Группа инструментов Pen

Контуры - это основное средство описания изображений в программах веорной графики. В точечной программе они имеют вспомогательное значение и используются для создания и хранения точно выделенных областей, выделения лий, обрезки областей непрямоугольной формы при экспорте в программы верстки и при импорте рисунков из векторных программ. Для работы в точечной графике контуры очень удобны. Если вы работали в программах векторной графики, то нерняка знакомы с контурами. Основные их достоинства таковы:

± контур описывается не битовой картой, а лишь несколькими формулами. Места на диске эта информация занимает крайне мало;

± контур не распадается на отдельные элементы (точки), а остается единым обктом;

± учитывая принцип формирования, велики возможности трансформаций конта (уменьшение, увеличение, повороты, перекосы) при сохранении его качеса. Контур можно перемещать и копировать буквально одним движением;

± векторный контур - это превосходная возможность создания кривых сложной формы с последующей прорисовкой ("обводкой") их с помощью любых инсументов, имеющихся в программе Adobe Photoshop;

± преобразование контуров в контуры обрезки позволяет экспортировать изражения непрямоугольной формы в другие программы, избавляясь от белого прямоугольника вокруг рисунка.

Таким образом, Photoshop позволяет использовать преимущества векторной графики при обработке точечных изображений.

Под контуром следует понимать линию, состоящую из последовательности сегментов . Каждый из сегментов описывается своей математической формулой кривой Безье. Формула этой кривой позволяет определить форму сегмента с помью координат четырех точек (рис. 6.26):

± начальная и конечная - узлы сегмента или якорные точки (anchor points). Они определяют положение начала и конца сегмента;

Рис. 6.26. Пример кривой Безье

± две направляющие точки (direction points), определяющие длину и положение

направляющих линий (direction lines). Эти направляющие влияют на степень

кривизны сегмента. Направляющие линии всегда направлены по касательной к контуру.

Изменение формы осуществляется перемещением как узлов, так и связанных с ними направляющих линий.

Группа инструментов Pen

Инструменты группы Pen (Перо) позволяют создавать, выделять и редактирать контуры (рис. 6.27):

± Pen (Перо) - позволяет строить контуры в виде прямых или гладких кривых линий, задавая якорные точки и регулируя направляющие;

± Freeform Pen (Свободное перо) - предназначен для непосредственного рисания контура, подобно инструментам рисования в векторных программах;

± Add Anchor Point (Перо+) - предназначен для добавления в контур новых узлов (точек привязки);

± Delete Anchor Point (Перо-) - действует противоположным образом: удаляет из контура ненужные узлы (точки привязки);

Рис. 6.27. Инструменты группы Pen

± Convert Point (Конвертировать угол) - изменяет характер узла (точки привяи), что позволяет преобразовывать прямолинейные сегменты в криволинейные и наоборот.

Создание прямолинейного контура

Контуры удобны для создания точных выделенных областей несложной фоы. С их помощью вы сможете превратить небрежное изображение комбинации форм кристаллов в четкое и аккуратное, а затем раскрасить его. Именно для этого был ослаблен цвет фигуры, представляющей комбинацию форм кристаллов.

1. Откройте файл МЯЧ.jpg. Выберите в палитре инструментов Pen (Перо) и щелкните мышью в точке схода ребер фигуры, представляющей комбинацию форм кристаллов, установив первую якорную точку (рис. 6.28, а ).

2. Отпустив кнопку мыши, двигайте курсор вправо (по линии рисунка), затем еще раз щелкните мышью для получения второй якорной точки (рис. 6.28, б ). Так же создайте еще две якорные точки.

3. Для замыкания контура подведите курсор к начальной точке (рис. 6.29). Рядом с курсором появится кружок. Щелкните мышью, и контур замкнется.

4. Создайте незамкнутый контур фигуры. Щелкните мышью в правом верхнем углу фотоаппарата. Установите вторую якорную точку в левом верхнем углу фигуры. Для того чтобы оставить контур незамкнутым, необходимо еще раз щелкнуть мышью на пиктограмме инструмента Pen (Перо) в палитре инструментов.

Другой способ закончить контур без его замыкания - щелкнуть мышью на любом месте рисунка при нажатой клавише .

Рис. 6.28. Установка якорной точки (а ); создание прямой линии контура (б )

Рис. 6.29. Замыкание прямолинейного контура

5. Продолжите контур фигуры. Для этого подведите курсор к одной из конечных якорных точек и щелкните на ней. Линия продолжается.

6. Подведите курсор к следующему углу. Теперь он оказался поблизости от фигы 1. При этом инструмент Pen (Перо) автоматически заменяется на инструмент Add Anchor Point (Перо+), и вместо продолжения контура фигуры 2 вы получае дополнительную якорную точку на контуре фигуры 1. Чтобы заставить пррамму продолжать построение фигуры 2 (сохранять активность инструмента Pen (Перо)), нажмите и удерживайте клавишу . Продолжайте строить фуру до полного замыкания контура.

Палитра Paths

Все контуры документа отображаются в соответствующей палитре Paths (Коуры), изображенной на рис. 6.30. С ее помощью выполняются операции при рабе с контурами.

В основной части палитры отображаются все существующие в документе коуры. В окне документа видим только активный контур, который подсвечен синим в палитре. Меню палитры предоставляет доступ к операциям с контурами. Наиболее часто используемые операции вынесены в виде пиктограмм в нижнюю часть питры Paths (Контуры) и предназначены для заливки контура, прорисовки линии контура, превращения контура в выделенную область и наоборот, создания и удения контура.

Рис. 6.30. Палитра Paths

и меню палитры

Рабочий контур. Сохранение контура. Новый контур

1. Откройте палитру Paths (Контуры). В ней имеется только одна строка контура, содержащая только что нарисованные фигуры. Все они являются частями оого контура Photoshop, или субконтурами . При построении контур получает временное имя Work Path (Рабочий контур) и называется рабочим .

2. По свойствам рабочий контур похож на быструю маску. Он предназначен для временного хранения контура и не сохраняется автоматически. Сделайте его нктивным, щелкнув мышью на свободном поле палитры. Контур перестал отражаться в окне документа. Если теперь начать рисовать новый контур, то вновь создаваемый заменит собой предыдущий, в документе появится другой рабочий контур. Верните активность контуру, и он вновь появится в окне документа.

3. Чтобы сохранить контур для дальнейшей работы, нужно дать ему имя (снова аналогия с масками). В контекстно-зависимом меню выберите команду Save Paths (Сохранить контуры). В диалоговом окне программа предложит имя для нового контура - Path 1. Оставьте это имя.

При выполнении упражнений вам понадобятся всего два контура, поэтому можно оставить имя по умолчанию. Если в документе много контуров, лучше давать им значащие имена.

4. Для создания нового контура из контекстно-зависимого меню выберите комау New Path (Новый контур) в палитре Paths (Контуры). В палитре появилась новая активная строка. По умолчанию второй контур называется Path 2.

Построение криволинейного контура

1. На текущий момент активен контур Path 2. Щелкните инструментом Pen (Перо) на другой грани кристалла драгоценного камня (рис. 6.31). Не отпуская кнопки мыши, буксируйте курсор вправо. Из якорной точки выходят две направляие.

Рис. 6.31. Создание якорной точки криволинейного субконтура

2. Отпустите кнопку мыши, затем щелкните на конце отрезка одной грани. Создайте еще две направляющие, на этот раз ведущие вниз и вверх. В момент построения контура вы можете сразу определить его форму, поскольку она изменяется сласно перемещению направляющих точек.

3. Тем же способом продолжите субконтур до замыкания.

Для построения контура с прямыми сегментами нужно, установив якорную точку, опуить кнопку мыши. Затем снова щелкнуть мышью в данной точке. В этом случае из якоой точки выйдет лишь одна направляющая, и вместо криволинейных сегментов вы полите прямолинейные.

Рис. 6.32. Криволинейный контур с углами

4. Построим субконтур, сочетающий прямые и криволинейные сегменты (рис. 6.32). Щелкните мышью на следующей грани кристалла.

5. Затем щелкните посередине обводки закругленной части. Вытяните из якорной точки направляющие до получения плавного изгиба.

6. Щелкните на противоположной стороне закругления. Поставьте еще одну якорную точку, создав прямой сегмент, потом еще одну криволинейную, затем снова прямолинейную, и замкните субконтур. В нем четыре криволинейных сегмента и два прямых.

7. Для завершения работы нарисуйте еще два прямолинейных субконтура.

Свободное рисование контура

С помощью инструмента Free Form Pen (Свободное перо) постройте плавный контур, обозначающий толщину грани. Работа с этим инструментом похожа на веление областей инструментов Lasso (Лассо).

1. Сделайте активным контур Path 2.

2. Щелкните курсором в начальной точке. Буксируйте курсор вдоль линии объекта, создавая его "толщину". По мере продвижения инструмента автоматически будут проставляться якорные точки. Затем создайте вторую половинку контура, аккуратно обводя линию объектива. Замкните контур.

3. Отпустите кнопку мыши. Контур завершен. Остается только отредактировать его якорные точки.

4. Сотрите инструментом Eraser (Ластик) все изображение первичного эскиза фотоаппарата. В следующих главах вы узнаете, как восстановить его в улуенном виде с помощью контуров.

Обводка контура

В программах векторной графики контур, оформленный в виде объекта, явлтся конечным результатом работы. Объекту можно присвоить параметры залии и параметры самого контура (толщину, цвет, а в некоторых программах и тетуру). В программе Adobe Photoshop контур в изображение не входит, его функции сугубо вспомогательные. Чтобы полученный контур "попал" в изобрение, он должен быть "обведен" каким-нибудь рисующим инструментом, т. е. конвертирован из векторного в точечное представление со всеми вытекающими последствиями. Но прежде необходимо решить, с помощью какого инструмента обводить контур (например, с помощью кисти), и определить его параметры: толщину, цвет и пр.

Команда обводки контура находится в меню палитры. Сделайте активным коур Path 2. Из меню палитры выберите команду Stroke Path (Обводка контура).

В диалоговом окне (рис. 6.33) выберите инструмент, которым будет обведен коур, например, Pencil (Карандаш).

Нажмите кнопку OK . Контур обведен тонкой черной линией.

Заливка контура

Рис. 6.33. Диалоговое окно

Stroke Path

Области внутри контура можно придать разнообразные цвета с помощью зивки.

1. Сделайте активным контур, выберите в качестве основного цвета светло-серый, а цвета фона - темно-серый.

2. В меню палитры выберите команду Fill Path (рис. 6.34).

Рис. 6.34. Диалоговое окно

Fill Path

3. Диалоговое окно заливки контура предлагает несколько параметров заливки, все они вам уже известны. Выберите для заливки фоновый цвет, остальные паметры оставьте по умолчанию. Нажмите кнопку OK .

Получение выделенной области из контура

Чтобы сделать из контура выделенную область, в меню палитры контуров верите команду Make Selection (Создать выделение). В диалоговом окне (рис. 6.35) вы видите уже знакомые параметры растушевки и сглаживания. С помощью выба переключателя задается тип взаимодействия вновь создаваемой области с уже имеющейся в документе. Выберите положение переключателя New Selection (Ное выделение).

Установка переключателя New Selection (Новое выделение) отменяет предыдущие веления, переключателя Add to Selection (Прибавить к области) - складывает старую и новую области, переключателя Subtract from Selection (Вычитание областей) - оимает новое выделение из старого, как бы вырезая общую область, а переключателя Intersect with Selection (Пересечения областей) - оставляет выделенной лишь оасть пересечения областей.

Рис. 6.35. Диалоговое окно

Палитра - средство программы Adobe Photoshop, которое предназначено для выполнения различных операций по обработке изображений, для настройки параметров инструментов, а также для отображения соответствующей информации. Палитра представляет собой диалогового окна; она отличается от обычного окна тем, что может находиться на экране в развернутом или свернутом состоянии, не мешает выполнению операции, не имеющих к ней отношение. В программе пользователю предложены следующие палитры:

Палитра «Слои»;

Палитра «Каналы»;

Палитра «Контуры»;

Палитра «Кисти»;

Палитра «Параметры»;

Палитра «Синтез»;

Палитра «Каталог»;

Палитра «Дизайн»;

Палитра «Инфо..»;

«Палитра «Команды»;

Палитра «Слои» используется для создания, копирования, объединения и удаления слоев, а также создания слоев-масок. Кроме того, эта палитра позволяет управлять отображением отдельных слоев.

Палитра «Каналы» используется для создания, дублирования и удаления каналов, для определения их параметров, для преобразования каналов в отдельные документы, а также для объединения каналов и формирования совмещенного изображения.

Палитра «Контуры» используется для создания, хранения и обработки контуров. В данном разделе описаны открытие и закрытие палитры, а также выделение контуров и их отображения в палитре.

Различные кисти, используемые для рисования и редактирования, представлены в палитре «Кисти». По умолчанию вам предлагается несколько размеров круглых кистей, причем Adobe Photoshop сохраняет характеристики кистей для каждого инструмента в отдельности. Каждый инструмент (кроме «Перемещение» и «Текст») характеризуется собственным набором параметром, отображаемых в палитре «Параметры».

Палитра «Синтез» отображает цветовые значения текущих цветов переднего и заднего плана. С помощью ползунков Вы можете отредактировать эти цвета в одной из предложенных цветовых систем.

Палитра «Каталог» содержит набор доступных для использования цветов. Кроме того, вы можете создать и сохранить любой набор цветов для последующего использования в других изображения.

Палитра «Дизайн» представляет собой планшет, вы можете использовать для произвольного смешивания цветов. Для работы в палитре «Дизайн» вы можете пользоваться любыми инструментами, которые рисуют. Для просмотра содержимого палитры могут применяться инструменты «масштаб» и «рука».

Палитра «Инфо» отображает информацию об активном инструменте и о цветовых координатах в активной точке курсора.

Палитра «Команды» позволяет одним щелчком мыши выбирать наиболее часто используемые команды. По умолчанию в программе Adobe Photoshop выбраны несколько команд, за которых закреплены функциональные клавиши. Если на вашей клавиатуре имеются функциональные клавиши, то вы можете самостоятельно переназначать их на другие команды.

В данном уроке Фотошопа мы рассмотрим, как можно обвести контур текста кистью, для получения разных симпатичных эффектов.


Финальный результат

Приступаем к уроку Фотошопа

Цель этого урока состоит в том, чтобы объяснить технику создания контура любого текста абсолютно любой кистью без применения спецэффектов.


1. Создадим Новый документ (File > New (Файл > Новый / Сочетание клавиш "Ctrl+N")), размер любой (в уроке используется размер 500 х500 пикселей).


2. Добавим Текст.

Жмем "T " на клавиатуре для быстрого вызова Horizontal Type Tool (Инструмент "Горизонтальный текст" / Клавиша "T").


Выбираем любой шрифт (какой Вам больше нравится).

В уроке используется - Helvetica Black .




3. Создаем контур текста.

Правым кликом внутри нашего документа вызываем контекстное меню инструмента текст, выбираем из списка опций "Create Work Path " (Создать рабочий контур).


У буков появится контур - это будет точный путь следования выбранной Вами позже кисти.



4. Создаем новый слой выше слоя с текстом.

При активном текстовом слое кликнем по иконке "New Layer " (Новый слой) внизу палитры слоев. Новый слой появится над слоем текста.


На нем будет располагаться контур текста, обработанный кистью.



5. Прячем текстовый слой - клик по иконке глаза около текстового слоя скроет его видимость, поскольку отображение текста нам более не понадобится.



После отключения видимости текстового слоя будет виден только контур текста.




6. Выбираем кисть.

Жмем клавишу "В " на клавиатуре для быстрого выбора Brush Tool (Инструмент Кисть / Клавиша "B") или выбираем кисть на панели инструментов.



Правый клик внутри окна документа откроет окошко с набором кистей.



Выбирайте любую понравившуюся кисть.

Используйте движок основного диаметра кисти "Master Diameter " (Диаметр кисти) для изменения размера кисти насколько Вам необходимо. Наводя курсор кисти на контур буквы, подбираете подходящий Вам размер кисти.


7. Переходим в палитру контуров (Paths).


Убедитесь, что в палитре слоев выделен слой, предназначенный для обводки контура кистью. Переходим в палитру Paths (Контуры).


В ней показан созданный контур.



8. Штриховка контура кистью.

Щелкнем по иконке Stroke Path With Brush (Обводка контура кистью), находящейся внизу палитры контуров, и Фотошоп заштрихует выбранной нами кистью контур текста.



Вот такой эффект получается, если использовать для обводки контура Chalk brush (меловую кисть).




Чтобы дополнительно подчеркнуть форму буков - уменьшаем диаметр кисти и снова применяем Stroke Path With Brush (Обводка контура кистью).



Такой эффект получается, если применить трижды Stroke Path With Brush (Обводка контура кистью) с уменьшенной кистью. ↓

Команда Fill Path (Заливка контура) позволяет заполнить контур определенным цветом, повторяющимся узором или каким-либо другим изображением.

  1. В палитре Paths активизируйте замкнутый или незамкнутый контур.
  2. В палитре Layers выберите слой, в котором будет находиться закрашенный контур.
  3. Чтобы залить контур каким-либо цветом, отличным от белого и черного, задайте значение параметра Foreground color .

    Если вы хотите заполнить контур каким-либо изображением, с которым вы работали ранее, переместите пиктограмму инструмента History Brush (Восстанавливающая кисть) на состояние, соответствующее этому изображению.

    Чтобы залить контур повторяющимся узором, воспользуйтесь имеющимися образцами.

  4. Нажав клавишу ALT , щелкните мышью по кнопке (Заливка контура основным цветом) в нижней части палитры Paths (рис. 16.42).
  5. Выберите в группе Contents (Содержимое заливки) из раскрывающегося списка Use (Использовать) соответствующий режим заливки (рис. 16.43).

    Для заполнения контура узором выберите какой-либо элемент на панели Custom Pattern (Палитра узоров). Затем установите значение параметра Mode (Режим). Чтобы заполнение казалось прозрачным, используйте режим Clear (Очистка).

    Задайте значение параметра Opacity (Непрозрачность) в процентах.

    По желанию
    Если слой изображения (кроме фонового) активен, то установите флажок Preserve Transparency (Сохранить прозрачность), чтобы изменить цвет только видимых областей слоя
    .

    По желанию
    Задайте значения параметров группы Rendering (Рендеринг) - радиус растушевки и режим сглаживания
    .

  6. Щелкните по кнопке ОК (рис. 16.44 и 16.45).

Рис. 16.42 . Кнопка операции заливки контура


Рис. 16.43 . Окно опций операции заливки

Чтобы залить контур с использованием текущих значений параметров данной операции, выберите имя контура и щелкните по кнопке Fill path with foreground color , находящейся внизу палитры Paths .

С помощью окна Layer Style (Стиль слоя) к контуру отсечения можно применить эффект Color Overlay (Наложение цвета), предварительно указав параметры операции (см. главу 14, раздел "Применение эффекта Color Overlay").


Рис. 16.44 . Исходный контур


Рис. 16.45 . Контур, заполненный узором при 50% непрозрачности

Здравствуйте, леди и джентльмены. Некоторые из вас спрашивали меня о том, как я делаю свои штриховые рисунки. Перед вами простой урок о том, как, собственно, я их делаю… в стиле JUU-YUKI! Вы можете применить этот урок практически во всех программах. (Photoshop, Sai, Open Canvas и т.д.). Для этого урока я буду использовать Sai и планшет.

Прим. переводчика: Уважаемые пользователи сайта, для удобства, некоторые скриншоты из данного урока были заменены на скриншоты из программы Photoshop.

Пожалуйста, обратите внимание, что все, о чем я буду повествовать в уроке, мои собственные приемы, я никогда не брала уроков по созданию контуров. Я не профессионал, поэтому мои рекомендации могут быть неидеальными. Читайте этот урок на свой риск.

Теперь, я надеюсь, вы уже знаете все инструменты. И знаете, как работать с основными инструментами: перо (pen), карандаш (pencil), кисть (brush) и ластик (eraser). У вашего планшета также должна быть активирована функция нажима пера. Те, кто использует Photoshop, перейдите сюда для ее активации:

Вам необходимо выбрать инструмент Кисть (Brush) или нажать клавишу B.

Теперь кликните по маленькому квадратику в панели настроек или кликните по панели Кисти (Brushes) (прим. пер . также можно воспользоваться клавишей F5 для вызова этого же меню ).
Теперь перейдите к параметру Динамики формы (Shape Dynamics) и напротив параметра Управление (control) выберите Нажим пера (pen pressure).
Теперь мы готовы к рисованию контуров.

У вас для начала должен быть черновой набросок. Вот мой. Знаю, грязно. Чтобы лучше увидеть линии, нам необходимо немного уменьшить Непрозрачность (Opacity) наброска. Насколько уменьшать Непрозрачность (Opacity), решайте сами.

Примечание: Чтобы получить хороший и аккуратный контур, я работаю на большом холсте. Чем больше холст, тем лучше. Когда я делала этот набросок, его разрешение было 3400х4000px.
После этого нам необходимо создать новый прозрачный слой над наброском. Здесь мы будем рисовать наш контур. Палитра слоев должна у вас выглядеть вот так:

Теперь начинаем набрасывать контуры. Кисть, которую вы используете, может быть различных размеров, но, пожалуйста, в пределах разумного. На данный момент контуры не должны быть четкими. Нам просто нужно избавиться от этого ужасного наброска. Я избавилась от этой грязи.

После того, как вы нарисовали грубые контуры, вы можете избавиться от своего наброска. Я обычно не сохраняю свои наброски, но на этот раз я просто спрячу его. После того, как вы спрячете/удалите набросок, у нас останется только контур.
Теперь вам нужно воспользоваться инструментом Ластик (Eraser) (обратите внимание на размер моей кисти). Убедитесь, что кисть не слишком большая, иначе вы не сможете работать с деталями.

Следуйте по направлению волос и стирайте лишние линии, которые вам не нужны. На данном этапе вы можете изменять толщину каждой пряди с помощью инструмента Ластик (Eraser).
Перед вами еще несколько скриншотов с моими завершенными контурами. Поскольку вы работаете на холсте большого размера с приближением, линии будут идеальны.

Проделайте то же самое для всех деталей, включая одежду и фон (если они у вас есть). Да, это отнимает много времени, я также трачу много времени на создание контуров, но это окупится, поверьте мне. После того, как вы все сделаете, у вас должно получиться что-то подобное:

Я до сих пор имею при себе этот ужасный набросок, поскольку еще не до конца обрисовала остальные части изображения, но у вас должно быть чистеньким и готовым все изображение, без наброска.

Не бойтесь уменьшать изображение и смотреть, как у вас получилось. Оно будет выглядеть лучше после уменьшения.

Иногда лучше использовать несколько слоев с контурами для упорядочения работы. К примеру, отдельный слой для волос, отдельный для одежды и т.д. Мне лично безумно лень использовать отдельные слои в этой работе, поэтому я все делала на одном слое.

Дополнительно:
Это дополнительный шаг, но он остается на ваше усмотрение, хотите, делайте так, не хотите - не делайте. Я обычно всегда делаю этот дополнительный шаг, поскольку он придает моим контурам глубины.
Над слоем со своим контуром создайте прозрачный слой. Мы закончили работу над контуром, поэтому не смейте его трогать. Этот дополнительный шаг должен быть полностью сделан на отдельном слое, который мы только что создали.

Для всех прядей, которые соприкасаются между собой, необходимо сделать линии толще. Вот пример:

Также имейте для себя представление, где расположен источник света. Если герой находится ближе к свету с правой стороны, левая сторона должна иметь большую глубину.
Слейте все слои, чтобы они образовали единый штриховой рисунок. А вот и последний прием на сегодня. Ваш холст должен быть размером около 3000px. Уменьшите его до 1000px и ваши линии будут идеальны, как никогда.

Итак, после того, как мы затратили на создание штрихового рисунка более 6 часов, он окончательно завершен. Та-да! Похлопайте себя по спинке и идите скушайте печеньку за столь кропотливую работу.

Надеюсь, вам понравился этот урок. Прошу прощения, если в уроке имеются лексические ошибки и за то, если мои способности к объяснению не самые лучшие, а также за те моменты, которые были недостаточно ясными. Хорошего дня!