Что относится к информационным и коммуникационным технологиям

Что такое Технология? Значение и толкование слова texnologija, определение термина

1) Технология - (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и 1о- gos - учение, наука) - англ. technology; нем. Technologie. 1. Совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки (изменения состояния, свойств, формы) сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности, строительстве и т. п. 2. Научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая эти приемы и способы. 3. Описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические карты и т. п.

2) Технология - - совокупность методов воздействия орудиями труда на физич., химич. и иные свойства предмета труда. Т. обработки определенного предмета труда выражается в технологич. процессе, т. е. процессе физич., механич., химич. воздействия орудий труда на предмет труда. Технологич. процессы определяются господствующим технологич. способом производства - исторически определенным способом соединения человека и технич. средств труда в системе производительных сил. Технологич. процесс расчленяется на операции, характеризующиеся постоянством предметов, средств труда, рабочих-исполнителей и охватывающие все действия по обработке предмета труда данного вида, на одном рабочем месте в определенное рабочее время. Операция - основная единица разделения труда в производственном процессе, организации труда, планировании, нормировании и учете труда в производстве. Для нормального хода производства необходимо соблюдение технологич. дисциплины - строгая последовательность технологич. операций, обеспечение стабильности параметров воздействия на предмет mv да в установленных пределах. В ходе революции научно-технической (см. значительные изменения связаны с разработкой и внедрением новых Т.: биотехнич., безотходных энергосберегающих и т. д. Полная автоматизация производственных процессов достигается на основе т. н. безлюдной Т. Основанная на применении производственных роботов, она освобождает человека от выполнения операций по обслуживанию машин и механизмов, предоставляя ему более широкие возможности для занятий интеллектуальным трудом. Новый шаг в развитии научно-технич. прогресса на основе внедрения "безлюдных Т." требует принципиально нового подхода в решении ряда соц. вопросов таких, как подготовка и расстановка кадров, развитие системы непрерывного образования. Н.В. Андреенкова.

3) Технология -

4) Технология

5) Технология - (technology). Применение знаний в производстве для материальной сферы. Технология означает создание материальных средств (например, машин, автоматов) с целью их применения человеком.

6) Технология - (technology) - практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности. Это определение отражает социологический интерес к технологии как к социальному продукту, который охватывает "металлические изделия" рук человеческих в виде инструментов и машин, а также знания и идеи, включенные в различные виды производственной деятельности. Знания не обязательно зависят от науки как движущей силы. Пример тому - относительно простые формы механизации на ранней стадии промышленной революции. Современное развитие энергетики и информатики может, однако, зависеть от научных достижений (см. также Новая технология) . Иногда технология в узком смысле трактуется как машины, но более широкое значение подразумевает производительные системы в целом и даже организацию и разделение труда. В первом случае игнорируются социальные процессы, включенные в проектирование и выбор технологии, а во втором затрудняется проведение различия между технологией и связанными с нею социальными механизмами (см. также Социология науки; Технологический детерминизм) . Роль технологии в социальном изменении - давняя проблема, начиная с анализа Марксом производительных сил и производственных отношений и кончая теориями индустриализации, модернизации, постиндустриального и информационного общества. Последние теории были разработаны в 1960-х гг. и основывались на неоэволюционных предположениях. Технология, как принято считать, выполняла ключевую определяющую роль в формировании социальной структуры развитых индустриальных обществ (см. Конвергенция; Культурное запаздывание) . В индустриальной социологии и социологии труда технология также определялась как ключевой фактор в организации труда и отчуждении. Это предполагало классификацию ее различных типов или уровней, из которых наиболее важными были: (а) классификация Блоунером (1964) четырех типов технологии - ремесла, машинного производства, сборочного конвейера, технологического процесса или автоматизации. Обратная кривая "U" подсказывает, что отчуждение было низким в отраслях ремесленного производства, достигло пика на стадии сборочного конвейера (например, в автомобильной промышленности) и снова снизилось с введением автоматизации. Работа критиковалась с эмпирических позиций и за технологический детерминизм, особенно теоретиками "социальной деятельности" (Силверман, 1970, Голдторп, 1966); (б) классификация Вудвордом (1970) трех типов системы производства основана на степени технической сложности - мелкомасштабное и штучное, крупномасштабное и массовое производство, наконец непрерывное производство. Каждый тип был связан с различными организационными характеристиками: например, массовое производство привело к наиболее бюрократической форме структуры власти. Считается, что различные типы технологии для оптимальной "эффективности" требуют соответствующих организационных структур (см. также Теория случайности; ср. Социотехнический системный подход) . И Блоунер и Вудворд предлагают оптимистический подход к технологическому изменению с развитием автоматизации, отраженной в новых типах квалифицированного труда, менее жесткой организации труда и повышении удовлетворенности трудом. Однако дебаты об автоматизации в 1960-х гг. подверглись обширной теоретической и эмпирической переоценке на основе исследования информационных технологий. Напротив, теория процесса труда на марксистской платформе приняла более критическое направление. техническое изменение анализируется с точки зрения продукта капиталистического контроля над процессом труда, а не политически нейтрального, автономного развития. Бравермановский анализ технологии в процессе труда (1974) был основан на классификации Брайта, состоящей из 17 уровней (1958), прогрессивно заменяющих машинами ручной, а затем и умственный труд (см. также Деквалификация) . Критический подход просматривается также в работах Франкфуртской школы и, в частности, Хабермаса, у которого технология и "техническая рациональность " выступают как форма идеологии.

Технология

(от греч. techne - искусство, мастерство, умение и 1о- gos - учение, наука) - англ. technology; нем. Technologie. 1. Совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки (изменения состояния, свойств, формы) сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности, строительстве и т. п. 2. Научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая эти приемы и способы. 3. Описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические карты и т. п.

Совокупность методов воздействия орудиями труда на физич., химич. и иные свойства предмета труда. Т. обработки определенного предмета труда выражается в технологич. процессе, т. е. процессе физич., механич., химич. воздействия орудий труда на предмет труда. Технологич. процессы определяются господствующим технологич. способом производства - исторически определенным способом соединения человека и технич. средств труда в системе производительных сил. Технологич. процесс расчленяется на операции, характеризующиеся постоянством предметов, средств труда, рабочих-исполнителей и охватывающие все действия по обработке предмета труда данного вида, на одном рабочем месте в определенное рабочее время. Операция - основная единица разделения труда в производственном процессе, организации труда, планировании, нормировании и учете труда в производстве. Для нормального хода производства необходимо соблюдение технологич. дисциплины - строгая последовательность технологич. операций, обеспечение стабильности параметров воздействия на предмет mv да в установленных пределах. В ходе революции научно-технической (см. значительные изменения связаны с разработкой и внедрением новых Т.: биотехнич., безотходных энергосберегающих и т. д. Полная автоматизация производственных процессов достигается на основе т. н. безлюдной Т. Основанная на применении производственных роботов, она освобождает человека от выполнения операций по обслуживанию машин и механизмов, предоставляя ему более широкие возможности для занятий интеллектуальным трудом. Новый шаг в развитии научно-технич. прогресса на основе внедрения "безлюдных Т." требует принципиально нового подхода в решении ряда соц. вопросов таких, как подготовка и расстановка кадров, развитие системы непрерывного образования. Н.В. Андреенкова.

Это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

Это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

(technology). Применение знаний в производстве для материальной сферы. Технология означает создание материальных средств (например, машин, автоматов) с целью их применения человеком.

(technology) - практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности. Это определение отражает социологический интерес к технологии как к социальному продукту, который охватывает "металлические изделия" рук человеческих в виде инструментов и машин, а также знания и идеи, включенные в различные виды производственной деятельности. Знания не обязательно зависят от науки как движущей силы. Пример тому - относительно простые формы механизации на ранней стадии промышленной революции. Современное развитие энергетики и информатики может, однако, зависеть от научных достижений (см. также Новая технология) . Иногда технология в узком смысле трактуется как машины, но более широкое значение подразумевает производительные системы в целом и даже организацию и разделение труда. В первом случае игнорируются социальные процессы, включенные в проектирование и выбор технологии, а во втором затрудняется проведение различия между технологией и связанными с нею социальными механизмами (см. также Социология науки; Технологический детерминизм) . Роль технологии в социальном изменении - давняя проблема, начиная с анализа Марксом производительных сил и производственных отношений и кончая теориями индустриализации, модернизации, постиндустриального и информационного общества. Последние теории были разработаны в 1960-х гг. и основывались на неоэволюционных предположениях. Технология, как принято считать, выполняла ключевую определяющую роль в формировании социальной структуры развитых индустриальных обществ (см. Конвергенция; Культурное запаздывание) . В индустриальной социологии и социологии труда технология также определялась как ключевой фактор в организации труда и отчуждении. Это предполагало классификацию ее различных типов или уровней, из которых наиболее важными были: (а) классификация Блоунером (1964) четырех типов технологии - ремесла, машинного производства, сборочного конвейера, технологического процесса или автоматизации. Обратная кривая "U" подсказывает, что отчуждение было низким в отраслях ремесленного производства, достигло пика на стадии сборочного конвейера (например, в автомобильной промышленности) и снова снизилось с введением автоматизации. Работа критиковалась с эмпирических позиций и за технологический детерминизм, особенно теоретиками "социальной деятельности" (Силверман, 1970, Голдторп, 1966); (б) классификация Вудвордом (1970) трех типов системы производства основана на степени технической сложности - мелкомасштабное и штучное, крупномасштабное и массовое производство, наконец непрерывное производство. Каждый тип был связан с различными организационными характеристиками: например, массовое производство привело к наиболее бюрократической форме структуры власти. Считается, что различные типы технологии для оптимальной "эффективности" требуют соответствующих организационных структур (см. также Теория случайности; ср. Социотехнический системный подход) . И Блоунер и Вудворд предлагают оптимистический подход к технологическому изменению с развитием автоматизации, отраженной в новых типах квалифицированного труда, менее жесткой организации труда и повышении удовлетворенности трудом. Однако дебаты об автоматизации в 1960-х гг. подверглись обширной теоретической и эмпирической переоценке на основе исследования информационных технологий. Напротив, теория процесса труда на марксистской платформе приняла более критическое направление. техническое изменение анализируется с точки зрения продукта капиталистического контроля над процессом труда, а не политически нейтрального, автономного развития. Бравермановский анализ технологии в процессе труда (1974) был основан на классификации Брайта, состоящей из 17 уровней (1958), прогрессивно заменяющих машинами ручной, а затем и умственный труд (см. также Деквалификация) . Критический подход просматривается также в работах Франкфуртской школы и, в частности, Хабермаса, у которого технология и "техническая рациональность " выступают как форма идеологии.

Деятельность отдельных людей и организаций сейчас все в большей степени зависит от имеющихся у них знаний, одного из самых ценных ресурсов современного общества, и способности их эффективно использовать. Однако средства, предназначенные для представления знаний, еще достаточно несовершенны и часто заставляют людей вновь и вновь искать решения одних и тех же задач.

Для оптимизации поиска необходимой информации в наши дни создаются всевозможные онлайновые сервисы. Так, на базе Wiki-технологии в 2001 году Уэйлс и Сэнгер открыли сайт «Википедия». Википедия - многоязычная, общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, публикуемая в Интернете. Эта «общественная» энциклопедия является ярким примером стремительного роста и накопления знаний в распределенной среде Интернет. Она создается коллективным трудом добровольных авторов, использующих технологию Wiki.

До Википедии в Интернете было придумано много способов группового общения: чат, веб-форум, блог. Эти технологии разрешают обмениваться сведениями и каким-то образом их упорядочивать, но ни одна из них не позволяет создать полноценный, динамически обновляемый сайт. Сейчас в Википедии существует 253 языковых раздела.

Украинская часть Википедии в настоящее время составляет свыше 70 тысяч статей, а русская - свыше 250 тысяч. Темпы их роста одни из самых высоких (по 1000 статей в месяц). Очевидно, что не все украино- и русскоязычные пользователи Интернета знают о Википедии, но если учесть, как среди этих пользователей много ученых и студентов, можно ожидать значительного роста темпа заполнения этих ресурсов.

За время своего развития проект Википедии, несмотря на опасения, связанные с непрофессиональностью авторов, возможным вандализмом, спонтанностью создания отдельных статей, позволил создать достаточно качественный продукт - полную и объективную, свободно доступную всем многоязычную энциклопедию. Успех Википедии продемонстрировал, что пользователи Интернета нуждаются в достоверной энциклопедической информации. Поэтому проект сетевой энциклопедии уже сегодня является серьезным источником справочной информации, знаний, обладающий, в отличие от традиционных источников, замечательной особенностью - оперативностью.

Успех Википедии вызвал к жизни большое разнообразие других необходимых проектов, которые работают на похожих принципах и служат для создания других видов образовательных и справочных изданий.

Технология Wiki и ее основные характеристики

Wiki - это технология построения веб-сайта, позволяющая пользователям самим через веб-интерфейс активно включиться в процесс редактировании его контента - исправления ошибок, добавления новых материалов. Wiki-технология не требует использования специальных программ, регистрации на сервере и знания HTML. Термином Wiki называется также ПО, которое разрабатывается для создания таких сайтов.

Информация, представленная в Wiki, имеет нелинейную навигационную структуру. Каждая страница обычно содержит большое количество гиперссылок на другие страницы. Первая вики, WikiWikiWeb, была разработана в 1994 году и в 1995-м впервые появилась в Интернете. Первым Wiki-сайтом стало «Портлендское хранилище образцов», созданное Уордом Каннингемом (Ward Cunningham), где собирались фрагменты программного кода. Крупнейший и известнейший Wiki-сайт - Википедия. Сегодня технология Wiki применяется для создания справочников, баз знаний, разработки документации. Современные Wiki-движки позволяют работать не только с текстами, но и с электронными таблицами, календарями, галереями изображений, файлами и т. д. По Wiki-принципу можно строить и картографические сервисы. Появились разработки Wiki-приложений для корпоративной среды (например, Confluence, Jot, Near-Time).

Wiki призвана решить простую и естественную задачу - дать возможность каждому посетителю участвовать в разработке контента. Участвовать не только в качестве комментатора, но и в качестве полноценного автора и редактора - наравне с администрацией и штатными сотрудниками проекта. Для этого необходимо две вещи: во-первых, у пользователя должна быть техническая возможность внесения изменений в страницы сайта, а во-вторых - этот процесс не должен требовать специальных знаний и навыков.

Технология Wiki позволяет аккумулировать знания человечества, представляя их в электронной интероперабельной форме, обеспечить навигацию по этой базе знаний и средства ее актуализации. При этом использовать Wiki могут сообщества различного объема и тематической направленности, создавая базы знаний от глобальных Википедий и электронных энциклопедий крупных корпораций до легко обновляемых справочных систем небольших организаций, предприятий и учебных заведений. Wiki - это достаточно сложная система для сбора и структурирования информации. Ее основными характеристиками являются:

— обеспечивается поддержка многопользовательской работы;

имеется возможность многократного редактирования любого текста с помощью самой Wiki-среды (веб-сайта);

— появление изменений сразу же после их внесения;

— каждая статья Wiki имеет собственное уникальное имя;

— язык данной разметки достаточно прост и не требует специальных знаний;

— существует возможность возвратиться к предшествующей версии.

По сравнению с CMS (Content Management Systems) технология Wiki имеет следующие отличия:

— Название статьи одновременно является гиперссылкой для внешних систем.

— Статьи создаются и редактируются практически в любое время любым пользователем.

— Статьи, доступные для редактирования, находятся непосредственно в веб-браузере.

— Каждая статья предоставляет доступ к просмотру и редактированию хронологии/версий страницы, которая поддерживает поиск существующих расхождений.

— Каждая статья предоставляет пользователю доступ к странице обсуждения этой статьи.

Wiki предполагает более широкие права пользователей при редактировании контента, отсутствие иерархии и более свободный доступ к информации. Кроме того, страницы, создаваемые в технологии Wiki, обеспечивают интероперабельность и повторное использование знаний.

Движки Wiki

Движки Wiki - ПО, применяемое для создания Wiki-сайтов. Wiki-движок - набор программ, служащий для преобразования Wiki-разметки в удобочитаемое представление на языке HTML.

MediaWiki - программный механизм для создания веб-сайтов, работающих по технологии Wiki, разработанный специально для Википедии немецким студентом М.Манске. Это один из самых мощных Wiki-движков, написанный специально для Википедии и использующийся во многих других проектах фонда Викимедиа. MediaWiki написан на PHP и употребляет в своей работе реляционную базу данных (можно использовать MySQL, PostgreSQL); поддерживает программы memcached и Squid.

MediaWiki предоставляет интерфейс работы с базой страниц, разграничение прав доступа к администрированию системы, а также следующие возможности:

— обрабатывать текст как в собственном формате, так и в форматах HTML и TeX (для формул)

— загружать изображения или другие файлы и пр.

Гибкая система расширений позволяет пользователям добавлять собственные возможности и программные интерфейсы. Сейчас продолжают разрабатываться сле-дующие версии MediaWiki. Например, среди новых возможностей, присутствующих в экспериментальной версии MediaWiki, - поддержка PostgreSQL и система утверждения законченных и про-веренных статей. В версии 1.7.0 убрана поддержка Oracle из-за отсутствия движения в разработке этого направления.

Существует много Wiki-движков, имеющих свои особенности и достоинства. В таблице на с. 59 представлен обзор современных Wiki-движков. Выбор Wiki-движка зависит от того, какой требуется набор функций и возможностей (контроль версий, ограничения доступа, RSS-ленты с информацией об изменении страниц, подписка на изменения конкретных страниц и т. д.), на какой платформе он будет базироваться и как все это будет работать и т. д. Прежде всего, надо определить, что будет использоваться: Wiki на собственном сервере или же Wiki-сервис, предоставляемый внешней организацией. Для созданий онлайн-энциклопедий многие рекомендуют именно MediaWiki. Для формирования баз знаний часто употребляют WackoWiki, Confluence и NPJ. Для персонального использования применяются WikidPad или deskDo. Использовать Wiki-технологии при отсутствии Интернета позволяют TiddlyWiki и deskDo.

Методика создания статей для Википедии

Существует теория «90-9-1», которая оценивает процентное соотношение пользователей Wiki, разделяя их на три группы: 1) читателей - 90 %; 2) тех, кто изредка вносит какой-то вклад, 9 % и 3) тех, кто активно работает над наполнением контента Wiki - всего 1%. Большую часть работы выполняет именно 1% пользователей, но и остальным полезно знать, как они могут присоединиться к этой группе.

Открытость технологии не привела, как опасались многие, к уничтожению и порче материалов: в Wiki сохраняются все изменения, произошедшие со всеми статьями с момента их создания, поэтому в любое время можно сравнить разные версии одной и той же статьи, откорректировать страницу снова или просто вернуться к старой версии. Таким образом, исправить нанесенный ущерб проще, чем его нанести. Кроме того, у администраторов всегда есть возможность заблокировать изменения отдельных страниц (в частности, наиболее спорных).

Страницы Wiki-сайта представляют собой статьи, содержимое которых - это обычный текст, где можно использовать теги HTML или особую Wiki-разметку, более удобную для текстовых документов, чем HTML. Воспользовавшись ссылкой или кнопкой, любой посетитель Wiki-сайта может отредактировать и сохранить измененный вариант текста любой существующей страницы или создать новую. Процедура публикации текста в Википедии сведена к двум кнопкам - «Редактировать» и «Сохранить».

Правила создания статей Википедии, направленные на создание качественных текстов, достаточно просты, но необходимо выполнять несколько условий:

2. При написании какой-либо статьи следует стремиться к нейтральному изложению и отражать все известные точки зрения.

3. Необходимо указывать источники сведений для подтверждения достоверности информации.

Есть два рода статей, не соответствующих политике нейтральности: статьи, явно конфликтующие с требованиями нейтральности и статьи, описывающие не все мнения или недостаточно подробные. В первом случае статья должна быть помечена как пристрастная ({{POV}}). Ненейтральная часть информации такой статьи подлежит исправлению или удалению. Во втором случае статью следует лишь считать незавершенной, какими бы беспристрастными и подробными ни были уже имеющиеся в ней сведения.

Определенная часть статей в Википедии представляет собой созданные автоматически «заготовки». В Википедии существует три вида ссылок - на существующие статьи, на еще ненаписанные статьи и на внешние веб-ресурсы. Для того чтобы создать гиперссылку на статью, достаточно просто при внесении Wiki-разметки заключить название статьи, на которую требуется сослаться, в двойные квадратные скобки - [[Название статьи]]. Если статьи, на которую указывает ссылка, не существует, то ссылка таки создастся, но ее текст будет красного цвета, а не обычного синего. Активизировав эту ссылку, можно перейти к шаблону статьи и написать ее, фактически откорректировав шаблон.

Когда любой автор отмечает в тексте термин или выражение как ссылку на несуществующую статью, в Википедии автоматически генерируется новая статья-шаблон, содержащая текст: «Статья еще не написана, можете ее написать». Авторы, заходящие по этой ссылке, расширяют содержание «пустышки».

Почти любую страницу Wiki-сайта можно отредактировать. Для того чтобы внести правки в статью, необходимо:

— внести желаемые правки в текст статьи;

— с целью контроля просмотреть перечень внесенных правок (кнопка «Внесенные правки»);

— убедиться в корректности правок, просмотрев предварительно текст статьи (кнопка «Предварительный просмотр»);

— заполнить поле «Кратко опишите суть вашей правки» и нажать кнопку «Записать страницу».

Поиск в Википедии

Сегодня существует много национальных Википедий и проектов. Осуществить поиск в этом множестве информационных ресурсов вручную достаточно трудоемко. Qwika - это поисковая машина, ориентированная на обработку Wiki-сайтов. Ее задача - охватить все крупные Википедии на всех достаточно распространенных языках, перевести их и обеспечить быстрый поиск. На сегодняшний день система индексирует следующие ресурсы:

— Англоязычная Википедия и все области имен в ее составе (Чат, Изображение, Пользователь и т. д.).

— Англоязычные Википедии (машинный перевод популярных Википедий на других языках).

— Википедии на других языках.

— Туристический проект WikiTravel.

— Кешированные версии всех страниц на языке как оригинала, так и машинного перевода.l

Гладун Анатолий, старший научный сотрудник, кандидат технических наук Международного научно-учебного


центра информационных технологий


и систем НАНУ;


Рогушина Юлия, старший научный


сотрудник, кандидат физико-математических наук Института программных систем НАНУ

Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: “Технология … совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. … научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы … сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса … описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. …” Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: “Технология … совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции … наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства” .

Сравнивая данные формулировки предмета технологии, можно говорить о различных принципах подхода к обобщающим определениям. В БСЭ технология понимается довольно широко и делится на объективную (действующую, функционирующую в различных отраслях народного хозяйства) и субъективную (научную) .

В политехническом словаре научная сторона технологии сужается до момента взаимодействия определенных орудий труда с предметами труда, т.е. до производственных операций. А это значит, что субъективная сторона технологии сводится к объективной, функционирующей, и по существу научная сторона технологии не признается. В данном случае имеется в виду “совокупность методов … изготовления … продукции” , “способы воздействия на сырье … соответствующими орудиями производства” или совокупность процессов и сами процессы, составляющие действующую, практическую технологию, но вовсе не научную, абстрактную сторону этих процессов, которая не включает конкретных орудий труда или человека.

Такая позиция приводит к неверному толкованию обобщающих понятий научной и теоретической технологий, к замене их техническими науками и, в конечном итоге, к метафизике, техницизму.

При анализе практической технологии ее нельзя оторвать от техники и средств труда. Из этого следует, что современная технология неоднозначна по своей сути и имеет несколько аспектов. Важнейшие из них – объективный и субъективный. Последний, в свою очередь, имеет научную и теоретическую сторону.

Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой объективного и субъективного в технологии, то есть с практической и теоретической технологиями. Именно в этом скрыта причина различного толкования терминов.

На всех иерархических уровнях организации технология делится на практическую (объективную) , научную и теоретическую (субъективные) . С практической технологией непосредственно связана научная, а с научной – теоретическая.

Практическая технология

Практическая технология – это отработанная опытом совокупность процессов и операций по созданию определенного вида потребительной стоимости. Данная технология может быть представлена, изображена, описана и т.д.

Задачи действующей технологии меняются от условий ее функционирования. К основным задачам в области материального производства относят: изыскание и реализацию средств интенсификации технологических процессов; контроль технолог средств производства, изменение условий производства; подготовку производства к выпуску новых товаров или товаров улучшенного качества.

Характерными признаками объективной, действующей технологии являются: динамизм, конкретность, материальная обусловленность и логичность (строгая последовательность действий, операций, движений) .

Динамизм технологии Динамизм технологии отражает выполнение каких-либо процессов, движений, действий, промежуточные состояния которых можно изобразить в виде условных обозначений, рисунков, схем, чертежей, а полностью – с помощью современных технических средств (телевидения либо словесного описания) . Это могут быть производственные процессы (как получить химическое волокно) , физиологические (как сделать прическу) , управленческие или инструктивные (как обработать информацию и принять решение) , а также творческие (как получить новые технологии) .

Эти процессы совершаются при обязательном участии человека благодаря его творчеству и труду. Простыми моментами процесса труда являются: целесообразная деятельность, или сам труд, предмет труда и средства труда. На данной триаде основаны все виды деятельности, любая технология и любое производство. Два других элемента производительных сил – предметы и средства труда, совокупность которых называют средствами производства. Предметы труда – все то, на что он направлен. Сами по себе они не создают динамики, а выступают лишь как материальные носители целенаправленных воздействий, в результате чего они либо перемещаются в пространстве, либо переходят из одного состояния в другое, либо изменяют свою структуру, превращаясь постепенно в потребительную стоимость или товар.

Соединение труда с его предметом и составляет содержание технологического процесса преобразования последнего в готовую продукцию, суть взаимодействия человека с природой.

Чтобы получить результат своей деятельности, человек должен знать законы, по которым происходит изменение предмета труда, и умело пользоваться ими (практическая технология) . Раньше эти законы познавались непосредственно трудом, приобретением опыта, передававшимся из поколения в поколение. Такая форма оставалась основной в отдельных областях искусства. В сфере же материального производства положение резко изменилось. Предметы труда выступают здесь как своеобразное звено связи науки и производства. При этом большую роль играют средства труда (техника) , позволяющие резко увеличить возможности человека благодаря использованию законов природы. Достигнутый уровень их развития избавил людей от непосредственного воздействия на предмет труда. Человек стал лишь управлять сложными машинами. Поэтому современная технология, абстрагируясь от конкретного и коллективного труда, изучает взаимодействие средств производства в процессе целенаправленной деятельности человека. Именно абстрагирование от конкретного труда позволило выделить технологию в самостоятельную научную дисциплину.

Конкретность технологии Конкретность технологии отражается в целенаправленности ее процессов к достижению определенного результата. Полезность вещи, свойство предмета удовлетворять какую-нибудь потребность человека называется потребительной стоимостью, а если она предназначена для обмена на рынке – товаром.

Технология интересуется товарами или потребительными стоимостями с позиции конкретизации поставленной задачи и уточнения технологических процессов, так как образ конечной продукции диктует их вид, ее необходимые средства производства и квалификацию исполнителя. Если пренебречь конкретизацией потребительных стоимостей, получим абстрактную, или теоретическую, технологию.

Материальная обусловленность технологии Конкретность тесно связана с материальной обусловленностью технологии, которая предполагает наличие трех компонентом объективного мира: предметов труда, средств труда и самого труда. Современные масштабы этих компонентов таковы, что требуют строгого контроля как внутренних процессов, так и внешнего взаимодействия с природой.

Современная научная технология призвана не просто изучать и проектировать производственные системы, а реализовывать из них наиболее эффективные или обеспечить новые воздействия на предметы труда, которые бы значительно превосходили существующие по производительности, скорости, безопасности и экономичности.

Внешняя материальная обусловленность предполагает экономическую и экологическую сбалансированность производства с окружающей средой.

Следовательно, современная научная технология должна не только выбирать и проектировать наиболее эффективные процессы создания потребительных стоимостей, но и обосновывать сбалансированность производства с окружающей средой.

Логичность технологии Логичность (строгая последовательность действий, операций, движений) технологии – это упорядоченность во времени и пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, их полная взаимоувязка по всем параметрам (производительность, скорость и т.д.) . Логичность обычно отрабатывается длительное время опытным путем, практикой, испытанием и проверкой как отдельных процессов, так и их совокупности в реальных условиях производства и окружающей среды. В этом случае вырабатываются также необходимые навыки у исполнителей, требования к производственному процессу, соблюдению правил техники безопасности и т.д. Все это необходимо для достижения главной цели – получения товара (потребительной стоимости) того вида и тех свойств и качеств, которые необходимы потребителю.

Научная технология

Научная технология изучает и обобщает опыт создания потребительных стоимостей. Предмет ее изучения – процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и окружающей среды при создании всего многообразия потребительных стоимостей. В области материального производства ее задачи следующие: изучение закономерностей протекания процессов преобразования предметов труда в продукцию или товары; изыскание прогрессивных способов воздействия на предметы труда, их проверка; разработка мероприятий по защите природы; выбор и проектирование наиболее эффективной и безопасной практической технологии.

Теоретическая технология

Теоретическая технология изучает диалектику технологии и возможность использования законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного мира человека. Предмет ее исследования – процессы развития познающей и преобразующей деятельности человека. Основные задачи: познание законов взаимодействия человека с природой; изучение возможностей и условий практического применения познанных законов или закономерностей; разработка, обоснование и экспериментальная проверка новых технологических процессов.

Основная проблема теоретической технологии относится к развитию системы “человек-природа” . Она заключается в том, чтобы разработать стратегию и тактику оптимального развития человеческой цивилизации на ближайшую перспективу. Главным критерием и одновременно ограничивающим условием при решении основной проблемы должно быть выполнение требования о недопустимости перерастания отношений между противоположностями в антагонистические (например, противоречия между природой и техникой, между человеком и природой и др.) . С основной проблемой связано много других проблем, таких как специализация и интеграция, систематизация процессов и их форм, классификация наук, естественных и технологических процессов.

technology). Применение знаний в производстве для материальной сферы. Технология означает создание материальных средств (например, машин, автоматов) с целью их применения человеком.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕХНОЛОГИЯ

TECHNOLOGY) В том виде, в каком это понятие используется в социологии, оно охватывает все формы производственных технических приемов, включая ручные операции, и не является синонимом понятия машинного оборудования, как это представлено в некоторых популярных концепциях. В социологии работы и занятости этот термин означает также физическую организацию производства, то есть способ расположения производственной техники на предприятии, и, таким образом, охватывает разделение труда и организацию работы, которые являются частью эффективного процесса производства или его необходимым условием. Производственные технологии и организация производства - это социальные продукты, следствия принятия человеком определенных решений; таким образом, технология может рассматриваться как результат социальных процессов. Социологи, работавшие в рамках традиции «человеческих отношений» (см.: Человеческих отношений школа), сосредоточивались на связи между технологией, с одной стороны, и моральным духом и отчуждением работников, с другой, в особенности на непосредственном взаимодействии рабочего и машины и влиянии технологии на рабочие группы. Такого рода взаимодействие и влияние, как они показали, имеют определенный ограниченный эффект в отношении морального состояния людей. Позднее технология стала рассматриваться как аспект социального класса и классовых отношений. В рамках марксистского трудового процесса подхода технология понималась как проявление отношений между социальными классами. При этом утверждалось, что в рамках капиталистических экономик с целью смягчения последствий неизбежного конфликта между интересами работников (труда) и менеджмента (капитала) развиваются новые производственные технологии, которые господствуют над наемными работниками и контролируют их. В рамках некоторых веберианских теорий класса в качестве критерия классовой позиции рассматривается «трудовая ситуация», основным детерминирующим фактором которой выступает технология. См. также: Автоматизация; Гибкая специализация; Деквалификация; Научный менеджмент; Отчуждение; Постфордизм; Социотехнические системы; Трудовой процесс; Фордизм.

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XXв. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое технология?

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XX в. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Вот как попытался выйти из положения наш коллега из США, доктор Кендел Н. Старквезер, исполнительный директор Международной ассоциации технологического образования, в своей статье «Скажи мне, что такое технология»

О’кей! Вы готовитесь к первому дню занятий в школе. Скоро перед вами появятся учащиеся, и вы должны будете объяснить им, что такое технология. Так что же это такое? Вы почти в панике, вы знаете так много определений этого понятия, что не знаете, какое из них выбрать. Что вам делать?

Чтобы начать дискуссию, спросите о технологии самих учащихся. Каждый постарается высказать своё мнение. Наверняка одни скажут: “Это компьютеры!” Благодаря информационной революции в течение последних лет понятие «технология» кардинально изменилось в сознании многих людей, но вы знаете, что это не только компьютеры . Это еще и образовательная или учебная технология. Компьютеры – лишь инструмент, оборудование, и вы учите не только компьютерной технологии, потому что у вас есть кабинет технологического образования. Вы преподаёте предмет школьной программы и планируете рассказывать детям о технологии , а не только использовать её при обучении.

Другие школьники скажут: “Это наука!” И в этом есть правда. Это может помочь. Теперь вы должны объяснить разницу между наукой и технологией, которые изучают в школе. Дети скажут:”Наука – это изучение естественного мира, а технология изучает искусственный, созданный человеком мир!” Это хорошее начало.

Учащиеся верно поняли, что различие между наукой и технологией лежит именно в понятии человеческой деятельности. Наука – это что-то о явлениях, теоремах, а технология – о том, как люди используют инструменты, машины, материалы, процессы и так далее.

Однако вы до сих пор еще не объяснили, что такое технология, и что вы будете делать, изучая её. Чтобы разобраться в этом, вы можете подкинуть идею о том, что технология подобна воде. Она динамична и может принимать любую форму. Она бывает прекрасной и уродливой, стабильной и изменяющейся. Она приносит блага и несчастья. Она может быть управляемой и необузданной. Мы используем её на работе и во время отдыха. Она вызывает чувство удовольствия или досады. Она вездесуща и связана тысячами нитей с повседневной жизнью. Наше мнение о ней зависит от того, как мы её используем и как она воздействует на нас. Но один факт совершенно очевиден и для технологии, и для воды: мы не можем без них обойтись.

Если учесть лишь одно это, становится понятно, почему технология приходит в наши школы как важнейший предмет. И вы будете работать вместе со школьниками, чтобы лучше её понять, научиться находить решения, работать и жить в технологическом мире.

Удачи вам в новом учебном году!

США, 1998г.

Согласно “Новой Британской энциклопедии”, термин «технология», впервые появившийся в английском языке в XVII в., касался только прикладных искусств (ремёсел). В начале XX в. понятие «технология» относилось уже не только к машинам и инструментам, но и к другим, не связанным с ними процессам. В середине XX в. этот термин стал обозначать «способы или деятельность, с помощью которых человек стремиться преобразовать окружающий мир или манипулировать им». Но это широкое определение подверглось критике, так как было трудно различить понятия «научное исследование» и «технологическая деятельность».

Что же понимается под технологией в наши дни? “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д.Н. Ушакова содержит следующее определение: “Технология (от греч. techne – «искусство» и logos – «учение») – это совокупность наук и сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие… Совокупность процессов такой переработки».

Утверждённая Министерством образования Российской Федерации программа курса «Технология» (научные руководители Ю.Л. Хотунец и В.Д. Симоненко) определяют этот предмет так: “…наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека”.

Уже упомянутая “Новая Британская энциклопедия” определяет технологию как «систематическое изучение способов создания и изготовления вещей».

Все приведенные определения раскрывают различные стороны сложного понятия «технология».

Основой для изучения технологии в школе служит следующее определение:

Технология – это преобразующая человеческая деятельность, направленная

на удовлетворение нужд и потребностей людей, решение их проблем.

Она включает процессы преобразования вещества, энергии и информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир. Результатом технологической деятельности являются продукты, соответствующие определенным характеристикам, заранее заданным на стадии проектирования. Технология как наука изучает эту человеческую деятельность.