Какие бывают социальные лифты. Социальный лифт: понятие, примеры


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г.Е. Тадевосян)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:

1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);

2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);

3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);

4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

Каналом социальной мобильности следует именовать такую сферу общества или социальный институт, где осуществляется восходящая или нисходящая мобильность, например, собственность, семья, производство, армия, религия, образование. Канаты мобильности также называют социальными лифтами.

Армия функционирует в качестве канала социальной мобильности и в мирное, и в военное время. Крупные потери или выход в отставку среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время младшие офицеры продвигаются благодаря таланту и храбрости, в мирное – благодаря лояльности, послушанию и выслуге лет. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.

Например, известно, что из 92 римских императоров 36 достигли своего высокого положения, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон Бонапарт и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Оливер Кромвель, генерал Улисс Грант, один из отцов-основателей США Джордж Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

В России начиная с XVIII в., когда петровскими указами была введена 25-летняя служба, армия превратилась в канал вертикальной мобильности в том числе и для крепостных крестьян. Рядовой солдат самого низкого происхождения мог выслужить офицерский и даже генеральский чин. Если не в своем полку, то в соседнем он мог видеть офицера, вышедшего из солдат. В прежние времена этот канал монополизировали сначала бояре, составлявшие княжескую дружину, а позже дворянство, официально считавшееся служилым сословием государства. Русский крестьянин знал, что бояре, дворяне, помещики – это служилый государственный люд, который получал свои земли за ратный труд. Так было веками. Но в петровскую эпоху каждый рекрут из крепостных помнил, что вчера он был человек барский, а сегодня – царский. С первых лет советской власти армия пользовалась в обществе огромным авторитетом и воспринималась как эффективное средство социальной мобильности, возможность вырваться из деревенских оков, выйти "в люди". Крестьянский парень видел, как красноармеец из его деревни после увольнения из РККЛ становился председателем сельсовета, а его сосед после службы поступил в вуз, старший брат стал красным командиром. В армии было легче вступить в партию и комсомол, что открывало путь к новой жизни. Статус "человека с ружьем" формировал ощущение исключительности. Поставив себе целью подготовиться в армии для подъема по ступеням социальной лестницы, молодой человек рос прежде всего в собственных глазах. Вне армии он ожидал аналогичного отношения к себе от окружающих, и если такового не следовало, испытывал душевный надлом .

В годы брежневского застоя работа в милиции в течение последних десятилетий представляла один из постоянно действующих каналов социальной мобильности, в частности перемещения из деревни в город, и происходило это в значительной степени из-за дефицита горожан, желающих служить в милиции. В московскую милицию принимали отслуживших в армии молодых людей в возрасте до 35 лет и не имеющих московской прописки. Иного способа попасть в столицу, как только устроиться в милицию, скажем, у выходцев из российской глубинки могло и не существовать. Не только армия и милиция, но и силовые структуры в целом раньше и теперь выступают мощным каналом вертикальной мобильности, позволяющим людям совершить восхождение из периферийных в центральные сегменты общества. Опыт СССР и США свидетельствует: в периоды, когда армия создает хорошие возможности для вертикальной мобильности, профессионального продвижения, в ней (в целом и в офицерском корпусе) преобладают выходцы из сельской местности и небольших городов .

Для военных мобильность – результат добровольной или вынужденной смены профессии, должности, специальности, квалификации и места службы, осуществляемой как офицером, так и членами его семьи. Если сравнивать социальную мобильность различных категорий офицеров (младшие, старшие, высшие), то исследования показывают, что младшие офицеры по сравнению со старшими и высшими более мобильны. По мере продвижения по служебной лестнице скорость и интенсивность социальной мобильности различных категорий офицеров в зависимости от условий и факторов (как субъективных, так и объективных) может как возрастать, так и уменьшаться . Когда армия перестает быть социальным лифтом, становится социально закрытой, тогда практически прекращается перемещение из крестьян и рабочих в офицеры высокого ранга, из высшего и среднего классов – в офицеры. Мобильность становится горизонтальной: из гражданского среднего класса – в военный средний класс.

Данные 1991 – 1992 гг. об отношении студентов вузов к прохождению военной подготовки (после закона 1990 г. о ее добровольности) свидетельствуют, что наблюдается тенденция к горизонтальному социальному перемещению. Это выражается, например, в довольно четкой зависимости: чем менее престижен вуз (или даже специальность в нем, кафедра), тем больше желающих получить военную подготовку, считающих военное образование перспективным .

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. А. Сорокин, изучив историю жизни 144 глав римской католической церкви, установил, что 28 вышли из низов общества, а 27 – из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII (кстати, выходцем из небогатой семьи тосканских землевладельцев), обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому освободившиеся после смерти клириков позиции заполнялись новыми людьми. Но помимо восходящего церковь была каналом нисходящего движения: тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высокого ранга.

Образование в современном обществе является основным лифтом, обеспечивающим продвижение по социальной лестнице. Система обучения складывается из нескольких ступеней, на каждой из которых можно вовремя уйти, не имея возможности учиться дальше: начальное, незаконченное среднее, полное среднее школьное образование, среднее специальное, высшее, поствысшее (аспирантура и докторантура), а также дополнительное, включающее множество курсов повышения квалификации и переобучения, посещать которые можно в течение всей жизни. Школа и система образования в целом – эффективный инструмент социальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования, тем ниже квалификация, достигнутый статус и зарплата. Высокий уровень образования, напротив, – способ сделать профессиональную карьеру.

В XIX столетии в России установился порядок производства в гражданские чины коллежского асессора и статского советника. Указ от 6 августа 1809 г. запрещал продвигать служащих, не имевших свидетельств об окончании университетского курса или не выдержавших в университете экзамена по установленной программе, которая прилагалась к указу. В частности, для получения чинов коллежского асессора и статского советника требовались знание русского и какого-либо иностранного языков, знание естественного, римского и гражданского права, государственной экономики, уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей, познания в географии, математике и даже физике.

В различные периоды образование выступало фактором, способствующим продвижению по социальной лестнице, условием для занятий торговлей, поступления на службу в государственные учреждения. Именно образование дает аттестаты, дипломы, свидетельства, необходимые для занятий многими видами деятельности. Диплом открывает доступ к высококвалифицированной и хорошо оплачиваемой работе, т.е. служит средством повышения экономического статуса. А поскольку он свидетельствует о высоком престиже обладателя, то становится символом социального статуса и глубоких знаний. Чем выше уровень образования и полученная квалификация, тем выше достигаемая на службе должность, общественное признание, научное звание, вознаграждение и награды.

В США уже в 1960-е гг. обучение в колледже давало возможность дополнительно заработать 200 тыс. долл, в течение 30 лет после окончания учебного заведения. Окупаемость этих инвестиций была десятикратной, принося в среднем 30% годового дохода на протяжении 30 лет. В 1992 г. в США работник с дипломом колледжа мог заработать на протяжении всей своей карьеры на 600 тыс. долл, больше, чем специалист, получивший среднее образование. Обладатель докторской степени зарабатывал на 1,600 тыс. долл, больше выпускника колледжа и на 2,200 тыс. долл, больше обладателя среднего образования. Инвестиции в получение образования этого уровня, составляющие порядка 110 тыс. долл., 20-кратно окупаются в течение 30 лет, и норма рентабельности продолжает возрастать с небывалой скоростью .

В постиндустриальном обществе лишь образование дает необходимую гарантию, что семья не окажется в нищете. Доля американцев с дипломом колледжа, находящихся по разным причинам ниже черты бедности, не превышает 4%, а лиц с неполным средним образованием – от 30 до 50%.

В советское время существовал еще один лифт к социальной карьере – членство в коммунистической партии, или партийная принадлежность. Сегодня он сохранился лишь в Китае, а в России вместо компартии появились другие политические организации, прежде всего партия "Единая Россия", членство в которых помогает сделать общественную карьеру. Партийная принадлежность – это вхождение в политическую корпорацию, активное участие в ее деятельности, идентификация и солидарность с ней, защита ее интересов во внешних организациях, а также ее представительство в разных сферах общественной жизни.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV–XVIII вв. европейским обществом стали править деньги: высокого положения достигали только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. А. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, 29% случаев –это занятие фабриканта, 21 –банкира и биржевика, 12 –торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Накопление богатств в первом поколении – еще не гарантия сохранения и преумножения достояния в последующем. Гарантией служит институт наследования имущества . Вначале никакого наследования не было. В раннем первобытном обществе имущество, созданное индивидуальным трудом и используемое в индивидуальном порядке (орудия труда и оружие, одежда, украшения), после смерти владельца в качестве его личной собственности уничтожалось или сопровождало его в могилу для использования в "потусторонней жизни". Остальное имущество становилось коллективной собственностью общины. Позже передача наследства от отца к сыновьям принимает две формы: а) майората (общественный статус, титул, имущество переходит полностью к старшему из наследников) и б) минората (недвижимость делится пропорционально между всеми сыновьями либо переходит к младшему, который заботится о престарелых родителях).

Считается, что минорат возник раньше и характеризует первобытное общество, где насаждался принцип социального равенства, имущество делилось поровну, помогали слабым . Сохранился он и в русской поземельной общине вплоть до начала XX столетия. Майорат возник позже, он поощрял социальное неравенство и помог успешно развиваться феодализму. На его основе в раннеклассовых обществах сформировался порядок династического наследования власти с тщательным учетом происхождения от ее законных носителей.

В Китае VII–X вв. практиковался принцип минората , из-за чего даже самое значительное имущество уже в третьем поколении исчислялось лишь сотыми его долями и было практически небольшим. В результате высший класс становился очень мобильным: одни, более удачливые и упорные, вливались в него, другие, получившие в наследство небольшую часть имущества отца или деда и сами не преуспевшие в учении, оказывались за его пределами.

Майорат , или принцип первородства , способствует нераздельности имущества и прав, а тем самым и концентрации богатства в привилегированных слоях общества. В Англии, где он сохранился до сих пор, богатства не делились, а преумножались . За многие века в стране сформировалась могущественная аристократия, которая способна противопоставить свое мнение главе государства и добиваться от него принятия более демократических решений. Как и минорат, майорат способствует социальной мобильности: представителям младших ветвей или младшим сыновьям приходится самостоятельно пробиваться в жизни.

Старое выражение "Британскую империю создали младшие сыновья" применимо и к Испании, которую тоже создали "младшие сыновья". Все кампании колонизации Нового Света, как и крестовые походы Средневековья, осуществлялись благодаря институту майората.

В VIII в. на севере Европы закончился раздел земли. Теперь земельный надел наследовал старший сын (майорат), младшим ничего не оставалось делать, как идти в "вик" – военное поселение, лагерь. Сложилось движение викингов – "детей вика". Они искали удачи на путях войны, разбоя. Им противостояли хевдинги – соотечественники, оставшиеся на земле. В России Петр I пытался ввести институт майората, но у него ничего не вышло.

Семья и брак в качестве лифта социальной мобильности становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе был распространен брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но незнатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в Античности: по римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. Постепенно в обществе сформировался институт наследования социального статуса родителей: дети, рожденные в семье с высоким социальным рангом, автоматически получали высокий статус. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса.

Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии, тогда как в бедных семьях родители не могли дать детям подобающего образования и воспитания.

В России в XVII–XVIII вв. служилое дворянство, прежде всего провинциальное и подмосковное, укрепляло свое общественное положение браками с родовитым дворянством и боярством. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Кроме каналов существуют также понятия средств, механизмов, барьеров и фильтров социальной мобильности. Термины социальный лифт и социальный механизм используются в одинаковом смысле, так как оба представляют собой созданные человеком (группой, обществом) устройства, способствующие восходящей мобильности. Они позитивны, поскольку продвигают человека вверх по иерархии. Негативные устройства именуются социальными барьерами.

Средством социальной мобильности можно считать такое учреждение, изобретение или иное порождение человеческих рук и разума, которые помогают индивидам или группам людей совершать вертикальную либо горизонтальную мобильность. Примером могут служить социальные революции , в частности Октябрьская революция 1917 г., которые радикально изменяют социальную структуру общества, в результате чего одни страты бывают уничтожены или умалены в правах (депортированы, репрессированы, изгнаны), а другие возвышены (рабочий класс при социализме).

Таким же средством или устройством мобильности является туризм , благодаря которому люди перемещаются из одной страны в другую на время осмотра достопримечательностей. Легальным транзитом туристов из одной страны в другую занимаются туристические бюро и фирмы, имеющие соответствующие права и лицензию.

Другой пример: коррупция – взяточничество и мздоимство. Это тоже средство, но никак не канал мобильности, в частности, продвижения по службе. Фальшивый диплом об окончании вуза, который можно купить в переходе метро, также является средством социальной мобильности – иногда восходящей (если никто не заметит подлога), иногда нисходящей (если вслед за разоблачением наступит тюремное заключение).

Механизмы мобильности – это искусственно сконструированные людьми учреждения, процедуры или мероприятия, призванные регулировать или помогать осуществиться тем действиям, которые считаются общественно полезными. Примером выступают механизмы рынка труда – цепочки или устройства, сконструированные людьми (обычно государством, отвечающим за национальный рынок труда) ради достижения заранее поставленных целей, основанных на системе законодательных актов, общепризнанных социальных практик, норм, традиций, правил и общих договоренностей между участниками рынка. Здесь действуют формальные и неформальные (по знакомству) каналы трудоустройства: с помощью личных связей; самостоятельное трудоустройство; наем по родству и знакомству; трудоустройство с помощью службы занятости; использование возможностей целевого набора выпускников учебных заведений (трудоустройство через распределение). Все эти механизмы характеризуются распространенностью (частота случаев использования того или иного канала) и доступностью (равенство шансов для любого желающего воспользоваться данным каналом).

Трудоустройство с помощь родственников и знакомых опирается на существующие формальные социальные сети и связи. Использование личных связей предполагает различные варианты поведения: прямая помощь при устройстве на работу (протекция); предоставление информации о рабочем месте (рекомендация) и др. Неформальный канал – непосредственное обращение к работодателю – предполагает индивидуальную активность и, аналогично каналу "помощь родственников и знакомых", отсутствие формальных посредников при трудоустройстве. По данным исследований И. М. Козиной, неформальные каналы, такие как знакомство и блат, ныне более предпочтительны для россиян, нежели формальные, через службу занятости .

Барьером социальной мобильности надо полагать такое препятствие, которое не позволяет индивидам или группам осуществить вертикальную (восходящую) или горизонтальную мобильность (рис. 5.3). Переезду из деревни в город может препятствовать нехватка в городе жилья, из страны в страну – денег, избранию в президенты – недостаток поддержки политических партий или возрастной ценз.

Рис. 5.3.

В 1998 г. Россию поразил невиданный кризис, связанный с девальвацией рубля: цены на все услуги, в том числе образовательные, взлетели на космическую высоту. Многим слоям стало не по силам платить за обучение в школе, гимназии, колледже, вузе. Цены стали барьером для вертикальной мобильности

Для ограничения инфильтрации снизу высший класс создает множество самых разнообразных социальных барьеров :

  • первый тип – административно-правовые барьеры . В феодальном обществе каждый человек был юридически записан за определенным сословием, а отношения между сословиями, в том числе брачные, права и обязанности каждого из них регламентировались государственными актами;
  • второй тип – религиозные и профессиональные барьеры . Примером служит кастовая система в Индии, где индивид не может перейти из одной касты в другую при жизни;
  • третий тип – доступность и качество образования как барьер социальной мобильности. Качественное образование доступно зажиточным и богатым, недоступно – бедным. Сельские жители, как правило, имеют более низкий уровень образования, чем горожане. В России свыше 40% молодых семей после рождения ребенка попадают в категорию бедных. Единый государственный экзамен (ЕГЭ), к сдаче которого в большинстве провинциальных школ некому готовить школьников, даже для способных ребят может стать дополнительным барьером на пути к поступлению в вуз. Так было в начале эксперимента, а в 2013 г. ЕГЭ стал препятствием для талантливых и интеллигентных горожан, честно сдававших экзамены. Напротив, на Юге России, где контроль за проведением экзамена оказался ослабленным, за деньги двоечники могли купить себе высокие оценки, а иные нерадивые ученики списывали готовые ответы через Интернет.
  • 50 лет тому назад в институтах оказывалось 40% выпуска, в конце 1990-х гг. – уже две трети, а в 2010 г. благодаря демографическому кризису поступить в вуз мог уже каждый выпускник средней школы. Однако количество бюджетных мест с тех пор существенно уменьшилось, а число платных вакансий резко возросло. Высшее образование превратилось в дорогое удовольствие. Дело даже не в том, что за него надо платить. Просто далеко не каждая семья может содержать студента. И снова, как 50 лет назад, школу заканчивает чуть больше трети первоклашек. 40 лет назад дети из высших слоев составляли третью часть школьного выпуска, а среди первокурсников их было уже в два раза больше. Сегодня среди окончивших школу представителей элиты больше, чем всех остальных. При "застое" отпрыски руководителей составляли двадцать пятую часть выпуска, а в 1990-е гг. – уже более четверти. Доля детей рабочих и крестьян уменьшилась в 2,5 раза

Ни для кого из нас не секрет, что в любом обществе существует так называемая социальная лестница. Это определенная иерархия с расположением на ней отдельных слоев населения. Какая-то социальная группа находится на этой лестнице выше, какая-то - ниже. Одни люди в течение всей жизни не покидают границ своего социального слоя. Они стоят на одной и той же ступеньке лестницы. Другие же поднимаются или спускаются по ней. Однако движение это очень медленное.

Понятие социального лифта

В любом обществе наличествуют определенные предпосылки, позволяющие осуществлять быстрое перемещение из одного слоя населения в другой. В идеале это движение направлено вверх. Хотя бывают случаи внезапного перемещения на более низкую ступень. Это и есть социальный лифт. Определение данному понятию было дано Питиримом Сорокиным. Этот русско-американский социолог еще в начале двадцатого века провел анализ движения различных по своему статусу социальных групп. При этом Сорокиным было просчитано, в каких случаях данные перемещения позволят человеку расти в этой жизни. Теория получилась весьма убедительной, так как была списана с натуры - индивида, являющегося выходцем из семьи пьяницы-ремесленника, проживавшей в маленькой деревеньке на российском севере.

Сорокин утверждал, что человеку, для того чтобы расти, необходимо искать свой канал лифт). Это позволит довольно быстро изменить имеющийся статус.

Каналы мобильности

По теории Сорокина, абсолютно разными для каждого человека могут быть социальные лифты. Виды каналов мобильности населения включают в свой перечень следующие элементы:

Церковь;

Образование (школу);

Бизнес (собственность).

В современном мире к каналам мобильности добавилась госслужба, спорт, политика, а также искусство. Каждый человек, желающий изменить свой статус, должен найти свой социальный лифт. Это позволит запустить весь механизм восхождения и начать движение. Разумеется, воспользоваться можно не лифтом, а лестницей. Однако это займет слишком много времени и станет процессом весьма утомительным.

Виды мобильности

Изменение группой или индивидом своего класса или места в обществе может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Первый вид мобильности представляет собой переход из одного в другой. Это социальные лифты, примеры которых - смена гражданства, переход в иную религиозную общину.

Под вертикальной мобильностью понимается движение человека (вверх или вниз) по служебной лестнице. Это также входит в понятие "социальные лифты". Примеры такого движения:

Повышение в должности (восходящая мобильность);

Разжалование (нисходящая мобильность).

На вертикальные и горизонтальные каналы изменения статуса оказывают влияние различные факторы. Среди них плотность населения и уровень смертности, рождаемость, возраст и пол. Лифты чаще всего используют молодые люди. Стремятся изменить свой статус и многие мужчины. В маломобильные группы населения входят в основном пожилые люди и женщины.

Переход из одного слоя общества в другой может быть осуществлен либо группой, либо в одиночку. Это также различные социальные лифты. Виды мобильности в данном случае подразделяются на индивидуальные и групповые.

Коллективные социальные лифты существуют в случае имеющихся кастовых, расовых, сословных или иных привилегий. В данном случае население низших групп способно устроить бунт с целью отмены существующих для нее ограничений. Это позволит коллективно подняться на более высокую ступеньку социальной лестницы. Примеры социальной мобильности данного вида можно встретить на протяжении всей истории человечества. Это и полученное превосходство варны священников над варной воинов в древней Индии, а также подъем большевиков после Октябрьской революции до статуса бывшей царской аристократии.

Современные социальные лифты включают в себя понятие вертикальной мобильности. Однако их определение дается отнюдь не в служебном контексте. Изменение статуса индивида или группы понимается как смена позиции в социальной иерархии.

Основные каналы мобильности

Перемещение людей из одного слоя общества в другой присутствует в любой стране. Иногда для этого используется социальный лифт. Это позволяет сократить промежуток перемещения от одной ступеньки лестницы к другой.

Какие же существуют каналы для такой мобильности? Так называемая социальная циркуляция становится возможной при участии различных институтов. В их перечне находятся каналы, представляющие особый интерес. Это армия и церковь, школа, а также экономические, профессиональные и Данные социальные лифты характерны для любого общества.

Армия

Особое значение данный институт имеет в военное время. Это периоды, когда происходят гражданские и межгосударственные вооруженные столкновения. От успеха в войне напрямую зависит судьба всего общества. И не суть важно, каким социальным статусом обладают солдаты. Их мужество и стратегический талант особенно ценятся именно в такие периоды. Продвижение в командный состав низших чинов во время войны происходит, как правило, при наличии полководческого таланта. Власть, данная таким людям, и далее используется в целях дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, она позволяет мародерствовать и грабить, мстить, унижать своих врагов, а также получать громкие титулы, купаться в роскоши и быть в центре помпезных церемоний. Армия в таком случае представляет собой социальный лифт. Это позволяет простолюдинам становиться генералами, получать статус принцев, монархов, диктаторов и властелинов мира. И в это же время многие, являющиеся по статусу рождения аристократами, королями и правителями, свои титулы и общественное положение теряют.

Подобные примеры социальной мобильности многочисленны. Ими буквально изобилует история. Так, правителями и лидерами становились вожди воинствующих племен. К тому же из девяноста двух тридцать шесть достигли такого высокого статуса только благодаря своей службе в армии.

Примеры социальной мобильности наблюдались и при современных войнах. Многие лидеры гражданских и международных вооруженных столкновений стремительно поднимались по карьерной лестнице. Но в то же время огромное количество военных командиров, которые потерпели поражение, понижались в должности, исключались, становились рабами, другими словами, резко падали, совершали нисходящее движение по армейскому социальному лифту.

Что касается мирных лет, то роль этого канала вертикальной мобильности в разы меньше. Однако наличествует, естественно, и в данный период.

Церковь

Во все времена этот канал общественной мобильности был вторым по своей значимости. Однако свою максимальную роль церковь играет только в те периоды, когда ее достигает расцвета. И это подтверждается историей христианства. В те периоды, когда наблюдался наиболее интенсивный рост значимости церкви, она представляла собой наиболее легкий путь для изменения социального статуса. По этому каналу мобильности поднимались и рабы, и крепостные. Причем восхождение осуществлялось порой до самых влиятельных позиций.

Данный социальный лифт нередко становился средством для нисходящего движения. Примером тому могут служить еретики, язычники, преступники и враги церкви. Все они были уничтожены, разорены или отданы под суд. Известно, что в перечне таких разжалованных людей были короли и герцоги, князи и лорды, то есть представители аристократии.

Социальные лифты в современном обществе также включают церковь. Однако ее значимость и роль средства мобильности неизменно сокращается. То движение, которое происходит внутри церковной лестницы, былого значения уже не имеет.

Религиозные организации

Роль социального лифта в обществе играет не только церковь. Ее можно отнести и к функциям прочих В их перечень входят конфессии иудаизма и даосизма, секты и т. д. В периоды увеличения своего влияния они позволяли своим членам расти не только внутри института, но и в обществе в целом. Это давало возможность тем людям, которые имели простое происхождение, подниматься до самых высоких социальных ступенек. Наглядным подтверждением этому является жизнь Мухаммеда, а также первых его последователей.

Школа

Система социальных лифтов во все времена включала в себя институты воспитания и образования. В тех странах, где школа доступна для всех слоев населения, она является отличным каналом мобильности для движения вверх. Если такое образование получает не каждый, то его можно сопоставить с лифтом, перемещающимся лишь по верхним этажам общественного здания.

Примеры социальной мобильности, когда движение происходит по всей вертикали, особенно наглядны в современных европейских странах. В этих государствах никто не сможет занять какое-либо заметное положение, не окончив университет или колледж. Выпускник, обладающий отличным дипломом, способен легко перемещаться по социальной лестнице и занимать ответственные посты независимо от своего происхождения.

Маломобильные группы населения - это те, которые не имеют диплома о получении соответствующих знаний. Для таких людей закрыт ряд профессий. Кроме того, их труд, по сравнению с работой квалифицированных специалистов, оплачивается ниже.

Образовательные социальные лифты в современном обществе обеспечивают достаточную легкость в продвижении. Этот факт понимается многими. Недаром количество желающих поступить в университеты и колледжи неуклонно растет.

Примеры социальной мобильности, которая становится возможной при получении определенных знаний, многочисленны. Однако самым ярким из них является кастовое общество древней Индии. Именно в период его существования знания и ученость оценивались особенно высоко. Их даже возводили в ранг второго рождения, более значимого, чем рождение физическое.

Политические организации

Все организации - от политических партий до правительства - являются одним из каналов мобильности индивида. Для продвижения по социальной лестнице во многих странах достаточно поступить на государственную службу. С течением времени здесь обязательно наблюдается автоматическое перемещение по карьерной лестнице. Кроме того, клерки или чиновники, чья работа ценится особенно высоко, имеют шанс более быстрого подъема при помощи данного социального лифта.

Этот факт подтверждается историей. Многие люди, рожденные в семьях ремесленников, крестьянства или прислуги, сумели подняться и занять самые заметные общественные посты. Такую картину можно наблюдать и сегодня. Карьерный путь многих государственных деятелей начинался с чиновника низшего звена.

Профессиональные организации

Это также один из каналов вертикальной мобильности. К профессиональным организациям могут быть отнесены литературные и научные, а также творческие институты. Вход в них свободен для всех, имеющих определенные способности. При этом социальный статус никакой роли не играет. Данный канал мобильности стал средством для подъема многих врачей и ученых, юристов и художников, актеров, певцов и т. д.

Специфическим видом профессиональных институтов и важным видом социального лифта является печать. В сегодняшнем мире мы видим все увеличивающуюся роль прессы. Печатное слово способствует обеспечению великолепной карьеры незаурядной личности.

Организации, создающие материальные ценности

Вне зависимости от конкретных форм обогащения, эти институты в любом обществе являются социальными лифтами для подъема индивида по вертикали. Лидерами еще в первобытных племенах становились более богатые люди. И такую картину можно наблюдать на протяжении всей истории человечества. Аналогия между знатностью и богатством нарушается лишь в исключительные периоды, например, во время революций. Однако такое положение вещей в скором времени заканчивается. Обедневшая знать непременно присвоит ценности. Пути для этого могут быть разные, вплоть до мошенничества и насилия. А люди, ставшие богатыми, купят или добьются привилегий.

Ярким примером тому явилось восхождение буржуазного класса. В период его появления высокого положения стали добиваться те, кто имел деньги. Знатные сословия поднимались из низших слоев общества подобно тому, как храбрецы некогда становились рыцарями.

Семья

Одним из распространенных каналов мобильности индивида является брак с представителем более высокого социального статуса. Последствия этого могут быть двоякими. Иногда брак приводит к подъему человека, а иногда - к его деградации. В былые времена брак, заключенный с представителем низшего слоя общества, приводил к социальному падению того, кто занимал более высокое положение. Так, в Риме было узаконено то, что вышедшая замуж за раба свободная женщина сама становилась рабыней.

Заключение

Кроме всех вышеперечисленных каналов существует множество других. Во все времена социальные лифты перевозили потоки людей вверх и вниз по вертикали общества. Но тот, кто даже и не пытался войти в один из этих подъемников, навсегда оставался в низших слоях.

Социальные лифты существуют в любом обществе. Они имеют разную форму и масштабы, но нужны человечеству в такой же степени, как кровеносные сосуды живому организму.

Научное определение

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества .

Горизонтальная мобильность

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

  • Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальный лифт

Социальный лифт - понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Литература

  • - статья из Новейшего философского словаря
  • Sоrоkin Р. Α. Social and cultural mobility. - N. Y. - L. , 1927.
  • Glass D. V. Social mobility in Britain. - L. , 1967.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная мобильность" в других словарях:

    - (social mobility) Перемещения из одного класса (class) или, чаще, из группы с определенным статусом в другой класс, в другую группу. Социальная мобильность как между поколениями, так и в рамках профессиональной деятельности отдельных лиц является … Политология. Словарь.

    Изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение… … Философская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ мобильность, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя… … Современная энциклопедия

    Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).… … Большой Энциклопедический словарь

    Социальная мобильность - СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью… … Новейший философский словарь

    См. МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, термин, используемый (наряду с понятиями социальные перемещения и социальная подвижность) в социологии, демографии и экон. науках для обозначения переходов индивидов из одних классов, социальных групп и слоев в другие,… … Демографический энциклопедический словарь

    - (vertical mobility) См.: перелив рабочей силы (mobility of labour). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

    Социальная мобильность - личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности оперативно осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения непредвиденных проблем и выполнения… … Официальная терминология

Книги

  • Спорт и социальная мобильность. Пересекая границы , Спааий Рамон. Великих спортсменов, олимпийских чемпионов, известных футболистов, хоккеистов или гонщиков знают во всем мире. Несомненно, что знаменитыми и богатыми их сделал ставший их профессией спорт. А…