Жанры русских народных песен. Народные песни: частушки, колыбельные, обрядовые. «Исторические песни как жанр устного народного творчества (2)

Гуренкова Алена. Ученица 6 класса.

Сочинение "Русская народная песня - отражение русской души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Русская народная песня - отражение русской души

Нигде нет такой литературы, как у нас,
у русских. А народные песни?...
Такие песни могли родиться только в
народе великой души...
М. Горький

Слово, люди, добро, род, родня, Родина...Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово...и песня
"Песня - душа народа", прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда - в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями "Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И.А.Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын".
Народная песня - самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.

Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.

Русская народная песня - основной вид музыкального творчества русского народа - с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором ("одному не спеть, артелью - легче").Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения. Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода,пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю.
Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей. Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы(«Эх,ухнем», «Вы ребята,бери дружно», «Дубинушка».)

Полдневный зной его палил.
И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

Хрипя, «Дубинушку» стонал…
Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу.
Старинные обряды сопровождались тоже песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Среди обрядовых различаются песни календарные и семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Особой пышностью выделялась свадьба. Самыми почётными гостями на свадьбе были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу». В старину на свадьбах наряду с весёлыми песнями звучали и грустные, похожие на плачи.
Ведь часто девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашенным «плакальщикам». («Виноград в саду цветёт», «Ты река ль, моя реченька».)
В старину у девушек был обычай гадать о своей судьбе. Гадали два раза в году – зимой и летом. Зимой гадали по вечерам. Летом собирались на лугу или в лесу, водили под песни хороводы, плели венки и бросали их в воду. Одна из песен этого обряда – «Как на речке, на лужочке».
Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. («Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Уж вы, мои ветры», « Не одна во поле дороженька пролегла» и т.д.)
Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют об интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторические песни разнообразны: протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.
С конца XVIII века русская народная песня записывается и издаётся; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования.
Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению.

Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и характера, свойственным русскому народу. Ребёнок должен слышать русскую песню в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. «Русская песня, - писал И.А.Ильин, глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, она даёт детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».

Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу:.. Почему слышится и раздается в ушах твоя тоскливая, несущая во всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?...»

У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни в деревне». Но наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идёт о состязании двух певцов. Это состязание – своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя: рядчик и Яков – Турок. Рядчик первым исполнил весёлую плясовую песню с удалью, и все решили, что победил он. Но настала очередь Якову – Турку исполнять свою песню.И.Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», « Он глубоко вздохнул и запел…» «Не одна во поле дороженька пролегла» - пел он, и всем сладко становилось и жутко.» Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась…

И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.

Русская народная песня всегда была и, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Липа вековая над рекой стоит», «Калинка».

Бытие русского народа, это – река и лес, спеть и поле; происходит слияние человека с природой. И в русской песне утверждается «широта русского характера: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по «Волге», и т.д. Образ Родины запечатлён в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.
Это – русская сторонка,

Это – Родина моя!

В русской народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.

В русских народных песнях нашли отражение и обобщённые, и конкретные образы дорогих почитаемых священных для русского человека природных явлений – один из многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет их. Широко известны песни, в которых поётся о природных явлениях – Волги, Доне, священном Байкале. Эти песни знает вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озёра, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей – героев песни – слита воедино.

Передовые люди России, стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.

Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для создания художественной достоверности вводились в литературные произведения- иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме А. Пушкина «Русалка» и в опере А. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Детская игра «Гори-гори ясно» приводится П. Чайковским в I действии оперы «Пиковая дама», народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.

Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.

Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.

Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Никулинская основная школа муниципального образования

«Николаевский район» Ульяновской области

Исследовательский проект

«Почему русская народная песня живет и по сей день?»

Выполнила ученица 4 класса

Русакова Ульяна

Руководитель: Пчелякова Н. В. -

учитель начальных классов

2016 год

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3-6

    Цели и задачи исследования……………………………...3

    Методы исследования………………………………………4

    Предмет и объект исследования…………………………..5

    Гипотеза ……………………………………………………...5

    Актуальность исследования………………………………6

Раздел 1. История русской народной песни…………………..7-13

1.1. Русская народная песня ……………………………...7-9

1.2. Собиратели народных песен…………………………10

1.3 Исполнители русской народной песни……………...11-13

Раздел 2. Песенная судьба моей семьи………………………...14-16

2.1.Начало моей любви к песне - мамина песня……….14

2.2.Песенная судьба моих предков……………………….15

2.3.Песни моего сердца……………………………………..16

Раздел 3. Практическая часть…………………………………...17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………18

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………19

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования: определить значение русской народной песни.

Задачи исследования:

Познакомиться с историей народной песни;

Изучить песенное народное творчество;

Проанализировать материал по выбранной теме;

Исследовать песенные народные традиции семьи, односельчан;

Предположить, долго ли они будут существовать;

Выяснить насколько хорошо знаем мы песенную культуру своего народа.

Методы исследования:

Работа с научной и справочной литературой;

Наблюдение;

Опросы местных жителей,

Анкетирование сверстников;

Интервьюирование;

Систематизация собранного материала;

Математическая обработка данных.

Предмет исследования – народная песня.

Объект исследования – песенная нить в судьбе семьи.

Гипотеза - Я предполагаю, что русская народная песня будет жить до тех пор, пока жив русский народ.

Время оставляет след: вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, в камнях, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в слове писателя, она - в песне народного творца, в летописи времени. Перелистывая страницы этой удивительной летописи и задержимся на тех из них, которые ожили в звуках, став одним из прекраснейших творений человека – песней!

Свою работу я посвящаю Русской народной песне.

Русские народные песни окружали меня с самого раннего детства: их пела моя прабабушка, поют бабушка и мама. Каждый раз, слушая русские народные песни на уроках музыки, по телевидению, передо мной встал вопрос: почему русская народная песня живет и по сей день?

Актуальность исследования:

Духовное возрождение современного человека;

Фольклор нашего села уникален, самобытен и неповторим, так же как и культура нашей семьи;

Песенная культура жива, пока есть люди, исполняющие старинные фольклорные произведения народа.

Данная исследовательская работа проводилась на основе семейного архива семьи Русаковых - Стадниченко, воспоминаний родственников и односельчан, проживающих в селе Рызлей Николаевского района, изучения специальной литературы о фольклоре, интернет-материалов о народном песенном творчестве; интервью с исполнителями старинных песен.

Раздел 1. История русской народной песни

1. 1.Русская народная песня.

В истории русской культуры большое значение имело народное творчество. Одном из направлений народного творчества является народная песенная поэзия.

Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни - непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью.

Русские народные песни подразделяют на:

Песенный эпос

    былины (южнорусские, среднерусские, сибирские);

    северная эпическая традиция;

    исторические песни;

  • небылицы и скоморошины;

    песни в сказках.

Календарные обрядовые песни

    поздравительные зимние (колядки, щедровки)

    святочные (см. Святки);

    масленичные;

    весенние (веснянки, пасхальные);

    песни пахоты и сева;

    вознесенские;

    летние (купальские песни);

    толочные, покосные, жатвенные.

Семейные обрядовые песни

    обряды рождения и пестования (пестушка);

    плачи и причитания;

    свадебные;

    колыбельные.

Традиционные лирические

Трудовые песни.

Отходнические песни

    бурлацкие;

    чумацкие;

    ямщицкие;

    солдатские;

Удалые песни

    разбойничьи;

    каторжные и ссылочные;

    тюремные (блатные).

Шуточные, сатирические, частушки, припевки, страдания.

Песни литературного происхождения.

Казачий воинский репертуар.

Жанровые песни, связанные с хореографией

    хороводные;

  • песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску;

    поздние танцы.

Передо мной встал вопрос: почему русская народная песня живет и по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали записывать и изучать ее, кто первый догадался, что это необходимо?

Конечно, точных ответов на этот вопрос найти трудно. В своей работе я попыталась познакомиться с известными собирателями песни.

1.2.Собиратели народных песен.

Одним из первых собирателей стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Имя очень известное. Действительно, великий собиратель. Кроме «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрания пословиц, он записал много сказок и песен. Записанные им песни отдал Петру Киреевскому, издавшему многотомное собрание русских песен. Это был XIX век, когда действительный интерес к фольклору был огромным.

Петр Васильевич Киреевский (1808-1856) - знаменитый фольклорист, исследователь древнерусской культуры, знал семь языков, занимался переводами произведений Байрона, Кальдерона, Шекспира. Он создал уникальное собрание, насчитывавшее свыше 10 тысяч песен, составившее эпоху в отечественной фольклористике.

Митрофа́н Ефи́мович Пя́тницкий (1864- 1927) - русский советский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен. Он основатель и художественный руководитель русского народного хора. «Народная песня, - говорил М. Е. Пятницкий, - это художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и её надо спасать».

1. 3.Исполнители русской народной песни.

Замечательные артисты, которые оставили свой глубокий след в русской культуре, это Мария Николаевна Мордасова, Лидия Андреевна Русланова, Людмила Георгиевна Зыкина, Геннадий Заволокин.

Мария Николаевна Мордасова (1915-1997) - советская певица, исполнительница русских народных песен и частушек. Народная артистка СССР (1981). Герой Социалистического Труда (1987). Родилась 1915 году в деревне Нижняя Мазовка в многодетной крестьянской семье Яркиных. Пела в школьном хоре, затем в сельском клубе. Работала дояркой. В 1938 году году приняла участие в смотре художественной самодеятельности в Тамбове.

Самобытная исполнительница, собирательница и автор многих песен, частушек и припевок.

Лидия Андреевна Русланова родилась в 1900 году в крестьянской семье. В пять лет осталась сиротой и до 1914 года росла в сиротском приюте. Мама умерла, а отец погиб в русско- японской войне. Работала на мебельной фабрике. В 1916 году поехала на фронт сестрой милосердия и до 1917 года служила в санитарном поезде. После революции выступала на концертах. Активная концертная деятельность во время войны была отмечена правительственными наградами. В 1942 году певице присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Людмила Георгиевна Зыкина. Народная артистка Советского Союза. Родители Людмилы родом из деревни. Люда в детстве не хуже мальчишек играла в хоккей, любила слушать голоса лесных птиц. Люду приняли в хор имени Пятницкого. Честь была большая. Для бабушки песня была делом домашним, а для Люды стала делом жизни. Людмила Георгиевна награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.

Геннадий Заволокин, руководитель ансамбля «Частушки». Когда у Геннадия спросили, откуда пришла к нему такая популярность, он ответил: «Жили мы два брата, играли на гармони. Говорят, не плохо играли. Потом, волей случая, попали на телевидение, снялись в одной программе, посвященной народной песни, оттуда и пришел успех». Тогда и родилась передача «Играй, гармонь». Сегодня нет с нами Геннадия Заволокина, но песня его живет, и живет передача «Играй, гармонь». Инициативу подхватили его сын Захар и дочь Анастасия.

Хор «Ладушки». Я живу в селе Рызлей. В нашем доме культуры есть хор народной песни «Ладушки». Образовался он очень давно. Моя бабушка поёт в хоре. Мне очень нравятся песни в исполнении хора «Ладушки». Народный хор «Ладушки» известен не только в нашем селе, районе, но и далеко за его пределами. Он являются победителями и лауреатами многих конкурсов в районе, многократными дипломантами краевых конкурсов и фестивалей. Основа репертуара – русские народные песни.

Раздел 2. Песенная судьба моей семьи

2.1.Начало моей любви к песне - мамина песня.

Кто из нас не помнит маминых колыбельных песен? Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в колыбельных песнях. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык.Главное назначение этих песен – влиять на поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребенку, успокаивают его, действуют на него усыпляющее.

Баю-баю-баиньки,
Прибежали заиньки:
Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки.

Эту колыбельную я знаю с раннего детства. Пела мне ее моя мама Русакова Екатерина Викторовна. А мама узнала эту колыбельную от своей бабушки. Много запомнила мама бабушкиных коротеньких песенок.

2.2.Песенная судьба моих предков.

Есть на земле люди с душой, как родник, радующие своей сердечной теплотой и отзывчивостью. Живёт женщина именно с такой родниковой душой – Русакова Л.А. моя бабушка. Казалось, что нет на крестьянской земле того, чего она не знает. Песни она поёт старинные, причудливые. Старые песни она поёт с чувством и настроением, как будто заново переживает прожитые годы:

Моя бабушка вспоминает беседы со своей бабушкой и живописно передает трогательную атмосферу детства и самобытный фольклорный колорит.

«В горнице рассаживались на лавки и скамьи. Девки садились отдельно от парней. Начинали с россказней, загадок, сказок, прибауток. Только потом песни запевались. Весной в теплые дни и летом собирались уж на воздухе: когда у чьих-либо ворот, когда прямо за околицей. Если была гармошка или балалайка, то пели чаще частушки или любовные припевки».

Современному человеку, не слышавшему подлинных народных песен в живом исполнении сельских песенников, трудно по-настоящему понять их значимость, оценить их красоту, почувствовать то волнение, которое испытываешь, слушая их.


2.3.Песни моего сердца.

Народная поговорка говорит: «Не я пою, душа поет». Песня – это пища души. А душа вечна! Не так часто приходится в современном ритме жизни встречаться и петь. Для современного человека это большая редкость. Но в нашей семье есть хорошая традиция отмечать дни рождения, большие религиозные праздники.

Русская народная песня, корни которой уходят в далекое прошлое, имеет богатую и интересную историю, которая неразрывно связана с историей России и ее маленькими частями - нашими селами. Трудно доподлинно народно исполнить старинную песню. Приходится осознавать факт, что песня жива, пока живы исполнители.

Моя любимая песня «Соловушка».

В роще пел соловушка, там вдали,

Песенку о счастье и о любви.

С чарами не справишься,

Век ты будешь мой,

Ой, как ты мне нравишься,

Ой-ёй-ёй-ёй.

От задора русских песен светлееют лица моих друзей, душа раскрывается.

Получается, что я с детства «окутана» русским фольклором.

Раздел 3. Практическая часть.

Познакомившись с разнообразным материалом о народной песне, мне захотелось узнать мнение учащихся МОУ Никулинской школы о народной песне.

Учащимся 1-8 классов была представлена следующая анкета.

1.Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?

2.Какую музыку ты любишь слушать (современную, классическую, зарубежную, русскую, народную)?

3.Какие народные песни ты знаешь?

4.Нужна ли нам народная песня?

5.Назовите известных вам исполнителей - солистов народных песен?

6. Какие народные коллективы ты знаешь в нашем районе?

Анализ результатов анкетирования.


На вопрос, какие ты знаешь народные песни, большинство ребят ответили «Калинка», «Ой, мороз», «Во поле береза стояла». 90% ребят ответили, что русская народная песня нужна. Чтобы продолжить историю прошлого. И лишь 10% ответили, что нет. Из народных исполнителей отметили Надежду Бабкину, Людмилу Зыкину и Надежду Кадышеву, Пелагею.

Из народных коллективов «Золотое кольцо», «Бурановские бабушки», «Ладушки».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая исследовательскую работу, можно сделать следующие выводы. Сегодня молодежь увлекается легким жанром. Как не потерять это великое песенное искусство? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя. Уходят из жизни наши прабабушки, и мы, вдруг, понимаем, что не спросили у них, как они жили, о чем пели. Теперь и я знаю и ценю этот бесценный дар, который просто обязана сохранить и передать дальше.

Народная песня – зеркало жизни народа. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется».

Любите русскую песню!

Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Русская народная песня «Тонкая рябина»

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина,

Головой, склоняясь до самого тына.

Там, через дорогу, за рекой широкой,

Так же одиноко дуб стоит высокий.

Как бы мне, рябине, к дубу перебраться,

Я б тогда не стала гнуться и качаться.

Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»

Ой, вставала я ранёшенько,
Умывалась я белёшенько.

Ой-ли, да-ли, калинка моя,
В саду ягода-малинка моя!

Надевала черевички на босу,
Я гнала свою корову на росу.

Я гнала свою корову на росу...
Повстречался мне медведь во лесу.

Я медведя испугалася,
Во часты кусты бросалася.

Ты, медведюшка-батюшка,
Ты не тронь мою коровушку.

Ты не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!

Я коровушку доить буду,
Малых детушек поить буду.

Ох, мать, моя матушка,
Ты зачем меня на свет родила?

Уж ты умную, таланливую,
Чернобровую, догадливую?

Русская народная песня « Посею лебеду»

Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,
Со удалым добрым молодцем,
Со удалым добрым молодцем.

Раздушечка, казак молодой,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Многообразие жанров русских народных песен отображает многогранный мир души русского человека. В ней - удаль и лирика,юмор и героика. В русской песне заключается история нашего народа.

Жанры русских народных песен

Песня и слово родились, наверное, одновременно. Постепенно с развитием своего эмоционального и духовного мира, человек осознал красоту окружающих его предметов и явлений и захотел ее выразить красками, звуками, словом. Мелодия родилась из души. Она завораживала, сливалась с пением птиц, журчанием воды. Магический голос матери успокаивал дитя монотонной ласковой песней, веселая мелодия зажигала огонь внутри, будила радость безудержного веселья, лирическая песня лечила растревоженную душу, дарила покой.

Жанры русских народных песен отражают многогранность души нашего народа. Люди всегда пели песни, прославляли в них героев, описывали исторические события, рассказывали о красоте родного края, о чувствах, бедах и радостях. Не всякий человек мог сложить песню, спеть ее. Но талантливых людей всегда хватало на Руси. Поэтому так много народных песен пришло к нам из глубины столетий. Иногда мелодия рождалась раньше стиха, но чаще смысл песни, ее текст диктовал характер, лад, темп, тембровую окраску музыки.

Песня - основа фольклора

Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. В каждой губернии одну и ту же песню пели по-своему, на особом диалекте. Характер ее зависел от того, о чем в ней говорилось. Так, песни были шуточные, веселые, грустные, лирические, серьезные. Они трогали душу сильнее, чем длинный подробный рассказ о событии. Песни были и утешением, и радостью.

Так, поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется».

Жанры русской народной песни многообразны. В них поется обо всем, что волнует человека. Песня рисует быт и образ жизни русского человека, обычаи и традиции. Герои народной песни - простые люди, славные защитники Родины. Жизнь человека была тесно связана с природным циклом хлебороба, с семейными церковными обрядами.

Обрядово - календарные песни

Еще в дохристианские времена языческие календарные праздники сопровождались песнями, в которых земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров. Дни зимнего и летнего равноденствия, начало весны и сбор урожая - основные знаменательные события в жизни земледельца. Они сопровождались народными песнями.

Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции, связанные с ними, адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить. Календарный цикл начинался с праздника Рождества Христова, Святок, встречи Нового года. Они совпадали с по языческому календарю и сопровождались песнями соответственно дню и обряду. Например, обряд колядования заключался в прославлении щедрых хозяев, пожелании им здоровья, прибавления в семействе, урожая и всех благ, важных для сельского жителя. Пелись во время этого обряда колядки, великодные, волочебные песни. Русские композиторы использовали народные песни в операх, инструментальных произведениях. Так, записанная в Саратовской губернии «Каледа - Маледа», была использована в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова в сцене проводов Масленицы. Во время Святочной недели девушки и женщины гадали на события будущего года, сопровождая гадания подблюдными песнями. Зиму провожали шумно, весело, радуясь скорому теплу. Масленичная неделя предшествовала Великому посту. Проводы Масленицы превращались в гулянья с играми. Встреча весны - Жаворонки, отмечали прилет первых птиц. Хозяйки пекли пряники в виде жаворонков и раздавали их детям и гостям. В песне «Ой, кулики-жаворонушки» речитативно звучат призывы к весне.

Летние русальная неделя, несут в себе отголоски языческих обрядов, связанных с колдовством и ворожбой. В купальскую ночь проводили обряд очищения от болезней и скверны, прыгая через костер. Безудержные по удальству и веселью, похожие на ритуальные языческие, пляски, сопровождались купальскими песнями. Важным на деревне был Крестьяне в народных песнях благодарили силы природы за обильные дары, радовались окончанию тяжелых работ. Песни этого периода называются обжиночные. Веселые ярмарки после сбора урожая шумели частушками и плясовыми.

Календарные обрядовые песни - самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Они похожи на заклички, прославления и мольбы. Неравномерный ритм близок к говору, а не к музыке.

Семейные обрядовые песни

Родинные, крестинные песни пели ребенку и родителям на "зубок". В них желали здоровья и счастья малышу.Семейные праздники были значительными и радостными вехами в жизни русского человека. Отмечали они рождение, свадьбу, и даже тризну. Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. В жанрах русских народных песен обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл.

Свадебные песни были очень многообразны. Свадьба представляла собой сложный поэтапный обряд из сватовства, смотрин, девичника и самого свадебного торжества.

Одевание новобрачной к венцу (расплетение косы) традиционно проходило под плач невесты и пение печальных песен, в которых говорилось об утраченной девичьей свободе и переселении в чужую семью.

Свадебному пиру предшествовал выкуп невесты из родительского дома. Подружки пели веселые шуточные песни и частушки, подначивали друзей жениха. К венчанию молодых провожали под поздравительные величальные песни («Во горнице, во светлице»). В них виновников торжества сравнивали с белым лебедем и лебедушкой, с князем и княгинюшкой. Свадебный пир был веселым, шумным, с плясками и частушками. Второй день праздновали в доме тещи и тестя. Теща привечала зятя, угощала блинами. На третий день свадьбу «тушили». Праздник завершался.

Не только радостные события случались в русских семьях. Ведь обряды соблюдались не только по праздникам. Ведь они являются, по сути, определенными магическими ритуалами, призванными оградить, оберечь от беды, порчи и т.п. Например, когда юноша уходил на службу, из дома его выводили вперед спиной, чтобы лицо смотрело в дом. Тогда, считалось, он вернется с войны или из армии живым и здоровым. При этом читались молитвы и особые причитания.

Плачи и причитания сопровождали так же и похороны близких. В них покойный упоминался как достойнейший человек, по которому скорбят и горюют живые. Перечислялись его лучшие качества, даже если таковых не было. Были даже особые певчие - плакальщицы, которых приглашали сопровождать похороны.

Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом. В них заключена вся жизнь, переживания человека.

Колыбельные песни

Многочисленны жанры русских народных песен. Колыбельные в них занимают особое место. Они относятся к семейным, но не являются обрядовыми. Эти песни самые нежные, ласковые и простые. Голос матушки - это первая ниточка, связывающая младенца с миром. В колыбельной мать определяет его место, повествует о мире, в который он пришел. Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению, являясь семейным достоянием. Первые песни матери знакомили маленького с окружающими предметами и образами. Они открывали ему большой мир, служили своеобразной защитой, оберегом ему. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.

Лирические песни

В жанры русских народных песен лирические входят большой группой. Они связаны с душевными переживаниями человека и имеют яркую эмоциональную окраску. В них звучат темы тяжелой женской доли, солдатской жизни, неволи. Лирические песни можно разделить на общенародные и социальные. Первые - это песни о разлуке с Родиной, о несчастной любви, тяжелой крестьянской жизни. Природа в песнях одушевлялась. Образы ее сравнивались с человеческими типами. или белая береза олицетворяли нежные женские девичьи образы. Могучий одинокий дуб - богатырь, опора, крепкий мужик. Часто в песнях присутствует солнце красное как символ тепла, надежды, радости. Темная ночь, наоборот, несет в себе сомнения, страхи, душевные переживания. Догорающая лучина сравнивается с угасающей от непосильной работы женщиной. Ветер, дубравушка, сине-море - каждый образ природы несет свой скрытый смысл, иносказательно повествует о переживаниях.

Вторая группа - ямщицкие, рекрутские, разбойничьи песни. В них упоминаются другие темы и образы. Ямщицкие песни рисуют унылые поля, бесконечные пыльные дороги и одинокий колокольчик. О трагических судьбах одиноких извозчиков, об опасных дорогах поют эти бесконечные протяжные песни. Разбойничьи песни поются лихо, широко, раздольно. Народ не всегда ненавидел разбойников, лихих людей. Ведь и Стенька Разин, и Емельян Пугачев поддерживались разбойничьими ватагами. Да и грабили те, в основном, купцов да помещиков, не трогая бедный люд. Поэтому песни, сложенные о них, рассказывают не столько о разбоях, сколько о героических поступках. Повествуют они об истории народа, о сильных смелых людях. Все, о чем тосковала душа, выливалось в лирической песне широкой распевной мелодией. Медленные протяжные мотивы лирических песен обрастали многоголосными распевами. Их пели во время застолий, хором и сольно.

На грани лирических и плясовых песен находятся хороводы. Плавное течение роднит их с лирическими песнями. Но поются они с движением. Пожалуй, это самый значительный по широте тематики и образов пласт народных песен.

Трудовые песни

Исследуя жанры русских народных песен, трудовые песни нельзя обойти вниманием. С ней легче спорилось трудное дело, она задавала ритм работы. Знаменитая «Дубинушка» является примером трудовой песни. Запев рассказывал о тяжелой жизни трудового люда, а припев помогал слаженным действиям всей артели. Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»). Трудовые песни наряду с обрядовыми среди всех жанров русской народной песни являются древнейшими, служили они для облегчения процесса труда. Для подбадривания работающих многие песни имели шуточное юмористическое содержание.

Частушка, припевка

Наиболее демократичным, популярным и живучим жанром русской народной песни являются русские частушки. В них соединилось все остроумие, талант народа, меткость русского слова, лаконичность мелодического сопровождения. Короткое меткое четверостишье как стрела выстреливало в самую суть смысла, задорная ритмичная мелодия, многократно повторяющаяся, заставляла обратить внимание на стих, содержание частушки. Ее пели с приплясыванием. Чаще исполнялась она сольно, а право исполнения переходило по кругу среди певцов. Иногда устраивались соревнования, кто дольше продержится в кругу, исполняя частушки, кто их больше знает.

Называлась русская частушка по-разному: припевка, страдания, сбирушка, завлекаша, тараторка и т.д. По типу сложения выделяются следующие типы: страдания - медленные припевки на любовные темы, плясовые - веселые бесконечные шуточные попевки («Семеновна»).

Русские частушки высмеивали социальные и человеческие пороки, выражали истинное настроение и мнение народа по политическим и общественным вопросам.

Они не были политизированы, а, наоборот, выражали скептическое отношение ко многим «перегибам» в общественной жизни.

Жанры русской народной песни как зеркало отражают бытие народа, его менталитет и духовную суть. Вся жизнь простого человека от рождения и до самой смерти отразилась в народной песне. Тяжелая крестьянская доля, бесправное существование женщины, солдатская пожизненная тягота, каторжный беспросветный труд - всему в песнях есть место. Но сила духа русского народа проявляется в разухабистых плясовых, разбойничьих удалых песнях, острых частушках. Нежность не зачерствевшей души нашла отражение в лирических и колыбельных песнях. Бережно, с любовью собирают и по сей день любители и знатоки народной музыки эти перлы народного таланта, ведь и сейчас в глубинках российских провинций поют незаписанные народные песни, услышанные от бабушек и дедов.

Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой, а иначе - фолк-музыкой или музыкальным фольклором.

Народная музыка является частью фольклора и традиционно передается «из уст в уста», то есть не имеет письменной формы. При этом следует учитывать тот факт, что фольклорная музыка свойственна не только устным, но и письменным общественно-историческим формациям. Поэтому целесообразно рассматривать народную музыку как значимую часть музыкального искусства в целом, противопоставляемую музыке академической и популярной.

Формирование народной музыки

Считается, что народная музыка оформилась в дописьменный период. Иначе говоря, пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, вся существовавшая музыкальная традиция передавалась устным способом, а значит, имела главную черту народной музыки.

В этот период и сформировались основные характерные черты фольклорной музыки. Исследование их ввиду отсутствия письменных источников весьма затруднено. Можно идти путем поиска аналогий в смежных сферах человеческой деятельности либо анализировать немногие имеющиеся письменные или материальные источники (в частности летописи, найденные древние музыкальные произведения…). Еще один способ - анализ современной народной музыки, которая во многом наследовала принципы своих древних форм.

Религиозные истоки народной музыки

Вопрос взаимосвязи музыки народной и духовной остро стоит по сей день. С одной стороны, религиозные песни, приобретая популярность в народе, постепенно переходили в категорию народной музыкальной традиции. В частности, так случилось с религиозными рождественскими песнями в Польше, Франции, Англии и Германии, которые со временем стали считаться народными (коляды, кароли, ноэли…). С другой стороны, часто народная музыка развивалась в противовес религиозным канонам.

Этапы эволюции народной музыки

Историки музыки выделяют три этапа развития музыкального фольклора.

Первый этап касается истории общества, который принято ограничивать моментом первых упоминаний о племени, с одной стороны, и периодом официального принятия единой государственной религии в выросшем из этого племени обществе - с другой.

Второй этап развития народной музыки - когда окончательно оформились отдельные народности и появился фольклор в своей классической форме. В Европе народный фольклор данного периода был представлен устными произведениями так называемой крестьянской музыки.

Эпоха третья касается современности, точнее новой и новейшей истории. Ее основная черта - разнообразие. В большинстве стран это в первую очередь переход к капиталистическому строю и развитие городской культуры. Для народной музыки современного периода характерна смена традиций, зарождение новых форм.

Однако ввиду различия общественно-исторических особенностей, народная музыка в разных странах на современном этапе развивается по-разному. В частности, в восточных странах не наблюдается как такового разделения народной музыки на крестьянскую и городскую традицию, как в Европе.

Если рассматривать европейскую народную музыку, то в ней четко прослеживаются все три выше изложенных этапа развития. Так, древнейшие формы фольклора эпического и обрядового перешли в период лирических жанров в Средневековье, а на современном этапе обзавелись письменной формой и танцевальным сопровождением.

Издревле песня сопровождала русского человека. В работе и во время отдыха, в суровые будни и в праздники, в горе и в радости – песня шла рука об руку с народом, дышала его заботами, думами, бытом. Песня слышалась русскому человеку в шуме ветра, в шелесте листвы дремучих лесов, в плеске широких рек, в птичьем переклике да в топоте копыт.

Так что же это такое — загадочная русская песня? Откуда она взялась?

Писатель Николай Гоголь, воспевший широту русской души в своих произведениях, писал о песне: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Всё сильное, юное бытие его выливается в народных песнях».

Первые народные песни родились вместе с обрядовыми напевами славян. Они были посвящены языческим богам или праздникам, которые всегда отмечались широко и весело. Это масленичные , полные озорства и радости; и песни-веснянки , напевами которых кликали приход весны; и подблюдные песни, которые юные девицы пели во время святочного гадания. Без песни не обходились ни рождение ребенка, ни разгульные свадьбы, ни похороны, песни для коих прозвали плачами.

Корнями в древность уходит и песенный эпос: исторические сказы да былины , которые повествуют о могучих богатырях, о славных битвах, о добрых молодцах да красных девицах. Исполняли их под перебор на гуслях, в широком кругу слушателей, и посредством музыкального повествования рассказывали детям о старинных легендах и ушедших эпохах – татаро-монгольском иге, Смутном времени, крещении Руси.

Однако песни исполнялись не только во время отдыха – они помогали легче переносить ношу ежедневного труда. Крестьяне пели во время пахоты, сева и жатвы, обращаясь к кормилице-земле, песенным ритмом помогая слаженному темпу тяжелой работы. Известны тягучие, разухабистые песни бурлаков , тянущих по колено в воде громадные баржи и корабли.

Еще в петровские времена родились солдатские песни, превозносящие доблесть, честь, смелость и отвагу. А в кавказских войнах 19 века приобрели популярность казачьи песни, в которых так и слышится свист шашки да галоп резвого скакуна. Кстати, именно в 19 веке интерес к народной песне настолько вырос, что многие композиторы, историки и филологи отправились в путешествие по русским деревням, собирая бесценные, уникальные мелодии и тексты, которые сливаются в бесконечно глубокую по смысловым и эмоциональным оттенкам русскую песню. Именно тогда репертуар народных певцов пополнился новыми мотивами. О русских песнях с восхищением высказывались знаменитые писатели и поэты: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, Л. Толстой, И. Тургенев и другие деятели золотого и серебряного веков литературы.

А в 1911 году впервые выступил крестьянский хор имени Пятницкого, слава о котором прокатилась по всей России. Хор Пятницкого утвердил народную музыку как высокое искусство , вывел её на большую сцену. «Главный певец страны» Федор Шаляпин любил исполнять народные песни не меньше, чем оперные арии, за которые он получил мировое признание.

Во время Великой Отечественной Войны обновился жанр солдатской и военно-патриотической песни, родились новые мелодии, трогательные и воодушевляющие стихи.