Как быстро выучить таблицу умножения ребенку. Детские игры

Таблица умножения или таблица Пифагора – основа, которая понадобится ребенку в дальнейшем, чтобы быстро и правильно совершать любые математические действия. Ее, согласно школьной программе, ученики осваивают во втором классе, когда они уже ознакомились с простейшими математическими операциями – сложением и вычитанием.

Маленькому школьнику изучение таблицы умножения дается тяжело. Это довольно большой объем информации, справиться с которым самостоятельно ему не под силу.

Если вы всерьез озадачены вопросом, как объяснить ребенку умножение – эта статья может быть для вас полезной.

Изучение таблицы умножения – одна из самых частых и сложных проблем, возникающих у школьников младших классов. Сколько же усилий прилагают родители, чтобы быстрее научить детей правильному умножению в уме. Если процесс обучения не приносит свои плоды, значит, вы используете неправильный подход.

Спокойствие, только спокойствие!

В статье мы приведем несколько эффективных способов, которые помогут детям освоить умножение быстрее.

Выучить таблицу за пять минут ребенок не сможет, но уже за пару уроков реально достичь хороших результатов. Не пытайтесь заставить школьника заучить таблицу как мантру. Для лучшего запоминания следует ее, прежде всего, понять. Время, терпение и доброжелательность – ваши главные союзники в этом вопросе.

Взявшись помочь ребенку выучить таблицу умножения, родителям стоит соблюдать ряд следующих правил:

  • к обучению лучше приступать тогда, когда вы и ребенок полностью готовы к занятию, не отвлекаясь на другие дела. Более продуктивными будут занятия в утренние часы, так как деятельность мозга в это время более активна.
  • Информация должна подаваться небольшими порциями. В процессе обучения делайте частые перерывы.
  • Оценивать способности маленького школьника стоит объективно, не завышая требований.
  • За каждый, пусть и не большой успех, обязательно похвалите ребенка.
  • Повышать голос и ругать малыша совершенно неприемлемо. Этим вы никак не повлияете на изучение таблицы. Проявите терпение, если какие-то примеры даются ему сложно. Возьмите паузу, отдохните, чтобы с новыми силами вернуться к заданию.
  • Постарайтесь превратить скучный обучающий процесс в веселую увлекательную игру. Вы заметите, как ребенок в игровой форме намного лучше усвоит и запомнит материал.

Ваша помощь ребенку в изучении таблицы умножения

Для продуктивного изучения таблицы умножения, подходить к домашнему уроку следует поэтапно:

  • подготовка;
  • рассмотрение порядка умножения;
  • запоминание с помощью игр и наглядных примеров;
  • повторение пройденного материала.

Одни дети легко запоминают новый материал с помощью механической памяти. В возрасте 7-9 лет у большинства младших школьников она развита довольно хорошо. Другая категория детей воспринимают поступающую к ним информацию через зрительные каналы. Таблицу им будет легче запомнить с использованием дополнительных наглядных средств.

Обучая ребенка, делайте упор на его сильные стороны.

Продемонстрировать и объяснить ребенку наглядно принцип умножения помогут:

  • разрезные карточки;
  • плакаты;
  • иллюстрации;
  • счетные палочки, фигурки;
  • карандаши и фломастеры;
  • песни и стихотворения;
  • обучающие мультики;
  • аудиодиски;
  • детские пальчики.

«Магическая» таблица Пифагора

Положите перед собой лист с распечатанной таблицей Пифагора. Выглядит она так:

Пифагорова таблица имеет более упрощенную форму, чем таблица с примерами в столбец. Она не содержит лишней информации, которая только путает и усложняет запоминание.

Чтобы ребенок понял принцип умножения<, попробуйте для начала объяснить его на простом примере.

2 × 3 - аналогично действию 2 + 2 + 2, то есть сложить число 2 три раза.

Покажите, как работает таблица: число на месте пересечения столбца и верхней строки – это и есть правильный ответ. Малышу нужно запомнить только 36 комбинаций. Остальные действия – повторяются или очень легкие.

Хитрости, секреты, закономерности

Рассматривая таблицу самостоятельно, ребенок начинает логически думать и анализировать, находить интересные закономерности.

Обучение детей таблице умножения следует начинать от простой информации к сложной.

Легко выучить таблицу умножения на 1. Любое умноженное на 1 число, остается неизменным.

Таблица умножения на 2 тоже не должна вызвать трудностей. Умножение на 2 – это сложение двух одинаковых чисел.

Умножая на 10, получается число в 10 раз больше. Для получения результата к умножаемому числу дописываем в конце ноль.

Умножение на 5 также легко запомнить. Если 5 умножается на четное число (2,4,6,8), то в результате получаем тоже четное число, заканчивающееся нулем. Например, 5 х 2 = 10. Если умножаемое на 5 – это не четное число (3, 5, 7, 9), то и ответ будет нечетным с цифрой 5 в конце. Например, 5 х 9 = 45.

Не сложно объяснить ребенку и умножение на 4. Умножая любое число на 4, мы умножаем его на 2 два раза. Например, 4 х 3. Сначала берем число 3 и умножаем его на 2, получаем 6. Затем, полученный результат снова умножаем на 2. Результатом всех операций стало число 12 – это и есть правильный ответ нашего примера.

Таблица умножения на 9 таит в себе маленький секрет – умножаемые на 9 числа зеркальны:

9 х 2=18 / 9 х 9=81

9 х 3=27 / 9 х 8=72

9 х 4=36 / 9 х 7=63

9 х 5=45 / 9 х 6=54

Есть отличный способ объяснить ребенку умножение на 9 при помощи его пальчиков.

Поставьте перед собой обе руки ладонями вверх. Пронумеруйте пальцы на руках слева направо от 1 до 10. К примеру, нужно 9 х 7. Отсчитываем слева направо седьмой палец. Находим его и сгибаем.

Все пальцы слева до согнутого – это десятки. Далее за согнутым пальцем – единицы. Считаем и соединяем пальцы, в итоге ответ 63.

Еще один интересный способ умножения числа на 9 – его округление.

При умножении на конкретное число, округляете 9 до 10, чтобы легче было его умножить. Из полученного результата вычитаете число, которое вы умножали на 9.

Например:

9 х 2 = 10 х 2 – 2 = 18

9 х 3 = 10 х 3 – 3 = 27

9 х 9 = 10 х 9 – 9 = 81

Повесьте плакат с таблицей умножения на видное место в комнате, и ваш малыш будет волей-неволей постепенно запоминать числа. На вопрос: «сколько будет 4 х 7?» он никогда не ответит 29 – ведь такого числа вообще нет в таблице.

Учим детей умножению в форме игры

Рассмотрим на примере игру с карточками. Предварительно подготовьте карточки с примерами умножения без ответа и положите их в общую стопку на стол. Пусть ребенок вытянет любую карточку и постарается дать ответ на этот пример. Карточки с правильными ответами выбывают из стопки и игра продолжается. Если ответ не верный, карточка возвращается опять на прежнее место. Не забывайте все-таки озвучивать правильный ответ. Ребенок сможет его запомнить и ответить правильно, когда в следующий раз ему попадется эта же карточка. Игра закончится тогда, когда все примеры из стопки будут решены.

В игровой форме научить ребенка умножению намного легче и быстрее.

Причин для этого несколько:

  • во время игры зрительная память задействована на всю мощь.
  • «Повторение – мать учения». В стопку будут возвращаться именно сложные для ребенка примеры и, соответственно, повторяться.
  • Видя, как постепенно стопка с примерами уменьшается, у ребенка появляется чувство удовольствия от успешно проделанной работы, стимул и мотивация скорее завершить задание.

Еще несколько вариантов занимательных игр

Можно поиграть в игру «Лото» с теми же самыми карточками-примерами. Подготовьте на бумаге поля, которые заполнены одними ответами. Вытягивая из стопки произвольно по одной карточке с примером, малыш должен положить ее в ячейку с правильным ответом.

Проведите с ребенком устную викторину. К примеру, назовите число 28 и спросите, при умножении каких чисел получается такой результат.

Обучение будет более продуктивным, если примеры из таблицы умножения одновременно использовать и на практике. Мальчику нравятся машинки, предложите ему посчитать, сколько всего колесиков у 6 машин. Каждая машинка имеет по 4 колеса, значит, это число умножаем на количество машинок. В итоге получится 24 колеса. Девочке приведите пример на двух косичках у кукол. На каждую косичку нужно по резинке. Сколько нужно резинок для 7 кукол?

Перенеситесь вместе с ребенком в мир сказок и любимых персонажей. Обыграйте различные ситуации. Представьте Карлсона, который сдувает свечи сразу с трех тортов. Сколько свечей всего на тортах? Или Красная шапочка несет бабушке гостинцы. В каждой руке по одной корзинке с пирожками. Сколько пирожков в двух корзинках?

Масса примеров находятся рядом с вами, нужно только присмотреться вокруг. От вас требуется проявить наблюдательность и фантазию, тогда ваш ребенок сможет выучить таблицу умножения не только с легкостью, но и с большим интересом.

К изучению таблицы умножения подключите для наглядности подручные материалы, например, карандаши или счетные палочки. Поставьте на стол 5 стаканов и поместите в каждый по 3 палочки – всего 15 штук. Объясните маленькому ученику, что общее число карандашей – это число карандашей в каждом стакане, умноженное на количество самих стаканов.

Разложите на столе 4 тарелки, поместите в них по 5 конфет. Предложите ребенку сосчитать общее количество конфеток.

Применение стихотворной формы – действенный метод в изучении таблицы умножения. На слух и в рифму ребенку будет легче запомнить числа. В интернете найдется большое количество стихов, которые помогут малышу выучить таблицу умножения.

Данная методика будет полезна, например, для изучения умножения на 3. С этим числом часто возникают трудности.

Вариант с загадками в стихах не менее увлекателен. Оставьте концовку стиха без ответа, ребенок догадается в рифму о каком числе идет речь.

Семь обезьянок по восемь бананов принялись съесть. Сколько бананов съели всего? 56

Игры с малышом помогут закрепить полученные знания. Если ребенок так и не понял, как устроена таблица умножения, то ожидаемого эффекта вы можете не получить.

С легкостью переходим к сложным примерам

Разобравшись с таблицей умножения на 1, 2, 3, 4, 5, 9 и 10 переходим к более сложным примерам – умножению на 6, 7, 8. Эти столбики традиционно вызывают у детей трудности.

Успокойте малыша. Ведь большая часть примеров в этих столбиках он давно уже выучил сам того не подозревая.

7 х 2 – это те же 2 х 7. Он поймет, что от перестановки множителей произведение не меняется.

Вашему ученику останется только запомнить 6 «незнакомых» комбинаций:

Эти примеры ребенок спокойно сможет заучить механически.

Ваши усилия не напрасные

В качестве вспомогательного инструмента в изучении таблицы умножения ребенку можно включить интересные развивающие мультфильмы. Их легко найти в интернете. Малыш хорошо воспримет такую форму подачи материала.

Тренажеры, обучающие программы, увлекательные онлайн-игры, мобильные приложения предназначены для изучения и совершенствования знаний таблицы умножения учениками начальных классов. Подберите для ребенка подходящую на ваш взгляд увлекательную игру, пусть малыш пробует свои силы. А после – продемонстрирует вам свои достижения.

Такой способ может значительно облегчить задачу родителям, если они, конечно, не против подобного времяпровождения малыша.

Все дети уникальны и индивидуальны. Универсального рецепта, как помочь ребенку быстрее освоить таблицу умножения не существует. Перед родителями стоит важная задача – найти правильный подход к своему чаду, заинтересовать и мотивировать его к достижению поставленных целей.

Таблица умножения может оказаться серьезным испытанием, поэтому не стоит торопить, оказывать давление и уж тем более ругать ребенка, когда процесс обучения проходит не так как вы хотели. Вспомните себя в детстве, вы ведь когда-то начинали с таких же самых одновременно простых и сложных шагов.

Без знания таблицы умножения не обойтись, поэтому ее включают в школьную программу уже в начальных классах. Для ученика запоминание дается весьма затруднительно. Дети пугаются, когда учитель показывает на разворот тетради, где столбиками возвышаются примеры, которые нужно выучить.

Поэтому стоит показать, как сделать заучивание быстрым с помощью игр, секретов умножения и полезных алгоритмов.

Таблица умножения (игра, чтобы быстрее выучить алгоритм запоминания, описана далее) придумана очень давно. Существует мнение, что Пифагорову таблицу разработал древний философ и математик. Но подтверждения этому не найдено. Зато известно, что считали с помощью нее уже в древней Японии, где во время раскопок обнаружили деревянные дощечки с частями таблицы (8 век).

Ученые предполагают, что в Японию таблица попала через Китай. В те времена страны тесно взаимодействовали. Японские жители приезжали в Поднебесную для изучения наук. Подтверждает предположение о создании таблицы в Китае находка возрастом не менее 3-х тысяч лет в виде отдельного фрагмента таблицы.

Некоторые специалисты высказывают мысль о том, что таблица торговыми караванами проникла из Китая в Индию, а оттуда уже распространилась во все остальные страны.

Еще одна версия гласит: таблички с числами были найдены еще 5 тысяч лет назад в Месопотамии. Возможно, именно там ее и придумали. К тому же, ее могли придумать в нескольких странах одновременно, ведь уже в то время была понятна необходимость в подсчетах больших чисел.

В каком классе учат таблицу умножения

В российских школах начинают изучать таблицу во 2 классе. А к началу 4 класса преподаватели стараются закончить запоминание. Однако чаще всего применяется стандартный метод – заучивание. Он малоэффективен, поэтому некоторые ученики вплоть до окончания школы подглядывают в ответы на оборотной стороне тетради.

Как научить ребенка умножению

Прежде всего ребенка нужно заинтересовать. Причем стоит начать изучение вместе, а не выполнять лишь роль проверяющего.

Несколько советов, которые помогут быстрее и качественней запоминать Пифагорову таблицу:

  • Стоит заранее подготовить распечатанную таблицу умножения и объяснить, как происходит действие (ответ на умножение находится на пересечении), рассказать основные термины: множители, произведение.
  • Разъяснить ребенку принцип работы таблицы (например, пояснить, что 3 х 2 – это тоже самое, что 3 + 3).
  • Учить материал следует постепенно, небольшими частями. Начинать нужно с самых простых примеров.
  • Следует объяснить ребенку, что от перемены мест чисел в умножении результат не меняется (2 х 4 – это то же самое, что 4 х 2);
  • Искать в таблице закономерности (например, если любое число умножить на 1, то получится это же число).
  • Делать больше повторений. Постепенно пройденный материал может забываться, поэтому его систематически стоит освежать в памяти.
  • Использовать методики запоминания.
  • Не каждому ребенку удается быстро запоминать материал, поэтому родители должны быть спокойны и внимательны. Даже если у ученика не получается что-то усвоить, не следует его заставлять сидеть над уроками дольше.

С чего начать

Сначала нужно дать понять ребенку смысл умножения. Делается это на простейших примерах: 3 х 4 – означает, что цифру 3 нужно взять 4 раза. Когда смысл будет ясен, станет намного проще. На тетрадках сзади обычно пишется таблица столбиками. Лучше отказаться от нее в пользу пифагоровой, где результат находится на пересечении умножающихся цифр. Наглядный метод действует лучше.

Поэтому стоит распечатать таблицу и повесить над столом или в любом месте, где ребенок будет на нее смотреть. Пусть она будет яркой и достаточно большой. Учить начинают с самых маленьких цифр: на 2, потом на 3.

Следует предварительно продумать все способы заучивания. Быстрее запомнить поможет сочетание методов: с помощью карточек, игр, стихов, знания закономерностей.

Полезные материалы для изучения

При запоминании таблицы умножения не лишним будет использование учебных материалов.

  • Шклярова Т. «Как я учила мою девочку таблице умножения». Эта книжка небольшая, по объему меньше тетради. Автор начинает ее тем, что вычеркивает половину таблицы умножения – действует закон перемещения. В первой части книги говорится о том, что такое умножение и деление, четные и нечетные числа, особенности нахождения произведения и частного на 1, 10 и 0, как найти неизвестный множитель и другое. Во второй части рассказывается, как умножать и делить на все числа, объясняются разные нюансы и способы простого запоминания.
  • Самсонова Л. «Табличное умножение ко всем действующим учебникам» . Это пособие строится в строгом порядке изучения: сначала умножение на 2, далее на 3, на 4 и так до 9. Книга содержит много тестов, задач, интересных примеров, раскрасок. После изучения умножения на определенные числа, идет самостоятельная работа для проверки.

  • Лонг Линнет «Великолепное умножение».

Последнее учебное пособие построено на играх, которых насчитывается 28 штук:

  • умножение на пальцах;
  • запоминание с помощью носков;
  • карандашей;
  • углов комнаты;
  • игральных карт;
  • считалок;
  • придумывание сказок;
  • крестики-нолики;
  • цифровое лото и многое другое.

Книга разбита на 3 части – по уровню сложности. Мальчики и девочки удивятся, что для запоминания сложных примеров нужно всего лишь разукрасить медвежонка или выучить считалку.

Карточки

Это простой, но эффективный метод. Следует подготовить карточки с примерами умножения, не вписывая ответы. Они перемешиваются (можно воспользоваться мешочком для лото). Ребенок вытягивает по одной карточке и пытается дать ответ. Если он верный, то карточка убирается в сторону, неправильный – возвращается в мешок.


Карточки помогут быстро выучить таблицу умножения

Разнообразить игру можно так: давать ответы за определенный промежуток времени. Следует выделить 1 мин. (или больше), потом считать, сколько карточек было отгадано. Ребенок захочет улучшить свой результат, что станет стимулом к заучиванию.

Еще один вариант – играть, пока не кончатся все примеры. За каждый неправильный ответ поручать ребенку задание: собрать игрушки, станцевать, поприседать, рассказать стих. Если все карточки будут верно разгаданы, то можно вручить приз в виде сладости.

Играть любят все дети, поэтому, как только они узнают, что можно получить баллы, выиграть шоколадку или победить кого-то (пусть даже самого себя), им становится намного интереснее.

Поэтому, предлагать ребенку учить материал можно такой фразой: «Таблица умножения – игра. Чтобы быстрее выучить, мы будем играть в «карточки, морской бой, в магазин» (смотря что будет взято). Цель – набрать столько-то очков, справиться за такое время, достичь уровня 3 и многое другое».

Стихотворные примеры

С помощью коротких рифмованных строчек можно хорошо запомнить самые сложные моменты.

Можно сочинить простые стишки, которые ускорят ребенку процесс заучивания. Они не обязательно должны быть логичными:


Стоит отметить, что некоторые примеры из пифагоровой таблицы сами собой представляют рифмованные фразы. К ним относятся:

  • Шестью шесть – тридцать шесть;
  • Семью пять – тридцать пять и другие.

Такие вариации не вызывают особого труда в запоминании.

Счет на пальцах

Часто дети прибегают к обороту тетради с таблицей умножения или вовсе пользуются калькулятором, когда забывают сложные примеры. Существует легкий способ счета при помощи пальцев рук.

Таким методом легко перемножать числа на 9. Алгоритм счета:


Пример: нужно умножить 3 на 9. Выставляется рука вперед, подгибается третий палец. Слева от него оказываются 2 пальца – обозначают число 20. Справа получилось 7 пальцев, значит 7 единиц. В итоге вышло 27.

Умножение 9 на 9. Загибается девятый палец. Слева остаются 8 (значит, 80), справа – 1. Получится 81.

Следующий метод поможет умножать числа больше 5. Он сложнее. Допустим, необходимо посчитать, сколько будет 6 на 7. Для этого на левой руке вытягивается один палец (6 больше 5 на 1), другие загибаются. На правой 2 пальца остается (7 больше 5 на 2), остальные прячутся.

Видимые пальцы складываются: 1 + 2 = 3 десятка (то есть 30). Согнутые перемножаются: 4 х 3 = 12. Остается сложить получившиеся числа: 30 + 12 = 42. Ответ найден.

Таблицу умножения ребенок должен учить с удовольствием, поэтому следует заинтересовать его.

Можно сделать это в виде игры-фокуса: дать малышу таблицу и попросить назвать любой пример из нужного столбика. Он задаст, после этого родитель скажет, что умеет считать при помощи собственной руки, быстро покажет всю последовательность. Важно, чтобы учащийся сам захотел научиться умножению. Так процесс будет продвигаться куда быстрее.

Использование игрушек

Таблица умножения (игра, чтобы быстрее выучить алгоритм, может быть предложить ребенку вместо скучного заучивания) лучше усваивается при помощи дополнительных «инструментов». Для этого понадобятся любимые игрушки ребенка.

Суть метода проста: берутся машинки, детали конструктора, мебель из кукольного домика. На основе этого строятся примеры. Допустим, нужно 5 умножить на 3. Тогда перед малышом раскладываются 5 деталей конструктора.

Сообщается, что нужно взять 5 кирпичиков 3 раза, чтобы построить дом. Он берет эти 5 деталей, к ним еще 5, и снова столько же. Потом подсчитывает, что на стройку привезено 15 кирпичей. При помощи такой наглядной практики материал запоминается быстрее.

Если используется метод с игрушками, то не стоит дополнительно нагружать учащегося способом счета на пальцах. Лучше выбрать один вариант, чтобы не запутать ребенка.

Мобильные или онлайн-игры

Современными помощниками являются компьютерные игры. Процесс запоминания проходит весело и незаметно.

Примеры онлайн-игр:

  • «Таблица умножения: пазлы с животными» . Ребенку необходимо собрать картинку. Сделать это можно, лишь решив примеры – они находятся внизу. Вверху экрана располагается рисунок в виде таблицы с цифрами. После решения примера, кусочек пазла перетаскивается на квадрат с полученным числом. В итоге должно открыться изображение животного. В игре можно выбрать режим с умножением на любую цифру.
  • «Таблица умножения: приключения в джунглях». Игрок переносится в мир опасных лесов, в которых живет древнее племя. Один из его представителей – парень Джим, должен получить маску. Но перед этим необходимо справиться с различными испытаниями – рыбалкой, игре на барабанах и стрельбе по мишеням. Ребенок должен помочь маленькому дикарю справиться с препятствиями. Сделать это можно, лишь решая примеры.
  • «Таблица умножения: гонки на скейтборде». Веселая поездка и запоминание примеров сделают обучение незаметным. По дороге мчит скейтбордист, которому постоянно приходится преодолевать преграды. Чтобы помочь ему, следует быстро решать примеры. В игре можно выбрать режим не только на умножение, но и на другие арифметические действия.
  • «Змейка». На зеленом лугу ползает маленький червяк. Повсюду разбросаны цифры – ответы на примеры, которые следует отгадывать. Змейке разрешается съедать только шарики с правильным ответом. Чем больше съедено, тем она длиннее. В игре есть возможность выбора режима – цифры, на которые будет производиться умножение.

Многие игры направлены не на обучение, а на припоминание, то есть предполагается, что ребенок уже запоминал материал, а в ходе игры он просто проверяет себя. Поэтому можно разрешать использовать такой способ после учебы – в качестве заминки.

Морской бой

Таблица умножения (игра, чтобы быстрее выучить, ее может использоваться в виде морского боя) легче запоминается в игровой форме. Согласно правилам, участвует пара игроков. Каждый на листе в клетку чертит два поля: одно для собственных кораблей, а второе – для флота соперника. Для заучивания таблицы вместо букв на одной из сторон пишутся цифры – поле напоминает подобие пифагоровой таблицы.

Начертив корабли, начинается бой. Играть стоит так: называется действие на умножение, например, 2 х 7. Ребенок видит, что на пересечении находится ответ 14, смотрит, есть ли там корабли. Таким образом делаются все ходы.

Еще вариант – называется ответ, допустим, 32. А ребенок смотрит, что это число получается при умножении 4 на 8. Наглядность этого способа упростит запоминание.

Как выучить таблицу умножения, играя в морской бой:

Примеры из жизни

Обучаться будет проще и приятнее, если строить процесс на вещах, которые близки ребенку. Приводить можно примеры из быта. Вместо стандартного вопроса: сколько будет 2 х 3, можно спросить «сколько машин в гараже, если 2 раза заехало по 3 автомобиля?». Для разъяснений используются любые предметы: спички, монетки, кубики и фломастеры.

Можно играть в магазин. Предложить ребенку купить 4 конфеты по 3 руб. Пусть сосчитает, сколько денег понадобится.

Умножение на 1 и 10

Решать примеры с этими числами очень просто. При умножении любого числа на 1 остается это число: 1 х 4 = 4 (то есть единицу взяли 4 раза или четверку 1 раз). Так и со всеми другими случаями: 1 х 6 = 6; 1 х 8 = 8 и так далее. При увеличении числа в 10 раз просто в конце приписывается 0: 5 х 10 = 50; 10 х 28 = 280 и так с любой цифрой.

Умножение на 2

Произведение чисел на 2 показывает удвоение цифры, то есть она берется 2 раза: 2 х 12 = 12 + 12; 5 х 2 = 5 + 5 и так каждое. Поэтому все примеры с удвоением можно считать легкими, ведь сложение дети уже знают.

Умножение на 3

Начать объяснение таблицы на число 3 стоит с простого: 1 х 2 – это значит, что цифру 1 берут 2 раза, то есть 1 + 1. Если взять еще одну единичку, выйдет 1 + 1 + 1. Данный пример заменяется умножением: 1 х 3 или 3 х 1 (от перемены мест множителей результат не изменится).

Тогда выходит, что все остальные примеры умножения на 3 строятся по одному принципу: число удваивается и прибавляется. Например, 6 х 3 – это значит, что 6 умножили на 2 и добавили еще 6. Выглядит это так: 6 х 2 + 6 = 18, то есть 6 х 3 = 18.

Таким образом стоит проделать умножение со всеми числами. Еще можно отметить, что четные результаты умножения на 3 в таблице чередуются с нечетными.

Умножение на 4

Предполагается, что какое-либо число берется 4 раза, например, 3 х 4 можно записать так: 3 + 3 + 3 + 3 = 12, то есть тройку взяли 4 раза. Если переставить местами, получится 4 х 3 = 4 + 4 + 4 – четверку взяли 3 раза. Для объяснения используют пример с ногами животного. Ребенку задается вопрос: сколько ног у кошки? Он отвечает, что 4 (лучше использовать картинку для наглядности с изображением животного).

Если у одной кошки столько ног, значит, получится пример: 4 (ноги) х 1 (кошку) = 4. Далее спрашивается количество ног у двух кошек. Ребенок скажет, что 8. Составляется снова пример: 2 (кошки) х 4 (ноги) = 8. Таким способом можно записать все примеры умножения на 4.

Умножение на 5

Запоминать таблицу умножения на 5 достаточно просто, но если необходимо умножать большие числа, возникают трудности. Чтобы умножить число на 5, нужно разделить его пополам (на 2), потом к ответу просто приписывается 0. Если в результате деления на 2 получилось число не целое, то просто в конце ставится 5 (не обращая внимания на запятую).

Пример: 3258 х 5 = (3258 / 2) и приписывается нолик = 16290.

Умножение на 6,7,8

Существует простой способ счета на пальцах. Пока ребенок не запомнил всю таблицу умножения на большие числа, ему будет полезно научиться такому простому варианту умножения. Итак, кисти поворачивают ладонями к себе. Каждому пальцу на руках присваиваются цифры от 6 до 10 (начинать нужно с мизинца).

Для примера:

  • посчитать произведение 6 на 7. Следует соединить палец под шестым номером левой руки и седьмым – на правой.

Теперь нужно подсчитать: количество пальцев под соединившимися и те, что сцепились. В данном случае один палец внизу и два соединены, вышло 3 пальца. Это будет 3 десятка. Оставшиеся сверху пальцы умножаются: на левой руке четыре и на правой три – 3 х 4 = 12. Так как число больше 9, то десятки и получившуюся цифру складывают: 30 + 12 = 42. Это и будет ответом.

Еще один пример:

  • 8 х 7. Восьмой палец левой руки соединяется седьмым пальцем правой. Вместе с соединенными получится пять пальцев, то есть число 50. Если перемножить оставшиеся, выйдет 6 (единиц). В итоге выходит 56.

Умножение на 9

Умножение на девять с помощью пальцев было рассмотрено выше. На самом деле, здесь стоит запомнить лишь один пример: 9 х 9 = 81. Все остальные относятся к другим числам, ведь от смены мест произведение не меняется. Так, 9 х 8 = 8 х 9, а 9 х 5 = 5 х 9 и так далее.

Чтобы ребенок не пугался огромного количества примеров на развороте тетради по математике, ему стоит сразу рассказать, что можно зачеркнуть табличку больше чем на половину, ведь учить все это не обязательно.

При умножении на 1 и 10 запоминать ответы не нужно. Умножение на 2 – это простое удвоение числа, складывать детей учат раньше. От перемены множителей местами произведение не меняется, поэтому заучивать придется не все.

Секрет Что означает Пример
Произведение на 1 и 10 Умножение на 1 оставляет число в прежнем виде;
на 10 – приписывается ноль
1 х 5 = 5 (число не изменилось);
2 х 10 = 20 (к двойке написали ноль)
Умножение на 2 Число прибавляется к самому себе 30 х 2 = 60 (так как 30 + 30 = 60)
Перемена множителей местами Если при умножении первое число поставить вместо второго, а второе на место первого, то ответ не изменится 6 х 3 = 3 х 6 = 18

Так, из 80 примеров, расположенных на тетрадном обороте, нужно будет выучить всего лишь 36 (остальные вычеркиваются).

Среди представленных методик по работе с таблицей Пифагора и хитростей запоминания можно выделить те, которые помогут быстро и эффективно учить материал, не превратят математику в скучный и неинтересный предмет, а сделают ее подобной игре.

Стоит приложить немного усилий, и ребенку не придется нигде подглядывать даже самые сложные примеры.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: занятия с ребенком: как быстро выучить таблицу умножения

Как быстро выучить таблицу умножения:

Все знают, что таблица умножения — это азы всех математических знаний современного человека. Поэтому так важно, чтобы школьник ее выучил как можно раньше. Многие помнят, как на каждой тетрадке в клетку, с обратной стороны печаталась такая таблица. И не просто так, чем чаще к ней обращается ребенок, тем быстрее он научится считать большие примеры.

СПИСОК ТАБЛИЦ УМНОЖЕНИЯ

Простая таблица умножения в PDF

Этот вариант таблицы умножения подойдет тем, кто бы хотел иметь возможность самому завершить дизайн. Например, можно сделать умножение на каждую цифру своим цветом. А можно поменять расположение столбиков, чтобы получился нестандартный размер листа.

К сожалению, шрифт в этот таблице поменять не получится, так как все цифры были переведены в кривые, зато ваша распечатанная таблица будет иметь точно такой вид, как на уменьшенной копии выше.

Таблица умножения на школьной доске картинкой

Если же вам нужно скачать готовый, завершенный и стильный вариант таблицы умножения, то этот шаблон для вас. Здесь и жирный шрифт, и стильный фон в виде школьной доски зеленого цвета.

Скачать бесплатно горизонтальный вариант, выше представленной таблицы умножения в GIF, можно .

Понятная таблица умножения в Ворде

Если вы привыкли распечатывать из текстового редактора Word, то этот шаблон таблицы умножения подойдет лучше всего. Уравнения набраны в таблице из 12 ячеек с невидимыми границами. При желании, фон каждой ячейки можно разукрасить по своему вкусу. .

Таблица умножения без ответов

Для того, чтобы можно было проверить ребенка, как он знает таблицу умножения, необходимо распечатать ее без ответов. Именно такой вариант мы для вас подготовили. Скачать такую таблицу можно в , или прямо с нашего сайта.

Таблица умножения, как на тетрадке в клетку (Таблица Пифагора)

Таблица умножения считается основной базой для обучения математике в дальнейшем.

Если ребенок в начальных классах хорошо запомнил несложные примеры, то в старшей школе ему будет проще решать алгебраические задачи.

Родители нередко сталкиваются с проблемой запоминания таблицы умножения у школьника. Это связано с невнимательностью ребенка, невозможностью сконцентрироваться, а также с плохой памятью.

Педагоги и психологи уже давно разработали методы быстрого изучения наизусть таблицы.

Чтобы быстро выучить таблицу Пифагора, так еще называют таблицу умножения, к делу стоит подойти с ответственностью. За 5 минут осуществить это реально, однако нужно применить усилия.

Чтобы мгновенно запомнить несложные примеры, необходимо правильно разъяснить ребенку принципы сложения и вычитания цифр. Только имея полное понимание, малыш сможет самостоятельно за 5 минут запомнить числа.

Рассмотрим основные способы быстрого запоминания:

  1. Подготовка. Распечатайте таблицу и покажите ее ребенку. Она может быть представлена двумя видами: в форме таблицы Пифагора и в виде коротких примеров.
  2. Объяснение основы. Принцип умножения можно объяснить вычитанием и сложением одной и той же цифры. Кроме того, если малыш сам определит закономерность – он навсегда запомнит ее.
  3. Маленькие порции. Проще учить таблицу маленькими размерами: сегодня выучите умножение на 6, а завтра переходите к умножению на 7.
  4. Коммутативность. Объясните детям, что от перемены мест множителей результат не изменится. Тогда ребенку станет интереснее, ведь учить придется только половину.
  5. Использование других методик. Обучение может происходить в форме игры, с использованием карточек, пальцев и другими способами, о которых будет сказано ниже.

Самое главное при изучении – не останавливаться на достигнутом. Проверки можно делать в порядке таблицы, а после получения уверенных ответов переходите к проверке в разброс.

Игровые методы

В основе детского обучения находится принцип развития любопытства у ребенка: если малыша заинтересовать, он, сам того не замечая, увлеченно входит в изучение.

Многие родители хотят заставить кроху вызубрить предмет, но такие методы дети переносят плохо.

Подборка запоминания умножения в форме игр:

  1. Карточки. Методика давно зарекомендовала себя при изучении любого школьного предмета и математика не исключение.

    Таким способом легко поддается запоминанию деление, умножение. Лицевая часть карточки содержит пример, обратная часть — ответ: выигранные элементы уходят.

  2. Игра по времени. Задающий оглашает пример и включает таймер. Такой ход сильно мотивирует ребенка к правильному ответу.
  3. Изучение в стихах. Легко поддаются запоминанию примеры, если учить их на слух. Взрослому и ребенку необходимо выучить стишки, которые далее помогут с решением.
  4. Использование игрушек. С помощью игрушек зверей, птиц и других предметов, можно наглядно показать систему.
  5. Морской бой. По полям распишите цифры, а условием для атаки корабля станет ответ умножения. Если ребенок сказал правильно – засчитывайте ему атаку.

Гораздо легче, интереснее происходит обучение, если в него вовлечены все члены семейства.

Важно! Можно придумать поощрительную систему выигрыша за правильный ответ.

Также можно приводить примеры из реальной жизни, спрашивая: сколько лап у четырех кошек, сколько колес у пяти машин.

Таблица умножения на пальцах

Еще одна эффективная методика, позволяющая в короткий срок изучить систему умножения на односложные цифры – на пальцах. Такой способ заключается в присваивании конкретной цифры каждой фаланге руки.

Обратите внимание! Для умножения на 8, 7 и 6 этот метод самый оптимальный.

Чтобы помочь ребенку освоить таблицу, положите его руки ладонями к себе. Каждый палец пронумеруйте числами от 6 до 10. Соединяя две противоположные руки, можно получить ответ на задачу.

Например, соединяя пронумерованные 7 с 8 пальцем получаем: 5 пальцев снизу – это десятки, а 3х2=6 — это единицы, результат 56.

Ниже представлена методика умножения на 9:

Нетрадиционные методы

Одним из распространенных нетрадиционных способов запоминания таблицы является изучение песни.

Многие родители отмечают, что данная методика способствовала быстрому изучению: ребенок мог во сне дать ответ на пример.

Чтобы школьник пришел на урок подготовленным есть и другие методы запоминания:

  1. Презентации. Многие учителя и педагоги начальной школы провели специальные исследовательские работы, где указали такие советы.

    Для начала нужно сократить количество столбиков для запоминания. Изучить умножение на 1 и 10 – легко, а далее стоит рассказать о взаимосвязи и повторениях таблицы.

  2. Онлайн программы. Сегодня разработано много электронных проектов, позволяющих делать тестирование на знание таблицы.
  3. Тренажер. Специальная программа в Интернете, направленная на быстрое изучение.

    Ребенку предоставляется пример и несколько ответов для него. Сбоку указывается количество правильных ответов в процентном соотношении, что дополнительно стимулирует ребенка.

    Если кроха нажимает неверный вариант, проценты снижаются и наоборот. При этом в правильном ответе указывают верный результат.

Дети хорошо запоминают рифмы, еще лучше они умеют сочинять истории. Задача родителей составить рифму так, чтобы кроха сам запомнил это умножение.

В дальнейшем необходимо спрашивать малыша этот стих: начинайте произносить стих, а малыш его продолжит – так таблица поддастся изучению легче и быстрее.

Полезное видео

Как научить ребенка умножению быстро и легко, чтобы уже с начальных классов он хорошо решал разные математические задачи? Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получал всестороннее развитие, без помощи ему не обойтись.

В наш век изобилия информации можно найти множество вспомогательных материалов – карточки, курсы в игровой форме, аудио- и видеопрограммы и многое другое, однако ни один из способов не является универсальным. Все дети по-своему уникальны, поэтому и подход к каждому нужен индивидуальный. В нашей статье мы предлагаем вам несколько способов освоения таблицы умножения. Изучив их, вы сможете подобрать наиболее эффективный для вашего ребенка.

Методов изучения таблички сейчас достаточно - нужно лишь подобрать самый подходящий для ребенка

Важный подготовительный момент

Когда дети начинают изучать таблицу умножения, они уже имеют представление о более простых арифметических действиях – сложении и вычитании. Теперь нужно объяснить им, в чем суть действия умножения. Ранее освоенные навыки помогут вам в этом.

В чем заключается принцип умножения? Это многократное сложение. Например, чтобы умножить 4 на 3, нужно 3 раза сложить 4 (4+4+4). Освоив это, ребенок будет допускать меньше ошибок в дальнейшем процессе обучения.

Кроме того, дети должны понимать и то, как ориентироваться в устройстве таблицы. Нужно объяснить, что произведением является число на пересечении строки и столбца.

Начало

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Большая таблица с множеством чисел может привести ребенка в уныние, если не совсем отбить желание учиться. По этой причине начинать лучше с самых простых примеров. Чтобы справиться с ними, не нужно прилагать больших усилий. К тому же ребенок сможет выполнить их самостоятельно, тогда часть работы будет уже проделана:

  1. Умножаем на 1. Любое число при этом остается тем же самым числом.
  2. Что нужно сделать, чтобы умножить на 10? Достаточно всего лишь в конце числа поставить 0.
  3. Умножение на 2 – это сложение двух одинаковых чисел. По крайней мере, с простыми числами дети уже умеют совершать такие действия, когда приступают к изучению умножения.
  4. Перемена множителей. Это так называемый переместительный (коммутативный) закон умножения. То есть, если переставить местами множители, произведение не изменится. Таким образом, получается, что нужно выучить лишь половину таблицы.

Как видите, картина становится более оптимистичной. Ребенок это тоже заметит и дальше будет работать с большим энтузиазмом, чем в начале.


Ребенок должен прежде всего понять, что умножение - это знакомое ему сложение, только многократное

Целенаправленное запоминание

После освоения самых простых значений можно продвигаться дальше. Чтобы справиться с более сложными множителями, понадобится подключить другие приемы – повторять, дробить на части, выстраивать ассоциации, применять знания на практике. Теперь уже для запоминания понадобится многократное повторение действий и значений.

Мнения педагогов расходятся в вопросе последовательности действий. Некоторые придерживаются методики, когда сначала осваиваются самые сложные примеры, а затем более простые. Практика же показывает, что такой способ годится далеко не для всех и часто может даже вызывать определенный стресс у учеников. Оптимальным вариантом считается научить их сначала более простым действиям и в конце – самым сложным. Чем это объясняется? При умножении небольших чисел (например, 3 на 3) ребенок может проверить себя на пальцах - в начале обучения это прием полезен. Если же сразу обязать детей запомнить произведение 8 на 9, то это будет просто механическое запоминание без применения на практике. Такая методика может запросто демотивировать.

Квадраты чисел

Новый этап в освоении таблицы умножения начинаем с квадратов чисел. Вывести квадрат числа – это значит умножить его на самое себя. Квадратов в таблице всего 10, запомнить их не так сложно (во многом это благодаря тому, что какие-то из них зарифмованы – например, «пятью пять – двадцать пять»). Квадрат 10 на 10 запомнить вообще ничего не стоит.


Чтобы ребенок действительно понял, а не только запомнил табличку, начинать изучение каждого ряда нужно с квадрата

Умножение на 3

Здесь уже дело обстоит немного сложнее. Если вы заметили, что ребенку не дается запоминание каких-то действий, проанализируйте его наклонности и подключайте те вспомогательные материалы, которые подойдут в вашем конкретном случае. Для многих детей идеально подходят карточки. В случае же с гуманитарным складом ума хорошо использовать уроки в стихотворной форме (об использовании специальных стихов для запоминания мы подробно расскажем в разделе ниже).

Умножение на 4

Здесь будет немного проще. Предложите ребенку попробовать самому логически выстроить то действие, и он наверняка догадается, что умножить на 4 – это то же самое, что 2 раза умножить на 2. Если же он будет затрудняться, вы легко объясните ему это. Карточки и стихи также будут полезны на данном этапе освоения материала.

Умножать на 5 также несложно, детям обычно нравится эта часть обучающего процесса. Во-первых, все значения этого умножения расположены друг от друга через 5 чисел. Во-вторых, заканчиваются они на 5 или на 0. В конце четных чисел, умноженных на 5, будет стоять 0, а нечетных – 5. Как видите, все просто.


Если рассмотреть произведения умноженных на 5 чисел, можно увидеть - все они заканчиваются на 5 или 0

Умножение на 6, 7, 8 и 9

Последний этап в освоении таблицы умножения – самый сложный, но состоит он из запоминания всего шести произведений. Чтобы хорошо их запомнить, придется потрудиться, ведь даже многие взрослые путаются с ответами.

Чтобы ребенку было проще, используйте карточки, причем не 6, а 12. С таким набором карточек вы сможете практиковаться с переменой мест множителей, а это значительно облегчит запоминание.

Игра с карточками

Обучение в виде игры для детей просто необходимо. Оно выполняет главную функцию – способствует возникновению интереса. Если ребенок заинтересуется процессом, это уже будет практически гарантией того, что он успешно его освоит.

Несмотря на то, что сейчас существует много более современных вспомогательных приспособлений и материалов (программы, онлайн-игры, звуковые плакаты и другие), обыкновенные карточки не теряют своей популярности. Они доступны всем и просты в применении. Если даже вы используете разные методики изучения таблицы умножения, карточки помогут вам на любом этапе.

Первым делом вам нужно распечатать карточки или нарезать и заполнить вручную. Желательно наклеить их на картон для лучшей сохранности в ходе эксплуатации. На каждой карточке нужно написать пример из таблицы умножения. Ответ писать не нужно.

В чем заключается сама игра? Поскольку подключать карточки вы будете с любого, даже самого раннего этапа обучения, то на каждое занятие нужно отбирать те примеры, которые соответствуют сегодняшнему плану. Затем карточки перемешиваются, и ребенок наугад вытаскивает любую из стопки. Ему нужно прочитать пример и назвать правильный ответ. После этого карточка откладывается в сторону и вытаскивается другая. Если ребенок ответил неправильно, карточка возвращается в стопку. При этом обязательно озвучивайте правильный ответ, чтобы ребенок его запомнил и ответил правильно, когда повторно вытащит эту карточку.


Для заблаговременного обучения малыша достаточно распечатать набор карточек

Преимущества такого простого процесса:

  1. Подключается зрительная память. Детям, особенно визуалам, будет гораздо легче выучить даже самые сложные примеры.
  2. Запоминание при таком подходе дается намного лучше. Осуществляется многократное повторение в диалоговой форме, а не простая зубрежка.
  3. Результат от проделанной работы ребенок видит сразу. У него появляется стимул быстрее закончить игру и выйти победителем, не оставив ни одной карточки в стопке. В таком игровом подходе можно устроить соревнование, подключив еще одного ребенка.

Другие приемы изучения

Чем больше приемов вы будете иметь в запасе, тем успешнее будет продвигаться процесс изучения вашим ребенком таблицы умножения. Разные способы можно применять не только в зависимости от склада ума детей, но и от уровня сложности конкретно взятого урока. Вам просто нужно постоянно анализировать ситуацию и ориентироваться в ней, тогда вы сможете доступно объяснить даже самый сложный пример, а ваш ребенок – быстро выучить его. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких приемов. Они ничуть не сложнее игры с карточками.

Примеры из практики

Чтобы найти наглядные примеры для обучения, не нужно далеко ходить – множество них находится рядом с вами в обычной повседневной обстановке. Проявите наблюдательность и немного пофантазируйте, тогда ваш ребенок сможет выучить таблицу умножения не только с легкостью, но и с большим интересом.

Сколько понадобится колесиков для 3 машинок? Сколько нужно посадить цветов на 3 клумбы, если на каждой их помещается 8? Сколько всего лапок у 4 плюшевых медведей? Как видите, вариантов множество. Можно предложить ребенку самостоятельно найти их или задавать задачи на умножение другу, беря примеры из домашней обстановки.


Отличная идея - обучать ребенка при помощи его же игрушек, бытовых предметов, сладостей и так далее

Примеры повышенной сложности

Более сложным примерам и тем, которые ребенку трудно даются, уделяйте максимум внимания. При этом не перегружайте детскую память – чередуйте простые и сложные. Когда увидите, что материал освоен, переходите к другому. Не старайтесь выложить сразу всю информацию для запоминания, разделите ее на несколько подходов.

Умножение на пальцах

Пользуясь этим приемом, можно освоить всю таблицу умножения, но наиболее популярным в этом случае является умножение на 6, 7, 8 и 9. Использовать его можно дополнительно на любых уроках, но имейте в виду, что прежде чем показывать такую игру ребенку, вам нужно самому хорошо разобраться и выучить ее принцип.

На стол кладем бумагу, сверху – руки пальцами горизонтально друг к другу. Обводим контуры рук и нумеруем пальцы таким образом: большой – 5, указательный – 6, средний – 7, безымянный – 8, мизинец – 9. Эти контуры пригодятся, когда мы будем смещать руки в ходе процесса. Теперь выбираем пример, который нужно решить: пусть это будет умножение 7 на 8. Средний палец левой руки будет обозначать 7, а безымянный правой – 8. Их нужно соединить и сдвинуть руки к краю стола. Пальцы перед соединенными, которые при этом свесятся вниз, будут обозначать десятки, а все остальные пальцы, которые останутся лежать на столе – единицы. Теперь считаем. Пальцев внизу 5 – значит, десятков 5. Пальцы же, которые лежат на столе, нужно перемножить. На левой руке их 3, а на правой – 2. Теперь 3 умножаем на 2 – получаем 6 единиц. Ответ – 56.

Теперь умножение на 9. Положите руки рядом на стол, чтобы пальцы располагались вертикально. Каждый палец нужно пронумеровать от 1 до 10 слева направо. Можно сделать это на бумаге, чтобы не запутаться. Мизинец левой руки – это 1, а мизинец правой – 10. Теперь загибаем палец с числом, которое хотим умножить на 9. Например, это будет 5. Пальцы слева от него будут десятками, а справа – единицами. Ответ – 45.

Изучение таблицы умножения при помощи рифмы (стихотворений)

Этот прием запоминания относится к мнемотехническим. В приемах мнемотехники абстрактные понятия заменяются представлениями, основанными на каком-либо чувственном восприятии (в данном случае – аудиальном). То есть такой прием является по большей часть психологическим.

Этот способ запоминания информации любят все дети, независимо от склада ума и характера. Почему? Рифма хорошо и быстро запоминается, стихотворения живописно иллюстрируют содержание и учить короткие веселые стишки куда более интересно, чем механически зубрить пусть даже несложные примеры.

Однако основывать на этом приеме весь процесс не стоит, иначе вы рискуете перегрузить память ребенка излишним заучиванием. Мы бы порекомендовали использовать его в наиболее сложных случаях, чтобы снять напряжение и добавить в процесс элемент игры. При желании можно даже подключить картинки, иллюстрирующие какой-либо пример в стихах.

Найти стихотворную таблицу умножения несложно, существует несколько вариантов разных авторов. Мы приведем примеры задач, которые обычно вызывают затруднения у всех. Некоторые примеры из книги Александра Усачева «Таблица умножения в стихах»:

  • 6 х 9: Нам не жалко булок. Рот откройте шире: Шестью девять будет - Пятьдесят четыре.
  • 7 х 8: Раз олень спросил у лося: - Сколько будет семью восемь? - Лось не стал
    в учебник лезть: - Пятьдесят, конечно, шесть!
  • 8 х 9: Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять - семьдесят два.