Как работает виртуальная реальность? Как выбрать очки виртуальной реальности

Выбрать очки виртуальной реальности непросто. Этот рынок молодой, но уже достаточно сегментированный, чтобы покупатель мог легко запутаться в брендах, моделях и характеристиках. Мы поможем разобраться во всём этом и решить, сколько и за что стоит платить.

Чтобы лучше сориентировать вас, разделим все VR-устройства на три ценовые категории: бюджетную, среднюю и премиальную.

1. Бюджетные устройства: 15–50 долларов

Что собой представляют

Наиболее простые VR-шлемы представляют собой куски картона с парой линз и разъёмом для смартфона. Достаточно вставить в него аппарат на Android или iOS - получится готовая гарнитура. Такой дизайн впервые показала Google, назвав его Cardboard. Компания также выпустила одноимённое приложение для работы со шлемом.

По замыслу разработчиков, эти шлемы достаточно доступные, чтобы познакомить с виртуальной реальностью всех желающих. В дальнейшем появились модели из пластика и прочих материалов от множества производителей, совместимые с платформой Cardboard.

На сайте Google продаются очки, созданные партнёрами компании. Там же есть инструкция, по которой Cardboard можно собрать самостоятельно из подручных материалов. Вы также можете запросто купить дешёвый шлем, совместимый с Cardboard, к примеру, в одном из китайских магазинов техники.

Источник: vr.google.com

Чем выделяются

Основное применение гарнитур этого типа - просмотр 360-градусного видео и простые игры. Cardboard (Android , iOS), WITHIN (Android , iOS), YouTube (Android , iOS) - это далеко не полный список программ для скачивания и просмотра трёхмерных роликов. И он постоянно растёт.

Ждать эффекта полного погружения от картонных очков виртуальной реальности не стоит, а из-за невозможности активного движения с таким агрегатом на голове может потребоваться крутящийся стул.

С другой стороны, картонные (алюминиевые, пластиковые) VR-гарнитуры этого класса являются самыми компактными и часто имеют складную конструкцию. Пусть и за счёт меньшей изоляции от окружающего мира.


Шлемы Cardboard от партнёров Google. Источник: vr.google.com

Согласно стандарту Google, любой поделке достаточно иметь хотя бы один орган управления. Не обязательно кнопку или трекбол, достаточно пары магнитиков. Такое управление годится только для того, чтобы выбирать параметры меню или выполнять другие простейшие действия. Благо многие приложения для управления используют только акселерометр.

На что обратить внимание

При выборе бюджетной гарнитуры убедитесь, что она совместима по габаритам с диагональю экрана вашего смартфона. Кроме того, некоторые шлемы предназначены только для конкретных моделей смартфонов. Проверяйте эту информацию на сайтах магазинов или производителей очков.

Чтобы смартфон мог стать VR-экраном, он должен поддерживать приложения для виртуальной реальности. Проверить это можно, установив на него программу Cardboard. Качество и плавность видео будет зависеть от разрешения дисплея и мощности вашего смартфона.

Чем более прочный и качественный материал корпуса, тем дороже будет стоить шлем. Пожалуй, это основной параметр, от которого зависит цена бюджетных гарнитур.

2. Среднеценовые устройства: 50–200 долларов

Что собой представляют

Подобные гарнитуры тоже чаще всего используют в качестве экрана смартфон, но пытаются привлечь другую категорию покупателей. В отличие от простейших и довольно неуклюжих Cardboard, среднеценовые очки оснащены дополнительными датчиками, более сложными механизмами управления, возможностью настраивать фокус или даже собственными экранами.


Samsung Gear VR

Наиболее известны среди таких устройств - Samsung Gear VR и Google Daydream View , предназначенные для Android-смартфонов. Альтернативы от менее именитых разработчиков вроде Homido VR , Merge VR , Carl Zeiss VR One Plus совместимы как с Android, так и iPhone. Недавно список среднецелевых устройство первый автономный шлем виртуальной реальности Oculus GO , который работает без всяких смартфонов и прочих дополнительных устройств.

Чем выделяются

Благодаря дополнительным сенсорам устройства из этого сегмента точнее отслеживают движения головы в пространстве. Это обеспечивает более высокую плавность видео и большую интерактивность в играх. Иллюзия становится убедительнее. Но точности премиальных моделей, оснащённых внешними датчиками, от подобных гарнитур всё равно ждать не стоит.

Гаджеты этого сегмента обычно продаются вместе с Bluetooth-геймпадом или пультом управления. Это обеспечивает новые возможности управления, что особенно полезно для геймеров. Кроме того, на корпусе таких очков есть кнопки или сенсорные панели, с помощью которых можно управлять базовыми функциями игр и программ без дополнительных устройств.


Google Daydream View

Производители среднеценовых очков уделяют повышенное внимание контенту. Gear VR, Daydream и Oculus GO - это целые экосистемы с различными играми, программами и фильмами. Разработчики других очков тоже стараются расширять ассортимент, чтобы радовать пользователей.

На что обратить внимание

Выбирая среднеценовой VR-шлем, убедитесь, чтобы он был оснащён дополнительными сенсорами: акселерометром, гироскопом, датчиком приближения. Проверьте, есть ли в комплекте геймпад или пульт. Кроме того, зайдите на сайт производителя и посмотрите, сколько VR-приложений поддерживают очки. Если вам ничего из этого не нужно, то и переплачивать не стоит - можно взять простой Cardboard.

Если ищете устройство со встроенным дисплеем, учитывайте его разрешение: чем выше, тем лучше. Если выбираете очки под свой смартфон или компьютер, проверяйте совместимость с моделью смартфона или техническими характеристиками компьютера на сайте магазина/производителя очков.

Если ваш аппарат слишком слабый или старый и не поддерживает VR-шлемы, задумайтесь о покупке автономных очков Oculus GO. В них встроен 5,5-дюймовым дисплей с разрешением 2 560 × 1 440 пикселей и четырехъядерный процессор Qualcomm Snapdragon 821 с 3 ГБ оперативной памяти.


Oculus GO

Вам всё же понадобится смартфон (Android или iPhone) для настройки Oculus GO и установки на них новых программ. Но использовать эти приложения на очках можно уже без помощи компьютера или смартфона. Шлем работает под управлением Android 7.1. Версия с 32 ГБ встроенной памяти стоит 199 долларов, с 64 ГБ — 249 долларов.

Если у вас близорукость или дальнозоркость, лучше выбирать устройство с регулятором фокусного расстояния.

3. Устройства высшей лиги: от 300 долларов

Что собой представляют

Премиальный сегмент VR-рынка представлен гарнитурами Oculus Rift , HTC Vive и Sony PlayStation VR . В отличие от предыдущих, эти устройства подключают не к телефонам, а к компьютерам и игровым консолями. Такие шлемы имеют сложный эргономичный дизайн и оснащены высококачественными экранами, аудиосистемами и многочисленными датчиками.


PlayStation VR

Цена Sony PlayStation VR составляет 300 долларов. Чтобы использовать эту гарнитуру, вы должны иметь консоль Sony PlayStation 4, а ещё лучше - Sony PlayStation 4 Pro, которая раскрывает весь графический потенциал этих VR-очков.

Oculus Rift и HTC Vive стоят 400 и 500 долларов, соответственно. Для каждого из них требуется наличие мощного компьютера с Windows на борту. В 2018 году состоялся релиз Vive PRO - новой версии шлема с улучшенными эргономикой, оптикой и звуком по цене 800 долларов.

Чем выделяются

Гарнитуры этого класса демонстрируют великолепный уровень графики и объёмного звучания. Особенности их дизайна вызывают минимальный дискомфорт. А благодаря внешним камерам и сенсорам они точно отслеживают перемещение пользователя в пространстве. Вместе эти факторы обеспечивают максимальное погружение пользователя в игры и другие интерактивные симуляции.


Oculus Rift

На что обратить внимание

Покупка премиальных VR-очков уместна только в том случае, если у вас есть игровая консоль или производительный ПК. В случае с PlayStation VR, который разработан специально для консоли от Sony, все ясно. Но если вы хотите Rift или Vive, обязательно прочтите системные требования к компьютеру на сайте Oculus или HTC.

Будет нелишним узнать ассортимент игр, доступных для каждого шлема. Каталог для PS VR обновляется на сайте PlayStation. Аналогичные списки для Rift или Vive можно посмотреть в Steam . Чем больше интересных вам игр поддерживает конкретный шлем, тем весомее повод выбрать именно его.

Выбирая гарнитуру, не забудьте обратить внимание на её комплект поставки. Некоторые аксессуары продаются вместе с очками, остальные приходится покупать отдельно. К примеру, базовый HTC Vive продаётся вместе с сенсорами и контроллерами, а версия PRO - вообще без дополнительных приборов.



Если вам интересны подвижные игры, убедитесь, что у вас дома достаточно свободного пространства. В противном случае продвинутые системы трекинга, которые составляют весомую долю в стоимости очков, будут бесполезны. Особенно это касается шлемов Oculus Rift и HTC Vive, которые могут отслеживать движения игрока в пределах 6 и 20 квадратных метров, соответственно.

Чек-лист покупателя

  • Если вы хотите приобрести недорогой шлем для фильмов и простых игр, выбирайте любую модель Cardboard, дизайн которой вам понравится.
  • Если можете потратить немного больше, чтобы купить более долговечные и удобные очки, ориентируйтесь на Google Daydream и Samsung Gear VR. Но убедитесь, что выбранная гарнитура совместима с вашей моделью смартфона или характеристиками ПК. Если с совместимостью не повезло, можете купить автономный шлем Oculus GO.
  • Если желаете полного погружения в крутые игры и деньги для вас не проблема, покупайте PlayStation VR, Oculus Rift или HTC Vive. Первый вариант - лучший выбор для обладателей PS 4. Второй и третий - для владельцев больших квартир и мощных ПК на базе Windows.

Реалистичная графика реализована даже в смартфонах, что позволяет создать ощущение личного присутствия в объемном трехмерном пространстве. Однако для этого потребуются особые устройства – очки виртуальной реальности.

Что такое очки виртуальной реальности? Это специальные устройства, которые надеваются на голову пользователя и формируют изображения в формате 3D.

Изображения показываются отдельно для левого и правого глаза. Чтобы использовать очки можно было еще удобнее, они оснащаются особым датчиком, который контролирует положение головы человека. Приобретать необходимо такие устройства, у которых есть 1-2 дисплея с линзами. Иногда очки оснащаются и зеркалами, а ряд моделей разрабатывается с микродисплеями, которые увеличивают угол обзора.

Зачем нужны очки виртуальной реальности

Что такое очки VR? Это возможность оказаться в несуществующем, но кажущимся настоящим мире, в котором можно оглядеться на 360 градусов. В результате достигается ощущение единства с виртуальной реальностью, что укрепляется посредством аудиовизуализации. Пользователь способен прикасаться к любым объектам, бегать, искать укромные места для укрытий – он беспрестанно будет находиться в эпицентре событий.
Молодые люди чаще всего используют VR гарнитуру для развлечений – просмотра фильмов, игр. В основном такие очки приобретаются геймерами, чтобы виртуальная реальность стала для них еще более настоящей. Согласно проведенным исследованиям, игра с использованием очков приносит на 80% больше удовольствия, чем без них.
Очки виртуальной реальности, что это такое и как получить от этого наслаждение? Сетевые виртуальные игры быстро развиваются, что привлекает как заядлых игроков, так и молодых семей, которые любят проводить так время вместе со своими детьми. Игроки могут воплотить в реальность любые свои желания – на время превратиться в гонщика, отправиться на крутые американские горки, стать участником звездных войн, прыгнуть с парашютом, исследовать морские глубины, посетить страны и города, где они вряд ли окажутся в действительности. Есть множество различных игр, представленных в категориях шутеры, экшен, ужасы, гонки и прочие.

Принцип работы

Рассмотрим более подробно, что такое очки виртуальной реальности и как они работают.
Они сделаны по принципу микрозеркальной технологии. Отражение изображения производится на глаза, что позволяет получить четкую графику.
Корпус таких устройств – пластиковый или картонный. За линзами располагается экран с перегородкой. Для левого и правого глаза создаются два изображения, что в итоге формирует трехмерную реальность, так как каждый зрительный орган видит свое отдельное изображение. Когда оба глаза включаются в работу, каждый из них видит виртуальную действительность в очках виртуальной реальности с собственной позиции, что позволяет достичь глубины и объема окружения. Если смотреть на виртуальную реальность одним глазом, то глубины пространства ощутить не удастся, расстояние будет рассчитываться неверно.
Попробуйте закрыть один глаз, не правда ли, что видимость уже не та? Так что очки виртуальной реальности показывают при правильном использование качественную, а главно трехмерную картинку где легко можно повернуть голову и осмотреть, что же происходит вокруг себя и смогут ли они показать ту единственную картинку и ощутить те эмоции которые нам так сильно нам бы хотелось.
Трехмерное видео записывается благодаря видеоряду, снимаемому сразу двумя камерами. Левая камера запускается для левого зрительного органа, правая – для правого. Именно так работают очки виртуальной реальности – данный принцип создает для каждого зрительного органа отдельное видео.
Также в устройство входят акселерометр, датчики движения и гироскоп. Это позволяет пользователю осматривать пространство вокруг себя, наклоняться, прятаться, уклоняться. Существуют модели очков, для работы которых требуется смартфон, имеющий данные функции.
При применении гарнитуры, которая подключается к ПК посредством кабелей HDMI и USB, первый кабель занимается передачей картинок на дисплей очков с компьютера, а второй сообщает компьютеру информацию от датчика движения головы. Для тех моделей, которые работают в связке со смартфоном, есть возможность подключения к компьютеру. Они функционируют в специальных приложениях – например, Stream VR.

На данный момент востребованность в очках виртуальной реальности огромна, и в будущем она будет только увеличиваться.

Применение очков виртуальной реальности

Что можно делать с очками виртуальной реальности на этот вопрос приходят очень много ответов от разглядывания простых картинок на 360 градусов или просмотра фильмов перемещаясь в кадры любого фильма – он может рассматривать окрестности, передвигаться, вставать рядом с героями до погружения в виртуальную игровую вселенную. Если эти банальные на первый взгляд понятные функции надоели то, что делать с vr очками дальше? Технологии также не дадут вам скучать. Создано немало обучающего, туристического и познавательного VR контента. Также Находясь у себя дома, можно путешествовать по различным странам и городам, осматривать достопримечательности, отправляться в космос и посещать другие планеты. Можно прогуляться по улицам Нью-Йорка или Парижа, окунуться в мир растений и животных (даже вымерших).
При этом возможности очков виртуальной реальности на этом не заканчиваются есть и другие сферы применения данных очков. Рассмотрим все, что нужно знать об этих устройствах.

  1. Обучение специалистов

    VR устройства позволяют показать учащимся предметы и объекты с различных ракурсов и в различных масштабах. Например, это позволит будущим врачам более детально разглядеть строение человеческого тела. И все это без риска окружающих людей. Также VR технология подойдет для обучения проектировщиков, инженеров, архитекторов.

  2. Дизайн интерьера, строительство зданий

    В данном контексте VR поможет проектировщикам и заказчикам рассмотреть проект будущего объекта, разглядеть в точности до мелочей все предметы, дизайнерские решения, мебель.

  3. Бизнес, маркетинг, торговля в сети интернет

    Очки позволяют просматривать товары, существующие в реальности, пройтись по виртуальному магазину, который также работает в действительности.

  4. Дистанционное управление объектами и устройствами

    Вскоре люди начнут удаленно запускать механизмы, контролировать объекты и даже производственные процессы, находясь у себя дома.

  5. Управлять дронами

    Человек сможет получать изображения, которые на данный момент снимаются дроном, находящимся высоко в воздухе. Таким образом, владелец становится его пилотом, оставаясь при этом на земле.

  6. Контролирование военной техники

    Можно управлять танками дистанционно. К тому же видимость из этой машины ограничена, а очки виртуальной реальности позволяют осматривать местность под большим обзором.

Особенности очков виртуальной реальности

Описывая характеристик, что такое очки вириальной реальности можно написать целый том начиная с пружиной для поддерживания телефона в самой гарнитуре до химического состава всех разновидностей линз которые необходимо использовать в зависимости от своего зрения. Мы же пойдем короткой дорогой и в нескольких пунктах попробуем объяснить важнейшие особенности и характеристики, что такое очки vr:

VR очки имеют следующие особенности:

  • Отличное качество графических изображений;
  • Отсутствие дискомфорта (или минимальные неприятные ощущения) при применении устройства;
  • Практически полная изоляция от окружающей реальной действительности;
  • Требуется или производительный смартфон, или мощный ПК.

Очки для смартфонов, имеют следующие характеристики:

  • Совместимы не только со смартфонами, но и с ПК;
  • Качество графики зависит от дисплея смартфона;
  • Насладиться фильмом или игрой можно в любом удобном месте.

Очки для консолей имеют следующие характеристики:

  • Не являются портативными;
  • Предназначены для работы с определенной приставкой;
  • Есть немного серьезных игр, имеющих графику на высоком уровне.
  • Также выпускаются автономные очки, которые оснащены мощным процессором, гироскопом и экраном.

Цены на VR устройства

Стоимость VR очков варьируются в зависимости от типа, модели и производителя. Они могут варьироваться от 200 до 50000 рублей и выше. К примеру гаджеты виртуальной реальности для ПК и приставок стоят дороже чем для смартфонов, т.к. они имеют дополнительные составляющие, например, индивидуальный дисплей. Так существуют 3 ценовых диапазона приборов VR:

  1. Бюджетные (до 2 000 рублей);
  2. Средняя ценовая категория (в пределах 10 000 рублей);
  3. Премиум-класс (от 30 000 рублей).

Вывод

Тем не менее как работает принцип очков виртуальной реальности знает огромное количество инженеров, разработчиков и гениальных умов. Не за горами день где это гарнитура войдет в повседневный распорядок дня огромного количество людей. Определение, что такое очки виртуальной реальности не сложно сформулировать и еще легче объяснить в 3 или 2 словах.


Виртуальная реальность поразит ваше воображение

Еще несколько лет назад виртуальная реальность (virtual reality, VR) воспринималась как научная фантастика. Казалось, серия коммерческих неудач и технических ошибок, совершенных в 90-х годах, на заре возникновения индустрии, поставили на технологии жирный крест.

Но сегодня виртуальная реальность переживает второе рождение: это перспективный рынок, игроки которого заключают миллиардные контракты, стремясь обогнать конкурентов в разработке собственных VR-устройств.

Как работают шлемы виртуальной реальности?

Шлем виртуальной реальности создает иллюзию объемного изображения, используя стереоскопический эффект, - экран показывает разное изображение для правого и левого глаза.

Объемный звук и обзор на 360 градусов усиливает эффект присутствия даже без фотореалистичной графики. По ту сторону очков может быть видеоигра, тренировочный симулятор летчика или поверхность другой планеты. Сферы применения технологии ограничены только воображением. Например, исландская певица Бьорк выпустила клип , который можно посмотреть только через очки виртуальной реальности.

Oculus Rift




Новейшая история виртуальной реальности началась с Oculus Rift. В 2012 году изобретатель Палмер Лаки основал компанию Oculus VR, которая первоначально финансировалась на Kickstarter . Технологией виртуальной реальности заинтересовался создатель легендарных игр Doom и Quake Джон Кармак, который стал настоящим евангелистом Oculus, а затем и вовсе перешел в компанию на постоянную работу.

Oculus VR собрала 2,5 млн долларов всего через месяц после старта кампании, с тех пор проект не просто развивался сам по себе, но и подтолкнул к развитию всю индустрию виртуальной реальности. Шлемом Oculus заинтересовались ученые NASA, британские военные и даже порнопродюсеры - сфера применения виртуальной реальности оказалась безграничной.


Так выглядит игровой процесс Skyrim в Oculus Rift, Cyberith Virtualizer и Wii Mote Оценив ослепительные перспективы новой реальности, компанию Oculus VR приобрел Марк Цукерберг за 2 млрд долларов. Эта сделка вызвала шквал возмущения среди пользователей. Главу Facebook обвинили в желании загубить разработку, однако он открещивается от всех обвинений. По словам Цукерберга, он лишь собирается ускорить эволюцию Oculus и расширить область применения шлема.

Как бы то ни было, после двухмиллиардной сделки остальные IT-гиганты резко пересмотрели свое отношение к технологии виртуальной реальности. Началась настоящая гонка вооружений: HTC, Sony, Samsung, Razer и многие другие анонсировали собственные разработки.

HTC RE Vive

Фото сайта theverge.com

Шлем виртуальной реальности Vive был представлен в начале марта на Mobile World Congress 2015. Устройство разрабатывается компаниями HTC и Valve и поступит в продажу уже в конце этого года.

Пока Sony и Oculus находятся на различных стадиях разработки, Vive уже полностью готов. Шлем использует два экрана с разрешением 1280 на 1000 пикселей и частотой 90 кадров в секунду.

Кроме того, создатели Vive решили проблему управления - шлем оснащен системой трекинга Steam VR, покрывающей площадь 5 на 5 метров, и двумя беспроводными контроллерами. Движение головы отслеживают гироскоп, акселерометр и лазерный сенсор.

Разработчики игр и приложений получат доступ к устройству еще до конца весны.


Впрочем, по словам создателей, устройство предназначено не только для компьютерных игр. Оно будет поддерживать и другие разновидности контента - например, сериалы HBO. Да-да, пользователи Vive смогут окунуться в мир Вестероса с головой.

Project Morpheus




В 2014 году в Сан-Франциско компания Sony представила свой прототип шлема VR под названием Project Morpheus. Спустя год компания назвала дату выхода устройства - он поступит в продажу во второй половине 2016 года.

Project Morpheus - эксклюзивная разработка специально для PlayStation 4. Шлем использует 5,7-дюймовый дисплей с разрешением 1920 на 1080 пикселей и частотой обновления 120 Гц. Устройство управляется с помощью PlayStation Camera и контроллера PlayStation Move.

Репортер сайта theverge.com тестирует прототип Project Morpheus

Насчет контента можно не волноваться: Sony как никто понимают важность создания большого количества игр для продвижения устройства. На сегодняшний день ни одна игра для шлема пока не анонсирована, но разработчики Project Morpheus утверждают, что компания тесно сотрудничает с Epic Games (серии Unreal Tournament, Gears of War), Crytek (Crysis, Far Cry), а также с разработчиками Unity 3D и 3ds Max.

Samsung Gear VR


Фото сайта theverge.com

В отличие от конкурентов Samsung уже выпустила шлем виртуальной реальности в продажу.

Компания позиционирует Gear VR как доступное решение - устройство стоит всего $199. Такой низкой цены удалось добиться благодаря тому, что в качестве экрана Gear VR может использовать Samsung Galaxy Note 4 или . Логично, что Gear VR приобретут именно обладатели этих смартфонов, иначе придется доплатить $700 – $800, сведя на нет «доступность» устройства.

Ролик демонстрирует возможности Samsung Gear VR

Потенциально сфера применения Samsung Gear VR не ограничена ничем: посещение концерта на другом конце света, прогулка на другой планете, или «присутствие» на родах ребенка на расстоянии 4000 километров. Но на деле, как справедливо отмечают рецензенты IT-изданий, контента для Gear VR все еще очень мало, а значит, с покупкой можно не торопиться.

Razer OSVR




По техническим характеристикам Razer OSVR можно легко спутать с Oculus. Однако, в отличие от Oculus, разработка Razer изначально создавалась с открытым исходным кодом и предназначена для самых смелых экспериментов с виртуальной реальностью.

Я не буду рассказывать, что такое виртуальная реальность, вы и сами это прекрасно знаете из кучи фантастических фильмов (). В этой статье я хочу рассказать, в первую очередь, новичкам , чего и как сегодня достигли технологии виртуальной реальности на конец 2018-го года или: что такое очки виртуальной реальности и как это работает? Завсегдатаи 4PDA могут проходить мимо, ничего нового из этой статьи они не узнают (скорее всего), а вот тем, кто ждет «Матрицы» и только задумывается о покупке шлема виртуальной реальности — должно быть интересно. Итак, начнем.

Спойлер — «Матрица» еще очень далеко)

Когда мы смотрим тот или иной фантастический фильм на тему VR, нам показывают разные типы погружения человека в виртуальный мир. Начиная от футуристических шлемов (типа «Джонни-Мнемоник «), заканчивая нейроинтерфейсами, где пользователь запихивает в себя некий имплант (привет, «Экзистенция «). До нейроинтерфейсов мы пока не доросли (хотя, Маск там вроде как мутит что-то на эту тему), и основу VR сегодня составляют так называемые очки или шлемы виртуальной реальности. От них и будем отталкиваться.

Кадр из фильма «Джонни Мнемоник». Такая штука — пока всё еще фантастика

Что такое очки виртуальной реальности и как это работает

Шлемов виртуальной реальности на сегодня великое множество. Вот я недавно , там очень много, почитайте, не поленитесь, здесь я привожу только общие принципы работы VR очков. Каким бы не был VR шлем, он всегда будет работать по схожим принципам, по крайней мере, в ближайшее время.

3D картинка в виртуальной реальности

В любом шлеме у нас имеется экран (или два — в зависимости от вида шлема), на который выводится картинка для двух глаз, то есть — картинка со смещением, для левого и правого. Так же в VR шлеме установлены линзы, через которые вы смотрите на этот экран, в итоге у вас создается иллюзия большого изображения перед вами.

Самый простой пример для понимания — :

В данном случае в качестве экрана используется экран телефона, на который программно выводится разная картинка для правого и левого глаза. На него мы смотрим через две линзы и получаем эффект большой трехмерной картинки.

Сколько бы не стоил тот или иной шлем виртуальной реальности — в нем будет тоже самое (пока не начнут картинку на сетчатку проецировать) — две картинки для двух глаз и линзы для их увеличения.

Разница будет лишь в качестве линз и экранов (технология производства, разрешение и т.п.) Ну и, «настоящие» шлемы напичканы всякими схемами для преобразования сигнала и дополнительными датчиками для отслеживания — но, про это — далее.

Отслеживание положения головы в виртуальной реальности

Подзаголовок глупый, но именно он отражает важное отличие VR-очков от обычного 3D телевизора или монитора.

Суть в том, что в VR шлеме мы не просто смотрим на статичную 3D картинку неподвижно, мы можем в ней поворачиваться на 360 градусов!

Отслеживание поворотов головы с помощью гироскопа (3 DOF)

Или 3-dof (3 степени свободы) , как его еще называют на форумах. В любом шлеме VR у нас есть встроенные датчики, в том числе и гироскоп , с помощью которого система может определить, в какую стороны вы повернулись. То есть, такой шлем позволяет отследить повороты головы влево-вправо, вверх-вниз, а так же — наклоны (от плеча к плечу, для лучшего понимания).

Гироскоп и три степени свободы вращения (металлические обручи).

То есть — находясь в виртуальной среде, мы можем крутиться в разные стороны и видеть разную картинку.

В дешевых VR очках для смартфона вся работа по определению поворота ложится на гироскоп , если он в нем есть. Если его нет — то вы в лучшем случае сможете только смотреть 3D фильмы в статичной среде. В дорогих шлемах гироскоп уже есть + он куда быстрее телефонного, именно потому картинка в дорогих VR шлемах «стоит как вкопанная», как в реальности, в то время как на телефонах могут быть дрейфы , когда ваша виртуальная среда начнет уезжать в ту или иную сторону, даже если вы не двигаетесь.

То есть, самый простой шлем виртуальной реальности (или ) умеет показывать вам 3D картинку и отслеживать повороты и вращение вашей головы в виртуальной среде.

Отслеживание позиции головы («позиционка», 6 DOF)

Повороты — это хорошо, но — нам же хочется большего погружения в виртуальную реальность? Поэтому, более дорогие VR шлемы умеют так же отслеживать изменение позиции вашей головы. Это еще три степени свободы — движение головы вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо:

Еще три степени свободы — в VR наша голова может двигаться по этим трем осям

Отслеживание не только вращения головы, но и ее перемещения, называют так же — 6 DOF — три степени свободы на вращение и три — на перемещение в пространстве.

Чтобы понять, как это — представьте, что в игре на вас летит пуля, вам в лоб (привет, ). Если у вас отслеживание только 3 DOF (вращение), то, как бы вы не крутились — она всё равно попадет вам в голову, потому что, голова то крутится, но всегда остается на месте. А вот если у вас отслеживание 6 DOF — то вы можете, например, присесть — и пуля пролетит над головой, или сделать шаг влево — и пуля пролетит мимо. Надеюсь, более-менее понятно).

Или, еще пример. В виртуальной реальности на стене висит табличка. С 6 DOF вы можете поднести к ней лицо и посмотреть на нее под разными углами.

Но, как работает такое отслеживание? Здесь есть два варианта:


У каждого из способов свои плюсы и минусы. Например, сенсоры надо где-то размещать, но с камерами в шлеме не поиграешь в темноте…

Таким образом, делаем вывод, что для лучшего погружения в виртуальную реальность нам нужен VR-шлем с 6 DOF.

Отслеживание рук в виртуальной реальности

Мы уже умеем отслеживать нашу голову в виртуальном мире. Но, как в нем что-то делать? Изначально всё работало либо с клавиатуры, либо с , а игрок сидел на кресле.

А как насчет пострелять из пистолета, целясь, как в реальности, своей собственной рукой или помахать мечом и порубить супостатов на кусочки?

Для этого были придуманы VR-контроллеры (по сути это джойстики, которые мы держим в руках, а они управляют «руками» внутри виртуальной реальности).

Oculus Touch — на сегодня считаются лучшими «VR-руками»

Контроллеры так же напичканы датчиками и гироскопами, и у них тоже может быть 3 DOF или 6 DOF. В первом случае в контроллере только гироскоп (см. в моей классификации), а значит — система может отслеживать только повороты и вращение такой «виртуальной руки». Во втором случае, в контроллерах стоят датчики вроде тех, что в Окулусе (см. картинку выше), или банальные светодиоды, как в случае с WMR. Положение Oculus Touch отслеживается теми же сенсорами, что и сам шлем, а WMR-шлемы своими двумя камерами «видят» светодиоды на своих контроллерах:

Контроллеры Lenovo со светодиодами

Важно помнить , что из-за особенностей работы, контроллеры от разных VR-шлемов могут быть не совместимы друг с другом!

Например, Oculus Touch подходят только к шлему Oculus Rift CV1. в том время как контроллеры для WMR совместимы между разными шлемами серии. Так же, контроллеры от Vive будут подходить к новому Pimax 8K. Вобщем, перед покупкой той или иной штуки обязательно убедитесь в совместимости.

Да, есть еще стороннее ПО, которое позволяет лепить контроллеры чуть ли не из теннисных шариков, но для этого нужны камеры от Плейстейшн 3 и это тот еще колхоз, и не везде подойдет.

Перемещение в виртуальной реальности

Отвечаю на вопрос: как здесь ходить?

Есть игры-тиры, где просто стоишь на месте. Есть игры-симуляторы, где управляешь рулем, или на клавиатуре с помощью классического WASD. Есть игры, которые (джойстик) и перемещение на стик. Так же, если в игре небольшая игровая зона, например, площадка, то вы можете просто ходить по комнате, и ваше перемещение перейдет в игру, если у вас отслеживается позиция головы.

В том же настольном теннисе вам просто достаточно делать несколько шагов в разные стороны в реальности , чтобы перемещаться вокруг виртуального игрового стола.

Но, мы рассмотрим два вида перемещения в виртуальной реальности, которые применяются именно в больших мирах, вроде Скайрима или Фалаута (и других подобных играх), где просто ходьбы по комнате уже не достаточно: телепортацию и локомоушен.

Телепортация

До недавнего времени это был чуть ли не единственный способ перемещения в VR. Суть в том, что с помощью стика на VR-контроллере или тачпада (сенсорная панель) мы прицеливаемся, как бы «забрасываем удочку» туда, куда хотим переместиться, после этого отпускаем кнопку и мгновенно оказываемся в новом месте:

Перемещение в виртуальной реальности с помощью телепортов

Считается, что такой способ перемещения более комфортен для игроков, особенно, для новичков в VR. Хотя, меня он раздражает и мне больше нравится второй способ.

Локомоушен

Его объяснить куда проще. Это «классическое» перемещение с помощью стика на контроллере (или тачпада), как если бы вы решили походить на джойстике или привычном WASD в обычной, не-VR игре. То есть — просто зажали стик в нужную сторону — идем, отпустили — стоим. Для разворотов можно использовать как всё тело, так и — если это предусмотрено игрой — повороты на второй стик в другой руке. Но, часто народ может укачивать при таком способе перемещения, хотя он и кажется наиболее логичным.

Комбо

В некоторых играх есть особо извращенные режимы перемещения, например, в популярном это смесь телепорта с поворотом, то есть — сначала мы указываем, куда хотим переместиться («удочка»), а потом, удерживая стик, выбираем и направление, в котором хотим смотреть после перемещения. А в это время на нас прут стада роботов, дичь та еще, как по мне. Хотя, игра хорошая. Так же, в новом Думе (VFR который) кроме телепортов был какой-то недо-локомоушен, когда игрок выбирал направление, а дальше персонаж туда не телепортировался, но скользил…

Какой способ перемещения в VR лучше?

Решает каждый сам, надо пробовать, мне больше нравится локомоушен, хотя он есть не во всех играх. В любом случае, я всегда за то, чтоб разработчики давали выбор игрокам, как именно им перемещаться. Потому что, комфорт в виртуальной реальности — весьма важная штука. И на тот же РобоРеколл я забил как раз из-за неудобного управления.

Что нам всё это дает — виртуальная реальность в действии

Таким образом, полноценный VR шлем сегодня умеет показывать вам 3D картинку, отслеживать повороты и перемещение вашей головы в пространстве, а так же имеет «руки», которыми вы в этой виртуальной реальности что-то делаете. Вот пример полноценного комплекта виртуальной реальности — мой Oculus Rift CV1 + Oculus Touch:

Полноценный комплект виртуальной реальности: сам VR шлем + два сенсора + два контроллера

То есть, вы подрубаете шлем к ПК, ставите сенсоры, как вам нужно, скачиваете ПО для шлема, проходите первичную настройку, и взяв контроллеры в руки, можете полноценно ходить по виртуальным мирам и взаимодействовать с ними.

Чтобы понять, что сегодня есть в виртуальной реальности, я сделал уже пяток подборок с играми для полноценных ПК-шлемов, можете их почитать.

Скажу еще, что из больших игр там есть «Фалаут 4 » и « «.

Как во всё это играется? Ну, как-то так:

Кроме этого, почитайте вот эту статью, хотя я и пишу там про очки для телефона, но всё это реализуемо и в больших пк-шлемах:

Аксессуары для очков виртуальной реальности

Про шлемы и «руки» к ним я уже сказал, давайте посмотрим, как еще производители предлагают разнообразить наш досуг в VR.

Начиная наш разговор о виртуальной реальности, нельзя не упомянуть такие культовые картины, как «Джонни Мнемоник» и «Газонокосильщик». Технические достижения, показанные в них, были настоящей фантастикой в свое время. И даже сейчас, несмотря на рывок технологий, виртуальный мир все еще далек от обычной «рабочей среды» Мнемоника.

Тем не менее, прогресс имеется, и весьма заметный. В качестве примера можно вспомнить известное устройство Oculus Rift. Возможно, многие из вас видели его в действии в связке с дополнительными контроллерами, позволяющими бегать по миру Fallout 4. К сожалению, такое решение пока что доступно не каждому: слишком высока стоимость полного набора, в который также следует включить мощный компьютер. Да и сам «пробег» лишь играет роль демонстрации.

Более доступным примером можно назвать очки виртуальной реальности. Поставщиком контента в них является смартфон, что позволяет не учитывать стоимость компьютера при покупке комплекта. Правда, сравнивать результаты работы двух устройств – это все равно, что сравнить встроенную и дискретную видеокарты. Однако общее представление о виртуальной реальности можно получить и таким образом.

Итак, в данном обзоре мы будем говорить о самом простом способе попасть в нарисованный мир. В этом нам поможет смартфон под управлением Android в связке со шлемом, а точнее – с очками виртуальной реальности VR HeadSet RIEM 2. Также уделим внимание программной части, благо приложений в магазине Play Market более чем достаточно.

Технологии виртуальной реальности

Для начала разделим компьютерные реальности на дополненную и виртуальную. Дополненная реальность является своеобразным гибридом: на настоящую картинку, получаемую при помощи камер, накладываются дополнительные элементы. Так, каждый владелец смартфона может установить специальное приложение для камеры и увидеть на экране телефона «живых» динозавров, разгуливающих по столу. Другой пример, уже привычный - цветные линии, которые используют при показе спортивных передач для обозначения лидирующих спортсменов.


Дополненная реальность не является предметом данной статьи, хотя к этому разговору мы обязательно вернемся. Пока что хочется отметить, что у технологии очень большое будущее с самыми разнообразными вариантами применения. Кстати, над одним из них работает Microsoft – на данный момент продукт известен как HoloLens.


Теперь к нашей главной теме – виртуальной реальности. Если говорить сухим языком известной энциклопедии, 3D виртуальная реальность является искусственной реальностью, которая при помощи технических средств влияет на ощущения человека. За примером далеко ходить не надо. Простейший аттракцион парка отдыха в виде экрана с динамиками, руля, двигающегося кресла и программы-симулятора гоночного автомобиля уже можно назвать системой виртуальной реальности. Пусть примитивной, грубой, но все же работоспособной.


В основе современной технологии виртуальной реальности, о которой мы будем говорить, лежит давно изученный эффект стереоскопии. Говоря предельно упрощенно, видеоряд формируется двумя отдельными изображениями для правого и левого глаза, в результате чего наш мозг воспринимает плоскую картинку как объемную. Этот же эффект используется и в стереокинематографе, но для его достижения необходимы специальные очки.

В результате рецепт «как смотреть виртуальную реальность» относительно прост. Во-первых, это один, а лучше два экрана, изображение с которых должно охватывать все поле зрения и быть достаточно четким. Во-вторых – звук. Но самое главное заключается в реакции виртуальной реальности на ваше воздействие, иными словами – в возможности «осматриваться» вокруг себя, поворачивая голову. Это достигается набором датчиков, размещенных как на самом устройстве, так и в помещении.

Очки виртуальной реальности

Самым известным устройством, обеспечивающим доступ в виртуальную реальность, является Oculus Rift. Первые модели были оснащены только одним экраном размером от 5,6 до 7 дюймов.


Однако так как экран должен одновременно показывать сразу два изображения для правого и левого глаза соответственно, то каждый на глаз приходилось в лучшем случае половина разрешения всего экрана. Поэтому следующим этапом является разработка очков с двумя 4K-экранами.


В настоящее время для предзаказа доступна первая потребительская модель Oculus Rift Consumer Version (CV1). Очки оснащены OLED экраном разрешением 2K, то есть 2160?1200 пикселей или условно говоря 1K для каждого глаза. Стоимость комплекта составляет порядка $600 на момент обзора, при этом очередь на получение устройства растянулась до лета 2016 года.


Конкурентом Oculus Rift стали представленные в начале 2016 года очки HTC Vive. Это совместный проект компаний HTC и Valve - известного разработчика игр Half-Life и Counter-Strike, а также сервиса Steam. Как и Oculus Rift, очки оснащены дисплеем с 2160x1200 пикселей и частотой обновления 90 Гц. Компания HTC утверждает, что за первые 10 минут после открытия предзаказа было получено больше 15 тысяч оплаченных заявок.

Однако следует помнить, что подобные очки виртуальной реальности – это всего лишь экран с набором датчиков. Поставщиком изображения является компьютер, и в силу игровой направленности устройства требования к нему высоки. Так, для полноценного использования Oculus Rift понадобится «машина» с эквивалентом Intel Core i5-4590, видеокартой NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290 и 8 Гбайт оперативной памяти. Аналогичные требования предъявляются и к Vive, и это только минимально необходимый набор.

Второй вариант как сделать виртуальную реальность – очки с возможностью установки смартфона или планшета. По сути, очки являются лишь внешней оболочкой, корпусом с парой линз безо всякой начинки, тогда как за все остальное отвечает смартфон. В принципе, сравнение таких очков и даже первых моделей Oculus Rift выглядит как сравнение автомобиля-мотоколяски из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и автомобиля бизнес-класса. Однако некоторое представление о виртуальной реальности можно получить и таким недорогим способом.


Арсенал таких устройств весьма велик, китайские магазины буквально изобилуют различными предложениями, как простейшими, так и навороченными. Однако суть таких очков все та же: удобный футляр-перегородка для смартфона. Более того, для этих целей вполне подойдет лист обычного картона, сложенный особым образом и дополненный линзами – все, погружаться в мир виртуальной реальности можно без лишних сложностей.


Это было доказано разработчиками компании Google, которые в 2014 году представили свой проект Google Cardboard – шлем, собранный из картона, линз и липучек для крепления на голове. А при желании сэкономить еще больше вы можете купить набор из линз и креплений в одном из китайских магазинов, а корпус очков вырезать и собрать из картона по схемам, которых полно в сети.


Есть и более серьезные варианты, например, Samsung Gear VR. Эти очки снабжены хорошей оптикой с большим набором регулировок, включая коррекцию линз под разное зрение. Из минусов – такие очки поддерживают довольно скромный набор смартфонов Samsung Galaxy S6 и S6 edge, Galaxy Note 5 и edge+. Ограничение понятно – эти смартфоны оснащены экранами с высоким разрешением, что позволяет получить более качественную объемную картинку.

Обзор шлема виртуальной реальности VR HeadSet RIEM 2

Теперь приступим к обзору героя сегодняшнего дня – шлему-очкам VR HeadSet RIEM 2. Именно с их помощью можно сделать дешевую виртуальную реальность для смартфона. Судя по сведениям из инструкции, очки поддерживают телефоны с экраном от 3,5 до 6,0 дюймов.


В нашем случае в качестве опытного образца был использован телефон с 5-дюймовым экраном разрешением 1920х1080 пикселей. Забегая вперед, можно отметить, что даже такого разрешения, обеспечивающего плотность точек 441 ppi, было недостаточно для получения четкой картинки.


Итак, что представляют собой очки виртуальной реальности стоимостью порядка $15? Для начала посмотрим на комплект:


  • очки;
  • ремень для крепления;
  • магнит;
  • инструкция.


Сами очки весьма габаритные, массивные и выглядят тяжелыми, хотя на самом деле таковыми не являются. Следует отдать должное неплохой системе крепления на голове. Вместе со смартфоном вся конструкция обретает заметный вес, но неудобства это не вызывает.


Смартфон крепится на откидывающейся крышке, снабженной набором присосок.


С одной стороны, такой подход позволяет легко установить телефон любого размера. К тому же, если вам понадобится доступ к смартфону для выбора другого приложения, то достаточно откинуть крышку, не извлекая сам аппарат.


В самой крышке предусмотрены отверстия для подключения наушников и зарядного устройства.


Минус заключается в том, что присоски удерживают телефон слишком крепко – для его извлечения придется приложить силу, и немалую. Кроме того, здесь нет никаких ориентиров для определения правильного горизонтального положения, все приходится делать «на глазок».


Набор регулировок RIEM 2 заключается в двух ползунках, позволяющих изменить расстояние между линзами. Кроме того, с левого торца располагается магнит для воздействия на магнитное поле магнитомера телефона.


В целом, к самим очкам и к их эксплуатации у нас не возникло никаких серьезных претензий.


Единственное, что хотелось бы порекомендовать – дополнить комплект джойстиком или геймпадом. Без дополнительных устройств управление происходящим на экране становится как минимум неудобным. Также телефон должен быть снабжен гироскопом для более точного ориентирования в пространстве. Это условие не обязательное, но желательное.

А так предлагаем посмотреть видеообзор этого шлема на нашем канале :

Виртуальная реальность на Android

Приложений для знакомства с «карманной» виртуальной реальностью в Play Market очень много. В первую очередь, конечно, это игры – аттракционы на подобие известного Roller Coaster, зомби-шутеры, космические полеты и десятки других жанров.

Следующий набор программ виртуальной реальности можно охарактеризовать как демонстрационные. Это прогулки по различным городам и красивым местам, симуляторы, исследования подводного мира и так далее. Как правило, принцип действия в большинстве таких приложений заключается в просмотре фотографий, сделанных при помощи камер с 360-градусным обзором.

Наконец, в немалой степени виртуальная реальность – это видео. Основным поставщиком контента выступает YouTube – здесь можно отыскать сотни роликов для просмотра в режиме Side-by-side, то есть с разделением на два изображения для каждого глаза, или покрутить головой в панорамном 360-градусном видео. Полагаем, скоро появятся и фильмы виртуальной реальности

Однако перед тем, как приступить к поискам того или иного приложения, рекомендуем познакомиться с сервисом компании Google – Google Cardboard. Вполне возможно, изучение его возможностей займет у вас не один час.

Игры для очков виртуальной реальности

Так как в нашем случае в комплект очков не был включен джойстика, а сам телефон не был оснащен гироскопом, то управление в большинстве игр стало серьезной проблемой. Поэтому хотелось бы еще раз заострить ваше внимание на этом моменте: в виртуальную реальность следует вступать подготовленным.

Владельцам Oculus Rift и Samsung Gear VR скучать не придется: помимо Play Market, свои услуги предлагает магазин приложений Oculus. Всем остальным придется довольствоваться только магазином от Google.


Хотя и здесь есть на что посмотреть. В первую очередь это приложения от компании FIBRUM, которая является разработчиком не только ПО для виртуальной реальности, но и создателем одноименных очков. Игра Roller Coaster VR , к которой многие Android-путешественники начинают свой виртуальный путь – творение именно FIBRUM.


Еще одна игра компании – виртуальные качели VR Swing . На экране телефона двойное изображение смотрится не более, чем забавно, но в очках полет над городом выглядит совершенно иначе. К сожалению, ни изображениями, ни видео такие ощущения не передаются.


В большинстве игр наподобие зомби-шутеров необходимо управление при помощи дополнительных манипуляторов. Без них ваш герой будет просто стоять на одном месте.



Некоторые игры автоматически обнаруживают отсутствие гироскопа на телефоне, после чего блокируют режим просмотра Side-by-side. Поиграть можно, но уже не в очках.


Различные гонки – обычные, космические, водные - весьма популярный жанр игр для очков виртуальной реальности. При этом гонкам вовсе не обязательно напоминать графику Need for Speed – простейшая картинка при наличии очков доставляет немало удовольствия.

Демонстрации

Немалую долю общего количества приложений для очков виртуальной реальности занимают приложения демонстрационного или обучающего характером. Это всевозможные прогулки и экскурсии – ночной Токио, шаттл Буран, подводный или доисторические миры со всевозможными их обитателями, и так далее.


Некоторые приложения состоят из набора качественных фотографий. Вы можете рассматривать окружающую вас местность, вращая головой, как будто вы действительно стоите в центре этого города. В качестве примера можно выделить приложения Sites in VR от разработчика Ercan Gigi – и VR Cities от Smart2VR - они привлекают большим количеством качественных фотографий.


Во многих других приложениях красивые виды созданы искусственно, но просмотр не становится менее интересным. В некоторых случаях наоборот, фантазия разработчиков позволяет им добиться интересных результатов. Например, прогулки в космосе.




Некоторые приложения позволяют упростить поиск на YouTube, сразу демонстрируя весь список соответствующих роликов. Приложения некоторых разработчиков, например Qwellcode , немного мухлюют: после выбора понравившегося ролика запускается приложение YouTube.



Наконец, в Play Market присутствует некоторое количество приложений с «собственным видео», которого не найти на YouTube. Особой популярностью пользуется видео с эффектом присутствия – как правило это или фильмы ужасов, или ролики с красивыми девушками восточного происхождения.

Виртуальная реальность и iOS

В мае прошлого 2015 года Google подсуетилась и создала приложение Google Cardboard для iOS. В частности, поддерживаются модели начиная с iPhone 5 и выше. .

Возможности Google Cardboard все те же, что и для Android. Приложение включает несколько функций: Exhibit – посещение музеев и выставок, Explorer – исследований различных локаций, и Urban Hike – виртуальные туры по городам. Разумеется, для полноценного использования приложения рекомендуется обзавестись очками виртуальной реальности Google Cardboard или аналогом.

В целом, набор приложений, связанных с виртуальной реальностью, для iOS такой же, как и для Android, разве что слегка уступает последнему в размерах. Найти списки игр с подробным описанием, изображениями и отзывами в социальных сетях не составит труда.

Резюме

Очки виртуальной реальности, в которых главную роль играет смартфон, мы считаем недорогим, интересным, но недолговечным развлечением. Разумеется, против Oculus Rift у таких очков нет ни одного шанса, но разница в цене такова, что это даже не смешно: примерно 3 тысячи рублей за комплект (очки + манипулятор) против как минимум 43 тысяч.

При покупке очков следует убедиться, что в комплект включен манипулятор. Если нет, то его следует приобрести отдельно. Также желательно, чтобы сам смартфон должен быть оснащен экраном размером не менее 5 дюймов с разрешением не ниже Full HD, наличие гироскопа обязательно. Только в этом случае погружение в виртуальную реальность будет приятным.