Компьютерная мышь — Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана. Основные характеристики компьютерной мыши

Мышь является одним из инструментов, которые могут быть подсоединены к компьютеру для работы с курсором. Курсор, мерцающий прямоугольник света на экране, показывает, где будет расположено следующее действие оператора. Когда буква напеча­тана, она появляется на экране в месте, отмеченном курсором. Клавиши курсор-контроля позволяют оператору передвигать курсор вдоль экрана, вверх и вниз.

Но вращающаяся мышь на столе оператора (вни­зу) может передвигать курсор по экрану в любом на­правлении со скоростью движения руки. Кнопки на мыши позволяют оператору выбирать параметры из экранного меню или чертить на экране линии.

Существует два вида мышей - механическая и оптическая; любая легко помещается в человеческой ладони. Когда механическая мышь (справа) движется по поверхности, ее внутренний механизм измеряет расстояние, направление движения и приказывает компьютеру повторить это движение на мониторе. Оптическая мышь (нижняя им. слева) выполняет эту задачу при помощи световых лучей, определяя на­правление мыши на сетке. Джойстик (правая им. снизу) служит механизмом управления во многих ви­деоиграх.

Движение мыши и курсор

Связанная с клавиатурой электрическими прово­дами, мышь заставляет курсор имитировать на экране свои движения на любом расстоянии и направлении. Поэтому двигая мышь, оператор должен смотреть на экран. Поскольку мышь может двигаться в любом направлении, образуя изогнутые и диагональные линии, она является прекрасным чертежным инструментом.

Как «видит» оптическая мышь

Оптическая мышь устроена на специальной сетке. По мере передвижения мыши по сетке, свет из СИДа - светоизлучающего диода, поступает на сетку. Линзы и зеркало посылают лучи в датчик, или фотодетектор, который отмечает координаты пройденных линий.

Как работает механическая мышь

На внутренней стороне механической мыши имеется тормозящий шарик, связанный с щелевыми дисками (коричневый цвет), который вращается по мере движения мыши. СИД на каждом диске испускает свет, а фотодиод напротив считает импульсы света, проходящие через щели во вращающемся диске. Эти импульсы преобразуются в движение курсора на экране.

Внутри джойстика

Как и мышь, джойстик определяет движения в двух направлениях и координирует сигналы. Рукоятка проходит через подвижную ось (в центре) и входит в правый угол рычага (внизу). Два электронных устройства, называемые переменными резисторами, посылают сигналы, которые меняют позиции оси и рычага и заставляют курсор двигаться.


9 декабря считается днем рождения компьютерной мыши - именно в этот день почти 50 лет назад, в 1968 году, на конференции по интерактивным устройствам в Сан Франциско Дуглас Энгельбарт представил публике компьютерную мышь. И все это время такой манипулятор был и остается самым массовым: даже сейчас, во времена повального распространения тачпадов, сенсорных экранов и голосовых помощников, мышка зачастую является неотъемлемой частью ПК и ноутбуков. Причин на то, в общем-то, хватает: тут и удобство использования (не нужно запоминать всякие жесты 3-4 пальцами; самое сложное, что нужно знать - двойной клик), и максимальная точность (при желании можно попасть в нужный пиксель монитора - сделать это на тачпаде и тем более на сенсорном экране - из разряда фантастики). В итоге мышь и не думает умирать - и хотя со временем потерялся ее хвост, она, как и VGA с 3.5 мм аудио разъемом, будут существовать еще долго (хотя достаточно компаний хотят их убрать с рынка). Но давайте все же начнем с самого начала - с истории создания первой мыши.

История появления компьютерной мыши

В 1961 году Энгельбарт, сидя на конференции по компьютерной графике (да, для суперкомпьютеров графика появилась на десятилетия раньше, чем для персональных компьютеров), задумался - а как можно удобно управлять графическими элементами на мониторе? Без графики (при текстовом выводе информации) клавиатуры хватало заглаза, но вот управлять элементами, разбросанными по всему экрану, с нее не очень-то удобно (хотя, в принципе, возможно даже сейчас - та же Windows 10 вполне сносно, но очень медленно, управляется только с клавиатуры). Идея, пришедшая ему в голову, была крайне простой: по сути любой дисплей представляет из себя двумерный массив пикселей, каждый из которых имеет свою координату на двух перпендикулярных осях (назовем их X и Y). На экране можно иметь метку-курсор, которая позволяет работать с объектом, находящимся на экране под ним. Но вот как управлять курсором? Да очень просто - мы сделаем два диска, каждый их которых будет отвечать за движение по каждой из осей. Снимать данные с каждого диска нетрудно (значение числа Pi можно округлить, тут это не особо важно), и в результате из двух колесиков и нескольких палочек с простейшим микропроцессором можно получить устройство, которое фигурирует в патенте как «Индикатор положения XY для системы с дисплеем». Сама заявка на патент была подана в 1967 году, а сам патент был получен только в 1970ом.

Представленная в 1968 году мышь выглядела так:

С виду что-то отдаленно напоминающее современную мышку, правда тут было три кнопки и весила она как утюг. Но в те времена такое устройство не прижилось: во-первых, дабы не хромала точность, контроллер в мыши должен был обсчитывать движения хотя бы с десяток раз в секунду - в противном случае можно было легко промазать мимо кнопки (для сравнения, современные мыши имеют частоту опроса 125-1000 Гц, то есть 125-1000 раз в секунду). Но тут уже сдавался сам чип в мыши: напомню, что это был конец 60ых, и частоты микропроцессоров был даже не мегагерцы, а десятки или сотни килогерц. В итоге было решено пойти на хитрость: очевидно, что нам нужно раз в 100 мс получать данные о том, как сильно прокрутилось то или иное колесико. При этом начальная точка каждого движения по умолчанию является конечной точкой предыдущего. Тогда зачем нагружать контроллер вычислениями типа (координата конца) - (координата начала), если можно каждый раз обнулять начальную координату? В таком случае нам остается всего-то передвинуть курсор на экране на то количество пикселей, которое соответствует координате конца движения, а такие данные обсчитать контроллер мыши уже без проблем мог. Ну а самую первую координату после старта системы стали брать в центре экрана - именно поэтому даже сейчас после загрузки системы курсор мыши находится в центре дисплея.

Однако основная проблема энгельбартовской мыши была даже не в этом: колесики могли крутиться строго по горизонтали или вертикали, поэтому вы могли перемещаться по дисплею или вертикально, или горизонтально - никаких движений по диагонали не было. В итоге такая мышь, конечно, позволяла быстрее перемещаться по элементам на дисплее, чем клавиатура, но до удобной работы было еще далеко.

Исправить этот досадный недостаток смог Билл Инглиш, причем всего через 2 года после получения патента Энгельбартом - в 1972 году. Он, к слову, был ассистентом Энгельбарта, и предлагал ему воспользоваться шаровым приводом, который военные использовали еще с 1952 года: он представлял собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, и вращение шара вызывало смещение курсора на экране. Разумеется, тут не было никаких проблем с перемещением курсора по диагонали, но Энгельбарт признал такой способ неэффективным.

В итоге Инглиш, раздосадованный таким решением своего начальника, перешел работать в Xerox, где в 1972 году представил рабочую мышь с шаровым приводом. Решив, что управлять шаром напрямую неудобно, он расположил его внутри мышки, и два ролика снимают его вращение по обеим осям. Для определения угла поворота каждого ролика изначально использовался контактный энкодер (как и в военной схеме 1952 года) - это был диск с нанесенными на нем на равных расстояниях металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. При вращении ролика вращался диск, и контакт то пропадал, то появлялся - это позволяло отследить, в какую сторону и как сильно вращается ролик:

Основная проблема - передвижение только по двумя осям - была решена, зато появилась масса других. Во-первых, шарик катался по столу и быстро собирал грязь и пыль, что приводило к загрязнению и заеданию роликов. Во-вторых, контакты на энкодерах быстро окислялись и истирались, что опять же ухудшало точность. Ну а самыми основными проблемами была стоимость и то, что графических интерфейсов тогда как бы и не было, так что изобретение использовали лишь внутри компании, а в продажу первый ПК с мышью вышел лишь в 1981 году (это был Xerox 8010), причем мышь там стоила 400 долларов (больше 1000 долларов по текущему курсу). Разумеется, за такую цену манипулятор провалился - люди привыкли работать только с клавиатурой и не видели смысла в графических интерфейсах, особенно если для них нужен манипулятор с ценой, сравнимой со стоимостью всего ПК целиком.

Однако Стиву Джобсу этот манипулятор очень понравился, и в 1983 году Apple представляет мышь для своего компьютера Lisa. Отлично понимая, что даже за 100 долларов сей продукт провалится, инженеры в Apple сделали действительно невозможное: цена была уменьшена аж до 25 долларов! При этом, увы, пришлось пожертвовать кнопками - она осталась только одна (и это кстати до сих пор у Apple так). Продукт оказался удачным, и, вкупе с все большим распространением графических интерфейсов, мыши тоже стали развиваться и изменяться - так что об этом и поговорим.

Шаровой привод с оптическим энкодером

Итак, мировое сообщество решило, что мышь таки нужна. Но мышь Инглиша имела достаточно много проблем, о которых я писал выше. То, что загрязнялся шарик, особой проблемой не было - его можно было легко достать, почистить и забрать себе. А вот то, что со временем выходил из строя контактный энкодер, было существенной проблемой - ведь его просто так не заменишь, это был самый основной элемент мыши. В итоге решено было применить оптический энкодер. Суть его состоит в том, что теперь на диске были не контакты, а прорези, и напротив них были фотодиоды. Соответственно при вращении свет или проходил в прорези, или не проходил, что опять же позволяло оценить, в какую сторону и насколько повернулся ролик:

Так как трения теперь не было, то и проблема с истиранием и окислением контактов ушла, и мышь в таком виде существовала как минимум до начала нулевых (а кое-где используется и до сих пор).

Оптические мыши первого поколения

Многие думают, что оптические мыши - изобретение уже 21 века. На самом деле они всего на 10 лет старше мыши Инглиша - первая такая мышь появилась в 1982 году, но особого распространения не получила: проблема была в том, что для ее работы требовался специальный коврик с нанесенной на ней сеткой - именно от нее отражался свет от диода и принимался датчиком на мыши, ну а отследить перемещение по сетке особого труда не составляло. Вторая проблема была в большой стоимости - в разы выше, чем у шариковых мышей, которые к тому же еще и работали почти с любой поверхностью. Однако и плюсов у оптических мышек хватало: во-первых, это повышенная точность: если в случае с энкодерами было множество передач импульса (стол - колесо - ролик - энкодер), что достаточно сильно снижало точность и уменьшало максимальную скорость передвижения манипулятора, и в итоге если попасть по крестику или ссылку особого труда не составляло, то вот более точные (или быстрые) действия были затруднены, то в случае с оптическими мышками точность была уже на уровне пары пикселей, что позволяло более удобно работать с графикой. Ну и к тому же оптические мыши были все же более надежными - ничего чистить не надо, да и шансов поломки было меньше, так как нет механических элементов.

Оптические мыши с матричным сенсором

Вот мы и подобрались к современности: если вы пойдете в любой магазин электроники, то в дешевом сегменте вы встретите скорее всего именно такие мыши (их от лазерных отличает видимая подсветка сенсора, но об этом ниже). Как же такие мыши работают? Да очень просто: в мыши установлена сверхбыстрая видеокамера, способная делать сотни и тысячи снимков в секунду, и микроконтроллер, сравнивая их, определяет направление и величину смещения мыши. Для упрощения работы камеры используется контрастная подсветка - обычно красная. Основной плюс в сравнении с первым поколением оптических мышей - не нужен специальный коврик, такая мышь в теории работает на любой, даже стеклянной, поверхности (хотя, конечно, максимальная точность достигается все же на ковриках).

Лазерная мышь

Ну и самыми современными и дорогими являются лазерные мыши. Их принцип действия схож с оптическими - все также есть сверхбыстрая видеокамера, однако для подсветки поверхности используется уже не светодиод, а полупроводниковый лазер, а сенсор настроен на улавливание только его длины волны:

Это позволяет добиться еще большей точности - до нескольких тысяч dpi. В общем-то, для обычных пользователей такие мыши не нужны, а вот геймеры их оценили, ибо они позволяют «стрелять в пиксель».

Индукционная мышь

Еще один тип мышей, который можно назвать псевдобеспроводными: они не требуют физического подключения к ПК, и, в отличии от обычных беспроводных мышей, не требуют еще и аккумуляторов - однако, для их работы обязателен специальный коврик, а сама мышь питается засчет индукции (внутри мыши есть катушка, и под действием переменного магнитного поля от коврика на этой катушке появляется электрический ток). Плюсы таких мышек очевидны - вы получаете и беспроводную мышь, и отсутствие проблем при разрядке аккумулятора или батареек. С другой стороны, работать вы сможете только на коврике, что тоже не всем удобно.

Гироскопические мыши

В общем-то, тут и так понятно - в данном случае манипулятор достаточно далек от обычных мышей, и имеет внутри себя гироскоп, который позволяет устройству ориентироваться в трехмерном пространстве. Для работы в системе, где все плоское, он, в общем-то бесполезен, зато при 3D-моделировании или играх позволяет управляться с объектами в пространстве без привлечения клавиатуры.

Эргономические мыши

Где-то с 90ых годов мыши особо не менялись по внешнему виду - это небольшие прямоугольные или овальные бруски с утолщением в центре, на верхнем крае расположены 1-2 кнопки и колесико - в общем-то, я мог этого не писать, и так все знают, как выглядят мыши. Однако не так давно стали появляться мыши, выглядящие как что угодно, но не как мышь - эдакие пирамидки с кнопками сбоку:

В чем их смысл? В том, что такой хват более удобен и привычен человеческой руке, что может позволить избежать для некоторых людей болей в кисти при длительном использовании мыши, ну и повысить точность. На деле, разумеется, все индивидуально, но попробовать стоить каждому - возможно, что именно вам такая нетрадиционная мышь понравится.

Ну а на этом, в общем-то, все по истории и устройству компьютерных мышей: удивительно, но за 50 лет человечество так и не придумало ничего более удобного и простого. Возможно, что все изменится в будущем, ну а пока что можете погладить своего хвостатого (или бесхвостого) зверька на столе и поздравить его с 49-летием.

Как правильно выбрать?

Технологии не стоят на месте и современные устройства никого не удивляют, более того, они превращаются в рутину и обыденность, а приобретение их вместо устаревшей или сломанной техники превращается в скучную задачу для покупателя, кроме того, накладную для кошелька. Каждому хочется, чтобы новая покупка радовала или как минимум не доставляла неудобств, ну и оставалась актуальной хотя бы какое-то время.

Данная статья расскажет читателю о том, как выбрать компьютерную мышь. Ведь критерии могут быть очень разными, как и ценовые категории и технические спецификации. Итак, какая компьютерная мышь лучше?

Устройство

Первые подобные приборы были созданы ещё в 1970 году двадцатого века. Технологии не стоят на месте и сегодня трудно представить себе компьютер без мыши. С годами менялось устройство и принцип действия, первоначально для движения устройства по столу использовалось что-то наподобие нескольких колёс, позже от технологии отказались в угоду специальному шарику, который размещался в корпусе контроллера.

Последний прослужил пользователям чуть дольше ввиду своей простоты технического исполнения, и, возможно, подобные девайсы пылятся на полках некоторых компьютерщиков по сей день.

Чуть позже появилась мышь компьютерная оптическая и лазерная. Данные технологии позволили увеличить точность действий пользователей, а также решить некоторые проблемы, связанные с выходом из строя шарового привода более устаревших моделей. На последние часто налипала мелкая грязь и пыль, отчего качество движений сёрьезно ухудшалось.

Рынок

Современные подобные устройства пользуются огромным спросом. Здесь присутствует много факторов, например, и большое количество бюджетных моделей, и выходы из строя старой техники, моральное устаревание, желание пользователей "проапргейдиться".

Соответственно, понятие "хорошая компьютерная мышь" будет для всех разным. Кому-то нужно купить дешевое и практичное устройство, взамен старому, кто-то желает обновить интерьер и выбирает по внешнему виду.

Также есть и игровые компьютерные, в данному случае будут повышенные требования как к техническим характеристикам, так и к дизайну, эргономичности. Соответственно, ценовой диапазон будет выше.

Немного разобравшись с общей картиной, следует перейти к различным сегментам данного рынка.

Бюджетные модели

Как выбрать компьютерную мышь? Самый распространенный вариант для покупателей - выбирайте бюджетные модели. Их покупают оптом в качестве офисной техники или для образовательных целей. Цена у таких устройств редко превышает планку в 10-15 долларов, а зачастую она более низкая.

У таких устройств простой дизайн, минимальное удобство, редко присутствует дополнительный функционал в виде каких-либо кнопок и надстроек чувствительности.

Можно ли сказать, что такая компьютерная мышь хорошая? Если вы не профессиональный игрок и не имеете завышенных требований к оформлению, то вполне можно. В ней нет ничего лишнего. Как правило продаётся в аскетичной упаковке с надписью "мышь компьютерная оптическая".

Беспроводные модели

Таких устройств много на рынке компьютерных мышей и других контроллеров. При приобретении не стоит сразу же выбирать дешевую модель. Также не пренебрегайте техническими характеристиками, тут самое важное - емкость батареи и способы её заряда.

Следует выбирать удобную именно вам. Например, компьютерная мышь Logitech - из среднего ценового сегмента.

В целом, фирма производит качественные устройства, встречаются как бюджетные, так и дорогие модели, в зависимости от потребностей пользователя.

В остальном, модели без проводов часто отличаются способом подключения, это может быть беспроводная сеть, собственный радиомодуль или связь посредством технологии bluetooth. Тут важно остановить своё внимание на том, какой метод подключения поддерживает ваше устройство, и не купить гаджет, которым вы не сможете пользоваться.

Игровые модели

Эти устройства имеют более сложное техническое оснащение. В случае с игровыми девайсами пользователи будут смотреть на множество факторов, и цена, вероятнее всего, будет играть самую последнюю роль. Ведь профессиональные устройства нужны игрокам для их хобби, где важно каждое движение и даже самая минимальная задержка может испортить результат.

Некоторые выбирают подобные устройства как предмет статуса, и их волнует, опять же дизайн. К слову, внешний вид у подобных устройств очень специфичный, необычные формы, множество дополнительных кнопок, регуляторов чувствительности сенсора и т.д.

Если говорить об игровых устройствах, то кому-то подойдёт компьютерная мышь Logitech, кому-то Razer или SteelSeries. Бренд по сути не так важен, как технические качества, эргономичность, то, как устройство лежит в руке и насколько им удобно пользоваться.

Касательно цен, игровые устройства могут стоить от 30 и вплоть до 300 долларов, но данные цифры лишь приблизительны и могут варьироваться в зависимости от места приобретения.

Дополнительное ПО

К игровым компьютерным мышам часто идёт дополнительное программное обеспечение. Зачастую оно может оказаться бесполезным и несёт лишь рекламную функцию, но это не всегда так. Поэтому лучше всё время изучать содержимое упаковки, а также читать спецификации и требования для вашего нового приобретения.

Некоторые технологии, например, дополнительные клавиши управления или стабилизация курсора, недоступны без дополнительных программ, причём очень часто, они устанавливаются непосредственно на саму мышь (внутри есть свой процессор и память). Как правило, этот процесс не сложный и требует лишь последовательных действий пользователя. Кроме того, очень часто покупателю приходится самостоятельно искать на сайте производителя нужные драйвера, чтобы их загрузить. Руководства по этим процессам также должны быть на указанных ресурсах, относящихся к фирмам-производителям гаджетов.

Мыши для ноутбуков

Если читателя интересует хорошая компьютерная мышь для ноутбука, то здесь опять же всё индивидуально. Главное не смотреть на цену, а выбирать устройство под личные нужды. Например, если у вас ультрабук синего цвета, то почему бы не выбрать схожую по цветовой гамме мышь к нему? Или вас интересует размер? Все эти параметры можно и нужно учесть.

Также следует выбрать интересующий вас тип подключения устройства, особенно в современных ноутбуках этот вопрос будет актуален. Самым универсальным вариантом будет подключение через USB-порт, который наверняка есть на всех ноутбуках и нетбуках, так как данный разъем считается самым распространенным.

Следует отметить, что у производителей есть отдельные линейки устройств именно для ноутбуков. Они часто отличаются более коротким проводом, уменьшенным размером и дизайном.

Как правильно выбирать устройство

В принципе, рекомендации по выбору контроллера были описаны выше. Основным моментом будет задача, для которой приобретается устройство. Для дома или офиса подойдёт бюджетный вариант, как можно с меньшим количеством дополнительных функций и по низкой цене. Проработать такое устройство может достаточно долго, а в случае поломки будет не жалко просто заменить его на аналогичное.

Что касается игровых устройств, то киберспортсмены выбирают их исключительно под себя и свои нужды, проверяя, удобно ли мышь лежит в руке, тяжелая ли она, какое у неё разрешение и время отклика, можно ли корректировать эти параметры. Соответственно, и цена таких устройств будет большей.

Если вернуться к беспроводным устройствам - то тут следует быть осторожнее. Дешевые модели склонны к поломке, некоторые используют некачественные аккумуляторы, которые быстро теряют заряд. Кроме того, у недорогих беспроводных устройств часто очень короткая дальность приёма и отправки сигнала. Подобное можно отнести и к клавиатурам.

Так что если ваша работа за компьютером может содержать в себе срочные действия по типу отправки электронных писем, проверки документации и печати, то беспроводные устройства - не лучший выбор, так как могут подвести в самый неподходящий момент.

Различные аксессуары

В определенный период времени были популярны различные коврики, которые предохраняли шариковые, да и оптические мыши от загрязнений, а также улучшали скольжение по поверхности. Сейчас это скорее дань традициям, ну или предмет интерьера. К слову, брендовый коврик игровой мыши может стоить более 20 долларов, что делает его покупку целесообразной только в случае, если он необходим вам как предмет имиджа или для улучшения качества работы с вашем устройством.

Что касается остальных случаев, то можно сказать что данный аксессуар практически бесполезен, а иногда может мешать в работе из-за своего малого размера.

Итоги

Однако не факт, что вам подойдёт понравившаяся внешне компьютерная мышь. Описание устройств всегда можно почитать, как и отзывы покупателей. Если есть сомнения, то лучше посмотреть обзоры на видеохостингах, изучить комментарии различных пользователей, в том числе известных блоггеров. Самое важное, это не просто вестись на рекламу, а подбирать действительно нужный вам товар, которым будет приятно пользоваться.

Самое главное, чтобы покупка соответствовала своим задачам, не мешала в работе и подошла, например, к разъемам конкретного ноутбука. Хорошая компьютерная мышь для каждого своя.

Манипулятор «компьютерная мышь» - это одно из указательных устройств ввода, обеспечивающих интерфейс пользователя с компьютером. Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В универсальных интерфейсах с помощью мыши пользователь управляет специальным курсором. В дополнение к детектору перемещения мышь имеет от одной до трех (или более) кнопок, а также дополнительные элементы управления (колёса прокрутки, потенциометры, джойстики, трекболы, клавиши и т. п.), действие которых обычно связывается с текущим положением курсора (или составляющих специфического интерфейса). Компьютерная мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно - на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В универсальных интерфейсах (например, в оконных) с помощью мыши пользователь управляет специальным курсором - указателем - манипулятором элементами интерфейса. Иногда используется ввод команд мышью без участия видимых элементов интерфейса программы: при помощи анализа движений мыши.

Виды компьютерных мышей

Оптомеханические (шариковые) мыши

В оптомеханических (шариковых) мышах шарик с резиновым покрытием "перекатывается" по поверхности и при своем движении вращает два ролика, отвечающие за перемещение курсора вдоль вертикальной и горизонтальной осей координат. Главным недостатком оптомеханических мышей является наличие движущихся частей в механизме регистрации перемещений. Другой недостаток шарового привода - загрязнение шарика и снимающих роликов, приводящее к заеданию мыши и необходимости в периодической её чистке (отчасти эта проблема сглаживалась путём металлизации роликов). Несмотря на недостатки, шаровой привод долгое время доминировал, успешно конкурируя с альтернативными схемами датчиков. В настоящее время шаровые мыши почти полностью вытеснены оптическими мышами второго поколения.

Оптические мыши первого поколения

Оптические датчики призваны непосредственно отслеживать перемещение рабочей поверхности относительно мыши. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора. Первое поколение оптических датчиков было представлено различными схемами оптопарных датчиков с непрямой оптической связью - светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие датчики имели одно общее свойство - они требовали наличия на рабочей поверхности (мышином коврике) специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями). На некоторых ковриках эти штриховки выполнялись красками, невидимыми при обычном свете (такие коврики даже могли иметь рисунок). Недостатками таких датчиков обычно называют:

  • необходимость использования специального коврика и невозможность его замены другим. Кроме всего прочего, коврики разных оптических мышей часто не были взаимозаменяемыми и не выпускались отдельно;
  • необходимость определённой ориентации мыши относительно коврика, в противном случае мышь работала неправильно;
  • чувствительность компьютерной мыши к загрязнению коврика (ведь он соприкасается с рукой пользователя) - датчик неуверенно воспринимал штриховку на загрязнённых местах коврика;
  • высокую стоимость устройства.

Оптические мыши второго поколения

Второе поколение оптических компьютерных мышей имеет более сложное устройство. В нижней части мыши установлен специальный светодиод, который подсвечивает поверхность, по которой перемещается мышь. Миниатюрная камера «фотографирует» поверхность более тысячи раз в секунду, передавая эти данные процессору, который и делает выводы об изменении координат. Оптические мыши второго поколения имеют огромное преимущество перед первым: они не требуют специального коврика и работают практически на любых поверхностях, кроме зеркальных. Они также не нуждаются в чистке. Предполагалось, что такие мыши будут работать на произвольной поверхности, однако вскоре выяснилось, что многие продаваемые модели (в особенности первые широко продаваемые устройства) не так уж и безразличны к рисункам на коврике. На некоторых участках рисунка графический процессор способен сильно ошибаться, что приводит к хаотичным движениям указателя, не отвечавших реальному перемещению. Для склонных к таким сбоям мышей необходимо подобрать коврик с иным рисунком или вовсе с однотонным покрытием. Также выпускаются коврики для мышей, специально ориентированные на оптические мыши. Например, коврик, имеющий на поверхности силиконовую плёнку с взвесью блёсток (предполагается, что оптический сенсор гораздо чётче определяет перемещения по такой поверхности).

Недостатками данной мыши являются:

  • сложность её одновременной работы с графическими планшетами, последние ввиду своей аппаратной особенности иногда теряют истинное направление сигнала при движении пера и начинают искажать траекторию движения инструмента при рисовании. При использовании мышей с шаровым приводом подобных отклонений не наблюдается. Для устранения данной проблемы рекомендуется использовать лазерные манипуляторы;
  • Также, к недостаткам оптических мышей некоторые люди относят свечение таких мышей даже при выключенном компьютере. Поскольку большинство недорогих оптических мышей имеют полупрозрачный корпус, он пропускает красный свет светодиодов, который мешает уснуть в случае, если компьютер находится в спальне. Это происходит, если напряжение на порты PS/2 и USB подаётся от линии дежурного напряжения; большинство материнских плат позволяют изменить это перемычкой +5V +5VSB, но в этом случае не будет возможности включать компьютер с клавиатуры.

Оптические лазерные мыши

В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки полупроводниковый лазер. В оптических лазерных мышах для подсветки поверхности используется лазер. Лазер, в отличие от светодиода, испускает узконаправленный пучок света, благодаря чему получаемые сенсором изображения более контрастны, а позиционирование курсора достигает высокой точности. Оптические датчики призваны непосредственно отслеживать перемещение рабочей поверхности относительно мыши. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора. Первое поколение оптических датчиков было представлено различными схемами оптопарных датчиков с непрямой оптической связью - светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие датчики имели одно общее свойство - они требовали наличия на рабочей поверхности (мышином коврике) специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями). На некоторых ковриках эти штриховки выполнялись красками, невидимыми при обычном свете (такие коврики даже могли иметь рисунок). Оптические мыши менее требовательны к рабочей поверхности, нет необходимости очищать движущиеся части устройства (они отсутствуют).

Индукционные мыши

Индукционные мыши используют специальный коврик, работающий по принципу графического планшета или собственно входят в комплект графического планшета. Некоторые планшеты имеют в своем составе манипулятор, похожий на мышь со стеклянным перекрестием, работающий по тому же принципу, однако немного отличающийся реализацией, что позволяет достичь повышенной точности позиционирования за счёт увеличения диаметра чувствительной катушки и вынесения её из устройства в зону видимости пользователя. Индукционные мыши имеют хорошую точность, и их не нужно правильно ориентировать. Индукционная мышь может быть «беспроводной» (к компьютеру подключается планшет, на котором она работает), и иметь индукционное же питание, следовательно, не требовать аккумуляторов, как обычные беспроводные мыши. Мышь в комплекте графического планшета позволит сэкономить немного места на столе (при условии, что на нём постоянно находится планшет). Индукционные мыши редки, дороги и не всегда удобны. Мышь для графического планшета практически невозможно поменять на другую (например, больше подходящую по руке, и т. п.).

Гироскопические мыши

Работа гироскопических мышей основывается на двуосном гироскопическом датчике, который отслеживает перемещения мыши в пространстве. Для работы таких мышей не требуется поверхность, их можно перемещать прямо в воздухе. Подобное решение может оказаться актуальным при недостатке пространства на рабочем столе, а также во время проведения презентаций, когда курсор мыши используется в качестве указки.

Компьютерная мышь. Производители

  • A4Tech
  • Apple
  • BLUETAKE
  • Belkin
  • COLORSit
  • Cellink
  • Cherry
  • Chicony
  • Codegen
  • Comep
  • Creative
  • Cyber Snipa
  • D.I.D.
  • Defender
  • Delux
  • Dialog
  • Espada
  • Elecom
  • Fellowes
  • Floston
  • Fujitsu Siemens Computers
  • Gembird
  • Genius
  • GreenWood
  • Gyration
  • Kensington
  • Logitech
  • Labtec
  • LinkWorld
  • Luxeon
  • MacAlly
  • Microsoft
  • Mitsumi
  • Mobidick
  • NeoDrive
  • Oklick
  • Porto
  • Razer
  • Samsung
  • SecuGen
  • Siemens AG
  • Targus
  • Thermaltake
  • Trust
  • Zboard
  • Zippy

Компьютерная мышь. Интерфейсы

  • первые мыши подключались к компьютерам x86 через последовательный коммуникационный интерфейс RS-232 (последовательные мыши; разъемом DB25F, и позднее DB9F) и с помошью своего адаптера.
  • в компьютере PS/2 фирма IBM предусмотрела для мыши специальный порт (c разъемом mini-DIN, точно таким же, как и для клавиатуры). Позднее, разъемы клавиатуры и мыши типа PS/2 были включены в современный стандарт материнских плат x86 - ATX. Такие мыши используются до сих пор, постепенно уступая свои позиции интерфейсу USB.
  • основная часть современных мышей имеет интерфейс USB, иногда - с адаптером для PS/2. USB и мыши с этим интерфейсом с некоторого времени также используются в компьютерах Apple.
  • ещё одним интерфейсом, через который можно подключить мышь, является универсальный беспроводной радиоинтерфейс Bluetooth, который поддерживается на многих платформах.

Мышь (другие названия «мышка », «манипулятор мышь ») - еще один обязательный элемент любого компьютера. С помощью мыши можно управлять курсором или указателем, отображаемым на . Также мыши практически всегда используются в разнообразных компьютерных играх. Сейчас трудно представить, но первая мышь, изобретенная в далеком 1963 г., представляла собой здоровенную деревянную коробку с двумя колесиками. В наше время мышь - это очень изящное устройство из пластика, алюминия или даже стекла

Типы компьютерных мышей

Существует несколько типов мышей , различающихся как по методу соединения с компьютером (проводные и беспроводные), так и по принципу работы. Изучим их подробнее.

  • Механическая мышь . В основе механической мыши лежит прорезиненный шарик, находящийся в нижней части корпуса мыши. Перемещая мышь, вы тем самым перемещаете и этот шарик, за счет чего выясняются координаты указателя на экране. Механические мыши - самые дешевые , хотя и самые проблемные. Для их работы обязательно понадобится хороший коврик , обеспечивающий надежное сцепление с шариком. Кроме того, шарик все время засоряется и перемещения указателя становятся «рваными», поэтому механическую мышь нужно чистить , вынув шарик, хотя бы раз в месяц. Самый дешевый и доступный вариант.
  • Оптическая мышь . Вместо шарика в современных оптических мышах используется крошечная камера и источник света. Источник света регулярно вспыхивает и луч света отражается от поверхности стола (или коврика). Встроенная камера просматривает изменения узора поверхности и соответствующим образом сдвигает указатель на экране. Оптические мыши куда более эффективны, чем механические. Их не надо чистить, для их работы не требуется обязательно коврик, и они могут работать на многих поверхностях, включая ковры и диваны. Есть, впрочем, и недостатки. Оптическая мышь не будет работать на стеклянной или металлической поверхности , а также на поверхности с однородным цветом (например, белым). Цена оптических мышей уже очень давно перестала быть высокой, поэтому о механических мышах нужно забыть, как о страшном сне.
  • Лазерная мышь . В этой мыши вместо источника света используется луч лазера, за счет чего лазерные мыши примерно в 10 раз более чувствительные, чем оптические. Перемещать указатель на экране лазерной мышью одно удовольствие - движения очень плавные и точные. Кроме того, лазерная мышь без проблем работает на любых поверхностях, даже на стекле. И уж, конечно, ее не надо разбирать, чтобы почистить. Если вы любите компьютерные игры, то сможете оценить, насколько проще и эффективнее вам будет играть с помощью именно лазерной мыши. Мыши бывают проводные и беспроводные. Проводная мышь так же, как и клавиатура , подключается в разъем PS/2 или USB . Аналогично беспроводной клавиатуре передатчик беспроводной мыши также подключается в один из этих разъемов, после чего вы сможете работать с мышью, не испытывая дискомфорта от провода, который постоянно за ней тянется. Питание как беспроводной мыши, так и клавиатуры осуществляется за счет встроенного аккумулятора или обычных пальчиковых батареек АА .