенной вверх от цифры 6 с горизонтальной линией на уровне 110 см и убеждаетесь, что рост Вашего ребенка соответствует норме. Вы также видите, что в этом возрасте у нормальных, здоровых детей рост может быть от 108 до 122 см.

Другой пример: Ребенку 14 лет и его рост 135 см. Вы видите, что его рост находится за нижней границей нормы. Следует немедленно обратиться к врачу и установить причину задержки роста ребенка.

Что такое перцентили (процентили)?

По-английски это слово означает «процент». Средняя линия - 50-я перцентиль - это средний показатель роста для данного возраста. Нижняя линия графика - 3-я перцентиль (процентиль). Такой рост имеют 3% детей данного возраста. Верхняя линия графика - 97-я перцентиль. Такой рост также имеют 3% детей данного возраста, только 3-я перцентиль - это 3% детей с наименьшими показателями, а 97-я - это 3% детей с наибольшими показателями для данного возраста. Если рост ребенка ниже 3-ей перцентили или больше 97-й, то следует обязательно обратиться к врачу.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это - зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го - низкий, 10-25-го - ниже среднего, 25-75-го - средний, 75-90-го - выше среднего, 90-97 - высокий и последних трех ребят - очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.