Чем отличается плоский дизайн от материал дизайна. Советы по Material Design

В нашей сегодняшней статье мы затронем тему, которая еще не обсуждалась на Rusability. Справедливости ради отметим, что и в рунете как таковом интерес к этой теме только начинает набирать обороты, несмотря на то, что сама концепция появилась на свет еще в прошлом году. Речь идет о нашумевшем и, как считают некоторые, революционном направлении дизайна, которое Google окрестил как material design .

Материальный дизайн является не столько даже каким-то новым подходом к выстраиванию отношений между пользователем и виртуальной средой, сколько целой философией, регламентирующей такие отношения. Как и многие по-настоящему яркие и свежие явления последнего времени, материальный дизайн является удачной компиляцией тех идей и концепций, которые либо уже встречались по отдельности в различных продуктах, либо, что называется, витали в воздухе. Споры о том, является ли материальный дизайн удачным направлением, все еще ведутся, равно как и придирчивый и скрупулезный поиск всевозможных недостатков, однако, пожалуй, уже никто не отрицает, что эта концепция является очень точным отражением духа времени и чаяний рядовых пользователей. Она эстетически выдержана, привлекательна, интуитивна, и, по всей видимости, очень удобна в эксплуатации. «Материальный дизайн – это круто» – такого рода эмоции объединяют как восторженную публику, так и аудиторию с более критическим взглядом, указывающую на имеющиеся у материального дизайна недостатки.

Материальный дизайн можно рассматривать как первый серьезный и довольно предсказуемый шаг к массовой унификации интерфейсов, и, следовательно, унификации пользовательского опыта как такового. Эта особенность является ключевой для материального дизайна – он универсален и единообразен. В качестве второй характерной особенности материального дизайна следует выделить интуитивность, которая является следующим по значимости аспектом после всеобъемлющей унификации. Собственно говоря, эти две составляющие – унификация интерфейсов и максимальная интуитивность, призваны сделать материальный дизайн по-настоящему массовым явлением.

Google представил материальный дизайн широкой публике 25 июня 2014 года как дизайн новой операционной системы Android, получившей впоследствии название Lollipop. Полноценно использовать материальный дизайн можно только в рамках создания приложений для Lollipop, но некоторые приложения для Android 4 также вполне могут быть переработаны в стиле material, впрочем, с определенными ограничениями. Главный и, вероятно, единственный фактор, существенно ограничивающий свободу разработчиков приложений для Lollipop – плохая совместимость концепции material design с более ранними версиями Android и пока еще небольшая распространенность Android 5.1 Lollipop. В любом случае, устранение последнего недостатка является лишь вопросом времени.

Android Lollipop

Выход в свет концепции material design был сопряжен с появлением подробного, доступного и обстоятельного гайдлайна от Google . Обсуждая материальный дизайн в нашей статье, мы будем регулярно обращаться к этому полному и яркому руководству, разработанному дизайнерами Google.

Основные тезисы и базовые принципы Material Design

Вся философия материального дизайна покоится на четырех основополагающих и понятных принципах:

  1. Поверхности. Воплощенные в виде карточек, созданных из «цифровой бумаги», такие поверхности полностью подчиняются законам физического мира, обладают тактильным откликом и обеспечивают сильную обратную связь вместе с высокой интуитивностью.
  2. Типографика полиграфического толка. Вместо того чтобы изобретать велосипед, почему бы не воспользоваться более чем вековыми наработками в области полиграфии? Учитывая, что исходную поверхность теперь представляют слои виртуальной, практически осязаемой бумаги, вполне логично наносить на нее информацию сообразно лучшим образцам полиграфической продукции. Говоря более утрированно, Google адаптировала правила «реальной», полиграфической типографики для экранов мобильных устройств.
  3. Анимация. Анимация в материальном дизайне должна подчиняться физическим законам, а следовательно – интуитивным ожиданиям пользователя. Взаимосвязь движущихся объектов, их влияние друг на друга, способ появления и движения – все это должно быть реальным, логичным и предсказуемым.
  4. Адаптивный дизайн. Тот самый главный аспект, о котором мы говорили в начале статьи. Адаптивный дизайн призван унифицировать пользовательский опыт и сделать его единообразным на всех платформах.

C помощью сочетания этих достаточно простых и очевидных принципов, Google создали мощную и в высшей степени логичную систему, пользоваться теми или иными проявлениями которой, по всей видимости, мы будем как минимум ближайшие пять лет. Рассмотрим подробно каждый из четырех аспектов материального дизайна.

Поверхности, их свойства и функции

В свойствах поверхностей сосредотачивается та самая материальность концепции Google. Сама структура интерфейса максимально реалистична – она имеет глубину, ограниченную толщиной устройства. К примеру, устройство толщиной в 1 см по material design будет содержать в себе внутренний мир такой же толщины. Это очень напоминает тонкий аквариум, у которого есть задняя стенка и переднее стекло, но вместо морской живности по этому аквариуму плавают поверхности, напоминающие листки бумаги и распределяющиеся по толщине аквариума слоями. И, точно так же, как и подводные обитатели, эти поверхности-карточки полностью подчиняются физическим законам – порой кажется, что они более чем реальные, заключенные между задней стенкой смартфона и стеклом дисплея.

Материальный дизайн в разрезе

Ось Z в мире material design отвечает за объем интерфейса

В мире материального дизайна поверхности находятся на разных уровнях глубины. И если в плоском дизайне, который является одним из предшественников material, никакого намека на объем не было, то в материальном дизайне почти незаметные, легкие тени формируют невероятно реалистичную глубину.

Способ отображения тени в материальном дизайне

Представьте, что на вашем письменном столе лежат кусочки обыкновенной бумаги, порезанные в форме различных по размеру прямоугольников. Перемещая их по поверхности стола и накладывая друг на друга, вы будете четко видеть, какая из бумажных карточек находится над другой. Это происходит благодаря небольшой тени, отбрасываемой краями бумаги. В материальном дизайне разработчики полностью воссоздали этот принцип, причем распределение карточек «цифровой бумаги» по разным уровнем, когда одна карточка перекрывает другую, полностью соответствует иерархии контента – поверхность, находящаяся поверх другой и отбрасывающая на нее тень, является в данный момент главной, на ней сосредоточено внимание пользователя.

Приоритетная поверхность выходит на первый план, отбрасывая тень на нижний «листок»

Сама поверхность действительно представляет собой плоскость определенной формы (в большинстве случаев – прямоугольной), которая способная отбрасывать тень. Поверхность служит площадкой для контента, чистым кусочком бумаги, на котором позже появятся другие элементы. Ничего большего под поверхностью в материальном дизайне не подразумевается – кусочки «цифровой бумаги» не обладают и не могут обладать какой-либо текстурой или градиентными переходами.

Особенности типографики в Material Design

Как мы уже упоминали, типографика в материальном дизайне является такой же «реальной», как и поверхности. Это означает, что она использует все те правила и подходы, которые используются при полиграфической верстке. В примерах, которые продемонстрировали Google, можно встретить лучшие образцы классической типографики в виртуальном исполнении.

Примеры типографики material design

Шрифты

Стандартный шрифт, долгое время используемый в Android – Roboto. В новой ОС Lollipop и в материальном дизайне он также используется в качестве основного шрифта. Кроме Roboto, в приложениях для Android также может быть использован шрифт Noto, предназначающийся для тех языков, для которых не разработаны свои версии Roboto. Несмотря на общий стиль приложений под Android и рекомендации по шрифтам, приведенные в гайдлайне, вполне допустимо в отдельных случаях использовать вместо Roboto собственный фирменный шрифт, призванный сформировать у пользователя соответствующие ассоциации.

Шрифт Roboto

Одна из самых заметных особенностей типографики в материальном дизайне – использование контрастных размеров шрифта. Этот классический прием можно наблюдать во многих примерах от Google – заголовки на экранах набраны весьма крупным кеглем и, благодаря этому, они значительно выделяются на фоне остального текста. В известной степени, из-за крупных, заметных издалека заголовков пользователь легко ориентируется между экранами приложений и быстро схватывает суть текущего контента. Вдобавок к этому, заголовки такого формата выглядят действительно круто.

Контрастная типографика в действии

Расположение контента или принцип верстки в material design

Способ размещения контента в концепции material design также соответствует принципам полиграфического дизайна. Главная и стилеобразующая составляющая виртуальной верстки в материальном дизайне – это расположение полей. Поля и отступы располагаются таким образом, что основное внимание пользователя сосредотачивается на контенте, расположенном посередине в главной колонке, а легкий и быстрый доступ к дополнительным элементам возможен благодаря широкому левому полю. Подобный принцип можно наблюдать на страницах многих полиграфических изданий.

Структура и расположение полей в материальном дизайне

Иконки

Иконографика, используемая в материальном дизайне, представляет собой логическое развитие идеи максимального упрощения, которую можно было наблюдать в более ранних версиях Android. Google характеризует иконки для material как простые, отчетливые и дружелюбные. При этом идея материальности также может распространяться на иконки – сам Google последовательно воплощает идею material в иконках своих продуктов. К примеру, иконка Gmail, изображающая бумажный конверт, происходит от своего реального аналога. В среде материального дизайна упрощенное изображение конверта кажется почти таким же реальным, как «настоящий» прототип – на иконке можно наблюдать характерные тени, обозначающие изгибы и физическую структуру листа бумаги, свернутого в форме почтового конверта.

Виртуальный прототип бумажного конверта и готовая иконка Gmail

Примечательно, что материальный подход к созданию иконок допускается только в отношении тех иконок, которые символизируют конкретный продукт – такой, как Gmail. Другие же, системные (или UI icons) иконки, которыми наполняются приложения, имеют менее материальную природу. Они по-настоящему минимальны, однородны и просты. Благодаря своей простоте и символичности, они удобочитаемы даже при значительном уменьшении. В таких иконках преобладают геометрические формы.

Иконки Android Lollipop – разве может быть что-то более минималистичным и простым?

Для разработчиков Google предлагает внушительный набор иконок, выполненных в стиле материального дизайна. В этой подборке можно найти, пожалуй, любые необходимые иконки для создания приложений с материальным дизайном. Набор иконок material design от Google доступен на GitHub. Также хотелось бы упомянуть ресурс materialdesignicons.com , на котором можно найти не только иконки других авторов, но и предложить разработанные самостоятельно.

Философия цвета

В новом дизайне Lollipop цвет играет более значительную роль, нежели в предыдущих версиях Android. Даже в этом аспекте дизайна заметна та материальность, о которой мы говорим на протяжении всей статьи. Сам Google отдельно манифестирует новую цветовую политику, отмечая такие источники вдохновения, как современная архитектура, дорожные знаки и даже ленты маркировки тротуара. При этом яркие рукотворные сочетания цветов в материальном дизайне соседствуют с естественными, приглушенными природными оттенками. Во многом, этот подход опять же согласуется с полиграфическими канонами, согласно которым цвет оказывает особое влияние на восприятие информации читателем.

Главная идея работы с цветом в материальном дизайне – это разделение оттенков на основные и акцентные. В качестве основных цветов Google предлагает использовать 500 различных оттенков, вместе составляющих главную (Primary) палитру. Все остальные цвета, не вошедшие в эту палитру, можно использовать как акцентные.

Примеры основных цветов из Primary палитры и родственные им акцентные цвета (приводятся в нижних блоках, с буквенным обозначением в виде « A » перед номером оттенка)

При разработке интерфейса Google предлагает ограничиваться максимум тремя цветами из основной палитры и одним акцентным цветом. Основные цвета наносятся на такие элементы как action bar, а так же (как в случае с белым цветом) наносятся на поверхность, содержащую главный, текстовый контент. Примечательно, что окрашивая action bar приложения одним из цветов, мы должны окрасить status bar более темным оттенком этого же цвета:

Status bar принимает цвет action bar , но по-прежнему выделяется более насыщенным, темным оттенком

По-настоящему яркие и привлекающие внимание цвета в материальном дизайне используются для расстановки акцентов. В таких цветовых акцентах нуждаются активные элементы приложений, в первую очередь, конечно же, плавающая кнопка (Floating Action Button). Кроме нее в яркие акцентные цвета необходимо раскрашивать разнообразные слайдеры и переключатели.

Активные элементы, такие как плавающая кнопка и слайдеры, обладают прекрасной интуитивностью во многом благодаря использованию акцентных цветов, подталкивающих пользователя к совершению активного действия

Анимация

Движение супрематического квадрата, Казимир Малевич (1920) и Meaningful Motion , Google Material Design (2014)

Анимация в материальном дизайне – это один из самых интересных его аспектов. Именно благодаря детально проработанной анимации, подчиняющейся физическим законам реального мира, устройства с Android 5 на борту так увлекают и вызывают у пользователя желание возиться с ними часами, особенно в первое время после знакомства. Функциональное назначение анимации в материальном дизайне – это постоянная демонстрация пользователю последствий его действий. Анимация привлекает взгляд и наглядным, красноречивым образом показывает пользователю, что именно происходит в данный момент времени.

Как и все остальные составляющие материального дизайна, анимация, подчиняющаяся физическим законам, не является чем-то принципиально новым – разработчики всего лишь адаптировали правила классической анимации к виртуальной среде операционной системы.

Основа анимации материального дизайна – это взаимодействие плоскостей, кусочков «цифровой бумаги», о которых мы говорили ранее. Эти плоскости, перемещаясь на различных уровнях в своем мире, ограниченном задней стенкой смартфона и стеклом экрана, могут встречаться, вытесняя и сдвигая друг друга, выходить по команде пользователя на передний план, увеличиваясь в размерах и заполняя собой экран.

Так же, как и в классической анимации, все перемещения плоскостей регламентируются строгими правилами, благодаря которым происходит точная имитация движения поверхностей в реальном мире.

Во-первых, любые объекты в реальном мире обладают массой, и, следовательно, определенным сопротивлением. Для того чтобы сдвинуть объект, к нему необходимо приложить силу. При этом объект (в нашем случае – поверхность) не начнет двигаться сразу же – из-за его массы и сопротивления он будет какое-то время ускоряться, а затем, после того, как основное движение, вызванное приложением силы, закончится, он также будет некоторое время замедляться, двигаясь уже благодаря инерции. Применяя эти простые законы, мы получаем интерфейс с невероятно реалистичными перемещениями поверхностей.

Перемещающиеся поверхности обладают способностью двигаться естественно, оказывая движению предсказуемое сопротивление

Перемещение слоя «цифровой бумаги» в галерее

Во-вторых, в материальном дизайне очень эффективно обозначается появление или уход с экрана нового объекта. Так же, как и в реальном мире, в среде материального дизайна, объекты не появляются из ниоткуда, равно как и не уходят в никуда. В ОС Lollipop появление на переднем плане нового объекта связано с любопытными метаморфозами – объект, действительно, не появляется внезапно из ниоткуда, он выскальзывает, постепенно растягиваясь и приобретая форму поверхности. Никакого соблюдения пропорций при этом не происходит, ведь пропорциональное и симметричное увеличение или уменьшение поверхности будет производить впечатление приближения или удаления, в то время как нам необходимо обозначить появление на экране нового кусочка «цифровой бумаги», обособленного и самостоятельного.

Для реализации этого эффекта появления нового объекта, материальный дизайн предлагает два подхода с разной степенью очевидности. Наиболее яркое и однозначное обозначение появления новой поверхности реализуется с помощью увеличивающейся капли – после прикосновения пальцем и вызова объекта, поверхность начинает распространяться по экрану подобно волне.

Растекающаяся капля, формирующая новую рабочую поверхность – один из самых наглядных эффектов в материальном дизайне

Эффект растекающейся поверхности может быть очень изящным и красочным

Другой способ показать пользователю принцип переходов – это ассиметричное, неравномерное увеличение прямоугольной поверхности, вызванной пользователем. Прямоугольник поверхности непропорционально растягивается до приобретения заданной формы. Такой прием позволяет привлечь внимание пользователя активным, нелинейным движением и обратить его внимание на принцип появления новых поверхностей.

Пример анимации базовых иконок в Android Lollipop

Вездесущий Ripple -эффект

Ripple-эффект, а именно волнообразное движение теней в местах прикосновения пальцем к экрану устройства – это еще один важный аспект обратной связи. В Lollipop эффект Ripple применяется практически везде. При соприкосновении с интерфейсом новой операционной системы, волны расходятся в большинстве случаев, будь то нажатие кнопки или просмотр галереи фотоснимков. Говоря техническим языком, как только в систему поступает входная информация (касание пальцем дисплея), система сразу же подтверждает принятие этой информации через волнообразное расплывание «цифровых чернил».

Ripple -эффект, происходящий при быстром касании экрана пальцем

Ripple -эффект, происходящий при попытке перемещения изображения внутри галереи

Технический аспект анимации material design или естественная огибающая

Как мы уже говорили, в реальном мире, чтобы вывести объект из состояния покоя, к нему необходимо приложить усилие, при этом основной фазе движения объекта будет предшествовать его разгон, равно как полной остановке будет предшествовать замедление. Постоянно воздействуя с материальным миром, мы привыкли к такому положению вещей, поэтому любые другие способы движения объектов, такие как моментальное ускорение и резкая остановка без инерции, кажутся нам неестественными, странными и, зачастую, раздражающими. Учитывая этот аспект, создатели материального дизайна хорошо потрудились над «физикой» анимации, максимально приблизив ее к реальной.

В среде материального дизайна объекты, выведенные из состояния покоя, быстро (но не мгновенно!) ускоряются и мягко, не спеша замедляются. С движением и анимацией такого типа приятно взаимодействовать, так она соответствует нашему опыту, выработанному в процессе общения с реальным миром.

График движения анимированных объектов: быстрое ускорение и плавное замедление

Адаптивный дизайн

Наиболее важный, ключевой аспект материального дизайна. Философия material design подразумевает полную унификацию пользовательского опыта. Иными словами, пользователь не должен сталкиваться с разными версиями одного приложения, пользуясь разными гаджетами. Опыт пользователя должен быть одинаков и для десктопа, и для смартфона или планшета. Единственные допустимые и объективные различия – это разные размеры и пропорции элементов интерфейса приложения. Во всем остальном разные версии одного приложения должны формировать совершенно идентичный пользовательский опыт.

Необходимость унификации и выработки единообразного пользовательского опыта Google осознали одними из первых. На практике это осознание обернулось так называемым проектом «Кеннеди», когда в 2011 году компания начала разрабатывать единый тип интерфейса для всех своих приложений. В эстетическом и UX-отношении Google добились неплохих результатов, однако, между версиями их продуктов для десктопа и для мобильных гаджетов под управлением Android все еще оставалась настоящая пропасть. Собственно, сам material design является следующей после проекта «Кеннеди» попыткой создать по-настоящему унифицированный интерфейс.

Визуальная простота material позволила выработать ряд правил и методов, позволяющих легко адаптировать приложения, созданные в стиле материального дизайна, для различных платформ.

Во-первых, приложения, выполненные в соответствии с концепцией material design, имеют блоковую структуру. Анализируя интерфейс таких приложений, можно заметить, что ему свойственно четкое распределение блоков по модульной сетке. Вместо разнообразного, не всегда очевидного и запутанного дизайна интерфейса, мы получаем своего рода конструктор, отдельные детали которого можно относительно легко перемещать и адаптировать под конкретный дисплей.

Модульная сетка и распределенные блоки

Благодаря блокам, каждый из которых имеет объективный предел расширения или сжатия, мы можем делать интерфейс приложения хорошо читаемым и удобным в эксплуатации на любом экране. Именно благодаря запасу для расширения и сжатия, который имеется у каждого из блоков приложения, материальный дизайн предоставляет собой действительно эффективный инструмент для полной унификации интерфейсов различных программных продуктов.

Интерфейс, выполненный в соответствии с принципами material design , универсален для любого экрана

Во-вторых, адаптирование интерфейса приложения для разных устройств связано с количеством информации, выводимой на экран. Очевидно, что чем меньше экран, тем меньше подробной информации мы можем продемонстрировать в его рамках. В таком случае часть контента мы вынуждены переносить на отдельные экраны или скрывать его за дополнительными элементами – эта практика особенно характерна для приложений, адаптированных для смартфонов.

Элементы

Плавающая кнопка в нормальном или мини- исполнении

Floating action button . Плавающая кнопка – один из самых характерных и узнаваемых элементов материального дизайна. Именно ее пользователь замечает в первую очередь. Плавающая кнопка является очень удачным способом подтолкнуть пользователя к какому-либо ключевому действию, с ее помощью человек быстрее получает доступ к тем функциям, которые для него наиболее актуальны в данный момент. Кнопка имеет свойство оказываться в различных частях экрана и, несмотря на то, что чаще всего ее можно встретить в нижнем углу, она может находиться в любой точке экрана.

Необходимо помнить, что плавающая кнопка может быть связана только с ключевым, основным действием, осуществляемым в конкретном приложении. К примеру, в файловом менеджере плавающая кнопка может означать добавление файлов или создание новой папки, в мессенджере или почтовом приложении – создание нового сообщения или письма, в социальной сети – отметку «лайк» и так далее. Главное действие всегда привязывается к плавающей кнопке, хотя, существуют определенные ограничения.

Далеко не каждый экран нуждается в плавающей кнопке. Некоторые действия проще осуществить, взаимодействуя непосредственно с контентом приложения. Самый характерный пример подобного исключения – галерея фотоснимков. Просматривая фотографии, проще вступать в контакт сразу с изображениями, без посредников в виде плавающей кнопки.

Находясь в галерее, пользователь не нуждается в плавающей кнопке – главным действием является выбор и просмотр фотографий

Плавающая кнопка всегда обладает формой круга, отбрасывающего небольшую тень и являющегося таким же фрагментом «цифровой бумаги», как и другие поверхности. Кнопка имеет яркий акцентный цвет, не пересекающийся с основными цветами из primary палитры, благодаря чему она всегда остается главным и наиболее заметным элементом на экране. Также ее доминирование подчеркивается положением относительно других слоев интерфейса – плавающая кнопка всегда находится сверху и не может перекрываться другими элементами приложения.

Floating Action Button в действии

Лучше всего плавающую кнопку характеризует тот факт, что она может быть связана только с позитивными действиями, такими как создание, добавление или движение в рамках навигации. Связывать плавающую кнопку с деструктивными или нетипичными действиями – удалением, регулировкой громкости или вызовом меню настроек – нелогично и психологически необоснованно.

Позитивные и негативные действия floating action button

И, наконец, последний важный момент – на экране может быть только одна плавающая кнопка. Наличие нескольких floating action buttons в рамках одного экрана полностью разрушает весь смысл плавающей кнопки – осуществление ключевого действия в приложении.

App bar , пришедший на смену action bar

Серьезно изменился, по сравнению с предыдущими версиями, action bar. В Android Lollipop его функциональность заметно возросла и теперь обновленный элемент называется app bar. Благодаря изменениям, новый app bar является инструментом полного контроля пользователя над приложением, причем, как и в случае с другими аспектами material design и новой ОС Lollipop в частности, app bar полностью интуитивен и понятен.

App bar не ограничен фиксированным размером – теперь его можно пропорционально увеличивать, размещая на нем весь необходимый контент и органы управления приложением, такие как выпадающие меню, фильтры, форма поиска и так далее.

Базовый вариант обновленного action bar , содержащий необходимые элементы для управления приложением

Оттенки app bar , предложенные Google

Текущее положение вещей с разработкой приложений для Android Lollipop и AppCompat v21

Основная проблема, связанная с переходом на материальный дизайн, заключается в плохой совместимости новых интерфейсов со старыми версиями Android. Очень многие разработчики не хотят жертвовать такой совместимостью, и по этой причине распространение приложений, созданных по принципам материального дизайна, пока еще остается довольно ограниченным. Такое положение вещей будет сохраняться еще какое-то время, пока подавляющее число устройств с Android работают на его старых версиях.

Впрочем, для тех разработчиков, которые хотят сохранить совместимость своих приложений со старыми версиями Android, Google предлагает набор инструментов, позволяющих использовать элементы материального дизайна в приложениях для предшественников Lollipop. В соответствующем блоге разработчикам предложено ознакомиться с библиотекой AppCombat, с помощью которой можно внести элементы material в старые версии Android.

Одна из наиболее интересных возможностей – оснащение приложения, работающего под предыдущими версиями Android, полноценным app bar, который является важнейшим элементом дизайна в Lollipop. Вместе с новым виджетом, старые приложения получают весь тот расширенный функционал, которым отличается app bar от прежнего action bar.

Виджет app bar

Критический взгляд на Material Design

При всей очевидной новизне и удачной реализации, у материального дизайна (при желании) можно обнаружить некоторые недостатки. Хотя, как и во всех подобных вопросах, каждый сам решает, являются ли перечисленные моменты недостатками. Стоит заметить, что на данный момент сторонники концепции material design все-таки составляют большинство от общего числа тех, кто продолжает бурно обсуждать последнее детище Google. Тем не менее, более скептически настроенной публикой к интерфейсу Lollipop выдвигаются следующие претензии.

Microsoft Flat Design был на порядок практичнее и удачнее material design . Как мы уже говорили, материальный дизайн является не более чем удачной компиляцией подходов и приемов, которые уже были разработаны и использованы кем-либо ранее. Одна из концепций, которая была взята на вооружение разработчиками материального дизайна – это так называемый «плоский дизайн» от Microsoft. Сама идея отказа от излишеств в пользу плоского цифрового пространства впервые появилась в продуктах Microsoft. Плоский дизайн представлял собой полный отказ от скеоморфизма в любых его проявлениях. Материальный же дизайн является смягченной версией этой концепции благодаря имитированию «цифровой бумаги» и «цифровых чернил». Материальный дизайн вобрал в себя лучшее из двух миров – плоские и минималистичные пространства от плоского дизайна и определенный анимированный объем от скеоморфизма.

Microsoft Flat Design

Однако не все считают материальный дизайн золотой серединой и более дружелюбной версией плоского дизайна. Достаточно насыщенную анимацию и объем в материальном дизайне многие пользователи и разработчики считают излишеством, отвлекающем пользователя и загружающем его ненужной визуальной информацией. Также в вину материальному дизайну ставится большая требовательность к ресурсам, которые используются для анимации всех элементов.

Неэффективное использование площади экрана, слишком много пустого пространства. Обилие пресловутого «воздуха» в материальном дизайне (как и в современном дизайне в целом) – предмет наиболее жарких споров между дизайнерами, разработчиками и простыми пользователями. Вопрос пустых пространств в современных интерфейсах и в самом деле довольно спорный, так как отношение к количеству свободного места на экране зависит, все-таки, от индивидуальных предпочтений. Многие пользователи желают видеть всю (или большую часть) необходимую информацию перед собой, стараясь не прибегать к скроллу и перелистыванию. Таких пользователей откровенно раздражают большие отступы и промежутки между контентом, как и необходимость постоянно пользоваться скроллом. Сгруппированный контент, грамотно рассредоточенный по всей площади экрана – их выбор.

Другой тип пользователей, напротив, приветствует разреженность контента, наличие «воздуха» и чистого свободного пространства. Их не обременяет необходимость чаще пользоваться скроллом и перелистывать виртуальные страницы, а наличие больших отступов они рассматривают как необходимое условие для быстрого и легкого выделения нужного элемента из общей массы контента. Кроме того, эти пользователи считают «воздух» оправданным и благоприятным с эстетической точки зрения.

Для примера сравним интерфейс меню Settings у Android и iOS:

Сравнение интерфейсов iOS и Android – торжество субъективного восприятия. Часть пользователей считает расположение контента в iOS более рациональным и оправданным – все под рукой, в то время как в Android нужно приложить дополнительные усилия, чтобы найти нужный пункт меню. В свою очередь, другая часть пользователей находит интерфейс iOS слишком перегруженным и трудным для восприятия, а интерфейс Android – более легким и доступным.

Обсуждение достоинств и недостатков материального дизайна все еще продолжается, пользователи и разработчики обращают внимание на спорные моменты и недоработки, а также ищут способы наиболее эффективного использования концепции material design. Уже в самое ближайшее время мы увидим, какая судьба ждет материальный дизайн – останется ли он неоднозначным поветрием, навязанным нам на какое-то время гигантом Google, станет ли просто еще одним большим экспериментом в области интерфейсов или будет новым этапом, поднимающим искусство UI на новый уровень.

Заключение

Если вы планируете серьезно заниматься материальным дизайном и желаете увидеть всю material-концепцию целиком, то вам необходимо изучить простой, доступный и наглядный гайдлайн от Google . Надеемся, что наш небольшой обзор станет для заинтересованных читателей введением в такое многообещающее направление, как материальный дизайн. Понимая философию нового проекта Google, вы сможете не только реализовывать свои идеи в этом свежем и практичном формате, но и, вероятно, дорабатывать и совершенствовать саму концепцию material, разрабатывая собственные «фишки» и улучшая взаимоотношения пользователя с цифровым интерфейсом.

Что будет, если детство человека пройдёт под фильмы, где поумневшие компьютеры неминуемо убивают всё человечество, а чуть повзрослев, этот же самый человек будет читать о АНБ и прочих злодеях, которые круглосуточно читают его SMS и отправляют их в США? Он будет опасаться Google.

Не так давно Корпорация Добра показала миру своё видение пользовательских интерфейсов будущего. Material Design - единая концепция построения логики работы и внешнего вида сервисов и приложений, унифицирующая все продукты Google с целью их максимально лёгкого и интуитивного восприятия пользователями.

Идея настолько масштабна, что преобразит не только внешний вид всех продуктов Google. С приходом новой концепции изменится роль самой компании в жизни людей.

Чем станет Google?

Да, пока что Google - это просто куча сервисов. Однако с «материальным» дизайном компания фактически создаёт вторую реальность внутри наших компьютеров и мобильных устройств. Со своей логикой, со своими правилами и законами, со своей физикой.

Когда вы создаёте физические вещи, вы опираетесь на тысячелетний человеческий опыт. Но дизайн программного обеспечения только зарождается. Мы посмотрели на всё наше программное обеспечение и спросили себя, из чего оно сделано? Джон Вайли, главный по дизайну поиска Google

Чем сейчас являются сервисы Google для людей? Это строка поиска, которая живёт в браузере? Или это ваше мобильное Android-устройство?

Google можно дать множество определений, и многие из них будут верны. Эта компания создала систему сервисов, ставших фундаментом нашей цифровой инфраструктуры.

Но в ближайшем будущем Google перестанет восприниматься просто как Chrome или Android.

Отдельные сервисы и продукты Google эволюционируют в единый информационный канал, где актуальные для человека данные просто появляются на нужном экране в правильное время.

Когда вы смотрите на часы, стоя на ж/д станции, вы видите на экране время прибытия следующего вашего поезда. Однако эти же часы сообщат вам о важном письме от руководства, если вы посмотрите на них на работе. Эти часы заменят вам пароль для входа в свою учётную запись на компьютере, экран которого тут же отобразит тело того важного письма от шефа. Нужно срочно отойти, и нет времени добить текст ответа? Нет проблем, ведь на вашем смартфоне или планшете уже открылся интерфейс почты с недопечатанным текстом, и даже курсор стоит в том месте, где вы остановились.

Рабочий день окончен, и вы едете домой. Те же самые экраны теперь выполняют совершенно иные функции. Они напомнят вам про то, чтобы забрать детей, купить продукты к ужину и оповестят о выходе новой серии любимого сериала.

Такое немыслимое многообразие функций и выполняемых задач будет работать в единой интуитивно понятной пользователю цифровой среде, постепенно сливающейся с реальным миром.

Одна из ключевых идей Material Design заключается в создании у пользователя интуитивного ощущения работы с реальными физическими объектами в рамках цифровой среды. По сути, это эмуляция трёхмерного пространства на плоскости экрана, но со всеми преимуществами, которые может дать виртуальная среда. Похожие на картонные карточки кнопки и окна здесь умеют увеличиваться и уменьшаться, распадаться на части и перестраиваться.

Самым впечатляющим в этой концепции является то, что свойства и поведение объектов на экране будут так же предсказуемы и понятны человеку, как и любое простое событие в физическом мире. В отличие от существующих интерфейсов, где нажатие кнопки не приводит к каким-то изменениям на остальной части экрана, любое действие в Android L вызывает соответствующий эффект, затрагивающий весь интерфейс. Тапните на конкретный день в календаре, и он увеличится, расталкивая своим растущим объёмом и массой остальные дни. Нажмите кнопку воспроизведения в плеере, и она, как фантик, развернётся в панель управления.

Такая концепция является результатом тщательного изучения компанией того, как происходит работа с бумагой в реальности. Команда, работающая над проектом, создала физические иконки приложений из настоящей бумаги. Они хотели увидеть, как свет и тень могут взаимодействовать с плоским (как экран), но реальным материалом.

Виртуальная среда, в свою очередь, позволяет нарушать правила. Вряд ли кто-то видел разделяющуюся на части бумагу, куски которой перестраиваются и снова сливаются в единый объект. Это даёт дополнительные возможности, но появляется риск создать слишком нереалистичную систему, чересчур далёкую от физических законов. Для того, чтобы сохранить естественную интуитивность, в процессе разработки была выброшена вся типографика, изображения и цвета. Команда сосредоточилась исключительно на работе чудо-бумаги.

Не нужно быть дизайнером, чтобы заметить нарушение правила из реального мира. Бумага падает на стол, как кусок камня? Очевидно, здесь что-то не так, и это будет понятно любому.

Опираясь на такие очевидные и понятные каждому законы, команда Google решила использовать реальный мир в качестве основы для своих концептов.

При наличии достаточно чёткой системы правил становится возможным добавлять новые материалы. Бумага была очевидным выбором из-за простоты её отображения на экране. Без выраженной текстуры, практически без объёма. Но попробуйте представить себе, например, ткань или жидкости.

В голову тут же приходит философия скевоморфизма, которую активно использовала Apple и в итоге отказалась от неё, не правда ли? Подход Apple также был направлен на то, чтобы сделать цифровой мир понятнее для пользователя, но по сравнению с решением Google он выглядит довольно поверхностным. Скевоморфизм от Apple лишь намекал на сходство приложения с его реальным аналогом.

Google хочет не просто провести какие-то аналогии для лучшего восприятия. Их цель - объяснить пользователям, что происходит, когда тот или иной элемент интерфейса появляется или исчезает с экрана.

Material Design - это не просто попытка создать одинаково спроектированные сервисы для различных устройств. Google создаёт параллельный мир, каждая частичка которого является фрагментом чего-то материального. Когда вы получаете сообщение на свои умные часы со смартфона, то видите не просто мёртвый кусок текста. Это кусочек картона, на котором находится послание, и это послание пришло со смартфона на ваше запястье.

Взаимодействие с цифровым миром возможно совершенно разными способами. Это может быть что-то круглое на нашем запястье или что-то прямоугольное в нашей руке. Material Design же нацелен на то, чтобы гарантированно предоставлять доступ к нужным и актуальным данным независимо от комбинации используемых человеком устройств.

Именно так, без навязывания и давления, компания просто создаёт технологии, опираясь на ключевой принцип «сосредоточьтесь на пользователе, и всё остальное придёт само».

Нам интересно ваше мнение. Считаете ли вы подобную концепцию злом или воспринимаете такие инициативы как перспективный способ взаимодействия с информационной средой в будущем?

Вероятно, вы не раз встречали словосочетание «материальный дизайн». Концепция материал дизайн не новая и уже довольно крепко устоявшаяся на рынке веб дизайна, в первую очередь, благодаря своему обращению к пользовательскому опыту. Материальный дизайн впервые был представлен летом 2015 года компанией Google, и с тех пор является неразрывно связанным с этой компанией понятием. Какие его отличительные черты, основные принципы, и так ли он хорош, как о нем поют? Об этом далее в статье.

Материальный дизайн – это не просто идея, он в свое время заставил дизайнеров полностью пересмотреть взгляды на и на сам процесс создания веб-сайтов и приложений. Современные сайты вовсю используют схемы проектирования и документации по материальному дизайну от Google. Но прежде чем перейти к десерту, определим понятие материал дизайна, его цели и основные характеристики.

Что такое материальный дизайн?

Материальный дизайн – это графический язык и стиль в дизайне, созданный командой разработчиков Google, чтобы помочь дизайнерам создавать сайты и приложения, которые будут доступными, практичными и полезными. Концепция основана на живой документации, которая находится в общем доступе и может быть использована любым пользователем, интересующимся концепцией материального дизайна. По сей день документация постоянно обновляется, чтобы отражать изменения в сфере дизайна и разработки. Благодаря этому материальный дизайн остается актуальным и постоянно развивается как направление.

Материальный дизайн имеет ряд целей и принципов, заявленных создателями. Перечень, возможно, будет выглядеть несколько идеалистично, но все же приведем основные его идеи ниже.

Цели материального дизайна

  1. Создать визуальный язык, который будет сочетать классические принципы хорошего дизайна с инновациями и возможностями науки и современных технологий.
  2. Разработать единую базовую систему, которая позволяет создавать универсальные дизайны для разных платформ и устройств. Мобильные принципы являются основополагающими, но прикосновение, голосовые команды, ввод с помощью мыши и клавиатура являются первостепенными методами ввода информации и взаимодействия, которые будут учтены при разработке дизайнов.

Принципы материального дизайна:

  1. Материальный дизайн это метафора: визуальные сигналы и все графические элементы оформления должны быть основаны и взаимосвязаны с окружающей действительностью, материальным миром.
  2. Графичность, четкость, целенаправленность: базовая теория дизайна (использование типов, сетки, организация пространства, масштаб, пропорции, цвет и изображения) должна определять визуальные эффекты и составлять визуальную основу материал дизайна.
  3. Каждое перемещение или действие имеет значение: перемещение объектов или другие совершаемые действия не должны мешать пользователю, напротив, они должны обеспечивать удобство и согласованность совершаемых действий.

Кроме вышеперечисленных целей и принципов, существует много других руководящих факторов. Которые определяют материальный дизайн. Документация материального дизайна разбивается на множество конкретных концепций и методов. Так, к примеру, Google разработали набор конкретных правил для создания анимации, стилей, макетов, компонентов, и т.д.

Все эти рекомендации основываются на основных свойствах материального дизайна. Самое главное то, что материальный дизайн основан на реальности, в нем объекты находятся в почти трехмерном пространстве. С точки зрения эстетики, материальный дизайн находится где-то между шкалой плоского дизайна (flat design) и скевоморфизмом.

Цвет и типографика материального дизайна

Цвета в материальном дизайне имеют много общего с . Палитры матириал довольно смелые и яркие. , так же как в плоском дизайне, простые без засечек.

«Материальный дизайн полон , в сочетании с приглушенными тонами, такой подход берет истоки от современной архитектуры, дорожных знаков, маркировочной ленты и спортивных площадок», так об этом сказано в документации материального дизайна Google. «Подчеркните смелые тени и блики. Используйте неожиданные и яркие цвета ».

А лучшее в цветовой концепции материального дизайна это использование четкого контраста. Для удобства пользователей Google предоставляет полную цветовую палитру с образцами, доступными для скачивания. Концепции цвета настолько просты, что моет возникнуть вопрос, не думает ли Google, что дизайнеры напрочь забыли теорию цвета.

Рекомендации по выбору и использованию шрифтов также довольно базовые и простые. Шрифт по умолчанию для всех приложений – Roboto – доступен для скачивания по ссылке, там же можно найти таблицу сочетания и подбора шрифтов.

Шаблоны, структура и дизайн

В основе структуры и расположения элементов материальный дизайн многое заимствует от концепции печатного дизайна. Материальный дизайн предлагает дизайнерам создавать и использовать базовую сетку и математическую структуру для размещения элементов на основе шаблонов.

Далее шаблон разбивается на области, для каждой из которых в документации предусмотрен ряд рекомендаций, которые направлены на улучшение пользовательского опыта на сайте или в приложении (существуют также рекомендации относительно того, насколько важен тот или иной элемент).

Базовые элементы материал дизайна

Каждый элемент, из которого может состоять сайт, созданный в стиле материал, подробно описан в документации. Начиная от того, как его создать и на что он должен быть похож, до его места, способа и момента появления на экране пользователя. В общем, трудно придумать что-то такое, что создатели упустили либо же не. Список включает 19 основных структурных компонентов, ниже наведем некоторые из них.

  • Нижний экран (нижние слои дизайна)
  • Кнопки
  • Карты
  • Диалоги
  • Разделители
  • Сетки
  • Списки
  • Полосы прогресса и активности
  • Слайдеры
  • Подзаголовки
  • Переключатели
  • Вкладки
  • Текстовые поля
  • Всплывающие окна

Дизайнеры, которым нравится внешний вид предложенных компонентов, могут даже загрузить их исходники для или Illustrator. Иконки и другие детали идут в паре со стилями и подстраиваются под выбранный шаблон.

Удобство, доступность и пользовательский опыт

«Продукт доступен, когда все люди – независимо от способностей – могут использовать его для достижения своих целей. Поистине успешный продукт доступен для максимально широкой аудитории».

В документации по материальному дизайну большое внимание сосредоточено именно на доступности, удобстве и пользовательском опыте, что весьма важно. В то время как многие из эстетических свойств материального дизайна могут показаться довольно примитивными для опытных дизайнеров, некоторые из понятий пользовательского опыта и взаимодействия реализованы на наивысшем уровне.

Особенно полезен раздел о моделях взаимодействия. Он раскрывает идеи, направленные на то, чтобы сделать некоторые элементы дизайна универсальными по отношению ко всем возможным веб проектам. Например, формат указания даты и времени, или работа поиска. Они могут отличаться на разных сайтах, но отличия незначительны, и в основном эти элементы довольно универсальны. Если посетитель видит лупу – он понимает что перед ним поиск, которым можно воспользоваться, даже если рядом с ней нет текстового указателя. Именно поэтому материальный дизайн содержит некоторые из самых простых инструментов, которые пользователи ожидают увидеть на любом сайте, и с которыми они привыкли работать.

Доступность и понятность дизайна – еще один аспект, широко раскрытый в документации по материальному дизайну. Материал дизайн должен учитывать пользователей, которые могут взаимодействовать с ним не только с помощью цветов и форм, но и при помощи звуков и голосового поиска. Также, важно продумать возможность просмотра дизайнов на устройствах с высокой контрастностью, большим экраном, без видимого экрана, только при помощи голосового управления, или учитывая комбинацию всех этих элементов.

10 Ресурсов по материальному дизайну

Материальный дизайн это популярная тема для обсуждений, и источник вдохновения для многих блогов, форумов, и других сайтов, на которых собираются тусовки веб дизайнеров. Есть много полезных вещей, которые можно скачать прямо с ресурсов Google, но помимо этого существует множество ресурсов, которые размещают свои наработки в стиле материальный дизайн. Вот несколько сайтов, которые помогут вам изучить концепции материального дизайна и скачать бесплатные материалы.

  1. Наборы элементов в стиле материал дизайн для смартфонов и других мобильных устройств (см. ниже).

Часть 1: Галерея материального дизайна для сайтов и приложений – бесплатные материалы

Для того чтоб упростить задачу для тех читателей, которые решили взяться за проект в тиле материал дизайн, мы решили создать галерею с готовыми наработками и решениями. Просто возьмите один или несколько бесплатных наборов, которые любезно предоставлены дизайнерами со всего мира. Ниже вы найдете обширную коллекцию таких предметов.

Материальный дизайн от UXPin

Материал дизайн от Creative Tim

Бесплатная подборка материал от Designtory

UIDE – бесплатный материал скетч от Mateusz Dembek

Google ресурс скетчей по материальному дизайну

L Bootstrap материальный дизайн в стиле Android от Виталия Чернеги

Скетч ресурс по материальному дизайну от Boilerplate

Материальный дизайн для EL Passion

Froala блоки в стиле материал

Бесплатный Landing 1.0 в материальном стиле

Мобильный материальный дизайн

avsc материал дизайн

UI материал дизайн от Jakub Kośla

Маткриальный дизайн для андроид от Ivan Bjelajac

Материал дизайн от Ultralinx

Мобильный материальный дизайн от Emma Drews

Бесплатная материал подборка от Adrian Goia

Материал дизайн от UI8

Материальный дизайн для Photoshop от Psddd

Android материал дизай PSD от Nine Hertz

Другие подборки материального дизайна, которые могут быть полезными

Station интерактивный материал дизайн от Nelson Sakwa


Виджеты в стиле материал от Elad Izak


Материал скетч от Benjamin Schmidt




Инструмент подбора цветов материал Color Picker


Подводим итоги

Концепция материального дизайна – это хорошо продуманное решение для создания любого современного дизайна сайта или приложения. Кроме того, существует довольно подробное руководство по материальному дизайну, которое будет очень полезно для начинающих дизайнеров , но может показаться немного примитивным для опытных дизайнеров.

Не исключено, что завтра появится совершенно , который сотрет материальный дизайн из памяти разработчиков, точно так же, как в свое время стер технологию Flash. От этого никто не застрахован. Но как дизайнеры вы в праве сами решать, насколько материальный дизайн вам интересен и нужен в следующих проектах, а так же использовать его наработки и элементы для собственных экспериментов.

Создавайте дизайны с удовольствием, и, если есть что добавить к статьи, не стесняйтесь писать свои предложения в комментариях.

Сегодня все большее количество корпоративных заказчиков указывают в графе “Пожелание по дизайну” в брифе на создание сайта - “Material Design”. При этом даже не столько визуальная составляющая привлекает внимание корпоративного сегмента, как то, что стиль в тренде и на слуху.

Прежде, чем перейти к примерам, давайте уясним одну простую истину:

Material Design - это корпоративный стиль корпорации Google. Подражать ему так же глупо, как, например, производителю лапши быстрого приготовления пытаться подрожать бренду “Ferrari”.

Гайдлайн Material Design, кроме самого Google, также распространяется на продукты компаний-партнеров, в основном, на приложения для платформы Android. У всех остальных, кто не имеет отношение к корпорации Google и платформе Android, интерес к Material Design должен быть сугубо познавательным.

Корпоративный веб-сайт требует более осмысленный подход, чем просто сказать “хочу вот так”. Если сайт - это лицо бренда в сети, то оно должно иметь индивидуальные черты и визуально соответствовать общему образу компании.

Material Design еще не достиг пика своего развития и на сегодняшних день существует не так много сайтов, которые не только выполнены в полном соответствии с предписаниями брендбука от Google, но и гармонично интегрированы в собственный визуальный брендинг. Тем не менее нам удалось найти несколько удачных примеров сайтов в стиле Material Design.

Примеры сайтов в стиле Material Design

Сайт Kiosk Browser не только выполнен в стиле Material Design, но и неплохо оптимизирован для мобильных устройств.

Очень удачное решение, в котором гармонично сочетаются детали и конструкции из гайдлайна Material Design (тени, кнопки, flat design, цвета и JS эффекты) и корпоративный стиль группы международных школ ISoE.

Платформа lifeaweso выполнена в соответствии с фундаментальными принципами Material Design: простота, ясность, понятность. Сайт еще находится в стадии разработки, но интеграция визуальной составляющей в стиле Material Design выглядит довольно неплохо.

Известная компания-разработчик цифровых решений и онлайн-сервисов Futurice просто не могла сделать плохой сайт. Цветовая гамма в пастельных тонах, плавная навигация и функциональные элементы вместе создают отличный пользовательский опыт.

Данный сайт использует принцип простоты, заложенный в Material Design, и дополняет его живыми, качественными фото. Особенно впечатляют фоновые изображения при скроллинге.

Здесь мы видим ключевой элемент Material Design - карточки. Сайт очень легкий и простой: здесь нет нагромождения лишних элементов, а ключевая информация отображается в отдельных блоках.

Помимо прочих атрибутов из концепции Material Design, здесь присутствует ключевой элемент управления - кнопка, которая парит над сайтом. После карточек, это, пожалуй, один из самых запоминающихся элементов в направлении дизайна от Google.

Ну и, конечно, не будем забывать о первоисточнике. Интерфейс сервиса Google Alerts недавно обновился до Material Design, что существенно улучшило его визуальные характеристики и usability.

Вице-президент по дизайну Google Матиас Дуарте (Matias Duarte) в интервью The Verge рассказывает об основных принципах нового дизайна, который получил название Material. Это совершенно иной подход, обеспечивающий унифицированный набор правил, начиная от вида программного обеспечения и заканчивая функциями. Пока дизайн кажется немного странным, и к нему необходимо привыкнуть.

Команда дизайнеров в Google почувствовала необходимость придумать единый внешний вид и функциональность ПО, которые могли бы применяться во всех продуктах: Android, Chrome OS, web-сервисах. Вместо того, чтобы начать с разработки палитры цветов, они начали с вопроса: «Ч то такое программное обеспечение?»

Материя и форма

Ответ пришел из отдела проектирования, когда Джон Уайли (Jon Wiley), главный конструктор поисковика Google, и его коллега Николай Житкофф (Nicholas Jitcoff) смотрели на дизайн Google Now. Они смотрели на карточный интерфейс и подумали: «А если сдвинуть карточку, то что находится за ней?»

« Этот невинный вопрос зажег мощную искру!» - Сказал Дуарте . Вся команда начала думать над новым способом взаимодействия с программными элементами. Вместо того, чтобы просто использовать пиксели на экране и абстрактные слои, команда начала рассуждать о дизайне, как о реальном осязаемом объекте. Поэтому карточки должны обладать физическими свойствами. Пришло время придумать правила, которые бы определили то, как все должно действовать и двигаться на экране. Команда разработчиков хотела добиться эффекта, будто пользователь взаимодействует с физическими объектами.

Таким образом, началась работа над метафорическим материалом, напоминающим бумагу - плоскую и белую с реалистичными тенями. Это было семя из которого выросла остальная часть дизайна, реализацию которого можно увидеть в Android L. Material Design - это смелые, яркие цвета, минимализм и чувство последовательности.

Уайли и Житкофф говорят, что это эстетическая эволюция всей философии дизайна компании Google. В 2012 и 2013 годах в стенах штаб-квартиры интернет-гиганта закипела работа над Project Kennedy, который бы унифицировал дизайн всего.

Творчество и ограничения

Material Design объединяет все лучшие идеи. Матиас Дуарте воспринимает наш новый стиль в качестве ряда ограничений, которые, по его мнению, упрощают работу дизайнерам приложений, делают её более последовательной. К примеру, жест переворота карточки для того, чтобы увидеть написанное на задней стороне. В обычном мире это невозможно из-за нехватки места. Это как если бы софт представлял собой реальные физические предметы внутри устройств. А на вашем телефоне явно нет места, чтобы перевернуть карточку, поэтому Google ограничивает подобные манипуляции.

Мы сильно зависим от физики, и программное обеспечение часто ведет себя таким образом, что рвет наши представления о мире, как в каком-то научно-фантастическом фильме, нарушающем элементарную логику. Дуарте прямо комментирует новую философию дизайна iOS от Apple.

Мы не мчимся через пространство и время на сверхзвуковых скоростях. Дизайн - это поиск решения в рамках жестких ограничений. Дизайн - это искусство.

Дизайнеры компании Google упорно отказываются называть используемый вымышленный материал. Решение, которое одновременно дает им большую гибкость и добавляет уровень метафизического мистицизма к веществу. Квантовая бумага - так прозвучало в некоторых утечках до Google I/O. Это важно, потому что материал подчиняется физике и он не попадет в ловушку скевоморфизма. Это не имитация физических объектов в точности, как выразился Дуарте, это что-то « волшебное» .

Материал в нашем дизайне может делать то, что физическая бумага не может, например, увеличиваться и уменьшаться с помощью анимаций. Эти анимации важны для Google, потому что они помогают пользователям понять, что они находятся внутри программного обеспечения. Уайли сравнивает ПО с фильмами, где между сценами наблюдаются резкие скачки. Пользователь теряет ощущение времени и пространства. В программном обеспечении важно, чтобы пользователь понимал принципы перехода от одного к другому.

Материализуй

Другая более важная вещь, которую привносит Material Design - унификация. Google работает над алгоритмами для всех продуктов годами, и это стало неотъемлемой частью новой философии дизайна. Вместо того, чтобы пользователь настраивал все сам, Material Design заставляет верить, что на экране они увидят то, что необходимо в нужное время.

Вот почему Android Wear не дает пользователям ничего, кроме взаимодействия с уведомлениями. Алекс Фоборг (Alex Faaborg), дизайнер платформы, говорит:

Вы не тратите много времени на взаимодействие с часами. Вы просто хотите иметь возможность взглянуть на запястье и мгновенно получить нужную информацию или выполнить действие при помощи голосовой команды. Мы проделали колоссальную работу для всей платформы Google.

Google просит слишком много доверия к себе и к его «волшебному» бумажному материалу, но Дуарте уверен, что на это есть веские причины.

Мы сделали так, потому что это наиболее простое решение. Мы хотим спроектировать максимально простой дизайн для пользователя.

Parc 3.0

За Material Design стоит гораздо больше, чем просто дизайн Android L, Android Wear и всего остального к чему причастна Google. Речь идет об ощущениях при взаимоотношении человека и технологий.

Дуарте говорит, что Xerox PARC проделала блестящую работу, создав принципы работы с привычными для всех окнами и курсором. Это было новаторством, потому что компании удалось создать виртуальную версию реального рабочего стола. Люди понимали то, как компьютер работает и могли комфортно с ним работать. Это касается и того, что сделала Apple с сенсорными экранами.

Теперь Google считает, что ей удалось проделать тоже самое. Уайли говорит, что сегодня у людей имеется множество технологий: сенсорные экраны, жесты, голосовые команды, интеллектуальные алгоритмы. Material Design объединяет все это многообразие в одну интуитивно-понятную вещь. Это поможет без труда пользоваться одним и тем же на Chrome OS, Android или в интернете.

9 принципов

1. Материал - это метафора

Material Design является системой, рационализирующей пространство и движение. Дизайн основывается на тактильной реальности, вдохновленной возможностями бумаги и чернил, но открытой для воображения и магии.

2. Поверхности интуитивно понятны

Плоскости и грани передают визуальные сигналы, основанные на нашем восприятии реальности. Использование знакомых тактильных атрибутов позволяет обратиться к первичным частям нашего мозга и помогает быстро понять «представляемое».

3. Размерность рождает взаимодействие

Основы света, поверхности и движения являются ключевыми для взаимодействия объектов. Реалистичное освещение делит пространство и акцентирует внимание на движущихся частях.

4. Единый адаптивный дизайн

Единый дизайн для всего. Каждое устройство отражает свой взгляд на те же базовые элементы. Каждый вид адаптирован к размеру и взаимодействию для каждого устройства. Цвета, иконография, иерархия и пространственные отношения остаются неизменными.

5. Шрифты, графика, цвета

Отчетливый дизайн создает иерархию, понимание и помогает сфокусироваться. Специально подобранные цвета, использование пространства от края до края, крупные шрифты и нарочитое/умышленное использование белого позволяет полностью погрузить пользователя в процесс взаимодействия, сделать его более ясным и понятным.

6. Первичные действия

Действие пользователя и есть суть дизайна. Первичные действия преобразуют весь дизайн. В них акцент делается на основную функциональность и сразу бросаются в глаза пользователя.

7. Пользователи инициируют изменения

Изменения в интерфейсе происходят от действий пользователя. Движение усиливает опыт первичного действия.

8. Анимационная хореография

Все действия происходят в единой среде. Объекты, которые видит пользователь, не нарушают весь остальной опыт использования даже после преобразований и реорганизаций.

9. Движение обеспечивает смысл

Движение имеет смысл и оно необходимо для привлечения внимания. Переходы эффективны.

Дизайн - это искусство создавать. Наша цель удовлетворить разнообразный спектр потребностей человека. Поскольку эти потребности развиваются, тоже самое должно произойти и с нашими проектами, идеями и философией.

Мы поставили перед собой цель - создать визуальный язык для наших пользователей, который объединит привычные принципы классического дизайна с инновациями.